Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ ГОССЛУЖБЫ В РФ НА РУБЕЖЕ XX–XXI вв.'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ ГОССЛУЖБЫ В РФ НА РУБЕЖЕ XX–XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная служба / государственное управление / геополитическая ситуация / компетентный управленец / кадровый резерв / борьба с коррупцией. / civil service / public administration / geopolitical situation / competent manager / personnel reserve / anti-corruption.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулиев Фарман Мурувват Оглы, Кулиева Наталья Викторовна

В данной статье исследуются основные этапы и проблемы эволюции государственной службы на рубеже XX–XXI вв. Анализ прошлого опыта предоставит возможность выделить наиболее успешные реформы и методы внедрения, а также определить причины и факторы, приводившие к неудачам. Это позволит избежать повторения прежних ошибок и сфокусироваться на разработке эффективных и осознанных изменений в системе государственной службы на современном этапе развития РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кулиев Фарман Мурувват Оглы, Кулиева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES AND PROBLEMS OF THE EVOLUTION OF CIVIL SERVICE IN THE RF AT THE TURN OF THE XX–XXI CENTURIES

The paper is focused upon the main stages and problems of the evolution of the public service at the turn of the 20th and 21st centuries. An analysis of past experience will highlight the most successful reforms and implementation methods, as well as identify the causes and factors that led to failures. This will allow us to avoid repeating previous mistakes and focus on developing effective and conscious changes in the public service system at the current stage of development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ ГОССЛУЖБЫ В РФ НА РУБЕЖЕ XX–XXI вв.»

УДК 342.5

Кулиев Ф.М.1

Кулиева Н.В.2

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ ГОССЛУЖБЫ В РФ

НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.

Аннотация. В данной статье исследуются основные этапы и проблемы эволюции государственной службы на рубеже XX-XXI вв. Анализ прошлого опыта предоставит возможность выделить наиболее успешные реформы и методы внедрения, а также определить причины и факторы, приводившие к неудачам. Это позволит избежать повторения прежних ошибок и сфокусироваться на разработке эффективных и осознанных изменений в системе государственной службы на современном этапе развития РФ.

Ключевые слова: государственная служба, государственное управление, геополитическая ситуация, компетентный управленец, кадровый резерв, борьба с коррупцией.

Kuliev F.

Kulieva N.

MAIN STAGES AND PROBLEMS OF THE EVOLUTION OF CIVIL SERVICE IN THE RF AT THE TURN OF THE XX-XXI centuries

Abstract. The paper is focused upon the main stages and problems of the evolution of the public service at the turn of the 20th and 21st centuries. An analysis of past experience will highlight the most successful reforms and implementation methods, as well as identify the causes and factors that led to failures. This will allow us to avoid repeating previous mistakes and focus on developing effective and conscious changes in the public service system at the current stage of development of the Russian Federation.

Keywords: civil service, public administration, geopolitical situation, competent manager, personnel reserve, anti-corruption.

Процесс развития и эволюции государственной службы в России имеет очень давнюю историю. Россию испокон веков относили и относят к числу государств, для которых непременным условием существования народа, суверенитета государства, территориальной целостности, социально-экономического и политического развития было наличие сильного государства, централизованной власти. Вопросы и проблемы, связанные с изучени-

ем исторической практики и особенностями становления и функционирования государственной службы, являлись предметом исследования не только ученых, историков, но и писателей. Труды В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Б.Н. Чичерина до сих пор имеют большой научный и практический интерес для становления современной эффективной государственной службы.

1 Кулиев Фарман Мурувват оглы, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: kyliev_farman@mail.ru

Farman Kuliev, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of History, Law and Humanities, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: kyliev_farman@mail.ru

2 Кулиева Наталья Викторовна, учитель истории МБОУ «Средняя образовательная школа .№5 с кадетскими классами имени А.Т. Губина», г. Ессентуки, Российская Федерация, e-mail: n.kulik30.mailru@mail.ru

Natalia Kulieva, teacher of history, Municipal state institution of budgetary education “Secondary school No. 5 with cadet classes named after A. Gubin”, Essentuki, Russian Federation, e-mail: n.kulik30.mailru@mail.ru

Государство не может динамично развиваться без эффективного функционирования всей системы управления, поэтому подготовка высококвалифицированного, компетентного управленца является одной из наиважнейших, актуальнейших задач государства. В нынешней сложной геополитической ситуации, в условиях СВО стремительно меняются не только компетенции, знания, умения, но и требования, предъявляемые со стороны общества к институту государственной службы и непосредственно самим государственным служащим. Эволюция государственной службы должна быть ориентирована на эффективную результативную деятельность государственных служащих по достижению целей и задач в интересах всего общества и при этом должна быть более открытой. Проблемы, связанные с ростом престижности государственной службы и созданием кадрового резерва, должны стать важнейшими направлениями развития и совершенствования государственной службы.

Становление государственной службы в постсоветской России приходится на рубеж конца XX - начало XXI века. Первый вариант Концепции преобразования системы государственной службы, которая была подготовлена в 1992 г., дал определенный толчок системной работе по созданию новой модели госслужбы. Однако концепцию не утвердили на государственном уровне.

В становлении государственной службы в России исследователи выделяют несколько этапов:

I. Процесс становления государственной службы в 1992-2002 гг.

II. Эволюция государственной службы в ходе реформ в 2003-2004 гг.

III. Работа по устранению недоработок реформ в 2006-2008 гг.

IV. Принятие Федеральной программы по реформированию государственной службы РФ на период 2009-2013 гг.

V. Выполнение конкретных, запланированных мер, направленных на повышение эффективности государственной службы Российской Федерации на 2019-2023 гг.

Следует отметить, что первые конкретные

меры по реформированию государственной службы проведены в 1993-1995 гг. В целях обеспечения единой политики в организации госслужбы Указом Президента РФ от 3 июня 1993 г. «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» [1] учреждался Совет по кадровой политике при Президенте РФ [2].

В 1995 г. после принятия ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (в настоящее время данный ФЗ утратил силу) [3] Президент подписывает Указ «О государственных должностях Российской Федерации» [4]. Появление данного Указа привело к разграничению государственной должности и должностей государственной службы.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» [3] явился следующим важным шагом в процессе создания законодательной базы в системе государственной службы и предписывал создание Совета по вопросам государственной службы при Президенте РФ. Данный ФЗ распространялся на государственную службу как на федеральном, так и региональном уровне, определял правовой статус госслужащих, ответственность и процедуру прохождения государственной службы и прописал ограничения при поступлении на госслужбу.

Следует отметить, что, несмотря на проблемы в социально-экономической, финансовой, политической сферах, в развитии системы государственной службы были отчетливо видны тенденции, ориентированные на деполитизацию, профессионализм госслужащих и повышение эффективности института госслужбы в стране.

С начала XXI века, с президентством В. В. Путина, стал формироваться новый подход к созданию централизованной системы государственной службы, функционировавшей в интересах общества, государства с учетом социально-экономических, историко-политических, культурных и иных особенностей страны. В 2001 году «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации» была утверждена Президентом РФ В.В. Путиным [5]. Значимость Концепции заключалась в том, что были закреплены ос-

новы развития российской государственной службы как одного из ключевых механизмов всей системы государственного управления. Подчеркивалась невозможность создания демократического, правового, федеративного государства без эффективной системы государственной службы. Концепция также содержала идеи развития гражданского общества и повышения эффективности экономической политики, но и имела ряд проблем, требующих внимания с правовой точки зрения [5].

В процессе модернизации государственная служба должна была учесть коренные преобразования в стране, соответствовать новым условиям и реалиям, приведшим к эпохальным изменениям сущности государственной власти и всего управленческого механизма, выработать единую, четко выстроенную структуру. Авторы реформ стремились повысить эффективность государственной власти, механизмов государственного управления, создать более эффективные механизмы по предупреждению, выявлению и устранению обстоятельств, способствующих появлению коррупционных составляющих на государственной службе. В Указе Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [6] нашли отражение вышеизложенные аспекты. Концепция определила основные и конкретные задачи, прописала этапы и мероприятия по реформированию государственной службы.

Данная программа наметила пути повышения эффективности видов и уровней государственной службы в целом, а также меры по рациональному использованию запланированных затрат на государственное управление.

Концепция и федеральная программа имели целью создание профессиональной государственной службы посредством эффективной оценки результатов служебной деятельности государственных служащих.

Для внедрения в жизнь намеченных задач необходимыми условиями были:

- активное внедрение контрактной системы вместо трудового договора;

- предоставление реальной возможнос-

ти выбора одного из нескольких кандидатов при замещении должностей государственной гражданской службы;

- использование механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе;

- законодательное регулирование вопросов профессиональной этики государственных служащих [6].

Таким образом структура института государственной службы была закреплена законодательно, а госслужба была поделена на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Принятие Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [7] в мае 2003 года юридически закрепила видовую классификацию государственной службы и ее деление на три вида: государственную гражданскую службу; военную службу; правоохранительную службу. В июле 2004 года, в развитие вышеуказанного закона, принимается Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [8], который определил вопросы, относящиеся к компетенции государственной гражданской службы. Также данный закон обозначил правила конкретного вида государственной службы, установив правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

В 2009 году была принята новая федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» [9], включающая два этапа модернизации государственной службы. На первом этапе, в 2009-2010 гг., предусматривалось усовершенствование федерального законодательства в сфере государственной службы, в частности разработка и внедрение механизмов противодействия коррупции, завершение разработки современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности

государственных служащих. На втором этапе (2011-2013 гг.) предполагалось: осуществление мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; формирование механизмов обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечение внедрения современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершение формирования единой системы управления государственной службой.

Однако у данной программы имелись ряд недостатков. Во-первых, авторы программы не учли практический опыт в решении проблем государственной службы. Во-вторых, проблемы взаимодействий между муниципальной и гражданской службами в процессе реформирования остались незатронутыми. В-третьих, не был учтен процесс учреждения и использования кадрового резерва.

В процессе реформ, эволюции и модернизации государственной службы, на наш взгляд, нерешенным и нереализуемым остается повышение уровня доверия граждан к органам государственной власти и государственным служащим. Для завоевания доверия населения государственным служащим предстоит решать следующие задачи:

- активно и действенно бороться с коррупцией как в органах государственной власти, так и среди государственных служащих;

- на постоянной основе работать над повышением компетентности, профессионализма государственных служащих;

- на законодательном уровне соблюдать строго все ограничения для госслужащих и т. п.

Предстоит немалая работа и над повышением уровня информированности общества о результатах деятельности государственных служащих посредством средств массовой информации.

Таким образом, следует отметить, что все вышеуказанные проблемы и недостатки не могут быть решены по отдельности, так как все они тесно взаимосвязаны между собой. Модернизацию государственной службы следует осуществлять в рамках концепции сбалансированного развития, с учетом как специфики развития российского государства, так и особенностей современной ситуации. Основными принципами современного реформирования государственной службы являются последовательность, постепенность, результативность. Без эффективного функционирования всей системы управления реформы не смогут достичь целей, а для этого нужна подготовка высококвалифицированного, компетентного управленца, что и является одной из важнейших задач государства на данном этапе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 848 «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» (утратил силу).

2. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. С. 2108.

3. Федеральный закон от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

4. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.01.1995 г. № 32 (ред. от 17.10.2022 г.).

5. Концепция реформирования системы государственной службы РФ (утв. Президентом РФ от 15.08.2001 г.).

6. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (С изменениями и дополнениями от: 20 марта 2007 г., 16 июля 2009 г., 25 августа 2021 г.).

7. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023 г.).

8. Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями от 10.07.2023 № 287-ФЗ, от 24.07.2023 № 357-ФЗ).

9. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» (с изменениями и дополнениями от 12 января 2010 г., 10 августа 2012 г.)

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Decree of the President of the Russian Federation dated June 3, 1993, No. 848 “On priority measures to organize the public service system in the Russian Federation” (lost force).

2. Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 23. P. 2108.

3. Federal Law of July 31, 1995, No. 119-FZ “On the Fundamentals of the Civil Service of the Russian Federation.”

4. On public positions in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated January 11, 1995, No. 32 (as amended on October 17, 2022).

5. The concept of reforming the civil service system of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on August 15, 2001).

6. Decree of the President of the Russian Federation of August 12, 2002, N 885 “On approval of the general principles of official conduct of civil servants” (As amended and supplemented: March 20, 2007, July 16, 2009, August 25, 2021).

7. Federal Law No. 58-FZ dated May 27, 2003 “On the public service system of the Russian Federation” (as amended on July 10, 2023).

8. Federal Law No. 79-FZ “On the State Civil Service of the Russian Federation” (as amended from July 10, 2023, No. 287-FZ, from July 24, 2023, No. 357-FZ).

9. Decree of the President of the Russian Federation dated March 10, 2009, No. 261 “On the federal program “Reform and development of the civil service system of the Russian Federation (20092013)” (with amendments and additions dated January 12, 2010, August 10, 2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.