УДК 821.161.1.09 "18" ; 821.161.1.09"19..."
Шашкова Екатерина Владимировна
кандидат филологических наук Многофункциональный региональный центр прикладных квалификаций «Техникум энегромашиностроения и металлообработки», г. Санкт-Петербург
Талашов Григорий Петрович
кандидат филологических наук Член редколлегии журнала «(Невский альманах», г. Санкт-Петербург
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НЕКРАСОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.Е. ЕВГЕНЬЕВА-МАКСИМОВА
В статье рассматриваются основные этапы некрасоведческой деятельности В.Е. Евгеньева-Максимова, начиная с 1902 года. Владислав Евгеньевич Евгеньев-Максимов - известный ученый-литературовед, профессор Ленинградского университета имени А.А. Жданова, старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР, основатель российского и советского некрасоведения, инициатор создания мемориальных музеев поэта в Ленинграде и Ярославле (Карабиха). В вопросе научного изучения жизни и творчества Н.А. Некрасова Евгеньев-Максимов выступает одним из первых. Ученый начинает планомерное изучение окружения Некрасова, встречаясь с родными и близкими, которые были рядом с поэтом, исследуя архивы и периодику. Интерес ученого к личности и творчеству поэта не угасал даже в годы Великой Отечественной войны, о чем свидетельствуют его письма. Показательна переписка В.Е. Евгеньева-Максимова с племянницей Н.А. Некрасова Анной Федоровной Некрасовой. На лекциях и в семинарах известного профессора выросло не одно поколение молодых исследователей (В.С. Маслов, В.Г. Березина, Т.А. Беседина и др.).
Результатом исследования стало появление научных статей на некрасовскую тематику, объединенных впоследствии в монументальные научные издания, а также деятельное участие Евгеньева-Максимова в создании музеев Н.А. Некрасова в Ленинграде и Ярославле. Жизненный и творческий путь В.Е. Евгеньева-Максимова являет собой пример самоотверженного и бескорыстного служения любимому поэту, его памяти.
Ключевые слова: некрасоведение, ученый, научный сборник, конференция, исследовательская работа, литературоведение, музей.
Владислав Евгеньевич Евгеньев-Макси-мов (1883-1955) - известный ученый-литературовед, профессор Ленинградского университета имени А.А. Жданова, старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР, основатель российского и советского некрасоведения, инициатор создания мемориальных музеев поэта в Ленинграде и Ярославле (Карабиха).
Его подвижническая деятельность началась в 1902 году, когда он стал планомерно изучать архивы и прижизненную периодику поэта, встречаться с его родными и близкими, записывая их воспоминания.
Результатом этой работы стало изданное в 1908 году исследование «Литературные дебюты Н.А. Некрасова». В 1912-1913 годах в журналах «Заветы», «Русское богатство», «Современник», «Голос минувшего», «Жизнь для всех» появляются его некрасоведческие статьи, впоследствие объединенные в сборник «Николай Алексеевич Некрасов», изданный в 1914 году в Москве книгоиздательством племянника поэта К.Ф. Некрасова. В предисловии автор сообщал, что одной из его задач было «осветить наиболее темные пункты биографии Некрасова, каковыми, без сомнения, являются вопрос о предках поэта, его пребывание в ярославской гимназии и первые годы петербургской жизни» [1, с. 1].
Здесь же он отмечал, «что поставленные автором задачи не могли быть разрешены исчерпываю-
щим образом уже потому, что "некрасововедения", т.е. научного изучения жизни и творчества поэта, пока еще не существует, и автору "сборника" во всех почти главах его приходилось выступать в роли пионера» [1, с. 1].
В первой главе сборника "Из семейной хроники рода Некрасовых" автор приводит записанные А.А. Буткевич воспоминания родной тетки поэта о его деде и прадеде, а также отрывки воспоминаний самого Некрасова.
Приведенные Евгеньевым-Максимовым отрывки мемуаров позволяют представить атмосферу семейных преданий и легенд в доме Некрасовых, которые мог слышать будущий поэт. Обосновывая важность сведений о родословной, автор подчеркивает необходимость дальнейших разысканий в этом направлении.
Семейные отношения Некрасовых составляют одну из важных тем в творчестве поэта. Именно некрасовская трактовка становится для исследователя определяющей, на ней он строит анализ личности родителей Некрасова во второй главе «Н.А. Некрасов и его отец». В.Е. Евгеньев-Мак-симов сразу же оговаривается: «Сведения наши о матери поэта ограничиваются, по преимуществу, теми, хотя и высшей степени яркими, но по самому существу своему глубоко субъективными данными, которые он <Некрасов> сам сообщает о ней в целом ряде своих стихотворений» [1, с. 20]. В этой работе исследователь целиком и опирается на эти «данные». То же самое следует сказать
© Шашкова Е.В., Талашов Г.П., 2016
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2016
65
и об оценке исследователем личности отца: здесь он также в основном использует некрасовские поэтические тексты, хотя привлекает и некоторые другие источники.
Противопоставленность отца и матери поэта для В.Е. Евгеньева-Максимова вещь безусловная. Она является своего рода стержнем всего исследования по данной проблеме: негативное влияние отца находится в постоянной борьбе с благотворным влиянием матери, и побеждает то одно, то другое.
Объемная работа по поиску различных материалов проделана В.Е. Евгеньевым-Максимовым по гимназическому периоду жизни Некрасова: установлены дата поступления Некрасова в гимназию, время пребывания в ней, найдены табели успеваемости, доказана «необоснованность легенд» об увольнении Некрасова из гимназии «за шуточные и скаберезные стихотворения» [1, с. 65].
Ученый в своей работе обращается к воспоминаниям одноклассника Некрасова М.Н. Горошко-ва, передающим атмосферу гимназической жизни, основные интересы гимназистов, характеристики учителей. Останавливаясь подробно на фигуре преподавателя Туношенского, В.Е. Евгеньев-Мак-симов замечает, что тот «культивировал Жуковского, этого барда романтического направления на религиозно-патриотической основе. Отсюда вытекает возможность предположить, что религиозно-романтическая струя юношеского сборника стихов Некрасова «Мечты и звуки» обязана, до некоторой степени, своим происхождением гимназическим влияниям» [1, с. 83].
В главе «Народолюбие Некрасова и его источники» ученый приводит воспоминания крестьян, воспоминания Н.Г. Чернышевского и И.И. Панаева, рассматривает значение охоты в жизни и творчестве поэта.
В этой же главе подробно рассказывается о создании, при участии Некрасова, школы в селе Аба-кумцево. По этому поводу приводятся фрагменты переписки поэта со священником абакумцевской церкви И.Г. Зыковым и с сестрой А.А. Буткевич.
Первая книга В.Е. Евгеньева-Максимова обозначила направления, которые стали ведущими в последующем изучении жизни и творчества Некрасова.
В 1918 году под редакцией В.Е. Евгеньева-Максимова и профессора Н.К. Пиксанова в Петрограде выходит в свет первый «Некрасовский сборник. Неизданные письма, воспоминания, статьи, библиография», приуроченный к сорокалетию со дня смерти поэта. Во вступительной заметке «От редакторов» сказано: «...И биография, и творческая деятельность поэта очень мало изучены. <...> Из обширной переписки Некрасова опубликована только малая часть. Многие современники поэта, здравствующие и поныне, еще не поделились с исследователями и читателями своими воспоминани-
ями о нем. В общественных и частных архивах еще хранятся неизученные и даже безвестные документы, могущие пролить свет на личность Некрасова. Редакторы сборника считают безотлагательным собирание и обработку таких материалов» [8, с. 6].
В сборнике были опубликованы письма Некрасова к Ф.А. Кони, И.А. Панаеву, А.В. Дружинину, И.А. Кущевскому, А.М. Скабичевскому, а также письма И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича к Некрасову, письмо крестьянина Г.Я. Захарова к поэту. Здесь же помещены «Воспоминания» о Н.А. Некрасове его современницы М.А. Ушаковой. Это уникальный источник сведений об укладе жизни поэта в Карабихе.
Не будет преувеличением сказать, что раздел «Библиография» явился украшением сборника. Этот раздел составляет его большую часть, включает в себя библиографию воспоминаний о Некрасове (сост. С. Тер-Микелян), библиографию и хронологию сочинений Некрасова (сост. В. Дернова), библиографию и хронологию писем Некрасова (сост. А. Гобов). Думается, эта первая попытка научной систематизации была удачной: каждый источник содержал сведения об авторе, датировку, краткое содержание, имена собственные.
В 1921 году В.Е. Евгеньв-Максимов издает книгу «Некрасов - певец русского севера. К столетию со дня рождения. 1821-1921», которая явилась первым целенаправленным и комплексным исследованием жизни и творчества Некрасова.
Во введении ученый отметил: «Некрасов, само собой разумеется, поэт общерусский; его произведения способны увлекать и великороссов, и малороссов, и сибиряков, и приамурцев. <...> И за всем тем было бы ошибочно думать, что нет края, в котором поэзия Некрасова, кроме общерусского, не вызывала бы своего местного, специфического, так сказать, интереса. Таким краем, бесспорно, является Северо-Восточный край, обнимающий Приозерную область и Верхнее Поволжье. <...> Дело в том, что здесь именно Некрасов прожил свою жизнь, под влиянием здешних климата, природы, общественной среды создался его духовный облик; впечатления здешней действительности дали ему материал для его поэтического творчества» [2, с. 3].
В первых двух главах («Что дала Некрасову жизнь в северной русской деревне» и «Что дала Некрасову жизнь в северно-русском городе») исследователь в основном отталкивается от своей книги «Николай Алексеевич Некрасов». Вновь поднимается тема родителей поэта (их противопоставление), охоты, гимназии, круга чтения, привлекаются воспоминания крестьян и М.Н. Горошкова.
Третья глава «Северно-русская стихия в личности Некрасова» начинается характеристикой великороссов В.О. Ключевским и последующим соотнесением ее с характеристикой Некрасова. Исследователь подчеркивает такие особенности «ве-
ликоросскости» Некрасова как ум, воля, практичность, замкнутость, сравнивает жизненный путь Некрасова с судьбами отходников ярославцев, прослеживает эти качества в его журнальной деятельности, в повседневной жизни. Подводя итог своему анализу, В.Е. Евгеньев-Максимов констатирует, что «Некрасов представлял собой в отношении и ума, и воли, и чувства богато одаренную натуру, и притом такую натуру, которая едва ли не всеми основными чертами своими принадлежала к натурам великорусского склада» [2, с. 28].
В главе «Северно-русская природа в поэзии Некрасова» исследователь отмечает, что «Природа северной Руси и житье-бытье заселяющего ее земледельческого народа со всеми его горестями и радостями как бы слились в представлении Некрасова в одно целое; мысль о природе неизменно ассоциируется с мыслью о людях, живущих на лоне ее и упорной борьбой с него добывающих себе кусок хлеба насущного». [2, с. 29].
Ученый анализирует изображение Некрасовым разных времен года: осени, зимы, весны, лета, подчеркивает тяготение поэта к описанию в основном осенних и зимних картин.
Особо В.Е. Евгеньв-Максимов останавливается на «волжских стихотворениях»: «О Волге же поэт говорит постоянно и всегда с большим эмоциональным подъемом. Он называет ее "великою" рекою, "благословенною" рекою, "кормилицей народа". Впечатления Волги и волжских картин переплелись в его жизни с воспоминаниями о детских годах, о пробуждении социальной сознательности, о горделивых юношеских мечтах, не оправдавшихся впоследствии и т.д. и т.п.». [2, с. 42].
В этой же главе он отмечает, что «животный и птичий миры Северо-Восточного края оставили заметный след в поэзии Некрасова» [2, с. 45].
Глава «Жизнь и быт северно-русского крестьянства в поэзии Некрасова» начинается с рассмотрения картин народного труда. Исследователь останавливается именно на изображениях тяжелых и изнурительных работ, крестьянской бедности, крестьянских невзгод (неурожаи, пожары, падежи скота, болезни, смерти, рекрутские наборы). В.Е. Евгеньев-Максимов отметил и такие реальные названия, которые поэт использовал в своих произведениях: Ростов, Бабаевский монастырь, село Большие Соли, Малые Вежи, Кострома, река Шексна.
Глава «Характер и типы северно-русских крестьян и крестьянок в поэзии Некрасова» продолжает тему труда, исследователь постоянно подчеркивает выносливость и невзыскательность героев некрасовских стихов, их доброту и терпение. В то же время он останавливается и на текстах, отражающих предпринимательские склонности народа.
Следует особо отметить, что эта книга обозначила уже специально некоторые основные направ-
ления некрасоведения. Сама структура ее явилась своего рода планом исследовательских работ.
В 1928 году ученый издает книгу «Некрасов как человек, журналист и поэт». Изучение редакторской деятельности Некрасова, истории некрасовского «Современника» было еще одним направлением исследовательской деятельности Евгеньева-Максимова, которое появилось еще в дореволюционный период и продолжалось долгие годы. Результатом этого явилась чуть позже трилогия о «Современнике»: «"Современник" в 4050-х гг. от Белинского до Чернышевского» (Л., 1934), «"Современник" при Чернышевском и Добролюбове» (Л., 1936), «Последние годы "Современника". 1863-1866» (Л., 1939). Впечатляет тираж этих изданий: от 5000 до 5500 экземпляров!
В этом же десятилетии выходит под редакцией В.Е. Евгеньева-Максимова и К.И. Чуковского советское собрание сочинений Некрасова (в VI томах, М.; Л., 1930-1931), имеющее значение как первый опыт научного издания.
Интерес ученого к личности и творчеству поэта не угасал даже в годы Великой Отечественной войны, о чем свидетельствуют его письма. Из письма В.Е. Евгеньева-Максимова к Т. А. Бесединой от 19 августа 1942 года: «<...> В начале марта я и вся моя семья (Алиса Михайловна и дети) эвакуировались из Ленинграда. О том, что вытерпели, писать не буду: уж очень тяжело вспоминать. Здесь наша жизнь тоже "невеселая" (употребляю Ваш термин): голодновато, тревожно и т.д. и т.п. Одно меня утешает: я еще в силах очень много работать (лекции, газетные статьи и радио-передачи обширного характера); работа меня спасает, в ней только и нахожу забвение...» [7, Л. 56].
Показательна переписка В. Е. Евгеньева-Мак-симова с племянницей Н.А. Некрасова Анной Федоровной Некрасовой. В письме от 1 мая 1945 года А.Ф. Некрасова отвечает на интересующие ученого вопросы:1
«<...> Теперь постараюсь ответить на Ваши вопросы:
1). Кто из родственников <поэта - Е. Ш.> жив? - Из ближайших родственников живы: Я, сестра Вера, на год моложе меня, живет в селе Пречистом, Яр. Об. И брат доктор - работает на Кавказе, глав-врачом в больнице, потом следующее поколение 10 человек.
2). Не нуждается ли кто в помощи, в частности я? Жить мне конечно трудно - пенсия слишком мала по настоящему тяжелому времени - 150 р. и я хотела бы чтобы мне увеличили пенсию. <...>
3). Что делается в Карабихе?
В Карабихе, по моему мнению, полное запустение. В доме Николая Алексеевича нынче зимой был пожар. Загорелось на чердаке от усиленной топки, сгорела крыша и потолки верхнего этажа.
1 Орфография и пунктуация подлинника сохранены.
В настоящее время производится ремонт красноармейцами, так как загорелось по их вине.
4). Что, по-моему надо сделать?
На это я ничего не могу ответить. Я чувствую себя душевно какой-то расслабленной, уставшей и ни то что мне нет дела, мне хочется только покоя. Очень беспокоят глаза. Боюсь ослепнуть. <...>
5). Существует ли школа имени Некрасова? -существует. Я в ней не бываю и у меня никто не бывает. Директора меняются. Думаю, что нет смысла писать в неё. <...>
6). Отмены заповедника не было, поэтому думаю, что он существует, хотя бы на бумаге. Простите, если что не так. Всего Вам хорошего. А. Некрасова. [6, Л. 5].
В следующем письме от 19 октября 1946 года, поздравляя Евгеньева-Максимова с назначением его на должность хранителя Некрасовского музея, благодаря за доброе отношение и заботу, Анна Федоровна старается помочь ученому в поисках архивных материалов:
«<...> Рукописи давно уже переданы нашим братом Константином Федоровичем в Литературный Музей в Москве. Единственно, что мы могли бы Вам предложить это 3 книги Гейне с надписью: Н. А. Некрасову от издателя (Гербель) и "Поэзия Славян" сборник лучших поэтических произведений славянских народов под редакцией Гербеля с надписью: "Николаю Алексеевичу Некрасову на память о старых лучших днях от Николая Гербеля" 24 ок. 1871 г.
Есть еще одна статуэтка Наполеона, времен Ник. Ал. но принадлежала ли она ему - не знаем. Остальные фигурки мы отдали в Ярос. Краеведческий Музей. Если Вам годятся эти вещи, то напишите как мы могли бы Вам их переслать» [6, Л. 5].
Возвращаясь к литературно-исследовательской деятельности Евгеньева-Максимова, нельзя не отметить выхода в 1946-1949 годах при активном участии ученого трех некрасовских томов «Литературного наследства», не потерявших до сих пор своей актуальности.
Кроме того, в 1947 году вышел первый том, в 1950 - второй том, а в 1952 году - третий том монографии В.Е. Евгеньева-Максимова «Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова», тиражом 10000 экземпляров.
Значительная часть первого тома посвящена вопросам биографии поэта раннего ярославского периода. В предварительных замечаниях к главам, посвященным родителям поэта, В.Е. Евгеньев-Максимов пишет: «Весьма плодотворные результаты способна в некоторых случаях дать проверка биографических и автобиографических признаний поэта документальным, в том числе эпистолярным материалом, а также воспоминаниями современников. Однако бывают случаи, когда документальный и мемуарный материал настолько скуден, что делает осуществление подобной проверки чрезвычайно затруднительным, а то и вовсе невозможным» [3, с. 26-27]. По сравнению с книгой «Николай Алексеевич Некрасов» здесь в главах, посвященных отцу, привлекаются новые данные. Частично используется указ об отставке А.С. Некрасова (полностью не публикуется). Появляется новый эпизод -о судебном разбирательстве с почтальоном Петром Хабаровым. Более подробно говорится о судебных тяжбах с Певницким. Широко используются воспоминания крестьян. Немало места занимает вопрос о национальности матери, где исследователь приводит некоторые невостребованные ранее материалы. Уточняется дата рождения Некрасова.
Рисунок 1. В.Е. Евгеньев-Максимов с аспирантами. Сверху слева направо: А.М. Гаркави, Т.А. Беседина, Гин, внизу слева Курова Ксения, справа Колосова Татьяна Сергеевна. 21 мая 1948 г.
Значительное внимание ученый уделяет гимназическому периоду Некрасова. По сравнению с работой 1914 года, эта тема в монографии занимает уже больший объем: привлекаются не только воспоминания соучеников Некрасова, материалы об учении и круге чтения его, но вводятся более подробные характеристики учителей, программы гимназических курсов. Исследователь прослеживает истоки первых поэтических опытов Некрасова.
Детально рассматривается и журналистская деятельность Некрасова, и другие аспекты проблемы, вынесенной в заглавие. Думается, эту работу можно по праву назвать и своеобразной некрасовской энциклопедией. Все наиболее существенные моменты биографии, творчества, деятельности писателя получили авторитетное научное освещение.
Здесь же стоит отметить, что темы раннего творчества Некрасова профессор Евгеньев-Мак-симов предлагает и своим ученикам, вовлекая их таким образом в работу (рис. 1). В частности, Тамаре Алексеевне Бесединой, в которой видел своего преемника по изучению творчества Н.А. Некрасова, Евгеньев-Максимов при её поступлении в аспирантуру ЛГУ рекомендовал следующие темы: «Ранняя проза Некрасова (до Тростникова)», «Некрасов в 40-е годы» [7, Л. 54]. В письме от 5 января 1946 года им отмечается:
«<...> Вы - были и остаетесь самой талантливой моей ученицей. Мне уже жить не долго, а материалу по Некрасову, которым я занимаюсь с 1902 г. накопилось масса. Многое я использовал, но далеко не все. Раздумываю над вопросом, кто может быть моим преемником по изучению Некрасова, я привык останавливаться в мыслях на Вас. <...> Некрасов остается «беспризорным» в литературоведческом отношении. Созданный мною кружок некрасововедов не существует более: одни умерли от голода, других судьба разбро-
сала в разные стороны. Остался только я - на часах!..» [7, Л. 56].
Тем не менее на лекциях и семинарах известного профессора выросло не одно поколение молодых исследователей (В.С. Маслов, В.Г. Березина, Т. А. Беседина и др.) (рис. 2).
В.Е. Евгеньев-Максимов принимал участие и в издании Полного собрания сочинений и писем Н.А. Некрасова в 12 тт. (тт. 1-Х11, 1948-1953). В этом издании значительно усилен реальный комментарий (по сравнению с собранием сочинений 1930-1931 гг.). Существенно возрос объем публикуемых писем. В редакционной статье, предваряющей публикации X тома, сказано: «За истекшие двадцать с лишним лет государственные хранилища пополнились рядом новых фондов; многие из архивов лишь теперь описаны и стали доступны исследователям. В настоящем издании собрано все представляющее ценность в историко-литературном и биографическом отношениях из эпистолярного наследия Некрасова» [9, т. X, с. 7-8].
Опубликованы были и автобиографические материалы. По этому поводу в статье «От редакции» говорится: «В XII томе настоящего собрания сочинений и писем публикуются материалы для творческой, общественной и личной биографии Н.А. Некрасова. Некоторые материалы до сих пор оставались неизвестны... <...> Автобиографические и дневниковые записи Некрасова, служащие, наряду с его письмами, напечатанными в X и XI томах настоящего издания, ценнейшим источником углубленного понимания его жизни и творчества, имеют исключительно важное значение для исследователей биографии Некрасова» [9, т. XII, с. 5-6].
В это же время выходит итоговая книга В.Е. Евгеньева-Максимова «Творческий путь Н.А. Некрасова» (1953).
Рисунок 2. В.Е. Евгеньев-Максимов со студентами 1948 г.
Рисунок 3. В.Е. Евгеньев-Максимов со студентами ЛГУ, участниками некрасовской конференции в музее. 1951 г.
В 1946 году открываются музеи Н.А. Некрасова в Ленинграде и Карабихе (Ярославль), в организации которых Евгеньев-Максимов принимал самое активное участие. Создание этих музеев было крупным событием в культурной жизни страны. Первая Всесоюзная Некрасовская конференция (которые впоследствии стали проводиться, по инициативе Евгеньева-Максимова, ежегодно) проходила именно в стенах музея на Литейном, 36. (рис. 3). Здесь нельзя не отметить, что в творческом сознании ученого музейная работа равнозначна литературоведческой. Например, первому директору музея-усадьбы Некрасова в Карабихе А.Ф. Тарасову он писал, что восстановление усадьбы и создание в ней музея равноценно докторской диссертации. В одном из писем В.Е. Евгеньев-Максимова к А.Ф. Тарасову читаем:
«Глубокоуважаемый и дорогой Анатолий Федорович.
В эти торжественные дни, дни открытия Некрасовского Музея в Карабихе, разрешите мне обратиться к Вам - первому директору Музея с искренним приветствием.
Около 50-ти лет, как это может быть известно некоторым из присутствующих товарищей, продолжается моя работа по изучению жизни и творчества Н.А. Некрасова, причем скажу Вам без всякого преувеличения, что мне за эти долгие годы не приходилось переживать более радостных моментов, чем открытие Карабихского Музея.
Благодаря этому событию увековечивается память поэта в тех близких и дорогих его сердцу местах, с которыми он связан годами жизни и творческой работы. Теперь не только каждый Ярославец, но и каждый гражданин Советского Союза будут знать, что в доме, где были созданы многие произведения великого народного поэта,
в том числе произведения, говорящие о величии революционного подвига («Русские женщины» и др.), существует Музей, живым и наглядным образом повествующий о наиболее важных этапах жизни и творчества Некрасова.
Своего рода чудом является та быстрота, с которой были собраны, а отчасти вновь изготовлены многие сотни ценнейших экспонатов.
Некрасовский Музей в Карабихе стал осуществленной мечтой миллионов граждан нашего Союза, преклоняющихся пред гениальным дарованием автора «Коробейников», «Мороза», «Русских женщин» и «Кому на Руси жить хорошо». Вместе с тем не может быть никаких сомнений в том, что Некрасовскому Музею в Карабихе суждено в скором будущем стать культурно-просветительным и научным центром. Через его залы пройдут многие тысячи экскурсантов; он сумеет организовать ряд лекций по литературе, в частности по Некрасову и т. д. и т. д.
Организация Некрасовского Музея в Карабихе и те широкие задачи, которые он призван разрешить, потребовали и потребуют очень большой работы. Эта работа в значительной степени уже выполнена доблестным, хотя и немногочисленным, коллективом Некрасовского Музея, с Вами, дорогой Анатолий Федорович, во главе. <...>.
От всего сердца поздравляю всех поработавших над организацией Музея в торжественный день его открытия. Только благодаря болезни, требующей длительного пребывания в больнице, я не с Вами, дорогие товарищи» [5, Л. 2].
Жизненный и творческий путь В.Е. Евгеньева-Максимова являет собой пример самоотверженного и бескорыстного служения любимому поэту, провозгласившего идеалы Истины, Добра и Красоты, его памяти, ...
Библиографический список
1. Евгеньев В. Николай Алексеевич Некрасов: Сб. статей и материалов. - М.: Книгоиздательство К.Ф. Некрасова, 1914. - 313 с.
2. Евгеньев-Максимов В. Некрасов - певец русского Севера: К столетию со дня рождения поэта. (1821 - 1921). - Ярославль: Ярославский с.-х. и ку-старно-промысл. союз кооперативов, 1921. - 79 с.
3. Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова: в 3 т. - М.; Л.: Гослитиздат, 1947. -Т. 1. - 416 с.
4. Евгеньев-Максимов В.Е. Литературные дебюты Н.А. Некрасова. Вып. 1. - СПб.: «Наша жизнь»,
1908. - 216 с.
5.ИРЛИ (РАН). Рукописный отдел. - Ф. 719. -Оп. 2. - Ед. хр. 27. - Л. 2.
6. ИРЛИ (РАН). Рукописный отдел. - Ф. 719. -Оп. 2. - Ед. хр. 296. - Л. 5.
7. ИРЛИ (РАН). Рукописный отдел. - Ф. 719. -Оп. 2. - Ед. хр. 6. - Л. 1-56.
8. Некрасовский сборник: Неизданные письма и воспоминания, статьи, библиография; / ред. В.Е. Евгеньев-Максимов и Н.К. Пиксанов. - Пг.: «Общественная польза», 1918. - 269 с.
9. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. - М.: ОГИЗ, 1948-1953.