Научная статья на тему 'Основные элементы корпоративной культуры'

Основные элементы корпоративной культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5553
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элементы корпоративной культуры / корпоративная культура / цели / ценности / фирменный стиль / традиции. / elements of corporate culture / corporate culture / goals / values / corporate identity / traditions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е Ю. Душарина

Корпоративная культура выполняет перечень важных функций, где главная цель повысить эффективность работы организации в целом. В данной статье представлены основные элементы корпоративной культуры, на основе которых формируются нормы поведения, создается единство взглядов и действий, структурируется работа сотрудников, а, соответственно, обеспечивается достижение корпоративных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ELEMENTS OF CORPORATE CULTURE

Corporate culture performs a list of important functions, where the main goal is to increase the efficiency of the organization as a whole. This article presents the basic elements of a corporate culture, on the basis of which norms of behavior are formed, a unity of views and actions is created, the work of employees is structured, and accordingly, the achievement of corporate goals is ensured.

Текст научной работы на тему «Основные элементы корпоративной культуры»

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Е.Ю. Душарина, студент

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10169

Аннотация. Корпоративная культура выполняет перечень важных функций, где главная цель повысить эффективность работы организации в целом. В данной статье представлены основные элементы корпоративной культуры, на основе которых формируются нормы поведения, создается единство взглядов и действий, структурируется работа сотрудников, а, соответственно, обеспечивается достижение корпоративных целей.

Ключевые слова: элементы корпоративной культуры, корпоративная культура, цели, ценности, фирменный стиль, традиции.

В современных рыночных условиях каждая организация нуждается в корпоративной культуре. Правильное создание и воплощение в жизнь данной культуры сопутствует улучшению производительности организации. Благодаря корпоративной культуре организация приобретает уникальный образ в представлении деловых партнеров и потребителей, с помощью чего она и добивается конкурентных преимуществ.

По мнению Ж.А. Мугаловой, основу организационного потенциала составляет так называемая культура организации -совокупность управленческого персонала, системы ценностей и процедур, комплекс наиболее стабильно и продолжительное время существующих характеристик организации [1, с. 79]. Перейдем к рассмотрению основных элементов корпоративной культуры.

I. Фирменный стиль

Фирменный стиль - использование единых принципов оформления, набора определенных цветовых сочетаний и образов для всех разновидностей рекламы, деловых бумаг, документации, офиса и деловой одежды сотрудников [2, с. 71].

Фирменный стиль имеет три функции [3, с. 92]:

- имиджевая: формирует имидж компании;

- идентифицирующая: показывает связь товаров и рекламной компании;

- дифференцирующая: выделение товаров и рекламы фирмы из общей массы.

Помимо этих функций, фирменный стиль поддерживает и укрепляет внутреннюю культуру организации.

Таким образом, фирменный стиль - это единство корпоративного пространства, организованное системой эстетических артефактов компании [4, с. 288].

Фирменный стиль включает в себя информационный дизайн (название, шрифты, цвета); средовой дизайн (местоположение, интерьер); оформительский дизайн (упаковка) и внешний облик работников.

Сотрудники - это лицо компании, они встречают клиента и взаимодействуют с ним, формируя при этом мнение об организации. Гораздо приятнее общаться с аккуратным и привлекательным человеком, чем с неряшливым и неопрятным. Но есть и другая категория людей, которые наряжаются на работу чересчур ярко и вызывающе. Такой вариант допустим не для каждой организации. Поэтому во избежание недопонимания по поводу одежды, некоторые компании вводят униформу и требуют от сотрудников её соблюдения. К примеру, в некоторых организациях женщинам запрещено носить короткие юбки или обувь без каблука.

Для новых клиентов имеет значение первое впечатление о компании. Клиенты обращают внимание на всё: на фирменный стиль, на сервис и, конечно, на сотрудников компании. Если эти составляющие на высшем уровне, это, несомненно, будет привлекать и располагать клиентов.

Главная цель фирменного стиля - объединить всех сотрудников компании в эффективный коллектив для улучшения качества работы и повышения лояльности к бренду со стороны клиентов и партнеров.

II. Миссия и ценности

Миссия - это предназначение, смысл существования организации. Миссия фокусирует внимание на текущей деятельности организации и определяет общее направление ее развития [5, с. 2].

Корпоративные ценности - важный элемент компании, обеспечивающий связь между эмоциями и поведением сотрудников [6, с. 101]. Для компании стратегически важным является внедрение и развитие желательной для них системы ценностей.

Ознакомимся с мнением социологов. К примеру, М.Г. Хасаянова в своей работе разделяет точку зрения известного ученого Э. Дюркгейма [7, с. 190]. Авторы понимают ценности как некие идеалы, которые управляют поведением человека. Ценности начинают формироваться в детстве под влиянием родителей. Позже круг лиц, влияющий на человека, значительно расширяется. Но восприятие этих ценностей зависит от того, насколько индивид внушаем и подвержен мнению окружающих. Национальность и традиции тоже могут быть важнейшим фактором формирования ценностных ориентиров.

Корпоративные ценности закреплены в нормах корпоративного поведения. Есть ценности, которые соответствуют основополагающим принципам компании, а есть те, которые противоречат. Их необходимо различать и контролировать, т. к. предприятие, где ценят корпоративную культуру и грамотно управляют ей, имеет больше шансов использовать свои сильные стороны.

Ценности могут быть материальными (рост прибыли, инвестиции) и в некоторых компаниях они являются первостепенными. Также есть нематериальные ценности (имидж, качество работы и т.д.).

В целом, ценности определяют: что важно для компании, к чему следует стремиться, что хорошо, а что плохо для предприятия и сотрудников. Цели компании

должны быть понятны для работников и, желательно, совпадать с их личными интересами.

По мнению И.Л. Шевченко, реально разделяемые сотрудниками компании этические нормы и ценности, можно использовать как мощный инструмент влияния на корпоративное управление [8, с. 118]. Для этого необходимо, чтобы их формулировки были связаны с интересами всех основных участников корпоративных отношений.

III. Традиции и ритуалы

Традиции и ритуалы - очевидное выражение корпоративной культуры, которые подчеркивают важность события и укрепляют существующий порядок. Они могут образоваться стихийно, а могут быть навязаны руководством.

По мнению Т.В. Зверевой существует три вида ритуалов [9, с. 11]:

1. Ритуалы поощрения демонстрируют одобрение предприятием достижений сотрудника или поведения, соответствующего корпоративным нормам. В качестве таких ритуалов могут выступать награждения.

2. Ритуалы порицания символизируют осуждение предприятием нежелательного поведения сотрудников. Если люди понимают, что их проступки имеют последствия, применяемые ко всем работникам предприятия в равной степени, они начинают уважать компанию и руководителя. В качестве ритуалов порицания могут выступать общие собрания или индивидуальные встречи управляющего с сотрудником, нарушающим дисциплину.

3. Ритуалы интеграции собирают всех сотрудников предприятия, чтобы напомнить им общие цели компании. Такие встречи называются тренингами, семинарами, конференциями и т.д.

Некоторые традиции и ритуалы оказывают большое влияние на новых сотрудников, помогая им адаптироваться в организации и погрузиться в корпоративную культуру.

Также, стоит отметить, важность одобрения предприятия не только сотрудниками, но и членами их семей. Семья - самое важное для человека и, соответственно, он

будет прислушиваться к её мнению. Негативное отношение к предприятию препятствует эффективной работе сотрудника.

Структура корпоративной культуры состоит из множества элементов разных уровней [10, с. 45]. И среди них одним из важнейших являются корпоративные праздники, проведение которых должно стать традицией.

IV. Мифы, легенды, герои

Корпоративная мифология играет важную роль в существовании предприятия. Система взаимосвязанных мифов лежит в основе любой корпоративной культуры. Они предназначены для того, чтобы в лёгкой и живой форме донести до сотрудников цели и ценности компании. Сила мифа в том, что его принимают большинство сотрудников компании, поэтому корпоративные мифы и легенды -эффективный способ управления предприятием.

Рассмотрим основные функции мифов и легенд [11, с. 54]:

- объединить коллектив;

- коммуникативная (повышает эффективность общения на разных уровнях);

- пропагандирующая (вдохновляет к сплочению);

- мотивационная.

Мифология чаще всего проявляется в виде прозвищ и слухах о руководителе. Прозвищами обычно наделяют новичков в зависимости от особенности выполняемой работы и личных качеств нового сотрудника. Слухи о руководителе должны быть положительными, поскольку если сотрудники будут считать, что руководитель слабохарактерный человек или обладающий

другими, подавляющими авторитет качествами, в конечном счете, это может спровоцировать неприятности для предприятия.

Различают позитивные и негативные мифы, развитие которых позволяет сплотить коллектив и повысить лояльность к руководству. К позитивным мифам относятся корпоративный патриотизм, корпоративные герои.

Корпоративный патриотизм - это преданность сотрудника целям и интересам предприятия [12, с. 146].

Корпоративные герои - это пример для подражания другим людям. Чаще всего, это сотрудники этой же организации, которые уже добились завидных результатов.

Негативные мифы способны разрушить предприятие изнутри или, как минимум, помешать развитию фирмы и достижению целей организации. Для предотвращения распространения негативных мифов, руководителю необходимо узнать инициатора того или иного мифа и повлиять на его мнение.

Таким образом, мы изучили основные элементы корпоративной культуры и выяснили, что от фирменного стиля, традиций, ритуалов, мифов, целей, ценностных ориентиров, их принятия и понимания всеми сотрудниками организации зависит не только корпоративная культура, но и развитие предприятия в целом.

Стоит отметить, все элементы корпоративной культуры находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Но в тоже время каждый отдельный компонент выполняет свою функцию.

Библиографический список

1. Мугалова Ж.А. Корпоративная культура современной организации в условиях меняющегося общества // Вестник Международного института экономики и права. - 2015. -№3 (20). - С. 79-89.

2. Бадмаева Е.С. Технологии дизайн-проектирования фирменного стиля в костюме // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2014. - №2 (28). - С. 71-74.

3. Цурри О.Г. Фирменный стиль в создании благоприятного имиджа компании // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. - 2016. - №1. - С. 91-96.

4. Гриднева Е.А. Фирменный стиль как проблема современной эстетики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - №6. - С. 288-292.

5. Барашкина О.А., Неськина М.В., Черкасова О.В. Роль корпоративной культуры в развитии организации // 0гарёв-0nline. - 2015. - С. 1-10. - [Электронный документ]. -

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-korporativnoy-kultury-v-razvitii-organizatsii.

6. Скульмовская Л.Г., Клименко А.А. Корпоративные ценности как фактор развития корпоративной культуры // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - №4. - С. 101-105.

7. Хасянова М.Г. Значение ценностей в корпоративной культуре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 22. - С. 189-195.

8. Шевченко И.Л. Корпоративная культура как механизм корпоративного управления в российских компаниях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. -2016. - №4 (10). - С. 116-121.

9. Зверева Т.В. Основания, принципы, признаки и элементы корпоративной культуры // Инженерный вестник Дона. - 2009. - С. 1-13.

10. Окатов А.В., Соловьев Д.А. Понятие и виды корпоративной культуры // Вестник Тамбовского университета. - 2017. - №3 (11). - С. 35-47.

11. Рычкова А.А. Мифы, легенды, ритуалы и праздники как составляющие корпоративной индивидуальности компании // Дискуссия. - 2011. - №6 (14). - С. 54-57.

12. Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев П.М. Культура организации: проблема формирования и управления. - М.: Гуманистика. 2006. - 195 с.

KEY ELEMENTS OF CORPORATE CULTURE E.U. Dusharina, Student

Novosibirsk State University of Economics and Management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. Corporate culture performs a list of important functions, where the main goal is to increase the efficiency of the organization as a whole. This article presents the basic elements of a corporate culture, on the basis of which norms of behavior are formed, a unity of views and actions is created, the work of employees is structured, and accordingly, the achievement of corporate goals is ensured.

Keywords: elements of corporate culture, corporate culture, goals, values, corporate identity, traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.