Научная статья на тему 'Развитие этнокультуры астраханских калмыков в рамках дельтовой культуры Нижнего Поволжья'

Развитие этнокультуры астраханских калмыков в рамках дельтовой культуры Нижнего Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛЬТОВАЯ КУЛЬТУРА / АСТРАХАНСКИЕ КАЛМЫКИ / КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ / АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харламов В. В.

Культуру астраханских калмыков можно разделить на три эволюционных этапа в соответствии с историческим развитием этноса в ареале дельты Нижнего Поволжья. На каждой ступени этого процесса быт народа обогащался новыми элементами, которые нашли отражение в его культурной самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие этнокультуры астраханских калмыков в рамках дельтовой культуры Нижнего Поволжья»

№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России" ^

Трибуна молодого ученого

В. В. ХАРЛАМОВ

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ АСТРАХАНСКИХ КАЛМЫКОВ В РАМКАХ ДЕЛЬТОВОЙ КУЛЬТУРЫ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Культуру астраханских калмыков можно разделить на три эволюционных этапа в соответствии с историческим развитием этноса в ареале дельты Нижнего Поволжья. На каждой ступени этого процесса быт народа обогащался новыми элементами, которые нашли отражение в его культурной самоидентификации.

Ключевые слова: дельтовая культура, астраханские калмыки, культурные контакты, архитектура.

В полиэтнических и поликультурных регионах в ходе исторического процесса всегда особенно остро стояла проблема сохранения и развития культурных традиций отдельного народа. В подобных регионах имел место процесс взаимопроникновения культурных элементов и традиций этнических групп, проживающих на одной территории. Культурное заимствование, безусловно, положительно влияло на развитие народа. Однако доминирование того или иного этноса могло повлечь за собой «растворение» культур других народов, имеющих в регионе меньшую численность.

В Российской Федерации одним из таких регионов является Астраханская область. На данный момент по различным данным здесь проживают 200-250 национальностей, и ни одна из них официально не признана коренной в данном ареале, а следовательно, в культуре указанной территории не может быть доминирующего этнического компонента. Это связано, прежде всего, с особенностями заселения дельтового региона Нижнего Поволжья в ходе исторического процесса. Во-первых, Астраханское ханство было одним из формирований распавшейся Золотой Орды, которая, в свою очередь, также была полиэтническим и поликонфессиональным государственным образованием. Во-вторых, географическое расположение территории на пересечении торговых путей Запада и Востока сыграло большую роль в формировании национальной картины мира и этнического характера региональной культуры.

Результатом многообразия культурных традиций, взаимопроникновения различных этнических сознаний можно считать возникновение такого феномена, как дельтовая культура.

Культура каждого этноса, проживающего на территории дельты Волги, представляет большой интерес для исследователя. Астраханская область считается наиболее интересным в этнокультурном отношении регионом, своего рода научным плацдармом для изучения процессов адаптации этносов к новым природно-географическим условиям обитания, межкультурной интеграции, этнической миксации и др.

Попадая в условия этнической консолидации и культурного заимствования, искусство и быт народа, оказавшегося в новом ареале проживания,

начинают обогащаться элементами других национальных культур. Процесс вхождения этноса в подобные социокультурные условия можно проследить на примере развития национальной культуры астраханских калмыков.

Приход ойратов (предков калмыков) на территорию России и дельты Волги датируется XVII веком. Впервые они появляются в Средней Азии, вблизи границы с Китаем. Этноистори-чески калмыки происходят из алтайской части Монголии - Зюнгарии (в других транскрипциях - Джунгария, Цунгария). В настоящее время это Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики.

Во второй половине XVIII века в дельтовом регионе Нижнего Поволжья появился этноним «калмык», который имеет тюркское происхождение от слова «калма», «калмак» («остаток», «отделившийся»). Это название обнаруживает этимологические связи в языке киргиз-кайсацких племен, с которыми калмыки вели совместный кочевой образ жизни и имели культурные контакты еще до вхождения обоих народов в дельтовую культуру. По другой версии слово «калмык» является русским фонетическим вариантом татарского «хамлык».

Происхождение данного этнонима традиционно связывается с историческими событиями 1771 года, когда хан Убаши увел большую часть кочевавших в волжских степях ойратов в Джунгарию. А название «калмыки» в значении «оставшиеся» закрепилось за группами ойратов, не покинувших низовья Волги.

Культурные традиции русского и мусульманского населения дельтового региона в течение долгого времени не оказывали влияния на социальную структуру калмыцкого общества. Вплоть до начала XIX века оно оставалось практически таким же, как и несколько столетий назад. На наш взгляд, это связано с тем, что ойраты имели устоявшиеся традиции кочевой культуры, в которой были сильны традиции шаманизма и других языческих ритуалов. В связи с этим калмыки в низовьях Волги вели относительно замкнутый образ жизни. Их контакты с оседлыми этносами Астраханского края были нечастыми ввиду отдаленности поселений калмыков от городской чер-

124 "Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (28), 2008

ты и наиболее развитых полиэтнических сел нижневолжского региона.

В истории культурных контактов калмыков с другими этносами астраханского региона, а следовательно, и в становлении культуры собственно астраханских калмыков можно условно выделить три периода.

1. Кочевой этап (1-я пол. XVII - 2-я пол. XVIII в.). В этот период, являясь новым звеном в полиэтническом пространстве дельтовой культуры, калмыки контактируют преимущественно с носителями близкой им кочевой (степной) культуры. Прежде всего, это ногайцы, к тому времени еще окончательно не перешедшие к оседлому образу жизни, и киргиз-кайсацкие племена. Так как на ранних этапах контакты осуществлялись в основном в ходе вооруженных столкновений, то тесного взаимопроникновения культурных элементов не происходило. Можно предположить, что на этой стадии возникает невербальное ознакомление калмыков с новой социокультурной средой.

2. Этап вхождения (XVIII - 1-я пол. XIX в.). В указанный период становления культуры астраханских калмыков постепенное их сближение с многонациональным населением Астраханской губернии (как в совместной хозяйственно-экономической деятельности, так и в прохождении воинской службы) становится более многогранным. Некоторая часть калмыков принимает христианство, другая обращается в ламаизм. Народ, сохранив элементы кочевой степной и полустепной культур, в новом ареале принимает характерные черты оседлости. В мифологической картине мира происходит оформление культа Волги и горы Богдо (единственной горной вершины в Астраханской области). По мнению Б. А. Бичеева, эти культы связаны с обретением калмыками «нового Алтая и Иртыша» (1).

С переходом к оседлой форме быта в рамках дельтовой культуры калмыки постепенно отказываются от сооружения кибиток и формируют жилищное строительство, совместившее в себе архитектурные традиции, свойственные культурам других этносов, проживающих на тот момент в нижневолжском регионе.

Как пишет исследователь И. А. Житецкий, «в Мочагах и Яндыковском улусе, прилегающих к Волге, повсюду встречаются зимние глинобитные здания бедняков (мазанки, шабыр-кгер), и нередко между кибитками возвышаются то отдельные домики зайсангов (модон-кгер), то целые группы хурульных деревянных зданий» (2).

Стоит отметить, что в новых социокультурных условиях калмыки Астраханского края сохранили культ кибитки. Термин «кгер», ранее употреблявшийся для названия традиционного жилища, стал использоваться в значении «дом» вообще. Более того, архаичное словосочетание кгер-абалган («приобретение кибитки») утвердилось в диалекте астраханских калмыков как выражение, означающее «брак», «бракосочетание».

Некоторые изменения претерпевает внешний вид национального костюма и повседневной одеж-

ды астраханских калмыков. На смену распашному монгольскому халату приходит комплект, состоящий из рубахи (килик), брюк (шалбур), жилета (камзал) и верхней одежды (бишмит). Во внешнем облике этого элемента национального костюма мы видим сильное влияние народов Кавказа, особенно черкесов, с которыми калмыков связывали наиболее тесные контакты - их земли находились по соседству. Бишмит калмыков очень напоминает черкеску, хотя ряд деталей претерпел изменения: широкие рукава стали узкими, появился стоячий воротник, тогда как у черкески нет ворота вообще, газыри имитируются накладными карманами, окаймленными серебряной тесьмой (3). На наш взгляд, подобную форму верхней одежды калмыки могли заимствовать не только у кавказских народов, но и у представителей казачества, в ряды которого в свое время вступала большая часть крещеных астраханских калмыков.

Изменяется и внешней вид обуви в национальном костюме калмыков. В связи с переходом к оседлости у них отпадает необходимость в многочасовой езде на лошади. На смену массивным сапогам с загнутыми вверх носами приходит мягкая обувь из кожи, под которую зимой надевались шерстяные носки, а летом - холщовые портянки.

Как можно заметить, во внешнем облике традиционной одежды астраханских калмыков начинают прослеживаться культурные влияния ногайцев, татар и русских.

3. Этап слияния ^К-ХХ вв.). После Отечественной войны 1812 года, в которой калмыки принимают непосредственное участие, наступает новый этап в развитии русско-калмыцких отношений. В дельтовой культуре калмыки становятся одной из составляющих процесса межкультурных коммуникаций. По данным, приведенным Н. И. Декиным, в 1887 году в Астрахани у них насчитывается 135 000 кибиток (4). На этом этапе калмыцкий язык влияет на топонимию нижневолжского региона. Появляются такие топонимы, как Болхуны (от калмыцкого «болхо», что значит «много»), Зензели (село в Лиманском районе Астраханской области) - от калмыцкого «зигда-ли» («лесистая местность»), Табун-Арал (село в Енотаевском районе Астраханской области) - от калмыцких корней «табн» («пять») и «арал» (в значении «остров»), гидронимы Дундук, происходящий из калмыцкого «дундк» (средний, срединный), Утусун - от калмыцкого «утн» («длина») и «усун» («вода»). Название современного порта Оля также восходит к калмыцкому языку и переводится как «топорик» (5).

К обозначенному периоду относится создание произведений монументальной культуры. Статус приверженцев буддизма определил калмыкам роль единственных в регионе строителей буддийских культовых сооружений - хурулов.

Из хурулов оседлого типа, находящихся на территории Астраханской области, стоит отметить два: в селе Хошеутово (построен в 1818 г.) и в поселке Лиман (ХХ в.).

В основу проекта Хошеутовского хурула легла композиционная схема Казанского собора, но

№ 3 (28), 2008 "Культурная жизнь Юга России"

— 125

это не было слепым заимствованием. Архитектор Батур-Убуши внес в конструкцию храма заметный восточный колорит. Идея создания этого культового сооружения, глубоко интернациональная по своей сути и в некотором роде символизирующая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике храма. Авторы проекта задумали гармонично соединить в нем черты европейского, а точнее, русского классицизма и архитектуры буддийского Востока.

Монастырский ансамбль Хошеутовского хуру-ла состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. После своего открытия в 1818 году и вплоть до 1917-го Хошеутовский ху-рул являлся одним из основных культовых сооружений буддийской общины астраханского региона. Однако после революции он был закрыт, и на протяжении всего XX века по назначению не использовался и не реставрировался.

Рассмотрев и проанализировав процесс становления культуры астраханских калмыков, мы

смогли заметить, что на каждом из трех этапов своего формирования она испытывала на себе влияние традиций других этносов Нижнего Поволжья и привносила свои элементы, тем самым обогащая собственную культуру и участвуя в формировании дельтовой культуры Нижнего Поволжья.

Литература

1. Бичеев Б. А. Геотермины «Волга» и «Ергени» в этнокультуре калмыков // Великие реки и мировые цивилизации: материалы междунар. науч. конф., 79 сентября 2006 г. / АГУ; Атырауский гос. ун-т им. X. Досмухамбетова (Казахстан). Астрахань, 2006.

2. Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков: этнографические наблюдения 1884-1886 гг. М., 1893. Репр. изд. Ставрополь, 1991. С. 5.

3. Жуковская Н. Л., МокшинН. Ф. От Карелии до Урала: кн. для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение». М., 1998. С. 302.

4. Деникин Н. И. К истории Астраханской губернии (до 1917 года). М., 1998.

5. Кирокосьян М. А. Топонимический словарь Астраханской области. Астрахань, 2001.

V. V. KHARLAMOV. DEVELOPMENT OF ASTRAKHAN KALMYKS' ETHNIC CULTURE IN THE CONTEXT OF THE LOW VOLGA DELTA CULTURE

It is possible to divide Astrakhan Kalmyks' culture into three evolutionary periods in accordance with the historical development of ethnos in the Low Volga delta area. During each period of this process people's live was inreached with new elements which were reflected in the cultural selfmodification.

Key words: delta culture, Astrakhan Kalmyks, cultural contacts, nomand, settlement, toponimics, architecture.

З. ж. ГЛАШЕВА

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В конце XIX - начале XX века аграрная проблема на Северном Кавказе приобрела ярко выраженный социально-политический характер, проявившийся в росте малоземелья и безземелья коренных крестьян, казаков и переселенцев.

Ключевые слова: аграрная политика, реформа, горское крестьянство, Северный Кавказ.

Новая политика, проводившаяся российским правительством в начале XX века и получившая впоследствии название «столыпинской», была направлена на решение аграрных проблем. Наиболее остро эти вопросы стояли на окраинах империи, где переплетались все противоречия эпохи (1).

В начале XX века на богатых и плодородных землях Северного Кавказа почти не было помещичьего землевладения, хотя имело место казачье. Специфично, что в горских округах продолжали бытовать пережитки патриархально-родового строя, замедлявшие развитие производительных сил. Наряду с помещичье-крестьянскими спорами стали проявляться и противоречия между казачеством и иногородними. Векторным направле-

нием в обозначенных взаимоотношениях был земельный вопрос.

От малоземелья «задыхалось» горское крестьянство. Что касается иногородних, то они были абсолютно безземельными. Расслоение вело к неравенству даже среди казачества.

Сохранение в горских аулах и казачьих станицах сословных отношений приводило к тому, что, борясь за землю, крестьянство бросало вызов классовому антагонизму. Иногородние, лишенные права на получение земельного надела, боролись против сословного землевладения. Горские крестьяне выступали против феодалов, в руках которых были лучшие земли предгорий Кавказа и речных долин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.