Научная статья на тему 'Общие принципы проведения столыпинской аграрной реформы на Северном Кавказе'

Общие принципы проведения столыпинской аграрной реформы на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
782
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМА / ГОРСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глашева З.Ж.

В конце XIX начале XX века аграрная проблема на Северном Кавказе приобрела ярко выраженный социально-политический характер, проявившийся в росте малоземелья и безземелья коренных крестьян, казаков и переселенцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие принципы проведения столыпинской аграрной реформы на Северном Кавказе»

№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"

— 125

это не было слепым заимствованием. Архитектор Батур-Убуши внес в конструкцию храма заметный восточный колорит. Идея создания этого культового сооружения, глубоко интернациональная по своей сути и в некотором роде символизирующая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике храма. Авторы проекта задумали гармонично соединить в нем черты европейского, а точнее, русского классицизма и архитектуры буддийского Востока.

Монастырский ансамбль Хошеутовского хуру-ла состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. После своего открытия в 1818 году и вплоть до 1917-го Хошеутовский ху-рул являлся одним из основных культовых сооружений буддийской общины астраханского региона. Однако после революции он был закрыт, и на протяжении всего ХХ века по назначению не использовался и не реставрировался.

Рассмотрев и проанализировав процесс становления культуры астраханских калмыков, мы

смогли заметить, что на каждом из трех этапов своего формирования она испытывала на себе влияние традиций других этносов Нижнего Поволжья и привносила свои элементы, тем самым обогащая собственную культуру и участвуя в формировании дельтовой культуры Нижнего Поволжья.

Литература

1. Бичеев Б. А. Геотермины «Волга» и «Ергени» в этнокультуре калмыков // Великие реки и мировые цивилизации: материалы междунар. науч. конф., 7— 9 сентября 2006 г. / АГУ; Атырауский гос. ун-т им. Х. Досмухамбетова (Казахстан). Астрахань, 2006.

2. Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков: этнографические наблюдения 1884-1886 гг. М., 1893. Репр. изд. Ставрополь, 1991. С. 5.

3. Жуковская Н. Л., МокшинН. Ф. От Карелии до Урала: кн. для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение». М., 1998. С. 302.

4. Деникин Н. И. К истории Астраханской губернии (до 1917 года). М., 1998.

5. Кирокосьян М. А. Топонимический словарь Астраханской области. Астрахань, 2001.

V. V. KHARLAMOV. DEVELOPMENT OF ASTRAKHAN KALMYKS' ETHNIC CULTURE IN THE CONTEXT OF THE LOW VOLGA DELTA CULTURE

It is possible to divide Astrakhan Kalmyks' culture into three evolutionary periods in accordance with the historical development of ethnos in the Low Volga delta area. During each period of this process people's live was inreached with new elements which were reflected in the cultural selfmodification.

Key words: delta culture, Astrakhan Kalmyks, cultural contacts, nomand, settlement, toponimics, architecture.

З. ж. ГЛАШЕВА

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В конце XIX - начале XX века аграрная проблема на Северном Кавказе приобрела ярко выраженный социально-политический характер, проявившийся в росте малоземелья и безземелья коренных крестьян, казаков и переселенцев.

Ключевые слова: аграрная политика, реформа, горское крестьянство, Северный Кавказ.

Новая политика, проводившаяся российским правительством в начале XX века и получившая впоследствии название «столыпинской», была направлена на решение аграрных проблем. Наиболее остро эти вопросы стояли на окраинах империи, где переплетались все противоречия эпохи (1).

В начале XX века на богатых и плодородных землях Северного Кавказа почти не было помещичьего землевладения, хотя имело место казачье. Специфично, что в горских округах продолжали бытовать пережитки патриархально-родового строя, замедлявшие развитие производительных сил. Наряду с помещичье-крестьянскими спорами стали проявляться и противоречия между казачеством и иногородними. Векторным направле-

нием в обозначенных взаимоотношениях был земельный вопрос.

От малоземелья «задыхалось» горское крестьянство. Что касается иногородних, то они были абсолютно безземельными. Расслоение вело к неравенству даже среди казачества.

Сохранение в горских аулах и казачьих станицах сословных отношений приводило к тому, что, борясь за землю, крестьянство бросало вызов классовому антагонизму. Иногородние, лишенные права на получение земельного надела, боролись против сословного землевладения. Горские крестьяне выступали против феодалов, в руках которых были лучшие земли предгорий Кавказа и речных долин.

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (28), 2008

126 —

После революционных событий 1905-1907 годов правительство совершило резкий поворот в развитии аграрной политики. Новая стратегия в этой области была направлена на разрушение общины, проводившееся для устранения запутанности в землеустройстве, и насаждение хуторов и отрубов путем закрепления за крестьянами их надельных участков в личную собственность. Кулачество получало финансовую поддержку через Крестьянский поземельный банк, крестьяне поселялись на землях, купленных у этого банка. Велось целенаправленное переселение крестьян на окраины России с целью ослабления остроты малоземелья в центре и удаления наиболее «опасных» элементов крестьянства подальше от помещичьих имений (2).

Основная цель нового аграрного законодательства заключалась в удержании политической власти в руках помещиков, тем самым создавалась экономическая база нового администрирования. Основной идеей столыпинского варианта развития земельных отношений было укрепление экономического и политического господства помещиков и формирование нового крестьянского слоя (кулачества) как опоры самодержавия в деревне (3).

В поисках альтернативы обострившимся земельным отношениям правительство открыло широкий доступ крестьянам для переселения на Северный Кавказ. Главный поток миграции в регион шел из южных губерний Российской империи, где аграрное переселение к этому времени приобрело массовый характер. На Кавказе в результате переселенческой политики только за пятилетие (1905-1910) возникло 261 русское поселение (4).

Для практического осуществления аграрной политики на местах были образованы землеустроительные комиссии. В частности, при наместнике Кавказа в 1906 году начала свои действия комиссия под председательством Я. С. Медведева.

Целью столыпинской реформы являлось расширение социальной базы в деревне. Новой ее опорой должно было стать кулачество. Аграрное законодательство ставило цель перестроить отношения в стране так, чтобы не затронуть помещичьего землевладения, утвердить принцип частной собственности не за счет помещиков, а за счет крестьянской общины.

В 1903 году был издан закон об отмене круговой поруки. Статья 87 Указа от 9 ноября 1906 года давала крестьянам право требовать от сельского общества выделения им общественных земель в частную собственность. Там, где за последние 24 года не производилось переделов, за домохозяевами закреплялись те участки, которыми они пользовались в этот период. При наличии переделов за крестьянами закреплялись те земли, которые были предоставлены в их пользование. Если земли было больше, чем полагалось по норме, то за излишки надо было уплатить обществу по их первоначальной средней выкупной цене (5).

14 июня 1910 года был издан закон, заменявший и дополнявший указ от 9 ноября 1906 года. Все общины, не производившие коренного пере-

дела участков со времени наделения их землей, признавались прекратившими свое существование. Члены общин становились собственниками земель, которыми пользовались.

Еще решительнее выступало против общины Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 года, по которому землеустроительные мероприятия могли проводиться принудительно. Упрощалась также процедура выхода из общины.

Малоземельные крестьяне не получили никакой прибавки к своим наделам, поэтому укрепление общинной земли не улучшало их положения. Покупать землю при помощи Крестьянского банка они также не имели возможности, поскольку им нечем было доплатить разницу и обеспечить ссуду.

Анализ практической реализации столыпинской реформы на примере Ставропольской губернии показывает, как быстро пошел в селах процесс поляризации деревни вследствие продажи бедняками своих земельных участков и концентрации земли в руках кулачества. Ставропольская землеустроительная комиссия постановила, что землю может купить только тот, кто имеет рабочий скот и инвентарь. Значит, бедняк оставался без земли и без надежды ее приобрести. Многие сельские общества «наотрез отказывались изменять существующий общинный тип хозяйства» (6).

Сложнее обстояло дело с проведением в жизнь столыпинских аграрных преобразований в Терской и Кубанской областях. Это диктовалось политикой правительства по отношению к казачеству, которое рассматривалось как оплот стабильности на Северном Кавказе и в целом по стране. «Для восстановления тишины и спокойствия внутри государства, для прекращения и предупреждения беспорядков, для ограждения мирных граждан от произвола, насилия и грабежа призваны казаки на службу», - говорилось в приказе по Кубанскому казачьему войску (7).

Столыпинская аграрная политика на Северном Кавказе нашла свое выражение в передаче пастбищ, принадлежавших народу, в собственность местным помещикам и кулакам, а также в организации на этих землях особых пастбищных участков - хуторов («кутаное»), которые были переданы во владение крупным скотоводам.

В связи с этим распространение столыпинского законодательства на горские земли сталкивалось с большими трудностями, связанными с особенностями их земельных отношений. Этот вопрос потребовал длительного изучения и разработки.

Столыпинская аграрная политика не могла ликвидировать состояние «тупика», не «умиротворила» деревню, как надеялись ее разработчики. Незавершенность этой реформы, выраженной в системе насаждения хуторов, ускорила разорение основной массы крестьянства. В 1907-1914 годах в России было более 20 тысяч крестьянских выступлений.

Таким образом, политика насаждения хуторов и крестьянского переселения не только не ослабила классовой вражды на селе, но еще более углубила ее. «Новый курс» правительства не устра-

№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России" ^

нил основного противоречия в деревне между капитализмом и остатками крепостничества, а еще больше обострил его.

Безусловно, столыпинская реформа привела к разложению крестьянства и формированию в нем двух противоположных групп - сельской буржуазии и беднейших слоев, что сопровождалось постепенным нарастанием противоречий, которые еще до революции 1905-1907 годов иногда проявлялись в форме открытых противостояний.

И, наконец, значительная часть обычаев горцев подвергалась серьезной трансформации, приспосабливаясь к обслуживанию капиталистических отношений. Но, несмотря на все негативные последствия, столыпинская аграрная политика была шагом вперед. Ее проводили в неспокойные для страны годы. Это, возможно, и сыграло решающую роль в провале реформ.

Литература

1. Щеголев А. И. Крестьянское движение в Кабар-де и Балкарии в годы столыпинской реакции и нового революционного подъема. Нальчик, 1962. С. 54.

2. Там же. С. 57.

3. Там же.

4. Мужев И. Ф. Столыпинская аграрная реформа и крестьянское движение в Кабарде в 1913 году // Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного педагогического института. Вып. II. Нальчик, 1958. С. 53.

5. Карпов Н. Аграрная политика Столыпина. Л., 1925. С. 48.

6. Центральный государственный военно-исторический архив. Ф. 400. Оп. 306. Д. 251. Л. 121.

7. Невская В. П. Аграрный вопрос в Карачаево-Черкесии в эпоху империализма. Черкесск, 1972. С. 145.

Z. Z. GLASHEVA. COMMON PRINCIPLES OF STOLYPIN AGRICULTURAL REFORMATION IN THE NORTH CAUCUSES

In the end of the XIX - the beginning of XX centuries the agricultural problem in the North Caucuses acquired a vivid socio-political character, which consisted in the increase of lack of lands among peasants, Cossacks and migrants.

Key words: agricultural policy, reformation, town peasants, North Caucuses.

А. В. АЛХУТОВ

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Центральное место в статье отводится описанию роли культурного туризма во взаимодействии культур в период, когда общество вступило в эпоху глобализации. Автор рассматривает актуальные вопросы совершенствования практики культурного туризма.

Ключевые слова: культура, общество, культурный туризм, турист, исторические памятники.

Раскрывая термин «культурный туризм», необходимо дать определение понятию «культура» с позиций туризма. Она может рассматриваться как «исторически определенный уровень развития человека и общества, широкая сфера человеческой деятельности, что включает сохранение, передачу от поколения к поколению и использование национального наследия, учет мировой культуры, бережное взаимодействие с природой» (1). Если туризм определяется как совокупность путешествий (туристских маршрутов, выездов) в определенных целях, то направление «культурный туризм» можно охарактеризовать как путешествия людей в целях ознакомления как со своей, так и с другими культурами.

Любой вид туризма в определенной степени является культурным, поскольку в течение всей поездки турист испытывает влияние непривычной социокультурной среды. Соответственно, в данном случае речь идет о культурном аспекте воздействия туризма - «влияние, которое туризм оказывает на материальную и духовную сферы деятельности человека и, прежде всего, на его систему ценностей, знания и общественное поведение» (2).

Исходя из данного понимания феномена «культурный туризм», отечественные исследователи выделяют пять его уровней: профессиональный, специализированный, неспециализированный, сопутствующий и культурный квазитуризм (к нему относят перемещение резидентов в данной местности, одним из мотивов которого является потребление культурных благ). Каждую туристскую поездку по степени приоритетности особого культурного интереса, духовных потребностей и полученного эстетического удовлетворения можно отнести к одному из перечисленных видов (3).

Особую привлекательность туризму придают эстетическая и эмоциональная стороны путешествий. Историческое и культурное окружение затягивают человека в свой необычный мир. Поэтому основным условием развития культурного туризма является историко-культурный потенциал той или иной страны, национальное наследие народа, в целом туристские ресурсы, расположенные на конкретной территории.

В процессе социального взаимодействия, вызванного контактами между культурами, возникают разные по характеру взаимоотношения, во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.