Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / техника / производство / экономика / качество / управление / система / предприятие / рынок и конкуренция. / science / technology / production / economics / quality / management / system / enterprise / market and competition.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Обидова Ф.Я.

Приведена информация по совершенствованию системы показателей оценки эффективности системы менеджмента качества, относящейся к различным аспектам деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ASPECTS OF QUALITY SYSTEM MANAGEMENT IN ENTERPRISES

Information is provided on improving the system of indicators for assessing the effectiveness of the quality management system related to various aspects of the enterprise's activities.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Обидова Ф.Я. доцент

кафедра «Экономика и управление» Джизакский политехнический институт

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ КАЧЕСТВА

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация. Приведена информация по совершенствованию системы показателей оценки эффективности системы менеджмента качества, относящейся к различным аспектам деятельности предприятия.

Ключевые слова: наука, техника, производство, экономика, качество, управление, система, предприятие, рынок и конкуренция.

Obidova F. Ya. associate professor Department of Economics and Management Jizzakh Polytechnic Institute

MAIN ASPECTS OF QUALITY SYSTEM MANAGEMENT IN

ENTERPRISES

Abstract. Information is provided on improving the system of indicators for assessing the effectiveness of the quality management system related to various aspects of the enterprise's activities.

Key words: science, technology, production, economics, quality, management, system, enterprise, market and competition.

Управление системой качества на предприятиях представляет собой комплекс мероприятий и процессов, направленных на обеспечение стабильного и высокого уровня качества продукции или услуг.

Система менеджмента качества (СМК) - это совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством в организации. СМК охватывает все аспекты деятельности предприятия, которые прямо или косвенно влияют на его способность удовлетворять потребности и ожидания потребителей.

В рыночной и конкурентной среде высокое качество продукции и услуг становится неотъемлемым условием для успешного ведения бизнеса. Развитые страны мира рассматривают высокое качество как стратегический коммерческий императив, который обеспечивает конкурентоспособность на глобальном рынке и служит важнейшим источником национального богатства.

Внедрение и поддержание эффективной система менеджмента качества позволяет предприятиям:

- Улучшать качество продукции и услуг;

- Повышать удовлетворенность потребителей;

- Увеличивать эффективность и производительность;

- Снижать издержки и потери;

- Обеспечивать соответствие законодательным и нормативным требованиям;

- Укреплять репутацию и доверие клиентов.

Качество играет ключевую роль в формировании репутации государства на международной арене. Оно служит основой для удовлетворения потребностей как отдельных людей, так и общества в целом, оказывая значительное влияние на благосостояние нации. Высокий уровень качества продукции и услуг является важнейшей составляющей конкурентоспособности страны, обеспечивая ей устойчивое развитие и экономическое процветание.

Кроме того, качество продукции и услуг способствует:

- Повышению уровня жизни населения;

- Развитию инноваций и технологий;

- Укреплению доверия к национальным производителям и брендам;

- Привлечению инвестиций и развитию бизнеса;

- Увеличению экспортного потенциала страны.

Эти факторы делают высокое качество стратегическим приоритетом для любого государства, стремящегося к долговременному и устойчивому развитию в условиях глобальной конкуренции.

Только на его основе предприятие может выжить в конкурентной среде и получить необходимую прибыль, поэтому очень важно, чтобы деятельность по совершенствованию и обеспечению качества в рыночных условиях была приоритетной.

Современный менеджмент качества основан на том, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после производства продукции, эта деятельность должна осуществляться в процессе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества перед производственным процессом. В целом менеджмент качества как процесс воздействия на соответствующие объекты управления следует рассматривать в рамках науки управления в целом.

Механизм управления качеством продукции - это совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, принципов управления, методов и функций, используемых на разных стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Специфический механизм управления качеством продукции на предприятиях реализуется в виде так называемых функций управления, важнейшими из которых являются:

- прогнозирование и планирование повышения качества продукции;

- контроль и учет реализации программ повышения качества;

- анализ и оценка деятельности предприятия и его подразделений по вопросам качества;

За счет реализации управленческих функций в системе управления качеством продукции устанавливается связь между техническими, социальными, организационными и правовыми мерами на всех этапах создания и использования продукции. Структура формирования и развития механизмов повышения качества продукции представляет собой иерархическую разбивку механизма на его компоненты (элементы, модули), что необходимо для планирования и контроля реализации.

Конструкция должна соответствовать следующим правилам:

1. Каждый уровень иерархии декомпозиции выходных процессов системы менеджмента качества должен быть полным или содержать всю сумму частей процесса, перечисленных на этом уровне детализации.

2. На каждом уровне иерархии структуры сумма характеристик элементов системы менеджмента качества должна быть одинаковой.

3. Нижний уровень декомпозиции должен включать элементы (модули), на основе которых может быть четко определена вся информация, необходимая и достаточная для управления процессом разработки системы менеджмента качества (например: функциональные характеристики, объем работ, затраты, необходимые ресурсы, исполнители, элементы коммуникации и т. д.).

Состав и характер систем менеджмента качества регулируются рядом международных и местных стандартов, таких как ISO 9001, которые определяют требования к управлению качеством продукции. Эти стандарты служат основой для разработки, внедрения и поддержания эффективных систем управления качеством на предприятиях. Для потребителей наличие таких систем у производителей является гарантией того, что продукция будет соответствовать заявленным требованиям и условиям договоров.

При заключении договоров потребители часто требуют проверки систем обеспечения качества производителей на соответствие требованиям международных стандартов. Это обусловлено тем, что соответствие стандартам подтверждает способность предприятия стабильно выпускать продукцию высокого качества, минимизируя риски для потребителя.

Руководство предприятия играет ключевую роль в реализации и поддержании системы управления качеством, принимая важные решения, направленные на повышение эффективности и результативности деятельности.

Оценка качества продукции включает в себя выбор показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с установленными эталонами или нормативными значениями.

Оценка качества продукции является важным элементом системы менеджмента качества и направлена на обеспечение удовлетворения потребностей потребителей, соответствие нормативным требованиям и повышение конкурентоспособности продукции на рынке.

Использованные источники:

1. Управление качеством: лекции / Е. М. Белый, И. Б. Романова. Ульяновск, Улгу, 2017. 86 с.

2. Инструменты и методы управления качеством: учебник / В. В. Шушерин, С. В. Кортов, А. С. Цеткин. Екатеринбург: Гоу ВПО УГТУ - УПИ, 2016. 202 с.

3. Feruza, Obidova. "How to Create Effective Marketing Strategies for Your Business." Vital Annex: International Journal of Novel Research in Advanced Sciences 2.3 (2023): 12-17.

4.Obidova, Fеruza Yaxyoеvna, and Zеvi Odilovna Umarova. "Boshqaruv faoliyatini amalga oshirishda kadrlarning gender tengligi." Educational Research in Universal Sciences 2.3 (2023): 208-215.

5. Feruza, Obidova. "How to Create Effective Marketing Strategies for Your Business." Vital Annex: International Journal of Novel Research in Advanced Sciences 2.3 (2023): 12-17.

6. Yahyoyevna, Obidova Feruza. "Factors affecting the formation of innovative potential and its transformation." World Economics and Finance Bulletin 18 (2023): 72-77.

7. Umarova, Z. O. "Business opportunity for tourism development." Экономика и социум 10 (2020): 275-278.

8. Обидова, Ф. Я. (2023). Управление системой качества на предприятиях. Экономика и социум, (11 (114)-1), 929-932.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.