Научная статья на тему 'Основные этапы внедрения педагогической модели формирования здорового образа жизни у старшеклассников'

Основные этапы внедрения педагогической модели формирования здорового образа жизни у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Финашина Галина Владимировна

В статье предлагается педагогическая модель формирования здорового образа жизни у старшеклассников. Особенностью предлагаемой модели является группировка педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни, в три блока: организационный, развивающий и содержательный. Также в предлагаемой педагогической модели в качестве основной задачи ставится формирование устойчивых представлений о здоровом образе жизни, которые, становясь частью личностного конструкта, способствуют выбору старшеклассниками деятельности, соответствующей принципам здоровьесбережения. Устойчивые представления формируются в результате реализации программы по здоровьесбережению и обеспечения внешних условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Финашина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы внедрения педагогической модели формирования здорового образа жизни у старшеклассников»

самоконтроля, сознательной регуляции своего поведения. Бурно идет формирование неповторимых черт личности, ее индивидуальности; дети могут разносторонне отражать психические свойства других людей на основе собственного опыта взаимодействия с ними, могут считаться с желанием, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать свое мнение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что развитие толерантных отношений не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей дошкольного возраста способам поведения и реагирования, которые не наносят вред другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми.

Подводя итог, приходим к выводу, что толерантные отношения - это интегративное комплексное проявление набора гуманистических качеств: гуманизма, человеколюбия, доброжелательности, приветливости, доброты, благородства, душевности, жалости, чуткости, тактичности, уважения и доверия к людям, причем, особое место среди всех качеств отводится уважению.

Формирование толерантных отношений у детей дошкольного возраста есть целенаправленный, организованный и контролируемый процесс. Толерантные отношения у дошкольников - это интегративное комплексное проявление наборов гуманистических качеств: гуманизм, человеколюбия, доброжелательности, приветливости, доброты, благородства, душевности, жалостливости, чуткости, тактичности, уважения и доверия к людям. Поэтому с детства нужно формировать уважительное отношение к другим людям, терпимость к их взглядам, привычкам, обычаям, поступкам, действиям. Дошкольник очень чуток и восприимчив к воздействию окружающей среды, многое в его поведении определяется подражательностью.

Список литературы

1. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») // Очерки. М.: Русский мир, 1997.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Финашина Г.В.

Финашина Галина Владимировна - аспирант, кафедра психологии личности и специальной педагогики, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир

Аннотация: в статье предлагается педагогическая модель формирования здорового образа жизни у старшеклассников. Особенностью предлагаемой модели является группировка педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни, в три блока: организационный, развивающий и содержательный. Также в предлагаемой педагогической модели в качестве основной задачи ставится формирование устойчивых представлений о здоровом образе жизни, которые, становясь частью личностного конструкта, способствуют выбору старшеклассниками деятельности, соответствующей принципам здоровьесбережения. Устойчивые представления формируются в результате реализации программы по здоровьесбережению и обеспечения внешних условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

46

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесбережение, педагогическая модель, педагогические условия, представления.

Под педагогической моделью формирования здорового образа жизни у старшеклассников в данной статье мы будем понимать систему педагогических условий, объединенных в управленческий, развивающий и содержательный блоки. Управленческий блок включает педагогические условия по организации здоровьесберегающей деятельности, а именно законы, нормативные документы и ФГОСы, регламентирующие здоровьесберегающую деятельность; создание единой среды по формированию здорового образа жизни у школьников через взаимодействие ОУ с общественными, медицинскими, социальными общественными институтами и исполнительной властью региона; соответствие структуры ОУ требованиям к организации здоровьесберегающей среды; санитарно-гигиенические условия. Развивающий блок направлен на развитие мотивационно-ценностной сферы всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, педагогов), нацеленный на формирование представлений о здоровом образе жизни как естественном процессе жизнедеятельности. Содержательный блок включает программы, технологии и методы, направленные на усвоение содержания здоровьесберегающей деятельности через реализацию здоровьесберегающих принципов в учебной, внеурочной деятельности и в организации досуга. При таком подходе педагогическая модель направлена, прежде всего, на формирование представлений о здоровом образе жизни, которые мотивируют старшеклассников выбирать ЗОЖ как естественную и необходимую форму жизнедеятельности, направленную на формирование и укрепление собственного здоровья и активную здоровьесберегающую позицию.

В рамках данной педагогической модели механизм реализации трех блоков педагогических условий предполагает создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды; разработку и внедрение программы по формированию здорового образа жизни, в центре которой - формирование устойчивых представлений о ЗОЖ в совокупности со знаниями о здоровье, здоровом образе жизни и профилактикой вредных привычек; активную роль педагогов и родителей, которые через собственный пример выбора здорового образа жизни как естественного могут стать для старшеклассников образцом здоровьесберегающего поведения, обеспечивающего личностное развитие. Результативность работы программ по здоровьесбережению будет оцениваться с помощью комплексных критериев, и на основании полученных результатов будет определен уровень сформированности здорового образа жизни. После распределения старшеклассников по уровням будет реализовываться дополнительная программа. Для учеников с крайне низким и низким уровнем сформированности ЗОЖ будут проводиться мероприятия, направленные на коррекцию их отношения к ЗОЖ, дополнительную мотивацию и формирование устойчивых представлений. Старшеклассники со средним и высоким уровнем сформированности ЗОЖ нуждаются не в коррекции, а в развитии; кроме того, старшеклассники с высоким уровнем сформированности ЗОЖ могут выступать как лидеры влияния по отношению к остальным, через развитие у них активной позиции по следованию ЗОЖ и включение в эту деятельность одноклассников и друзей.

В понимании представления как психологического феномена мы будем использовать концепцию К.А. Абульхановой-Славской, определяющую представление как механизм сознания личности, который обладает свойством относительности к субъекту и влияет на личность [1, с. 5-9], а также характеризуется возможностью становиться частью конструкта личности, системностью и целостностью [3, с. 94].

Педагогическая модель, ориентированная на формирование мотивационно-ценностной сферы и устойчивых представлений, представляется нам наиболее перспективной, поскольку деятельность, а также выбор того или иного поведения определяются именно характером мотивационно-ценностных конструктов и устойчивостью представлений о здоровом образе жизни и приемлемости или неприемлемости поведения, не соответствующего принципам здоровьесбережения. Несомненно, такая модель должна

47

включать в себя широкий содержательный блок, но его задача будет заключаться в формировании представлений о ЗОЖ через разнообразные формы мотивирования и совместной деятельности старшеклассников, их родителей, педагогов и администрации ОУ.

Р.А. Касимов считает, что «нормативная (образцовая) модель здорового образа жизни с точки зрения образца (идеала) поведения - статична, является комплексным здоровьесберегающим инструментом для индивида» [2, с. 168]. А.В. Шаповалов строит модель по здоровьесбережению через определение организационно-педагогических условий, которые оптимизируют здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении, и на основании этой оптимизации выделяются направления, по каждому из которых формулируются конкретные задачи формирования здорового образа жизни как по организации окружающей среды и образовательного пространства, так и по формированию ценностного отношения к ЗОЖ [4, с. 144].

Важным моментом будет являться разработка измеримых критериев эффективности процесса формирования здорового образа жизни и внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. К таким критериям, на наш взгляд, будут относиться как наличие сформированных представлений о ЗОЖ, так и выбор здорового образа жизни как естественного процесса жизнедеятельности.

А.С. Шинкаренко предлагает следующие индивидуальные критерии сформированное™ здорового образа жизни: мотивационно-поведенческий; когнитивный; деятельностный; эмоционально-волевой; адаптивно -ресурсный [5, с. 136].

Педагогическая модель формирования здорового образа жизни, на наш взгляд, может выглядеть следующим образом (представлена на рис. 1):

Содержательный блок:

- обеспечение усвоения содержания \доровьссбсрсга»оших пр01р*мм «сечи участниками тлороаьссбсрегаюикй

ЛСЯТСЛЬИОСТИ

•чмтгичитаиия учебной деятельности школьников с учетом их индивидуальной психофизиологии. а также взаимодействия в группе. • создание и номплная рса.тн>аиия модели воспитания здоровою обр«« жки1и у старшеклассников

Рис. 1. Педагогическая модель формирования ЗОЖ у старшеклассников

Управленческий блок:

- нормативные документы и

ФГОС.

- ваимодейстаие медицинских, образовательных. соинатьных институтов н органов исполнительно« власти.

• структура ОУ. формирующая здороаьесберсгакииую среду.

- сажлармсыигисиические условия

Развивающий блок:

- (»бучение ку льтуре ыоровая пела» сн ов и родителей и формирование у них готовности вести ЮЖ.

- формирование представлений о ЮЖ через личный пример и коммуникативные шры,

- учет психофи>моло«ичсских и возрастных особенностей детей.

• актуализация субъектной позиции в вопросах здороаьссберсження

Первый этап реализации педагогической модели - это выделение педагогических условий формирования здорового образа жизни, объединенных нами в три блока: управленческий, развивающий и содержательный. Они определяют три направления работы, включающие формирование здоровьесберегающей среды (работу с внешними условиями), создание и развитие мотивации к ЗОЖ (работу с внутренними ресурсами) и разработку и реализацию здоровьесберегающих программ (работу по развитию когнитивно -интеллектуального блока и формированию деятельности, ориентированной на здоровьесбережение). Это второй блок в рамках данной педагогической модели и он представляет собой реализацию разработанной нами программы по формированию ЗОЖ у старшеклассников. Важную роль в реализации этой педагогической модели играет позиция педагогов и родителей как значимых людей, выбирающих здоровый образ жизни в качестве естественного процесса жизнедеятельности и активно участвующих в реализации здоровьесберегающих программ. Центром модели является формирование устойчивых представлений о ЗОЖ, которые, становясь частью личностного конструкта (по К.А. Абульхановой-Славской), способствуют выбору деятельности, отвечающей принципам здоровьесбережения. Мотивационно-ценностный блок подкрепляется и насыщается благодаря программам и мероприятиям содержательного блока и реализуется за счет создания благоприятной здоровьесберегающей среды через выполнение педагогических условий организационного блока. На третьем этапе реализации педагогической модели необходимо проведение мониторинга по выделенным нами критериям, обозначенным на рисунке 1. Использование измеримых критериев оценки уровня сформированности ЗОЖ позволит выделить группы старшеклассников с разным уровнем. На основании мониторинга и разделения старшеклассников на группы с разным уровнем сформированности ЗОЖ формируется четвертый этап реализации данной педагогической модели: коррекция либо развитие у старшеклассников необходимых компетенций в соответствии с актуальным отношением к ЗОЖ и устойчивых представлений о ЗОЖ.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005. Т. 2. № 4. С. 3-21.

2. Касимов Р.А. О нормативной модели здорового образа жизни // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2015. № 2 (38). С. 161-172.

3. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 88-103.

4. Шаповалов А.В. Модель здоровьесберегающей деятельности образовательной организации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2016. № 2 (178). С. 139-146.

5. Шинкаренко А.С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни школьников // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. № 1 (61). С. 132-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.