ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
THE MAIN STAGES IN THE FORMATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED MULTIMEDIA COMPETENCE IN THE SYSTEM OF INFORMATIONAL-COGNITIVE PROCESS OF STUDENTS' TRAINING
Н. М. Саукова
Профессионализм будущего педагога определяется сформированными профессионально ориентированными мультимедийными компетенциями, умением профессионально анализировать и представлять новые подходы к решению инновационных проектов, доказывая состоятельность и целесообразность мультимедийных позиций.
Ключевые слова: профессионально ориентированные мультимедийные компетенции, моделирование педагогического процесса, научно обоснованные этапы информационно-познавательного процесса обучения студентов.
В эпоху развития общества, основанного на информатизации, многократно умножающего возможности доступа к данным и фактам, образование должно помочь каждому индивиду пользоваться этой информацией, отбирая, упорядочивая, накапливая и управляя ею. Современные «мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, которые могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная» [1].
Впервые термин «ключевые компетенции» на официальном уровне появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 г. Профессиональные теоретические и практические разработки «ключевых компетенций» были освещены в зарубежных (С. Шо, Б. Оскарс-сон, А. Шелтон, Р. Селман и др.) и отечественных работах (В. И. Байденко, А. М. Новикова, Е. В. Бондаревской, И. С. Якиманской, Э. Ф. Зеера, В. А. Кальней, В. Ландшеера, С. Е. Ши-шов, И. Г. Агапова, И. А. Зимней, А. С. Белкина, А.В. Хуторского, М. А. Холодной, В. В. Нестерова, В. Д. Шадрикова и др.).
Многие исследователи приводят и обосновывают различные подходы к определению, классификации компетентности (С. Л. Братченко, М. В. Рыжаков, В. А. Болотов и др.), компетенций (А. В. Баранников и др.), ключевых компетенций (И. Д. Фрумин, И. Г. Смоляниновой и др.).
Поскольку в профессиональном образовании «ключевые компетенции» стали обозначаться как совокуп-
N. M. Saukova
Professionalism of a future teacher is determined by professionally oriented multimedia competences, the ability to professionally analyze and present new approaches to the solution of innovative projects, proving the viability and feasibility of multimedia positions.
Keywords: professional competence-oriented multimedia, modeling of methodology the system, science-based information and cognitive stages of the learning process of students.
ность знаний, умений и навыков в любой области деятельности индивида, то, соответственно, и осуществлять эти компетенции необходимо, ориентируясь на различные научно-методические, психолого-педагогические и другие подходы, включающие в себя совокупность научно-обоснованных положений.
Рассмотрим различные точки зрения на понятие компетентность и ключевые компетенции. Так, в контексте зарубежных и отечественных подходов компетентность рассматривается как актуальное проявление компетенций, которые включают когнитивные, операционально-технологические, мотивационные, этические, социальные и поведенческие составляющие. Если более подробно рассматривать ключевые компетенции (С. В. Степанов, Ю. Л. Старостин, Т. Орджи, М. Хол-стед и др.), то к ним относятся те компетенции, которые оказывают решающее влияние на успехи в той или иной деятельности. Несомненно, что в число ключевых должны войти компетенции, связанные с возрастанием роли информатизации общества, характеризующие владение информационными технологиями и понимание сферы их применения: слабых и сильных сторон, а также целостностью способности к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедий-ными средствами и рекламой. К ключевым относится также компетенция, связанная со способностью учиться на протяжении жизни и служащая основой непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной,
так и социальной жизни. Сюда же относится компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться на рынок специальностей. Очевидно, что ключевые компетенции есть самое общее и широкое определение адекватного осуществления профессиональной деятельности и проявления социальной жизни человека в современном мире [2, с. 62].
По мнению А. В. Баранникова [3], ключевая компетенция опирается на определяющее или генерализированное умение и самообразовательную готовность, включает практический контекст, который не ограничен, не специфичен, имеет определенную степень универсальности.
И. Д. Фрумин полагает, что ключевая компетенция -это определяющая компетенция, соответствующая наиболее широкому спектру специфики, то есть наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости.
О. Г. Смолянинова [4, с. 37] констатирует, что ключевые компетенции - это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки.
«Ключевые компетенции предназначены для любого человека. Они могут быть получены через осуществление различного рода деятельности, например, при выполнении должностных обязанностей по месту постоянной занятости, при прохождении программ профессиональной подготовки, при получении любых форм образования. После прохождения курса овладения ключевыми компетенциями кандидаты получат признание (обладания компетенциями) на национальном уровне» (OCR RECOGNISING ACHIEVMENT [5]).
Аргументируя целесообразность формирования специальных (мультимедийных) компетенций в организации профессиональной подготовки студентов различных направлений педагогического образования необходимо участвовать в совершенствовании педагогического процесса, присоединяя новые педагогические элементы в методическую систему обучения, используя инновационный подход, различные технологии с ориентацией на формирование новой компетентностной модели современного педагога-специалиста, выполняющего глобальные преобразования в сфере образования.
Потенциальные психолого-педагогические, научно-методические трансформации в образовании можно свободно реализовать, опираясь на современные методы моделирования и их дидактическую целесообразность с оперативным доступом к обучающим средствам мульти-медиатехнологий (ММТ), направленных на максимальную возможность исполнения разработанных учебно-методических мультимедийных комплексов, осуществляющих высококвалифицированную подготовку студентов в реализации творческих задач, формирования специальных (мультимедийных) компетенций.
Мы согласны с точкой зрения Н. А. Савченко [6], И. А. Зимней [7] и других, полагающих, что «компетенция характеризует способности, умения человека, круг его полномочий, круг вопросов» и т. д., где к ключевым компетенциям относятся:
• Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей.
• Коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
• Предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
• Информационная компетентность - способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
• Автономизационная компетентность - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
• Математическая компетентность - умение работать с числом, числовой информацией.
• Продуктивная компетентность - умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
• Нравственная компетентность - готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Выделенные авторами ключевые компетенции содержательны и затрагивают широкий спектр жизнедеятельности человека, позволяющий ему свободно ориентироваться в различной (в том числе в учебно-образовательной) среде.
Вместе с тем И. Г. Смоляниновой, при обобщении различных подходов и исследований в области компетент-ностного подхода, выделяются всего три основные компетенции, которые наиболее просто поддаются адаптации к конкретным условиям [4, с. 44-45]. К ним она относит следующие:
• информационная компетентность (знание основных типов современных мультимодальных информационных систем и владение навыками работы с этими системами);
• коммуникативная компетентность (умение общаться в широком смысле, в частности с помощью электронных средств);
• управленческая или менеджеральная компетентность (понимание закономерностей и особенностей и особенностей протекания информационных процессов в профессиональной деятельности, профессиональная ориентация на рынке труда, нахождение оптимальных заказчиков и партнеров, владение профессиональными разнообразными средствами представления и передачи информации).
Но для того чтобы владеть вышеуказанными компе-тентностями, в том числе и специальными компетенциями, следует вначале изучить современную информационно-образовательную среду, которая, по нашему мнению, в настоящее время оказалась достаточно неустой-
чивой в профессионально-педагогическом образовании вследствие постоянных трансформационных корректировок, а именно легко видоизменяемой, социально разнообразной, организационно разрозненной.
Чтобы выделить из общих представлений составляющие элементы мультимедийных компетенций, обратимся к структурным компонентам педагогической системы, где, на наш взгляд, на первый план выдвигается:
• новая интеллектуальная среда (Натэлла Сперанская и др.) с научно-технической информационно-педагогической базой, мотивирующая индивида на приобретение необходимого комплекса знаний и направляющая его мотивационные процессы на
- итерациональное (многоэтапное) развитие и обучение, выделяющее только такую деятельность, которая целесообразна ему для накопления обусловленных профессиональных знаний, приобретения опыта, воспитания информационно-коммуникационной культуры, формирования мыслительных и мнемических способностей, развития пространственного мышления и воображения, устойчивых технико-технологических умений и навыков;
- способность психолого-педагогического, учебно-методического ориентирования студентов, при соответствующих условиях, на дальнейшее информационно-коммуникационное развитие, творческое саморазвитие современными средствами, такими как ИКТ, ММТ, в котором дополнительным стимулом часто выступают дополнительные специализации, дисциплины по выбору, факультативы и т. п.;
• коммуникативные процессы, основанные на информационном взаимодействии, а именно:
- обоснованным умением студентов отстаивать свои позиции, способностью грамотно координировать свою информационно-познавательную деятельность, направленную на получение определенно важной информации;
- нахождение в поисковых компетенциях (А. В. Хуторской и др.) ключевых элементов, составляющих целостность и неделимость информационно-образователь ного капитала знаний;
- умением формировать специальные (мультимедийные) компетенции;
- стремление к профессиональному освоению мультимедийных систем для дальнейшего поиска путей совершенствования своего интеллектуального кругозора для работы с данными системами и др.
Вполне очевидно, что использовать современные дидактические мультимедиасредства невозможно без сформированных профессионально ориентированных мультимедийных компетенций, трактуемых нами как способность специалиста производить отбор средств ММТ, учитывающих специфику сферы профессиональной деятельности и решаемой задачи, осваивать постоянно обновляющиеся средства ММТ и обоснованно применять их для оформления результатов профессиональной дея-
тельности (от разработки авторских образовательных программ до создания учебно-методических комплексов дисциплин); создания в современных программных средах электронных ресурсов различной степени сложности; поддержки творческой информационной деятельности, в том числе применения нестандартных подходов к выполнению творческих проектов.
Что же касается компетентности, то компетентность -не простая сумма знаний, умений и навыков, полагает Н. Л. Гончарова [8, с. 4], это понятие несколько иного смыслового ряда. Компетентность реальна, свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека. Можно сделать вывод, что в наиболее общем виде компетентность интегрирует в себе когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) аспекты.
Компетентность, по мнению многих исследователей, часто отождествляется с профессионализацией, поэтому до сих пор ведутся споры, какими способами и методами можно определить компетентность? Какие границы определяют компетентность? Почему под компетентностью понимают профессионализм? И чем отличается компетентность от профессионализма?
Профессиональная компетентность преподавателя, утверждает А. Н. Павлова в своем диссертационном исследовании, выражается в компетентностном подходе в области развития творческих способностей обучающихся, в формировании общечеловеческих ценностей. Для этого сам преподаватель должен развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть творчески мыслящим специалистом [9].
Исследуя понятия «компетенции», «ключевые компетентности», «ключевые компетенции» как профессиональные знания, умения и навыки в определенной деятельности в различных работах (В. И. Байденко, В. Н. Бугаева, В. И. Волынкина, Н. Л. Гончаровой, М. Ж. Джадрина, О. Ю. Заславской, Г. М. Коджаспировой, А. Ю.Коджаспирова, Р. С. Немова, С. Л. Мякишева, С. Б. Серяковой, А. В. Хуторской, Е. М. Шевченко и др.), мы пришли к следующему заключению:
• во-первых, во многих работах рассматриваются процессы деятельности индивида, соглашаясь с тем, что практически она всегда направлена на совершенствование разностороннего мастерства (педагогического, технико-технологического, социально-психологического, теоретико-практического и др.), способствующего удовлетворению личностно-деятельностных процессов, актуальных современному развитию общества требований;
• во-вторых, любое обучение немыслимо без практического подтверждения в решении поставленных информационно-познавательных задач, которые могут быть вначале проектируемыми, моделируемыми и только потом либо положительно, либо отрицательно прогнозируемыми и исполняемыми;
• в-третьих, необходимо подтверждать педагогическое мастерство, применяя современные методики,
своевременно варьируя содержание с соответствующим накапливанием информационно-образовательного опыта, без которого немыслимо получение и применение постоянно обновляющихся технических знаний в теоретико-практической деятельности;
• в-четвертых, необходимо своевременно разрабатывать и использовать современное дидактическое, инструментальное обеспечение (УМК; УБД; ЭР и т. д.) с научно-методическим, инновационным наполнением для подготовки будущих педагогов, направленным на овладение специальными профессионально ориентированными мультимедийными компетенциями.
Формирование профессионально ориентированной компетентности будущих специалистов, по мнению ряда исследователей, должно быть направлено прежде всего на творческую результативную деятельность. Однако такие понятия, как «компетенции», «компетентность», «профессионализм», имеют одинаковую направленность и все-таки не дают целостной картины тех ключевых компетенций по дисциплинам информационного цикла (в области ИКТ, ММТ), которыми должен владеть на высококвалифицированном уровне будущий педагог в своей предметной, информационно-образовательной деятельности.
К какому конечному результату сформированных мультимедийных компетенций должен прийти студент, чтобы его знания, умения, навыки могли соответствовать не только общепринятому федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, но и побуждать его в течение всей своей педагогической, профессионально ориентированной деятельности достигать более весомых и значимых для своей профессии постоянно обновляющихся специальных компетенций?
Мотивационные процессы, направленные на профессионально ориентированную деятельность будущих специалистов, остаются на первом месте в системе подготовки будущих специалистов.
О доминирующем положении мотивации и педагогических наклонностей студентов (когда студент действительно склонен к профессиональной педагогической деятельности) свидетельствуют многочисленные исследования, в которых центральное место занимают вопросы психолого-педагогической диагностики личности, охватывающей психоэмоциональную устойчивость, интеллект, темперамент, экспрессивность и другие параметры, определяющие качества нервной системы, динамику нервных процессов и т. д.
Для профессионально ориентированной подготовки студента необходимо развивать такие качества личности, которые могут обеспечить высокий интеллектуальный уровень научно-исследовательских, информационно-познавательных достижений в его будущей деятельности. По мнению Г. В. Каревой, необходимо формировать понятийное мышление, логичность, гибкость мышления и другие компоненты для достижения педагогических условий формирования специальных (мультимедийных) компетенций.
В этих условиях возникает необходимость совершенствования: 1) сенсорно-перцептивных процессов обучаемых (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, О. А. Конопкин, Н. Н. Подъяков, Б. М. Те-плов, Г. С. Тарасов и др.); 2) способности к мнемическим действиям; 3) смысловой переработке информации (А. А. Смирнов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, С. А. Изюмова и др.); 4) целенаправленному интеллектуальному, когнитивному развитию (Р. Аткинсон, Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард, Г. Саймон, А. А. Ивин и др.); 5) накопления информационного (мультимедийного) опыта.
Выделенные компоненты чрезвычайно важны для многокомпонентного информационно-познавательного процесса и его интерпретированности при обучении студентов, направленных на освоение и использование современных средств ММТ. Так как обучение студентов современным средствам мультимедиа, прежде всего, -это «...сложный психический процесс, связанный с многообразными эмоциональными состояниями обучающихся, и он невозможен без постоянного учета этой эмоциональной стороны.» [10]. Это дает основание констатировать, что сущностью подготовки студента к восприятию и пониманию в использовании современных средств ММТ в дальнейшей педагогической деятельности является его самосознание, знаменующее «переход от классической дисциплинарно-профессиональной подготовки... к мультидисциплинарному, проблемно-ориентированному, новаторскому образованию» [11, с. 9]. То есть «.в наступившем веке образованию придется стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека: ведь только таким образом он сможет адаптироваться к технологическим инновациям как к результату постоянного совершенствования не только орудий труда, но и самого его содержания, овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности» [12, с. 15].
В нашем исследовании [13] на основе выстроенной инновационной модели современного педагогического процесса, по мере использования системы образователь-но-уровневых ступеней обучения студентов в области создания и использования ММТ, выявилось и четко обозначилось поступенное (ступеневое) формирование про фессионально ориентированных мультимедийных компетенций. На начальном этапе обучения современным средствам ММТ нами были выделены такие мультимедийные компетенции, которыми владели студенты оптимального уровня на 1-й и 2-й образовательно-уровневой ступени по балльно-рейтинговой шкале.
Средним уровнем мультимедийных компетенций студенты владели на 3-й и 4-й образовательно-уровне-вой ступени по балльно-рейтинговой шкале.
И наконец, на поверхностный уровень обучения были определены студенты 5-й, 6-й и 7-й образовательно-уровневой ступени по балльно-рей тин говой шкале, которые владели поверхностными мультимедийными компетенциями.
Таблица 1
Сформированные итоговые мультимедийные компетенции
Поэтапное (ступеневое) формирование ключевых компетенций
Система образовательно-уровневых ступеней Образовательно-уровневое формирование мультимедийных компетенций Результаты использования моделирования педагогического процесса
1-я и 2 -я образовательно-уровневые ступени обучения, характеризующиеся как ->- оптимальный уровень определил студентов на - креативный, инновационно-саморазвивающийся уровень и сформировал у них ->■ современные мультимедийные компетенции
3-я и 4-я образовательно-уровневые ступени обучения, характеризующиеся как - средний уровень определил студентов на ->■ алгоритмический устойчиво-развивающийся уровень и сформировал у них ->■ константные мультимедийные компетенции
5-я, 6-я, и 7-я образовательно-уровневые ступени обучения, характеризующиеся как ->- поверхностный уровень определил студентов на ->- стандартный стабильно-развивающийся уровень и сформировал у них ->■ стабильно— развивающиеся мультимедийные компетенции
Таким образом, класс поверхностных (или «слабых») мультимедийных компетенций» (5-й, 6-й и 7-й образовательно-уровневой ступени), характеризуется:
1) слабым владением средств вычислительной техники (например, студенты не могут подключить и настроить работу сканера, принтера, не умеют работать с медиа-проектором, сетевым медиаплеером, акустическими системами и т. д.);
2) отсутствием знаний и опыта работы с конверторами audio/video файлов;
3) неуверенным владением алфавитно-цифровыми клавишами;
4) отсутствием опыта создания мультимедийных приложений (видеофрагментов, сжатием и распаковкой видео и т. д.);
5) поверхностным знанием компьютерных сетей и телекоммуникаций;
6) отсутствием знаний и не владение современным прикладным программным обеспечением.
Но студенты, обладающие слабыми поверхностными («низкими») мультимедийными компетенциями», имеют навыки работы с текстовыми редакторами (Microsoft Word), редактированием, форматированием текста. Тем не менее, опыта работы с простыми редакторами, такими как Pe2; Lexicon; 0pen0ffice.org.3.0; новым пакетом Li-breOffice 3.4 и др. у них нет.
Класс «средних мультимедийных компетенций» (3-й и 4-й образовательно-уровневой ступени) характеризуется:
1) присутствием навыка работы с редактором Microsoft Front Page (который входит в комплект программ Microsoft Office), умением редактировать графические объекты и т. д.;
2) опытом создания интернет-документов (в основном, группы студентов с 3-й образовательно-уровневой ступени);
3) поверхностными знаниями и отсутствием опыта работы с широко известными программами Adobe Photoshop; WinAmp и др.;
4) владением и знаниями работы с прикладными программами: PowerPoint, Movie Maker, Windows Media Player и др.;
5) владением и знаниями работы с системными программами (ОС Windows, программ трансляций, различных утилит и т.д.), но отсутствует опыт работы с ОС Linux Ubuntu и др.;
6) практическое владение технологиями обработки текстовой информации.
Класс «оптимальных мультимедийных компетенций» (студентов 1-й и 2-й образовательно-уровневой ступени) характеризуется:
1) знанием, умением и владением на достаточно продвинутом уровне архитектуры персонального компьютера, современным программным обеспечением. Например, использованием в своей деятельности различных видов редакторов: текстовых, графических, табличных и др.;
2) владением информационно-поисковыми системами (ИПС), автоматизированными образовательными системами (АОС), системой управления базами данных (СУБД) и т. д.;
3) владением Visual Basic и др.
Таким образом, использование инновационной модели современного педагогического процесса на основе методов моделирования в подготовки студентов с учетом дифференцированного подхода в области создания и применения современных средств ММТ, сформировало не только креативный, инновационно-саморазвивающийся уровень компетентности студентов, но и
- «современные мультимедийные компетенции»; алгоритмический, устойчиво-развивающийся уровень студентов сформировал у них
- «константные мультимедийные компетенции»;
стабильно-развивающийся уровень студентов сформировал у данной группы студентов
- «стабильно-развивающиеся мультимедийные компетенции».
Представим итоговые мультимедийные компетенции в виде таблицы.
Успешность использования сформированных профессионально ориентированных мультимедийных компетенций позволяет студентам достигать высокого дидактического эффекта, конструктивно решать различные учебно-методические задачи, развивать рефлексию, участвовать в научно-практических исследованиях, реализо-вывать мультимедийные проекты. Сформированные специальные компетенции являются базисом регулируемого саморазвития индивида, результатом продукта его профессиональной деятельности. Достигнуть высоких результатов в образовании необходимо при помощи инновационной модели, методов моделирования педагогического процесса, усовершенствованной методической системы, так как традиционная методическая система обучения не смогла решить такие задачи, как:
• дополнение в обучении научных знаний;
• своевременное педагогическое инновационное проектирование и моделирование современного педагогического процесса;
• инновационные подходы;
• разработки нового содержания с современным дидактическим наполнением для студентов с разноуровневой мультимедийной подготовкой как в информационно-познавательной, так и в самостоятельной деятельности с различными мультимедиасистемами;
• разработки современных методов обучения;
• разработки новых методов моделирования, сориентированных на педагогическое образование с учетом системы образовательно-уровневых ступеней обучения;
• создание инновационной модели педагогического процесса подготовки студентов в области создания и использования современных средств ММТ.
Таким образом, в современных условиях информатизации образования примером формирования специальных (мультимедийных) компетенций является современный инновационный подход с целесообразным использованием эффективной инновационной модели методической системы обучения студентов.
Использование авторской системы образователь-но-уровневых ступеней при обучении студентов с разноуровневой компьютерной (мультимедийной) подготовкой в области создания и использования современных средств ММТ в будущей педагогической деятельности педагога показала высокий уровень ее эффективности и позитивной результативности, доказы-
вая оптимальную продуктивность профессиональной
подготовки обучаемости студентов различных направлений педагогического образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мультимедиа технологии в образовании // For-Teacher.ru [Электронный ресурс]. URL:http:// for-teacher.ru/78-multimedia-tehnologii-vobrazovanii.html (дата обращения 21.03.2013).
2. Джонассен Д. Х. Компьютер как инструмент познания: изучение с помощью технологий, а не из технологии // Информатика и образование. 1996. № 4.С.117-131.
3. Баранников А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход. М.: ГВШЭ, 2002. С. 46.
4. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 504 с.
5. Рош У. Л. Библия мультимедиа / пер. с англ. Киев: Dua Софт, 1998. 800 с.
6. Савченко Н. А. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций, 2008.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 2-е изд., доп. испр. и перераб. М.: Логос, 2004. 318 с.
8. Гончарова Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Гуманитар. науки. 2007. № 5.
9. Павлова А. Н. Повышение компетентности студентов через повышение компетентности преподавателя// Учитель Российской школы - ключевая фигура модернизации образования: интернет-конф. 1 мар. 2008 - 1 июня 2008 гг. М., 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://modernobraz08.live journal.com/5693.html (дата обращения 21.03.2013).
10. Ахлибининский В. В. Кибернетика и тайны психики. Л.: Лениздат, 1966. 144 с.
11. Нестеров А. В., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю. Информационные педагогические технологии: учеб.-метод. пособие. СПб.: Книж. дом, 2003. 340 с.
12. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты // Математическая морфология: электрон. мат. и медико-биол. журн. 2001. Т. 3, № 4.С.204-216.
13. Саукова Н. М. Моделирование методической системы подготовки студентов к созданию и использованию мультимедийных технологий: мо-ногр. М.: МПГУ, 2011. 274 с.