Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / STATE HOUSING POLICY / ПОДДЕРЖКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛЬЯ / SUPPORT HOUSING FINANCE / СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ / SOCIAL HOUSING / ЖИЛИЩНЫЕ ПОСОБИЯ / ЛЬГОТЫ / BENEFITS / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / АРЕНДА / RENTAL / HOUSING ALLOWANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Великославинский М.С., Кудряшов В.С.

В статье определена цель и основные задачи по реализации государственной жилищной политики в нашей стране. Выявлены основные функции государства при формировании жилищной политики. Проведен детальный анализ, отражающий главные характеристики основных этапов по реализации государственной жилищной политики в России, главными задачами которых являются: создание городского жилищного фонда, разгосударствление жилой недвижимости и ликвидация ограничений на личную собственность, распределений функций подрядчиков и заказчиков на обслуживание фондов жилищного хозяйства, проводятся тендеры на его содержание, законодательное урегулирование компании и финансирования рынка жилой недвижимости. увеличение доступности покупки и постройки жилья, окончание реформы ЖКХ на участках, усовершенствование условий жилого фонда, в том числе с помощью разрушения аварийных домов и поддержке в капитальном ремонте многоквартирных домов, формирование концепции залогового квартирного кредитования, конкурентоспособной сферы и инфраструктуры рынка ипотечного кредитования и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Великославинский М.С., Кудряшов В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF REALIZATION OF THE STATE HOUSING POLICY IN RUSSIA TODAY

The article defines the objective and major tasks for implementation of the state housing policy in our country. The basic functions of the state in shaping housing policy. The detailed analysis reflecting the main characteristics of the seven major steps for implementation of the state housing policy in Russia, among which are: First stage: 1991-1993. Main tasks creation of urban housing Fund, privatization of residential property and the elimination of restrictions on private property. Stage two: 1994-1996. A change in the system of payment for housing and communal services, became widespread, targeted program grants distributed functions among contractors and customers service funds housing, held tenders for its maintenance; organized the first homeowners Association (HOA), etc. the Third stage: 1997-1998. 28.04.1997 G. approved the "Concept of reform of housing and communal services in the Russian Federation". To strengthen the implementation of housing reform in areas of Federal transfers began to calculate a new system of payment of habitation and utilities taking into account the implementation of the Federation rules, scroll to it. A characteristic feature of this stage was the legal regulation of the company and the financing of residential real estate market. Fourth stage: September 1998-2000 After the crisis in August 1998 was observed a decline in the implementation of national housing policy. The fifth stage: 2001-2004. He proceeded during the stabilization of the economy and increasing the volume of housing construction was realized the need for completion of the protracted decade of reforms. Sixth stage: 2005-2008 At this stage, priorities were identified: increasing the availability of purchase and construction of housing; termination of housing reform in areas; improving housing, including through the destruction of damaged houses and the support of major repairs of apartment houses. The seventh stage (since 2009 present): formation of the concept of mortgage housing lending, competitive sector and infrastructure of the mortgage market, the formation of a stable concept of attracting economic resources of the Russian mortgage market), etc.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК: 332.8 ГРНТИ: 75.29.01

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

М. С. Великославинский, В. С. Кудряшов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 199178 г. Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43

ЕЗ Великославинский Михаил Сергеевич - velikoslavinskiy@mail.ru

В статье определена цель и основные задачи по реализации государственной жилищной политики в нашей стране. Выявлены основные функции государства при формировании жилищной политики. Проведен детальный анализ, отражающий главные характеристики основных этапов по реализации государственной жилищной политики в России, главными задачами которых являются: создание городского жилищного фонда, разгосударствление жилой недвижимости и ликвидация ограничений на личную собственность, распределений функций подрядчиков и заказчиков на обслуживание фондов жилищного хозяйства, проводятся тендеры на его содержание, законодательное урегулирование компании и финансирования рынка жилой недвижимости. увеличение доступности покупки и постройки жилья, окончание реформы ЖКХ на участках, усовершенствование условий жилого фонда, в том числе с помощью разрушения аварийных домов и поддержке в капитальном ремонте многоквартирных домов, формирование концепции залогового квартирного кредитования, конкурентоспособной сферы и инфраструктуры рынка ипотечного кредитования и т.д.

Ключевые слова: государственная жилищная политика, поддержка финансирования жилья, социальное жилье, жилищные пособия, льготы, строительство, аренда.

THE MAIN STAGES OF REALIZATION OF THE STATE HOUSING POLICY IN RUSSIA TODAY M. S. Velikoslavyanskiy, V. S. Kudryashov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 57/43 Sredniy Ave., Vasilyevsky Island, 199178 Saint Petersburg, Russia

El Velikoslavyanskiy Mikhail - velikoslavinskiy@mail.ru

The article defines the objective and major tasks for implementation of the state housing policy in our country. The basic functions of the state in shaping housing policy. The detailed analysis reflecting the main characteristics of the seven major steps for implementation of the state housing policy in Russia, among which are: First stage: 1991-1993. Main tasks - creation of urban housing Fund, privatization of residential property and the elimination of restrictions on private property. Stage two: 19941996. A change in the system of payment for housing and communal services, became widespread, targeted program grants distributed functions among contractors and customers service funds housing, held tenders for its maintenance; organized the first homeowners Association (HOA), etc. the Third stage: 1997-1998. 28.04.1997 G. approved the "Concept of reform of housing and communal services in the Russian Federation". To strengthen the implementation of housing reform in areas of Federal transfers began to calculate a new system of payment of habitation and utilities taking into account the implementation of the Federation rules, scroll to it. A characteristic feature of this stage was the legal regulation of the company and the financing of residential real estate market. Fourth stage: September 1998-2000 After the crisis in August 1998 was observed a decline in the implementation of national housing policy. The fifth stage: 2001-2004. He proceeded during the stabilization of the economy and increasing the volume of housing construction was realized the need for completion of the protracted decade of reforms. Sixth stage: 2005-2008 At this stage, priorities were identified: increasing the availability of purchase and construction of housing; termination of housing reform in areas; improving housing, including through the destruction of damaged houses and the support of major repairs of apartment houses. The seventh stage (since 2009 present): formation of the concept of mortgage housing lending, competitive sector and infrastructure of the mortgage market, the formation of a stable concept of attracting economic resources of the Russian mortgage market), etc.

Keywords: state housing policy, support housing Finance, social housing, housing allowances, benefits, construction, rental.

Под термином «государственная жилищная политика» подразумевают влияние страны с помощью федеральных органов, нормативно-правовой регулировки, бюджетных и налоговых элементов на квартирные взаимоотношения, в том числе субсидирование и постройка жилой недвижимости, его сущность, владение, управление, распоряжение и применение [1].

На основании Конституции РФ основной проблемой общегосударственной квартирной политической деятельности считается осуществление права на жилье абсолютно всеми категориями граждан, независимо от их доходов посредством стимулирования формирования рыночных взаимоотношений в области жилья, осуществления мер государственной помощи, прежде всего тем категориям на-

селения, которые не имеют шансов самостоятельно решить жилищную проблему.

Можно выделить такие цели жилищной политики:

- предоставление социальных гарантий в сфере прав граждан на жилье;

- реализация постройки и реконструкции федеральной, городской и частной недвижимости;

- формирование условий для привлечения источников финансирования;

- формирование индивидуальной собственности, предоставление защиты прав бизнесменов и владельцев в сфере жилой недвижимости;

- развитие конкурентной борьбы в постройке, содержании и ремонте квартирного фонда, изготовлении стро-

ительных материалов, продуктов и объектов домоустройства [2].

Можно выделить следующие задачи жилищной политической деятельности:

- обеспечение соотношения размеров квартирного строительства нуждам граждан и общедоступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации;

- вовлечение в сферу жилья дополнительных экономических ресурсов;

- формирование элементов квартирного финансирования, позволяющих людям регулировать квартирные трудности в соответствии с собственными возможностями и нуждами; предоставление массовой постройки жилой недвижимости на уровне 1 м2 на человека в год;

- осуществление результативной тарифно-ценовой политической деятельности в квартирной сфере;

- формирование условий с целью получения своего жилища широкими слоями населения;

- формирование сектора социального жилища;

- формирование сектора наемного жилища;

- улучшение удобств жизни жителей в квартирном фонде и предоставление доступности затрат на использование жилья;

- увеличение области общественного партнерства в квартирной области;

- введение элементов саморегулирования строительной деятельности и управления квартирным фондом;

- формирование элементов страхования в квартирной области;

- усовершенствование правовых основ деятельности по строительству, предоставлению и использованию жилья;

- улучшение производительности концепции контролирования в строительном и жилищно-коммунальном комплексе;

- формирование концепции квартирного кредитования [3].

Основными функциями жилищной политики страны являются:

- регулирование нормативной правовой базы, бюджетной поддержки, тарифной, цеповой политики, которые обеспечивают экономическую стабильность ЖКХ, промышленной политической деятельности в процессе модернизации ключевых фондов сферы, основанной на энергосберегающих технологиях;

- техническое урегулирование прочности и надежности предоставления коммунальных услуг;

- социальная защита и социальные гарантии; развитие концепции рыночных взаимоотношений в жилищно-коммунальной области;

- координирование ключевых событий реформы квартирной области с другими проводимыми реформами;

- обеспечение согласованности действий на государственном, областном и районном уровнях [4].

Квартирная стратегия в Российской федерации в 19912008 годах показала высокий уровень масштабных социально-экономических переустройств при переходе от социалистической концепции квартирных взаимоотношений к рыночной. При этом ее осуществление зависело не только от страны, но и от субъектов Федерации и органов регионального самоуправления.

В СССР жилищная политика была централизованной:

- преобладала собственность государства в строительстве и управлении коммунальной сферы;

- составление плана и субсидирование постройки жилья шло из единого центра;

- банки практически не давали кредитов для кооперативного и индивидуального строительства недвижимости;

- квартиры давались безвозмездно по очереди нуждающимся в улучшении условий жилья;

- выдаваемой жилье запрещалось продавать, но разрешалось обменивать;

- личные дома позволялось строить в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. жителей;

- стоимость на коммунальные услуги четко регулировалась.

С появлением реформ возникла необходимость в создании политики, которая позволила бы создать рынок жилья.

Первый этап: 1991-1993 годы. Главные задачи - создание городского жилищного фонда, разгосударствление жилой недвижимости и ликвидация ограничений на личную собственность. Создавали новое законодательство, принимали нормативные документы правительства, определяющие особенности становления рынка недвижимости, условия управления жилым сектором и механизмы общественной помощи жителей.

В 1991 году были приняты основные решения о передаче государственного жилья в городскую собственность и разгосударствления федерального и муниципального жилых фондов. В 1992-1993 гг. Конституция РФ зафиксировала ключевые полномочия людей на жилье и территорию, были установлены первые законы, установившие основы градорегулирования и земельных отношений, в Законе «Об основах федеральной жилищной политики»[5] были представлены ключевые тенденции жилищной политики.

Закон «Об основах федеральной жилищной политики» можно определить декларацией о планах преобразовать жилищный сектор, так как в то время еще функционировал советский Жилищный кодекс РСФСР, который был принят в 1983 году. В этом законе были сформированы основные правила предоставления прав граждан.

Были сформированы задачи жилищной политики: обеспечить социальные обязательства прав граждан на жилье; создать правительственный, городской и индивидуальный жилищные фонды; сформировать условия для привлечения финансирования; уберечь полномочия владельцев жилья и бизнесменов в жилищной области; сформировать конкурентную борьбу в изготовлении строительных материалов, производстве объектов домоустройства, постройке, содержании и починке жилищного фонда.

В законодательстве были выделены и важнейшие пункты жилищной политики, действительные по настоящее время: приватизация зданий жилого фонда в зданиях муниципального и городского жилищных фондов; преобразование оплаты за жилье и оплаты за коммунальные услуги; формирование конкурентной борьбы в строительстве, перестроении, содержании и ремонтных работ квартирного фонда; предоставление в пользование, лизинг и собственность гражданам и юридическим лицам участков земли под постройку жилья [6].

В 2004 году ввели Жилищный кодекс РФ. Тогда же отменили Закон «Об основных аспектах федеральной жилищной политики», в дальнейшее время по определенным аспектам жилищной политики были приняты законы, президентские указы, постановления правительства, которые совершенствовали, детализировали и рекомендовали пути достижения целей и решения поставленных задач, ранее

прописанных в этом законе.

В 1993 году 20 июня принят Государственный целевой проект «Жилище» [7], который определял использование средств федерального бюджета на организацию жилищного фонда и мероприятия по внедрению жилищной политики: формирование правовой основы; повышение размеров постройки; смена структуры квартирного фонда согласно конфигурациям имущества, источникам финансирования, типам сооружений и технологиям их строительства; трансформация к жилищной сфере без убытков при защите государства малоимущих; демонополизация строительства жилья и жилищно-коммунального хозяйства; реформа структуры стройиндустрии; усовершенствование управления, сервиса и ремонтных работ жилища; разрешение трудностей пользования землей и приватизации земельных участков.

Не по всем задачам, поставленным в 1993 году удалось достигнуть существенных результатов, осуществление жилищной политики в данном периоде, как и в будущих, иногда не было поочередным, часто имело зависимость от и экономических и политических условий в государстве.

Этап второй: 1994-1996 годы. Получило начало изменение системы оплаты за жилье и коммунальные услуги, получила распространение адресная программа субсидий [8]; распределены функции подрядчиков и заказчиков на обслуживание фондов жилищного хозяйства, проводятся тендеры на его содержание; организованы первые товарищества собственников жилья (ТСЖ); применены программы поддержки граждан по приобретению и строительству жилого фонда из областных и местных бюджетов.

Но эти изменения проходили с большими трудностями. Субсидии к 1996 году на оплату коммунальных услуг и жилья предоставлялись 7% всех семей. На тендерной основе получали обслуживание примерно 2,2% фонда жилья. Товарищества собственников жилья создали только в 615 многоэтажных домах, это составляет 0,25% городского фонда жилья.

Проблемы изменений тогда в основном были связаны с тем, что органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления с опаской относились к нововведениям в обстоятельствах обвального недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). До 1990 года из государственного бюджета было погашено до 60-70% расходов на содержание жилого фонда и объектов коммунального назначения, в 1991 году - 50-55%, в 1992 году - всего 2530%. Была нехватка средств бюджета, но региональные и местные власти не торопились увеличивать оплату за жилье, ухудшалось содержание жилищного фонда, хотя муниципалитеты для видимости продолжали иметь надзор над управлением фондом жилья. И политически, и социально непопулярное преобразование оплаты за жилье и коммунальные услуги было им невыгодно потому, как на них падали все заботы по ее проведению, а стимулов они не видели. Таким образом, срок завершения реформы перенесли с 1998 года на 2003 год. К тому же государственные и муниципальные жилищно-коммунальные организации придерживались административно-бюджетного стиля управления, который от рыночного далек.

Государственный комплекс строительства разваливался быстрыми темпами, а рыночные механизмы производства складывались замедленно, по объемам строительство жилого фонда падало. В результате либерализации прав собственности стремительно строилось персональное жилье:

так в 1991 году его возвели 5,4 млн. кв. м, а в 1996 году - уже 10,0 млн. Для того чтобы сформировать подходящие условия индивидуального строительства с применением современных технологий строительства и кредитов, в рамках проекта «Жилище» была применена Федеральная целевая программа «Свой дом» [9].

В 1996 году 29 марта были применены «Ключевые тенденции новейшего этапа осуществления Государственной целевой программы «Жилище», поставившие в планы на 1996-1997 годы и возможности политики жилья до 2000 года: предоставить благоприятные условия для улучшения условий жилья семьям невысокого достатка при помощи кредитов на доступных условиях, субсидий на строительство и покупку жилого фонда, увеличить объемы строительства индивидуальных домов; увеличить количество и улучшить качество строительства жилья, перестроить его производственную основу на современном техническом уровне, улучшить концепцию эксплуатации, ремонтных работ и финансирования ЖКХ; увеличить возможности исполнительной власти субъектов Федерации и органов регионального самоуправления с целью усовершенствования жилищных условий.

Третий этап: 1997-1998 годы. 28.04.1997 г. утвердили «Концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» [10]. Для активизации осуществления реформы ЖКХ на участках, федеральные трансферты начали вычислять новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом выполнения субъектами Федерации правил перехода на неё.

Характерной особенностью данного этапа стало законодательное урегулирование компании и финансирования рынка жилой недвижимости. В 1997 году был внедрен общий свод правил государственной регистрации прав на жилую недвижимость и сделок с ней, который гарантировал систематизацию данных о правах на недвижимое имущество и усилил охрану этих прав. В 1998 году возникло законодательство с целью формирования залогового кредитования и организован за счет средств государственного бюджета уставный капитал государственного Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), созданного в 1997 году.

Четвертый этап: сентябрь 1998-2000 гг. После кризиса в августе 1998 г. прослеживался спад в осуществлении общегосударственной жилищной политики. Новые общественно-политические решения не принимались, дальнейшая реализация старых реформ замедлилась. Жилищно-коммунальное хозяйство сыграло роль «демпфера» плохих последствий кризиса. В следствии приостановления роста ставок и тарифов на коммунальные услуги накопилось большое количество неоплаченных обязательств бюджетов всех уровней по предоставлению предприятиям ЖКХ дотаций и компенсации выпадавших доходов от льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг [11]. Значительно уменьшилась динамичность на рынке жилья и практически остановилось его строительство.

Этап пятый: 2001-2004 годы. Он протекал во время стабилизации экономики и увеличении объемов строительства жилья, была осознана потребность в завершении затянувшихся на десятилетие реформ.

В третьем варианте программы «Жилище» - Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, чтобы сделать недвижимость доступной для каждого гражданина и создать безвредные и комфортные условия про-

живания в нем, было запланировано:

- увеличение стабильности деятельности жилищно-коммунального ансамбля и усиление адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

- расширение рынка и финансовых элементов, обеспечивающих общедоступность жилья для людей с высоким доходом, и помощь бедным в совершенствовании жилья за счет денег районных бюджетов;

- формирование условий с целью увеличения темпов постройки жилья, улучшения качества строительных работ и усовершенствования характеристик недвижимости в согласовании со спросом;

- предоставление квартир отдельным категориям граждан, определенных законом за счет денег из государственного бюджета.

Так как за предшествующие года образовалось множество острых общественных проблем в сфере жилого фонда, в условиях нехватки денег в государственном бюджете для решения этих проблем были заданы цели в специализированных подпрограммах ФЦП «Жилище» [12]: усовершенствование жилищно-коммунального комплекса, переселение из старого и аварийного жилья, обеспечение жилой площадью за счет средств госбюджета военнослужащих, беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий граждан.

В подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» в ноябре 2001 г. обстановка в ЖКХ именована системным упадком, предопределенным малоэффективным правлением, скверным финансированием, неимением стимулов уменьшать расходы, износом ключевых фондов, крупными утратами энергии, воды и других ресурсов [13]. С целью корректировки ситуации была предложена "новейшая концепция финансовых отношений". В соответствии с ней необходимо было остановиться дотировать предприятия ЖКХ и начать переводить бюджетные средства в форме дотаций и льгот по плате за жилье и коммунальных услуг напрямую на счета граждан, которые больше заинтересованы в их результативном применении.

В первый раз была осознана трудность увеличения числа аварийной и старой недвижимости. На ее решение пока направлялись ресурсы государственного бюджета, а предполагалось лучше привлекать капиталовложения и займы, как, впрочем, и для обновления ЖКХ.

В декабре 2004 г. был установлен комплекс федеральных законов, нацеленных на развитие рынка доступного жилья. Так же были установлены новейшие Жилищный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ.

Шестой этап: 2005-2008 гг. На этом этапе приоритетами были выделены: увеличение доступности покупки и постройки жилья; окончание реформы ЖКХ на участках; усовершенствование условий жилого фонда, в том числе с помощью разрушения аварийных домов и поддержке в капитальном ремонте многоквартирных домов. С целью их решения было решено использовать новейший расчетный подход - государство увеличило финансирование при условии участия областных и властей в проведении требуемых преобразований [14].

В 2006 г. стартовал наиважнейший государственный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». В конце 2005 г. была установлена новейшая форма ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, где были закреплены

задачи данного проекта, его цели и сроки реализации и учтено финансирование.

В 2007 г. был основан Фонд поддержки реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В его бюджет на снос аварийных домов и капитальный ремонт многоквартирной недвижимости государство выделило 240 млрд. рублей. При этом субъекты Федерации и муниципалитеты имели возможность полагаться на получение этих денег только при условии значимых успехов в реформировании ЖКХ.

В начале 2008 г. государство, стремясь увеличить общедоступность жилья для людей, в том числе с низкой заработной платой, создало проект «Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на период до 2020 года». В согласовании с ней жилищный фонд обязан был увеличиться с 61 млн. до 142 млн. кв. м, а часть семей, которые сумели бы купить жилье на свои и одолженные деньги - с 19 до 60%. Веру в действительность настолько масштабных вопросов обеспечивали высокие темпы роста строительства и ипотечного кредитования, однако мировой экономический кризис 2008 г. воспрепятствовал утверждению стратегии.

Чтобы государственные территории, не применяемые или применяемые неэффективно, стремительно привлекались в постройку жилья и на них формировалась техническая инфраструктура, в 2008 г. был создан Федеральный фонд поддержки развития строительства жилой недвижимости.

Седьмой этап (с 2009 г. по настоящее время): формирование концепции залогового квартирного кредитования, формирование территориально направленной концепции залогового квартирного кредитования, конкурентоспособной сферы и инфраструктуры рынка ипотечного кредитования, формирование стабильной концепции привлечения экономических ресурсов общероссийский залоговый рынок); вовлечение денег граждан, кредитных и других организаций в сферу жилья; увеличение доступности жилья, формирование и фиксирование позитивных демографических направлений; понижение степени общественной напряженности в обществе.

Тенденции общегосударственной жилищной политической деятельности:

- общегосударственный уровень (макроуровень): создание законов, стандартов, правил, особенностей постройки жилой недвижимости, объектов жилищной инфраструктуры; заключение договоров на постройку; координирование отношений работы муниципальных организаций и органов власти РФ; формирование тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг;

- областной (мезоуровень): урегулирование взаимоотношений в сфере жилищной политики на уровне субъекта РФ;

- городской (микроуровень) - утверждение заключений, осуществление мероприятий для удовлетворения нужд граждан в жилище. К зоне ответственности муниципальных, деревенских поселений, муниципальных округов в области жилищной политической деятельности относятся: полное обеспечение граждан с низким достатком, проживающих в населенном пункте, муниципальных окрестностях и имеющих необходимость в совершенствовании квартирных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация постройки городского жилищного фонда; формирование условий для

строительства жилья [15].

Механизмы осуществления государственной жилищной политики:

- непосредственное обслуживание: формирование концепции технологического сервиса, сущность жилищного фонда, обеспечение субсидий с районных бюджетов;

- регулирование: контролирование со стороны государства за развитием индивидуального предпринимательства в жилищной сфере посредством поощрения льготного налогообложения, конкурсного привлечения с целью выполнения отдельных функций;

- регулирование и формирование: подавление муниципальными органами раскачивания строительного производства от роста к спаду посредством определения льготных дотационных условий, развития надлежащего, соответствующего рынку, правового обеспечения, реализации затрат на постройку, техническую инфраструктуру;

- непосредственное влияние: реализация страной общественной помощи людям в виде жилищных дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг, покупку, строительство жилья через программы адресной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В наше время существенная значимость в формировании жилищной политической деятельности относится к институтам цивильного общества - негосударственным неправительственным (НПО), немуниципальным (НМО) органам, некоммерческим организациям (НКО), которые представляют круг интересов конкретных компаний людей с высокой степенью общественной компетентности, штатской и общественно-политической ответственности с целью постановления конкретной проблемы. Эти компании посредством гражданской инициативы, система общественного партнерства оберегают круг интересов своих членов, проявляют воздействие на правительство для необходимого им постановления.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бузырев В.В., Васильева Н.В., Мартынов В.Ф., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы: Учебник / под общей ред. проф. Бузыре-ва В.В. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. 373 с.

2. Кузнецова Г.Ф. Экономика городского хозяйства. С-Петербург, Государственная инженерно-экономическая академия, 2012. С. 4.

3. Кудряшов В.С., Черебилло С.В. Особенности и тенденции развития ипотечного кредитования в России // Инвестиции в России, 2016. №8. С. 36-40.

4. Головачук В.П. Управление качеством жилищно-коммунальных услуг мегаполиса. СПб.: Лань, 2012.

5. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1.

6. Кудряшов В.С. Анализ процесса стандартизации государственного финансового контроля// Экономика, предпринимательство и право, 2016. Т. 6. №3. С. 291-302.

7. Постановление Правительства РФ «О Государственной целевой программе «Жилище» от 20 июня 1993 года № 595.

8. Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» от 22 сентября 1993 года № 935.

9. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Свой дом» от 27 июня 1996 года № 753.

10. Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28 апреля 1997 года № 425.

11. Кудряшов В.С. Развитие государственной системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России // Петербургский экономический журнал, 2014. №1. С. 28-33.

12. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе „Жилище" на 2002-2010 годы» от 17 сентября 2001 года № 675.

13. Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 797.

14. Кудряшов В.С., Иволга А.С. Пути выхода России из экономического кризиса в условиях ограниченности финансовых ресурсов // Инвестиции в России, 2016. №4. С. 41-44.

15. Кудряшов В.С. Реализация кластерной политики в целях экономического развития регионов России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. №1(том 1). С. 33-38.

Поступила в редакцию 21.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.