ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Е.Ю. Душарина, студент
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10169
Аннотация. Корпоративная культура выполняет перечень важных функций, где главная цель повысить эффективность работы организации в целом. В данной статье представлены основные элементы корпоративной культуры, на основе которых формируются нормы поведения, создается единство взглядов и действий, структурируется работа сотрудников, а, соответственно, обеспечивается достижение корпоративных целей.
Ключевые слова: элементы корпоративной культуры, корпоративная культура, цели, ценности, фирменный стиль, традиции.
В современных рыночных условиях каждая организация нуждается в корпоративной культуре. Правильное создание и воплощение в жизнь данной культуры сопутствует улучшению производительности организации. Благодаря корпоративной культуре организация приобретает уникальный образ в представлении деловых партнеров и потребителей, с помощью чего она и добивается конкурентных преимуществ.
По мнению Ж.А. Мугаловой, основу организационного потенциала составляет так называемая культура организации -совокупность управленческого персонала, системы ценностей и процедур, комплекс наиболее стабильно и продолжительное время существующих характеристик организации [1, с. 79]. Перейдем к рассмотрению основных элементов корпоративной культуры.
I. Фирменный стиль
Фирменный стиль - использование единых принципов оформления, набора определенных цветовых сочетаний и образов для всех разновидностей рекламы, деловых бумаг, документации, офиса и деловой одежды сотрудников [2, с. 71].
Фирменный стиль имеет три функции [3, с. 92]:
- имиджевая: формирует имидж компании;
- идентифицирующая: показывает связь товаров и рекламной компании;
- дифференцирующая: выделение товаров и рекламы фирмы из общей массы.
Помимо этих функций, фирменный стиль поддерживает и укрепляет внутреннюю культуру организации.
Таким образом, фирменный стиль - это единство корпоративного пространства, организованное системой эстетических артефактов компании [4, с. 288].
Фирменный стиль включает в себя информационный дизайн (название, шрифты, цвета); средовой дизайн (местоположение, интерьер); оформительский дизайн (упаковка) и внешний облик работников.
Сотрудники - это лицо компании, они встречают клиента и взаимодействуют с ним, формируя при этом мнение об организации. Гораздо приятнее общаться с аккуратным и привлекательным человеком, чем с неряшливым и неопрятным. Но есть и другая категория людей, которые наряжаются на работу чересчур ярко и вызывающе. Такой вариант допустим не для каждой организации. Поэтому во избежание недопонимания по поводу одежды, некоторые компании вводят униформу и требуют от сотрудников её соблюдения. К примеру, в некоторых организациях женщинам запрещено носить короткие юбки или обувь без каблука.
Для новых клиентов имеет значение первое впечатление о компании. Клиенты обращают внимание на всё: на фирменный стиль, на сервис и, конечно, на сотрудников компании. Если эти составляющие на высшем уровне, это, несомненно, будет привлекать и располагать клиентов.
Главная цель фирменного стиля - объединить всех сотрудников компании в эффективный коллектив для улучшения качества работы и повышения лояльности к бренду со стороны клиентов и партнеров.
II. Миссия и ценности
Миссия - это предназначение, смысл существования организации. Миссия фокусирует внимание на текущей деятельности организации и определяет общее направление ее развития [5, с. 2].
Корпоративные ценности - важный элемент компании, обеспечивающий связь между эмоциями и поведением сотрудников [6, с. 101]. Для компании стратегически важным является внедрение и развитие желательной для них системы ценностей.
Ознакомимся с мнением социологов. К примеру, М.Г. Хасаянова в своей работе разделяет точку зрения известного ученого Э. Дюркгейма [7, с. 190]. Авторы понимают ценности как некие идеалы, которые управляют поведением человека. Ценности начинают формироваться в детстве под влиянием родителей. Позже круг лиц, влияющий на человека, значительно расширяется. Но восприятие этих ценностей зависит от того, насколько индивид внушаем и подвержен мнению окружающих. Национальность и традиции тоже могут быть важнейшим фактором формирования ценностных ориентиров.
Корпоративные ценности закреплены в нормах корпоративного поведения. Есть ценности, которые соответствуют основополагающим принципам компании, а есть те, которые противоречат. Их необходимо различать и контролировать, т. к. предприятие, где ценят корпоративную культуру и грамотно управляют ей, имеет больше шансов использовать свои сильные стороны.
Ценности могут быть материальными (рост прибыли, инвестиции) и в некоторых компаниях они являются первостепенными. Также есть нематериальные ценности (имидж, качество работы и т.д.).
В целом, ценности определяют: что важно для компании, к чему следует стремиться, что хорошо, а что плохо для предприятия и сотрудников. Цели компании
должны быть понятны для работников и, желательно, совпадать с их личными интересами.
По мнению И.Л. Шевченко, реально разделяемые сотрудниками компании этические нормы и ценности, можно использовать как мощный инструмент влияния на корпоративное управление [8, с. 118]. Для этого необходимо, чтобы их формулировки были связаны с интересами всех основных участников корпоративных отношений.
III. Традиции и ритуалы
Традиции и ритуалы - очевидное выражение корпоративной культуры, которые подчеркивают важность события и укрепляют существующий порядок. Они могут образоваться стихийно, а могут быть навязаны руководством.
По мнению Т.В. Зверевой существует три вида ритуалов [9, с. 11]:
1. Ритуалы поощрения демонстрируют одобрение предприятием достижений сотрудника или поведения, соответствующего корпоративным нормам. В качестве таких ритуалов могут выступать награждения.
2. Ритуалы порицания символизируют осуждение предприятием нежелательного поведения сотрудников. Если люди понимают, что их проступки имеют последствия, применяемые ко всем работникам предприятия в равной степени, они начинают уважать компанию и руководителя. В качестве ритуалов порицания могут выступать общие собрания или индивидуальные встречи управляющего с сотрудником, нарушающим дисциплину.
3. Ритуалы интеграции собирают всех сотрудников предприятия, чтобы напомнить им общие цели компании. Такие встречи называются тренингами, семинарами, конференциями и т.д.
Некоторые традиции и ритуалы оказывают большое влияние на новых сотрудников, помогая им адаптироваться в организации и погрузиться в корпоративную культуру.
Также, стоит отметить, важность одобрения предприятия не только сотрудниками, но и членами их семей. Семья - самое важное для человека и, соответственно, он
будет прислушиваться к её мнению. Негативное отношение к предприятию препятствует эффективной работе сотрудника.
Структура корпоративной культуры состоит из множества элементов разных уровней [10, с. 45]. И среди них одним из важнейших являются корпоративные праздники, проведение которых должно стать традицией.
IV. Мифы, легенды, герои
Корпоративная мифология играет важную роль в существовании предприятия. Система взаимосвязанных мифов лежит в основе любой корпоративной культуры. Они предназначены для того, чтобы в лёгкой и живой форме донести до сотрудников цели и ценности компании. Сила мифа в том, что его принимают большинство сотрудников компании, поэтому корпоративные мифы и легенды -эффективный способ управления предприятием.
Рассмотрим основные функции мифов и легенд [11, с. 54]:
- объединить коллектив;
- коммуникативная (повышает эффективность общения на разных уровнях);
- пропагандирующая (вдохновляет к сплочению);
- мотивационная.
Мифология чаще всего проявляется в виде прозвищ и слухах о руководителе. Прозвищами обычно наделяют новичков в зависимости от особенности выполняемой работы и личных качеств нового сотрудника. Слухи о руководителе должны быть положительными, поскольку если сотрудники будут считать, что руководитель слабохарактерный человек или обладающий
другими, подавляющими авторитет качествами, в конечном счете, это может спровоцировать неприятности для предприятия.
Различают позитивные и негативные мифы, развитие которых позволяет сплотить коллектив и повысить лояльность к руководству. К позитивным мифам относятся корпоративный патриотизм, корпоративные герои.
Корпоративный патриотизм - это преданность сотрудника целям и интересам предприятия [12, с. 146].
Корпоративные герои - это пример для подражания другим людям. Чаще всего, это сотрудники этой же организации, которые уже добились завидных результатов.
Негативные мифы способны разрушить предприятие изнутри или, как минимум, помешать развитию фирмы и достижению целей организации. Для предотвращения распространения негативных мифов, руководителю необходимо узнать инициатора того или иного мифа и повлиять на его мнение.
Таким образом, мы изучили основные элементы корпоративной культуры и выяснили, что от фирменного стиля, традиций, ритуалов, мифов, целей, ценностных ориентиров, их принятия и понимания всеми сотрудниками организации зависит не только корпоративная культура, но и развитие предприятия в целом.
Стоит отметить, все элементы корпоративной культуры находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Но в тоже время каждый отдельный компонент выполняет свою функцию.
Библиографический список
1. Мугалова Ж.А. Корпоративная культура современной организации в условиях меняющегося общества // Вестник Международного института экономики и права. - 2015. -№3 (20). - С. 79-89.
2. Бадмаева Е.С. Технологии дизайн-проектирования фирменного стиля в костюме // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2014. - №2 (28). - С. 71-74.
3. Цурри О.Г. Фирменный стиль в создании благоприятного имиджа компании // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. - 2016. - №1. - С. 91-96.
4. Гриднева Е.А. Фирменный стиль как проблема современной эстетики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - №6. - С. 288-292.
5. Барашкина О.А., Неськина М.В., Черкасова О.В. Роль корпоративной культуры в развитии организации // 0гарёв-0nline. - 2015. - С. 1-10. - [Электронный документ]. -
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-korporativnoy-kultury-v-razvitii-organizatsii.
6. Скульмовская Л.Г., Клименко А.А. Корпоративные ценности как фактор развития корпоративной культуры // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - №4. - С. 101-105.
7. Хасянова М.Г. Значение ценностей в корпоративной культуре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 22. - С. 189-195.
8. Шевченко И.Л. Корпоративная культура как механизм корпоративного управления в российских компаниях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. -2016. - №4 (10). - С. 116-121.
9. Зверева Т.В. Основания, принципы, признаки и элементы корпоративной культуры // Инженерный вестник Дона. - 2009. - С. 1-13.
10. Окатов А.В., Соловьев Д.А. Понятие и виды корпоративной культуры // Вестник Тамбовского университета. - 2017. - №3 (11). - С. 35-47.
11. Рычкова А.А. Мифы, легенды, ритуалы и праздники как составляющие корпоративной индивидуальности компании // Дискуссия. - 2011. - №6 (14). - С. 54-57.
12. Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев П.М. Культура организации: проблема формирования и управления. - М.: Гуманистика. 2006. - 195 с.
KEY ELEMENTS OF CORPORATE CULTURE E.U. Dusharina, Student
Novosibirsk State University of Economics and Management (Russia, Novosibirsk)
Abstract. Corporate culture performs a list of important functions, where the main goal is to increase the efficiency of the organization as a whole. This article presents the basic elements of a corporate culture, on the basis of which norms of behavior are formed, a unity of views and actions is created, the work of employees is structured, and accordingly, the achievement of corporate goals is ensured.
Keywords: elements of corporate culture, corporate culture, goals, values, corporate identity, traditions.