Научная статья на тему 'Влияние налога на добавленную стоимость на деятельность вертикально интегрированных компаний'

Влияние налога на добавленную стоимость на деятельность вертикально интегрированных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Д.В.

НДС оказывает сдерживающее влияние на развитие и укрепление отечественной экономики и в частности крупнейших компаний вертикально-интегрированного типа, т.к. налоговая база по данному налогу возникает на каждом из этапов переработки. Специфика НДС такова, что чем больше звеньев в технологической цепочке производства продукции внутри вертикально-интегрированной структуры, тем выше издержки от некачественного администрирования НДС. В статье исследуется влияние НДС на деятельность вертикально-интегрированных компаний, и предлагаются конкретные подходы к совершенствованию налогообложения НДС холдингов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние налога на добавленную стоимость на деятельность вертикально интегрированных компаний»

Налогообложение

23 (128) - 2008

влияние налога на добавленную стоимость на деятельность вертикально интегрированных компаний

д.в. КУЗЬМИН

Саратовский государственный социально-экономический университет

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из ключевых источников налоговых доходов государства. В консолидированном бюджете Российской Федерации доля НДС в 2007 г. составила 17 %.

НДС оказывает сдерживающее влияние на развитие и укрепление отечественной экономики и, в частности, крупнейших компаний вертикально интегрированного типа, так как налоговая база по данному налогу возникает на каждом из этапов переработки. Специфика НДС такова, что чем больше звеньев в технологической цепочке добычи и производства продукции внутри вертикально интегрированной структуры, тем выше издержки от некачественного администрирования НДС. Поэтому бизнесу становится невыгодно углублять переработку и создавать продукцию с более высокой добавленной стоимостью. НДС является одним из основных налогов для отраслей с высокой степенью переработки сырья. Например, для предприятий машиностроения доля НДС в общих налоговых платежах превышает 40 %. Самый высокий процент собираемости налога наблюдается в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Половина правонарушений в налоговой сфере связана с НДС1.

Крупные производственные холдинги стремятся продавать товары не только на территории страны, но и за ее пределами. Ситуация с администрированием НДС сложилась такова, что в то время как добросовестные налогоплательщики годами не могут получить возврат из бюджета экспортного НДС, существует возможность получения необоснованных возвратов через фирмы-однодневки, симулирующие работу на экспорт. Расчетная сумма потерей бюджета от такой оптимизации платежей по НДС составляет от нескольких десятков до сотней миллиардов рублей в год. С уплатой

НДС, по данным Центра исследования проблем налогообложения при Правительстве РФ, связано 80 % камеральных и 90 % встречных налоговых проверок. Суды завалены делами, связанными с исчислением, уплатой и возвратом НДС.

НДС как государству, так и бизнесу обходится очень дорого. От сотрудников бухгалтерий и налоговых органов требуется достаточно высокая квалификация, что увеличивает стоимость администрирования НДС для обеих сторон. По экспертным оценкам, около 40 % объема собранного в бюджет НДС тратится на содержание налоговых инспекций, а в компаниях минимум 60 % работы бухгалтерий связано с обслуживанием этого налога2.

Администрирование НДС действительно очень усложнено. Злоупотребления, особенно при возмещении из бюджета НДС экспортерам, не удается полностью искоренить даже в развитых странах. В отчете Центра исследования проблем налогообложения приводятся цифры о том, что в Германии посредством различных махинаций ежегодно расхищается из бюджета около 17 млрд евро. Это при том, что в Евросоюзе налоговая служба имеет доступ к базам данных таможни, банков, и из-за наличия единой электронной системы уклоняться от уплаты налогов довольно сложно.

Проблема бюджетных потерь в первую очередь связана как с недостатками самого процесса планирования налоговых доходов, так и с неадекватным правовым регулированием основных элементов налога. Объект налогообложения настолько расширен, что НДС лишь по названию похож на налог, взимаемый с добавленной стоимости. Организации в настоящее время вынуждены уплачивать этот налог со стоимости строительных работ для внутреннего потребления, авансов, продолжительное время бесплатно кредитовать бюджет за счет экспортного НДС.

1 Газета. - 2007. - № 42. - 09 марта. - С. 14.

! Проверка компании. - 2008. - № 3.

Государство при тесном взаимодействии с бизнесом на протяжении последних нескольких лет предпринимает попытки избавиться от недостатков по одному из важнейших налогов в стране. Было разработано несколько подходов по выходу из сложившейся ситуации:

1) замена НДС налогом с продаж;

2) снижение ставки НДС до 10 — 13 % с одновременной отменой пониженной ставки в 10 %;

3) регистрация налогоплательщиков по НДС;

4) использование спецсчетов для расчетов по НДС и электронных счетов-фактур;

5) меры, основанные на анализе недостатков действующего порядка взимания НДС и направленные на оперативное, но временное изменение ситуации.

Замена НДС налогом с продаж

Радикальным изменением косвенного налогообложения в России может послужить замена НДС налогом с продаж (НСП), который будет установлен в размере 10 %. НДС — один из доходообразующих налогов, поэтому процесс перехода с НДС на НСП должен быть плавным и детально просчитанным. Расчеты показывают, что замена НДС на налог с продаж, установленный в размере 10 %, приведет к потерям бюджета в размере 1 % ВВП3. Правительство рассматривает процесс перехода с НДС на налог с продаж либо путем единовременной отмены НДС и ввода НСП с 2009 г, либо постепенным понижением ставки НДС и повышением вводимого налога в 2009 — 2011 гг.

Налог с продаж предлагается ввести с большими отличиями от существовавшей до января 2004 г. гл. 27 Налогового кодекса РФ. Предлагаемая модель нового налога с продаж такова:

1) налогоплательщиками признаются все юридические лица, имеющие обороты по реализации товаров, работ и услуг. При этом обороты по реализации товаров, работ, услуг, не являющихся конечным потреблением, освобождаются от обложения налогом;

2) объект налогообложения — конечное потребление;

3) налоговая декларация подается всеми налогоплательщиками даже в случае, если обороты не подпадают под обложение налогом;

4) ставка налога устанавливается в размере 10 %;

5) зачисление налога будет закреплено за федеральным бюджетом либо за частично федеральным и частично региональным.

3 Финансовые известия. — 2006. — 22 февраля. — С. 17.

Новый налог сохранит некоторые черты НДС, поскольку перечень налогоплательщиков, объект налогообложения и налоговая база у этих налогов будут близки. Однако в отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться от продавца к покупателю по всей производственной цепочке, а будет начисляться и взиматься только на стадии конечного потребления.

Под конечным потреблением здесь понимается:

1) потребление домашними хозяйствами, т. е. приобретение любых товаров, работ или услуг;

2) государственные закупки;

3) расходы организаций, не связанные с производством, а также покупки, оплачиваемые в наличной форме.

Отличительной чертой нового налога по сравнению со старым НСП является то, что для расчетов базы нового налога используется весь без исключения оборот розничной торговли и платных услуг, что позволяет не только упростить расчеты начислений налога, но и повысить его потенциальную собираемость за счет однозначного отнесения товара или услуги к объектам налогообложения.

Новыми чертами предложенного налога с продаж также являются включение в объекты налогообложения расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, и государственных расходов на закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций, что позволяет существенно повысить его поступления.

Важной особенностью налога является обязанность всех юридических лиц подавать налоговые декларации, а не только тех, кто имеет налоговые обязательства. Таким образом, нивелируется один из недостатков налога с продаж — отсутствие контроля оборотов по реализации налогоплательщиков.

Очевидно, что введение НСП действительно позволило бы значительно снизить расходы на администрирование косвенного налогообложения в России. При этом возникает ряд отрицательных моментов:

1) налоговым органам будет весьма сложно проследить за тем, является ли приобретение товаров организациями для собственных нужд или для перепродажи;

2) НСП будет более обременительным для конечных покупателей в случае, если ими будут выступать юридические лица. НДС только теоретически полностью ложится на плечи конечного покупателя, потому что в случае с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, находящимися на общем

режиме налогообложения, будет применен зачетный механизм НДС, что значительно снизит расходы на косвенное налогообложение перечисленных лиц;

3) в случае если НСП будет распределяться между федеральным и региональным бюджетами, то при замене налога на добавленную стоимость на налог с продаж произойдет ущемление интересов бюджета одних регионов в пользу других. НСП будет поступать в бюджет того субъекта Федерации, где осуществляются розничные продажи. То есть в случае производства товаров крупным холдингом, работающим на всю страну, выгоды от использования налоговых доходов в большей степени достанутся жителям крупных регионов, чем тем регионам, которые участвуют в производстве облагаемых налогом товаров;

4) по НДС к настоящему времени разработано достаточное количество разъяснений и рекомендаций. Замена одного налога на другой потребует повторного проведения такой работы, изменения налоговых и бухгалтерских программ, обучения специалистов. Очевидно, что замена налогов в течение переходного периода не будет способствовать стабилизации экономической ситуации и развитию производства в стране.

Предполагая, что замена налогов не отразится на ценовой политике компаний, можно спрогнозировать последствия замены данных налогов для предприятий:

1) для нефтяных компаний, реализующих большую часть продукции на экспорт, налоговая нагрузка увеличится, в то время как для предприятий, реализующих большую долю продукции на внутреннем рынке, налоговая нагрузка в целом уменьшится;

2) для оптовых торговых компаний, в разрезе выручки которых отсутствует реализация конечному потребителю, налоговая нагрузка значительно сократится. В случае предприятий отрасли розничной торговли налоговая нагрузка на такие предприятия изменится незначительно;

3) для компаний отрасли услуг, у которых исходящий НДС значительно превосходит входящий, после отмены НДС и введения налога с продаж произойдет ослабление налоговой нагрузки, что будет связано в основном с более низкой ставкой налога с продаж по сравнению со ставкой НДС. При этом у компаний, оказывающих

услуги по большей части юридическим лицам, такое ослабление нагрузки будет наиболее существенным по сравнению с компаниями, оказывающими услуги конечным потребителям. В силу перечисленных выше факторов можно говорить о том, что замена одного косвенного налога на другой требует глубокого осмысления. В защиту сохранения НДС можно привести опыт большинства развитых зарубежных стран, успешно применяющих обложение налогом на добавленную стоимость и не использующих налог с продаж. Налог с продаж существует только в США, Канаде и Японии. Число стран, использующих НДС, превышает 130.

Снижение ставки НДС до 10 — 13 % с одновременной отменой пониженной ставки в 10 %

Снижение ставки НДС до 10 - 13 % с одновременной отменой пониженной ставки в 10 % выступает еще одним способом, который в состоянии существенно изменить сложившуюся ситуацию. Согласно подсчетам специалистов, снижение налога даст прирост ВВП на 0,6 - 0,7 %4 как за счет стимулирования роста экономики, так и за счет снижения объемов махинаций с возвратом НДС. По оценкам Минфина России, снижение базовой ставки НДС до 12 % приведет к выпадению доходов бюджета в размере до 2 % ВВП5. Главным противником снижения НДС выступает Минфин России. Основной аргумент при отстаивании позиции ведомства сводится к недопустимости бюджетных потерь. Однако, учитывая, что профицит федерального бюджета уже три года существенно превышает эту цифру и в 2007 г. составил более 8 % ВВП6, любые разговоры о возможной потере финансовой устойчивости представляются малообоснованными.

Существенное снижение ставки НДС решает ряд задач. Во-первых, производственные холдинги получают значительный толчок для углубления уровней переработки сырья. Во-вторых, в силу длительной процедуры возмещения НДС предприятия фактически кредитуют государство. Снижение ставки налога снизит потери от недостатка в оборотных средствах и необходимость привлечения займов в кредитных учреждениях. В-третьих, пропадет привлекательность использования механизма возврата экспортного НДС в целях преступного отмывания денег, так как со снижением ставки налога

4 Эксперт. - 2008. - № 12 (601). - С. 27.

5 Там же, с. 28.

6 Эксперт. - 2008. - № 12 (601).

выгода от таких операций существенно снизится, а расходы на их проведение останутся прежними. В-четвертых, в силу имеющегося опыта, когда после отмены спецналога в конце девяностых годов, отмены налога с продаж и снижения ставки НДС с 20 до 18 % снижения цен на товары не произошло, можно рассчитывать на то, что предприятия получат дополнительные финансовые возможности для инвестирования в развитие бизнеса.

Регистрация налогоплательщиков по НДС

Регистрация налогоплательщиков по НДС была предложена Минфином России. Государственное ведомство, понимая, что без изменений не обойтись, предлагает три меры по исправлению критической ситуации. Первая — введение специальной регистрации налогоплательщиков в качестве плательщиков НДС. Вторая — введение так называемой системы НДС-платежей, в соответствии с которой суммы НДС будут введены в основное поле платежного поручения на уплату налогов, т. е. планируется выделять сумму НДС в таможенных платежах, сейчас она идет скопом — таможенные пошлины и НДС. Третья мера — создание системы контроля ввоза и вывоза товаров за пределы Российской Федерации, которая позволит налоговым органам оперативно получать информацию от таможенных органов об экспортированных товарах.

Процесс регистрации налогоплательщиков по НДС Минфин предлагает сделать наиболее удобным для бизнеса на основании опыта Евросоюза, где есть регистрационные номера плательщика НДС. Но там их выдача происходит автоматически. К ИНН добавляют две буквы, обозначающие страну, и две цифры в конце. В нашей стране предполагается, что налоговые органы будут выборочно принимать решение — разрешить ли налогоплательщику такую регистрацию или нет. Критериями отбора могут стать объем выручки, облагаемый налогом, и стаж компании как плательщика НДС, а также анализ контрагентов, с которыми фирма сотрудничает. Такой субъективный подход весьма настораживает, так как существует вероятность возникновения бизнеса по продаже регистраций.

Использование спецсчетов для расчетов по НДС и электронных счетов-фактур

В качестве решения проблемы получения недобросовестными налогоплательщиками необоснованных возмещений по НДС с экспортных

операций и пресечения ухода от уплаты НДС через фирмы-однодневки возможно использовать систему специальных банковских счетов, через которые будет осуществляться движение средств, связанных с расчетами по НДС. При использовании данной схемы организации открывают в своем банке специальный банковский счет для расчетов по НДС, на который будут поступать средства в объеме полученного НДС и при необходимости — деньги с расчетного счета данной организации. Списываться со спецсчета средства могут только на аналогичные спецсчета поставщиков или в бюджет в качестве уплаты НДС. Кроме того, деньги со спецсчета могут возвращаться на расчетный счет предприятия в объеме, равном поступлению средств с его расчетного счета на этот спецсчет. После введения спецсчетов для экспортеров, использующих спецсчет, будет установлен минимальный срок рассмотрения заявки на возмещение НДС из бюджета в десять дней. Для тех, кто его не использует, максимальный — три месяца.

Электронные счета-фактуры должны будут представляться каждым налогоплательщиком в налоговые органы вместе с подачей налоговой декларации. Там они будут заноситься в единый реестр. При этом вычет по НДС будет предоставлен налогоплательщику-покупателю только в том случае, если поданная им в налоговый орган электронная счет-фактура найдет своего двойника — такую же счет-фактуру, представленную в налоговый орган поставщиком. Таким образом, введение электронных счетов-фактур фактически поставит добросовестных налогоплательщиков в зависимость от манеры ведения дел их поставщиков. МНС и Минфин предполагают, что последствия данных мер будут исключительно благоприятными. Исчезнет необходимость во встречных налоговых проверках, достаточно будет взять отчет о движении денежных средств по спецсчету и посмотреть, подал ли поставщик электронную счет-фактуру. В качестве компенсационных мер чиновники МНС РФ также называют возможную отмену уплаты НДС с авансов, немедленное возмещение уплаченного налога по капстроительству; впоследствии — снижение ставки НДС с текущих 18 %.

В силу двукратного возрастания расходов на обслуживание банковских счетов, а также необходимости изъятия из оборота средств, хранящихся на спецсчете, данная инициатива оказывается невыгодной для компаний. Система электронной проверки счетов-фактур может некорректно работать, так как добросовестность уплаты НДС фир-

мой будет зависеть от качества предоставленной отчетности ее контрагентов. В случае если будет реализовано предложение по введению спецсчетов, будет утрачена возможность наличного расчета между юридическими лицами, так как без подтверждения зачисления НДС на спецсчет ни один товар отпущен не будет

Меры, основанные на анализе недостатков действующего порядка взимания НДС и направленные на оперативное, но временное изменение ситуации

Несомненно, проблемы, связанные с администрированием налога на добавленную стоимость, требуют принятия решительных действий. Но, учитывая важность данного налога в фискальном плане , эти действия должны быть детально взвешены и просчитаны. В силу остроты имеющейся ситуации до принятия таких действий требуется ввести ряд мер для немедленного улучшения ситуации.

В качестве таких мер имеет смысл рассмотреть вопрос об исключении из числа документов, обосновывающих право на нулевую ставку, документа, подтверждающего оплату операции, а также исключить условие, согласно которому для обоснования нулевой ставки покупателем экспортируемого товара должно быть только иностранное лицо.

Необходимо разрешить налоговым органам по итогам налоговой проверки одной декларации выносить два решения: одно в отношении тех сумм, которые не вызвали у налоговых органов сомнений в правомерности принятия к вычету, другое - в отношении сумм, по которым налоговые органы посчитали заявленные вычеты необоснованными. По мнению автора, это очень важная мера и она требует незамедлительного утверждения, так как снизит объем невозмещаемых сумм НДС, по которым у налоговых органов и налогоплательщиков нет спора.

В целях упрощения ситуации с администрированием НДС следует снизить требования к контролю за правильностью заполнения счета-фактуры. Нередко возникают ситуации, когда налогоплательщику выносится отказ в вычете НДС по причине неверного заполнения данного документа. По сути из 14 реквизитов, перечисленных в п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ, для налогового контроля значение имеют только семь. Это название компании и адрес, наименование товара, количество, стоимость товара, сумма акциза (для подакцизных товаров), налоговая ставка и сумма, предъявляемая покупателю. По-видимому, ошибка

во всех остальных реквизитах не должна приводить к отказу в вычете. Изменение данного положения позволит экономить время хозяйствующих субъектов и налоговых органов.

Для облегчения налоговой нагрузки по НДС хорошей мерой могла бы послужить отмена налогообложения авансов, поскольку это положение приводит к колоссальному отвлечению оборотных средств организации. Компании вынуждены уплачивать НДС с авансов еще до реализации производимых товаров или услуг. Причем страдают в первую очередь промышленные предприятия с небольшой рентабельностью. С другой стороны, налогообложение авансов введено в целях пресечения неуплаты НДС, поэтому это положение еще на некоторое время следует сохранить.

На основании исследования вышеописанных методов можно сделать вывод о том, что увеличение контроля и поступлений в бюджет по самому проблемному в настоящее время налогу в России -налогу на добавленную стоимость - необходимо добиваться методами, не снижающими экономическую активность и конкурентную привлекательность российских компаний. Ужесточение налогового контроля в форме регистрации налогоплательщиков по НДС или введения спецсчетов выступает в форме перекладывания проблем с государства на бизнес, что является сдерживающим фактором экономического роста страны.

В ближайшее время необходимо принять описанные выше оперативные меры для выхода из сложившейся ситуации. В среднесрочной перспективе наиболее разумным принципиальным решением выступает снижение ставки НДС до 13 % с одновременной отменой пониженной ставки по налогу. Это даст толчок развитию страны, так как у предприятий освободятся деньги, которые можно будет направить на инвестиции. По оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей, снижение НДС до 13 % уменьшит налоговую нагрузку в машиностроении на 12 %. В 2008 г. снижение НДС до 13 % приведет, как посчитали в РСПП, к высвобождению 650 млрд руб. Даже если на инвестиции будет направлена только половина от этой суммы, все равно конечные инвестиции в два раза превысят размер государственного ин-вестфонда в 2008 г. При этом не ожидается рост инфляции, а повышение цен на товары для детей, лекарства и продукты питания на 3 % выглядит несущественным по сравнению с выгодами, которые снижение налога может принести в общем. Выпадающие суммы бюджета в первые несколько

лет придется компенсировать за счет сверхдоходов от экспорта углеводородов, а в будущем за счет роста высокотехнологичных отраслей промышленности и снижения лжеэкспортных возмещений. Действительно, при такой ставке налога затраты на махинации с возмещением НДС будут сопоставимы с получаемой выгодой и станут экономически нецелесообразными.

Важным направлением деятельности вертикально интегрированных компаний выступает инвестиционная деятельность, для которой необходимо эффективно использовать финансовые возможности группы компаний как единого целого. В этой связи налоговые нормы могут стать значительным стимулирующим или сдерживающим фактором. Следует отметить, что холдинги пользуются определенными преференциями при перемещении денежных потоков между структурными подразделениями в отношении налога на добавленную стоимость, но их явно недостаточно. Согласно методическим рекомендациям по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются:

1) денежные средства, перечисляемые исполнительному органу организации дочерними и зависимыми обществами из прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательного расчета с бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями группы, а также для формирования централизованных фондов (резервов);

2) денежные средства, перечисляемые исполнительным органом организации дочерним и зависимым обществам из централизованных финансовых фондов, сформированных за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации после окончательных расчетов с бюджетом, в качестве вторичного перераспределения прибыли для расходования по целевому назначению.

Литература

При этом на такие перечисления средств накладывается ряд условий: средства могут быть только денежными; источником передаваемых денежных средств может служить только прибыль, остающаяся в распоряжении после окончательных расчетов с бюджетом по налогам; эти денежные средства могут быть израсходованы основным обществом согласно утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению дочерними обществами, а также для формирования целевых централизованных фондов.

Таким образом, законодательно не предусмотрена беспрепятственное распределение оборотных денежных средств между дочерними обществами и головной организацией, хотя по логике вещей все они являются частями одного целого.

В настоящее время в правительстве активно обсуждается введение института консолидированного налогоплательщика. В целях повышения инвестиционной активности вертикально интегрированных структур считаем необходимым включение НДС в законопроект «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Действительно, в указанном законопроекте говорится о создании консолидированной группы налогоплательщиков налога на прибыль организаций с целью решения проблемы с трансфертным ценообразованием и повышением инвестиционной активности компаний холдингового типа. Суммирование прибылей и убытков позволит без налогообложения перемещать денежные и материальные ресурсы внутри группы и консолидированно привлекать финансирование. Но безвозмездная передача товаров (работ, услуг) налоговым кодексом рассматривается в качестве реализации и является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому возникает ситуация, при которой контролировать внутриг-рупповые перемещения имущества придется в целях проверки полноты уплаты НДС, что сводит к нулю налоговое стимулирование инвестиций.

1. Аврова И. А. Популярные схемы ухода от налогов: как не надо делать. — М.: ДиректПресс, 2008. — 271 с.

2. Башкиров Н. Н. Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения: Монография. — М.: «Дашков и К», 2007. — 123 с.

3. БрызгалинВ. В. Комментарий к гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. — М.: ИндексМедиа, 2007. - 452 с.

4. Волкова Г. А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 415 с.

Налогообложение

23 (128) - 2008

5. Галиев Т. А. Налоговый контроль в системе взаимоотношений государства и налогоплательщиков-предприятий. - Уфа: БГАУ, 2008. - 167 с.

6. Гарамова И. Б. Основные направления формирования и развития системы государственного налогового регулирования предпринимательских структур: Автореферат диссертации кандидата экономических наук. - Великий Новгород, 2007. - 22 с.

7. Гарнов И. Ю. Деятельность организаций, имеющих обособленные подразделения. - М.: Финансовая газета, 2007. - 45 с.

8. Дмитриева О. Г. Проблемы налогового стимулирования инновационной и исследовательской деятельности: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 68 с.

9. Захарьин В. Р. НДС: начисление и уплата. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 198 с.

10. Крутякова Т. Л. НДС 2007. Практика исчисления. - М.: АйСи Групп, 2007. - 487с.

11. Кудряшова Е. В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 290с.

12. Ларина Л. Б. Методологические основы налогообложения социально ориентированных организаций: Монография. - М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2008. - 156 с.

13. Лебедев И. А. Как избежать ловушек при исчислении НДС. - М.: Бератор-паблишинг, 2007. - 245 с.

14. Левчаев П.А. Финансы и налогообложение организаций: Учеб. пособие. - М.: Трикста, 2007. - 204 с.

15. ЛермонтовЮ. М.Актуальные вопросы исчисления и уплаты НДС. - М.: Налоговый вестник, 2008. -

16. Лукаш Ю. А. Как законно уменьшить налоги фирмы: плюсы и минусы различных схем ухода от налогов. - М.: ГроссМедиа: Российский Бухгалтер, 2007. - 431 с.

17. Мамедова Н. А. Стимулирование деловой и инвестиционной активности в системе налоговых отношений. - М.: Принт, 2007. - 147 с.

18. Мерзликина О. В. Оптимизация налогообложения на предприятиях. - Липецк: ЛГТУ, 2007. - 143 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Овчинникова И. В. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы для организаций с общей системой налогообложения: Учеб. пособие. - Хабаровск: ХГАЭП, 2006. - 68 с.

20. Овчинникова Н. О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов: практическое пособие. - М.: «Дашков и К», 2008. - 282 с.

21. Сафарова Е. Ю. Советы Минфина специально для бухгалтеров. - М.: ДиректПресс, 2008. - 303 с.

22. Титов А. В. Регулирование предпринимательской деятельности с использованием методов налогового воздействия: Автореферат диссертации кандидата экономических наук. - М.: РИИС, 2007. - 25 с.

23. Халина В. А. Налог на добавленную стоимость в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. - Владикавказ: Мавр, 2007. - 116 с.

Подписка еивндтым

• На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

335 с.

на электронную версию

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.