ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
Н.М. Саукова
Аннотация. В статье раскрываются возможные пути и условия создания и фор жирования современной компетентностной модели специалиста с помощью дидактических возможностей различной техники и технологий.
Ключевые слова: новое дидактическое мышление, моделирование педагогического процесса, использование мультимедиа технологий в образовательном процессе, подготовка студентов-педагогов.
Summary. The article describes the ways and conditions for organizing the creation and formation of the modern professional competence model with didactic capabilities of various equipment and technologies.
Keywords: new didactic thinking, modeling of the pedagogical process, activation of mental activity, the development of"smart technology" complex of intellectual tasks.
Отечественная система профессионального педагогического образования в настоящее время претерпевает существенные изменения в результате развития высоких технологий: электроники, нанотехнологий, робототехники, навигационных технологий, биотехнологий, программного обеспечения, искусственного интеллекта и др.; безграничных возможностей использования «информаци-он но-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств» [1, ст. 2], используемых для улучшения качества подготовки специалистов и их профессиональной компетентности.
Вследствие перехода к позитивным, конструктивным научно-обосно-
ванным инновационным результатам в образовании появились и новые проблемы, одна из которых является центральной - обеспечение педагога-специалиста новыми технологиями с целенаправленным формированием нового дидактического мышления для перехода его к более эффективным результатам в будущей творческой, информационно-образовательной деятельности.
На этапе всеобщей компьютеризации и информатизации (А.А. Кузнецов [2], В.Н. Михайловский [3], А.И. Раки-тов [4], И.В. Роберт [5], А.Д. Урсул [6] и др.) возникают различные вопросы, непосредственно связанные с совершенствованием личности: «установлением необходимого уровня и качества продвижения ее в обучении [7], кардиналь-
67
ВЕК
68
ным преобразованием на всех жизненных этапах, включая как процесс обучения, так и самостоятельную послевузовскую деятельность. В виду стремительных изменений рождается необходимость совершенствования профессиональной подготовки обучающихся с учетом моделирования педагогического процесса, направленного на формирование компетенций будущего педагога, способного в дальнейшем моделировать любые учебные процессы в общеобразовательной школе, моделировать содержание в методической системе обучения, эффективно решать учебно-методические задачи, обращаясь к мультимедиа технологиям как к современным средствам обучения, обосновывая приобретенный опыт
Однако некоторые единовременные компетенции в области информаци-он но-коммуникационных технологий (ИКТ), ММТ (мультимедиа технологий), по нашему мнению, являются, сегодня, всё-таки необходимыми умениями и навыками для использования их в профессиональной деятельности. Чтобы сформировать эти компетенции, следует учитывать методологическую основу организации моделирования педагогического процесса, направленного на формирование дидактической компетентности студентов. Следует также принять во внимание использование специальных условий применения современных дидактических средств обучения, формирующих понятийный дидактический аппарат, без которого невозможно использовать современные принципы дидактики, новые методы обучения.
В профессиональном обучения при формировании нового дидактического мышления значительную роль играют традиционные дидактические принципы - наглядности, доступности, научности,
сознательности и активности, индивидуального подхода, систематичности и последовательности, связи теории с практикой и др. В связи с дальнейшим развитием и преломлением принципов дидактики в современную образовательную среду педагогический процесс пополнился новыми дидактическими средствами для приобретения новых - средствами ИКТ и ММТ. С их помощью можно: 1) создавать современное учебно-методическое обеспечение в образовании; 2) прогнозировать процессы проектирования и моделирования; 3) грамотно применять ключевые компетенции; 4) создавать электронные образовательные ресурсы; 5) своевременно решать задачи использования современных программных средств информационных систем, а также 6) формировать ...«умение техноло-гизировать собственную профессиональную деятельность» [8, с. 6]. Однако остаются до конца нерешенными методические задачи, связанные со способами формирования новой модели специалиста, владеющего на высоком уровне профессионально-ориентированными мультимедийными компетенциями, константными психолого-педагогическими знаниями в этой области, а также новыми методиками их применения [9; 10, с. 27].
Сложившаяся ситуация послужила основанием для активного обсуждения и изыскания новых путей и условий формирования современной компе-тентностной модели специалиста, профессионально владеющей:
• базовыми основами знаний как общей, так и современной дидактики;
• совокупностью теоретико-практических умений и навыков;
• различными инновационными технологиями;
• накопленным технико-техноло-ги ческим опытом;
• сформированным новым дидактическим мышлением, способным ре-ализовывать различные подходы (вариативный, интеграционный, систем-но-деятельностный, компетентност-ный и др.) при решении разнообразных мыслительных, теоретико-практических задач;
• профессионально-ориентированными мультимедийными компетенциями;
• умением устанавливать в процессе деятельности «различные связи и отношения» [11, с. 163] для осуществления соответствия... «новым потребностям личности и общества» [12, с. 15].
Теоретико-практическим руководством к процессу подготовки1 специалиста, владеющего новым дидактическим мышлением, являются:
1) обучение профессиональным знаниям и умению применять на практике дифференциальную психофизиологию (В.Д. Небылицын и др.);
2) всесторонний анализ «портретной индивидуальности студента» (А.С. Хуторской и др.) с его специфическими, характерологическими, творческими качествами (Г.А. Дейвис, В.И. Андреев, В.С. Шубинский и др.), креативными способностями (Дж. Гилфорд, А.С. Хуторской и др.), заинтересованностью участвовать и осуществлять различные учебные проекты, предложенные преподавателем, раскрывая изобретательский потенциал (Г.С. Альтшуллер и др.);
3) создание информационных храни-лищ2, разработка сайтов, мультимедийных приложений, web-дизайна и т.д.;
4) формирование стремления к познанию не только строго определенного учебного материала, а также заинтересованности к освоению «ин-теллектуалъных технологий» (экспертные системы: искусственный интеллект; интеллектуальные базы данных; практика электронного обучения с использованием МооШе и др.);
5) целенаправленная, целесообразная активизация умственной деятельности, логического, пространственно-образного мышления, направленного на создание и применение мультимедиа продукта с участием разработанного комплекса интеллектуальных задач;
6) развитие логических связей (ас социативных, преднамеренно-повторяемых для закрепления нового учебного материала, критериально-ориентированных и др.);
7) формирование стремления к самообучению;
8) обучение владению прогрес- __ сивными методиками. 69
Для развития необходимых качеств и способностей студента следует обосновать создание инновационных методик, направленных на моделирование педагогического процесса с учетом основ дидактики. Именно дидактика, как наука, «...изучающая теоретические основы процесса обуче-
1 Под информационно-познавательным процессом мы понимаем структурированный способ накопления информации с функцией ее постоянного обновления (Термин наш - С.Н.)
2 Информационное хранилище (DW — data warehouse) — это автоматизированная система, которая собирает данные из существующих баз и внешних источников, формирует, хранит и эксплуатирует информацию как единую. Оно обеспечивает инструментарий для преобразования больших объемов детализированных данных в форму, которая удобна для стратегического планирования и реорганизации ... и необходима специалисту, ответственному за принятие решений. При этом происходит «слияние» различных сведений в требуемую предметно-ориентированную форму с использованием различных методов анализа. - URL: http://admp.ru/?p=27
ния как такового... » [12, с. 3] с общими методами и формами обучения, позволяет использовать современные методические системы, учитывать колоссальные возможности моделирования педагогического процесса, сконцентрированного на формировании нового дидактического мышления студентов для активизации их умственной деятельности.
Необходимость исследования основных структурных элементов в современной методической системе обучения, направленных на формирование нового дидактического мышления студентов (по дисциплинам информационного цикла в области создания и применения мультимедиа технологий) на современном этапе преобразования системы педагогического образования, обеспечивают возможность прогнозирования позитивных результатов при условии оптимальных ответов на поставленные вопросы.
Какие психофизиологические особенности личности надо развивать и стимулировать, чтобы сформировать необходимые задатки, интере-70 сы, склонности?
Изучению типологических особенностей высшей нервной деятельности человека, в своё время, были посвящены известные работы И.П. Павлова, Б.М. Те-плова, В.Д. Небылицына, А.С. Дмитриева, Л.Г Воронина, Е.П. Ильина и др., в которых описываются подходы к исследованию психических особенностей человека, его индивидуальных черт и качеств, его способности к дальнейшему росту, его подвижности, «инертности» или «тормозимости нервной системы» в определенной образовательной ситуации, его способности управлять своим поведением или демонстрировать психофизиологическую пассивность.
В современных исследованиях возможности оценки определенных качеств индивидуальности, проявляющихся в современном информационно-познавательном процессе в профессиональной деятельности, остаются в настоящий момент практически не исследованными. Иными словами, в настоящее время, практически не учитываются и не раскрываются разнообразные психофизиологические, специфические особенности современного студента, его довузовского компьютеризированного мышления, психо-эмоциональной стороны его развития, взросления, воспитания, формирования определенных умений и навыков для применения приобретенных компетенций, а также другие компоненты. Между тем, в диссертационном исследовании С.Ю. Купчинауса справедливо отмечается, что проблема эффективности обучения программированию и развития соответствующих компетенций студентов напрямую зависят «.от уровня развития задатков конструктивно-логического мышления в раннем дошкольном и среднем школьном возрасте и определяются дидактическими условиями развивающего обучения ...» [13]. Стало быть, необходимо глубокое психолого-педагогическое исследование студентов на предмет наличия и развития у них различных задатков и необходимых психофизиологических особенностей, способствующих:
• избирательный интерес к различным видам деятельности;
• развитию творческой активности и способности проявлять и осуществлять ее самостоятельно;
• абстрагированию (отвлечению) от других видов деятельности: «бездарного провождения времени» в соц-сетях, просмотра бесполезных телевизионных передач, низкопробных
ЕК
фильмов, зомбирующих компьютерных игр и т.п.;
• желанию представить на всеобщее обозрение продукт своей профессиональной деятельности, приняв соответствующую критериальную оценку (положительную, отрицательную, равнодушную, нейтральную) с последующим объективным критическим анализом и обсуждением своей информационно-образовательной деятельности;
Мы пришли к выводу, что для дидактического сопровождения моделирования педагогического процесса целесообразно использовать новый им про-визационно-технологический метод, который был апробирован по дисциплинам информационного цикла и показал достаточно высокие показатели у студентов с разноуровневой мультимедийной подготовкой.
Идея возникновения импровизационно-технологического метода обучения как инновационного дополнения по дисциплинам информационного цикла обусловлена некоторыми моментами и, прежде всего, необходимостью:
• замены традиционной методической системы обучения на современную инновационную модель методической системы подготовки студентов;
• внедрения и исполнения ФГОС третьего поколения с системными изменениями профессионального образования (разработанного д.п.н., профессором В.И. Блиновым), направленного на подготовку педагога-специалиста, на «развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования, схем мобильности, интегрированных программ обучения и проведения научных исследований» (рис. 1);
• технико-технологического наполнения профессионального педагогического образования современным дидактическим содержанием;
• разработки современных учебно-методических комплексов, научно-ис сле довательских инновационных проектов, направленных на осуществление профессионально-ориентирован ной деятельности;
• комплексно-вариативного обучения с ориентиром на овладение учащимися целесообразных знаний, умений, навыков;
• накопления опыта работы с мультимедийным инструментарием ^еЬ-инструменты для домашнего задания, созданием сайта на основе uCoz и т.д.);
• мотивированного стремления развивать и формировать новое дидактическое мышление, в основе которого заложено творчество, профессионализм, коммуникативность, осмысление и изучение новой дидактической среды, которая практически не исследована и не обозначена в современных психо-ло го-педагогических исследованиях. Данные позиции объясняют целесообразность использования импровизаци-
71
Рис. 1. ФГОС профессионального образования третьего поколения
72
онно-технологического метода, при помощи которого можно грамотно оценивать тестовые задания, подготавливая, стимулируя студентов логически грамотно выстраивать умозаключения или ставить их в интеллектуальный тупик для нахождения правильных ответов. Предложенная система образователь-но-уровневого обучения студентов [14, с. 134-140] на основе ИКТ, ММТ содействует поэтапному, ступеневому формированию профессионально-ориентированных компетенций студентов, целенаправленно развивает не только технико-технологические умения и навыки, но и способствует формированию нового дидактического мышления.
Импровизационно-технологический метод основывается на высоком уровне профессионализма преподавателя при активном взаимодействии систем автоматизированного контроля как довузовских знаний, так и формирующихся ключевых компетенций студентов. При использовании преподавателем вуза предложенного нами метода отмечается плавность перехода студента на заключительной стадии обучения на более высокий уровень в системе образова-тельно-уровневых ступеней [там же, с. 133139]), предполагающий самостоятельное и творческое решение студентами поставленных в обучении задач.
Система автоматизированного контроля знаний студентов: My Test 2.0 (http://www.klyaksa.net) (рис. 1. Рабочая область My Test Editor), программа подготовки контрольно-измерительных материалов Hot Potatoes 6.0 (http://hotpot.
uvic.ca/) (рис. 2. Окно запуска Системы тестирования 2.2), Система тестирования 2.2 (http://schools.perm.ru/modules/ wfdownloads/singlefile.php?cid=2&lid=88) (рис. 3. Окно программы Hot Potatoes 6.0) и др. могут выявить определенный уровень подготовленности студентов, включающий в себя обученность приобретенным умениям и навыкам, грамотное изложение учебных заданий, сформированные компетенции.
Стержнем профессиональной управляемости преподавателем импровизационно-технологического метода обучения студентов априори считаются технологии, одной из которых является [там же, с. 267-272] балльно-рейтинговая система контроля обучения [15]. Представим эффективность методической системы подготовки путём мониторинга студентов различных профилей и направлений педагогического образования по формированию мультимедийных компетенций (до эксперимента и после его завершения)3. Обозначим коэффициенты сформированности мультимедийных компетенций студентов по авторской балльно-рейтинговой системе и тестовые задания-вопросы по 100-балльно-рейтинговой системе.
Однако следует отметить, что «оптимальный путь профессионального развития всякого конкретного педагога <...> нам представляется как последовательное восхождение его от элементарной дидактической грамотности, через дидактическую компетентность к явлению высшего порядка - дидактическому мастерству...» [16].
3 Жирный шрифт цифр свидетельствует о том, что обозначенные баллы получены студентами после окончания педагогического эксперимента (при участии системы автоматизированного контроля знаний студентов, направленной на формирование не только мультимедийных компетенций, но и усвоение новой методики с применением авторского импровизационно-технологического метода, совершенствование методической системы, улучшение информационно-познавательного материала, развитие логического мышления, способностей к учебно-исследовательской деятельности).
Название вопросов Оптимальный, (высокий) уровень (Креативный) Средний уровень (Алгоритмический) Поверхностный (низкий) уровень (Стандартный)
1. Аппаратные и программные средства мультимедиа а) 75 б. а)100 б. г) 40 б. г) 75-85 б. д) 20 б. д) 70-80 б.
5. Звукозапись стандартными средствами с помощью программы «Звукозапись» Windows 7 а) 50 б. (100 б.) б) 40 б. (90 б.) в) 20 б. (60 б.) б) 90100 б. в)10 б. в) 50-65 б.
3. Форматы графических файлов: а) растровая графика, б) векторная графика, в) гибридная графика 60 б. (100 б.) - 6 ред. 50 б. (100 б.) - 5 ред. 70 б. (100 б.) - 7 ред. 30 б. (90 б.) - 3 ред. 20 б. (80 б.) - 2 ред. 40 б. (75 б.) - 7 ред. 10 б. (50 б.) - 1 ред. 5 б. (55 б.) - 1 ред. 10 б. (60 б.) - 1 ред.
6. Обработка видео. Основные форматы видеофайлов 60 б. (95-100 б.) - 6 ред. 30 б. (70 б.) -3 ред. 10 б. (50 б.) - 1 ред.
7. Основы видеомонтажа в Киностудии Windows Live (по времени выполнения учебного задания) 50 б. (90-100 б.) - от 7 до 10 мин. 20 б. (75-95 б.) - от 15 до 20 мин. 10 б. (65-80 б.) - от 25 до 30 мин.
8. Создание Flash анимаций. а) 80 б. (100 б.) б) 50 б. (70-85 б.) в) 20 б. (65-80 б.)
9. Рисование в Macromedia Flash а) 80 б. (100 б.) б) 30 б. (65-80 б.) в) 20 б. (60-75 б.)
10. Мультимедиа презентация для интерактивной доски 80 б. (100 б.) - 6 ред. 50 б. (90 б.) -3 ред. 30 б. (80 б.) - 1 ред.
11. Интерактивная доска Interwrite. Область применения интерактивной доски Smart Board 660i (сенсорная аналого-резистивная технология) б) 80 б. (100 б.) г) 50 б. (90 б.) д) 30 б. (85 б.)
12. Основные этапы жизненного цикла программного обеспечения а) 70 б. (100 б.) б) 40 б. (90 б.) в) 25 б. (50-80 б.)
13. Умения и навыки работы с различными звуковыми редакторами 90 б. (80-100 б.) - 12 ред. 60 б. (60-90 б.) - 6 ред. 30 б. (60-75 б.) - 2 ред.
14. Работа со звуковым редактором Sibelius 50 б. (35-40 б.) 45 б. (50-55 б.) 60 б. (65-75 б.)
73
Рис. 1.
Рис. 2
Рис. 3
ВЕК
74
Таким образом, дидактическая компетентность у студентов будет учитываться только тогда, когда у студентов появится:
• понимание сущности дидактики как науки, без которой невозможно профессионально осуществлять руководство информационно-образовательным педагогическим процессом;
• понимание целесообразности совершенствования приобретаемых знаний;
• опыт создания современных дидактических материалов в соответствии с целями и задачами педагогического образования;
• сформированная информационная культуры;
• понимание необходимости развития системы саморегуляции (В.Н. Дружинин и др.);
• понимание как внутри-, так и межпредметных взаимосвязей;
• стимуляция научно-исследовательской деятельности для научно-методического, психолого-педагоги-че ского роста;
• осознание необходимости применения эксперимента для достижения достоверных результатов в педагогическом образовании.
Усиление роли дидактики в обучении студентов продиктовано тем, что профессиональная подготовка уже не привлекает устаревшим содержанием, стандартными методиками, неактуальными формами, однообразными технологиями и средствами. Для изменения существующего положения в профессиональной подготовке студентов требуется применять новое содержание (сконцентрированное на специфике современных профессий), новые методы (с апробированными новыми инструментальными образовательными и
программными технологиями), современные формы (с технологиями дистанционного обучения и др.), новые дидактические принципы.
Современные студенты с глубоким интересом изучают новшества, различные гаджеты, привлекающие своей необычностью, технологичностью, уникальностью. Они стремятся постичь инновации краткосрочными способами для своевременного использования их в своей деятельности, поэтому не особо проявляют усердие в обучении постоянно повторяющегося программного обеспечения, компьютерных программ и т.д.
В модернизацию современного образования входит моделирование современного педагогического процесса обучения с необходимым комплексом нового учебно-методиче ско го, психолого-педагогического, научно-исследовательского обеспечения, которое может сформировать не только ключевые профессионально-ориентированные мультимедийные компетенции, но и новое дидактическое мышление.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-фз. - URL: http://www.garant. ru/hotlaw/federal/441379/
2. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада:13.00.02. - М., 1998.
3. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. -С.-Петербург, 1994.
4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991.
5. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.
ЕК
6. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ. - 1993. - № 1-3.
- С. 35-45.
7. Михайлова Е.К. Критериально-уровне-вое оценивание учебных достижений как способ повышения качества обучения // Magister Dixit (научно-педагогический журнал Восточной Сибири). - 2011. - No1 (03). - URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu. ru/files/rar/mihaylovae.k._0.pdf
8. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.- 416 с.
10. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. - 231 с.
11. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
12. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студентов пед. вузов.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- 96 с.
13. Купчинаус С.Ю. Дидактические условия развития конструктивно-логического мышления студентов - будущих педагогов-математиков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ижевск, 2006. -197 с.
14. Саукова Н.М. Моделирование методической системы подготовки студентов к созданию и использованию мультимедийных технологий. Монография. - М.: МПГУ, 2011. - 274 с.
15. Теплов Б.М. О понятиях слабости и инертности нервной системы / отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева. Серия: Памятники психологической мысли. - М.: Наука, 2004.
16. Активизация дидактического мышления педагога дополнительного образования в процессе повышения квалификации // День за днем: наука, культура, образование. - URL: http://www.den-za-dnem.ru/ page.php?article=260
17. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года.
18. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.
19. Теплов Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы и их психологических проявлениях / отв. ред. Э. А. Голу-бева, Е.П. Гусева. - М.: Наука, 2004. ■
75