ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ В МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ СЕРБОВ, ХОРВАТОВ И СЛОВЕНЦЕВ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Говоря о религиозной политике, которую проводил король Александр I Карагеоргиевич и его правительство в начале XX в., нужно отметить, что ее часто, но несправедливо ограничивают только его взаимоотношениями со знаменитой русской белой эмиграцией (позже — РПЦЗ) и протекцией ей, а также его ролью в объединении Сербской Православной Церкви в 1920 г. Однако, если мы хотим рассмотреть определенный исторический период объективно — sine ira et studio, согласно наставлению Тацита, нам следовало бы больше внимания уделить и более широким аспектам религиозной политики, которую король Александр и его правительство проводили в отношении еврейской религиозной общины, исламской религиозной общины, Римско-Католической Церкви и прочих многочисленных конфессий, суще-стовавших в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, позже — в Королевстве Югославии. В настоящей работе мы укажем на основные примеры, касающиеся конфессиональных отношений и строительства религиозной политики в поликонфессиональном и полиэтническом государстве начала XX в., каким было Королевство СХС.
Ключевые слова: Королевство сербов, хорватов и словенцев (СХС), король Александр I Карагеоргиевич, многоконфессиональное государство, религиозная политика, Церкви, религиозные общины, Видовданская конституция.
Созданием новой единой многоконфессиональной державы — Королевства сербов, хорватов и словенцев — было заложено новое направление в истории народов, живших в это время на данных территориях, в отношении руководства государством и религиозной политики. Впервые эти народы объединяются на территории одной державы и в рамках общих границ. Работа, которая предстояла регенту Александру1 как в государственном плане, так и в связи с религиозной политикой, была совсем
Деян Джуричич — чтец, магистр теологии (djuricicdejan@yahoo.com).
1. Александр I Карагеоргиевич (17.12.1888-9.10.1934), король Югославии в 1921-1934. Во время Балканских войн 1912-1913 командовал 1-й Сербской армией, в Первой мировой войне — главнокомандующий сербской армии. В 1914-1921 принц-регент, а с 17 августа 1921 король Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия). 6 января 1929 произвел государственный переворот, установивший монархическую диктатуру. Убит в Марселе вместе с французским министром иностранных дел Ж. Барту.
не простой. Нужно было предоставить одинаковые права представителям всех религий и вероисповеданий в Королевстве СХС для более тесного сотрудничества и интеграции в народе. В своем труде о жизни и деятельности короля профессор Милован Ристич пишет, что религиозным вопросам Александр I придавал большое значение и что личное религиозное чувство было главным источником проводимой им религиозной политики2. С этим согласны профессор С.В. Троицкий3 и доктор Бранислав Глигориевич4.
Как бы то ни было, в многоконфессиональном государстве власть по внутренним и внешнеполитическим причинам была обязана признать религиозную свободу и равноправие. С другой же стороны, если религиозные общины объединенных государств считали объединение правильным, то новое образование должно было быть отделено от них (этих государств) и не иметь с ними никаких точек соприкосновения. Это значит что они (государства) должны были подняться над сферой религиозной принадлежности, причем само государство становилось не антирелигиозным, порицающим религии, а надрелигиозным, рассматривающим религию как личное дело верующих. С другой стороны, король и его правительство не могли всегда рассчитывать на концессию с Церквами, особенно с Римско-Католической, потому что она всегда считала себя суверенной, не признавая суверенитета государства над собой5. Также когда дело касалось множества ве-
2.«Он чувствовал себя благочестивым, искренним христианином и верным сыном Церкви. Во время возвращения через Албанию у него при себе всегда было Евангелие. При дворе он совершал все христианские обряды и чтил обычаи. В трудные моменты своей жизни король ходил в Опленац или в какой-нибудь другой монастырь, где в одиночестве и молитве набирал духовную силу. После рождения детей король с ними каждое воскресенье и каждый великий праздник ходил в церковь, особое внимание он уделял сербским средневековым монастырям. Эти факты являются очень важным показателем его отношения к Церкви и религиозным общинам». См.: РистиЬ М. Крал Александар Кара^ор^е-виЬ — Живот и рад. Београд, 1937. С. 79.
3. Троицки С. Верска Политика Крала У]единител>а. Нови Сад, 1935. С. 4.
4. Глигорщ'евиЬ Б. Крал Александар Кара^ор^евиЬ (У Европсю^ политици). Београд, 2002. С. 231.
5. Римско-Католическая Церковь в Королевстве была частью всемирной и централизованной организации Ватикана, ограничивавшей самостоятельность католического епископства строгой дисциплиной, построенной доктриной и каноническим правом. Она, с одной стороны, пользовалась международной поддержкой мировой католической организации, включавшей свыше полумиллиарда верующих по всему свету, а с другой стороны, владела большими материальными богатствами, имела под своим влиянием развитую систему религиозных и прочих школ, учреждений здравоохранения, благотворительных организаций и т. д. Позиция Римско-Католической Церкви заключалась в том, что она есть «единое целое, которое как таковое признано в международной жизни, и представляет
роисповеданий, было невозможно найти единую основу, которая бы могла стать фундаментом договора представителей всех конфессий, подходящего для проведения определенной религиозной политики. Разногласия, появившиеся в организациях всех этих конфессий, с ходом истории сильно усилились, так что найти единое направление религиозной политики было для короля Александра очень сложной задачей.
Положение и организацию всех религиозных общин, как и все законы, принятые в отношении них, нужно было рассматривать в определенных рамках общинных отношений, событий того времени, а также соотношения сил на политической арене. Королевство СХС было многоконфессиональным обществом6, которое по внутренним и внешнеполитическим причинам было обязано обеспечить религиозную свободу и равноправие.
Здесь следует напомнить и о том что государственная и политическая элита Королевства Сербии со времени короля Петра Карагеоргиевича следовала идеологии гражданского либерализма. Победа Франции и союзников после Первой мировой войны дала югославским либералам возможность занять выдающиеся позиции в Королевстве СХС. Такое проли-беральное государство, каким было в то время Королевство СХС, отвергло концепцию отношений по принципу феодальной модели церковного государства, а также концепцию государственной Церкви, применявшуюся в Королевстве Сербии по отношению к Сербской Православной Церкви7. Правда, либерализму, наследовавшему традицию религиозной терпимости
это целое Святой Отец — Папа Римский как его верховный глава». См.: ПетрановиЬ Б. Историка Jугославиjе. (Кралевина Jугославиjа) // Электронная библиотека Znaci.net. URL: http://www.znaci.net/00001/93_2.pdf (дата обращения: 18.11.2015).
6. «Важно подчеркнуть, что вся социальная и конфессиональная картина населения меняется в начале XX века. В начале пятидесятых годов XIX века общество в Королевстве Сербии религиозно и этнически было полностью гомогенным. Почти все население составляли сербы православного вероисповедания, только в Белграде жило небольшое количество римокатоликов и лютеран. Это были отдельные чехи, поляки, немцы, а также сербы-католики из Австрии, приезжавшие для работы в Сербию и оставшиеся здесь, принимая сербское гражданство. Остальные инославные в Сербии были иностранными гражданами, но на них не распространялись нормы внутреннего права, поскольку на основании режима капитуляций они были исключены из юрисдикции местного правосудия. Такая конфессиональная ситуация не накладывала необходимости принятия особого закона, который бы упорядочил положение людей, принадлежавших к неправославному вероисповеданию». См.: ЧворовиЬ З. Слобода вероисповести у Кнежевини и Крал>евини Срби|и // URL: http:// borbazaveru.info/content/view/5092/95/ (дата обращения: 18.11.2015).
7. ЖутиЬ Н. Српско православле и Англиканска црква. // Православная социальная сеть Поуке.орг. URL: http://www.pouke.org/verujem/index.php?topic=1303.0 (дата обращения: 18.11.2015).
и отделения Церкви от государства, никогда не удавалось полностью скоординировать и эффективно воплотить эти идеалы на Балканах, хотя в Королевстве СХС/Югославии среди части политической и интеллектуальной элиты они нашли выражение в виде так называемого интегрального югос-лавянства, которое ради предполагаемого национального единства южных славян настаивало на преодолении религиозных различий между ними8.
Все религиозные общины в Королевстве носили характер автономных организаций, которые могли самостоятельно управлять своей недвижимостью, распоряжаться своим имуществом и выделять средства из своих фондов для своих служащих. Поскольку своих доходов религиозным общинам не всегда хватало, они собирали пожертвования под защитой государственных властей. Таким способом страна помогала священникам и монахам, которые подчас не могли удовольствоваться собственными доходами. Здесь надо сказать и о том, что религиозные общины должны были содержать своих служащих, а государство не обязано было в этом участвовать. Более того, в Кодексе канонического права (Codex juris canonici) Католической Церкви вообще не говорится о том, чтобы государство помогало Церкви. Однако исторические события, сильно влиявшие на отношение державы к Церкви, побуждали высшую светскую власть участвовать в церковных делах и помогать Церкви.
Несмотря на то, что по Видовданской конституции9 религиозные общины не имели гарантированных прав на получение материальной помощи, определенные суммы из державного бюджета все-таки выделялись. Использовались они на религиозные цели и делились между религиозными общинами в зависимости от количества их членов и реальной необходимости10.
По сути, религиозное законодательство содержало пожелания и требования самих религиозных общин, с которыми велись переговоры и от которых требовалось согласие перед принятием какого-либо религиоз-
8. ПетровиЬ В. Политика и религща на Балкану. С. 3 // W poszukiwaniu novego kanonu. URL: http://postjugo.filg.uj.edu.pl/baza/files/277/Politika_i_religija_na_Balkanu.pdf (дата обращения: 18.11.2015).
9. Конституция, принятая в Видовдан, т.е. в день святого Вида (пророка Амоса) 28 июня 1921 г. Сербская Православная Церковь 28 июня также празднует и молитвенно вспоминает святого князя Лазаря и святых мучеников Косовских, пострадавших в 1389 г., защищая Сербию и Православие от Османской Порты. Позже в Сербской Православной Церкви было введено поминание в Видовдан всех мучеников сербских, пострадавших от душманской руки, защищая Православие, от 1389 г. до сегодняшнего дня.
10. РадиЬ Р. Вером против вере. Београд, 1995. С. 21.
ного закона. Это касалось не только Римско-Католической Церкви, но и всех других религиозных общин, с которыми заключались устные или письменные соглашения. Важным является и тот факт, что законы о вероисповеданиях затрагивают не внутреннюю структуру религиозных общин — она регулировалась их собственными религиозными уставами, — а только их внешние отношения с государством. Религиозные уставы не подлежали изменениям по воле государственной власти, в одностороннем порядке11. Эти уставы обеспечивали религиозным организациям полное, независимое и широкое право, на основании которого каждое вероисповедание могло принимать постановления, правила, положения, не нуждавшиеся в чьем-либо одобрении и согласии извне12. Что касается семейного права, религиозные общины здесь играли самую главную роль, что говорит о крепких связях между государством и религиозными общинами, хотя в конституции было предусмотрено их разделение. Браки в Королевстве Югославии заключались только по религиозным обрядам общин, в их ведении было и решение брачных споров. Религиозные общины вели книги регистрации новорожденных, венчающихся и умерших. Большое влияние общины имели также в области просвещения и здравоохранения.
С 1 ноября 1918 г., то есть со времени создания Королевства СХС13, и до принятия Видовданской конституции 28 июня 1921 г. в правовом плане было сохранено то положение религиозных общин, какое имелось налицо в странах, вошедших в состав государства14. Этот первый период был единственным периодом религиозно-политической стагнации, когда не происходило никаких изменений, продолжались применяться прежние законы и правила, действовавшие в отношении определенной религии. Сразу после провозглашения нового государства было создано Министерство по вопросам религии (07 декабря 1918 г.), обладавшее высшей наблюдательной и управляющей властью во всех религиозно-политических делах
11. См.: Устав СПЦ, ст. 278; Устав Реформированной церкви, ст. 10; Устав Исламской религиозной общины, ст. 118.
12. Троицки С. Верска Политика Крала У]единитела... С. 12.
13. Напомним и то, что народы, вошедшие в новое государство, провели века в составе чужих культур, борясь за сохранение своей идентичности, будучи политически и экономически подчиненными господствующим нациям, регионально закрытыми, находящимися на периферии больших империй — Османской и Габсбургской, национально разделенными и противопоставленными друг другу, конфессионально поляризованными. Подробнее см.: ПетрановиЬ, Б. Историка Jугославиjе. (Кралевина Jугославиjа).
14. РадиЬ Р. Вером против вере. С. 20.
вплоть до 1929 г.15 В Королевстве сербов, хорватов и словенцев признанными считались: Сербская Православная Церковь, Римско-Католическая Церковь вместе с Греко-Католической, исламская религиозная община, еврейская религиозная община, евангелистская, реформаторская, баптистская, методистская, назаретская и старокатолическая религиозные общины. Остальные религиозные общины были запрещенными, и их членов преследовали16. По данным переписи населения от 1921 г. 46,6% населения принадлежало Православной Церкви. Следующей была Римско-Католическая Церковь — 39,4% приверженцев, затем исламская религиозная община — 11,2%17. Остальное население исповедовало другие религии, присутствовавшие на этих территориях еще до создания единого государства18.
В Сербии и Черногории православное вероисповедание было провозглашено государственным, а отношения между государством и Церковью были построены по принципу единства, так что сотрудники Православной Церкви считались государственными служащими и получали из бюджета страны заработную плату. Из других религиозных общин в Сербии и Черногории стоит отметить следующие: римско-католическую, евангелист-скую, старокатолическую, липованскую, общину менонитов и еврейскую и исламскую религиозные общины19. В их отношении применялся Гражданский закон 1867 г., по которому гарантировались их равенство перед законом и свобода совести и вероисповедания20. В Боснии и Герце-
15. «Постановлением об организации Министерства по делам веры от 31 июля 1919 г. определено, что задачей министерства является "обеспечение гарантии четкого, безупречного выполнения основного принципа — равенства всех юридически признанных вероисповеданий в Королевстве"». См.: Троицки С. Верска Политика Крала У]единитела... С. 15.
16. Друштвено-политички положа] и правни режим верских за]едница у Jугославиjи. Београд, 1972. С. 5.
17. Национальная структура Королевства СХС, согласно данным о вероисповедании, если речь идет о народах и родном языке (для национальных меньшинств), по сведениям Бранислава Глигориевича, показывает, что сербы составляли 4 704 876 (39%) человек, хорваты — 2 889 102 (23,9%), словенцы — 1 023 588 (8,5%), мусульмане — 759 656 (6,3%), македонцы — 630 000 (3,3%), немцы — 512 207 (4,3%), венгры — 472 079 (3,9%), албанцы (арнауты, шиптары) — 483 871 (4,0%), румыны — 183 563 (1,6%), турки — 143 453 (1,2%), итальянцы — 11 630 (0,1%), славянские меньшинства — 198 857 (1,6%), остальные — 42 756 (0,3%). Общая численность населения королевства составляла в 1921 г. 12 055 715 человек. Подробнее см.: ПетрановиЬ Б. Историка Jугославиjе. (Кралевина Jугославиjа).
18. РадиЬ Р. Вером против вере. С. 18.
19. Друштвено-политички положа] и правни режим верских за]едница у Jугославиjи. Београд, 1972. С. 3.
20. ЛазиЬ И. Правни положу верских за]едница у Старо] и Ново] Jугославиjи. Загреб, 1969. С. 224.
говине признанными считались Православная Церковь, Римско-Католическая, Евангелистская (лютеране и кальвинисты), еврейская и исламская религиозные общины21. Для них также имел силу Гражданский закон 1867 г.22 Видовданская Конституция 28 июня 1921 г. была первой попыткой решить проблемы гетерогенного общества. Чтобы все вероисповедания считались равноправными, закон отказался от принципа государственной Церкви, хотя и не полностью, потому что определенные связи между государством и Церковью все-таки были сохранены. Все историки сходятся во мнении23, что власть нашла золотую середину, отказавшись от вышеупомянутого принципа, не отвечающего запросам многоконфессионального государства, в котором не может быть привилегий для какой-то одной религии. Государство просто сохранило связь с Церковью, но все вероисповедания были равноправными. В такой системе религиозные общины являются «общественными учреждениями с особым положением и особыми привилегиями в государстве». Двенадцатая статья этого закона гарантировала свободу совести и свободу вероисповедания. Свобода совести заключалась прежде всего в праве человека на основе своих собственных убеждений и собственного опыта решить, какое вероисповедание он примет. Принуждение человека верить или участвовать в обрядах определенного вероисповедания представляет собой нарушение этого закона24. Свобода совести также заключалась в праве неверующего человека выражать свои убеждения и мысли через средства массовой информации. Свобода вероисповедания состояла в праве человека принадлежать к определенному вероисповеданию, участвовать в обрядах и носить внешние знаки принадлежности к нему25. Видовданской, а позже и конституцией, названной Ок-троисаной26, от 3 сентября 1931 г. формально была гарантирована свобода совести и вероисповедания, которая выражалась в том, что никто не был обязан участвовать в религиозных обрядах, но все были должны участвовать в государственных праздниках27. С другой стороны, когда кто-нибудь поступал на судебную, державную или военную службу, он давал клятву
21. Друштвено-политички положа] и правни режим верских за]едница у Jугославиjи. Указ. соч. С. 3.
22. ЛазиЬ И. Правни положа] верских за]едница. С. 224.
23. См.: ЛазиЬ И. Правни положа] верских за]едница... С. 225; Друштвено-политички положа^.. С. 5; РадиЬР. Вером против вере. С. 161.
24. ЛазиЬ И. Правни положа] верских за]едница. С. 225.
25. Там же. С. 226.
26. Октроисан (сербск.) — «навязанный».
27. РадиЬ Р. Вером против вере. С. 21.
перед Богом, хотя об этом в Видовданской конституции ничего не было написано28.
Как видно из всего сказанного, ситуация, касающаяся плана проведения религиозной политики, ничуть не была простой, прежде всего потому, что в составе государства оказались поляризованные религиозные объединения, долгое время закрытые для диалога и сотрудничества. В таких обстоятельствах — имеются в виду и стремления к либеральным общественным достижениям того времени — нужно было строить религиозную политику, которая бы базировалась на принципах толерантности и равенства. Вся жизнь короля Александра Карагеоргиевича, безусловно, свидетельствует о том, что этот путь был долгим и трудным, но вел к выстраиванию гармоничных межрелигиозных отношений и укреплению религиозного законодательства, которое создавалось по принципам прогрессивных европейских стран XX в. Но деятельность короля Александра как покровителя религиозных интересов не ограничивается только территорией Югославии. Несомненно, ему можно приписать титул Defensor fidei — «Защитник веры». С его помощью и при его поддержке охранялась Русская Православная Зарубежная Церковь, обустроившаяся в Сремски-Карловцах. Протоколы Лозаннской конференции 1923 г. свидетельствуют о том, что благодаря усилиям представителей сербской страны ведущий иерарх Православной Церкви — Константинопольский патриарх — не потерял свою столицу в Константинополе, как желали того турки. Король Александр защищал интересы Иерусалимской Церкви в Палестине и интересы славянских монахов на горе Афон. В то же время он был самым большим сторонником примирения и сближения всех Православных Церквей, в первую очередь Сербской и Болгарской, а затем и остальных.
В заключение представим мнение уважаемого русского профессора С.В. Троицкого, который говорит, что «почти все правовые нормы, касаю-
28.Факты говорят, что Сербская Православная Церковь имела особую привилегию перед государством. Подтверждение тому мы находим в книге Института современной истории «Общественно-политическое положение и правовой режим религиозных общин в Югославии»: «Укрепляя опеку над Сербской Православной Церковью, государство облегчает себе проведение религиозной политики. Несмотря на то, что правящие круги по своему составу были преимущественно сербскими, высшие органы государственной власти были вынуждены проводить политику подчинения себе СПЦ и установления своего надзора над ней. В некоторых моментах государственная власть была готова на определенные уступки в отношении Сербской Православной Церкви по политическим причинам. Административное вмешательство в работу СПЦ было вызвано страхом традиционного вмешательства СПЦ в национальную политику». См.: Друштвено-политички положа^.. С. 8-9.
щиеся различных вероисповеданий, были приняты как раз в то время, когда законодательную власть выполнял сам король, так что мы можем сказать, что югославское религиозное законодательство — это законодательство короля. Многие вопросы религиозной политики были решены положительно для вероисповеданий только из-за личного вмешательства короля»29.
Источники и литература
1. Глигори]евик Б. Крал Александар Кара^ор^евиЙ (У Европсщ политици). Београд, 2002.
2. Друштвено-политички положа] и правни режим верских за]едница у 1у-гославщи. Београд, 1972.
3. Жутик Н. Српско православле и Англиканска црква // Православная социальная сеть Поуке.орг. URL: http://www.pouke.org/verujem/index.php?topic=1303.0 (дата обращения: 18.11.2015).
4. Лазик И. Правни положа] верских за]едница у Старо] и Ново] 1угославщи. Загреб, 1969.
5. Петрановик Б. Исторща 1угославще (Кралевина 1угославща) // Электронная библиотека Znaci.net. URL: http://www.znaci.net/00001/93_2.pdf (дата обращения: 18.11.2015).
6. Петровик В. Политика и религща на Балкану // W poszukiwaniu novego kanonu. URL: http://postjugo.filg.uj.edu.pl/baza/files/277/Politika_i_religija_na_ Balkanu.pdf (дата обращения: 18.11.2015).
7. Радик Р. Вером против вере. Београд, 1995.
8. Ристик М. Крал Александар Кара^ор^евиЙ — Живот и рад. Београд, 1937.
9. Троицки С. Верска Политика Крала У|единитела. Нови Сад, 1935.
10. Чворовик З. Слобода вероисповести у Кнежевини и Кралевини Србщи // URL: http://borbazaveru.info/content/view/5092/95/ (дата обращения: 18.11.2015).
29. Троицки С. Верска Политика Крала У]единитела... С. 4. 126 Христианское чтение № 6, 2015