Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1569
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МНОГОВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орлова Анна Олеговна

В данной статье рассмотрены главные аспекты развития и становления казахской музыкальной культуры и ее связь с древними истоками и традициями казахского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Орлова Анна Олеговна, Гуманитарный колледж имени Абая, г. Тараз, Республика Казахстан

E-mail: orlik777ann2mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены главные аспекты развития и становления казахской музыкальной культуры и ее связь с древними истоками и традициями казахского народа.

Ключевые слова: казахское музыкальное искусство, многовековые традиции, инструментальное исполнительство.

Музыкальное искусство Казахстана имеет многовековую традицию развития. Истоки культуры казахского народа восходят к глубокой древности. На раннем этапе развития музыка была всецело подчинена обслуживанию утилитарных потребностей древнего кочевого общества и сопровождала важнейшие религиозные и бытовые церемонии. Возникшие в период становления казахского этноса крупные эпические сказания-жыр, исполнялись жырау и были связаны изначально с ритуалами военной магии и культа предков. В народной памяти сохранилось более 100 сказаний. Будучи одним и самых любимых жанров народного творчества, героические и лирико-бытовые эпические сказания «Алпамыс», «Камбар», «Кобланды», «Кыз Жибек», «Баян-сулу и Козы-корпеш» и многие другие донесли до потомков исторические события казахского народа.

Несколько позже появилась инструментальная музыка - кюи, которая также выполняла магические функции на этапе своего возникновения. В народном сознании происхождение обеих традиций - эпической и инструментальной, связывалась с именем легендарного К,оркыта первого жырау и шамана, «отца кюев» и создателя музыкального инструмента - кыл кобыза. Вместе с кобызом, строение и название частей которого олицетворяли 3-х уровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры). К,оркыт оставил потомкам великое наследие - кобызовые кюи «Коркыт», «Желмая», «Таргыл тана», «Елим-ай» и другие.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Параллельно развивается домбровое и сыбызговое исполнительство. Домбровая музыка так же имеет древнее происхождение, свидетельством чего стали археологические открытия. При раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках, которые бытовали не менее 2000 лет назад. Эти инструменты имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана. К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой музыки относятся кюи - легенды с названиями птиц и животных. Все ни сохранили отголоски древних форм религии и до сих пор несут в себе историю безмолвно ушедших тысячелетий.

К началу 19 века казахская музыка освобождается от религиозного и обрядового значения и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период развития казахской музыкальной культуры стал поистине духовным возрождением нации, давшим расцвет основным музыкальным традициям - инструментальной, песенной и акынской. На всей территории Казахстана формируются различные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом в каждом регионе была своя специализация в развитии конкретных традиций. Территория Западного Казахстана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а Центральный Казахстан - эпицентром профессиональной песни. Юго- западный регион сохранил и развил богатейшие традиции эпического сказительства. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая, Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной культуры. Творческая деятельность профессиональных музыкантов 19 века не ограничивалась только исполнительской и композиторской сферой, а включала в себя все многообразие художественных форм - поэтическую импровизацию, ораторское искусство, отточенную вокальную технику, виртуозное владение музыкальным инструментом.

В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования, жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени, казахская музыка освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - «Кыз Жибек» Е.Брусиловского, «Абай» А.Жубанова, «Биржан и Сара» М. Тулебаева. В 60-70х г.г. в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки - симфонический, в рамках которого создаются как композиции близкие по форме классическим, так и возникает новый жанровый синтез - симфонический кюй.

»

10

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах, продолжают развиваться традиционные формы музицирования. Функционирует мировая массовая музыка, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан. В республике работают исполнительские коллективы разного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры.

Символика мира в казахской музыке ориентирует на ценности традиционного мировосприятия, прежде всего на созерцание как способ отношения к миру с миром. Созерцание, как исконная культурная традиция казахского этноса, предполагает многоуровневое содержание. Это и способ освоения природы, и восприятие красоты вселенной. Идеалом представляется неотделимость культуры, в том числе и музыкальной, от жизненного мира человека. Целостность восприятия мира, присущая мироощущению казахского народа, явственно прослеживается на всех этапах развития казахской музыкальной культуры.

Литература:

1. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут - Ата и философия мира казахов. Алматы, 1999.

2. Матякубов О. Фараби об основах музыки Востока. Алма-Ата, 1986.

3. Асафьев Б. Три статьи о казахской музыке. Музыкальная культура Казахстана.

4. Елеманова С., Омаров Г., Райымбергенова С., Шегебаев П. Казахская музыкальная литература. Астана, 2006.

5. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и XX век. -Алматы, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.