Научная статья на тему 'Развитие личности военнослужащего в процессе патриотического воспитания'

Развитие личности военнослужащего в процессе патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА / ORTHODOX FAITH / MILITARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашков В. И., Чирков Ю. В.

С православной точки зрения рассматривается развитие личности как последовательное очищение сердца человека, освящение ума, укрепление воли и улучшение духовно-нравственного и физического его состояния. Дается краткая характеристика понятиям человек, индивид, личность, воспитание. Утверждается, что патриотическое воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и традициях российской армии, на сущностной природе человека, уделяется внимание патриотическому воспитанию военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the person of the military in the process of patriotic education

From the Orthodox point of view determined the development of the person as a sequences of the purified human heart, the sanctification of the mind, strengthen of will and improve the spiritual, moral and physical condition of his. A brief description of the concept of man, the individual, personality, upbringing. It is argued that patriotic education based on universal human values and traditions of the Russian army on the essential nature of man, attention is paid to the patriotic education of military.

Текст научной работы на тему «Развитие личности военнослужащего в процессе патриотического воспитания»

355.233.231.1(470+571) ББК 74

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,

Московский гуманитарный университет кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]; ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ ЧИРКОВ, аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета E-mail: [email protected]

Научная специальность 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования

Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор Ситаров В.А.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. С православной точки зрения рассматривается развитие личности как последовательное очищение сердца человека, освящение ума, укрепление воли и улучшение духовно-нравственного и физического его состояния. Дается краткая характеристика понятиям человек, индивид, личность, воспитание. Утверждается, что патриотическое воспитание основывается на общечеловеческих ценностях и традициях российской армии, на сущностной природе человека, уделяется внимание патриотическому воспитанию военнослужащих.

Ключевые слова: развитие, воспитание, военнослужащий, личность, православная вера.

Аnnotation. From the Orthodox point of view determined the development of the person as a sequences of the purified human heart, the sanctification of the mind, strengthen of will and improve the spiritual, moral and physical condition of his. A brief description of the concept of man, the individual, personality, upbringing. It is argued that patriotic education based on universal human values and traditions of the Russian army on the essential nature of man, attention is paid to the patriotic education of military.

Keywords: development, education, the military, the personality, the Orthodox faith.

Развитие личности происходит в процессе всей жизни человека, начиная с рождения и до самого пожилого возраста. В каждом человеке заложены определенные способности и дарования, которые в процессе своей деятельности раскрываются и совершенствуются. Для развития способностей и личностных качеств человека существует немало условий. Главным условием развития личности является наличие процесса воспитания личности. Педагог В.И. Жуков пишет, что в узком смысле слова воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того, чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам [4, с. 210]. Ученый А.В. Волочай воспитание рассматривает как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исто-

рического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду [3, с. 5]. Известный педагог И.П. Подласый определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности [8, с. 660].

С точки зрения содержания воспитание классифицируется по различным основаниям. В зависимости от того или иного аспекта выделяют гражданское, идейное, политическое, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, семейное, трудовое, профессиональное, экологическое, экономическое воспитание и т.п.

В нашей работе более подробно рассмотрим патриотическое воспитание военнослужащих. Патриотическое воспитание военнослужащего в современных условиях считается приоритетным направлением деятельности каждого руководителя. Поэтому психологическая и профессиональная подготовленность

командиров сводится к тому, чтобы осуществлять воспитательную работу в подразделении в соответствии с общими целями воспитания и в интересах решения стоящих задач. Эта воспитательная работа является определяющим фактором эффективного управления и достижения высоких показателей слу-жебно-боевой подготовки и твердой воинской дисциплины в коллективе.

По мнению педагога В.И. Жукова, патриотическое воспитание направлено на распространение среди коллектива конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических идей, утверждение в сознании чувства долга, чести, совести, любви к Родине, гордости за Отечество, готовности к его защите. Оно предполагает непримиримость к проявлениям национализма, шовинизма, сепаратизма, национального эгоизма [4, с. 219].

Содержание патриотического воспитания основывается на общечеловеческих ценностях [11, с. 136] и традициях [10, с. 43] российской армии, на сущностной природе человека. Средой, в которой изначально и приоритетно происходит реализации патриотического воспитания военнослужащих, является воинский коллектив, в котором аккумулируются отношения начальников и подчиненных. Все составные части патриотического воспитания военнослужащих отражают содержательную сторону единого процесса, построенного на основе идей Российского государства, многовековой практики Вооруженных Сил. Комплексность воспитания дает возможность формировать человека как целостный феномен, в котором гармонично развиваются и совершенствуются все его характеристики — индивидуальность, индивид, личность, субъект труда [9, с. 305], а с духовной точки зрения — образ и подобие Божие. Процесс патриотического воспитания можно представить следующим образом: включение человека в систему отношений всех субъектов воспитания; приобретение и совершенствование комплекса социально ценностных качеств военнослужащего [11, с. 35], связей и взаимоотношения в коллективе; эффективное влияние на показатели служебно-боевой подготовки своего подразделения, совершенствование воспитательного процесса.

Основу структуры процесса патриотического воспитания составляют следующие элементы: субъект воспитания, объект воспитания, цель воспитания, система отношений, система взаимодействий, система взаимосвязей между элементами, входящих в структуру процесса воспитания. Анализ данных

элементов патриотического воспитания способствует более глубокому пониманию психолого-педагогического механизма формирования у военнослужащих тех или иных качеств.

В современных условиях процесс патриотического воспитания — это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели и поставленных задач.

Воспитательный процесс характеризуется длительностью (длится всю жизнь), многофакторностью (наличие многочисленных объективных и субъективных факторов), непрерывностью (непрерывное систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников), комплексностью (единство целей, задач, форм, методов, средств, содержание воспитательного процесса), сложностью (личность попадает в различные ситуации и испытывает определенные нагрузки).

Определить место и роль патриотического воспитания можно определить лишь, соотнеся его с таким понятием как развитие.

По мнению педагога А.В. Мудрика, развитие определяется как реализация имманентных (внутренних присущих) задатков, свойств человека [6, с. 3]. Развитие военнослужащего во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат усвоения и воспроизводства ценностей военной службы, а также саморазвития и самореализации.

С православной точки зрения, развитие можно определить как последовательное очищение сердца человека, освящение ума, укрепление воли и улучшение духовно-нравственного состояния и физического его мастерства.

Главная цель развития человека заключается в том, чтобы он стал совершенной личностью. Обратим внимание на понимание понятий «человек», «индивид» и «личность». Ученый Н.А. Березовин характеризует человека как биологическое существо [1, с. 40], а индивида — существо, принадлежащее к человеческому роду [1, с. 41]. Ученый В.П. Каширин пишет, что личность — это конкретный человек в совокупности таких духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объект общественного развития и как субъект поведения и деятельности преобразования действительности на основании познания и отношений к ней [5, с. 82]. Педагог Ю.В. Василькова определяет личность как социальное явление [2, с. 44]. Личность, по мнению психо-

лога П.И. Пидкасистого, является субъектом социальных отношений и сознательной деятельности, относительно устойчивой системой поведения индивида, построенной на основе его включенности в социальный контекст [7, с. 771]. Н.А. Березовин рассматривает личность как социальное существо, принадлежащее к человеческому роду. Личность — социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль [1, с. 336].

Очень важно в патриотическом воспитании авторитет личности воспитателя, благодаря которому может успешно сформироваться личность воспитанника. В современной военной педагогической науке выделяются несколько типовых позиций, которые свойственны командирам, воспитателям и педагогам. Согласно этой типологии воспитатель может быть: отцом-командиром (строгость и требовательность командира (воспитателя) сочетается с любовью [12, с. 4] и уважением личного достоинства подчиненного (воспитанника); диктатором (во время общения с воспитанниками проявляет насилие и унижение личного достоинства военнослужащего); другом (проникает в душу военнослужащему, оказывает ему помощь на занятиях и в повседневной жизни); информатором (отношения ограничиваются сообщением норм, правил и требований военной службы); советчиком (определяет принятие решение военнослужащим уговорами и советами); просителем (просит военнослужащего быть дисциплинированным, исполнительным и надежным человеком); вдохновителем (своей энергией, авторитетом, способностями увлекает военнослужащих на активную деятельность в достижении поставленных целей и задач).

Большинство из указанных выше характеристик личности воспитателя могут принести положительные результаты в воспитательной работе с военнослужащими. Однако необходимо отметить, что наибольший эффект развития личности в патриотическом воспитании военнослужащих достигается с помощью православной веры. С точки зрения православия, истинным Учителем и Наставником является Господь Иисус Христос. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23,8,10). Так, Господь Иисус Христос является Просветителем каждого человека на земле. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего

в мир» (Ин. 1,9). Однако это не исключает активной деятельности и не снимает ответственности ни с воспитателей, ни с воспитанников. Сам Господь прошел путь воспитания с детства у родителей своих Иосифа и Марии. «И пришел в Назарет, где был воспитан...» (Лк. 4, 16).

Командиры и воспитатели должны помнить, что в патриотического воспитания военнослужащих, они являются исполнителями Божией воли, соработни-ками Бога, с православной точки зрения воспитатели должны стремиться стать идеальными людьми и быть похожими на Господа Иисуса Христа, а для этого необходимо учиться:

• поведению «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11,29)»;

• совершенству «Итак будьте совершенными, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5,48)»;

• молитве «должно всегда молиться и не унывать (Лк. 6, 14)»;

• любви «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5,44)»;

• милосердию «пойдите научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9,12)».

Следовательно, развитие личности в процессе патриотического воспитания должно проходить в поиске и обретении военнослужащими истинных духовных знаний, раскрытии в них образа и подобия Божия наряду с другими видами воспитания (физическим, трудовым, психическим и др.) на основе православной веры.

Таким образом, развитие личности есть освобождение ее от вредных привычек, пороков, страстей и приобретение знаний, навыков и умений при личном участии, помощи воспитателей и при содействии силы Божией. Патриотическое воспитание военнослужащего способствует развитию духовно-нравственной личности, способной любить Россию и защищать ее, не щадя своей жизни.

Литература

1. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. М.: ИНФРА-М.

2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс

лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2007.

3. Волочай А.В. Педагогика для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Жуков В.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Под редакцией В.И. Жукова. М.: Институт психотерапии, 2004.

5. Каширин В.П. Педагогика и психология: учебник для бакалавров / Под редакцией В.П. Каширина. М.: Юрайт, 2013.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под руководством В.А. Сластенина. М.: Академия, 2003.

7. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: учебник / Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Юрайт, 2011.

8. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2002.

9. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2 С. 304-307.

10. Романюк Л.В. Гуманистические традиции отечественной педагогики второй половины XIX — начала XX вв. М., 2008.

11. Ситаров В.А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1 С. 135-139.

12. Ситаров В.А. Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» // Педагогика. Общество. Право. 2012. № 3 (3). С. 4-10.

13. Ситаров В.А. Формирование духовно-творческого потенциала студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 11. С. 35-37.

References

1. Berezovin N.A. Basics of psychology and pedagogy: the textbook. Moscow: INFRA-M.

2. Vasilkova Yu.V. Social pedagogy: lectures: textbook for students of higher educational institutions. M.: Academy, 2007.

3. VolochaiA.V. Pedagogy for students. Rostov n/D: Phoenix, 2004.

4. Zhukov V.I. Psychology and pedagogy: the textbook / Under the editorship of V.I. Zhukov. M.: Institute of psychotherapy, 2004.

5. Kashirin VP. Pedagogy and psychology: a textbook for bachelors / Under the editorship of V.P. Kashirina. M: Yurait, 2013.

6. Mudrik A.V. Social pedagogy: a manual for students of pedagogical higher education institutions / Under the editorship of V.A. Slastenin. M.: Academy, 2003.

7. Pidkasistiy P.I. Psychology and pedagogy: the textbook / Under the editorship of P.I. Pidkasistiy. M.: Yurait, 2011.

8. Podlasyi I.P. Pedagogy: a textbook for students of higher educational institutions. M.: VLADOS, 2002.

9. Romanyuk L.V. Humanistic pedagogics // Knowledge. Understanding. Skill. 2012. No. 2. P. 304307.

10. Romanyuk L.V. Humanistic traditions of the Russian pedagogy the second half of XIX — early XX centuries M., 2008.

11. Sitarov V.A. Violence and nonviolence // Knowledge. Understanding. Skill. 2005. No. 1 P. 135139.

12. Sitarov V.A. Problems of realization of the commandment "Love the neighbor as yourself' // Pedagogy. Society. Right. 2012. No. 3 (3). P. 4-10.

13. Sitarov V.A. Formation of the spiritual and creative potential of students // Alma mater (Alma mater). 2008. No. 11. P. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.