Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ'

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зарубежные модели / менеджмент / частная модель / менеджмент / продажи / Япония / сотрудник.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обидова Ф.Я., Холиқов Ж.Ш., Иноятов А.А.

В этой статье подробно рассматриваются зарубежные модели управления, то есть японская модель управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ»

Обидова Ф.Я. доцент

кафедра "Экономика и менеджмент "

Холикрв Ж.Ш.

студент Иноятов А.А. студент

направление менеджмент ДжизПИ Узбекистан

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В этой статье подробно рассматриваются зарубежные модели управления, то есть японская модель управления.

Ключевые слова: зарубежные модели, менеджмент, частная модель, менеджмент, продажи, Япония, сотрудник.

Obidova F. Ya. associate professor Department of Economics and Management

Kholikov Zh.Sh. student Inoyatov A.A. student

direction management JizPI Uzbekistan

CONTENT AND ESSENCE OF THE JAPANESE MANAGEMENT

MODEL

Abstract. This article examines in detail foreign management models, that is, the Japanese management model.

Key words: foreign models, management, private model, management, sales, Japan, employee.

За период существования менеджмента многие зарубежные страны с учетом его специфики накопили немало данных в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других отраслях.

Это требует изучения и использования накопленного опыта. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей управления свидетельствует о том, что практически невозможно перенести модели управления из одной социокультурной среды в другую. При создании частной модели управления необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного строительства, развитие сложившихся рыночных отношений.

Большой интерес представляет и японская модель управления. Япония занимает одно из лидирующих мест на мировом рынке. Одной из основных причин этого является применяемая им модель управления, ориентированная на человеческий фактор. В Японии появились методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.

Японцы считают человеческие ресурсы главным достоянием страны. Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции групповой джипсизации и стремления японцев к созданию высококачественной продукции с врожденной способностью.

Экономия и бережливость будут отличительными чертами японского характера. Требование экономии и экономии напрямую связано с производством высококачественной продукции.

Суть японского менеджмента заключается в управлении людьми. При этом японцы смотрят на группу людей, а не на одного человека (человека), как американцы. Кроме того, в Японии зародилась традиция подчиняться старшему по возрасту человеку, чья роль отдается группе.

Как известно, личность человека определяется его потребностями. При этом японцы ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, уважение к окружающим) выше других. Вот почему вознаграждение за труд воспринимается через призму социальных потребностей, но в более поздний период японское Управление впитало в себя американскую концепцию управления, ориентированную на психику отдельной личности.

Японцы преклоняются перед родами. Их также часто называют" трудолюбивыми". В иерархии богатства японского народа труд стоит на первом месте. Японцы чувствуют удовлетворение от хорошо выполненной работы. Вот почему они соглашаются терпеть строгую дисциплину, напряжение и сверхурочную работу.

Японская модель управления ориентирована на "социального человека". "Социальный человек" имеет особую систему стимулов и мотивации. К стимулам относятся заработная плата, условия труда, метод руководства, межличностные отношения между работниками. Мотивацией к труду становятся успехи работника в труде, признание его заслуг, служебный рост, профессиональное совершенствование, творческий подход.

Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и приспосабливаются к ней. В отличие от сотрудников из других стран, японцы стараются безоговорочно соблюдать правила, инструкции и обещания. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений полностью зависит от ситуации. Для Японии исторически характерно равное вознаграждение за труд. С учетом этого разработана система оплаты труда работников за долгий труд. В Японии "корпоративный дух" фирмы будет самым мощным средством восклицания, под которым понимается объединение с фирмой и приверженность ее идеям. В основе "корпоративного духа"мфирмы лежит групповая психология, ставящая групповые интересы выше личных интересов отдельных сотрудников.

Таблица 1

Японская модель

-Управленческое решение принимается коллективно

-Коллективная ответственность будет преобладать над гибкая система управления

-Неформальная организация контроля

коллективный контроль

-Замедленная оценка работы сотрудника

и повышение по службе

-Важнейшее качество руководителя-

умение осуществлять координацию и

контроль

- Ориентация управления на группы оценка управления с точки зрения достижения коллективной гармонии и коллективного результата преобладание неформальных отношений с

подчиненными

-Продвижение по службе по возрасту и стажу

-Подготовка руководителей

универсального типа -Результаты групповой работы, оплата труда по стажу

-Долгосрочная занятость в фирме

Американская модель

- Решение принимается лично -Личная ответственность будет преобладать

- Строгая, унифицированная система управления

-Меры контроля, приведенные в форму -Личный контроль руководства за быстрой оценкой результатов труда, быстрым продвижением по службе -Самое важное качество лидера-быть профессионалом

-Ориентация управления на отдельных лиц

-Оценка управления по личному результату

-Преобладание формальных отношений с подчиненными

-Сделать карьеру зависимой от личных результатов

-Подготовка руководителей узких специальностей

-Оплата труда по индивидуальному взносу

-Краткосрочный найм

Каждая японская фирма состоит из множества групп. У них есть взрослые и маленькие, которые различаются по возрасту, стажу и опыту. Маленькие безоговорочно признают авторитет взрослых, уважают их, подчиняются. Группы-это те, которые сосредоточены на целях и задачах фирмы. При этом каждый японец понимает, что работает на группу и на себя.

Японцы внимательно следят за своим положением в группе. Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в группе и стараются не выходить за рамки, которые были нарисованы для каждого из них.

Для крупных японских фирм характерна система "пожизненного найма". Это очень полезно как для предпринимателя, так и для сотрудника. Предприниматели получают лояльных и надежных сотрудников, которые готовы работать с большей отдачей на благо фирмы. Сотрудники, нанятые фирмой "на всю жизнь", испытывают глубокое чувство удовлетворения, при котором признаются их способности, образование и уровень подготовки. У сотрудника появляется уверенность в сказочном дне. В фирме, которую они нанимают, сотрудники поселяются с чувством благодарности и связи. В связи с этим японскую систему следует рассматривать как мощное оружие побуждающего воздействия.

Система найма" на всю жизнь "тесно переплетена с системой" для тех, кто много работает". Размер заработной платы напрямую зависит от непрерывного стажа. Система оплаты труда подчинена принципам выравнивания и имеет крайне малую дифференциацию.

"Система оплаты труда за длительный период работы оказывает большое влияние на систему" продвижение вперед по размеру". При продвижении сотрудника на руководящую должность предпочтение отдается возрасту и стажу работы. В последующее время информация приобретает все большее значение.

Для многих японских фирм характерна ротация персонала, которая заключается в том, что примерно через каждые 3-5 лет проводится переобучение сотрудников на новые специальности.

В оперативном управлении японского менеджмента центральное место занимает Управление качеством. Движение за качество первоначально выражалось в форме борьбы за дефект выпускаемой продукции, а затем переросло в мощную систему управления качеством.

Использованные источники:

1. Управление качеством: лекции / Е. М. Белый, И. Б. Романова. Ульяновск, Улгу, 2017. 86 с.

2. Инструменты и методы управления качеством: учебник / В. В. Шушерин, С. В. Кортов, А. С. Цеткин. Екатеринбург: Гоу ВПО УГТУ - УПИ, 2016. 202 с.

3. Obidova, Fеruza Yaxyoеvna. "QURILISH KORXONALARIDA BOSHQARUV SAMARADORLIGINI BAHOLASH USLUBIYOTI." Educational Research in Universal Sciences 2.4 (2023): 74-78.

4. Feruza, Obidova. "How to Create Effective Marketing Strategies for Your Business." Vital Annex: International Journal of Novel Research in Advanced Sciences 2.3 (2023): 12-17.

5. Umarova, Zеvi Odilovna, and Fеruza Yaxyoеvna Obidova. "GLOBALLASHUV SHAROITIDA INNOVATSION LOYIHALARNI

BOSHQARISH." Educational Research in Universal Sciences 2.3 (2023): 203207.

6. Obidova, Feruza Yaxyoevna, and Zevi Odilovna Umarova. "BOSHQARUV FAOLIYATINI AMALGA OSHIRISHDA KADRLARNING GENDER TENGLIGI." Educational Research in Universal Sciences 2.3 (2023): 208-215.

7. Feruza, Obidova. "How to Create Effective Marketing Strategies for Your Business." Vital Annex: International Journal of Novel Research in Advanced Sciences 2.3 (2023): 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.