Научная статья на тему 'Основные аспекты реформирования системы налогообложения в Республике Казахстан'

Основные аспекты реформирования системы налогообложения в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курмангалиева С.К.

Доклад посвящен анализу основных изменений, произведенных в налоговой системе Республики Казахстан, в том числе в налогообложении недропользователей, с принятием нового налогового кодекса с точки зрения соответствия нововведений целям диверсификации и модернизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты реформирования системы налогообложения в Республике Казахстан»

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

© Курмангалиева С.К.*

Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Республика Казахстан, г. Астана

Доклад посвящен анализу основных изменений, произведенных в налоговой системе Республики Казахстан, в том числе в налогообложении недропользователей, с принятием нового налогового кодекса с точки зрения соответствия нововведений целям диверсификации и модернизации экономики.

С 1 января 2009 года в Республике Казахстан вступил в силу новый налоговый кодекс. Принятие законодательного акта преследовало цель кардинального реформирования системы налогообложения, создания путем усиления регулирующей функции налогов условий для диверсификации и модернизации экономики, снижения налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики с компенсацией потерь бюджета за счет добывающего сектора. Наряду с этим, новый налоговый кодекс должен был решить проблему упрощения налогового администрирования, действительной кодификации всех налоговых норм в едином документе.

Сравнительный анализ норм нового налогового кодекса и налогового кодекса 2001 года указывает на то, что в рамках последнего реформирования изменения коснулись практически всех элементов налогообложения: от пересмотра ставок и порядка исчисления отдельных видов налогов и платежей, состава плательщиков, показателей, включаемых в расчет объектов обложения, применения некоторых механизмов налогообложения, до отмены и замены одних видов налогов и платежей другими. Степень детализации отдельных моментов указывает на то, что в рамках работы над проектом были систематизированы и по возможности учтены многие проблемы, возникавшие в правоприменительной практике. В частности, к ним можно отнести разработку методологии раздельного налогового учета доходов и расходов по контрактной деятельности, учет финансовых операций, детализацию норм, регулирующих порядок проведения проверок, требование составления налоговой учетной политики, и многое другое. Одной же из наиболее значимых и радикальных составляющих произведенной реформы представляются изменения, предусмотренные в налогообложении недропользователей.

* Аспирант кафедры Экономики и финансов

К основным изменениям в части корпоративного подоходного налога (КПН), направленным на снижение налоговой нагрузки, стимулирование обновления основных фондов, упрощение административных процедур, можно отнести:

1. поэтапное снижение ставки КПН: с 2009 года ставка снижена до 20 % (с 30 %), с 2011 года - предусматривалось дополнительное снижение ставки до 17,5 %. Однако, в течение 2009 года в планы государства были внесены коррективы, связанные с изменением прогнозов развития мирового кризиса - снижение ставки до 17,5 % отложено на 2 года;

2. также предусмотрено снижение ставки КПН, удерживаемого у источника выплаты с 15 % до 10 % (данное нововведение по аналогичным основанием приостановлено до 2014 года);

3. увеличен срок переноса убытков с 3 до 10-ти лет;

4. упрощено администрирование уплаты КПН субъектами малого и среднего бизнеса, а также вновь созданными предприятиями в части отмены обязательства оплаты ими авансовых платежей по КПН;

5. устранено расхождение в определении фиксированных активов по налоговому и бухгалтерскому учету: состав фиксированных активов приведен к МСФО;

6. либерализирован порядок предоставления инвестиционных преференций: исключена необходимость заключения контракта на применение преференций, предусмотрена возможность вычета стоимости объектов преференций до ввода их в эксплуатацию, к объектам преференций отнесены также последующие вложения на реконструкцию и модернизацию фиксированных активов, предусмотрена возможность применения налоговых преференций недропользователями.

К изменениям, направленным на модернизацию, диверсификацию экономики, принятым в последние годы можно также отнести снижение на 100 % КПН предприятий, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон (сфера деятельности: информационные технологии, НИОКР, легкая промышленность, химическая промышленность, производство машин, оборудования, автотранспортных средств, фармацевтических препаратов и т.д.), освобождение от обложения доходов по финансовому лизингу, вознаграждений по долговым ценным бумагам, укрупнение амортизационных подгрупп и размера амортизационных отчислений, пределов отнесения на вычеты расходов на ремонт и прочее.

Изменения в части налога на добавленную стоимость (НДС) в основном направлены на снижение налоговой нагрузки, освобождение от НДС субъектов малого, среднего бизнеса, упрощение административных процедур, в том числе в части проведения проверок и возврата НДС:

1. с 2009 года уменьшена налоговая база НДС: в 2 раза увеличен предельный размер оборота, при достижении которого лицо обязано встать на учет по НДС (до 30 000 МРП за любой последовательный период);

2. ставка НДС снижена с 13 % до 12 %;

3. из налоговой базы НДС исключена отгрузка товаров (работ, услуг) между структурными подразделениями;

4. конкретизирована дата совершения оборота по НДС;

5. установлен единый налоговый период - календарный квартал;

6. разрешен возврат всей суммы превышения НДС, отнесенного в зачет, над начисленным (ранее возврат производился только по оборотам, облагаемым по ставке НДС - 0 %);

7. предусмотрен упрощенный порядок возврата НДС (без проведения проверки): с 2009 года - по лицам, состоящим на мониторинге; с 2011 года - по лицам, не имеющим расхождений по результатам камерального контроля, а также лицам, соответствующим критериям системы управления рисками.

К важным изменениям с принятием нового налогового кодекса в части иных видов налогов и платежей также необходимо отнести всеобщее декларирование доходов физических лиц, изменения в обложении социального налога, имущественных налогов. В целях упрощения исчисления социального налога, законодательство вернулось к применению единой ставки. Ставка налога при этом снижена: если ранее ставка социального налога достигала 21-23 %, то с 2009 года она снижена до 11 %. Укрупнены объекты обложения налогом на имущество (здания, сооружения, жилые строения, помещения и т.д.), в связи с чем, в половину увеличена ставка налога (с 1 % до 1,5 % - для юридических лиц), снижены ставки по отдельным категориям транспортных средств. В части иных видов платежей и сборов, в новый налоговый кодекс максимально включены нормы подзаконных нормативных правовых актов, 8 видов сборов ранее действовавшего налогового кодекса объединены в один - «регистрационные сборы».

Как отмечалось выше, наиболее значимой составляющей налоговой реформы 2009 года является реформирование системы налогообложения недропользователей.

С принятием нового налогового кодекса устранена основная особенность налоговой системы РК - стабильность налогового режима по контрактам на недропользование, заключенным в период с 1990 года по 2004 год. Также Казахстан отказался от применения в последующем Соглашений о разделе продукции (СРП). Данные нововведения обусловлены следующим. Большинство контрактов на недропользование в РК были заключены в начале 90-ых годов. На этапе формирования рыночных отношений, государство, создавая благоприятные условия для привлечения

иностранных инвестиций, гарантировало инвесторам защиту от изменений в налогообложении. В результате чего, до настоящего времени, недропользователи Казахстана продолжали уплачивать налоги по законодательству 90-ых гг. - периоду, когда налоговая система Казахстана находилась на этапе становления, налоговое законодательство являлось несовершенным, следовательно, не было способным регулировать ситуации, возникшие в последующем с развитием финансовых рынков и появлением новых видов деятельности (лизинг, хеджирование, учет ценных бумаг и т.д.). Неизменность налогового режима по большинству контрактов привела также к тому, что государство фактически лишилось одного из основных косвенных способов воздействия на экономическую активность -реформирование налоговой системы не оказывало влияния на самую значительную базу налогообложения - нефтегазовый сектор.

Все вышесказанное, привело к тому, что Казахстан в дополнение к принятому в 2004 году решению об отказе от стабилизации налоговых режимов по вновь заключаемым контрактам, с принятием нового налогового кодекса отказался от стабильности также по всем ранее заключенным контрактам, за исключением СРП и контрактов, утвержденных Президентом РК.

Данное решение содержит в себе более существенное влияние на налогообложение недропользователей, чем это принято устанавливать, сопоставляя нормы нового налогового кодекса и налогового кодекса 2001 года, так как уровень налогообложения недропользователей изменится также в соответствии с изменениями, внесенными в налоговое законодательство в течение всех последних лет (до принятия нового налогового кодекса).

В качестве значимых изменений, произошедших в налогообложении недропользователей, также необходимо отметить: замену роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налоговая база по которому значительно шире роялти, методология исчисления упрощена и направлена на пониженное обложение внутренних поставок и переработки полезных ископаемых, пересмотр порядка применения прогрессивной шкалы ставок по налогу на сверхприбыль (НСП), в результате которых увеличение налоговых обязательств по НСП с ростом рентабельности происходит более равномерно, увеличение необлагаемого минимума по НСП. К позитивным изменениям также необходимо отнести отказ от применения при определении ставки НСП показателя IRR, исчисление которого было усложнено расчетом денежных потоков с начала контрактной деятельности. К изменениям, связанным с реакцией разработчиков на динамику развития мирового кризиса также относится увеличение пороговых значений цен на нефть, влияющих на ставку рентного налога на экспорт. До принятия нового налогового кодекса рентный налог по ставке в 1 % возникал при цене на нефть в 19 долл./баррель, с 2009 года обязательства по уплате налога в размере 7 % возникают при мировой цене в 50 долл. / баррель.

Проведенный анализ свидетельствует о значительных изменениях, произошедших в налогообложении недропользователей. Положительным является то, что большинство нововведений связаны со стимулированием перерабатывающих производств на территории Республики Казахстан. Примечательно, что ни одно из внесенных изменений в части недропользователей не имело бы экономического эффекта без отказа от стабильности налоговых режимов по контрактам, заключенным до 2004 года. Данное обстоятельство приведет к существенному изменению уровня налогообложения недропользователей также по иным видам налогов (КПН, НДС, социальному налогу и пр.).

Список литературы:

1. Послание Президента РК народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики», 2 февраля 2008 года.

2. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года.

3. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года с учетом изменений, внесенных по состоянию на 1 января 2010 года.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ФИНАНСОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© Ломовцева Н.Н.*

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

Рассмотрены вопросы планирования расходов бюджетного учреждения в РФ с учетом новых законодательных актов, изданных в 20072009 годах: изменения, требования, нормы.

Планирование расходов является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами. В ходе реформы бюджетного процесса в РФ системе планирования уделяется достаточно много внимания как основному рычагу, применяемому для повышения результативности расходов бюджета и оценки их влияния на экономику. Сегодня задача любого финансиста при формировании бюджетных смет доходов и расходов осложняется не только умением ориентироваться в многообразии часто меняющегося бюджетного законодательства, но и

* Старший преподаватель кафедры Экономического анализа и государственного управления, почетный работник высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.