Научная статья на тему 'Основные аспекты содержания вербальной коммуникации'

Основные аспекты содержания вербальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3453
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЯЗЫК / РЕЧЬ / СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лесная Мила Азадовна

Статья посвящена рассмотрению вербальной коммуникации: понятию и основным аспектам ее содержания. В статье приведены трактовки различных ученых в определении вербальной коммуникации, а также изучены такие важные составляющие вербальной коммуникации, как язык и речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты содержания вербальной коммуникации»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Основные аспекты содержания вербальной коммуникации

Лесная М. А.

Лесная Мила Азадовна /Ьезпауа Мйа Azadovna - студент, кафедра общественных связей и медиавоздействия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Москва

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вербальной коммуникации: понятию и основным аспектам ее содержания. В статье приведены трактовки различных ученых в определении вербальной коммуникации, а также изучены такие важные составляющие вербальной коммуникации, как язык и речь.

Ключевые слова: коммуникация, вербальная коммуникация, язык, речь, средства коммуникации.

Одно из центральных мест в процессе общения занимает вербальная коммуникация. Вербальная коммуникация представляет собой одну из форм социальной коммуникации, осуществляет основную роль в процессе общения и является одним из самых универсальных способов передачи мысли.

В данной работе вербальная коммуникация трактуется автором как одна из форм социальной коммуникации, в которой взаимодействие между индивидами и представителями различных социальных групп осуществляется с помощью речевых средств общения.

Вербальная коммуникация по праву является одним из самых универсальных способов передачи своих мыслей, поскольку представление о том, как человек говорит, может достоверно передать то, кем этот индивид является и каков его социальный статус, в особенности, когда индивид исполняет определенную социальную роль.

В отличие от языка, являющегося наиболее строго организованной системой средств общения, речь в процессе общения является лишь средством для передачи мыслей и чувств. Язык представляет собой определенный набор средств и способов для выражения мысли, а речь предназначена именно для выражения определенной мысли, в ней изначально отобрана система языковых средств.

С. Г. Тер-Минасова в книге «Язык и межкультурная коммуникация» указывает, что язык является зеркалом культуры, поскольку в нём отражается не только реальный мир человека и условия его жизни, «но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира» [6, с. 14]. Язык также является и орудием культуры, ведь он определяет поведение человека, его образ жизни, мировоззрение, идеологию, и, в целом, формирует поведение человека.

Вербальный характер коммуникация приобретает только с использованием словесного языка, человеческой речи, это и является основным отличием между вербальным и невербальными компонентами коммуникации.

Таким образом, вербальная коммуникация осуществляется именно посредством речи, поэтому дальнейшее теоретическое исследование будет основываться на раскрытии таких составляющих вербальной коммуникации, как язык и речь.

Э. Сепир в книге «Избранные труды по языкознанию и культурологии» определяет язык как «коммуникативный процесс в чистом виде в каждом известном нам обществе» [5, с. 211].

Автор книги «Язык и мир человека» Артюнова Н. Д. трактует язык как «стихийно возникшую в человеческом обществе и развивающуюся систему дискретных

(членораздельных) звуковых знаков, служащую для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире» [1, с. 410].

Французский языковед Ж. Марузо определял язык как систему знаков, являющиеся средством общения между двумя и более индивидами: «язык - это всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами...» [4, с. 390]. При этом, каждый конкретный язык «характеризуется совокупностью лингвистических закономерностей, которые распространены среди определенной группы людей» [4, с. 390].

Давыдов Ю. Н., автор «Истории теоретической социологии», полагает, что «язык занимает центральное место, поскольку в качестве средства коммуникации он позволяет проверить правильность утверждений в ходе аргументации, поиска истины и достичь на этой основе понимания» [3, с. 614].

Существует множество подходов к определению языка, так, в рамках социологического подхода язык рассматривается как социальное явление, как средство общения, которое базируется на положении в обществе, на условиях жизнедеятельности и других социальных аспектах взаимодействующих индивидов. С точки зрения языкового подхода, язык определяется «как средство общения на основе историко-материалистических принципов социализации общественных отношений» [7, с. 13].

На основе вышеизложенных определений можно сделать вывод, что вне зависимости от времени, страны и вне зависимости от подхода, трактовки различных исследователей сходятся в одном: язык - это средство общения и средство выражения мыслей.

Не менее важным составляющим вербальной коммуникации, помимо языка, является речь. Речь является средством коммуникации, именно благодаря речи вероятность потерять смысл общения при передаче информации минимальна.

Известный лексикограф Девкин В. Д. считает, что речь является всеобщей формой языка: «повседневная обиходная речь - это наименее специальная сфера реализации языка, общедоступная, общепонятная, объединяющая самых разных представителей народа» [2, с. 64].

Различные исследователи сходятся во мнении, что речь осуществляет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную. Данные функции позволяют речи быть средством общения и формой существования сознания, мысли. Коммуникативная функция речи состоит из средств воздействия и средств выражения. Выразительная функция отражает семантическое содержание речи, включая различные эмоционально-выразительные средства, которые могут проявляться в паузах, интонации, ритме и т. д. Выразительность речи является характерным отличием речи от языка, и чем более выразительна речь, тем больше в ней проявляется коммуникант. Помимо выразительной функции речи существует и воздействующая, которая также служит одной из основных функций речи. Целью человека в процессе речи является воздействие либо на поведение своих собеседников/аудитории, либо на их мысли, чувства и сознание. Функция воздействия определяется социальным предназначением речи - это средство общения. Существуют определенные критерии для того, чтобы речь выполняла воздействующую функцию, например, коммуникант должен поставить перед собой цель, которую он желает достигнуть посредством своей речи. Помимо этого, говорящий должен учитывать все условия, в которых будет осуществляться речь, а также аудиторию, которой будет адресована данная речь.

Таким образом, с помощью речи осуществляется не только коммуникативная функция (обмен информацией), но и воздействующая функция, целью которой является воздействие на изменения поведения, мыслей или сознание участников коммуникации.

Каждому человеку присуща своя индивидуальная речь, по которой можно определить, к какой национальности он принадлежит, каково его социальное положение, его интеллект, культуру, а также возраст и пол. Благодаря речи человек

44

может не только передавать информацию, но и выражать свое эмоциональное отношение к собеседнику.

Однако, несмотря на все перечисленные функции речи, свое значение она приобретает только во взаимодействии с невербальными (неречевыми) знаковыми системами. С помощью невербальных средств коммуникации становится возможным воздействовать на собеседника с большей эффективностью. К примеру, менеджер по продажам рассказывает клиенту про достоинства товара, воздействуя словами на сознание клиента, и, одновременно, показывает клиенту выражением лица, мимикой, жестами и позой свою симпатию к нему. Такое одновременное использование менеджером вербальных и невербальных средств коммуникации окажет на клиента максимальное воздействие.

Из вышесказанного можно заключить, что вербальная коммуникация несомненно является самым универсальным средством общения, однако в синхронном взаимодействии с невербальными знаковыми системами, она приобретает еще большее содержательное, эмоциональное и воздействующее значение.

Литература

1. Артюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

2. Девкин В. Д. Немецкая разговорная речь: Синтаксис и лексика. М.: Международные отношения, 1979. 257 с.

3. История теоретической социологии. В 4-х т. М., 2002. Т. 4. 736 с.

4. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. 436 с.

5. Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. 656 с.

6. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 624 с.

7. Шарков Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. Учебное пособие. Издательский Дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива», 2002. 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.