Научная статья на тему 'Основные факторы достижения академической успешности студентов'

Основные факторы достижения академической успешности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ВОЛЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЛЮБОВЬ / ACADEMIC SUCCESS / PERSONALITY / VALUES / WILL / OUTLOOK / LOVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ситаров Вячеслав Алексеевич, Пашкова Ольга Александровна

Рассматриваются факторы достижения академической успешности, формирования и становления личности. Отмечается значение истинных духовных ценностей для человека; подчеркивается ценность и уникальность личности. Излагаются качества личности разумность, свобода, творчество, духовность, нравственность. Личность своим мировоззрением и внутренней жизнью обращена к миру ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FACTORS FOR ACHIEVING ACADEMIC SUCCESS OF STUDENTS

Factors of achievement of academic success, formation and formation of personality are considered. The importance of true spiritual values for man is noted, the value and uniqueness of the individual is stressed. The qualities of the individual are stated mindfulness, freedom, creativity, spirituality, morality. The personality, through his worldview and inner life, is drawn to the world of values.

Текст научной работы на тему «Основные факторы достижения академической успешности студентов»

УДК 159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10184

ББК 88 © В.А. Ситаров, О.А. Пашкова, 2020

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ

Вячеслав Алексеевич Ситаров, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы, доктор педагогических наук, профессор

Московский гуманитарный университет (111395, Москва, ул. Юности, д. 5)

E-mail: sitarov@mail.ru

Ольга Александровна Пашкова

Московский городской педагогический университет (129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4) E-mail: olga.a.pashkova@mail.ru

Научный руководитель: доцент департамента психологии, кандидат психологических наук Е.М. Листик

Аннотация. Рассматриваются факторы достижения академической успешности, формирования и становления личности. Отмечается значение истинных духовных ценностей для человека; подчеркивается ценность и уникальность личности. Излагаются качества личности — разумность, свобода, творчество, духовность, нравственность. Личность своим мировоззрением и внутренней жизнью обращена к миру ценностей.

Ключевые слова: академическая успешность, личность, ценности, воля, мировоззрение, любовь.

MAIN FACTORS FOR ACHIEVING ACADEMIC SUCCESS OF STUDENTS

Vyacheslav A. Sitarov, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Moscow University for the Humanities (111395, Moscow, ul. Yunosti, d. 5) E-mail: sitarov@mail.ru Olga A. Pashkova

Moscow City Pedagogical University (129226, Moscow, 2-y Sel'skokhozyaystvennyy pr-d, d. 4) E-mail: olga.a.pashkova@mail.ru

Research supervisor: Associate Professor of Department of Psychology, Candidate of Psychological Sciences E.M. Listik

Abstract. Factors of achievement of academic success, formation and formation of personality are considered. The importance of true spiritual values for man is noted, the value and uniqueness of the individual is stressed. The qualities of the individual are stated — mindfulness, freedom, creativity, spirituality, morality. The personality, through his worldview and inner life, is drawn to the world of values.

Keywords: academic success, personality, values, will, outlook, love.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ситаров В.А., Пашкова О.А. Основные факторы достижения академической успешности студентов. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3):263-266.

Основными факторами достижения академической успешности студентов являются:

♦ целостное формирование личности на основе истинных духовных ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

♦ развитие способностей, качеств, мировоззрения и жизненной позиции личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

♦ становление духовно-нравственной личности в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Рассмотрим более подробно данные направления академической успешности.

1. Целостное формирование личности на основе истинных духовных ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности.

Формирование личности — это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности.

Киприан Ященко (игум.) считает, что человек стремится к идеалу, к Богу, к высшим ценностям, пытается освободиться от обыденности, т.е. одухотвориться [10, с. 19]. Для В.Н. Беляевой [1, с. 43] истинные ценности — это основной ориентир общества и человеческий базис. Н.С. Катунина полагает, что, позна-

вая истинные духовные ценности, человек преображается духовно и получает свой духовный опыт [8, с. 22]. И.А. Соловцова добавляет, что приобретая истинные ценности, человек духовно растет [7, с. 77]. Р.Г. Яновский истинными ценностями называет: истину, духовность, нравственность, патриотизм, ценность, добро, любовь, красоту, дружбу [9, с. 375]. Ценности социальные — общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом [4, с. 358].

Приобретение истинных ценностей мотивирует человека на достижение цели, способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Мотивация достижения есть потребность личности всеми доступными средствами достичь желаемого результата.

Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновении разнообразных эмоций и чувств [4, с. 358]. Интеллектуальность выражается в способности человека усваивать предлагаемый материал, решать возникающие перед ним задачи и ориентироваться в новой ситуации.

В.В. Зеньковский выделяет три моральных чувства — любовь к людям, стыд и совесть. «Эти три чувства, — пишет он, — вносят в нашу душу моральный опыт, создают в нас непосредственное моральное ориентирование, дают моральную оценку в отношении трех основных объектов моральной жизни — в отношении к самой личности, в отношении к другим людям, в отношении к культуре как системе жизни, как к продукту активности» [2, с. 151]. Обладая чувством стыда, человек различает в себе добро и зло. Совесть помогает человеку оценивать свои действия.

Любовь позволяет нам увидеть в людях доброе, сострадать и дарить им радость [6, с. 8].

Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Это значит, что человек, с учетом истинных ценностей, сознательно настраивает себя на достижение академической успешности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

Основными компонентами достижения академической успешности с помощью волевых действий являются:

♦ побуждение к совершению волевого действия (в роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы, нацеливающие человека на получение академических знаний и успешную их реализацию);

♦ представление и осмысление цели действия, средств для ее реализации (для достижения академической успешности включается определенный стимул волевого действия, выражающийся в реализации способностей человека, установлении различных связей во взаимоотношении с людьми);

♦ намерение осуществить данное действие (необходимо волевое усилие человека на принятие решения по реализации академической успешности);

♦ выполнение принятого решения (студент приступает к практическому осуществлению принятого решения; он строит свое поведение таким образом, чтобы существующий замысел воплотился в академической успешности; студент не только действует, он проявляет волю, контролирует свои действия. В каждый момент он анализирует свои знания и деятельность для эффективного достижения академической успешности).

2. Развитие способностей, качеств, мировоззрения и жизненной позиции личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Личность имеет творческую выраженность, проявляется в определенных способностях человека. Творческие способности рассматриваются в педагогике и психологии как характеристики личности, детерминированные мотивацией, ценностями, личностными качествами (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, А. Танненбаум и др.); как относительно независимые от интеллекта факторы (Я.А. Пономарев, К. Тейлор и др.); в проявлении интеллекта (В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и др.).

Личность человека ценна, уникальна, обладает способностью преодолевать себя. Основные качества личности — разумность, свобода, творчество, духовность, нравственность.

Качества личности — совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде [5, с. 117].

Человек стремится к познанию истинных ценностей, участвует в какой-либо деятельности. Его сознание обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение духовных и матери-

альных потребностей. Сама же деятельность выступает при этом формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать себя и успешно строить отношения с окружающими людьми.

Личность связана с каким-либо объектом, включена в порядок жизни своим мировоззрением и внутренним состоянием.

Мировоззрение — это общее осознание существующего мира, его начала и конца, особенного предназначения человека в нем. Мировоззрение выступает как способ осмысления, понимания окружающей нас действительности. Оно является связью между существующими знаниями, понятиями и идеями. Мировоззрение определяет взаимоотношения человека с миром, его предназначение и поведение. Мировоззрение представляет собой базис и основу структуры личности; соответственно, без идеала, без истинных духовных ценностей и убеждений не может быть и полноценной личности.

С.Ю. Дивногорцева в структуре мировоззрения выделяет следующие компоненты:

♦ познания как овладение необходимой информацией, осведомленность о принятых нормативах поведения, деятельности и т.п.;

♦ эмоционального, личного отношения ко всему усвоенному;

♦ волевой готовности к действию (в соответствии с имеющимися взглядами и нормами) [2, с. 140].

Мировоззрение содержит в себе конкретную систему знаний. Знания, перешедшие в жизненную позицию личности, называют убеждениями.

Жизненная позиция личности — это сложившиеся моральные принципы и ценностные установки, определяющие поведение человека [5, с. 90]. Для того чтобы знания выразились в твердые убеждения, вошли в систему знаний, взглядов и ценностных ориентаций личности, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний.

Формирование мировоззрения — это накопление жизненного опыта человека, вырабатывание у него определенного отношения к понятиям и явлениям, установление иерархии ценностей.

3. Становление духовно-нравственной личности в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Каждый человек — это создание Творца. Человек занимает определенное место в обществе, выполняет конкретную общественно-полезную деятельность и

отличается от другого человека присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками. Понятие личности отражает как физиологические, так и духовно-нравственные характеристики человека, включает его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

Сегодня педагогика и психология трактует личность как социально-психологический феномен, который формируется благодаря общественной жизни и деятельности. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношении с людьми, именно эти отношения формируют его личность.

Рассматривая личность как духовно-социальный феномен, следует отметить целостность ее развития во взаимосвязи индивидуального и социального. В таком понимании личность развивается в единстве интеллектуальных, аксиологических и коммуникативных сфер. Развитие человека должно происходить в согласовании с глубинными психическими процессами. Обращает на себя внимание иерархическая модель потребностей в развитии личности, предложенная в гуманистической психологии А. Мослоу. С его точки зрения, все потребности человека, начиная с раннего возраста, в том числе и высшие, являются ин-стинктными, т.е. врожденными.

Однако, представитель православной педагогической школы, педагог С.Ю. Дивногорцева, отмечает, что основой духовно-нравственного воспитания детей в семье является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они, по мере своего возрастания, будут участвовать. Основная задача такого воспитания, с позиции православной педагогической культуры, — вложить в сердца детей начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, войдя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя, членами Церкви [3, с. 56].

Духовно-нравственное воспитание говорит о необходимости становления личности, имеющей волю, склонную к добру. С.Ю. Дивногорцева говорит о наличии духовно-нравственной окружающей среды и педагогических условий, каковыми являются:

♦ опора духовно-нравственного воспитания на абсолютные ценности;

♦ ценностное наполнение образования и воспитания через создание и введение в школы базового курса нравственного содержания;

♦ создание и развитие в общеобразовательных школах системы воспитания, основанной на приоритете духовно-нравственных ценностей;

♦ более широкого использования существующего опыта духовно-нравственного воспитания в духовно-просветительских центрах в системе дополнительного образования;

♦ совместная работа государства, Церкви и школы по совершенствованию семейного воспитания;

♦ защита детей от пагубного воздействия СМИ [3, с. 60].

Итак, наличие всех перечисленных факторов зависит от возможностей и желания общества в их создании. И в этом смысле справедливы слова о том, что духовно-нравственное становление личности происходит в определенном социокультурном образовательном пространстве, особое место в котором занимает духовно-нравственная деятельность, обеспечивающая накопление духовно-нравственного опыта, и именно она может стать условием духовно-нравственного становления.

Для педагогической практики наибольший интерес здесь представляет духовно-нравственная деятельность человека как одно из условий его духовно-нравственного становления. Включение студента в деятельность, обеспечивающую накопление духовно-нравственного опыта, является важнейшим педагогическим фактором его духовно-нравственного воспитания.

Внутренним психологическим фактором достижения академической успешности является способность человека к самосовершенствованию и осознанию самого себя, но, прежде всего, своих недостатков, порочных наклонностей, искреннего желания к исправлению и доброму поведению.

Таким образом, смысл академической успешности студента заключается в приобретении знаний, истинных духовных ценностей, сформированного мировоззрения для практической деятельности в своей жизни.

Литература

1. Беляева В.Н. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Дисс... докт. пед. наук. М., 1999.

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПСТГУ, 2008.

3. Дивногорцева С.Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2007. № 4 (7). С. 56.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика. М., 2004.

5. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002.

6. Ситаров В.А. Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» // Педагогика. Общество. Право. 2012. № 3 (3). С. 8.

7. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теории, технологии. Волгоград: Перемена, 2006.

8. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Моногр. / Под ред. О.И. Кирикова. Кн. 18. Воронеж: ВГПУ, 2009.

9. ЯновскийР.Г. Патриотизм. О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству. М., 2004.

10. Ященко Киприан (игум.). Духовно-нравственная культура в школе. М.: ИЭОПГКО, 2009.

References

1. Belyaeva V.N. Teoriya i praktika dukhovno-nravstven-nogo stanovleniya i razvitiya lichnosti uchitelya v svetskoy i pravoslavnoy pedagogicheskoy kul'ture: Diss... dokt. ped. nauk. M., 1999.

2. Divnogortseva S.Yu. Dukhovno-nravstvennoe vospi-tanie v teorii i opyte pravoslavnoy pedagogicheskoy kul'tury. M.: PSTGU, 2008.

3. Divnogortseva S.Yu. Mesto dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v obshchey strukture soderzhaniya obrazovaniya // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. 2007. № 4 (7). S. 56.

4. Krys'ko V.G. Psikhologiya i pedagogika. M., 2004.

5. MardakhaevL.V. Slovar' po sotsial'noy pedagogike: Ucheb. posobie. M.: Akademiya, 2002.

6. Sitarov V.A. Problemy realizatsii zapovedi «Vozlyubi blizhnego kak samogo sebya» // Pedagogika. Obshchestvo. Pravo. 2012. № 3 (3). S. 8.

7. Solovtsova I.A. Dukhovnoe vospitanie v pravoslavnoy i svetskoy pedagogike: metodologiya, teorii, tekhnologii. Volgograd: Peremena, 2006.

8. Filosofiya, vera, dukhovnost': istoki, pozitsiya i ten-dentsii razvitiya: Monogr. / Pod red. O.I. Kirikova. Kn. 18. Voronezh: VGPU, 2009.

9. YanovskiyR.G. Patriotizm. O smysle sozidayushchego sluzheniya cheloveku, narodam Rossii i Otechestvu. M., 2004.

10. Yashchenko Kiprian (igum.). Dukhovno-nravstven-naya kul'tura v shkole. M.: IEOPGKO, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.