Научная статья на тему 'Виды инновационного управления в коммерческом банке'

Виды инновационного управления в коммерческом банке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1476
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ВИДЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / TYPES OF MANAGEMENT / INNOVATION MANAGEMENT / COMMERCIAL BANK / KINDS OF INNOVATIVE MANAGEMENT / MANAGEMENT GOALS / PRINCIPLES OF MANAGEMENT / BANK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Анастасия Александровна, Салмина Ольга Валерьевна

Инновационное развитие кредитных организаций является неотъемлемым условием обеспечения их конкурентоспособности. Для принципов российского типа управления характерен только переход на использование в своей деятельности системы постоянного внедрения инноваций. Это говорит о том, что инновационный менеджмент и непосредственно инновационная деятельность кредитных организаций находится только на стадии развития. В данной статье были рассмотрены основные задачи менеджмента, базовые принципы российского типа управления. Авторами были выделены функции инновационного менеджмента, виды инновационного управления в коммерческом банке, а также определена роль инновационного банковского менеджмента в деятельности кредитной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of credit institutions is indispensable to ensure their competitiveness. To the principles of the Russian type of control is characteristic only of the transition to the use of its activity to continuous innovation. This suggests that innovation management and innovation activities directly credit institutions is only at the stage of development. This article discussed the main objectives of management, the basic principles of the Russian type of control. The authors highlighted the function of innovation management, types of innovation management in a commercial bank, and defines the role of innovation in banking management of the credit institution.

Текст научной работы на тему «Виды инновационного управления в коммерческом банке»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/ 154EVN614.pdf DOI: 10.15862/154EVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/154EVN614)

УДК 338.242.2

Николаева Анастасия Александровна

ФБГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»

Россия, Владивосток1 Ассистент кафедры «Международного бизнеса и финансов»

E-mail: [email protected]

Салмина Ольга Валерьевна

ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, Владивосток Старший преподаватель E-mail: [email protected]

Виды инновационного управления в коммерческом банке

1 690000, Владивосток, ул. Гоголя 41

Аннотация. Инновационное развитие кредитных организаций является неотъемлемым условием обеспечения их конкурентоспособности. Для принципов российского типа управления характерен только переход на использование в своей деятельности системы постоянного внедрения инноваций. Это говорит о том, что инновационный менеджмент и непосредственно инновационная деятельность кредитных организаций находится только на стадии развития. В данной статье были рассмотрены основные задачи менеджмента, базовые принципы российского типа управления. Авторами были выделены функции инновационного менеджмента, виды инновационного управления в коммерческом банке, а также определена роль инновационного банковского менеджмента в деятельности кредитной организации.

Ключевые слова: виды управления; инновационное управление; коммерческий банк; виды инновационного управления; задачи менеджмента; принципы управления; банковский менеджмент.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Николаева А.А., Салмина О.В. Виды инновационного управления в коммерческом банке // Интернет-журнал

«НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/154EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.

Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/154ЕУМ614

Инновационное управление в коммерческом банке представляет собой систему подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала как кредитной организации в целом, так и отдельного подразделения в частности. Кроме того, инновационное управление в коммерческом банке -это взаимосвязанный комплекс действий, направленный на достижение или поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и жизнеспособности организации с помощью механизмов управления инновационными процессами.[1]

На наш взгляд, инновационное управление является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Иными словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному менеджменту о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности.

Приступая к изучению инновационного управления к коммерческом банке необходимо выявить источники происхождения менеджмента.

Основоположником системы научного менеджмента считается известный английский ученый Фредерик У. Тэйлор. Свои принципы научного управления он впервые опубликовал в 1911 г.

«Во-первых. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо практические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.

Во-вторых. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел.

В-третьих. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.

В-четвертых. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими...

Эта комбинация инициативы рабочих в соединении с новыми типами функций, осуществляемых администрацией предприятия, и делает научную организацию в столь значительной мере превосходящей по производительности все старые системы».[9]

В своих работах он сформулировал две основные задачи менеджмента:

• обеспечение наибольшего процветания предпринимателя;

• повышение благосостояния каждого работника.

При этом под процветанием предпринимательства, он понимал не только получение высокой прибыли, но и дальнейшее развитие бизнеса. Говоря же о повышении благосостояния работников, он имел в виду не только их высокую заработную плату в соответствии с затраченной энергией, но и развитие в каждом работнике потенциала, который заложен в нем природой.

Принципы научной организации труда, разработанные Ф. Тэйлором, в дальнейшем стали основой создания конвейерного, массово-поточного производства, а основы научного управления нашли широкое применение как в промышленности, так и в других отраслях экономики.

Вслед за Ф.У. Тэйлором логически стройную систему научного менеджмента создал известный французский ученый Анри Файоль. В своих научных трудах он уделяет большое внимание принципам управления. Раскрывая принципы управления, А. Файоль называет те из них, которые ему чаще всего приходилось применять:

• разделение труда;

• власть;

• дисциплина;

• единство распорядительства (командования);

• единство руководства;

• подчинение частных интересов общим;

• вознаграждение;

• централизация;

• иерархия;

• порядок;

• справедливость;

• постоянство состава персонала;

• инициатива;

• единение персонала.

Многие из этих принципов управления не потеряли актуальности и в настоящее время.

Базовые принципы российского типа управления, сформулировала И.И. Семенова:

• использование в управлении концепции государственного регулирования экономики, включая стратегическое управление;

• свобода выбора концепции для создания оптимальной модели управления, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления;

• управление на основе постоянных нововведений, при том что важнейшей составной частью российского менеджмента должны стать инновации;

• отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджерам высшего уровня оперативно реагировать на быстроменяющуюся внешнюю ситуацию;

• использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнеса, но не утративших предпринимательского интереса;

• выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри организации;

• создание системы социальной защиты населения, проведение ее под лозунгом «благосостояние для всех»;

• введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, годовых планов использования государственного бюджета;

• совершенствование методов мотивации и управления персоналом;

• повышение конкурентоспособности продукции и самой кредитной организации на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления.[8]

Следует отметить, что для принципов российского типа управления характерен только переход на использование в своей деятельности системы постоянного внедрения инноваций. Это говорит о том, что инновационный менеджмент и непосредственно инновационная деятельность кредитных организаций находится только на стадии развития. [5]

По мнению авторов, к совокупности элементов, посредством которых осуществляется инновационный менеджмент в кредитной организации можно отнести:

1) группу менеджеров, занимающихся управленческим трудом в кредитной организации;

2) научно-технический отдел, занимающийся изучением социально-экономических и технико-организационных аспектов управления процессами, протекающих в коммерческом банке;

3) социально-экономический институт, который непосредственно влияет на развитие инновационной, инвестиционной, предпринимательской деятельности, образ жизни, социально-экономическую и политическую сферу общества.

Объектами инновационного управления в коммерческом банке являются инновация и инновационный процесс. [6]

На наш взгляд, к задачам инновационного менеджмента в коммерческом банке относятся:

1. планирование инновационной деятельности кредитной организации;

2. формулирование миссии путем ориентации деятельности организации на инновации;

3. определение основных направлений инновационной деятельности;

4. организация инновационной деятельности;

5. мотивация участников инновационной деятельности;

6. Периодическая оценка результатов инновационной деятельности.

Для инновационного менеджмента в кредитной организации, по мнению авторов, характерно 7 основных функций. (Рисунок 1).

инновационного ме неджмента

Рисунок 1. Функции инновационного менеджмента (составлено автором)

Следует отметить, что инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою определенную задачу, а также что перечисленные функции инновационного менеджмента взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного управления в коммерческом банке.

Процесс инновационного управления в кредитной организации начинается с формирования целей и задач как отдельной инновации так и инновационного процесса в целом. [4] Цели инноваций - это требуемое или желаемое их состояние в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик каждой инновации. [2] По отношению к ним цель инновационного управления, во первых-устанавливает определенные ориентиры создания новых продуктов, процессов, технологий на заданный период времени на основе оценок внешней и внутренней ситуации, а также социально-экономических прогнозов. Во-вторых, цели инновационного управления выступают в качестве определенных ограничений, планируемых инновационных мероприятий.

Рустамов Х.М. целью инновационного менеджмента в коммерческом банке считает не просто эффективное, но и именно согласованное исполнение и развитие всех внешних и внутренних функций банка, т. е. их гармонизацию, объединяющую отдельные инновации в единый инновационный процесс. Имеется в виду, что в системе коммерческого банка совместно и одновременно работают три основные подсистемы. Первая (внешняя) - это финансово-кредитная, обеспечивающая разработку и внедрение технологий выполнения банковских продуктов, услуг, технологий, процессов. Вторая (внутренняя) - производственная или операционно-технологическая, обеспечивающая выполнение операций в заданном режиме эффективности деятельности, т.е. достижение необходимой себестоимости выполнения операций при соблюдении определенного качества банковских услуг. Наконец третья подсистема (также внутренняя) - это социально-организационная, обеспечивающая совместную работу сотрудников банка с учетом их интересов, целей, личных качеств, квалификации, опыта и др. [7]

Таким образом, по мнению Рустамова Х.М., цель инновационного управления в коммерческом банке включает в себя две состовляющие: внешние и внутренние функциии. К внешней составляющей он относит[7]:

1. Учет спроса на банковские услуги и объективных тенденций развития банковской системы (маркетинг, мониторинг, прогнозирование);

2. Оценка и использование прогрессивного опыта (отечественного, зарубежного) и передовых достижений конкурентов;

3. Кооперация в реализации инновационных программ;

4. Формирование долгосрочных и краткосрочных целей инновационной деятельности.

В внутренней составляющей инновационного менеджмента Рустамов Х.М. относит[7]:

1. Выработку стратегической инновационной концепции;

2. Определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

3. Построение организационной структуры, включая структуру управления инновациями;

4. Планирование работы структурных подразделений и отдельных исполнителей по созданию нового банковского продукта, услуги, технологии, процесса;

5. Подбор и расстановка кадров, обеспечение эффективного использования инновационного потенциала персонала банка и его организации, включая создание творческой атмосферы и высокой мотивации труда.

Мы видим, что в первую очередь Рустамов Х.М. представляет инновационное управление кредитной организации путем управления непосредственно инновационным процессом, опираясь на эффективность каждой инновации в используемых процессах. Инновационный менеджмент представляет собой согласованное управление элементами инновационного процесса. Авторы согласны с точкой зрения Рустамова Х.М., однако следует отметить, что на каждой стадии осуществления инновационного процесса важную роль играет функция контроля. Причем данная функция важна не как результат использования инновационного процесса, а как ориентир для осуществления и корректировки поставленной задачи. Другими словами, контроль инновационного процесса должен проводиться не по окончании проекта, а на момент осуществления, чтобы была возможность корректировки как отдельной инновации, так и инновационного проекта в целом.

Одним из основных инструментов инновационного менеджмента в кредитной организации является инновационное проектирование, т. е. разработка и реализация инновационных проектов. Проектирование предполагает определение функциональной направленности проекта, определение путей ее достижения, а также прогнозную оценку эффективности проекта. Таким образом, главным направлением формирования информационной базы инновационного менеджмента является разработка методов прогнозирования и принятия управленческих решений.

Инновационное управление в коммерческом банке затрагивает все сферы функционирования кредитной организации. [3] На рисунке 2 авторами были представлены виды инновационного менеджмента в банке.

По мнению авторов, инновационное управление в коммерческом банке можно разделить на два вида. Первый вид охватывает финансовую сферу деятельности банка и включает в себя совокупность определенных инструментов, а второй вид представлен набором функций в сфере работы с персоналом. Разработав виды инновационного менеджмента, авторы приходят к выводу, что результатом инновационного управления в финансовой сфере является создание информационной системы данных о кредитной организации, а в результате инновационного управления персоналом, создаются принципы работы коллектива. Таким образом, в работе были определены требования к итоговым результатам инновационного управления в коммерческом банке. Также мы видим, что все виды инновационного менеджмента взаимосвязаны. Каждый менеджер руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств их достижения, выполняет административные функции. В крупной кредитной организации появляется возможность закрепить управленческие функции за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать все виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки или приемы.

В инновационном управлении коммерческим банком Уткин Э.А. выделяет следующие направления:

1. управление процессом разработки и практической реализации инноваций превращается в самостоятельное направление в науке;

2. постоянное развитие инновационного процесса стала главной объективной необходимостью для современного банка;

3. процесс создания и повышения эффективности нововведений во всех функциональных сферах деятельности банка превратился в неотъемлемый элемент планирования, научных исследований, разработки проектов, производства банковских продуктов, маркетинга;

4. в большинстве банков создаются специальные подразделения, службы, обеспечивающие расширение сфер применения и повышение качества эффективности инновационных мероприятий;

5. с сокращением жизненного цикла банковских продуктов, технологий, процессов, услуг растет потребность в последовательном потоке новых идей и предложений по улучшению действующей практики;

6. разрабатываются и энергично используются комплексные мотивирующие системы, стимулирующие творческую, нестандартную деятельность сотрудников;

7. при совершенствовании своих организационных структур в первую очередь банки исходят из целей и задач инновационного процесса;

потребности инновационного подхода к работе обусловили внедрение новой концепции, подготовки банковских кадров, в основе которой становление и развитие творческой личности.[10]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. Виды инновационного управления в коммерческом банке (составлено автором)

Авторам импонируют работы Уткина Э.А.[10], предполагающего, что в связи со стремительным развитием банковских инноваций и инновационных процессов, механизм управления ими также должен постоянно меняться, развиваться и совершенствоваться, отвечая последним конкурентным условиям. Следует отметить, что инновационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности кредитной организации. На рисунке 3 представлен авторский подход к роли инновационного банковского менеджмента в деятельности кредитной организации.

Рисунок 3. Роль инновационного банковского менеджмента в деятельности кредитной

организации (составлено автором)

Итак, инновационный менеджмент и инновационная деятельность в современных условиях - это образование в крупнейших кредитных организациях единых научно-технических комплексов. Это механизм, который определяет тесные связи на всех уровнях цикла «наука - производство - конечный потребитель». Сегодня в инновационной политике коммерческих банков отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности на научно-техническую деятельность. Она выражается, прежде всего, в стремлении к повышению ассортимента и наукоемкости предлагаемых продуктов, услуг, технологий, процессов, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: консультационных, инжиниринговых, обслуживающих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жованников В.Н. Становление и развитие банковского менеджмента в современных условиях / В.Н. Жованников. - СПб.: СПбГУЭФ, 2001; 261 с.

2. Кох Л.В., Просалова В.С. 10.13. Процессно-ориентированное управление как инновационный механизм развития кредитной организации / Аудит и финансовый анализ. 2014. № 2. С. 338-342.

3. Prosalova V.S. Management of a crédit institution using stratégie innovation policy / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 14. № 10. С. 1370-1374.

4. Просалова В.С., Никитина А.А. Понятие банковских инноваций и их классификация / Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 1 (14). С. 40.

5. Просалова В.С., Николаева А.А. Интеграция стратегического процессно-ориентированного управления в организационный механизм стратегического управления кредитной организацией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 9 - С. 124-126 URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=5883

6. Просалова В.С., Николаева А.А. Современный подход к банковским инновациям / Финансы и кредит. 2014. № 22. С. 13-22.

7. Рустамов Х.М. Институциональные проблемы коммерческих банков. - М.: ИНИОН РАН. - 1998. - №54 - 4 ноября - 16с.;

8. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов / И.И. Семенова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000; 254 с.

9. Тейлор Ф.У. Научные основы организации промышленных предприятий / Пер. под ред [и с предисл.] преп. Арт. Акад. А.В. Панкина и горн. Инж. Л.А. Левенстерна. - Санкт -Петербург: Л.А. Левенстерн, 1912; 548 с.

10. Уткин Э.А. , Морозов Г.И., Морозова Н.И. Инновационный менеджмент . - М.: АКАЛИС, 1996; 356 с.

Рецензент: Просалова Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент кафедры «Экономики и менеджмента» ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Nikolaeva Anastasia Aleksandrovna

Vladivostok State University of Economics and Service

Russia,Vladivostok E-mail: [email protected]

Salmina Olga Valerievna

Pacific State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation

Russia, Vladivostok E-mail: [email protected]

Types of innovation management in commercial bank

Abstract. Innovative development of credit institutions is indispensable to ensure their competitiveness. To the principles of the Russian type of control is characteristic only of the transition to the use of its activity to continuous innovation. This suggests that innovation management and innovation activities directly credit institutions is only at the stage of development. This article discussed the main objectives of management, the basic principles of the Russian type of control. The authors highlighted the function of innovation management, types of innovation management in a commercial bank, and defines the role of innovation in banking management of the credit institution.

Keywords: types of management; innovation management; commercial bank; kinds of innovative management; management goals; principles of management; bank management.

REFERENCES

1. Zhovannikov V.N. Formation and development of bank management in modern-conditions / V.N. Zhovannikov. - SPb .: SPbGUEF, 2001; 261p.

2. Koh L.V., Prosalova V.S. 10.13. Process-oriented management as an innovative mechanism for the development of a credit institution / audit and financial analysis. 2014. № 2. p. 338-342.

3. Prosalova V.S. Management of a credit institution using strategic innovation policy / Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 14. № 10. С. 1370-1374.

4. Prosalova V.S., Nikitina A.A. The concept of banking innovations and their classification / Internet-magazine Naukovedenie. 2013. № 1 (14). S. 40.

5. Prosalova V.S., Nikolaeva A.A. Integrating strategic process-oriented management in the institutional mechanism of the strategic management of the credit institution // International Journal of applied and fundamental the Exploration. - 2014. - № 9 - P. 124-126 URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=5883.

6. Prosalova V.S., Nikolaeva A.A. The modern approach to banking innovations / Finance and Credit. 2014. № 22. C. 13-22.

7. Rustamov H.M. Institutional problems of commercial banks. - M .: INION. - 1998. -№54 - November 4 - 16 p.

8. Semenova I.I. History of management: A manual for schools / I.I. Semenova. - M .: UNITY-DANA, 2000; 254 p.

9. Taylor F.W. The scientific basis for the organization of industrial enterprises / Trans. ed [and foreword.] Ven. Art. Acad. AV Pankin and horn. Ing. LA Levensterna. - St. -Peterburg: LA Levenstern, 1912; 548 p.

10. Utkin E.A., Morozov G.I., Morozova N.I. Innovation Management. - M .: AKALIS, 1996; 356 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.