Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РИСК / ОЦЕНКА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьяненко А.В.

Управление финансовыми рисками некоммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Лукьяненко А.В. студент 4го курса ФБГОУ ВПО «Владивостокский государственный Университет экономики и сервиса»

Россия, г. Владивосток ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: Управление финансовыми рисками некоммерческой организации.

Ключевые слова: финансовый риск, оценка, финансовая политика.

Финансовая деятельность организации во всех ее формах связана с множественными финансовыми рисками, уровень воздействия которых на итоги данной деятельности и степень финансовой безопасности значимо растет в настоящее время. Риски, сопровождающие хозяйственную деятельность некоммерческих организаций и генерирующие финансовые угрозы, соединяются в особенную группу финансовых рисков, играющих более значимую роль в общем «портфеле рисков» оргнизации. Значительное возрастание воздействия финансовых рисков некоммерческих организаций на результаты хозяйственной деятельности вызвано непостоянностью внешней среды:

- экономической ситуации в стране;

- появлением новых инновационных финансовых инструментов;

- расширением сферы финансовых отношений;

- изменчивостью конъюнктуры финансового рынка и рядом других не менее весомых моментов.

В следствии этого идентификация, оценка и отслеживание уровня финансовых рисков считаются одной из современных задач в практической деятельности финансовых менеджеров некоммерческих организаций.

Финансовое обеспечение стойкого становления некоммерческих организаций в критериях переходного периода - более трудная практическая задача, требующая особого методического обоснования, потому что на общие риски рыночного характера накладываются специфические риски переходного периода, которые нужно принимать во внимание для минимизации вероятных потерь. [1].

При анализе рисков некоммерческих организаций нужно предопределять моменты и обстоятельства, которые имеют все шансы гарантировать устойчивое функционирование организационных структур [2].

Существует два фактора, определяющих финансовую стабильность некоммерческих организаций, - это внешние и внутренние факторы.

Внешними факторами считаются риски, обусловленные отсутствием или же понижением спроса на предложения некоммерческой организации, риск форс-мажорных событий - при резком изменении экономической

ситуации в стране, изменении налоговой системы, банкротстве банков, изменениях в платежной системе и в принципах правового регулирования работы некоммерческих организаций. К внутренним факторам относятся риски, связанные с проблемами финансирования работы некоммерческой организации и становления их материально-технической базы.

В случае невозможности выполнения некоммерческой организацией ее уставных задач она имеет возможность быть ликвидирована по заключению суда. Ошибки в финансовом планировании вклекут за собой невозможным выполнение организацией своих обязательств и привести к потере ею ликвидности и платежеспособности. Отсутствие финансовых ресурсов тянет за собой вспомогательные затраты, связанные с выплатой процентов по банковским кредитам, и, значит, порождает кредитный риск. Недоступность прогрессивной материально-технической базы понижает степень доверия спонсоров и ограничивает способности выполнения уставных задач. Некомпетентность управления приводит к потерям и при формировании финансовых ресурсов, и при их применении [3].

Риск ликвидности, риск неплатежеспособности, кредитный риск -главные риски некоммерческих организации [4].

В виду того, что финансовый риск можно трактовать как возможность финансовых потерь в процессе работы субъекта экономики, финансовые риски некоммерческих организаций - это возможность недополучения финансовых ресурсов для воплощения уставных целей работы, а также финансовых потерь в процессе работы.

В качестве исходной информации при оценке финансовых рисков применяется бухгалтерская отчетность организации: бухгалтерский баланс, фиксирующий имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату; отчет о прибылях и убытках, представляющий результаты деятельности за отчетный период. Основные финансовые риски, оцениваемые организациями:

- риски потери платежеспособности;

- риски потери финансовой устойчивости и независимости;

- риски структуры активов и пассивов [5].

Для оценки финансовых рисков некоммерческих организаций важны особые способы и процедуры, прежде всего на микроэкономическом уровне, поскольку внешние риски некоммерческая организация в состоянии принимать во внимание только при помощи процедур страхования активов, а одолевать связанные с ними потери только при диверсификации своей деятельности.

Основным объектом финансовой политики некоммерческой организации являются финансовые отношения, связанные сформированием финансовых ресурсов и их использованием для осуществления уставных целей организации.

В современных условиях основными целями финансовой политики

некоммерческой организации являются изыскание возможностей привлечения дополнительных источников денежных средств на развитие и расширение деятельности организации, а также обеспечение эффективного использования аккумулируемых денежных средств на цели, предусмотренные учредительными документами организации. При этом под эффективностью понимается рациональное и результативное использование имеющихся в распоряжении организации финансовых ресурсов, при котором повышенное внимание уделяется качеству предоставляемых организацией товаров и услуг.

К задачам финансовой политики некоммерческих организаций (за исключением казенных учреждений) относятся:

- активное использование программно-целевых методов в процессе планирования финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации, предполагающей ее ориентацию на определенные конечные результаты в соответствии с уставными целями деятельности субъекта хозяйствования;

- использование механизмов привлечения частного капитала национальных и иностранных инвесторов для осуществления целей функционирования некоммерческой организации;

- защита имущественных прав и интересов некоммерческой организации путем использования различных финансовых инструментов;

- оптимизация налогообложения некоммерческой организации, включая применение налоговых льгот и иных механизмов снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства;

- повышение результативности использования собственных источников финансовых ресурсов, в том числе от предпринимательской деятельности некоммерческой организации. При этом такая деятельность не должна осуществляться в ущерб основной уставной деятельности организации или приводить к ее ухудшению;

- минимизация рисков в процессе деятельности организации с помощью создания финансовых резервов (например, участники потребительского кооператива вправе формировать резервный фонд за счет доходов от предпринимательской деятельности после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы и государственные внебюджетные фонды);

- принятие наиболее эффективных решений в области использования временно свободных денежных средств, в том

числе с учетом финансового риска от предполагаемых вложений (некоммерческие организации имеют право осуществлять операции с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями), приобретать и реализовывать имущественные и неимущественные права, участвовать в хозяйственных обществах и товариществах в качестве вкладчика) [6].

Важными резервами в увеличении финансовой стабильности некоммерческих организаций считаются: создание финансовой политики, соответственной специфике работы организации; разработка процедур финансового планирования, позволяющих диверсифицировать источники финансовых ресурсов и направления их применения с целью получения дополнительных доходов при реализации уставных целей; улучшение системы финансово-организационных отношений при помощи общественно значимых проектов на федеральном и региональном уровне. Система управления финансовыми рисками имеет возможность быть встроена в систему финансового менеджмента либо осуществляться по специальному договору с коммерческим банком.

В случае значимого понижения производительности данной работы некоммерческие организации могут воспользоваться своим правом на объединение в ассоциации и союзы.

В целом создание действенной системы управления финансовыми рисками существенно для всех некоммерческих организаций, потому что эта система раскрывает возможности для сокращения их общин затрат, улучшения их финансового положения, для концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития.

Развитие важной для этого информационно-статистической базы целенаправленно возложить на региональные ассоциации некоммерческих организаций (на базе долевого финансирования расходов). Иной вариант -создание специализированной организации, услугами которой некоммерческие организации имели возможность бы воспользоваться на коммерческой основе. Другим вариантом является создание государственной (муниципальной) организации для оказания некоммерческим организациям информационных услуг на безвозмездной или коммерческой основе [8].

Таким образом, было выявлено, что в современных условиях необходимой направленностью развития некоммерческого сектора экономики считается повышение доли и значимости образовательных и научных услуг.

Использованные источники:

1. Закон РФ «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона РФ от 22.05.97 г. № 283/97-Гос. Думы, с изменениями и дополнениями

2. Закон РФ от 16.07.99 г. № 996-Х1У «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в РФ», с изменениями и дополнениями

3. Замула Е.В., Кузьмичева И.А. Налоговые риски предприятия и пути их минимизации // Международный журнал прикладных и фундаментальных

исследований. - 2014. - № 8 - С. 118-122. URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=5762 (дата обращения: 02.04.2015). Брянцев Л.Д. Финансовые ресурсы предприятия. // Финансы. — 2014. — №10. — С. 63-68.

4. Важель Е.С. Основа финансового менеджмента — К.: Молодежь, 2013. — 739 с

5. Лантух А.В., Кузьмичева И.А. Риск ликвидности коммерческих банков Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 3 - С. 63-67. URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=6479 (дата обращения: 02.04.2015).

6. Воробьев Ю.М. Особенность формирования финансового капитала предприятия. // Финансы. — 2014. — №2. — С. 77-85.

7. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. - 197 с.

8. Житная И.П., Нескребаев А.М. Экономический анализ

Лукьянова Т.А. студент 4 курса Ковалёва А.А. ассистент кафедра «Финансы и кредит» ФБГОУВПО «Ульяновский государственный

технический университет» Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ Аннотация: в данной статье рассмотрены основные этапы становления финансового планирования в России. А также особенности финансового планирования на протяжении определённых периодов.

Ключевые слова: финансовое планирование, основные этапы финансового планирования в России.

Апофеозом всеобщего планирования была плановая экономика, поэтому целесообразно рассматривать становление системы финансового планирования в России с данного промежутка времени.

До начала 90-х годов в отечественной практике существовало три вида планирования: долгосрочное (пятилетнее), текущее (на год) и оперативное (месяц, декада). Перспективные (долгосрочные) планы, которые содержали показатели пропорции и тенденций развития расширенного воспроизводства, носили в основном декоративный характер. Текущие планы конкретизировали перспективные, устанавливая величины на год. Оперативный месячный финансовый план или платежный календарь разрабатывался с разбивкой по декадам, отражая прогнозное ожидание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.