Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
238
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шубаркина Е.В.

В статье рассматриваться Государственная система стандартизации здравоохранения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

информирования сегмента рынка образовательных услуг проблема привлечения абитуриентов остается актуальной.

Для совершенствования системы продвижения образовательных услуг СФ МАТИ необходимо сформировать комплекс продвижения, который будет активно воздействовать на выбранный сегмент рынка. [2] Комплекс продвижения может включать:

1.Креативную рекламу в печати. Реклама ВУЗа должна выделяться. Это может быть яркий дизайн или запоминающийся слоган, что привлечет внимание разных сегментов потребителей, люди узнают и запомнят СФ МАТИ.

2. Пропаганду профессий ВУЗа. При посещении школ необходимо делать акцент на важности значимости профессий, которым обучают в ВУЗе. Этого можно добиться с помощью интересных презентаций и видеороликов.

Для совершенствования комплекса продвижения образовательных услуг следует применять инновационные подходы, которые могут включать современные методы и способы продвижения.[3]

Использованные источники:

1. Александрова А.В., Кондрашева Н.Н., Казакова Н.А., Курашова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080200 "Менеджмент" и специальности 080507 "Менеджмент организации"; рекомендован УМО по образованию в области менеджмента / под редакцией профессора Н.А. Казаковой. Москва, 2012. Сер. Высшее образование

2. Кондрашева Н.Н., Былова Н.В. Управление комплексом продвижения торгового-сервисного предприятия. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 4-1. С. 101-105.

3. Инновационный подход к управлению системой продвижения продукции. Кондрашева Н.Н., Курашова С.А. Альманах современной науки и образования. 2014. № 4 (83). С. 85-87.

Шубаркина Е.В. аспирант ФГБОУ ВПО

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Россия, г. Рязань

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваться Государственная система стандартизации здравоохранения Российской Федерации.

Ключевые слова: стандартизация, медицинское страхование, медицинские услуги, здравоохранение.

Одной из центральных проблем повышения уровня оказания медицинской помощи является обеспечение её качества и безопасности благодаря стандартизации, позволяющей осуществлять государственный контроль при помощи сертификации и лицензирования в здравоохранении.

Стандартизация подразумевает такую деятельность, которая направлена на то, чтобы достичь оптимальной степени упорядочения в той, или иной сфере через установление положения для универсального и постоянного применения по отношению к тем задачам, которые существуют реально, или возможны потенциально.

Стандарт представляет собой нормативный документ, основой для разработки которого является согласие, выражающееся в отсутствии возражений касательно принципиальных вопросов у большинства заинтересованных сторон. Утверждается стандарт признанным органом, обладающим полномочиями для установления для универсального и постоянного применения правил, общих принципов, характеристик, требований или методов, которые относятся к определенным объектам стандартизации. Стандарт представляет собой неукоснительно соблюдаемое требование.

В качестве объекта стандартизации выступают те предметы, продукция, процессы, или услуги, которые подлежат или подвергаются стандартизации.

Закон относительно медицинского страхования в Российской Федерации, принятый в 1991 году впервые определил, что Критерий оценки качества оказания медицинской помощи должны стать Профессиональные стандарты как критерий качественности предоставления медицинской помощи были впервые определены в законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.). Здесь же были введены понятия лицензирования и аккредитации медицинских учреждений.

От создания системы стандартизации ожидается активное влияние органов управления здравоохранением, а также территориальных центров стандартизации и метрологии, на качество предоставления медицинской помощи, при применении наряду со статистическими и финансовыми мерами, также и стандартизации, выступающей в роли системы управления, объективно оценивающей качество лечебной и диагностической работы.

Целью создания единой системы стандартизации в здравоохранении является повышение эффективности управления данной сферой, приведение ее к целостности благодаря формированию единых принципов планирования, нормирования, лицензирования и сертификации, совершенствование оказания медицинской помощи, рационализация использования ресурсов, как кадровых, так и материальных, оптимизация процесса лечения и диагностики, выход российского здравоохранения на мировой уровень.

Для подготовки и введения в работу стандартов, требуется проведение системного анализа, в основе которого лежат статистические исследования, математические дисциплины, моделирование и анализ.

В число основных объектов стандартизации в области здравоохранении входят организационные технологии; медицинские услуги, их качество, техническое обеспечение и технологии их выполнения; квалификация персонала, как медицинского, так и фармацевтического и вспомогательного; производство лекарственных препаратов и медицинского оборудования, условия их реализации и качество; учетно-отчетная документация, которая применяется в сфере здравоохранения и медицинском страховании; информационные технологии; экономические стороны здравоохранения.

Согласно «Основным положениям стандартизации в здравоохранении», основными направлениями стандартизации являются стандартизация в таких областях, как медицинские услуги, лекарственное обеспечение, профессиональная деятельность, информационное обеспечения. Также, к направлениям стандартизации относится регламентация требований к тем условиям, в которых оказывается медицинская помощь.

В наибольшей степени важный и сложный объект стандартизации - это медицинские услуги. Необходимость стандартизации медицинских услуг проистекает из потребностей здравоохранения и медицинского страхования, и лежит в основе планирования работы учреждений, относящихся к сфере здравоохранения, органов управления данной отраслью, фондов, относящихся к обязательному медицинскому страхованию, а также оценки того, насколько качественно и эффективно оказывается медицинская помощь.

Медицинская услуга является мероприятием или комплексом мероприятий, которые направлены на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, и которые обладают самостоятельным законченным значением и конкретной стоимостью.

Медицинские услуги бывают простыми, сложными и комплексными. К простым медицинским услугам относятся неделимые услуги, выполняемые в соответствии с формулой «пациент» + «специалист» = один профилактический, диагностический или лечебный элемент. Сложная медицинская услуга представляет собой совокупность простых медицинских услуг, которая требует для своего осуществления определенные состав специалистов, оборудование, помещения, и которая соответствует формуле «пациент» + «комплекс простых услуг» = этап профилактики, диагностики или лечения. Комплексная медицинская услуга является совокупностью сложных и (или) простых медицинских услуг, которые заканчиваются осуществлением профилактики или же установлением диагноза, либо завершением выполнения некоторого этапа лечения. Комплексная

медицинская услуга, таким образом, отвечает формуле: «пациент» + «простые + комплексные услуги» = выполнение профилактики, установление диагноза или завершение выполнения некоторого этапа лечения.

В соответствии с функциональным назначением, медицинские услуги могут иметь профилактический, лечебно-диагностический, восстановительно-реабилитационный и транспортный характер.

В соответствии с условиями предоставления, медицинские услуги можно разделить на помощь, которая оказывается условиях амбулатории и поликлиники, помощь, которая оказывается в условиях стационара, и помощь, которая оказывается в условиях транспортировки.

В основе осуществления стандартизации медицинских услуг лежит функциональный подход, реализующийся в соответствии с принципом «от общего к частному». При этом, стандартизации подлежат общие правила, нормы и требования, относящиеся к однородным группам услуг. Процесс стандартизации выражается, в конечном счете, в виде основополагающих стандартов, к которым могут быть отнесены: «Классификатор медицинских услуг», «Классификатор нозологий», «Классификатор технологий» и т. д.

В основу той системы, в соответствии с которой в сфере здравоохранения производятся классификация, кодирование и каталогизация легли «Основные положения стандартизации в здравоохранении» от 1998, и Постановление Правительства Российской Федерации № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации» от ноября 1999 г. Таким образом, для того, чтобы нормативно обеспечить систему стандартизации в сфере здравоохранения, требуется не только выбрать объекты стандартизации, но и корректно установить подходы к их классификации.

Государственная система стандартизации (ГСС) Российской Федерации определяет и раскрывает принципы, в соответствии с которыми формируются и строятся классификаторы. ГСС определяет классификацию как распределение множества объектов по классификационным группировкам, исходя из сходства или различия, основываясь на определенных признаках согласно принятым правилам, где классификатор есть официальный документ, в котором систематическим образом сведены наименования и коды объектов классификации.

Классификаторы, в соответствии с их категорией могут быть общероссийскими, отраслевыми, классификаторами предприятий, административно-территориальными.

Классификаторы могут составляться в соответствии с либо иерархическим, либо фасетным принципами.

Иерархический принцип заключается в разделении исходной совокупности объектов в соответствии с принципом «от общего к

частному», в результате чего выделяются отдельные элементы системы -классификационные группировки. Из этих классификационных группировок, в дальнейшем, могут быть выделены элементы следующего порядка, и т.д. Классификационные группировки являются типами, видами и классами объектов стандартизации.

Фасетный принцип формирования классификаторов заключается в разделении совокупности объектов на классификационные группировки, которые обладают определенными установленными признаками, которые необходимы для того, чтобы решать конкретные задачи.

Кодирование является присвоением объекту или совокупности объектов кодов, которые позволяют осуществить замену наименования этих объектов несколькими знаками или символами. Применение кодов даёт возможность идентифицировать объекты, используя минимальное число знаков, благодаря чему сбор, учет, хранение и обработка информации становятся более результативными.

Классификационные методы кодирования могут быть последовательными и параллельными. Областью применения последовательного метода является иерархический принцип классификации, а параллельного - фасетный.

На основании классификаторов и стандартов медицинских услуг становится возможным оценить полноту и качество оказываемых услуг и их стоимость. Классификаторы и стандарты медицинских услуг также являются основанием для выдачи тому, или иному лечебному учреждению лицензии на оказания медицинской помощи в должном объеме. Также классификаторы и стандарты медицинских услуг служат опорой для защиты прав пациентов, и позволяют оценить, насколько правильно выбрана медицинская тактика.

Таким образом, стандартизации представляет собой важнейший механизм, позволяющий эффективно управлять областью здравоохранения и экономически её организовывать.

Использованные источники:

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы -М.: Приор, 2002 - 625с.

2. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Патрушев В.И., Социальное управление. Учебное пособие - М.: 2001. - 98 с.

3. Кикоть В.Я., Грядовой Д.И. Социальное управление. Теория, методология, практика - М.: Юнити, 2008 - 196с.

4. Конституция РФ.

5. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Здоровье".(протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).

6. Отраслевой стандарт «Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения» от 4 июня 2001 г. № 181 (Д).

7. Стандартизация в здравоохранении. Под ред. Вялков А.И., Воробьев П.А. - М.: Изд.: ООО МТП Ньюдиамед 2007. - 256 с.

8. Сырцова Л. Е., Костродымов Н. Н. и др. Основы управления в здравоохранении и менеджмент // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. - М., 2004. -С. 140-169.

9. Уткин Э. А. Денисов А. Ф., Государственное и региональное управление -М.: ИНФО, 2002 - 329с.

Шуклина З.Н., д.э.н.

профессор

кафедра таможенного дела и маркетинга Брянский государственный университет

Россия, г. Брянск ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ТОРГОВЛЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация. В статье анализируются особенности качественного обслуживания клиентов в торговле, выявлены уровень, значение и применение процессных инноваций, результативность внедрения системы качества на уровне потребителей и фирм.

Ключевые слова: система качественного обслуживания, инновации, уровень удовлетворенности, мерчендайзинг, лояльность, CRM.

Развитие экономики проявляется в социально-экономических эффектах, оптимизации потребления и повышении качества жизни населения, то есть результативность функционирования отраслей и сфер деятельности в динамике должна быть ориентирована на высокий уровень жизни. Особенно остро проблема потребления и качества ощущается в торговле, когда на первое место выходит качество обслуживания клиентов как один из наиболее значимых факторов успеха предприятий сферы услуг. Качество обслуживания охватывает отношения с клиентами, сервис, технологии продаж, инфраструктуру и связи, выстаиваясь в систему материальных и нематериальных потоков в соответствии с потребностями, требованиями, стандартами и ориентирами.

Высокий уровень сервиса и удовлетворенности покупателей приводит к увеличению количества лояльных клиентов, формирует благоприятный имидж и репутацию предприятия, повышает финансовые показатели и конкурентоспособность. Из опыта крупных торговых фирм известно, что целевые клиенты, которые покупают постоянно, потому что им нравится обслуживание, обеспечивают в среднем 65% оборота компании. [3]

В этой связи актуально применение системы качества на основе инновационных технологий. Использование инновационных технологий связано с новыми продуктовыми и процессными разработками. В систему качества на основе инноваций следует включать качество товаров и услуг,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.