Научная статья на тему 'Культурный туризм в современном мире'

Культурный туризм в современном мире Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1109
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алхутов А.В.

Центральное место в статье отводится описанию роли культурного туризма во взаимодействии культур в период, когда общество вступило в эпоху глобализации. Автор рассматривает актуальные вопросы совершенствования практики культурного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурный туризм в современном мире»

№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России" ^

нил основного противоречия в деревне между капитализмом и остатками крепостничества, а еще больше обострил его.

Безусловно, столыпинская реформа привела к разложению крестьянства и формированию в нем двух противоположных групп - сельской буржуазии и беднейших слоев, что сопровождалось постепенным нарастанием противоречий, которые еще до революции 1905-1907 годов иногда проявлялись в форме открытых противостояний.

И, наконец, значительная часть обычаев горцев подвергалась серьезной трансформации, приспосабливаясь к обслуживанию капиталистических отношений. Но, несмотря на все негативные последствия, столыпинская аграрная политика была шагом вперед. Ее проводили в неспокойные для страны годы. Это, возможно, и сыграло решающую роль в провале реформ.

Литература

1. Щеголев А. И. Крестьянское движение в Кабар-де и Балкарии в годы столыпинской реакции и нового революционного подъема. Нальчик, 1962. С. 54.

2. Там же. С. 57.

3. Там же.

4. Мужев И. Ф. Столыпинская аграрная реформа и крестьянское движение в Кабарде в 1913 году // Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного педагогического института. Вып. II. Нальчик, 1958. С. 53.

5. Карпов Н. Аграрная политика Столыпина. Л., 1925. С. 48.

6. Центральный государственный военно-исторический архив. Ф. 400. Оп. 306. Д. 251. Л. 121.

7. Невская В. П. Аграрный вопрос в Карачаево-Черкесии в эпоху империализма. Черкесск, 1972. С. 145.

Z. Z. GLASHEVA. COMMON PRINCIPLES OF STOLYPIN AGRICULTURAL REFORMATION IN THE NORTH CAUCUSES

In the end of the XIX - the beginning of XX centuries the agricultural problem in the North Caucuses acquired a vivid socio-political character, which consisted in the increase of lack of lands among peasants, Cossacks and migrants.

Key words: agricultural policy, reformation, town peasants, North Caucuses.

А. В. АЛХУТОВ

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Центральное место в статье отводится описанию роли культурного туризма во взаимодействии культур в период, когда общество вступило в эпоху глобализации. Автор рассматривает актуальные вопросы совершенствования практики культурного туризма.

Ключевые слова: культура, общество, культурный туризм, турист, исторические памятники.

Раскрывая термин «культурный туризм», необходимо дать определение понятию «культура» с позиций туризма. Она может рассматриваться как «исторически определенный уровень развития человека и общества, широкая сфера человеческой деятельности, что включает сохранение, передачу от поколения к поколению и использование национального наследия, учет мировой культуры, бережное взаимодействие с природой» (1). Если туризм определяется как совокупность путешествий (туристских маршрутов, выездов) в определенных целях, то направление «культурный туризм» можно охарактеризовать как путешествия людей в целях ознакомления как со своей, так и с другими культурами.

Любой вид туризма в определенной степени является культурным, поскольку в течение всей поездки турист испытывает влияние непривычной социокультурной среды. Соответственно, в данном случае речь идет о культурном аспекте воздействия туризма - «влияние, которое туризм оказывает на материальную и духовную сферы деятельности человека и, прежде всего, на его систему ценностей, знания и общественное поведение» (2).

Исходя из данного понимания феномена «культурный туризм», отечественные исследователи выделяют пять его уровней: профессиональный, специализированный, неспециализированный, сопутствующий и культурный квазитуризм (к нему относят перемещение резидентов в данной местности, одним из мотивов которого является потребление культурных благ). Каждую туристскую поездку по степени приоритетности особого культурного интереса, духовных потребностей и полученного эстетического удовлетворения можно отнести к одному из перечисленных видов (3).

Особую привлекательность туризму придают эстетическая и эмоциональная стороны путешествий. Историческое и культурное окружение затягивают человека в свой необычный мир. Поэтому основным условием развития культурного туризма является историко-культурный потенциал той или иной страны, национальное наследие народа, в целом туристские ресурсы, расположенные на конкретной территории.

В процессе социального взаимодействия, вызванного контактами между культурами, возникают разные по характеру взаимоотношения, во

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (28), 2008

128 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

многом определяющиеся национально-культурным менталитетом представителей разных стран.

На наш взгляд, весьма интересными представляются результаты исследования процессов межкультурного восприятия, проведенного Н. К. Иконниковой. Она выделяет три стадии взаимодействия, которые свидетельствуют о качественных изменениях в процессе восприятия культуры.

Первая стадия определяется как «медовый месяц». Это период знакомства с новой культурой, ее отдельными достижениями или представителями, который рождает прилив оптимизма, приподнятое настроение, уверенность в успешном взаимодействии и беспроблемной перспективе на будущее.

Вторая стадия определяется как «культурный шок» и характеризуется крушением надежд, неприятием новых обычаев, стиля поведения и коммуникативных норм, неприспособленностью к темпу жизни, изменениям в материальной инфраструктуре общества и т. д.

Последняя стадия формирует реалистическую оценку ситуации, когда возникает адекватное понимание происходящего, возможность эффективно добиваться собственных целей. Однако не исключается и возможность полного отвержения новых культурных феноменов и неизбежного в этом случае отступления.

Как отмечает Н. К. Иконникова, большое значение имеет продолжительность контакта (4). Чем дольше турист «взаимодействует» с незнакомой культурой, тем больше времени у него ее познать. Именно этот психологический момент весьма важен для успешного развития туризма.

Кроме того, развитие туризма должно проходить с минимальным влиянием на естественную жизнедеятельность местного населения. В таком случае речь может идти о другом понимании термина «культурный туризм». Прежде всего, он знакомит с историческими памятниками и культурными объектами. В то же время с точки зрения характера протекания этого социокультурного действия культурный туризм можно охарактеризовать как «мягкий», оберегающий и сохраняющий вид туризма. В данном случае этот вид туризма определяется не столько характеристиками объекта, сколько субъекта. Он выражает уровень восприятия и осознания туристом окружающей действительности, его стремление получить максимум удовольствий от жизни, прожить несколько «культурных» жизней в одной «земной» (5).

Таким образом, культурный туризм характеризует соответствие культурного уровня туриста избираемым им для ознакомления историко-культурным ценностям. Если в целом туризм представляется в большей мере как часть досуго-вого времяпрепровождения и не требует определенных знаний и навыков, то культурный туризм предполагает определенный уровень образования. Культурные ценности и эстетические переживания выступают основными стимулами такого путешествия. В то же время последнее может

рассматриваться не только как результат (встреча туриста и культурного объекта), но и как процесс восприятия и постижения ценностно-смыслового содержания другой культуры.

Именно культурный туризм наиболее способствует проявлению этнокультурной самобытности и индивидуальности человека и является наилучшим способом его самовыражения. Отдавая предпочтение тому или иному маршруту путешествия, человек делает осознанный выбор, который определяется только его личными потребностями и пожеланиями.

В данном случае туризм, как уже отмечалось, выступает одной из форм межкультурных контактов, которая позволяет человеку временно погрузиться в другие культуры, способствует выработке у него, с одной стороны, более ясного понимания многообразия нашего мира (международный туризм) и осознанию ценности и самобытности своей культуры - с другой (внутренний туризм). Следовательно, туризм выступает эффективным способом массового обмена социокультурным опытом, что в условиях превращения мира в «единство разнообразия» является необходимостью.

В эру высоких технологий и в условиях интеграции финансовых, политических систем в единое целое обмен культурной информацией становится важным фактором успешного развития человека, сообщества, государства (6). Если в других сферах современного общества необходима стандартизация и возможно количественное измерение параметров, то для культурной сферы это не приемлемо. Культура любого народа самобытна и уникальна, поэтому культурный туризм способен выступить средством взаимопонимания и взаимовыгодных отношений между разными культурами. Именно он первым прокладывает путь сотрудничества не только в культурной, но и в экономической, социальной и других сферах.

Не менее важную роль культурный туризм играет и в развитии государственности. Туризм внутри страны с привлечением ее историко-культурных памятников может выполнять множество функций: познавательную, воспитательную и идеологическую. Таким образом, он представляется весьма эффективной формой освоения национальной культуры и формирования патриотизма, ведь любой регион обладает хотя бы частью необходимых для этого культурных объектов, включая памятники археологии, ландшафтной архитектуры, культовую и гражданскую архитектуру, малые и большие исторические города, сельские поселения, музеи, театры, выставочные залы и т. д. К тому же туристская деятельность выступает формой занятости, способом повышения квалификации для специалистов и местного населения, вовлекаемого в культурное и туристское обслуживание (7).

Помимо многообразных форм влияния культурного туризма на общественное развитие в целом, поездки людей обеспечивают поступление денежных средств в местный бюджет, способствуют расширению источников дохода населения

№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"

территории, активизируют экономическую деятельность локального сообщества и т. д.

На основе вышеизложенного вполне оправданно сделать вывод о том, что деятельность, называемая культурным туризмом, находится на пересечении гуманитарной сферы и сферы бизнеса и является одним из наиболее перспективных секторов экономического и социально-культурного развития территорий.

Литература

1. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия / отв. ред. П. М. Шульгин. М., 1994. С. 8.

2. Березницкая Н. Л. Туризм как фактор межкультурной коммуникации: дис. ... канд. культурол. наук. СПб., 1999. С. 93.

3. ПапирянГ. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 1998. С. 89.

4. Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. 1995. № 11. С. 32.

5. Прентис Р. Опыт становления и развития культурного туризма. СПб., 2001. С. 111.

6. Богатырева Т., Яновский Р. Стратегии глобализации: социокультурная динамика и информационный обмен // Безопасность Евразии. 2001. № 1. С. 643.

7. Квартальное В. А. Туризм. М., 2000. С. 115.

A. ALKHUTOV. CULTURED TOURISM IN THE WORLD TODAY

The essential place of article, direction account the leading role cultural tourism and interaction of cultures in globalize period. The author deals the topical questions of perfection practicality of cultural tourism.

Key words: culture, society, cultured tourism, tourist, historical monument.

К. Б. КОРОЛЬ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА КУБАНИ

Автор анализирует становление национальных общественных организаций на Кубани в XX - начале XXI века.

Ключевые слова: национальная организация, национальные меньшинства, благотворительность, самосознание, консолидация, община.

В начале XX века Кубанская область представляла собой многонациональный регион, в котором проживали представители более ста народностей. Важным фактором их адаптации и одновременно показателем внутриэтнической консолидации стали общественные организации. Они действовали в городах Екатеринодаре, Анапе, Майкопе, в селе Армавир, где концентрация представителей национальных меньшинств была высокой. Такие организации были у греков, армян, немцев, украинцев, чехов, поляков. Всего к 1917 году их насчитывалось около двадцати.

Среди национальных общественных организаций преобладали благотворительные, учрежденные, как правило, женщинами (женами и дочерьми купцов, преподавательницами). Основными направлениями их деятельности были: сбор и распределение пожертвований, социальная помощь, просветительская работа. Большую часть привлеченных средств они расходовали на открытие и содержание культовых и учебных заведений для представителей своей этнической группы, выплату пособий и стипендий. Просветительская миссия выражалась в создании библиотек-читален, издательской деятельности, продаже книг на родном языке (1).

Вторая группа национальных обществ на Кубани была представлена литературно-художес-

твенными объединениями, среди которых можно выделить украинскую «Просвиту», эллинский артистический кружок и др. Приоритетным направлением их деятельности было сохранение и поддержание народных традиций в диаспорах, а также пропаганда культурного наследия. Общества объединяли вокруг себя писателей, музыкантов, антрепренеров и режиссеров, устраивали лекции, концерты, ставили спектакли. Средства, вырученные от мероприятий, они направляли на расширение сферы своей деятельности (2).

В местах компактного проживания немцев существовали общественные организации, которые оказывали материальную помощь своим членам и в течение многих лет способствовали экономическому росту колоний меннонитов (3).

С приходом советской власти национальные общественные организации приобрели новый статус. В 1919 году был разработан проект Положения об организации при комитетах РКП(б) отделов агитации и пропаганды среди национальных меньшинств. После его принятия в 1920 году на Кубани при областном отделе народного образования был открыт подотдел просвещения национальных меньшинств, главной задачей которого стала борьба с неграмотностью (4).

В 1923 году в городах Краснодаре, Армавире, Майкопе, Новороссийске, Туапсе и Сочи были со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.