Научная статья на тему 'Основные этапы становления национальных общественных организаций на Кубани'

Основные этапы становления национальных общественных организаций на Кубани Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ОБЩИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Король К.Б.

Автор анализирует становление национальных общественных организаций на Кубани в XX начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы становления национальных общественных организаций на Кубани»

№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"

территории, активизируют экономическую деятельность локального сообщества и т. д.

На основе вышеизложенного вполне оправданно сделать вывод о том, что деятельность, называемая культурным туризмом, находится на пересечении гуманитарной сферы и сферы бизнеса и является одним из наиболее перспективных секторов экономического и социально-культурного развития территорий.

Литература

1. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия / отв. ред. П. М. Шульгин. М., 1994. С. 8.

2. Березницкая Н. Л. Туризм как фактор межкультурной коммуникации: дис. ... канд. культурол. наук. СПб., 1999. С. 93.

3. ПапирянГ. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 1998. С. 89.

4. Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. 1995. № 11. С. 32.

5. Прентис Р. Опыт становления и развития культурного туризма. СПб., 2001. С. 111.

6. Богатырева Т., Яновский Р. Стратегии глобализации: социокультурная динамика и информационный обмен // Безопасность Евразии. 2001. № 1. С. 643.

7. Квартальное В. А. Туризм. М., 2000. С. 115.

A. ALKHUTOV. CULTURED TOURISM IN THE WORLD TODAY

The essential place of article, direction account the leading role cultural tourism and interaction of cultures in globalize period. The author deals the topical questions of perfection practicality of cultural tourism.

Key words: culture, society, cultured tourism, tourist, historical monument.

К. Б. КОРОЛЬ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА КУБАНИ

Автор анализирует становление национальных общественных организаций на Кубани в XX - начале XXI века.

Ключевые слова: национальная организация, национальные меньшинства, благотворительность, самосознание, консолидация, община.

В начале XX века Кубанская область представляла собой многонациональный регион, в котором проживали представители более ста народностей. Важным фактором их адаптации и одновременно показателем внутриэтнической консолидации стали общественные организации. Они действовали в городах Екатеринодаре, Анапе, Майкопе, в селе Армавир, где концентрация представителей национальных меньшинств была высокой. Такие организации были у греков, армян, немцев, украинцев, чехов, поляков. Всего к 1917 году их насчитывалось около двадцати.

Среди национальных общественных организаций преобладали благотворительные, учрежденные, как правило, женщинами (женами и дочерьми купцов, преподавательницами). Основными направлениями их деятельности были: сбор и распределение пожертвований, социальная помощь, просветительская работа. Большую часть привлеченных средств они расходовали на открытие и содержание культовых и учебных заведений для представителей своей этнической группы, выплату пособий и стипендий. Просветительская миссия выражалась в создании библиотек-читален, издательской деятельности, продаже книг на родном языке (1).

Вторая группа национальных обществ на Кубани была представлена литературно-художес-

твенными объединениями, среди которых можно выделить украинскую «Просвиту», эллинский артистический кружок и др. Приоритетным направлением их деятельности было сохранение и поддержание народных традиций в диаспорах, а также пропаганда культурного наследия. Общества объединяли вокруг себя писателей, музыкантов, антрепренеров и режиссеров, устраивали лекции, концерты, ставили спектакли. Средства, вырученные от мероприятий, они направляли на расширение сферы своей деятельности (2).

В местах компактного проживания немцев существовали общественные организации, которые оказывали материальную помощь своим членам и в течение многих лет способствовали экономическому росту колоний меннонитов (3).

С приходом советской власти национальные общественные организации приобрели новый статус. В 1919 году был разработан проект Положения об организации при комитетах РКП(б) отделов агитации и пропаганды среди национальных меньшинств. После его принятия в 1920 году на Кубани при областном отделе народного образования был открыт подотдел просвещения национальных меньшинств, главной задачей которого стала борьба с неграмотностью (4).

В 1923 году в городах Краснодаре, Армавире, Майкопе, Новороссийске, Туапсе и Сочи были со-

130 "Культурная жизнь Юга России" № 3 (28), 2008

зданы рабочие клубы национальных меньшинств, которые можно считать прообразами современных этнокультурных центров. Основными формами их деятельности были собрания, лекции, доклады, беседы, спектакли, концерты, демонстрация кинофильмов (5).

В 1925 году в соответствии с постановлением III съезда Советов на Кубани началась широкомасштабная кампания по украинизации, результатом которой стало увеличение числа украинских школ и общественных объединений (6).

В конце 1930-х годов отношение власти к национальным общественным организациям изменилось, что привело к закрытию их клубов. Многие национально-культурные объединения прекратили свою деятельность, те же, которые продолжали работать, оказались на грани выживания из-за отсутствия финансирования, помещений и оттока кадров.

В дальнейшем толчком для консолидации национальных меньшинств стало повсеместное открытие национальных церквей в период Великой Отечественной войны, так называемый «сталинский религиозный ренессанс». В Краснодарском крае также возникли религиозные общины: Армянской апостольской церкви в Краснодаре и Армавире, иудейского вероисповедания в Новороссийске и Краснодаре, лютеранские (немецкие и эстонские) (7).

В последующие годы в Советском Союзе культурная инициатива национальных меньшинств проявлялась в межличностных и межсемейных коммуникациях, отправлениях религиозного культа, деятельности фольклорных коллективов. Однако вопрос об открытии национальных общественных организаций не ставился.

Политика «перестройки», осуществлявшаяся советской властью во второй половине 1980-х годов, стимулировала возрождение этого процесса. В Краснодарском крае, так же как и в других регионах, открывались общины, общества, клубы, в которые входили наиболее активные представители того или иного этноса. Их объединял интерес к родной истории, языку, литературе, традициям.

В 1992 году в г. Краснодаре был открыт Центр национальных культур, достижения которого получили высокую оценку таких международных организаций, как ООН и ЮНЕСКО (8). В настоящее время он объединяет представителей более 30 этносов. Подобные центры существуют в Сочи,

Анапе, Новороссийске. Возвращаясь к истории становления последних на Кубани, следует отметить, что дополнительным стимулом к их образованию стал Федеральный закон «О национально-культурной автономии», принятый в 1996 году. В результате некоторые из ранее существовавших общественных организаций трансформировались в автономии.

С 2005 года действует Программа гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае, целью которой является создание условий для сохранения и поддержки этнокультур в регионе (9).

В Краснодарском крае (по статистическим данным на 1 января 2007 года) зарегистрировано около 200 национально-культурных объединений. Основными направлениями их деятельности являются: изучение родного языка и культуры, проведение народных праздников и обрядов, организация поездок на историческую родину. Традиционными в регионе стали такие фестивали, как «Венок дружбы народов Кубани», «Культура сближает народы», в которых принимают участие не только представители этнических общин Кубани, России, но и гости из ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня практически все этносы и этнические группы Краснодарского края, играющие заметную роль в его общественно-политической жизни, имеют свои общественные объединения.

Литература и источники

1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 454. Оп. 2. Д. 3854, 3882, 4027.

2. Там же. Д. 6472, 3955.

3. Там же. Д. 3617.

4. Там же. Ф. Р-365. Оп. 1. Д. 585. Л. 23.

5. Там же. Д. 855. Л. 3-7.

6. Хлынина Т. П. Политика украинизации Кубани: 1920-1930-е годы // Итоги фольклорно-этногра-фических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998. С. 32.

7. ГАКК. Р-1519. Оп. 2. Д. 431. Л. 118.

8. Бурмагин А. Г. Некоторые аспекты развития межнациональных отношений в муниципальном образовании город Краснодар // Межнациональные отношения в Краснодаре на современном этапе: перспективы устойчивого развития: материалы все-рос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2005. С. 23.

9. Там же. С. 20.

K. B. KOROL. THE MAIN STAGES OF FORMING NATIONAL NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN KUBAN REGION

The author analyses the history of non-governmental organizations in Kuban region in XX - the beginning of XXI century.

Key words: national organization, national minorities, welfare, self-consciousness, consolidation, community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.