Научная статья на тему 'Основные аспекты взаимосвязи образовательных организаций и работодателей как один из способов разрешения проблемы востребованности образовательных услуг'

Основные аспекты взаимосвязи образовательных организаций и работодателей как один из способов разрешения проблемы востребованности образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / PROFESSIONAL STAFF / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакуленко Татьяна Владимировна, Бабок Светлана Николаевна

В статье рассмотрены современные условия развития эффективного рынка образовательных услуг, что является одним из решающих факторов развития экономики и общества. Предлагается модернизация интеграционного процесса образовательных услуг с потребителями, что позволяет заказчикам профессиональных кадров участвовать в формировании и оснащении программы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакуленко Татьяна Владимировна, Бабок Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main aspects of the relationship between educational institutions and employers as one way of solving the problem of demand for educational services

The article deals with modern conditions of development of effective market of educational services, which is one of the decisive factors of development of economy and society. Proposed modernization of the integration process of educational services with customers allows customers the professional personnel to participate in the formation and equipping of the training program.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты взаимосвязи образовательных организаций и работодателей как один из способов разрешения проблемы востребованности образовательных услуг»

ти специалиста к профессиональной деятельности.

Обосновывая указанное условие, мы опираемся на положение о том, что непрерывный процесс накопления и обновления теоретико-методических знаний является важным критерием компетентности учителей физической культуры, показателем их реального профессионального мастерства, которое включает, наряду с вышеуказанным, такие составляющие компоненты:

- целемотивационный - профессионально-педагогическую направленность и ориентацию на достижение высоких результатов в работе;

- самоактуализацию и самореализацию в профессионально-педагогической деятельности;

- содержательный - глубокие знания теории и методики физического воспитания, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, которые раскрывают внеклассную работу по физическому воспитанию с содержательной стороны;

- операционную - систему умений и навыков саморозвивающейся и саморегуляционной деятельности, наличие необходимых лич-ностно-профессиональных качеств для результативной деятельности.

Анализ теоретических основ проблемы исследования, а также изучение современной практики деятельности образовательных учреждений позволяет определить и обосновать социально-педагогическиеусловия, обеспечивающие эффективность физического воспитания учащихся образовательных учреждений.

Перспективы дальнейших исследований. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы физического воспи-

тания учащихся образовательныхучреждений. Дальнейшего исследования требуют проблемы обеспечения личностно-ориентированно-го подхода к физическому воспитанию учащихся образовательных учреждений, выявление путей его реализации в специфических условиях деятельности учреждений нового типа, учет особенностей работы с учащимися различных профилей и подготовки.

Примечания:

1. Кононец В.В. Современные проблемы организационно-содержательного обеспечения физического воспитания студентов вуза / В.В. Кононец // Нижегородское образование. - 2013. - № 1. -С. 188-192.

2. Пенионжек Е.В. Физическое воспитание в образовательных организациях: аспекты информационного обеспечения / Е.В. Пенионжек, C.B. Кузнецов // Сборник статей Международной научно-практической конференции : в 3-х частях. -2016. - С. 151-153.

3. Поляков А.Ю. Эстетическое воспитание в дисциплине прикладная физическая культура как средство обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности / А.Ю. Поляков // Сборник научных трудов международной научно-методической конференции. -2016. - С. 50-54.

4. Пономарев В.В. Программно-методическое обеспечение физического воспитания студенток медицинского вуза/ В.В. Пономарев, Е.М. Двор-кина // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 21.

5. Стручков В.И. Физическая культура как средство обеспечения гармонизации физического воспитания студенток в вузе / В.И. Стручков // Международная электронная научно-практическая конференция: электронный ресурс. - 2015. -С. 131-133.

6. Фонарев Д.В. Методическое обеспечение физического воспитания школьников оборонно-спортивного класса / Д.В. Фонарев // В сборнике: Перспективы развития современного студенческого спорта. - 2013. - С. 216-217.

MAIN ASPECTS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONSAND EMPLOYERS AS ONE WAY OF SOL VING THE PROBLEM OF DEMAND FOR EDUCA TIONAL SERVICES Vakulenko Tatiana Vladimirovna, Postgraduate student Babok Svetlana Nikolaevna, Postgraduate student

Department of Economics and Management, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical institute, Nevinnomyssk

The article deals with modern conditions of development of effective market of educational services, which is one of the decisive factors of development of economy and society. Proposed modernization of the integration process of educational services with customers allows customers the professional personnel to participate in the formation and equipping of the training program.

Keywords: the market of educational services; professional staff; competitiveness.

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

34

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

© Вакуленко Т.В.,2017 © Бабок С.Н., 2017

ВАКУЛЕНКО Татьяна Владимировна, аспирант

БАБОК Светлана Николаевна, аспирант

кафедра Экономики и управления, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск

ОСНОВНЫЕ А СПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И РАБОТОДА ТЕЛЕЙ К А К ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РА ЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье рассмотрены современные условия развития эффективного рынка образовательных услуг, что является одним из решающих факторов развития экономики и общества. Предлагается модернизация интеграционного процесса образовательных услуг с потребителями, что позволяет заказчикам профессиональных кадров участвовать в формировании и оснащении программы обучения.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг; профессиональные кадры; конкурентоспособность.

I

Во многих странах политика в области образования ориентирована на расширение возможностей саморазвития личности, формирование картины мира, обеспечивающей адаптацию человека в различных жизненных ситуациях, поэтому многие страны при планировании образования все больше внимания уделяют его непрерывности на протяжении всего жизненного цикла.

Функциональная роль образования меняется в условиях инновационного развития общества,так как оно является не только трансформатором знаний и генератором определенных навыков и умений, но и служит непосредственным производителем знаний и активным участником процесса их адаптации в новую продукцию и услуги [1].

Ответственный этап его развития обусловленный глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни, где все в большей степени из-за роста влияния человеческого капитала в России увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества.

В связи с этим подготовка и переподготовка кадров - основа будущих социально-экономических преобразований, приобретающая особый смысл для государства, поскольку предстоит создать новые культурные традиции, выработать новый уклад жизни, сформировать новые взаимоотношения людей, стать интеллектуальным движением, способным придать новый смысл осуществляемым преобразованиям.

Образование следует рассматривать как одну из важнейших подсистем организованной социализации современного общества, которая обеспечивает процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их последующего эффективного использования в своей профессиональной деятельности в интересах личности, общества и государства [3].

Необходимо учитывать, что это полноценная и, как сказано в законе «Об образовании», «приоритетная область» - подсистема в системе отраслей народного хозяйства. Определение образования как отрасли, как системы, предполагает наличие экономики - составной части системы образования. Удельный вес образования возрастает абсолютно во всех странах, но уровень его развития и доступность далеко не одинаковы для различных слоев населения, даже в одной взятой к рассмотрению стране. Поскольку состояние экономики является источником более или менее сильного развития образования в различные периоды, последнее полноправно

включается в сферу экономических отношений. Образовательные услуги, выступая производимой продукцией, предлагаются потребителям точно так же, как и продукция отраслей материального производства. Соответственно образование должно быть доступным, качественным и конкурентоспособным ведь, динамично развивающемуся реальному сектору российской экономики для успешной деятельности на мировых рынках необходима инновационная технологическая революция, а образовательные учреждения порой не в состоянии готовить кадры, способных обеспечить этот прорыв.

Таким образом, стратегически важной задачей современной социальной политики нашего государства является поддержка и социальная защита студенческой молодёжи. Особенно это касается вопроса обеспечения трудоустройства и занятости выпускников раз-ноуровневыхучебныхзаведений, который особенно остро встаёт в последнее время, ввиду того, что в общей структуре всех российских безработных, по данным Роструда, в 2016 году было зарегистрировано 30,5% молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет [1 ]. В указанной категории граждан именно выпускники максимально подвержены риску нетрудоутройства. В определенной степени это связано с особенностями поведения самой молодежи: в силу невысоких заработков на первом рабочем месте у неё низкая материальная заинтересованность в сохранении работы; отсутствует мотивация в получении стабильного дохода, связанная с тем, что молодежь во многих случаях в материальном отношении поддерживается родителями.

Статистические сведения о трудоустройстве выпускников используются для оценки эффективности учебных заведений высшего образования. По сути, эта информация является новым показателем, на основе которого выносится решение о соответствии образовательного учреждения обязательным нормам.

Именно востребованность выпускников отечественных вузов на рынке труда - важный показатель эффективности работы системы профильного образования. Определение этого показателя сопряжено со многими трудностями, так как в нашей стране на данное время отсутствуют механизмы фактической оценки доли трудоустройства выпускников высшихучебныхзаведений по различным параметрам, а также уровня их заработной платы.

Образовательные организации заинтересованы во взаимодействии с субъектами реального сектора экономики не только как с источниками актуальной информации, которая им необходима для подготовки высококвалифицированных специалистов, но и как с источником дополнительных внебюджетных средств [2].

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений и предприятиями реального сектора экономики позволяет суммировать информационные, технологические инновационные научные ресурсы для достижения принципиально нового качества профессиональной подготовки квалифицированных работников с учетом удовлетворения потребностей регионального рынка труда. Для системы среднего профессионального образования социальное партнерство с промышленными предприятиями является одной из самых эффективных форм функционирования в условиях рыночной экономики [4].

Очевидно, что обе стороны заинтересованы в установлении тесных контактов. Во-первых, дают возможность образовательному учреждению отслеживать меняющиеся требования экономических субъектов различных отраслей к специалистам и оперативно корректировать образовательные программы, что в свою очередь способствует повышению конкурентоспособности учебного заведения. Во-вторых, у предприятий появляется возможность, влияя на процесс обучения, получить специалистов, подготовленных к современному этапу развития, и принять непосредственное участие в подготовке, направляя своих топ-менеджеров для преподавания в вузе. Так, предприятия могут быть не только заказчиками и потребителями выпускников образовательных организаций, но и заинтересованы в совместных научно-исследовательских работах.

Проблема взаимосвязи образовательных организаций и работодателей как один из способов разрешения вопросов выпуска квалифицированных кадров и привлечение в университеты дополнительных финансовых средств актуальна для всех стран.

В зарубежной практике можно выделить три основные модели партнерства университетов с реальным сектором экономики [2].

1. Роль государства незначительна (Великобритания, США). Особенностью взаимодействия рынка образования и предприятий в США является, с одной стороны, накопленные бизнесом практические знания важны для ста-

новления образовательного пространства, с другой - успешная карьера недостижима без наличия университетской степени. Учреждения высшего профессионального образования большей частью независимы от государства, как с точки зрения источников финансирования, так и в плане разработки образовательных программ, у В Англии государственная политика в об-^ ласти высшего профессионального образова-^ ния в большинстве случаев определяется на ^ региональном уровне, и центральную роль Ц] играют работодатели будущих выпускников. ^ Успешно функционирует сеть отраслевых со-^ ветов по развитию профессиональных навыков. Участие работодателей направлено на д- формализацию требований рабочих мест в ^Г соответствии с квалификацией выпускников и~ и развитие профильных образовательных О структур.

^ 2. Государство планирует, реализует и уп-I—равляет профессиональным образованием 111 (Франция, Швеция). Для данной модели парт-С нерского взаимодействия системы образова-* тельныхуслуг и рынка труда характерен, преж-б де всего, высокий уровень государственного регулирования сферы профессионального образования. Во Франции контроль качества профессионального образования осуществляется в основном государственными органами, однако социальные партнеры участвуют в процессе принятия решений через трехсторонние консультативные органы. Возрождена программа «ученичества» (часть обучения проходит в рамках формального образования, практическое обучение и отбор производится предприятием) во Франции. Швецию характеризует политика активной поддержки трудовых ресурсов (обеспечение географической мобильности выпускников; создание банков данных, предоставляющих полную информацию о вакантных местах по профессиям и отраслям; финансирование работы в частных фирмах молодежи) и большое внимание уделяется профориентации, которая предшествует профессиональному обучению.

3. На государство возложено распределение общих рамок деятельности частных предприятий и организаций по осуществлению профессионального образования и обучения (Германия, Нидерланды, Дания, Шотландия). Для Германии характерны концентрация и интеграция образовательных ресурсов. Для решения проблемы успешного трудоустройства выпускников разработаны ряд программ (сис-

тема, восходящая к исторической традиции обучения подмастерьев в различных малых предприятиях; модель «трудового года»; центры профессионального образования).

В Нидерландах созданы негосударственные Национальные советы по профессиональным профилям. Их целью является усиление степени соответствия требований работодателей к качеству профессионального обучения. Вместе с социальными партнерами Национальные советы определяют содержание программ обучения квалификационныетребования к выпускникам.

В Дании система высшего профессионального образования ориентирована на узкую специализацию. В Шотландии разработкой и оценкой профессиональных квалификаций выпускников занимается неправительственная организация - Шотландское квалификационное управление, нацеленное на развитие взаимодействия между работодателями и системой образования.

В отличие от зарубежных стран, добившихся определенныхуспехов по взаимодействию высшего профессионального образования и работодателей, в России существует противоречие между назревшей необходимостью социального партнерства образовательных учреждений с реальным сектором экономики и неготовности большинства российских работодателей осуществлять эффективное взаимодействие с университетами. Данное противоречие обусловлено нечеткостью требований к компетенциям сотрудников и отсутствием разработанных форм и методов ведения продуктивного диалога между сторонами. Для Российской Федерации пути эффективного взаимодействия, удовлетворяющие как работодателей, так и высшую школу, - в стадии становления [5].

В современной действительности еще есть недоверие руководителей экономических субъектов к интеллектуальным моделям, в том числе в силу их теоретизированности, поэтому для их внедрения необходим инструментарий, который сможет обеспечить подобное взаимодействие на практике, формирование банка успешных практик для использования в качестве основополагающего опыта. В этой связи актуальны механизмы формирования действенной модели участия образовательных учреждений, обеспечивающей инновационное устойчивое экономическое развитие.

Еще одной актуальной проблемой партнерских взаимоотношений университетов с реальным сектором экономики является отсутствие

эффективной системы анализа рынка труда со стороны образовательных учреждений, что есть серьезное препятствие на пути формирования востребованных квалифицированных специалистов.

Система образования практически обособлена от реального сектора экономики, хотя в большей степени зависит от него. Рассматриваемая проблема является следствием того, что российские университеты в определенный период времени были вынуждены планировать экономическое развитие, ориентируясь исключительно на внутреннюю среду, т.к. внешние ограничения практически их не касались.

Итогом стало то, что российские университеты зачастую сами стремятся изолировать себя от происходящих вокруг изменений. Это отрицательно сказывается на их адаптационных способностях. Образовательная деятельность вузов зачастую организована таким образом, что они сами формулируют требования к подготовке будущих специалистов.

В России существует определенный правовой барьер, выражающийся в том, что законодательные ограничения вступают в противоречия с рациональными требованиями рынка. Федеральные государственные образовательные стандарты ограничивают деятельность высшей школы образования в части следования требованиям будущих работодателей, что снижает актуальность полученной выпускниками профессий, а вместе с этим и их конкурентоспособность, замедляется инновационная деятельность образовательного процесса.

При ориентации совместной образовательной деятельности на реальный сектор экономики авторы исследований предлагают соблюдать ряд условий, с которыми трудно не согласиться [6]:

Первое - это систематическая работа по поиску взаимодействия с социальными партнерами, как в университетах, так и внутри предприятий, на основе совместных исследований, патентов, и целевая подготовка специалистов может улучшить взаимодействие этих секторов.

Второе условие выражено в обеспечении высшего образовательногоучреждения надлежащей инфраструктурой, оно не должно работать лишь на потребности отдельных секторов экономики, но при этом совокупность малых предприятий, система образовательных площадок, научно-исследовательских лабораторий и т.д. делает их более эффективными.

Третье условие проявляется в необходимости на кафедрах вузов развивать подготовку

менеджеров, болееадаптированных к социально партнерским отношениям.

В четвертом условии должно быть наличие информационных, инновационных, технологических ресурсов, делающих ставку на социальное партнерство университета и промышленного предприятия.

Любое управленческое и материальное стимулирование совместной деятельности разных университетов с реальным сектором экономики является положительным для обеих сторон, потому что объединение интеллектуальных ресурсов двух организаций повышает эффективность их деятельности, способствует организации сетевого взаимодействия между этими большими секторами отечественной экономики.

В качестве одного из направлений взаимодействия высшей школы и реального сектора экономики можно представить участие организаций высшего образования в организации перспективной переподготовки и повышения квалификации специалистов для конкретных субъектов.

Примечания:

1. Батаршев A.B. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / A.B. Батаршев. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. - 90 с.

3. Гнатышина Е.А. Построение модели профессиональной компетентности будущего педагога / Е.А. Гнатышина // Профессиональное образование. - 2008. -№ 3. - С. 30-31.

2. Гнатышина Е.А. Концептуальные основы инновационного развития учреждения профессионально-педагогического образования / Е.А. Гнатышина // Высшее образование сегодня. - 2008. -№3.-С. 57-59.

4. Гордеева Д.С. Инженерное образование: проблемы взаимодействия гуманитарного и естественно-научного стилей мышления / Д.С. Гордеева: коллективная монография. - Челябинск, 2015. -С. 112- 115.

5. Гордеева Д.С. К проблеме формирования эко-лого-правовых знаний в высшей школе / Д.С. Гордеева // Сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2016. - С. 33-35.

6. Гордеева Д.С. Современные механизмы реального сектора экономики в сфере совместной образовательной деятельности / Д.С. Гордеева, С.С. Демцура // Сборник научных трудов по материалам 2 международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 51-60.

7. Драганчук Л. С. Рынок образовательных услуг и его регулирование // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - №4(52). -Т. 1. - С. 284-289.

8. Жиркова З.С. Модель циркумполярного образовательного пространства в региональной системе // KANT. - 2017. - №3(24). - С. 44-46.

9. Куликова T.A. Организация образовательной деятельности студентов с использованием интерактивных средств обучения // KANT. - 2017. -№2(23). - С. 42-45.

10. Степанова С.А. стратегические направления развития рынка образовательных услуг в России // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. -2014.-№1.-С. 84-90.

11. Тяглов С.Г., Змияк С.С. Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ключевая проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Journal of Economic Regulation. - 2015. - №2. - Т. 6. - С. 58-68.

12. Шевко Н.Р., Турутина Е.Э. Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2014. - С. 324-329.

ELECTRONIC TUTORIAL: FOR OR AGAINST

Varenina Ludmita Petrovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov, Moscow

The article is devoted to electronic tutorials. There are positive and negative aspects of using electronic tutorials. One of the advantages of using them is the individualization of the educational process, the use of multimedia in teaching and the consistent formation of such competences as self-education. The disadvantages are high cost, complexity of assembling, unfamiiiarity of using the electronic tutorial in educational process. The conclusion is that now e-tutoriais cannot completely replace the traditional textbook, but they can be a good addition to it.

Keywords: electronic textbook; education; media; self-development; positive and negative aspects in using the electronic tutorial.

удк 371.385 ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК: ЗА ИЛИ ПРОТИВ

ВАК РФ 13.00.01

© Варенина Л.П., 2017 В статье ведется речь об электронных учебниках. Приводятся доводы положи-

тельных и отрицательных моментов использования электронного учебника. Определенными преимуществами электронного учебника является индивидуализация образовательного процесса, использование мультимедийных средств в обучении, а также последовательное формирование такой компетенции учащихся, как самообразование. В качестве недостатков отмечается, высокая цена, трудоемкость сборки электронных учебников, непривычность использования электронного учебника непосредственно в образовательном процессе. Делается вывод о том, что электронные учебники не могут абсолютно заменить традиционный учебник, а лишь может быть неплохим дополнением к нему.

Ключевые слова: электронный учебник; образование; мультимедиа; саморазвитие; положительные и отрицательные мнения об использовании электронного учебника.

ВАРЕНИНА Людмила Петровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра Иностранных языков №2, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с определением преимуществ и недостатков электронногоучебника, с внедрением инновационных технологий в образовательный процесс.

В данной статье мы не станем задаваться целью формулировки точного определения понятия электронного учебника, ввиду того, что большинство исследователей данного вопроса уже достигли успехов в этом вопросе, поэтому на сегодняшний день существует достаточное количество трактовок понятия электронного учебника. Тем не менее, единого термина "электронный учебник" действительно пока нет. У каждого человека есть свое понимание того, что электронный учебник - это "определенное средство обучения электронного вида, альтернатива обычного учебника в бумажной версии, но только в цифровом формате. Таких учебников разработано несколько десятков, этот процесс продолжается..." [1] Мы рассматриваем электронный учебник как специализированный комплекс общих учебных программ с функцией контроля качества знаний на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.