Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ»

Изменение солевого состава сточных вод в указанных концентрациях не снижает ценности приема доочистки золой фенольных сточных вод. Наши наблюдения показали, что для более эффективной работы этих сооружений необходимо осуществлять систематический технический и лабораторный контроль в отношении равномерного распределения сточных вод по территории золоотвала, полного выделения золы из сточных вод перед выпуском в водоем и др.

ЛИТЕРАТУРА

Турский Ю. И. В кн.: Очистка промышленных сточных вод. М., 1957, стр. 176.— М и л о в а н о в Л. В. Указания по использованию золы и шлака для очистки сточных вод. М., 1950. — Bleack Н. Н., McDermott G. N., Henderson С., et al., Sewage and industr. Wastes, 1957, v. 29, p. 53.

Поступила 23/11 1961 г.

* * Ъ

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ВОДОЕМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Член-корреспондент АМН СССР проф. С. Н. Черкинский

В июле 1961 г. Министерством здравоохранения СССР утверждены согласованные с Госпланом СССР «Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами». Пересмотр действовавших до этого в составе Н 101-54 правил спуска сточных вод в общественные водоемы был начат в 1957 г. специальной комиссией Комитета по санитарной охране водоемов1 Главной государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР. К работе комиссии привлекались представители Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства сельского хозяйства СССР, Государственной инспекции /'ряда научно-исследовательских учреждений санитарно-гигиенического и санитарно-технического профиля. Все возрастающее государственное\ рыбоохраны, Водохозяйственная секция АН СССР и представителе^) значение проблемы охраны водоемов от загрязнения и необходимость решения связанных с нею многочисленных весьма сложных вопросов на современном научном и практическом уровне ставили задачу создания новых «Правил» в виде самостоятельного руководящего документа, который способствовал бы устранению существующего и предупреждению дальнейшего загрязнения водоемов.

Разработка проекта «Правил» совпала во времени с длительной дискуссией по основным теоретическим и практическим вопросам охраны водоемов. Принципы нормирования свойств и состава воды водоемов как основы охраны водоемов от загрязнения и регулирования спуска сточных вод в водоемы получили всеобщее признание, что укрепило позиции комиссии при составлении проекта «Правил», так как разработка последних производилась на основе этих же принципов. В дальнейшем эти принципы были официально признаны постановлением Совета Министров СССР «О мерах по упорядочению

1 Комиссия работала под руководством автора © составе Л. С. Гурвича, В, М. Жаботинского, А. И. Жукова, К. А. Иванова, М. М. Калабиной, А. М. Ломов-

ского,|я. А. Могилевского , И. Л. Монгайта, Т. Е. Нагибиной,[М. А. Руффеля|,Т. А. Соловьевой, В. Т. Турчиновича.

2 Гигиена и санитария, 1958, № 3, и 8. Санитарная охрана водоемов от загряз-

нения промышлеы'ными сточными водами, 1959, в. 3.

использования и охраны водных ресурсов СССР» (апрель 1960 г.), издание которого к тому же ускорило завершение всей работы над проектом новых «Правил».

В соответствии с этим постановлением утверждение общесоюзных нормативов чистоты поверхностных и подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых нужд, производится Министерством здравоохранения СССР; нормативов чистоты и режима рыбохозяйственных водоемов — Главгосрыбводом при Совете Министров РСФСР и нормативов чистоты и режима водоемов, используемых для нужд сельского хозяйства и животноводства, — Министерством сельского хозяйства СССР по согласованию с Госпланом СССР. Таким образом, получило признание положение, по которому дифференцированные нормативы позволяют наиболее полно выявлять и учитывать специфические требования различных видов водопользования и вовсе не противоречат широкой заинтересованности в охране водоемов от загрязнения и комплексному характеру осуществляемых для этого мероприятий.

«Правила» не связываются только с определением условий спуска сточных вод в водоемы, как это было до сих пор, а касаются более широкого круга вопросов охраны водоемов от загрязнения сточными водами, в связи с чем содержат в себе ряд принципиальных и практических указаний, которые уточняют основные задачи и прямо или косвенно направлены на уменьшение или прекращение сброса в водоемы загрязнения или облегчают возможность очистки и обезвреживания стоков.

Впервые на основе разработанного в советской гигиенической науке критерия вредности поступающих в водоемы сточных вод дано определение загрязненности водоемов: поверхностные воды (река или иной водоем) считаются загрязненными, если их состав или свойства изменились под прямым или косвенным влиянием производственной деятельности и бытовых условий населения и они стали в результате этого непригодными для одного или нескольких видов водопользования (п. 2). Степень непригодности состава и свойств поверхностных вод, используемых для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых нужд населения (а также для рыбохозяйственных и других целей), определяется их соответствием требованиям и нормативам, изложенным в «Правилах» (п. 3).

«Правила» рассчитаны на удовлетворение запросов всех отраслей народного хозяйства и культуры, в первую очередь заинтересованных в охране водоемов от загрязнения. Однако в новых «Правилах» содержатся указания лишь по видам санитарно-бытового и рыбохозяйствен-ного водопользования; они не охватывают интересы сельского хозяйства, промышленного водоснабжения и пр. Причиной этого является отсутствие в настоящее время разработанных требований к качеству воды водоемов для обеспечения интересов сельского хозяйства и других водопользователей.

По мере разработки и предъявления Министерству здравоохранения СССР специальных требований и нормативов по охране вод, используемых для целей сельского хозяйства, промышленности и других отраслей народного хозяйства, эти требования могут быть учтены, а «Правила» дополнены соответствующими разделами (примечания к п. 1).

Различный характер водопользования и требований к охране водоемов от загрязнений не является источником противоречий, так как в «Правилах» особо подчеркнуто, что в случаях одновременного использования водоема или его участка для различных нужд народного хозяйства при определении условий спуска сточных вод следует исходить из более жестких требований в ряду одноименных нормативов

качества (чистоты) поверхностных вод (п. 4). Естественно, что этот принцип защиты интересов всех будет действенным и тогда, когда будут сформулированы и включены в «Правила» требования других водопользователей. Таким образом, в «Правилах» успешно сочетается принцип дифференцированного выявления требований к составу и свойствам воды водоемов с обязательной защитой интересов всех водопользователей и комплексной разработки мероприятий по охране водоемов от загрязнений.

Правила охраны водоемов от загрязнения не рассматривают регу- [ лирование условий спуска сточных вод в водоемы как единственный \ способ предупреждения' их загрязнения. Наоборот, в них четко перечислены случаи, когда спуск сточных вод в цодоем вовсе не допускается (п. 7). К ним отнесены все случаи, прямо или косвенно связанные с недостаточным использованием приемов технологической рационализации производства (водооборот, утилизация ценных -отходов производства, коренные изменения в производственных процессах и пр.). Иначе говоря, правилами предусматривается, что вопрос о допустимости и об условиях спуска сточных вод в водоемы может рассматриваться лишь после тогог ^<ак_ использованы все технологические приемы полного устранения или уменьшения количества сбрасываемых в водоем вредных веществ. Лишь после этого используются все возможности санитарных и санитарно-технических мероприятий, которые необходимы, чтобы спуск сточных вод отвечал* указанным в «Правилах» требованиям и нормативам в отношении состава и

свойств воды водоемов (п. 8).

Когда использование водоема ниже по течению в какой-то степени ограничивается и затрудняется и для населения создаются неблагоприятные условия жизни, то это является признаком вредного действия поступающих в водоем сточных вод. И если можно ожидать вредное действие поступающих в водоем сточных вод, то оно в первую очередь и наиболее заметно должно сказаться на условиях водопользо- 1 вания населенных пунктов, расположенных наиболее близко. Очевидно, что мероприятия, ориентированные на ближайший к месту выпуска сточных вод пункт водопользования, как правило, автоматически обеспечат благоприятную санитарную обстановку у более отдаленных населенных пунктов. Поэтому столь большое значение имеет ориентация на ближайший пункт водопользования, который для каждого конкретного случая устанавливается органами санитарного надзора с обязательным учетом официальных данных о перспективах использования водоема для питьевого водоснабжения и культурно-бытовых нужд населения (п. 14 и 16).

По п. 17 «Правил» состав и свойства воды водоемов должны соответствовать нормативам в створе, расположенном на проточных водоемах на 1 км выше ближайшего по течению пункта водополь^ова-ния, а на непроточных водоемах и водохранилищах на 1 км по обе стороны от пункта водопользования. Существенных практических, а тем более теоретических оснований для этого требования не было, но представлялось, что в интересах большей надежности вода водоема еще на подступах к ближайшему пункту водопользования должна по своим свойствам и составу отвечать нормативным требованиям.

В новых «Правилах» отсутствует указание на категории водоемов; водоемы различаются по виду водопользования. Представление о категории водоемов, связанное с определенными участками водоемов, вошло в санитарные правила (ОСТ 90014-39), когда впервые законодательством признана была необходимость нормирования состава и свойств воды водоемов ниже по течению 'выпуска сточных вод. На этом первом этапе, как известно, нормативные требования относились к «участкам» водоемов, которые различались по категориям в за-

висимости от характера использования водоема. Если, например, ниже выпуска сточных вод находился пункт централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, то весь участок водоема от этого пункта вверх по течению до места выпуска сточных вод (в границах второго пояса зоны санитарной охраны) относился к первой категории.

Формально это должно было означать, что требования к качеству воды водоема у водозабора хозяйственно-питьевого водопровода, т. е. по первой категории, распространяются на весь участок водоема выше по течению, вплоть до места выпуска сточных вод, однако такой под- . ход не оправдывался ни научными, ни практическими соображениями. Такой подход не соответствовал принятому в ОСТ 90014-39 принципу нормирования, по которому требовалось, чтобы вода водоема после разбавления сточных вод была безопасна для здоровья и загрязнение ее не превышало установленных пределов. Так как степень разбавления всегда меньше выше по течению водоема, то, естественно, нельзя ожидать, чтобы на всем участке водоема от пункта водопользования до места выпуска сточных вод концентрация загрязнений была одинаковой. Такое требование и не вызывалось необходимостью для решения основной задачи санитарной охраны водоемов, которая имеет своей целью обеспечить нормальные условия водопользования населенных мест, расположенных ниже по течению выпуска сточных вод. Поэтому представление о категории водоема фактически не было воспринято санитарной практикой. Наоборот, научные и практические представления о зонах санитарной охраны водопроводов с 1937 г., особенно в отношении второго пояса, опирались на факты разбавления и самоочищения воды водоисточника, которые имеют место на пути течения до водозабора; на них опиралась и практика установления границы второго пояса зоны вверх по течению. Тем самым никогда не предполагалось, что требование к качеству воды у водозабора распространяется на весь участок выше по течению, наоборот, всегда имелась в виду возможность выше по течению известной степени загрязнения, но в таких пределах, что в результате процессов разбавления и самоочищения в водоеме качество и состав воды у водозабора (ближайшего пункта водопользования) отвечали установленным требованиям и нормативам.

Становилось все более очевидным, что «категория водоема», предполагающая одинаковое качество воды на протяжении всего участка водоема от пункта водопользования до места выпуска сточных вод, не имела под собой реальной почвы и должна уступить представлению о «виде водопользования» ближайшего пункта водопользования, интере-сы-которого защищаются мероприятиями по санитарной охране водоемов. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1943 г., когда на основе практики предупредительного санитарного надзора при следующем пересмотре «Правил» спуска сточных вод в водоем в ГОСТ 1324-43

было включено примечание, по которому определение условий спуска сточных вод должно производиться с учетом санитарного состояния водоема у ближайшего пункта водопользования. В дальнейшем при пересмотрах «Правил» это примечание включалось в их состав неизменно и значение его в водно-санитарном законодательстве закрепилось, когда общепризнанными стали принципы гигиенического нормирования в санитарной охране водоемов и научные основы расчетов концентраций загрязнений у пунктов водопользования. Представление о «категориях водоемов» потеряло свое значение при решении вопросов спуска сточных вод в водоемы; эти вопросы стали рационально разрешаться на основе защиты интересов населения ближайших пунктов водопользования. Поэтому в новых «Правилах» отсутствует указание на «категории водоемов» и вместо него включено указание на «виды водопользования»-

Попытки дифференцировать нормативные требования к качеству воды водоисточников централизованного и нецентрализованного водоснабжения не могли быть успешными, поскольку оба они по существу были связаны с питьевым водоснабжением, а допускавшееся раньше некоторое снижение требований для условий-неорганизованного питьевого водопользования1 не могло быть оправдано с санитарно-эпидемиологической точки зрения. Поэтому в новых «Правилах» различают только два вида водопользования: к первому относится использование водоема в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения (централизованного и нецентрализованного), а также для предприятий пищевой промышленности, а ко второму — использование водоема для купания, спорта и отдыха населения, а также водоемы в черте населенных мест, т. е. имеющие архитектурно-декоративное значение.

Центральное место в «Правилах» занимает собственно нормативная часть, которая сопровождается принципиально и практически важными указаниями. В самом названии соответствующего раздела «Правил» уже подчеркнуто, что нормативы относятся к качеству воды для водоемов питьевого и культурно-бытового водопользования2.

Нормативы качества воды для водоемов питьевого и культурно-бытового водопользования приведены в двух таблицах (Приложение 1 и 2). В первом приложении, как и в прежних правилах (Н 101-54), нормативы водно-санитарного законодательства применительно к характеру вносимого в водоемы загрязнения отражают изменения в составе и свойствах воды водоемов, наиболее важные с точки зрения сохранения возможности питьевого и культурно-бытового водопользования. Вместе с тем при всем огромном разнообразии химического и биологического характера загрязнений сточных вод влияние многих из них на состояние водоема с точки зрения опасности нарушения санитарно-бытового водопользования одинаково. Так, все кислоты и щелочи, содержащиеся в сточных водах, приводят к изменению активной реакции (рН) воды, органические вещества влияют на кислородный режим водоема (ВПК, Ог); все возбудители заболеваний или ядовитые вещества, поступающие" со сточными водами в водоем, создают ту или иную опасность для здоровья населения; весьма многочисленные вещества изменяют органолептические свойства воды и т. д. Поэтому в «Правилах» (Приложение 1) приняты групповые показатели загрязнения: взвешенные вещества, вещества, способные придать воде запахи, привкусы и окраску, изменить ее активную реакцию, возбудители заболеваний, ядовитые вещества и пр. Для ряда этих показателей указаны конкретные (числовые) пределы, которые не должны быть превзойдены, чтобы водоемы могли быть использованы для того или иного вида санитарно-бытового водопользования. В отношении других показателей загрязнения (возбудители заболеваний) и др. нормативные указания сформулированы в более общем виде. Новыми являются два показателя состава и свойств воды водоемов (температура и минеральный состав воды).

По сравнению с прежними нормативными требованиями Н 101-54 в новые «Правила» внесены существенные изменения и дополнения в следующие показатели состава и свойств воды водоема. Так, по взвешенным веществам не оказалось возможным изменить существовавший принцип нормирования, недостатки которого общеизвестны. Но

1 Последний, весьма редкий, но все же полностью еще «е исключенный способ водоснабжения небольших населенных 'пунктов.

2 Раздела норм качества воды водоемов, используемых в рыбохоз^йственных целях, составленного специалистами соответствующего профиля, мы здесь не касаемся. Отметим лишь, что изложенные 'выше основные положен-ия и принципы нормирования распространяются и на водоемы рыбохозяйственного значения с учетом специфики этого -вида водопользования.

внесено важное дополнение, предупреждающее поступление в водоем быстро оседающих веществ: взвеси со скоростью выпадения более 0,4 мм/сек для проточных водоемов и более 0,2 мм1сек для водохранилищ к спуску запрещаются. Это потребует соответствующего дополнения в схеме анализа сточных вод.

По запахам и привкусам требования более конкретизированы и усилены. В частности, при питьевом водопользовании интенсивность запаха и привкуса не должна превышать более 2 баллов, обнаруживаемых непосредственно или при последующем хлорировании. Наряду с этим добавлено новое общее требование, чтобы вода не сообщала посторонних запахов и привкусов мясу рыб.

Биохимическая потребность в кислороде (ВПК) нормируется не по ВПК, а по полной биохимической потребности (БПКпол), которая при органическом загрязнении, близком к бытовым сточным водам, примерно в 1раза больше величины БПКб- Поэтому вместо прежних пределов ВПКб — 2—4 мг/л приняты пределы 3 и 6 мг/л. Таким образом, изменение формы выражения пределов органического загрязнения (в ВПК) не сопровождается снижением гигиенических требований и вызвано запросами санитарно-технического характера по преимуществу: это облегчает расчеты по обеспечению кислородного режима (по Фелпсу—Стритеру) и расчеты биологических очистных сооружений, которые, как известно, ведутся по БПКпол. Но существенно и то, что характеристика стоков по БПКпол создает большую обоснованность расчетов в отношении специфических органических веществ сточных вод предприятий органической химии, для которых БПКб весьма часто вовсе не характеризует возможное их влияние на кислородный режим водоема

В отношении возбудителей заболеваний следует подчеркнуть четко сформулированное требование: вода (водоема) не должна содержать возбудителей заболеваний. Это требование сопровождено указанием об обязательности обеззараживания сточных вод (под которым можно подразумевать и такие методы очистки сточных вод, которые практически исключают поступление в водоем возбудителей заболеваний). - _

Необходимость нормирования минерального состава воды водоема в связи со спуском сточных вод химической промышленности была подсказана практикой, причем, естественно, нормирование проведено с учетом требований ГОСТ 2761-57 на выбор источника водоснабжения. Другой новый показатель — температура воды водоема—введен в связи со все расширяющимся энергетическим строительством, отчасти и строительством предприятий химической промышленности, сопровождающимся спуском значительных количеств сточных вод от охлаждения силовых установок и аппаратуры. Повышение температуры воды водоема в летнее время лишает воду освежающего свойства (при употреблении для питья, для душей на производстве и в быту и при использовании водоема для купания).

Для нормирования пределов повышения температуры воды не было достаточных практических наблюдений, тем более экспериментальных исследований; крайне ограничены и сведения зарубежной литературы. В качестве первого приближения принято в «Правилах», что летняя температура воды в результате спуска сточных вод не должна повышаться более чем на 3° по сравнению с максимальной температурой воды водоема в летнее время.

1 Изменение в форме выражения БПК не требует изменения аналитической методики исследования бытовых сточных вод; как и прежде, может определяться БПК5 и затем расчетным путем (коэффициент 1,5) определяется БПКпол- Это не распространяется на промышленные (или смешанные) сточные воды, «в методику исследования которых должны быть внесены соответствующие изменения.

В формулировку требований, касающихся окраски и реакции воды водоема, содержания в ней растворенного кислорода и ядовитых

веществ, существенных изменений не внесено.

Впервые в «Правила» охраны водоемов от загрязнения включены

показатели предельно допустимых концентраций нормируемых вредных ингредиентов и веществ, которые характеризуют особенности неблагоприятного влияния на водоемы загрязнений промышленных сточных вод (Приложение 2). В «Правилах» приведены предельно допустимые концентрации для 70 ингредиентов и веществ, причем для каждого из них указан лимитирующий показатель вредности — санитарно-токсико-логический, общесанитарный и органолептический. Показатель вредности определяет собой характер наиболее вероятного и выраженного неблагоприятного действия малых концентраций каждого из нормируемых веществ. Это позволяет санитарным органам более правильно оценивать степень опасности поступающих в водоем загрязнений промышленных сточных вод. Причехм современная методика гигиенического нормирования дает основание считать, что предельно допустимая (безопасная) концентрация, указанная для лимитирующего показателя вредности, будет тем более безвредной, при оценке ее значения в отношении двух остальных показателей вредности.

По мере накопления данных новых исследований список нормируемых веществ и ингредиентов (Приложение 2) будет расширяться, а величины предельно допустимых концентраций пересматриваться и уточняться-

В новых «Правилах» в виде примечания к Приложению 2 даны указания, как пользоваться нормативами (предельно допустимыми концентрациями), утвержденными для отдельных веществ, в тех случаях, когда со сточными водами в водоем поступает ряд вредных веществ, т. е. когда водоем оказывается загрязненным комплексом этих веществ. Решение этого трудного в гигиенической науке и важного для санитарной практики вопроса оказалось возможным на основании всего предшествовавшего опыта гигиенического нормирования в области санитарной охраны водоемов и определяет собой переход советского водно-санитарного законодательства на новый, более высокий уровень развития.

Известно, что концентрация вносимого со сточными водами загрязнения определяется не только количеством и концентрацией стока, но и возможной степенью смешения и разбавления. Поэтому в п. 10 «Правил» указано, что условия спуска сточных вод в водоемы определяются с учетом степени возможного смешения и разбавлений сточных вод с водой водоема на пути от места выпуска сточных вод до створа ближайшего пункта водопользования. При этом особо подчеркнуто в «Правилах» (п. 38), что при производстве расчетов, обосновывающих необходимую степень обработки сточных вод до их спуска в водоем, должны быть использованы данные (опытные или расчетные) о наименее благоприятных условиях смешения сточных вод с водой водоема у пункта водопользования и соответствующей этим условиям кратности разбавления. Более детальные указания даны в п. 33 и 39.

Использование процесса самоочищения и учета его при определении условий спуска сточных вод в водоемы ограничивается правилами только для тех загрязнений промышленных сточных вод, в отношении которых возможность самоочищения воды водоемов в достаточной мере изучена и доказана.

В отличие от всей предшествовавшей практики в новых «Правилах» специальными разделами представлены указания, касающиеся технических условий отведения сточных вод в водоемы, порядка согласования условий отведения сточных вод в водоемы и порядка контроля и ответственности за их выполнение. Этими разделами значительно по-

вышено организующее и руководящее значение новых «Правил» для всей деятельности в области санитарной охраны водоемов-

Так, например, важное принципиальное и практическое значение имеет прямое указание (п. 29), что составление проекта канализова-ния, очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод любого объекта должно быть основано на данных санитарной ситуации (и характера водопользования) ниже места выпуска сточных вод, но с учетом и санитарного состояния водоема непосредственно выше канализуемого объекта, т. е. степени и характера загрязнения воды водоема до места выпуска данного объекта. Последующие пп. 30—42 содержат ряд рекомендаций по рациональному решению вопросов канализова-ния промышленных предприятий и устройства выпусков сточных вод в водоемы.

Среди других новыми и весьма важными являются, во-первых, указания, что рассмотрение условий спуска сточных вод в водоемы и выдача по ним заключения должны производиться с учетом перспективы развития (п. 11); во-вторых, указание о том, что в случае непредвиденного ранее изменения условий водопользования на водоеме органы санитарного надзора имеют право изменить согласованные требования к условиям спуска сточных вод данного объекта применительно к новой обстановке на водоеме и определить срок, в течение которого должны быть проведены необходимые мероприятия (п. 13).

«Правилами» предусматривается, что согласование условий спуска сточных вод с контролирующими органами (санитарными и рыбоохраны) должно проводиться как на предварительной стадии (при выборе •и отводе участков для новых объектов, реконструкции действующих), так и на окончательной стадии — при рассмотрении проектных заданий всего комплекса санитарно-технических мероприятий (канализова-ния, очистки и обеззараживания сточных вод и пр.). Чтобы обеспечить возможность научно обоснованной экспертизы, с точки зрения охраны водоемов, в «Правилах» специально перечислены все материалы и расчеты, которые подлежат представлению контролирующим органам.

Практика, несомненно, оправдывает произведенное в «Правилах» уточнение и повышение ответственности руководства объектами за выполнение требований к охране водоемов от загрязнения, в частности, за квалифицированную и бесперебойную эксплуатацию всей системы санитарно-технических сооружений. Особо отмечено, что все изыскания, как и необходимое обоснование проектируемых или осуществленных мероприятий по охране водоема от загрязнения, должны проводиться силами и средствами соответствующей хозяйственной организации. В таком же порядке должен осуществляться систематический производственный контроль эксплуатации всей системы канализации и очистных сооружений, порядок которого согласовывается с органами санитарного надзора и рыбоохраны-

Таковы основные руководящие идеи и организационные принципы, которые определили характер и содержание новых «Правил» — важного элемента современного водно-санитарного законодательства. Научная обоснованность и соответствие реальным запросам практики обусловливают прогрессивный характер новых «Правил»; они являются свидетельством успешного преодоления старых ошибочных взглядов в теории и практике санитарной охраны водоемов. Опираясь на действующее водно-санитарное законодательство, можно при полном удовлетворении санитарно-бытовых интересов населения определить условия спуска сточных вод в водоемы и необходимую степень их очистки и обезвреживания в соответствии с современными технико-экономическими возможностями и народнохозяйственными интересами социалистического общества.

Дальнейшее развертывание исследований в области санитарной охраны водоемов и тщательная проверка условий, фактически складывающихся на местах в результате применения современного водно-санитарного законодательства, послужат основанием для совершенствования как самих «Правил» по охране водоемов от загрязнения, так и методических приемов пользования ими при регулировании спуска в водоемы сточных вод в порядке текущего и предупредительного санитарного надзора«

Поступила 27/IX 1961 г.

* * Ъ

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ ФЕНОЛЬНО-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫХ

СТЕКЛОПЛАСТИКОВ

Кандидат медицинских наук В. С. Матыцкая, младшие научные сотрудники Я. Д. Кравчинский,

В. А. Васильева, Л. А. Еремеева

Из Ленинградского научно-исследовательского института гигиены труда

и профессиональных заболеваний

В настоящее время существует несколько марок стеклопластиков с различной технологией получения в зависимости от применяемых смол (связующего) и наполнителя (стеклянные волокна, нить, ткань). Одной из разновидностей такого рода материалов, получающих распространение, являются фенольно-формальдегидные стеклопластики. Каких-либо данных по оценке их производства с гигиенической точки зрения в доступной нам литературе не имеется.

Нами изучены условия труда в двух цехах, изготовляющих фенольно-формальдегидные стеклопластики, причем в одном из них готовился стеклопластик марки АГ-4, а в другом — стеклопластик марки СВАМ. Эти цехи не имеют специально построенных помещений, всецело отвечающих требованиям производства, им предоставлены площади, предназначавшиеся ранее для других процессов. Далеко не полностью отработаны такие вопросы, как рецептура связующего вещества, подбор оборудования, механизация процессов. В связи с этим в цехах, а особенно в опытном, выпускающем стеклопластик марки СВАМ, многие операции выполняют вручную. Все это не позволяет составить полного представления о гигиенической характеристике производства фе-нольно-формальдегидных стеклопластиков. Полученные материалы следует рассматривать как соответствующие I стадии изучения, дающей, однако, основания для разработки предварительных гигиенических тре-. бований к производству этих веществ.

Производство стеклопластика АГ-4 заключается в приготовлении связующего, главными компонентами которого является клей БФ-4, резольная смола и анилин (в качестве растворителя применяется спирт), в пропитывании этим составом стеклонитей, получаемых с заводов-изготовителей, получении готового материала в виде ленты и сушке его в специальном сушильном шкафу при помощи токов высокой частоты. Основным производственным оборудованием являются установки для получения и сушки стеклопластика, состоящие из распределительной стойки для шпулей, питателя с расходными резервуарами для связующего состава и высокочастотной установки для нагрева диэлектриков типа ЛГЕ-ЗБ с частотой 25—30 мгц. Рабочие электроды установки заключены в сушильный шкаф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.