Научная статья на тему 'Основные этапы формирования главного героя в романе Дж. Ирвинга «Правила Дома сидра»'

Основные этапы формирования главного героя в романе Дж. Ирвинга «Правила Дома сидра» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
333
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы формирования главного героя в романе Дж. Ирвинга «Правила Дома сидра»»

Литературоведение

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ

Дж. ИРВИНГА «ПРАВИЛА ДОМА СИДРА»

Е. М. Загарина

Роман Дж. Ирвинга «Правила Дома сидра» (The Cider House Rules, 1985) — одно из самых известных произведений писателя. В нем воплощены традиции романа воспитания, что является характерной особенностью романов Ирвинга 1960-х — конца 1980-х гг. Роман воспитания, основой которого является процесс становления личности, всегда, начиная со времени возникновения, был актуален благодаря своей направленности на главную проблему бытия — проблему человека в окружающем его мире, цели и смысле его существования. По определению Н. Я. Дьяконовой, роман воспитания — это повествование, «сосредоточенное на личных проблемах определенного индивида и на его эволюции в течение длительного периода времени, а не на особенностях его окружения. Или, точнее, повествование, в котором окружение имеет значение лишь постольку, поскольку оно влияет на характер» [4, р. 341]. Цель романа воспитания — показ становления героя и его стремления «реализовать свои возможности, совершенствоваться через свой опыт» [5, р. 30], поэтому в «Правилах Дома сидра» Дж. Ирвинга внимание также притягивается к процессу изменения основного действующего персонажа, к постепенному усложнению его духовной организации. Автор исследует врожденные и приобретенные качества души, динамику жизненного пути главного героя, поэтому плавно описывает этапы его становления. Структура романа «Правила Дома сидра» подчинена одному: показать внутреннее развитие и формирование основного действующего персонажа, поэтому в этом произведении есть описание детских, юношеских лет героя и периода его зрелости. Все действующие лица романа и

события рассматриваются с точки зрения их влияния на внутренний мир героя.

В центре романа — доктор сиротского приюта в тихом местечке Сент-Облако, штат Мэн, Уилбур Кедр, и его воспитанник, Гомер Бур, живущий в этом приюте. Доктор Кедр и медсестры трогательно заботятся об обитателях приюта. Зная, как тяжело, несмотря на его старания, приходится брошенным детям, доктор выполняет одновременно и «работу бога» и «работу дьявола» (помогает женщинам родить или избавиться от нежеланной беременности). «Он распоряжается нашими жизнями», — так говорит о нем Мелони, воспитанница Сент-Облака. Автор отмечал, что «хотел написать роман о сироте, потому как тема сирот является общей для всех и той областью, которая мало исследована» [цит. по: 3, р. 13]. Главный герой Ирвинга — сирота, который не знает родителей. О его происхождении мало что известно: он появляется и получает свое звучное имя в Сент-Облаке так же, как и другие дети, живущие здесь после рождения. Происхождением имени он обязан медсестре Анджеле. Она называет его Гомером, а не Джоном или Робертом, потому что так звали одного из котов, живших в ее семье.

Несмотря на специфические особенности отдельно взятых романов воспитания, можно выделить нечто общее в сюжетах произведений подобного рода — это несколько этапов развития героя. Первый этап, как правило, связан с показом воспитания героя вдали от «мира» и его нравов. Следующая ступень — это формирование личности, которое начинается со знакомства героя с различными областями жизни и слоями общества. Наконец, следует отметить не менее важную фазу, ил-

люстрирующую его «созревание», «протрезвление с той или иной степенью резиньяции» [1, с. 201].

Эти основные переходные этапы становления героя можно проследить в «Правилах Дома сидра» Дж. Ирвинга. Повествование условно можно поделить на три части: первая — это детство и отрочество Гомера в приюте, где доктор Кедр обучает его медицине; вторая часть начинается с того момента, когда он покидает Сент-Облако и уезжает с Кенди и Уолли в «Океанские дали»; третья часть — это его возвращение в приют после смерти Кедра.

Впервые мы видим Гомера, когда он находится в начале жизненного пути, не зная окружающего мира, не ведая разницы между добром и злом. Ирвинг так описывает его: «У Гомера было приветливое, открытое лицо; оно отражало любое чувство, любую мысль, как поверхность равнинного озера малейшее изменение погоды. У него была сильная рука, на которую можно опереться, и глаза, которым не боишься довериться» [2, с. 112]. Все его попытки вырваться в «иной» мир, обрести семью заканчиваются неудачно. Хотя Гомера пытаются усыновить несколько семей, он снова и снова возвращается в приют. Первая семья отдает его назад, потому что он никогда не плачет; вторая семья из Поро-гов-на-третьей-миле скучает по плачу ребенка и «выбивает» из него плач всевозможными способами; от Дрейперов, которые заставляют повторять странную молитву: «Я грешен, я сам себе омерзителен...», он сбегает сам; семья Винклей, которая решает взять

его в путешествие, погибает. Так Гомер со-

храняет имя, данное при рождении, а приют становится ему домом. Сначала доктор Кедр обеспокоен и видит в этом проблему, потому что, как он отмечает в хрониках, приют для сирот — это «всего лишь пересадочный пункт на пути к лучшей жизни. И нельзя превращать его в монстра — начальную и конечную станцию, представляющуюся сироте единственным надежным на земле пристанищем» [2, с. 34—35]. После всех неудачных попыток усыновления Гомера «сестра Анджела, сестра Эдна и в конце концов сам доктор Кедр были вынуждены согласиться, что Гомер Бур неотторжим от Сент-Облака. И оставили всякие попытки подыскать упрямцу семью» [2, с. 9].

Субъективным фактором формирования героя является влияние на него окружающих людей, представленное читателю в особых ситуациях. Для ощущения собственной значимости Гомеру необходима авторитетная личность, идеал, опора. В облике отца он может найти подобный образ. Однако у него никого нет, поэтому авторитетного человека он находит в лице доктора Кедра, «отца» и для других сирот. Но Гомер занимает особое место в его душе. Доктор является наставником, учителем, ментором главного героя, ведет его по жизни и решает его судьбу. В «Правилах Дома сидра» Кедр изображается подобным Богу. Он ищет сиротам подходящие семьи и уничтожает сведения о настоящих родителях, считая, что никакой пользы это не принесет ни тем, ни другим. Доктор объясняет свои действия в хрониках: ^...передо мной встал выбор: взять на себя прерогативу бога распоряжаться судьбами других людей или просто плыть по течению. Жизненный опыт подсказывает — всем или почти всем управляет случай. Так что люди, уповающие на победу добра над злом, должны по возможности вмешиваться в ход событий. Играть роль бога. Такие случаи редко выпадают» [2, с. 130]. Все последующие действия доктора направлены на то, чтобы Гомер навсегда остался в Сент-Облаке. Кедр переписывает историю рождения главного героя, приписывает порок сердца и готовит все необходимые документы на имя Фаззи Бука, молодого доктора, который сможет заменить его самого и возглавить приют. Ничто не может помешать осуществлению планов доктора, даже то, что его воспитанник до последнего пытается оспорить свою, связанную навсегда с приютом судьбу. Кедр наблюдает за взрослением Гомера, и все находится под его контролем. В том эпизоде, где Гомер практикуется на трупе, контроль Кедра за тем, что делает его ассистент, можно сравнить с контролем сверхчеловека: «Во время операции взгляд д-ра Кедра был как прикован к его рукам, отчего Гомер не ощущал их своими: они двигались с такой плавной точностью, что Гомеру невольно думалось, уж не открыл ли д-р Кедр способ делать идеальный разрез силой своей мысли, так что руки были как бы ни при чем» [2, с. 166].

Однако Кедр осознает, что в Сент-Облаке выбирать не из чего, так как выбор «раз навсегда сделан». Все, что здесь ждет Гомера, —

это «Мелони и профессия акушера». Он уверен: придет время, когда его воспитаннику захочется общества, «какого угодно, с пересудами, интригами, чем больше, тем лучше», и если выпадет случай, то он «нырнет в общество с головой». И такой момент настает. Гомер покидает Сент-Облако вместе с Уолли и Кенди. Но даже после этого Кедра не оставляет мечта о его возвращении: «...потолчется Гомер среди людей и вернется обратно» [2, с. 154].

За пределами приюта у Гомера начинается новый этап становления, который сопровождается познанием окружающего мира в отношениях с другими людьми. Рамки наблюдения героя за миром, который был ограничен Сент-Облаком, постепенно расширяются. Теперь он живет у Уортингтонов, пробует себя в новой профессии, и это открывает ему новых людей и новые стороны жизни. По мере развития действия перед Гомером открывается удивительный мир, где он чувству-; ет- себя уютно: «Сидя с друзьями в темной , тесноте машины, Гомер испытал незнакомое ему доселе чувство защищенности. А какое ощущение свободы давал мчащийся в неизвестное автомобиль!. Путешествия, перемены сопрягались в его представлении с величайшими усилиями; и эта поездка, не требующая от него усилий, казалась ему чудом» [2,

с. 298—299].

Следующим «сильным, неведомым дотоле чувством», которое испытывает главный герой, является его любовь к Кенди: «Это чувство грянуло как гром среди ясного неба, и, глядя на доброе, красивое, честное лицо Уол-ли, Гомер понял, у этого чувства нет будущего. Так вот что такое любовь, вот как она приходит, и ей все равно, есть ли надежда» [2, с. 331]. Кенди испытывает к Гомеру лишь симпатию. Они дают волю своему чувству, когда узнают о смерти Уолли: «Их переполняла сейчас любовь и боль, потому что они никогда бы не позволили себе этой близости, если бы в глубине души не были уверены, что Уолли погиб» [2, с. 512]. Вернувшийся Уолли, узнав об отношениях Гомера и Кенди и об их сыне Анджеле, ждет, кого выберет Кенди. Она, руководствуясь чувством долга, выбирает Уолли. Образуется любовный треугольник: Кенди, Уолли и Гомер. Однако не о такой семье всю жизнь мечтает главный герой, и этот обман себя и других он уже боль-

ше не в силах вынести. Гомер и Кенди решают рассказать всю правду Уолли и Анджелу.

Гомер Бур как герой классического романа воспитания живет в мире иллюзий, мечтает, но в итоге утрачивает идеальные представления о жизни. Он имеет склонность к самоанализу. Читая детям в приюте «Давида Ко-перфильда», герой вспоминает все, что с ним произошло до этого, и рассуждает сам с собой: «Эти страницы покажут, стану ли я главным героем собственной жизни, или им будет кто-то другой» [2, с. 98]. Малейший повод выводит его из душевного равновесия. Слезы текут по щекам Гомера, когда Кедр впервые целует его: «Гомер Бур плакал, потому что только в тот вечер узнал, как сладок отцовский поцелуй, плакал, потому что думал, вряд ли еще когда-нибудь Уилбур Кедр поцелует его, да и вряд ли поцеловал бы, знай, что Гомер не спит» [2, с. 177]. Гомер также размышляет о различных несоответствиях бытия. Так, он думает о правилах, составляющих основу бытия: «А какие правила регламентируют жизнь Сент-Облака? Какими правилами руководствуется д-р Кедр? Какие нарушает, какие сочиняет сам, откуда черпает уверенность в их непреложности? Кенди, очевидно, живет по правилам, но по каким? Знает ли их Уолли? А Мелони? Есть ли в ее жизни путеводная нить? Эти вопросы не давали Гомеру покоя» [2, с. 484].

События, происходящие с Гомером, и все его размышления приводят к «созреванию» решения вернуться в приют и именно там «приносить пользу». Однако это желание появляется через долгие годы борьбы с самим собой. Покинув приют, он пытается начать новую жизнь, пытается забыть Сент-Облако, но прошлое постоянно дает о себе знать. Открытое кино на автостоянке в Кеп-Кеннете вызывает у него бурю чувств: «И когда фильм кончился, по его щекам текли слезы; ему было хорошо с теми, у кого он теперь жил, но в ту пору жизни больше всех на свете он любил д-ра Кедра... Очень скучал, но... не вернулся бы ни за какие сокровища» [2, с. 330]. Гомер пытается справиться с призраками прошлого и «гонит прочь мысли о приюте», «но, странное дело, вспоминая Сент-Облако, он всегда скучал о нем. Скучал о сестре Анджеле, сестре Эдне, о миссис Гроган и, конечно, о докторе Кедре — обо всех. Он злился за это на себя, ведь

о возвращении туда он не мог даже помыслить» [2, с. 432]. Во время поездки в приют вместе с Кенди Гомер, выйдя вечером из больницы, видит канадскую рысь, которая оступилась и скользит по льду: «Она была беспомощна на льду, отчего на морде у нее были написаны смертельный ужас и покорность судьбе: ее злобные желтые глаза горели безумием, из груди вырывался рык, она брызгала слюной, но зацепиться было не за что» [2, с. 536]. Рысь выбирается, «правда, довольно далеко от того места, куда она первоначально стремилась, но выбирать было не из чего — к спасению хорош любой путь» [2, с. 533]. Писатель вводит этот момент в повествование, подчеркивая тем самым, что главный герой так же отчаянно, как рысь за жизнь, борется за то, чтобы окончательно оторвать себя от Сент-Облака. Всю жизнь он пытается «приносить пользу», ищет свое место в том мире, куда ему удается вырваться, но так и не находит. Этот мир создан не для Гомера и не приносит счастья и удовлетворения, хотя он безумно любит сына. Когда же Гомер познает все стороны окружающей жизни, сталкивается с отношением между традиционными устоями и правилами, основанными на законе и благих пожеланиях, для него все «встает на место»: «Он знает, куда направить стопы. Он, в сущности, остался тем, кем был всегда — неусынов-

ленным сиротой. Ему как-то удалось вырваться из приюта на время. Но законное право имеет на него только Сент-Облако. В сорок с лишним пора понимать, где твой настоящий дом» [2, с. 643]. Гомер решает вернуться в приют, чтобы «служить людям». Только после смерти доктора он приходит к конкретному изменению взглядов и в итоге возвращается в приют, став по документам доктором Фаззи Буком, чтобы выполнять здесь «работу Господню», ту, которой он все это время так противился.

В романе помимо разработки образа главного героя почти каждый герой с течением сюжетного времени раскрывает свою историю воспитания: доктор Кедр, Кенди, Уолли, Мелони. Образы всех действующих лиц в «Правилах Дома сидра» характеризуются взаимоотношениями с Гомером и тем действительным влиянием, которое они оказывают на ход его развития.

Итак, в соответствии с требованием жанровой природы романа воспитания Дж. Ирвинг выделяет основные переходные этапы становления личности главного героя в его столкновении и взаимодействии с окружающим миром и акцентирует внимание на тех событиях жизни, которые оказывают на внутренний мир героя или на формирование его характера непосредственное влияние.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 424 с.

2. Ирвинг Дж. Правила виноделов ; пер. с англ. М. Литвиновой. СПб. : Амфора, 2005. 366 с.

3. Bernstein R. John Irving: 19th Century Novelist for These Times // New York Times. 1989. April, 25.

4. Djakonova N. Notes on the Evolution of the «Bildungsroman» in England // Zeitschrift für Anglistic und Americanistic. 1968. Hf. 4. 341—351 p.

5. Howe S. Wilhelm Meister and his English Kinsmen. Apprentices to Life. N. Y. : Columbia univ. press. 1930. 295 p.

Поступила 10.06.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.