Научная статья на тему 'Транспортно-заготовительные расходы: основные проблемы учета и направления их решения'

Транспортно-заготовительные расходы: основные проблемы учета и направления их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
СНАБЖЕНИЕ / SUPPLY / ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / TRANSPORTATION AND PROCUREMENT COSTS / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / TAX ACCOUNTING / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рура Ольга Викторовна, Васильева Мария Анатольевна

Статья посвящена обобщению проблем учета транспортно-заготовительных расходов в целях поиска направлений их решения для совершенствования снабженческо-сбытовой деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transportation and procurement costs: the basic problems of accounting and ways of their solution

The article is devoted to the generalization of the problems of accounting transport and procurement costs in order to find ways to solve them to improve the supply and marketing activities of the organization.

Текст научной работы на тему «Транспортно-заготовительные расходы: основные проблемы учета и направления их решения»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 657

ТРАНСПОРТНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Рура Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, доцент,

Васильева Мария Анатольевна, студент, Севастопольский государственный университет, Севастополь, РФ

Статья посвящена обобщению проблем учета транспортно-заготовительных расходов в целях поиска направлений их решения для совершенствования снабженческо-сбытовой деятельности организации.

Ключевые слова: снабжение; транспортно-заготовительные расходы; бухгалтерский учет; налоговый учет; управленческий учет

TRANSPORTATION AND PROCUREMENT COSTS: THE BASIC PROBLEMS OF ACCOUNTING AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Rura Ol'ga Viktorovna, PhD (Cand. Econ. Sci.), associate professor, Vasil'eva Maria Anatolyevna, student, Sevastopol state University, Sevastopol, Russia

The article is devoted to the generalization of the problems of accounting transport and procurement costs in order to find ways to solve them to improve the supply and marketing activities of the organization.

Keywords: supply; transportation and procurement costs; accounting; tax accounting; management accounting.

Для цитирования: Рура О. В., Васильева М. А. Транспортно-заготовительные расходы: основные проблемы учета и направления их решения // Наука без границ. 2018. № 2 (19). С. 5-9.

Каждая организация в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности сталкивается с необходимостью приобретения и доставки запасов.

При этом транспортно-заготовительные расходы очень часто занимают большой удельный вес в себестоимости сырья и материалов и могут существенно влиять

на финансовые результаты деятельности. Объективная калькуляция себестоимости приобретаемых запасов, определение состава транспортно-заготовительных расходов и адекватная оценка их уровня повышают эффективность снабженческих операций, что возможно только на основе эффективной организации и обоснованной методики учета операций по заготовлению товарно-материальных активов.

Проблемы учета транспортно-загото-вительных расходов в своих работах рассматривали К. К. Пляс, Л. П. Фомичева, Р. Р. Гатауллина, К. К. Самке, О. О. Фекли-сова и др. Ученые подчеркивают необходимость формирования рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета транспортно-заготовительных расходов. Достоверное отражение таких расходов позволит предоставить необходимые данные для анализа и контроля снабженческо-сбытовых операций и будет способствовать принятию обоснованных управленческих решений.

Поэтому целью написания данной статьи является рассмотрение основных проблем учета транспортно-заготовительных расходов, возникающих в практике отечественных организаций и обоснование возможных направлений их решения.

Изучение современных научных публикаций по этой теме позволяет выделить, как наиболее важную, проблему определения состава транспортно-заготовительных расходов.

Так, существуют различные точки зрения о целесообразности отнесения к транс-портно-заготовительным расходам затрат по содержанию заготовительно-складско-го аппарата организации. Согласно мнению Пляс К. К., они являются элементом транспортно-заготовительных расходов, тем более что это прямо предусмотрено в

пункте 70 раздела 2 Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов1 [3]. Пляс К. К. утверждает, что такой способ учета обеспечивает достоверную оценку фактической себестоимости приобретаемых активов. Разделение данных расходов в аналитическом учете позволит получить необходимую информацию для анализа непосредственно из бухгалтерского учёта, не прибегая к дополнительным усилиям по их выделению из общей массы, что даст возможность контролировать и эффективно управлять операциями снабжения [1].

Фомичева Л. П. в своих работах отмечает, что не всегда целесообразно придерживаться данных рекомендаций. Затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата, как правило, носят условно-постоянный характер, и их обособленный учет для последующего включения в состав транспортно-заготовительных расходов лишён смысла. И это логично, ведь при условии того, что такие затраты стабильны и изменения их размеров незначительны, не имеет смысла их отделять от общей суммы затрат и учитывать в составе себестоимости приобретаемых активов. А для торговых предприятий в принципе не целесообразно выделять данные затраты, их следует учитывать обособленно как издержки обращения, которые в дальнейшем не участвуют в формировании себестоимости товаров [4].

Такого же мнения придерживается и Гатауллина Р. Р. Кроме того, она также указывает, что в практической деятельности нередки случаи, когда организации отражают в учете затраты по содержанию заго-товительно-складского аппарата в составе текущих расходов, не обращая внимания ни на их существенность, ни на их динамику. Чаще всего это обусловлено тем,

1 Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

что размеры этих расходов незначительны и отдельный их учет только приводит к усложнению учетных процедур. Такой подход безусловно приводит к искажению данных бухгалтерского учёта и, как следствие, отчётности [1].

Особенностям учета транспортно-заго-товительных расходов в налоговом учете посвящены работы Самаке К. К. [2]. Так как их состав в Налоговом Кодексе не определен, организация может для целей налогообложения использовать перечень, установленный в Методических указаниях по учету материально-производственных запасов. Но при этом необходимо учитывать, что отдельные виды транспортно-за-готовительных расходов в налоговом учете имеют особый порядок в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль. По-разному влиять на финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете, например, будут командировочные расходы (сверхнормативные суточные), расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации. Потери от недостач (порчи), выявленные при приеме материалов в пределах норм естественной убыли, включаются в состав материальных затрат по отдельной статье, согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 Налогового Кодекса2.

Для решения данных проблем Самаке К. К. предлагает должным образом организовать внутренний контроль бухгалтерского учета снабженческой деятельности, вести дополнительные регистры для учета транспортно-заготовительных расходов и недостач (потерь) при транспортировке. Эти рекомендации являются актуальными для предприятий, осуществляющих активную снабженческую деятельность. Использование подобных регистров будет способствовать принятию обоснованных управленческих решений при выборе транспортных компаний или поставщика

и обеспечивать формирование достоверной информации о себестоимости произведенной продукции с использованием закупленного сырья, материалов, ресурсов.

По мнению Феклисовой О., правильный учет транспортных расходов зависит лишь от того, насколько верно или неверно они классифицированы [3]. Феклисо-ва О. отмечает проблемные моменты при формировании бюджета движения денежных средств организации в обеспечении снабженческо-сбытовой деятельности. Для корректного формирования бюджета Феклисова О. предлагает выделить три группы транспортных расходов, возникающих в процессе деятельности организации:

• транспортно-заготовительные расходы, относящиеся на себестоимость сырья (товара, материалов);

• транспортно-заготовительные расходы по доставке товара, относящиеся к коммерческим расходам;

• расходы на содержание личного транспорта учредителей или разъездного транспорта, используемого в служебных целях.

Кроме того, Феклисова О. указывает, если при доставке запасов до склада используется собственный транспорт, то могут возникнуть проблемы, если данный транспорт используется не только в указанных целях. Сложности возникают в разделении расходов на те, которые относятся к себестоимости запасов, и те, которые к ней отношения не имеют.

Вообще вопросы распределения транс-портно-заготовительных расходов заслуживают отдельного рассмотрения.

В Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов предлагается три способа бухгалтерского учета транспор-тно-заготовительных расходов:

2 Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

• непосредственного (прямого) включения в фактическую себестоимость материалов;

• учета на отдельном счете «Заготовление и приобретение материалов»;

• учета на отдельном субсчете к счету «Материалы».

Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. В случае прямого списания, проблемой является выбор базы распределения: вес, стоимость, объем или какой-либо другой показатель. При большой номенклатуре перевозимых ценностей тот или иной вариант может кардинальным образом повлиять на себестоимость запасов.

При использовании счета «Заготовление и приобретение материалов» организации сталкиваются с необходимостью отражать движение материалов по учетным ценам, а фактическая себестоимость их определяется только после распределения расходов на заготовление в конце отчетного периода. Недостатки данного способа: распределение транспортно-заготови-тельных расходов производится на основе учетных цен, а это не всегда обеспечивает достоверность оценки расходов; в течение отчетного периода невозможно определить фактическую себестоимость приобретаемых запасов, что усложняет принятие оперативных управленческих решений в операциях снабжения. Последний недостаток характерен и для варианта учета транспортно-заготовительных рас-

ходов на отдельном субсчете к счету «Материалы».

Таким образом, изучение научных публикаций и практических аспектов по теме исследования показало, что основные проблемы, связанные с учетом транспор-тно-заготовительных расходов, обусловлены, прежде всего, определением их состава, выбором способов распределения и списания. Следует отметить, решение данных проблем возможно только на основе качественного построения учета операций снабжения на уровне конкретной организации с учетом специфических особенностей ее деятельности, объемов поставок, видов запасов, характером транспортировки и пр. Важнейшую роль при этом играет учетная политика. Грамотное, обоснованное ее построение сможет обеспечить достоверное отражение снабженческо-сбы-товой деятельности организации в учете и отчетности. Использование дополнительных регистров бухгалтерского учета транспортно-заготовительных расходов, формирование системы внутреннего контроля, совершенствование управленческого учета путём разработки бюджетов движения денежных средств с выделением дополнительных статей транспортно-заго-товительных расходов позволит получать качественную информацию о деятельности предприятия и будет служить основой для формирования обоснованных управленческих решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пляс К. К. Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Режим доступа: http://ppt.ru/ news/116895/ (дата обращения 05.02.2018).

2. Самаке К. К. Трансакционные издержки и материально-производственные запасы корпораций // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-1. С. 210-214.

3. Феклистова О. О. Управленческий учет транспортных расходов. Режим доступа: http:// uchetco.ru/article/management-accounting-transport/ (дата обращения 29.01.2018).

4. Фомичева Л. П. Роль ТЗР в формировании учета снабжения и сбыта предприятий // Бухгалтерский учет. 2014. № 4. С. 32-43.

REFERENCES

1. Plyas K. K. Uchet transportno-zagotovitel'nyh rashodov (TZR) [Accounting of transport and procurement expenses (TPE)]. Available at: http://ppt.ru/news/116895/ (accessed 05 February 2018).

2. Samake K. K. Transaktsionnye izderzhki i material'no-proizvodstvennye zapasy korporatsij [Transaction costs and material and production stores of corporations]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2017, no. 12-1, pp. 210-214.

3. Feklistova O. O. Upravlencheskii uchet transportnyh rashodov [Management accounting of transport costs]. Available at: http://uchetco.ru/article/management-accounting-transport/ (accessed 29 January 2018).

4. Fomicheva L. P. Rol' TZR v formirovanii ucheta snabzheniya i sbyta predpriyatii [The role of TPE in the formation of accounting for supply and sales of enterprises]. Buhgalterskii uchet, 2014, no. 4, pp. 32-43.

Материал поступил в редакцию 10.02.2018 © Рура О. В., Васильева М. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.