Научная статья на тему 'Правовое положение сербской православной церкви и органы государственного регулирования в Сербии XIX - начала XX века'

Правовое положение сербской православной церкви и органы государственного регулирования в Сербии XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕРБИЯ / SERBIA / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ / STATE RELIGION / МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВЕРЫ / MINISTRY OF EDUCATION AND RELIGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колиненко Ю.В.

В статье рассматривается положение сербской православной церкви в XIX начале ХХ века, а также государственный надзор за церковью, осуществляемый министерством просвещения и веры, и соответствующие государственные постановления, регулировавшие взаимоотношения института церкви и государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the status of the Serbian Orthodox Church with regard of the constitution of Serbia from the 19th century until 1918 the year of the creation of the kingdom of the Serbian, Croats and Slovenes, and also analyses the state control over the Church implemented by the ministry of public education and religion and the respective state regulations for the control of the relationships between the institutions of the church and the state.

Текст научной работы на тему «Правовое положение сербской православной церкви и органы государственного регулирования в Сербии XIX - начала XX века»

УДК 94

ББК 63.3(4ЮГО.СЕР)5

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СЕРБИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Ю.В. Колиненко

294

Аннотация. В статье рассматривается положение сербской православной церкви в XIX- начале ХХ века, а также государственный надзор за церковью, осуществляемый министерством просвещения и веры, и соответствующие государственные постановления, регулировавшие взаимоотношения института церкви и государства.

Ключевые слова: Сербия, конституция, церковь, православие, государственная религия, министерство просвещения и веры.

Summary. The article considers the status of the Serbian Orthodox Church with regard of the constitution of Serbia from the 19th century until 1918 -the year of the creation of the kingdom of the Serbian, Croats and Slovenes, and also analyses the state control over the Church implemented by the ministry of public education and religion and the respective state regulations for the control of the relationships between the institutions of the church and the state.

Keywords: Serbia, constitution, church, orthodoxy, state religion, Ministry of Education and religion.

Государственное регулирование деятельности Сербской церкви в новое время началось, собственно, с рождением Сербского государства. Приступив к внутренней организации государства, созданное хатт-и шерифами 1829/1830/1833 гг. автономное княжество Сербия [1; 2] выработало и приняло на народной скупщине свою первую «конституцию» — Сретенский устав 1835 г.

Весьма показательны его статьи, касающиеся церкви. Во-первых, они занимают целую главу (гл. 9) из 14 глав Устава, что само по себе свидетельствует о важности занимаемого церковью положения. Во-вторых, данные параграфы посвящены не только определению места религии и церкви в государстве, но и регулируют ее внутреннее устройство, место которому, скорее, в Законе о

церкви, чем в конституции страны, что тоже указывает на значение института церкви.

Устав, в частности, определял, что «в православной восточной Сербской церкви один есть Митрополит Сербский» [3, с. 9], число архиереев должно было быть сообразно количеству народа. Внутреннее руководство церкви должен был осуществлять Митрополит и духовная власть, «которые определяются указом с соблюдением договора, утвержденного Патриархом в Цариграде». Очевидно, что в основном статьи Устава повторяли ключевые положения Конкордата 1832 г., выданного Вселенской Патриархией Сербской церкви, которыми надолго был определен статус Сербской церкви. Уставом также закреплялось, что жалованье Митрополит и архиереи получают от государства — из «народной казны», а священники — от народа. Видимо, с целью уменьшить политическое влияние церкви, устанавливалось, что ни священство, ни духовенство не могли иметь в Сербии других званий. Это положение не касалось митрополита Сербского и — в «случае потребности» — архиереев, которые могли быть призваны князем и госсоветом в качестве советников по церковным делам. На весьма демократический лад любому вероисповеданию в Сербии гарантировалось покровительство правительства и право свободного отправления богослужения.

Как известно, демократический Сретенский устав, этот «французский росток в турецком лесу», просуществовал всего 55 дней и был отменен под давлением «гарантов» автономного княжества — России и Порты.

Дарованный султанским хатт-и шерифом 1838 г. новый Устав, т.н. «Турецкий устав», родившийся в перипетиях русско-британско-турецких отношений [4; 5] и более отвечавший социально-политическим реалиям вассального княжества, не столько определял положение церкви в княжестве, сколько подтверждал турецким правительством дарование определенных свобод православному населению и православной сербской церкви: «Я (султан Махмуд II - Ю.К.) даровал народу Сербскому полную свободу (освобождая от обычных церемоний закона их) избирать между собой с Твоим (имеется в виду князь Милош - Ю.К.) содействием и под Твоим надзором митрополитов и епископов с условием, что они по духовному чиноположению будут подчинены духовной власти Патриарха, сидящего в Константинополе, который считается начальником этого Закона (греческого закона, то есть православия - Ю.К.) и Синода. И на них распространяются те же преимущества и свободы, издревле дарованные христианам жителям царства Оттоман- 295 ского с начала правления» [6, с. 6].

«Турецкий устав», значительно сузивший права князя автономного княжества и подчеркнувший вассальное положение Сербии как части Османской империи, а сербов — как подданных турецкого султана, формально оставался в силе до 1869 г., когда по мере развития институтов власти в самой Сербии, а также в результате смены политического курса и прихода к власти либералов при малолетнем князе Милане была самостоятельно выработана новая конституция. Так называемый «Наместнический устав» 1869 г. был

296

большим шагом вперед для Сербии — это был первый устав, принятый без вмешательства Турции и фактически означавший окончание борьбы за внутреннюю самостоятельность. Кроме того, Сербия в первый раз получила устав, который провозглашал принцип разделения властей и представительную систему власти [2, с. 159, 178; 7].

Устав, одним из авторов которого был либерал Й. Ристич (а в разработке принимал участие и глава сербской церкви Митрополит Михаил), содержал положения, определяющие место православной церкви в государстве, просуществовавшие без малого полвека — до времени создания Королевства СХС, мирно перекочевывая с некоторыми дополнениями и изменениями из одной конституции в другую.

Во-первых, статьей 31 в качестве господствующей утверждалась «восточно-православная» вера, а статьями 11 и 19 предписывалось обязательное вероисповедание князя и наследника престола [8, с. 74-75]. При этом указывалось, что «свободна и всякая другая вера», и гарантировалась возможность отправления обрядов. При этом никто не мог, «ссылаясь на религиозные правила, быть освобожденным от своих граждан -ских обязанностей». Конституция стояла на страже господствующей веры — запрещалось любое действие, которое могло быть «гибельным» для православной веры, то есть прозелитизм [9, с. 76; 10].

Целая глава конституции (гл. 8) [там же, с. 86-87] была посвящена церкви, школам и благотворительным учреждениям. Здесь более детально определялось, что «на пу-

бличное отправление религиозных обрядов имеют право религии, которые признаны Сербией или которые будут признаны специальным законом» (ст. 119). «Защитником» же всех вероисповеданий, признанных в государстве, являлся князь (ст. 120).

Далее следовали очень важные положения, ставящие церковь в непосредственную зависимость от государства. Духовные учреждения всех вероисповеданий должны были пребывать под надзором министра церковных дел. И хотя управление внутренними делами церкви в соответствии с принятым церковным канонам осуществлял Архиерейский собор, свобода действий церкви была существенно ограничена. Статья 121 урезала право на переписку духовных властей с заграничными «властями или соборами», которая должна была вестись только с одобрения министра церковных дел. Равно и «никакой акт, который бы дошел от духовных властей или собора заграницей», не мог быть обнародован духовными властями Сербии без санкции министра. Также министру церковных дел отдавалось право рассматривать жалобы против злоупотреблений всех духовных властей «без различия вероисповедания» (ст. 122), которые в «отношении своих гражданских дел и своего имущества» должны были подчиняться «общим земным законам» (ст. 123).

Устав 1869 г. оставался в силе и после получения независимости Сербского княжества, то есть вплоть до 1888 г., когда уже в новых условиях политической борьбы трех партий — либералов, напредняков и радикалов [9] была принята новая конституция, с которой обычно свя-

зывают начало парламентаризма в Сербии. Но, по мысли готовившегося к отречению короля Милана, конституция должна была служить временной мерой, направленной на компромисс королевского престола с радикалами.

Практически в тех же словах, что и устав 1869 г., новая либеральная конституция определяла «государственную веру» (ст. 3), запрещала прозелитизм (ст. 19), объявляла невозможность «сербских граждан» быть освобожденными от своих гражданский и военных обязанностей, ссылаясь на религиозную принадлежность (ст. 20), предписывала вероисповедание короля и его близких (ст. 41), гарантировала свободу совести и защиту закона (ст. 18). При этом, уже в соответствии с новыми реалиями, конституция провозглашала, что Сербская церковь — авто-кефальна и «не зависит ни от какой-либо иностранной церкви, но поддерживает единство в догматах с восточной Вселенской церковью» (ст. 3) [там же, с. 107]. Внутреннее управление восточно-православной церкви определялось как принадлежащее Архиерейскому Собору. Духовные власти как восточно-православной, так и всех остальных признанных вероисповеданий являлись поднадзорными министру церковных дел. «Устройство церковной власти и богословских школ восточно-православной церкви» должно было осуществляться по закону и в согласии министра с Архиерейским Собором (ст. 190). Статья, предписывающая подношение жалоб против злоупотребления церковных властей министру церковных дел, а также определяющая подчиненность цер-

ковных лиц и церковных учреждений «в отношении гражданских дел и имущества ...государственным законам» была несколько расширена, в ней появился пункт, регулирующий права церковного и гражданского судов в отношении преступлений священников — «церковные власти судят священников за преступления, совершенные по церковным делам, исключая преступления, которые наказываются по уголовному закону» (ст. 191). Заключительная же статья, касающаяся невозможности сербских архиереев вести самостоятельную переписку с представителями иностранных церквей, полностью повторяла соответствующую статью устава 1869 г. (ст. 192).

В 1894 г. после государственного переворота короля Александра Об-реновича конституция 1888 г., значительно ограничивавшая права монарха, была отменена, и был возвращен устав 1869 г. [11]. Фактически установив личный режим правления, в 1901 г. король совершил еще один переворот, октроировав новую конституцию. За основу проекта конституции, написанной совместно напредняками и радикалами, была взята конституция 1888 г., поэтому октроированная конституция повторяет интересующие нас положения, касающиеся православной церкви, хотя в более лапидарных и категоричных формулировках. Октроированная конституция просуществовала недолго — после майского переворота 1903 г., которым завершилась история династии Обрено-вич, встал вопрос о выработке новой конституции. Она была принята скупщиной без короля и без его согласия, более того, это произошло

297

298

в момент, когда Сербия короля не имела. Новый, избранный народной скупщиной король Сербии — Петр Карагеоргиевич должен был принять ее как необходимое условие восшествия на престол, что делало королевскую власть вторичной по отношению к власти народного представительства [там же, с. 117]. Новый основной закон представлял собой конституцию 1888 г., измененную лишь в части статей, касавшихся властных полномочий короля. Статьи относительно положения церкви изменены не были, целиком и полностью повторяя устав 1888 г.

В качестве государственной религии православная церковь официально просуществовала в Сербии до 6 января 1919 г., когда в ознаменование положений Корфской декларации будущий глава нового многоэтничного и мультиконфессио-нального государства — Королевства СХС — регент Александр издал Прокламацию, которой гарантировалась равноправность всех религий в Королевстве, и было подтверждено аннулирование государственного статуса и привилегированного положения православной церкви в Сербии и Черногории [12, с. 48]. Конституция 1921 г., отказавшись от института «государственной церкви», закрепила положение о том, что все принятые вероисповедания равны перед законом (ст. 12) [13, с. 4], однако при этом церковь так и не была отделена от государства и по-прежнему являлась объектом постоянного вмешательства со стороны государства, которое, в частности, оставило за собой решающий голос в выборах Патриарха.

Надзор за церковной деятельностью на протяжении всего существования независимого княжества, а потом и королевства Сербии осуществлялся государством с помощью соответствующих органов регулирования. Организация государственного управления была утверждена княжеским положением об „ Устройстве органов центральной государственной власти в княжестве Сербии" 10 марта 1862 [14]. Им в Сербии учреждалось семь министерств (юстиции, МИД, МВД, финансов, военное, строительства), в числе которых было и Министерство просвещения и церковных дел, каковому доверялась «забота о моральном и научном развитии народа». В качестве министерства церковных дел оно должно было «стараться, чтобы соблюдались законы, касающиеся веры и церкви». Министерство, «имеющи всегда перед глазами христианский закон православного восточного исповедания как основы и средства, которым благонравие народное развивается, просвещается и усиливается, в договоре с духовными властями, особенно должно стараться о поддержании и развитии веры православной, об основании необходимых заведений для образования священства, о сохранении нужных монастырей, о пристойном содержании священства, о соразмерном делении епархий и вообще о возведении, обновлении и процветании храмов Божиих» [15]. Кроме того, министерство церковных дел осуществляло надзор за всеми признанными религиозными объединениями.

Это положение просуществовало до 1880 г., когда имеющаяся система управления образованием (в первую очередь) и церковью перестала удо-

влетворять правительство — за 18 лет увеличилось население, изменились культурные, нравственные и интеллектуальные потребности государства. Главным недостатком нынешнего порядка управления министр образования считал слабый надзор за школами и неясно определенные или незакрепленные функциональные обязанности чиновников, вынужденных заниматься одновременно и вопросами школы, и вопросами церкви [16, с. 1476]. Увеличилось и количество церковных дел: «сегодня, — докладывал на заседании Скупщины министр образования Ст. Бошкович, — в Сербии больше 1000 духовных лиц — членов консисторий, протоиереев, священников и монахов, которые так или иначе контактируют с министерством просвещения, призванным. разбирать ... их официальные дела, разрешать конфликты, решать вопросы, проводить расследования, давать инструкции и т. д.». Для более эффективного разрешения все увеличивающихся вопросов было необходимо, чтобы управление церковными делами, которое, по словам Ст. Бошковича, «по счастью», осталось объединено с министерством просвещения, «имело в самом министерстве особое отделение, в котором бы все дела отправлялись точно и быстро в смысле закона, на славу и честь церкви и на пользу народа» [там же, с. 1479].

Церковь так и осталась в «живой благотворной связи с народным просвещением», однако по Закону об организации министерства просвещения и церковных дел 14 января 1880 г. [17] министерство было разделено на два отделения — отделение по делам просвещения и отделение

по делам церкви, каждое из которых имело свой штат — начальника, секретаря и писарей. Бухгалтер и статистик были общими на все министерство. Начальники отделений устанавливались княжеским (а в последствии королевским) указом по предложению министра. В качестве обязательных требований к начальнику отделения было наличие высшего образования и работа «профессором» в течении 3 лет.

В функции начальника отделения по делам церкви входило «согласно закону и специальным министерским распоряжениям давать ход делам, подготавливать рассмотрение и давать заключения по делам своего отделения». В обычных, ясных с юридической стороны случаях начальник имел право сам выносить постановления и подписывать резолюции, заменяя тем самым министра. В сложных и сомнительных случаях тот всегда должен был информировать министра и требовать от него решения. Начальник ставил на рассмотрение министра вопросы, касавшиеся церковных нужд и священства, докладывал министру обо всех входящих в эту сферу проблемах, поступавших от Архиерейского собора, отдельных архиереев, консисторий и т.д.

Общие обязанности министерства сохранялись — забота об укреплении духовной морали и ее благотворном влиянии на жизнь и развитие народа. В сферу задач министерства входило управление согласно положениям закона, а там, «где требуется», — и согласно с мнением Архиерейского собора, а также руководство церковными делами, не входящими в компетенцию собора или отдельных архиереев. В последнем случае

299

министерство осуществляло только «надзор и защиту», насколько это требовалось со стороны государственной власти. Помимо православной церкви, министерство осуществляло надзор и за остальными религиозными организациями.

Церковное отделение вершило надзор за делами церкви вплоть до 1919 г., когда было основано министерство веры Королевства СХС, взявшее на себя исполнение верховного надзора и административную власть во всех религиозно-политических делах, которые входили в компетенцию государства [15, с. 562].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЛушиЬ, Р. Кнежевина Србща (1830-1839) [Текст] / Р. Лушип. - Београд, 1986. - 508 s.

2. ЛушиЬ, Р. Српска державност 19 в. [Текст] / Р. Лушип. - Београд, 2008. - 497 s.

3. Устав Княжества Србие [Текст]. - Крагуе-вац, 1835. - 12 s.

4. Виноградов, В.Н. Восточный вопрос и англо-русские отношения в 30-ые годы XIX в. [Текст] / В.Н. Виноградов // Совет-

nnn ское славяноведение. - 1982. - № 3. -dUU С. 3-22.

5. Международные отношения на Балканах. 1830-1856 гг. [Текст]. - М., 1990. - 349 с.

6. Устав Княжества Србие [Текст]. - Београд, 1838. - 8 s.

7. JoeaHoeuh, С. Влада Милана Обреновипа [Текст] / С. Jовановиñ. - Ка. 1. - Београд, 1934. - 526 s.

8. Устави и владе кнежевине Србще, кралевине Србще, Кралевине СХС и Кралевине Jугославиjе. 1835-1941 [Текст].

- Београд, 1988. - 291 s.

9. ЖивановиЬ Ж. Политичка исторща Србще у друго] половини 19 века [Текст]. Ка. 2. 1878-1889 / Ж. Живановип. - Београд, 1924. - 413 s.

10. HoeaKoeuh, С. Двадесет година уставне политике у Србщи. 1883-1903 [Текст] / С. НоваковиЬ. - Београд, 1912. - 336 s.

11. nonoeoh-06padoeuh, О. Парламентари-зам у Србщи [Текст] / О. Поповоп-ОбрадовиЬ. - Београд, 2008. - 479 s.

12. Novakovic, D. Donosenje i osnovna resenja Zakona o Srpskoj pravo slavnoj crkvi u Kraljevini Jugoslaviji iz 1929. godine [Text] / D. Novakovic // Tokovi istorije. - 2011. -br. 1. - Str. 46-62.

13. Устав Кралевине Срба, Хрвата, Словенца од 29 ]уна, 1921г. [Текст]. - Београд, 1988.

- 48 с.

14. Србске новине [Текст]. - 13 марта 1862 г.

15. Сли]'епчевиЬ Ъ. Исторща српске право-славне цркве [Текст] / Ъ. СлщепчевиЬ. -Београд, 1991. Ка. 2. - 673 с.

16. Стенографске белешке о седницама На-родне Скупштине (1879-1880 гг.), 2 део [Текст]. - Београд, 1880 г. - s. 1201-2391.

17. Српске новине [Текст]. - 23 января 1880 г. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.