Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАСЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ / ПОСТАВКИ / ЗАТРАТЫ / ИЗДЕРЖКИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / STOCKS / MANAGEMENT ACCOUNTING / SUPPLY AND PROCUREMENT ACTIVITIES / TRANSPORT AND LOGISTICS COMPANY / INFORMATION FLOW MODEL / SUPPLIES / COSTS / INTEGRATED INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенова Ж.А., Салий В.В., Ходаринова Н.В.

В данной статье рассматриваются проблемы организации управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности на предприятиях транспортно-логистической направленности. Обосновывается идея о том, управленческий учет является одним из наиболее эффективных экономических инструментов, а происходящие перемены в экономике: обострение и видоизменение форм конкуренции, увеличение издержек и инфляция показывают, что без изменения системы управления экономической деятельностью, в том числе и снабженческо-заготовительной не позволит хозяйствующему субъекту организовать эффективный управленческий учет. Предложено построение эффективной системы управленческого учета для снабженческо-заготовительной деятельности на основе создания информационной модели в целях измерения и оценки эффективности функционирования хозяйствующего субъекта, формирования информационной основы для принятия управленческих решений. На основе бухгалтерского учета предложено создание информационной основы для осуществления процессов контроля и регулирования товаров на складе, составлена модель информационных потоков снабженческо-заготовительной деятельности хозяйствующего субъекта. Для разработки модели информационной системы хозяйствующего субъекта, занимающего снабженческо-заготовительной деятельностью был выбран программный комплекс «1С:Управление производственным предприятием», который оптимально подходит для автоматизации в данной сфере деятельности, так же позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет в национальной валюте, а управленческий учет, ведущийся в организации в целом, может вестись в любой удобной валюте. Данный комплекс является оптимальным по стоимости и функциональным возможностям отечественной системой, открытой и достаточно универсальной, что дает возможность подобрать из множества существующих конфигураций ту, которая в наибольшей степени подходит для реализации поставленных задач при функционировании информационной модели. На основе проведенного исследования обоснован ряд мер по совершенствованию бухгалтерского и складского учета материально-производственных запасов, которые существенно повысят качество деятельности бухгалтерской службы при организации снабженческо-заготовительной деятельности с целью управления данными активами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main aspects of the organization of management accounting supply - procurement activities of an economic entity

This article deals with the problems of organization of management accounting of procurement activities at the enterprises of transport and logistics orientation. The author substantiates the idea that management accounting is one of the most effective economic tools, and the ongoing changes in the economy: aggravation and modification of forms of competition, increase in costs and inflation show that without changing the management system of economic activities, including procurement and procurement will not allow an economic entity to organize effective management accounting. It is proposed to build an effective management accounting system for procurement activities based on the creation of an information model in order to measure and evaluate the effectiveness of the economic entity, the formation of an information basis for management decisions. On the basis of accounting, it is proposed to create an information basis for the processes of control and regulation of goods in the warehouse, a model of information flows of procurement activities of an economic entity. To develop a model of the information system of an economic entity engaged in procurement activities, a software package "1C:management of a manufacturing enterprise" was chosen, which is optimally suited for automation in this field of activity, also allows you to maintain accounting and tax accounting in the national currency, and management accounting, conducted in the organization as a whole, can be conducted in any convenient currency. This complex is the optimal cost and functionality of the domestic system, open and quite versatile, which makes it possible to choose from a variety of existing configurations of the one that is most suitable for the implementation of tasks in the operation of the information model. On the basis of the study justified a number of measures to improve the accounting and warehouse accounting of inventories, which will significantly improve the quality of the accounting service in the organization of procurement activities for the management of these assets.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА»

- позволяет оценить конкурентоспособность как отдельных сотрудников, так и групп персонала для выявления направления дальнейшей работы по увеличению кадрового потенциала организации;

- дает возможность ранжировать персонал по уровню конкурентоспособности с целью формирования управленческих решений в области кадровой политики;

- позволяет отразить взаимосвязь между уровнем развития компетенций сотрудника и результатами его работы, что определяет повышение уровня развития компетенций персонала как основу для роста результативности и конкурентоспособности организации в целом.

Источники:

1. Капустянова К.А. Совершенствование системы оценки конкурентоспособности персонала на предприятии / К.А. Капустянова, И.В. Гелета // Символ науки. - 2016. - №11-1 (23). - С.67-70.

2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник / А.Я. Кибанов; Министерство образования и науки РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 447 с.

3. Микульчик К.Д. Оценка конкурентоспособности персонала предприятия / К.Д. Микульчик // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 370-372.

4. Мирзабалаева Ф.И. Конкурентоспособность персонала как фактор повышения эффективности организации / Ф.И. Мирзабалаева, К.С. Ибрагимова // Апробация. - 2014. - №7. - С. 77-79.

5. Сергеев А.А. Оценка конкурентоспособности персонала как ценностно-ориентированной структуры / А.А. Сергеев // Экономика и управление. - 2013. - № 9 (106). - С. 33-38.

Source:

1. Kapustyanova K.A. Perfection of the system for assessing the competitiveness of personnel in the enterprise / K.A. Kapustyanova, I.V. Geleta // The symbol of science. - 2016. - No. 11-1 (23). - P. 67-70.

2. A.Ya. Kibanov. Fundamentals of Personnel Management: Textbook / A.Ya. Kibanov; Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - 2-еизд.,Перераб. and additional. - Moscow: SIC INFRA-M, 2014. - 447 p.

3. Mikulchik K.D. Evaluation of the competitiveness of enterprise personnel / K.D. Mikulchik // The young scientist. - 2016. - №5. - P. 370-372.

4. Mirzabalayeva F.I. Competitiveness of personnel as a factor in improving the effectiveness of the organization / F.I. Mirzabalayeva, K.S. Ibragimova // Approbation. - 2014. - № 7. - P. 77-79.

5. Sergeev AA Evaluation of the competitiveness of personnel as a value-oriented structure. Sergeev // Economics and management. - 2013. - No. 9 (106). - P. 33-38.

Ж.А. Аксенова,

доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, e-mail: ¡anna-ohc@mail.ru, тел.: 8(928)2152261.

Z.A. Aksenova,

Associate Professor of the Department ofAccounting and Information Technologies, Candidate of Economic Sciences Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC, e-mail: ¡anna-ohc@mail.ru, тел.: 8(928)2152261.

В.В. Салий

доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.п.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, e-mail:vlada-2807@mail.ru, тел.: 8(918)6344493.

V. V.Saliy

Associate Professor of the Department ofAccounting and Information Technologies, Candidate of Pedagogical Sciences, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC, e-mail:vlada-2807@mail.ru, tel: 8 (918)6344493.

Н.В, Ходаринова

доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, e-mail: hodarinovanina@mail.ru, тел. 8(918)0197282

N. V. Khodarinova,

Associate Professor of the Department ofAccounting and Information Technologies, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC, e-mail:hodarinovanina@ mail.ru, 8(918)0197282.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы организации управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности на предприятиях транспортно-логистической направленности. Обосновывается идея о том, управленческий учет является одним из наиболее эффективных экономических инструментов, а происходящие перемены в экономике: обострение и видоизменение форм конкуренции, увеличение издержек и инфляция показывают, что без изменения системы управления экономической деятельностью, в том числе и снабженческо-заготовительной не позволит хозяйствующему субъекту организовать эффективный управленческий учет. Предложено построение эффективной системы управленческого учета для снабженче-ско-заготовительной деятельности на основе создания информационной модели в целях измерения и оценки эффективности функционирования хозяйствующего субъекта, формирования информационной основы для принятия управленческих решений. На основе бухгалтерского учета предложено создание информационной основы для осуществления процессов контроля и регулирования товаров на складе, составлена модель информационных потоков снабженческо-заготовительной деятельности хозяйствующего субъекта. Для разработки модели информационной системы хозяйствующего субъекта, занимающего снабженческо-заготовительной деятельностью был выбран программный комплекс «1С:Управление производственным предприятием», который оптимально подходит для автоматизации в данной сфере деятельности, так же позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет в национальной валюте, а управленческий учет, ведущийся в организации в целом, может вестись в любой удобной валюте. Данный комплекс является оптимальным по стоимости и функциональным возможностям отечественной системой, открытой и достаточно универсальной, что дает возможность подобрать из множества существующих конфигураций ту, которая в наибольшей степени подходит для реализации поставленных задач при функционировании информационной модели. На основе проведенного исследования обоснован ряд мер по совершенствованию бухгалтерского и складского учета материально-производственных запасов, которые существенно повысят качество деятельности бухгалтерской службы при организации снабженче-ско-заготовительной деятельности с целью управления данными активами.

Annotation. This article deals with the problems of organization of management accounting of procurement activities at the enterprises of transport and logistics orientation. The author substantiates the idea that management accounting is one of the most effective economic tools, and the ongoing changes in the economy: aggravation and modification of forms of competition, increase in costs and inflation show that without changing the management system of economic activities, including procurement and procurement will not allow an economic entity to organize effective management accounting. It is proposed to build an effective management accounting system for procurement activities based on the creation of an information model in order to measure and evaluate the effectiveness of the economic entity, the formation of an information basis for management decisions. On the basis of accounting, it is proposed to create an information basis for the processes of control and regulation of goods in the warehouse, a model of information flows of procurement activities of an economic entity. To develop a model of the information system of an economic entity engaged in procurement activities, a software package "1C:management of a manufacturing enterprise" was chosen, which is optimally suited for automation in this field of activity, also allows you to maintain accounting and tax accounting in the national currency, and management accounting, conducted in the organization as a whole, can be conducted in any convenient currency. This complex is the optimal cost and functionality of the domestic system, open and quite versatile, which makes it possible to choose from a variety of existing configurations of the one that is most suitable for the implementation of tasks in the operation of the information model. On the basis of the study justified a number of measures to improve the accounting and warehouse accounting of inventories, which will significantly improve the quality of the accounting service in the organization of procurement activities for the management of these assets.

Ключевые слова: запасы, управленческий учет, снабженческо-заготовительная деятельность, транспортно-логистическая компания, модель информационных потоков, поставки, затраты, издержки, интегрированные информационные системы.

Keywords: stocks, management accounting, supply and procurement activities, transport and logistics company, information flow model, supplies, costs, costs, integrated information systems

В современной деятельности организаций в сфере управления запасами, затратами и финансовыми результатами существует две основные проблемы. Первая - переориентировать отечественную теорию и накопленный опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением организацией в условиях рынка. Вторая - создание новых информационных систем о затратах, применение новых подходов к расчету себестоимости,

финансовых результатов, а также к контроллингу и принятию эффективных управленческих решений. В этом отношении значительный интерес для российских организаций представляет проведение исследования системы управленческого учета.

Общеизвестно, что управленческий учет является необходимым инструментом для управления организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности.

В сегодняшних реалиях управленческий учет является одним из наиболее эффективных экономических инструментов, а происходящие перемены в экономике: обострение и видоизменение форм конкуренции, увеличение издержек и инфляция показывают, что без изменения системы управления экономической деятельностью, в том числе и снабженческо-заготовительной не позволит хозяйствующему субъекту организовать эффективный управленческий учет. Информационная среда обеспечивает все изменения в деятельности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь ведет к изменению функций управленческого учета, где простые функции управления расширяются до информационной системы, пронизывающей все уровни деятельности организации.

Среди специалистов отсутствует единый подход к ведению управленческого учета, его месте в системе управления предприятием, что по-прежнему затрудняет процесс внедрения управленческого учета в хозяйственную практику организаций. Эффективно построенный управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности даст возможность получать информацию, необходимую для повышения конкурентоспособности деятельности организации объекта экономических взаимоотношений, что позволит повысить перспективы производства и улучшит контроль за исполнением принятых управленческих решений.

Цели построения эффективного управленческого учета для снабженческо-заготовительной деятельности соответствуют целям управленческого учета на основе создания информационной модели для измерения и оценки эффективности функционирования хозяйствующего субъекта, формирования информационной основы для принятия управленческих решений на основе бухгалтерского учета, создание информационной основы для осуществления процессов контроля и регулирования товаров на складе.

Формирование эффективного управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности зависит от большого количества факторов, таких как -структура организации , отдельные характеристики технологического и производственного процесса, перечень и многообразие реализуемой и хранимой продукции, принадлежность к определенной сфере. Структурно с позиций организации управленческого учета производства организация рассматривается как совокупность мест возникновения затрат.

Авторами предложена модель информационных потоков в системе организации управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности хозяйствующего субъекта (рис. 1).

Рисунок 1 - Модель информационных потоков снабженческо-заготовительной деятельности хозяйствующего субъекта

На основании предложенной модели, отдел материально-технического снабжения (ОМТС) хозяйствующего субъекта осуществляет контроль за наличием остатков материалов, товаров на складе, который в свою очередь ведет отчетную документацию о наличии материалов. Отдел сбыта получает заявку с перечнем материальных ценностей для поставки от покупателя, согласует с руководителем и передает служебную записку ОМТС с распоряжением о закупке материальных ценностей.

Затем ОМТС передает служебные записки следующим отделам: бухгалтерии - на осуществление оплаты поставщикам, после чего бухгалтерия производит оплату, а административно-транспортный отдел забирает поступившие материальные ценности, и если, предусмотрено договором поставки отдает поставщику заказ на приобретение материалов. После оплаты поставщик доставляет материальные ценности на склад вместе с товарно-сопроводительными документами через транспортно-логистическую компанию.

Поскольку основным приоритетом транспортно-логистической деятельности является достижение цели по обеспечению производства и потребителей необходимым количеством продуктов (материалов, полуфабрикатов, комплектующих) в оптимальные сроки и с наименьшими затратами.

Эффективное решение задачи обработки учетной информации о снабженческо-заготовительной деятельности хозяйствующего субъекта во многом зависит от разумной организации информационного обеспечения, которое позволит решить проблемы связанные с централизованным управлением данными, информационной совместимостью, гибкостью и актуализацией информационной базы организации. При автоматизации снаб-женческо-заготовительной деятельности с помощью информационной системы понижаются объемы ручного труда, сокращается время на обработку и получение актуальной информации, растет производительность учетных работников.

Развитие информационных систем основывается на общей стратегии развития организации и конкретизирует положения общей стратегии с точки зрения применения информационных технологий. Общая стратегия развития хозяйствующего субъекта определяет настоящие и будущие виды деятельности, типы выпускаемой продукции и объёмы выпуска, рынки на которых работает организация и её доли на этих рынках, организационную и территориальную структуру организации, занимающейся снабженческо-заготовительной деятельностью. В свою очередь, стратегия внедрения информационных технологий и информационных систем содержит основные положения их применения в организации эффективного управленческого учета.

В последнее время необходимость интеграции и взаимодействия информационных модулей или приложений в рамках совокупности большого количества информационных систем организации или нескольких организаций, объединенных в единую партнерскую цепочку, оказывают существенное влияние на используемые программные архитектуры.

Процесс оптимизации управления системой в полной мере связан с получением достоверной информации:

- о состоянии системы на каждый контрольный момент времени,

- о достижении (или не достижении) цели управления (применительно к экономическим объектам целью может являться наибольшая прибыль, наименьшая себестоимость, оптимальная занятость работников, достижение необходимой безопасности и т.д. и т.п., или несколько целей сразу);

- влияние системы на управляющее воздействие.

Отметим, что в любой системе управления всегда присутствует информационный контур, который может содержать: объект управления, информацию об управляемом процессе, управляющие воздействия, а вся структура хозяйствующей организации, занимающейся снабженческо-заготовительной деятельностью, участвует в процессе управления всеми информационными потоками, и одновременно является информационной системой.

Информационная система (ИС) включает всю инфраструктуру организации, задействованную в процессе управления всеми информационными, документальными потоками. Можно сказать, что в основе любой информационной системы лежит информа-

ционная модель - подмножество бизнес-модели, описывающее все существующие (документарные и недокументарные) информационные потоки на предприятии, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех видов информации.

Основные принципы внедрения информационных модулей в организацию должны быть детализированы до создания самих информационных систем:

- внедрение комплексного продукта и автоматизация на его основе всех процессов улучшения управленческого учета;

- применений нескольких специализированных продуктов, каждый из которых может решить отдельный класс задач при создании единой информационной модели организации посредством интеграции информационных систем;

- автоматизация отдельных участков (или процессов) посредством внедрения отдельных модулей, входящих в одну или в разные информационные системы.

Основным элементом управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности является учет, формирующий данные о затратах и результатах процесса производства, контролирующий процесс выполнения планов, обеспечиваемый при помощи соответствующей организации аналитического учета и калькулирования в рамках роста эффективности применения производственных ресурсов.

Таким образом, информационная модель управленческого учета построенная на основе информационной системы по снабженческо-заготовительной деятельности, должна содержать следующую информацию: о номенклатуре товарно-материальных запасов на складах, о затратах на приобретение единицы запасов, общих расходах по содержанию снабженческо-заготовительного аппарата, распределенных на единицы хранения затратах по заготовлению и хранению ценностей, о качестве запасов, и спросе на них. Также в информационной модели управленческого учета, деятельность транспортно-логистической системы предприятия определяет информацию о складских запасах, и затратах на хранение.

В настоящее время наиболее актуальным является вопрос внедрения автоматизированной информационной системы (АИС), которая в дальнейшем будет эффективно подстраиваться под систему управленческого учета конкретной организации. Под автоматизированной информационной системой для хозяйствующего субъекта, занимающегося снабженческо-зааготовительной деятельностью понимается комплекс аппаратно-программных средств реализующих мультикомпонентную информационную систему, обеспечивающую современное управление процессами принятия решений, производства и сбыта в режиме реального времени при транзакционной обработке данных. В качестве средств реализации управленческого учета был сделан выбор в пользу системы «1С: Предприятие», так как она является открытой и достаточно универсальной, что дает возможность подобрать из множества существующих конфигураций ту, которая в наибольшей степени подходит для реализации поставленных задач при функционировании информационной модели. Необходимые дополнения или изменения в выбранной конфигурации осуществляются с помощью встроенного языка программирования. Кроме того, система «1С: Предприятие» довольно широко распространена, что позволяет использовать информацию первичных документов для целей прогнозирования.

Система «1С: Предприятие» является интегрированной информационной системой, в которой содержаться все основные автоматизированные функции управления и находятся в свободном доступе соответствующие оперативные данные необходимые системе в любой момент времени. Данная система предназначена для решения задач по автоматизации учёта товарных и материальных средств, взаиморасчётов с контрагентами, расчёта амортизационных средств, бухгалтерского учёта по любым разделам. Она представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для управления различными типами объектов предметной области, позволяющих записывать, корректировать и получать информацию в заданном виде и формате.

Целями проектируемой информационной модели является сокращение затрат и издержек на ведение управленческого учета при ведении снабженческо-заготовительной деятельности, повышение управляемости организации и привлекательности услуг. Информационная модель предполагает автоматизацию управленческого учета(в первую очередь в области управления финансами и управления запасами).

Для разработки модели информационной системы хозяйствующего субъекта, занимающего снабженческо-заготовительной деятельностью был выбран программный комплекс «1С:Управление производственным предприятием», который оптимально подходит для автоматизации в данной сфере деятельности, так же позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет в национальной валюте, а управленческий учет, ведущийся в организации в целом, может вестись в любой удобной валюте. Данный комплекс является оптимальным по стоимости и функциональным возможностям отечественной системой ERP-класса (представляет механизм планирования производственных ресурсов, она позволяет решить ряд дополнительных задач, связанных с усложнением структуры организации), содержащий необходимые для эффективного управления современной компанией подсистемы: CRM и Бюджетирование.

Использование «1С:Управление производственным предприятием» охватывает основные процессы хозяйствующей организации и позволяет создать на своей основе единую систему, в которой отображаются все аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а единая информационная. Кроме управленческого учета, программный продукт позволяет вести отчетность в международной финансовой системе.

В результате выполнения информационной модели автоматизируются процессы сопровождения ведения заготовительной деятельности. С помощью средств управления графиком платежей будут автоматизированы сложные финансовые расчеты. С внедрением решения на базе «1С:Управление производственным предприятием» появится возможность контроля за прохождением сделок, формирования отчетов для анализа договорной деятельности и прогнозирования денежных поступлений. Настроенные в системе шаблоны документов ускорят формирование пакета документов по договору и сведут к минимуму ошибки.

Средством регистрации хозяйственной операции является документ, причем для ускорения работы широко используются механизмы подстановки данных «по умолчанию», а ввод новых документов на основании ранее введенных. Данные, в свою очередь могут оперативно контролироваться прикладным решением. Так, при регистрации выплаты наличных денежных средств система проверит доступность денежных средств с учетом имеющихся заявок на их расходование. А при регистрации продукции через транспортно-логистическую компанию система проверит состояние взаиморасчетов с поставщиком.

Применение именно такой информационной модели системы организации управленческого учета определяет уровень автоматизации современной организации, как определяющего инструмента по улучшению ведения учета деятельности с высокими интеграционными возможностями по переработке информации при ведении снабженческо-заготовительной деятельности.

Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим при организации управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности хозяйствующего субъекта необходима достоверная информация как о производственном, так и о финансовом положении организации. Решением этой задачи занимается бухгалтерская служба организации, которая в свою очередь и является информационной системой, которая измеряет и обрабатывает финансовые данные.

Ключевым моментом в системе организации управленческого учета снабженче-ско-заготовительной деятельности является минимизация издержек, связанных с содержанием и хранением материалов на складах. Этого снижения можно добиться, придерживаясь определенного алгоритма:

1 Необходимо определить степень интенсивности расходования материальных запасов, т.е. в данном случае речь идет об уровне и характере спроса на оказываемые услуги. При этом, следует различать систему управления материальными запасами в части материальных запасов, спрос на которые задается постоянной величиной и в части материальных запасов, спрос на которые носит случайный характер.

2 Если интенсивность расходования материальных запасов объясняет длительность использования материального запаса, т.е. тот временной интервал, в течение которого организация не нуждается в поставках материалов, то интервал между поставками товара также является ключевым показателем в системе управления материальными за-

пасами

3 Для управления материальными запасами необходимо знать величину издержек, которые несет организация при содержании материальных запасов.

Фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов; таможенные пошлины и иные платежи; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы; затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.[11]

Не включаются в фактические затраты на приобретение товарно-материальных ценностей общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов. [11]

При внедрении системы управленческого учета, по контролюза сохранностью материально-производственных запасов в снабженческо-заготовительной деятельности, организации чаще всего сталкиваются со следующими проблемами:

1. При рассмотрении мест хранения материально-производственных запасов по имеющимся у материально ответственных лиц документам выявляется не своевременное оформление приемки и отпуска ценностей, что приводит к тому, что данные об остатках материально-производственных запасов представляются не точно.

2. Ввоз и вывоз материальных ценностей с предприятия должен осуществляется на основании приказа, в котором определен порядок оформления документов, перемещения материалов и список лиц, имеющих право подписывать документы на ввоз и вывоз материальных ценностей. На практике имеются случаи, когда документы на вывоз материалов подписывают лица, не утвержденные в изданном приказе.

3. В организации не определен четкий порядок передачи материальных ценностей с основного склада в производство. Это может бытьсвязано с тем, что в учетной политике организации не указана определенная схема документооборота по движению материалов между подразделениями.

4. Организации не разрабатывают нормы расхода материалов на ремонтные работы и текущий ремонт. Списание материалов на данные виды работ производится по факту, без подтверждения данного расхода материалов расчетами, не всегда указывается инвентарный объект, на который производится списание.

5. Не ведется работа по выявлению неликвидных материалов, непригодных для дальнейшего использования, и невостребованных материалов, неиспользуемых в организации в течение ряда лет, но пригодных для реализации, не осуществляется работа по их реализации.

6. Инвентаризацию материально-производственных запасов для точного и полного представления информации о наличии материалов, желательно проводить 1 раз в квартал.

7. Руководство должно обеспечивать организацию складскими помещениями, в пределах, необходимых для надлежащего хранения производственных запасов, а также, ответственные лица обязаны отслеживать, не хранятся ли материальные ценности в неприспособленных помещениях, под открытым небом. Складские помещения, должны быть пригодны для хранения производственных запасов.

Для реализации эффективного управленческого учета необходимо отметить, что материальные ценности на складах должны размещаться по секциям, внутри них - по группам, типам и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах. Однако в организациях зачастую отсутствует учет материальных ценностей, имеет место отсутствие измерительной техники, на наименование материалов не заполняются, материальные ярлыки, с указанием наименования, количества.

Складские помещения должны быть приспособлены к приемке, хранению и отпуску материалов. Для этого помещения складов должны быть изолированы, оборудова-

ны сигнализацией, необходимым количеством стеллажей, ячеек, поддонов, средствами механизации и весоизмерительными приборами. Внутри склада каждая группа, подгруппа и вид материальных ценностей должны храниться в определенном месте в соответствии со строго продуманной системой. К каждому месту хранения прикрепляется материальный ярлык.

Особое внимание при построении информационной модели в организации следует обратить на своевременность отпуска материалов, во избежание не выполнения договорных обязательств по срокам и качеству выполняемых услуг.

Одним немаловажным условием организации работы склада в цепочки снабжен-ческо-заготовительной деятельности при организации управленческого учета является своевременность обработки поступающих документов и отражениеисходных данных в автоматизированной системе. Для решения данной задачи наиболее рациональным было бы предложить организовать дополнительные рабочие места с привлечением специализированных бухгалтеров по учету материально-производственных запасов. Обоснованность данной задачи заключается в своевременной обработки информации по складскому учету для построения эффективной системы управленческого учета.

Для получения более расширенной информации о структуре затрат, связанных с приобретением материальных запасов и усиления контроля за их значением, рекомендуется для ведения аналитического бухгалтерского учета внести в информационную модель управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности организации отдельный счет «Заготовительные складские расходы» с выделением двух субсчетов: «Транс-портно-заготовительные расходы» и «Складские расходы».

Для решения поставленной задачи рассмотрим некоторые возможности применения метода учета затрат по функциям или АВС-метода в условиях функционирования хозяйствующего субъекта. Применение данного метода учета имеет ряд особенностей. Прежде всего, объектом учета затрат организации при таком методе является отдельный вид деятельности (функция, операция), а объектом калькулирования - вид продукции. Принципиальное отличие АВС-метода от других методов учета затрат и калькулирования состоит в порядке распределения накладных расходов.

При организации управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности основные виды производимой продукции рассчитаны на массовое потребление, а по заказам возможно производится незначительное количество продукции.

Представим процесс изготовления трех видов продукции, заказы на которые могут приниматься хозяйствующей организацией: товар №1, товар №2, товар №3.

Процесс изготовления товара№1 выявил шесть основных функций (видов деятельности):

1) затраты труда;

2) использование основного оборудования;

3) оформление заказов;

4) доставка материалов;

5) контроль качества продукции;

6) использование вспомогательного оборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждому из видов деятельности соответствует свой носитель затрат.

Произведем расчет прямых затрат на производство каждого вида продукции, удельные затраты и объем выпуска каждого вида продукции, на основании которых рассчитываются совокупные затраты времени, материалов и затраты на оплату труда персоналу.

Следующий этап расчета - распределение накладных расходов. Чтобы рассчитать величину затрат на одну операцию, разделим сумму накладных расходов по каждому виду деятельности на количество операций по соответствующему носителю затрат.

Далее распределим накладные расходы по видам продукции. Для этого затраты на одну операцию умножим на количество операций по каждому носителю затрат. Распределение накладных расходов при использовании АВС-метода происходит неравномерно на выполненные заказы, поэтому стоимость одного заказа поднимется, что неприемлемо в существующих экономических условиях для хозяйствующей организации.

Распределение затрат действующим методом производится по бюджетной ставке,

поэтому затраты распределяются более плавно на все виды продукции, что способствует их равномерной оценке.

В виду сложившейся ситуации с замедлением оборачиваемости запасов и увеличением их периода оборота, необходимо достигнуть оптимальных вложений капитала в материалы и исключить «замораживание» денежных средств в запасах.

Проведение данного мероприятия следует осуществить в несколько этапов:

1. провести инвентаризацию запасов, находящихся на складах предприятия.

2. по итогам инвентаризации определить запасы, которые будут использованы в производстве и перечень невостребованных запасов.

3. определение пригодности запасов невостребованных и находящихся на складах исследуемой организации. На этом этапе необходимо:

- определить пригодность материалов, которые не востребованы для производства;

- проработать вопрос реализации невостребованных материальных запасов;

- определить перечень материалов, необходимых для реализации и списания.

Управление запасами требует разделения номенклатуры запасов на отдельные

группы. Кроме градации запасов по видам необходимо выделить позиции запасов, которые имеют различную степень влияния на результаты деятельности, а также различный отклик на управленческие воздействия. Для решения этой задачи используются АВС -классификации, или метод АВС.

Для предприятия, бизнес-процесс которого состоит из большого количества операций, предпочтительнее АВС-метод. Трудности применения АВС-метода заключаются в следующем:

- необходимо провести идентификацию процессов, операций, выполняемых при реализации этих процессов, исполнителей этих операций;

- нужно идентифицировать ресурсы, необходимые для осуществления каждой операции процесса, измерить их количество, дать им стоимостную оценку, определить, таким образом, стоимость процесса;

- необходимо выбрать показатели распределения затрат, определить их величину, приходящиеся на каждый вид продукции и распределить стоимость процесса по продуктам.

Для определения размеров и возможностей снижения затрат следует осуществлять их планирование. Существуют разновидности планирования себестоимости, которые могут быть: текущими и перспективными. В ходе планирования себестоимости предусматривается возможность ее снижения и достижения в результате всего этого оптимального уровня затрат на производство и содержание аппарата управления. В связи с этим, перед составлением плана по себестоимости необходимо проанализировать фактическую себестоимость за отчетный период с целью выявления резервов уменьшения затрат.

Нормативно-правовая база является основой для планирования, регулирования и контроля деятельности всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта, а также сопоставления производственных затрат с достижением результатов на основе которых создаются центры ответственности за результаты деятельности между подразделениями снабженческо-закупочной деятельности.

В связи с изменениями технологий, ассортиментом, изменением цен, расширением базы, обновлением программных средств и т.д., в организации необходимо ежегодно пересматривать нормы и нормативы, политика организации, как в целом, так и по подразделениям по отдельности.

Управление затратами на основе норм является неотъемлемой частью организации в целом. Благодаря этим нормам в организация предотвращает излишние потери, повышает эффективность оказываемых услуг, улучшает политику закупок и продаж, вычисляет общий расход производственных ресурсов и определяет их продуктивное использование в будущем.

Одним из эффективных вариантов решения выше оговоренных проблем является бюджетирование.

Постановка бюджетирования в исследуемой организации связана, прежде всего, с повышением уровня конкуренции между организациями, следовательно, есть необходимость получения дополнительных конкурентных преимуществ.

Во-вторых, организации необходимо изыскать внутренние резервы по снижению затрат на осуществления основного вида деятельности и прочего, содержания аппарата управления, текущие расходы, а также необходимо оптимизировать налогообложение.

В-третьих, как у любой другой организации возникает необходимость в повышении инвестиционной привлекательности, так как любые инвесторы вкладывают денежные средства в организации с высоким уровнем менеджмента.

В организации необходимо разработать бюджеты по подразделениям, которые непосредственно связаны с основной деятельностью организации. Исходя из этого будет осуществлен контроль за отклонениями фактически понесенных затрат от установленных в бюджете и появится возможность повысить заинтересованность и ответственность служб, отделов, участков за допущение перерасходов.

Также необходимо учесть, что производственный процесс в хозяйствующей организации основывается на клиентской базе и новых заказах, следовательно, бюджетирование в организации рекомендуется применять с целью определения экономической целесообразности выполнения того или иного заказа.

Однако если при условии соблюдения платежной дисциплины со стороны заказчиков и покупателей, хозяйствующий субъект в результате исполнения данных заказов получит прибыль, поэтому целесообразно принять к исполнению изготовление Това-ра№3.

Благодаря проведенной оптимизации запасов произойдет ускорение оборачиваемости и сокращение периода оборота запасов.

Разработанные направления по совершенствованию системы управления запасами отразятся и на эффективности их использования.

Оперативные и стратегические решения по приобретению материально-производственных запасов могут приниматься посредствам применения инструментов автоматизированных информационных систем, где для получения информации будут использованы данные бухгалтерского финансового и управленческого учета.

Основная цель разработки информационной модели управленческого учета для снабженческо-заготовительной деятельности является посторенние информационной системы, которая способна получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.

Таким образом, был предложен ряд мероприятий по совершенствованию бухгалтерского и складского учета материально-производственных запасов, которые существенно повысят качество деятельности бухгалтерской службы при организации снаб-женческо-заготовительной деятельности организации с целью управления данными активами.

Источники:

1. «Положения о составе затрат»: утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.

2. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01»: При-каз Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 25.10.2010). Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 № 2806 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/

3. «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»: Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 24.12.2010). Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 № 3245 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/

4. Абызова Е.В., Ищенко О.В. Оперативное планирование и бюджетирование как инструмент управления взаимосвязями закупок и сбыта на малых предприятиях. Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56). С. 826-828.

5. Ильина, А. В. Управленческий учет. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2016. - 180 с.

6. Информационные системы в экономике: Учебник для академического бакалавриата/ В. Н. Волкова, В. Н. Юрьев, С. В. Широкова, А. В. Логинова; под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Юрьева. — М : Издательство Юрайт, 2017. — 402 с.

7. Ищенко О.В., Ходаринова Н.В. Учет и контроллинг. - Учебное пособие.- краснодар: Краснодарский кооперативный институт, 2018. Краснодар, ИП Дедкова С.А.-267 с.

8. Карпов, А.Е. Постановка и автоматизация управленческого учета / А.Е. Карпов. - М.: Резуль-

тат и качество, 2013. - 504 с.

9. Киселева, И.А. Организация учета материально-производственных запасов / И.А. Киселева // Консультант бухгалтера. - 2014. - №13. - С. 25-36.

10. Линдерс, М. Управление закупками и поставками / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фи-рон. - 13-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 751 с.

11. Мизиковский И. Е. Бухгалтерский управленческий учет. - 2-е изд., перераб.и доп. : Учебное пособие/Мизиковский И.Е. - 2-е изд. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 144 с.

12. Салий В.В., Аксенова Ж.А., Ищенко О.В. Архитектура предприятия: учебное пособие / В.В. Салий, Ж.А. Аксенова, О.В. Ищенко - Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2018. - 173.

13. Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова С.И.. Управленческий учет: Учебник / /Под редакцией А.Д. Шеремета. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013 - 344 с

14. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет, 10-е изд./Пер с англ. - СПб.: Питер, 2012 - 1008 с.

Sources:

"Provisions on the composition of costs": approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of August 5, 1992 No. 552 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/.

2. "On Approval of the Provision on Accounting" Accounting for Inventories "PBU 5/01": Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of June 06, 2001 No. 44n (as amended on 10.25.2010). Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 19.07.2001 № 2806 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/

3. "On approval of the Methodological Guidelines for Accounting of Inventories": Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of December 12, 2001 No. 119n (as amended on December 24, 2010). Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on February 13, 2002 No. 3245 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/

4. Abyzova E.V., Ishchenko O.V. Operational planning and budgeting as a tool for managing the relationship of purchases and sales in small enterprises. Economy and entrepreneurship. 2015. No. 3-2 (56). Pp. 826-828.

5. Ilina, A. Century Management accounting. - Ekaterinburg: Publishing house Ural.un-ta, 2016. - 180 p.

6. Information systems in economics: Textbook for academic bachelor / V.N. Volkova, V.N. Yuryev, S.V. Shirokova, A.V. Loginova; by ed. V.N. Volkova, V.N. Yuriev. - M: Yurait Publishing House, 2017. - 402 p.

7. Ischenko OV, Khodarinova N.V. Accounting and controlling. - Textbook. - Krasnodar: Krasnodar Cooperative Institute, 2018. Krasnodar, IP Dedkova SA.-267 p.

8. Karpov, A.E. Statement and automation of management accounting / A.E. Karpov. - M .: Result and quality, 2013. - 504 p.

9. Kiseleva, I.A. Organization of inventory accounting / I.A. Kiselev // Accountant's consultant. - 2014. -№13. - p. 25-36.

10. Linders, M. Procurement and Supply Management / M. Linders, F. Johnson, A. Flynn, G. Firon. - 13th ed. - M .: Unity-Dan, 2017. - 751 p.

11. Mizikovsky I.E. Accounting management accounting. - 2nd ed., Pererab.i add. : Tutorial / Mizikovsky I.E. - 2nd ed. - M.: Master, SIC INFRA-M, 2016 - 144 p.

12. Saliy V.V., Aksenova Z.A., Ischenko O.V. Architecture of the enterprise: study guide / V.V. Saliy, J.A. Aksenova, O.V. Ishchenko - Krasnodar: Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, 2018. - 173.

13. Sheremet A.D., Nikolaev, O.E., Polyakova, S.I. Management Accounting: A Textbook / / Edited by A.D. Sheremeta. - 3rd ed., Pererab. and add. - M .: Publishing House FBK-PRESS, 2013 - 344 with

14. Horngren C., Foster J., Datar S. Management Accounting, 10th ed. / Translated from English. - SPb .: Peter, 2012 - 1008 p.

З.И. Азиева

доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

(azieva.z@yandex.ru) Z.I. Azieva

associate Professor of the Department of accounting theory, Cand. Ekon.D.,

Kuban state agrarian University Л.В. Папова

Старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет

(larapapova@yandex. ru) L.V. Papova

senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.