Научная статья на тему 'Необходимые условия для патриотического воспитания современных военнослужащих'

Необходимые условия для патриотического воспитания современных военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ЛЮБОВЬ / LOVE / ТРУД / WORK / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА / ORTHODOX FAITH / SERVICEMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашков В.И., Чирков Ю.В.

Рассматриваются условиях патриотического воспитания военнослужащих. Определяется с православной точки зрения, что основными условиями патриотического воспитания военнослужащих являются: воцерковление военнослужащего; содействие благодати Божией; упорный труд и самосовершенствование воспитателя и воспитанника; самоотверженная любовь; ответственность и личный пример. Дается краткая характеристика Таинствам Церкви. Утверждается, что для успешного патриотического воспитания военнослужащего важно научить его правильно понимать смысл жизни и научиться надеяться на помощь Божию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessary conditions for the patriotic education of the modern military

The article speaks of conditions for the patriotic education of servicemen. The authors, from the Orthodox point of view, define that the the basic conditions of patriotic education of servicemen are: churching soldier; promoting the grace of God; hard work and self-improvement teacher and pupil; selfless love; responsibility and personal example. A brief description of the sacraments of the Church. Is argued that for successful of patriotic education of serviceman is important to teach him to understand correctly the meaning of life and learn to hope in God’s help.

Текст научной работы на тему «Необходимые условия для патриотического воспитания современных военнослужащих»

УДК 355.233.231.1 ББК 74

необходимые условия для патриотического воспитания современных военнослужащих

вллдимир ивАНович ПАшков,

кандидат педагогических наук высшей школы АНО ВПО московского гуманитарного университета;

E-mail: v.pashkov@mail.ru

ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ чирков,

аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО Московского гуманитарного университета Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования;

E-mail: yurivich@mail.ru. Научный руководитель: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор Ситаров в.А.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются условиях патриотического воспитания военнослужащих. Определяется с православной точки зрения, что основными условиями патриотического воспитания военнослужащих являются: воцерковление военнослужащего; содействие благодати Божией; упорный труд и самосовершенствование воспитателя и воспитанника; самоотверженная любовь; ответственность и личный пример. Дается краткая характеристика Таинствам Церкви. Утверждается, что для успешного патриотического воспитания военнослужащего важно научить его правильно понимать смысл жизни и научиться надеяться на помощь Божию.

Ключевые слова: условия, воспитание, военнослужащий, любовь, труд, ответственность, православная вера.

Аnnotation. The article speaks of conditions for the patriotic education of servicemen. The authors, from the Orthodox point of view, define that the the basic conditions of patriotic education of servicemen are: churching soldier; promoting the grace of God; hard work and self-improvement teacher and pupil; selfless love; responsibility and personal example. A brief description of the sacraments of the Church. Is argued that for successful of patriotic education of serviceman is important to teach him to understand correctly the meaning of life and learn to hope in God's help.

Keywords: conditions, education, serviceman, love, work, responsibility, the Orthodox faith.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации происходит оснащение войск современным оружием, военной техникой и обмундированием, обращается особое внимание на подготовку личного состава в профессиональном отношении, а для этого проводятся постоянные учения, плановые занятия и проверки полученных военнослужащими знаний и навыков.

Несмотря на качественное проведение занятий по служебно-боевой подготовке с военнослужащими, необходимо признаться, что каждому воину еще необходимо приобретать и духовно-нравственные знания для совершенства не только физической формы, но и внутреннего духовного состояния, развития таких качеств, как патриотизм, мужественность, отважность, надежность и т.д. Успешное развитие данных качеств во многом зависит от духовно-нравственной атмосферы в воинском коллективе, ведения патриотического

воспитания с личным составом и индивидуально с каждым военнослужащим.

Последовательное осуществление на практике патриотического воспитания военнослужащего с учетом духовных и нравственных особенностей личности поможет ему осознать смысл человеческой жизни [4, с. 135], что для него ценно, а что опасно, правильно отличить добро от зла, самому стать совершенной личностью и помочь другим людям передать свой богатый и полезный опыт.

Для патриотического воспитания военнослужащего и становления его совершенной личностью необходимо соблюдение следующих условий:

• воцерковление военнослужащего;

• содействие благодати Божией;

• упорный труд и самосовершенствование воспитателя и воспитанника;

• самоотверженная любовь;

• ответственность и личный пример.

Рассмотрим более подробно необходимые условия

для успешного осуществления патриотического воспитания военнослужащих. Первое условие, воцерков-ление, связано с учением православной веры. Игумен Евгений (Шестун) воспитание определяет как процесс воцерковления личности. Воцерковить — значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу цели жизни не только развитие личности, а цель спасения человеческой души [7, с. 30].

Жизнедеятельность военнослужащего проходит по установленному порядку в подразделении. На занятиях по основам военного законодательства, общественно-государственной подготовке, по военной педагогике и психологии, по огневой подготовке и др. военнослужащие разбирают теоретические вопросы и выполняют практические упражнения. И очень важно, чтобы воспитанники, кроме всестороннего физического развития, познания основ взаимоотношений между людьми, привития норм и правил культурного поведения, получения знаний в различных областях науки, техники, совершенствования профессионализма, еще научились жить духовно и нравственно. Для этого воспитатели должны заботиться о том, чтобы в душе у них «изобразился» Христос» (Гал. 4,19), и целью своей жизни считали они стяжание Духа Святого. Если достигнет воспитатель этого, то все остальное — образование, развитие дарований, здоровье приложится само собою, по словам Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это приложится вам» (Мф. 6,33).

Прот. Александр (Торик) пишет, что воцерковле-ние — это вхождение в Церковь в качестве полноценного и полноправного ее члена [6, с. 3]. Это значит принять учение православной веры и жизнь свою направить по тесному, трудному, но истинному и спасительному пути. Это значит посещение военнослужащими храма Божия для участия в таинствах Церкви:

• Крещение (омытие освященной благодатью Святого Духа водой через троекратное погружение или обливание с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь»);

• Миропомазание (слова, произносимые при совершении Миропомазания: «Печать Дара Духа Святого». Печать — это символ, знак принадлежности Богу. Дух Святой в этом Таинстве подается крещаемому через помазание Святым Миром как Дар Бога. Дар, совершающий полноту освящения христианина при

вхождении его в Церковь);

• Покаяние (священнодейстие, в котором Бог, действующий через священника Своей благодатной силой Духа Святого, «разрешает», т.е. развязывает, освобождает от грехов кающегося христианина);

• Причащение Святых Христовых Тайн (Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые «пресуществляются», т.е. превращаются хлеб и вино во время совершения священником Божественной литургии действием Божественной благодати Святого Духа, оставаясь при этом по виду хлебом и вином).

При воцерковлении военнослужащему необходимо понимать, что духовную силу и радость в своем сердце он получает не только собственными возможностями и усилием, но при помощи Божией, то есть при содействии благодати Божией.

Следующим условием успешного патриотического воспитания военнослужащего является участие в труде каждым военнослужащим, как заповедано в Священном Писании: «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (Сир. 30,13).

В Новом Завете апостол Павел учит родителей общению со своими детьми: «потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2,11-12).

Упорный и длительный труд нужен на земле, чтобы получить хороший урожай, так и в духовной жизни должна проделываться огромная работа по искоренению и предотвращению различных пороков у военнослужащих, например зависти, гнева, злобы, тщеславия, гордости и т.д. Чтобы человеку стать совершенной личностью нужно прикладывать усилия и труд, и это необходимо учитывать как воспитателю, так и воспитаннику. Поэтому здесь предстоит совместная работа, обусловленная напряжением сил и воли, личных желаний и возможностей, борьбы с ленью и т.п. с надеждой на достижение поставленных целей и задач. «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12).

Смысл духовной работы над собой заключается, прежде всего, в очищении сердца. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48). Если воспитатель сам постоянно совершенствуется и телесно, и духовно, то он может этому научить воспитанника [5, с. 69]. Тогда воспитанник научится контролировать свои мысли, слова и дела, самостоятельно проводить анализ ситуаций, происходящих с ним, смиряться и терпеть жизненные трудности, оказывать по-

мощь другим людям [2, с. 139]. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6,2).

Для успешного патриотического воспитания военнослужащего важно научить его правильно понимать, что значит самоотверженная любовь [3, с. 58]. Свт. Феофан Затворник в своей книге «О воспитании детей» пишет, что руководитель в воспитании детей есть любовь. И он предупреждает, чтобы она была истинная, трезвенная, разумом управляемая, а не пристрастная [7 с. 55].

Апостол Павел в тринадцатой главе 1-го Послания к Коринфянам, написал гимн любви. По этой главе можно определить состояние воспитателя по отношению к воспитаннику. Если в процессе воспитания происходит раздражение на воспитанника, то это говорит о несовершенном отношении к нему. «Любовь не раздражается» (1 Кор. 13,1-8). «Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3,14).

Чтобы путь к сердцу воспитанника был открыт в полной мере, нужно овладеть этим сердцем, а для этого необходимо воспитателю всецело отдать себя воспитаннику, быть для него не только воспитателем и наставником, но сродниться с его сердцем, видеть в нем «образ Божий».

Итак, надо окружить военнослужащего с одной стороны любовью, заботой и вниманием, а с другой — строгостью и взыскательностью [1, с. 305]. Военнослужащий оценит заботу, внимание и требовательность, в каких бы формах они не проявлялись, если во всех словах и делах по отношению к нему он будет слышать и чувствовать Христову любовь. Командир должен понимать, что, воспитывая подчиненного, он не должен нанести вред его душе, а приложить все усилия, чтобы военнослужащий был не только исполнительным, дисциплинированным, гармонично развитым и образованным, но и благочестивым человеком, умел противодействовать греху.

Рассматривая отношение воспитателя к своим обя-

занностям именно с духовной стороны, важно понимать ту ответственность, которая ложится на его плечи. Но на самом деле этой ответственности бояться не надо, ведь воспитатель, находясь в Духе Святом, может правильно подсказать, помочь воспитаннику словом и делом. А ответственный и послушный ученик всегда будет стараться не подвести своего учителя и быть похожим на него. «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовшись, будет всякий как учитель его» (Лк. 6,40).

Таким образом, рассмотрев условия для реализации патриотического воспитания современных военнослужащих, можно сделать вывод, что выполнение этих условий будет способствовать воспитанию надежных защитников своего Отечества.

Литература

1. Романюк Л.В. (2012) Гуманистическая педагогика // Знание. Понимание. Умение. № 2 С. 304-307.

2. Ситаров В.А. (2005) Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. № 1 С. 135-139.

3. Ситаров В.А. (2012) Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя // Педагогика. Общество. Право. № 3 (3). С. 4-10.

4. Ситаров В.А., Романюк Л.В., Луговой М.В. (2007) Жизнеспособность «Концепция воспитания жизнеспособных поколений» // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 134-137.

5. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. (2009) Психологические особенности социокультурного облика студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 66-72.

6. Торик Александр прот. (2013) Воцерковление для начинающих церковную жизнь. М.: Флавиан-Пресс.

7. Шестун Евгений прот. (2001) Православная педагогика / Е. Шестун. — М.: Православная педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.