Региональная экономика
53
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_si-te//technol/3 -03 .xls.
6. Сведения об инновационной деятельности организаций Томской области за 2006 год: Стат. бюл. Выпуск 1. - Томск: Томскстат, 2007.
7. Технологические инновации в Томской области за 2002-2006 гг. по видам экономической деятельности: Стат. сб. / Томскстат. - 2007.
8. Спицын В.В. Россия в формирующейся международной системе открытых инноваций: возможности и угрозы // Инновации. - 2010. - № 7. -С. 21-25.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И КОМПЛЕКС ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ МСП В РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ МАСШТАБАХ
© Рене Д.А.*
Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск
В данной статье рассмотрены основное этапы становления МСП в России. Освещены границы малого и среднего предпринимательства. Детализирована зависимость МСП от законодательно установленных государственными органами или другими представительными организациями критериев (показателей), конституирующих сущность этого понятия. Доказано, что малый и средний бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта путем анализа статистических данных. Поддержка сегмента МСП в целом является элементом государственной политики во всех странах анализируемой статьи. При этом, одним из основных элементов такой поддержки являются кредитные программы, нацеленные на поддержку различных ниш клиентского сегмента МСП.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, малое и среднее предпринимательство (МСП).
Несмотря на то, что лицом любого развитого государства являются крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое и среднее предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная
* Аспирант кафедры Экономики предприятия и предпринимательской деятельности.
54
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. Границы малого предпринимательства зависят от законодательно установленных государственными органами или другими представительными организациями критериев (показателей), конституирующих сущность этого понятия. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40-50 %, а в некоторых отраслях - до 70-80 %.
МСП был принят в Европе. Это европейское определение - довольно новое явление, раньше на национальном уровне использовались свои определения. В соответствии с этим европейским определением МСП должно соответствовать трем обязательным критериям:
1. Число служащих не должно превышать 250 человек;
2. Годовой оборот не должен превышать 50 млн. евро, либо все имущество, все состояние предприятий не должно превышать 25 млн. евро;
3. МСП не должно быть филиалом другого предприятия, которое не является средним предприятием.
Надо подчеркнуть, что для МСП в развитых странах создаются благоприятные условия, главными из которых являются следующие: высокие гарантии сохранения частной собственности, широкая хозяйственная самостоятельность и свобода действий предпринимателей, поддержка добросовестной конкуренции и борьба с монополистической деятельностью, льготное кредитование и финансирование, существенная помощь в предоставлении инвестиций. В результате, в среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители.
Способность МСП доступа к рынку финансов имеет важное значение для финансирования инвестиций в бизнес, обеспечивая предприятия возможностью реализовать свой потенциал роста, а также для содействия новых деловых стартапов. Отсутствие финансов может ограничить денежный поток и препятствовать перспективе выживания бизнеса. Успешное функционирование МСП создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. Как правило, малые и средние предприятия не в состоянии собрать деньги непосредственно на рынках капитала и, следовательно, - в связи с внешними источниками - в
Региональная экономика
55
основном зависит от традиционного банковского финансирования, которое само по себе ограничивается нехваткой из-за рефинансирования возможностей банков и их аппетита к рискам.
Стратегической целью государственной политики, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является вхождение России в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, что означает, в том числе, и переход страны на новый инновационный путь экономического развития. В условиях усиления глобальной конкуренции и продолжающегося кризиса производства, сопровождаемого снижением цен на сырье и замедлением темпов роста, вопрос о переходе России на инновационный путь экономического развития становится проблематичным, но не снимается с повестки дня. В свою очередь инновационный путь экономического развития требует от государства создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Проблема развития малого и среднего бизнеса в период перехода от сырьевого к инновационному сценарию развития экономики приобретает особый интерес. Кроме того, в условиях финансового кризиса вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства приобретает особое значение, так как именно этот бизнес способен «смягчить» последствия кризиса, обеспечив дополнительную занятость и рост производства. Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства понимаются «внесенные в единый государственный реестр юридических лиц: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства». Основными критериями отнесения того или иного предприятия к малому и среднему бизнесу являются: во-первых - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале (для юридических лиц - не более 25 %); во-вторых - средняя численность работников за предшествующий календар-
56
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ный год (от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий, до ста человек включительно для малых предприятий, кроме того, среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); в-третьих - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год (микропредприятия - не более 60 млн. рублей, малые предприятия - не более 400 млн. рублей, средние предприятия - не более 1000 млн. рублей).
Система государственной поддержки развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) прошла непростой путь становления.
Около 20 лет прошло с начала формирования этой системы. Сейчас она включает в себя:
- правительственную комиссию по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, включающая руководителей Правительства Российской Федерации, ключевых министров, представителей основных общероссийских общественных объединений предпринимателей;
- координационные (совещательные) органы по развитию малого и среднего предпринимательства в каждом министерстве, состоящие на 2/3 из представителей субъектов малого и среднего предпринимательства;
- федеральную финансовую программу поддержки малого и среднего предпринимательства и Карту проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2012 года»;
- ведомственные (отраслевые) программы развития малого и среднего предпринимательства.
- концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Впервые государственная поддержка сектора МСП приобрела программный и системный характер, охвачены не только общие проблемы, но и отраслевой аспект.
Перспективы государственной политики по развитию МСП - существенное увеличение числа субъектов МСП, увеличение доли их продукции в ВВП, изменение структуры сектора, обеспечение значимого увеличения количественных и качественных показателей доли малого инновационного бизнеса.
На решение этих задач направлен, разработанный Минэкономразвития России комплекс мероприятий по поддержке малых инновационных компаний, компаний, осуществляющих модернизацию производства, экспорт продукции, поддержку молодежного предпринимательства развитие микрофинансирования (мероприятие в первую очередь рассчитано на крестьянские
Региональная экономика
57
(фермерские) хозяйства путем предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам), создание инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки). Мероприятиями предусмотрены также меры по пропаганде идей предпринимательства, развитие интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, повышение квалификации.
Направления определены постановлением от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». На эти цели из федерального бюджета выделяются средства. Так, с 2005 по 2011 год их объем увеличился в 14 раз с 1,5 до 21 млрд. рублей. Средства распределяются на конкурсной основе между субъектами Российской Федерации в форме субсидий, т.е. на условиях софинансирования. Другим мероприятием по поддержке малого и среднего предпринимательства стала программа Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», на которую из федерального бюджета также выделяются средства. Финансовая поддержка МСП осуществляется по двум направлениям - через банки-партнеры и организации инфраструктуры поддержки, которые в зависимости от своего профиля предоставляют субъектам МСП микрозаймы, имущество в лизинг, финансирование под уступку денежных требований.
В этой связи, важно оценить достаточность выделяемых бюджетных финансовых ресурсов, необходимость изменения приоритетных направлений поддержки, доступность финансовых ресурсов для субъектов МСП, контроль конечных результатов. Несмотря на меры, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях (создание ОЭЗ, технопарков, институтов развития для финансирования инновационных проектов, условий для коммерциализации ВУЗами собственных инновационных разработок), как отмечается экспертами, доля инновационного бизнеса в структуре малого и среднего предпринимательства остается очень низкой. Ведь, на данный момент результаты государственной поддержки малого инновационного бизнеса остаются достаточно сдержанными, так как многие решения еще не успели дать ощутимый эффект.
Взаимоотношения государственных и других органов и рыночных структур с МСП построены так, что последний не защищен как от иностранных конкурентов, так и от отечественных монополистов.
Список литературы:
1. Сайт «Российская газета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2013/12/24/germania.html.
58
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
3. Аганбегян А. Кризис: беда и шанс для России. - М.: АСТ: Астрель: Харвест, 2009. - С. 121.
4. Сайт «Деловой России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deloros.ru/main.php?mid=19&doc=20557.
МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИК «ШУШЕНСКОЕ»
КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
© Селиваненко А.М.*
Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета,
г. Красноярск
В статье рассматривается современный опыт сохранения одного из крупнейших исторических комплексов деревянного зодчества Сибири -историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», созданный в 1970 году. Развитие туризма на базе музея-заповедника «Шушенское» является одним из основных направлений сохранения и использования культурного наследия.
Ключевые слова сохранение, музей-заповедник Шушенское, туризм.
Красноярский край относится к числу сибирских регионов Российской Федерации (РФ) с наиболее высоким потенциалом культурного наследия. Среди культурно-исторических объектов Красноярского края ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые благодаря рекреационной привлекательности способны удовлетворить потребности экскурсионно-познавательного отдыха и туризма. Согласно Программе реализации основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы, на государственной охране состоит 3220 объектов культурного наследия, из которых 271 - памятники истории и культуры федерального значения, 847 - регионального, из оставшихся 2102 объектов большую часть составляют памятники археологии. В Красноярском крае 345 архитектурных и градостроительных, 421 исторических, 1067 археологических, 20 искусствоведческих памятников. Наибольшее количество объектов сосредоточены в городах края: Ачинске, Красноярске, Канске, Мину-синке и Енисейске (424 объекта, или 55,3 % от общего количества памятни-
Аспирант.