Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянова Т.А., Ковалёва А.А.

В данной статье рассмотрены основные этапы становления финансового планирования в России. А также особенности финансового планирования на протяжении определённых периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ»

исследований. - 2014. - № 8 - С. 118-122. URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=5762 (дата обращения: 02.04.2015). Брянцев Л.Д. Финансовые ресурсы предприятия. // Финансы. — 2014. — №10. — С. 63-68.

4. Важель Е.С. Основа финансового менеджмента — К.: Молодежь, 2013. — 739 с

5. Лантух А.В., Кузьмичева И.А. Риск ликвидности коммерческих банков Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 3 - С. 63-67. URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=6479 (дата обращения: 02.04.2015).

6. Воробьев Ю.М. Особенность формирования финансового капитала предприятия. // Финансы. — 2014. — №2. — С. 77-85.

7. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. - 197 с.

8. Житная И.П., Нескребаев А.М. Экономический анализ

Лукьянова Т.А. студент 4 курса Ковалёва А.А. ассистент кафедра «Финансы и кредит» ФБГОУВПО «Ульяновский государственный

технический университет» Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ Аннотация: в данной статье рассмотрены основные этапы становления финансового планирования в России. А также особенности финансового планирования на протяжении определённых периодов.

Ключевые слова: финансовое планирование, основные этапы финансового планирования в России.

Апофеозом всеобщего планирования была плановая экономика, поэтому целесообразно рассматривать становление системы финансового планирования в России с данного промежутка времени.

До начала 90-х годов в отечественной практике существовало три вида планирования: долгосрочное (пятилетнее), текущее (на год) и оперативное (месяц, декада). Перспективные (долгосрочные) планы, которые содержали показатели пропорции и тенденций развития расширенного воспроизводства, носили в основном декоративный характер. Текущие планы конкретизировали перспективные, устанавливая величины на год. Оперативный месячный финансовый план или платежный календарь разрабатывался с разбивкой по декадам, отражая прогнозное ожидание

средств на текущих, валютных и других счетах предприятия. Платежный календарь обеспечивал оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксировал изменения в платежеспособности организации.

Долгосрочные и текущие планы разрабатывались по единой методике Министерства финансов СССР как часть техпромфинплана.

В условиях календарно-административной системы предприятия составляли финансовые планы, опираясь на достаточно стабильные цены по поставкам, что обеспечивало достоверность показателей плана. Также использовалась система нормативов, как правило, установленных "сверху" (распределения прибыли, образование фондов экономического стимулирования и др.).

Образовывался разрыв между структурами финплана и баланса. В плановой форме финплана достаточно хорошо увязывались источники и направления средств. Но, отражая данную взаимосвязь, форма не была достаточно аналитична: не отражала структуры самого баланса, а также актива и пассива. В таком случае даже хорошо сбалансированный баланс мог существенно ухудшать реальное финансовое состояние предприятия. В годовом финплане не отражалось планирование денежных потоков. В основном платежный календарь отражал только текущие денежные потоки, не затрагивая движения всех средств предприятий. Поэтому, можно сделать вывод, что системы финансовых планов, охватывающих движение всех средств, не существовало.

Процессы приватизации и акционирования отразились на системе финансирования предприятий. Происходило расширение инвестиционной и финансовой сфер деятельности хозяйствующего субъекта. В то же время формирование производственной программы осуществлялось исходя из портфеля заказов, сформированного маркетинговой службой, которая в условиях рыночной экономики выступает в роли заказчика по отношению к производственным подразделениям. Вступил в силу принцип: не продавать то, что произведено, а производить то, что продается, пользуется спросом, на что имеется заказ.

При отмены в 1992 году системы государственного распределения продукции, либерализации цен, нового правового статуса предприятий, принципиальных изменений в бухгалтерском учете и отчетности предприятий, порядке формирования затрат и финансовых результатов, а также вследствие непредсказуемых изменений в налоговом законодательстве и ускорении инфляционных процессов разработка пятилетних и частично годовых планов стала бессмысленной. Именно поэтому многие предприятия, особенно вновь образованные, практически отказались от составления каких-либо финансовых планов, даже на краткосрочный период.

Также важно отметить, что в первые годы либерализации цен сократилась инерционность распределения продукции и заказов. Предприятия смогли перекрывать все недостатки финансового

планирования, рост дебиторской задолженности с помощью ценового фактора (неограниченно увеличивая отпускные цены до тех пор, пока они не соответствовали реальному платежеспособный спрос).

В это время основным документом финансового планирования становится бизнес-план. Он представляет документ текущего и среднесрочного планирования, отражая все аспекты производственной, коммерческой деятельности и прогнозируемые финансовые результаты.

Но существуют некоторые недостатки данного планирования. Составление бизнес-плана осуществляется, во-первых, для внутрифирменного планирования; во-вторых, для обоснования получения денежных средств из внешнего источника. Преследуя цель привлечения внешнего финансирования в бизнес-планах зачастую отражаются завышенные показатели. Вторым недостатком является отсутствие некоторой гибкости, а также непрерывности. Главный фактор финансового планирования - расчет производственных затрат и цен - строится на основе составления бюджета (сметы-калькуляции).

В настоящее же время, в условиях стабилизации экономики, появились яркие предпосылки необходимости финансового планирования, благодаря \ процессу укрупнения предприятий, необходимость получения кредитов и бюджетных ссуд на условиях бизнес-планирования и наличия финплана как части бизнес-плана, а также общее развитие финансового менеджмента.

На сегодняшний день используют совокупность накопленного опыта зарубежного внутрифирменного планирования и отечественной практики. При принятии решения руководители могут воспользоваться одной из трех моделей: плановой, предпринимательского типа или моделью обучения на опыте. Суть первой заключается в осуществлении деятельности на основе процесса планирования и разработок совершенных стратегий. Суть второй в индуктивном прогнозировании деятельности со стороны лидера-предпринимателя. Третья базируется на функционировании под воздействием внешних импульсов и, соответственно, регулируемой в зависимости от таких воздействий. Таким образом, процесс планирования развивается на определенном промежутке времени и характеризуется набором определенных методов и показателей.

В рамках программы реформирования предприятий Министерством экономики Российской Федерации разработаны и введены "Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия" приказ от 1 октября 1997 г. № 18, где большая часть отведена финансовой политике и составлению финансового плана как реализации финансовой политики предприятия.

Каждое структурное подразделение и служба предприятия составляют ежемесячные сводные бюджеты с приложениями, в которых представляются функциональные бюджеты по статьям затрат (бюджет фонда оплаты труда, бюджет материальных затрат, бюджет потребления энергии, бюджет амортизации, бюджет прочих расходов).

Эта система бюджетов полностью затрагивает всю базу финансовых расчетов предприятия: бюджет фонда оплаты труда определяет платежи во внебюджетные фонды, бюджет материальных затрат и потребления энергии - основную часть сторонних платежей предприятий, бюджет амортизации влияет на инвестиционную политику и др. Базирующийся на принципе декомпозиции (каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня) сводный бюджет по составу затрат равен сумме сводного бюджета структурных подразделений и кредитного и налогового бюджетов. Налоговый бюджет планируется только в целом по предприятию. Сводный бюджет предприятия представляет совокупность бюджетов подразделений и служб.

Использованные источники: 1. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шаховская Л.С. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия - http://www.smartcat.ru

Лынова А.П. магистрант гр. М146 Воронежский архитектурно-строительный университет

Россия, г. Воронеж

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБЛИЦОВОЧНОГО

КИРПИЧА НА 2014-2018 ГОДА

Клинкерный кирпич - разновидность керамического кирпича. От обычного керамического кирпича клинкерный отличается высокой плотностью и структурой, которая обусловлена специфической технологией производства. Такой кирпич обжигается до полного спекания черепка [1].

Ежегодно количество производимых строительных материалов в РФ растет, что наглядно показано на рисунке 1. Производство силикатного кирпича за период 2010-2014 годы возросло на 9-14%, керамического кирпича на 2-3%, клинкерного кирпича 0,7-1,7%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.