150
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 94(594)"19"(045) А.Р. Галушка-Адайкин
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНДОНЕЗИЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ПОСТРЕФОРМАЦИИ
Рассматривается общественно-политическая эволюция Республики Индонезия в период средней Постреформации, основной акцент делается на событиях, произошедших в стране в 2006-2008 гг. Именно в этот период в Республике Индонезия складывается сложная внутриполитическая обстановка. Реформы, которые проводились после 1998 г., а именно после падения режима «Нового Порядка», творения второго президента Индонезии Сухарто, который находился у власти более 32 лет, все же не достигли желаемого результата. Апатия индонезийского общества, связанная с нерешительностью и непоследовательностью политики, осуществляемой Аб-дуррахманом Вахидом и Мегавати Сукарнопутри, четвертым и пятым президентами страны соответственно, сменилась на воодушевление после победы на первых общеиндонезийских президентских выборах в 2004 г. Сусило Бамбанг Юдойоно, военного с репутацией целеустремленного политика-реформиста. Особое внимание уделяется внутренней политике, проводимой правительством страны во главе с президентом Сусило Бамбанг Юдойоно. Среди рассматриваемых вопросов не только сложности политического и экономического развития страны, но и социальные, экологические проблемы, коррупция и непотизм. Освещаются вопросы, связанные с конфессиональной эволюцией индонезийского государства в исследуемый период.
Ключевые слова: закон, ислам, коррупция, Мухаммадия, Постреформация, экология.
В 2004 г. на общенародных президентских выборах в Республике Индонезия победу одержал Сусило Бамбанг Юдойоно. Новый этап индонезийской истории получил название «Постреформация», что отнюдь не свидетельствовало о ненужности реформирования индонезийского общества. На первом этапе своего президентства, в период ранней Постреформации, Юдойоно пришлось столкнуться не только с проблемами экономического характера, но и с необходимостью преодолевать последствия страшнейших природных катаклизмов, среди которых особое место занимает цунами 2004 г., унесшее жизни сотен тысяч индонезийцев и разрушившее инфраструктуру Ачеха, региона на севере Суматры, а также бороться против усилившихся в последнее время проявлений крайнего исламского радикализма. Проведение правительством реформ усложнялось тяжелым наследием, оставшимся ещё со времени правления второго президента Индонезии Сухарто - всеобъемлющей коррупцией. К концу 2005 - началу 2006 гг. окончательно сформировалась президентская вертикаль власти, в связи с чем индонезийский народ небезосновательно ждал положительных изменений как в социально-политической, так и в экономической сферах жизни.
Среди немногочисленной литературы по проблематике развития индонезийского государства в эпоху Постреформации следует выделить работу Чипты Лесманы, посвященную эволюции Индонезии под руководством всех президентов, от Сукарно до Сусило Бамбанг Юдойоно [6]. Солахуддин осветил генезис радикального ислама в Республике Индонезия [13]. Джимли Асшидики уделил внимание политическим и законодательным аспектам развития Индонезии в период Постреформации [1; 2]. Важную роль в процессе исследования развития Республики Индонезия в постсухартовской период играют материалы средств массовой информации, среди которых следует выделить крупнейшие индонезийские СМИ: Kompas, Jawa Pos и Republika.
К середине 2000-х гг. в Индонезии все большую роль стали играть неправительственные организации. Огромное влияние на общественно-политическую жизнь страны в эпоху Постреформации стала оказывать «Мухаммадия», мусульманская организация просветительского характера, которая к середине 2000-х гг. уже насчитывала более 30 млн зарегистрированных последователей. Эта организация обладала разветвленной инфраструктурой, а именно: 4 тысячи детских садов, 940 школ начального уровня, 1 332 мусульманские школы, более 2 100 средних школ, 979 высших школ, 101 профессиональное училище, 13 школ для подготовки учителей Ислама, 36 университетов, 30 общих больниц, 13 родильных домов, 80 мелких клиник для предродового наблюдения и принятия родов, 20 поликлиник, 228 детских домов и 5 банков по кредитованию мусульманского сообщества [3. H. 407].
С 1999 г. по 2005 г. председателем Мухаммадии был профессор Ахмад Шафии Маариф, который пытался сблизить Мухаммадию с остальным миром, внедряя реформы, направленные на демократизацию организации. Однако на выборах руководства Мухаммадии в 2005 г. Маариф и его либе-
ральные последователи проиграли выборы. Председателем был избран профессор Дин Шамсуддин, представитель консервативного крыла, которого считали сторонником радикального ислама, а именно ваххабизма. Он также был генеральным секретарем MUI (Majelis Ulama Indonesia - Совет Улама Индонезии). В середине 2005 г. MUI делает несколько противоречивых заявлений: либерализм и плюрализм объявляются как философии, не соответствующие принципам ислама, мусульманам запрещается сочетаться браком с иноверцами, даже в случае их согласия принять ислам. Также был введен запрет на совместную молитву с иноверцами, что является обычным явлением в мультикон-фессиональной Индонезии во время национальных праздников.
В то же время в некоторых регионах страны местные власти, примерно 10 % от 440 региональных руководств, приняли законопроекты, близкие по содержанию к нормам шариата. Были ограничены права женщин, запрещены «греховные» поступки (употребление алкоголя), закрыты «греховные» учреждения (дискотеки, массажные салоны, караоке-бары и т. п.) [12. P. 97]. Большинство индонезийцев вполне одобрительно отнеслись к запретам, но было очевидно, что все эти запреты никак не влияли на богатое население. Многие выразили недовольство и опасения относительно возможного преобразования Индонезии в исламское государство.
В начале 2006 г. произошло знаменательное событие не только в индонезийской истории, но и в мире археологии. На острове Сумбава вокруг бывшего вулкана Тамбора было найдено множество артефактов, подтверждающих существование аутентичной культуры в данной местности. Нидерландские и британские исследователи, попавшие на Сумбаву в начале XIX в., были крайне удивлены тем, что местные жители говорят на языке, абсолютно не похожем на другие австронезийские языки в регионе. Проведению исследования данного феномена помешало извержение вулкана, стершего с лица Земли древнюю культуру. Извержение было настолько сильным, что изверженные вещества достигли Европы и обеих Америк, извержение привело к снижению средней годовой температуры Земли на один градус по Цельсию. Однако в феврале 2006 г., руководствуясь только информацией, оставшейся от исследователей колониальных времен, археологами было найдено большое количество керамики, бронзовых изделий, даже были найдены тела представителей таинственной культуры «Помпей» Юго-Восточной Азии [4. P. 18]. Ученые считают, что эта культура была ближе к индокитайским цивилизациям, чем к культурам ближайших соседей, учитывая доказанные культурные и экономические связи сумбавской цивилизации с Индокитаем.
7 марта 2006 г., накануне Международного женского дня, Национальный женский комитет Индонезии опубликовал результаты исследований, согласно которым с 2004 г. уровень насилия против женщин вырос на 82 % [9. H. 29]. Непосредственно в день празднования по всей стране состоялись митинги, проходившие под лозунгами защиты прав женщин и детей, борьбы с бедностью и окончательным преодолением разрыва между развитым центром и отсталыми регионами.
На Восточной Яве разразилась экологическая катастрофа, причиной которой по одной версии было природное стечение обстоятельств, а по другой - человеческая небрежность, что является более реальным объяснением. В мае 2006 г. компания «Лапиндо Брантас», контрольный пакет акций которой принадлежит Абуризалю Бакри, одному из богатейших индонезийцев, занимавшему на то момент пост министра правительства, проводила бурение в поисках природного газа вблизи города Си-доарджо, что южнее Сурабайи. На глубине 1 800 м вода, пар и газ взорвались. Вскоре из скважины на поверхность начала извергаться грязь, примерно 150 тыс. м3 в сутки [11. P. 5]. Села, фабрики, инфраструктура региона утонули в этой грязи. Тысячи людей оказались без крова, никто не знал, как остановить извержение грязи. Руководство компании «Лапиндо Брантас» заявило, что это извержение является отголоском землетрясения вблизи центральнояванского города Джокджакарта, которое произошло приблизительно в то же время. Однако большинство геологов придерживалось мнения, что извержение грязи произошло из-за технологических ошибок, допущенных во время бурения скважины. Была предпринята попытка установить что-то наподобие плотины для сдерживания грязи в искусственном озере, однако этот проект не оправдал себя. Извержение не удалось остановить и местное правительство лишь откачивало и сливало грязь в море, тем самым признав свою несостоятельность в решении данного вопроса. Местное население требовало от правительства и, прежде всего, от руководства «Лапиндо Брантас» возмещения всех убытков, но эти требования остались без внимания.
В сентябре 2006 г. исследователи из Conservation International в водном пространстве рек в западной части индонезийского Папуа обнаружили несколько неизвестных ранее науке представителей фауны. Среди них речная акула, которая может передвигаться по суше при помощи плавников, и
креветка, которая выглядит как богомол. Однако, помимо значимости этих открытий, исследователи также сообщили об угрозе исчезновения многих видов фауны региона из-за использования динамита и цианида местными рыбаками.
В течение 2006-2007 гг. вопрос полигамии в стране стал одним из трендовых на страницах газет и на телевидении. Все началось с того, что некоторые звезды индонезийского кино и эстрады начали признавать свою полигамность. Правительство, чтобы не оставаться в стороне от этого вопроса, издало приказ, запрещающий государственным служащим иметь более одной жены. Однако одним из жителей Индонезии был подан иск в Конституционный суд Индонезии на само государство, в котором было заявлено, что запрет полигамии является прямым нарушением его религиозных прав. Министр по делам религии Мафтух Басьюни заявил, что ислам в действительности является религией моногамной и полигамия разрешается только при особых условиях, когда, например, количество женщин значительно превышает количество мужчин, как это было во времена самого пророка Му-хаммада [12. P. 103]. Все эти разговоры о разрешении и запретах происходили на фоне появления в Индонезии американских и европейских средств массовой информации, содержание которых не соответствовало, по мнению представителей ислама, моральным и религиозным нормам в Индонезии. Редакции этих западных изданий в Джакарте несколько раз подвергались нападениям радикально направленной мусульманской молодежи.
Такие радикальные мусульманские партии как Front Pembela Islam (Фронт защитников Ислама), Hizbut Tahrir Indonesia (Партия освобождения Индонезии), Majelis Mujahedin Indonesia (Совет моджахедов Индонезии), пытались проникнуть в управляющие ряды Мухаммадии, понимая, что использование разветвленной инфраструктуры организации поможет им в достижения своих политических целей. В декабре 2006 г. консервативное руководство Мухаммадии, осознав всю опасность, начинает борьбу против инфильтрации. Был опубликован документ, подписанный Дином Шамсудди-ном, в котором все члены Мухаммадии предостерегались от пагубного влияния политических партий, являющихся, несмотря на их конфессиональную принадлежность, одинаковыми в отношении их главной общей черты - стремления к власти [13. H. 201]. А Мухаммадия является в первую очередь движением, направленным на преодоление разногласий в мусульманском обществе. Это образовательная организация, путь которой не совпадает с идеологией политических партий. Руководство Мухаммадии начало всячески препятствовать представителям и активистам партий в использовании ими инфраструктуры организации для пропаганды и агитации. В начале 2007 г. председатель крупной мусульманской партии Nahdatul Ulama Хасим Музади, который также был осведомлен, о внедрении экстремистов в NU, и председатель Мухаммадии Дин Шамсуддин сделали совместное заявление, отметив, что организации, которые они вдвоем представляют, будут активно бороться против мусульманского экстремизма [3. H. 411].
На фоне конфликта внутри индонезийской мусульманской общины значительно возросло количество христиан в стране. Вполне вероятно, что именно ряд террористических актов подтолкнул большую часть неофитов к принятию христианства. В 2007 г. было подсчитано, что почти четверть населения Суракарты, центра исламского радикализма в Индонезии, является христианами [12. P. 177]. Если христиане не получали разрешения на строительство новой церкви, они собирались в гостиницах, в домах отдельных членов паствы и т. д. Радикальные представители мусульманских объединений обращались к властям с целью признания этих собраний нелегальными или даже коммунистическими, что по-прежнему, даже в современной Индонезии, является серьезным преступлением.
В мае 2007 г. в Пасуруане возник конфликт при распределении земли между местным населением и представителями ВМФ Индонезии, закончившийся стрельбой, из-за чего погибло 5 человек, среди которых оказалась женщина, даже не принимавшая участия в конфликте, а лишь убаюкивавшая четырехлетнего ребенка, (также получившего ранения в результате происшествия) [5. H.1, 2]. Инцидент Аластлого, по названию селения, где произошел конфликт, серьезно ударил по имиджу вооруженных сил страны как защитников простого народа. СМИ обвинили действующую власть в том, что она, как и во времена Сухарто, ставит интересы военных выше, чем интересы гражданской части общества.
27 января 2008 г. Сухарто, второй президент Индонезии, роль которого в истории Республики Индонезия очень неоднозначна, скончался. На момент смерти ему уже было 87 лет. 40 лучших врачей в специализированной больнице нефтяного монополиста страны - компании «Пертамина» - пытались продлить жизнь бывшего президента, но природа взяла свое. Смерть Сухарто воспринята ин-
донезийским обществом очень неспокойно была: страна вновь раскололась на два лагеря. Некоторые вспоминали времена экономической стабильности в период правления Сухарто, другие же считали, что эпоха Сухарто была эпохой авторитаризма, произвола военных и чуконгов, олигархов китайского происхождения. Самое главное, что смерть бывшего лидера страны не привела к масштабным беспорядкам между представителями разных взглядов относительно характера правления Сухарто и его окружения. Следует отметить, что даже те, кто отрицательно оценивал вклад Сухарто в индонезийскую историю, все же признавали его величие в качестве политического деятеля.
В мае президент Юдойоно делает заявление, что Индонезия, вероятно, выйдет из Организации стран-экспортеров нефти, так как импорт нефти уже превысил ее экспорт [15. P. 265]. Это заявление было сделано на фоне демонстраций против возможного повышения цен на топливо в случае отмены государственных субсидий на бензин [8. H. 107].
В 2008 г. отмечалось столетие национального возрождения. 20 мая 1908 г. доктором Сутомо и студентами Стовии, школы индонезийских врачей, была создана первая национальная культурно-образовательная организация Boedi Oetomo, что стало символом пробуждения индонезийского самосознания и началом освободительного пути индонезийского народа. В 2008 г. Индонезия праздновала еще один важный юбилей: 28 октября 1928 г. был проведен Конгресс индонезийской молодежи, на котором была принесена так называемая Клятва молодежи (Sumpah Pemuda). Смысл ее сводился к трем пунктам: верность родине, верность нации и создание единого языка. Это событие в индонезийской истории считается официальным днем рождения индонезийской нации, правильнее сказать ее самоосознания. В эпоху тяжелой экономической ситуации в стране упоминание этих легендарных событий, слусившихся в истории индонезийского народа, было крайне важным для объединения нации.
1 июня 2008 г. группа экстремистов из «Ласкар Ислам», военизированного объединения радикальных группировок Индонезии, напала на демонстрантов, выступающих в поддержку индонезийской идеологии Панчасилы, в большинстве своем принадлежавших к либеральным и умеренным мусульманам. Многим демонстрантам, включая женщин и детей, были нанесены травмы разной степени тяжести [13. H. 227]. Это событие вошло в историю Индонезии под названием «инцидент Монас», потому что столкновение произошло в центре Джакарты возле Национального монумента (Monumen Nasional, Monas).
В конце июня 2008 г. произошел очередной широкомасштабный коррупционный скандал. KPK (Komite Pemberantasan Korupsi - Комитет по искоренению коррупции) арестовал прокурора Урипа Три Гунавана по обвинению в получении взятки в размере 660 тыс. долларов США от Арталиты Сурьяни, известной индонезийской бизнес-леди [17. H. 1]. Урип получил 20 лет тюремного заключения, в то время как Арталита была осуждена на 5 лет [7. H. 1]. Их апелляции были отклонены. Этот громкий процесс заставил мировое сообщество обратить внимание на коррумпированность политической, судебной и других систем Индонезии. Индонезийское общество с большим вниманием наблюдало за судебным процессом над прокурором-взяточником. Записи разговоров Урипа и Артали-ты, которые были главными доказательствами в судебном процессе, стали настолько популярными, что использовались в качестве мелодий для мобильных телефонов.
В августе 2008 г. произошло событие, которое вновь заставило обратить внимание на расхождение мусульманских и восточных традиций с современными подходами. Один из богатых мусульманских проповедников по имени Пуджионо Чахьо в возрасте 43 лет, 8 августа 2008 г., то есть в дату 08.08.08 (вероятно, имеющую для него сакральный смысл), женился на девушке, которой на тот момент исполнилось 11 лет 10 мес. [14. H. 1]. И снова индонезийское общество было расколото на лагеря, правда, подавляющее большинство осудило поступок шейха Пуджи и призвало правительство строго отнестись к проявлениям подобных феодальных традиций.
15 сентября 2008 г. в городе Пасуруан погиб 21 человек, десятки других получили ранения различной степени тяжести или на некоторое время потеряли сознание. Виновными в данной трагедии оказались сами погибшие. В этот день тысячи местных жителей собрались у дома местного богача по имени Сьяикон, который собирался раздать закят, милостыню в размере 30 тыс. рупий (чуть более 3 американских долларов) каждому человеку [10. H. 1; 16. H. 1]. Когда были открыта ворота дома, толпа ринулась внутрь, в результате чего произошла давка, которая привела к массовой гибели людей.
В 2008 г. в Индонезии одним из знаковых событий стало обсуждение законопроекта о порнографии. Этот законопроект стал причиной дебатов не только в парламенте и в СМИ, но и на в быту. Консерваторы, представители радикальных мусульманских партий, требовали включения в закон
запрета использования женщинами открытой, на их взгляд, одежды, а также запрет использования традиционной одежды, культурного и исторического наследия времен буддистско-индуистских царств на территории Индонезии, которая стала обязательным атрибутом многих церемоний, включая свадьбы. Они требовали более строгого контроля за внешним видом телеведущих, комментаторов и т. д. Против этих консервативных требований выступили представители индонезийского искусства, включая известных на всю страну далангов (кукловодов традиционного театра теней), а также артисты кино, художники и т. д. Главной проблемой было толкование самого понятия «порнография»: консерваторы хотели это толкование подвести под нормы шариата (запрет на непокрытые волосы, открытые плечи и т. д.), в то время как большинство индонезийского населения не желало терять культурные традиции, да и вообще считало это несовместимым с современными мировыми реалиями. В конце концов 30 октября восемью фракциями из десяти закон был принят. Однако размытая формулировка понятий в этом законе указывает на его несовершенство закона и сохранение разногласий в индонезийском обществе [13. P. 239].
Мирная демонстрация в Вамене в провинции Западное Папуа, посвященная Дню коренного населения, провозглашенному ООН, имела трагическое завершение. Уже в конце демонстрации некоторые её участники подняли флаги ООН и флаги Западного Папуа «Утренняя звезда» (символ национально-освободительного движения в Западном Папуа). Полиция Индонезии, увидев запрещенные флаги, открыла огонь по демонстрантам. Организация «Международная амнистия» после расстрела демонстрантов начала оказывать серьезное давление на индонезийское правительство с целью наказания виновных в произошедших событиях и изменения правительственной политики в регионе.
Таким образом, в основном нами были рассмотрены негативные моменты из истории развития Республики Индонезия, однако не только лишь отрицательные стороны развития индонезийского общества являлись определяющими для данного периода. Именно с приходом к власти Сусило Бамбанг Юдойоно в стране произошли серьезные изменения в отношении улучшения экономического климата, Индонезия вновь заняла важное место на международной арене, особенно в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Реформы, проведенные в Индонезии в этот период, стали основой растущего благополучия страны. Но несмотря на стабильность, которую обрела Индонезия после прихода к власти Сусило Бамбанг Юдойоно, в стране оставалось много нерешенных проблем. Главной из них, помимо коррупции, было отсутствие единения внутри самого индонезийского общества, разделенного после падения сухартовского режима «Нового Порядка» в 1998 г. на многочисленные группы, страты, касты. Приближающиеся президентские и парламентские выборы 2009 г. должны были стать той лакмусовой бумажкой, которая затем и определила уровень доверия народа к существующей власти.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Asshiddiqie J. Perkembangan dan Konsolidasi Lembaga Negara Pasca Reformasi. Jakarta: Sekjen dan Kepaniteraan Mahkamah Konstitusi RI, 2006.
2. Asshiddiqie J. Pokok-Pokok Hukum Tata Negara Indonesia Pasca Reformasi. Jakarta: Bhuana Ilmu Populer, 2007.
3. Huda N. Islam Nusantara: Sejarah Sosial Intelektual Islam di Indonesia. Yogyakarta: ar-Ruzz Media, 2007.
4. Indonesian Volcano Site Reveals «Pompeii of the East»// Bloomberg Asia. 28 February 2006.
5. Insiden Alastlogo Berpola Sistematis // Republika. Jakarta. 23 februari 2008.
6. Lesmana T. Dari Soekarno Sampai SBY. Jakarta: Gramedia Pustaka Utama, 2009.
7. Lima Dakwaan untuk Urip Tri Gunawan // Kompas. Jakarta. 25 Juni 2008.
8. Maeswara G. Biografi Politik Susilo Bambang Yudhoyono. Jakarta: Pustaka Narasi, 2010.
9. Mulia M. Islam dan HAM: Konsep dan Implementasi. Yogyakarta: Naufan Pustaka, 2010.
10. Mereka Tewas Demi Rp 30.000! // Kompas. Jakarta. 16 September 2008.
11. Proceedings of the International Geological Workshop on Sidoarjo Mud Volkano. Jakarta: LIPI, 2007.
12. Salim A. Challenging the Secular State: the Islamization of Law in Modern Indonesia. Honolulu: Hawai'i University Press, 2008.
13. Solahudin. NII sampai JI. - Jakarta: Komunitas Bambu, 2011.
14. Syekh Puji Siap Terima Kunjungan Komnas Anak // Jawa Pos. Jakarta. 24 Oktober 2008.
15. Thee Kian Wie. Indonesia's Economy Since Independence. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 2012.
16. Tragedi Pasuruan, Potret Buram Kemiskinan Indonesia // Kompas. Jakarta. 16 September 2008.
17. Urip Diancam 15 Tahun Penjara // Kompas. Jakarta. 24 Juni 2008.
Поступила в редакцию 21.12.13
A.R. Galushka-Adaykin
THE MAIN ASPECTS OF THE INDONESIA REPUBLIC DEVELOPMENT DURING THE MIDDLE «POSTREFORMATION»
The article deals with the social and political evolution of the Republic of Indonesia during the period of middle «Postreformation» with the main emphasis on the events in 2006 - 2008. Exactly then a complicated political situation in the Republic of Indonesia was formed. Reforms that took place since 1998, after the fall of the «New Order» - the regime of the second Indonesian president Suharto who had been in power for over 32 years - had not achieved the desired result. The apathy of the Indonesian society induced by infirmity and inconsistency of policy implemented by Abdurrahman Wahid and Megawati Sukarnoputri, the fourth and fifth presidents of the country, was changed to excitement when the first all-Indonesian presidential elections in 2004 were won by Susilo Bambang Yudhoyono - a military man with a reputation of resolute and consistent politician and reformist. The special focus of the paper is on the internal policy pursued by the country's government that was led by the President Susilo Bambang Yudhoyono. The author considers not only complexities of political and economic development of the country but also social, environmental issues, corruption and nepotism. The issues related to the religious evolution of Indonesia during the researched period are also highlighted in the article.
Keywords: law, Islam, corruption, Muhammadiyah, Postreformation, ecology.
Галушка-Адайкин Антон Романович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой «Международная информация»
Международный Славянский Университет 61072, Украина, г. Харьков, ул. С. Есенина 21/39 E-mail: galushka-ad@yandex.ru
Galushka-Adaykin A.R.,
Candidate of History, Associate Professor,
Head of the department of Internatonal information
International Slavonic University
61072, Ukraine, Kharkiv city, Esenina st., 21/39
E-mail: galushka-ad@yandex.ru