Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МАЛАЙЗИИ В СФЕРЕ НАУКИ И ИССЛЕДОВАНИЙ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МАЛАЙЗИИ В СФЕРЕ НАУКИ И ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ НИОКР / ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО МАЛАЙЗИИ С РОССИЕЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Симоненко Ольга Анатольевна

Политические и экономические акторы Малайзии осознают необходимость повышения роли страны в международных научных сетях. На создание политических условий для роста доли научных достижений и высокотехнологичных производств направлены национальные стратегии и программы. Основную ответственность за разработку и координацию политики в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в Малайзии несет Министерство науки, технологий и инноваций. Государство стимулирует национальный и иностранный бизнес к инвестированию в НИОКР. Участие корпораций в передовых областях НИОКР в Малайзии все еще носит ограниченный характер, поэтому для развития данного направления требуются активные меры. Правительством Малайзии разработана система поддержки международной кооперации в сфере НИОКР, подписано около 200 двусторонних соглашений высокого уровня, в которых предполагается развитие научно-исследовательского взаимодействия. В последние десятилетия из получателя международной научно-технической поддержки Малайзия перешла в группу стран-партнеров, а в ряде аспектов - и доноров. Учитывая ориентир Малайзии на трансформацию в страну с высоким уровнем дохода, можно ожидать увеличение ее роли в разработке биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), промышленных и космических технологий. По этим позициям Россия и Малайзия имеют пересекающиеся интересы и могли бы нарастить сотрудничество. Необходимо использовать этот потенциал и укрепить позиции России в НИОКР Малайзии и Юго-Восточной Азии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ASPECTS OF THE MALAYSIA'S INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF SCIENCE AND RESEARCH

Political and economic factors in Malaysia are aware of the need to increase the country's role in international scientifi networks. National strategies and programs are working to create political conditions for the growth of the share of scientifi achievements and high-tech industries. The Ministry of Science, Technology and Innovation has primary responsibility for the development and coordination of research and development (R&D) policies in Malaysia. The state encourages national and foreign businesses to invest in R&D, although the share of state-owned companies in large projects remains decisive. Corporate participation in advanced R&D areas in Malaysia is still limited, so proactive efforts will be required to develop this area. The Government of Malaysia has developed a system for supporting international cooperation in the fi of R&D, signed about 200 high-level bilateral agreements, which envisage the development of research cooperation. In recent decades, Malaysia has moved from a recipient of international scientifi and technical support to a group of partner countries, and in a number of aspects - donors. Given Malaysia's commitment to transforming into a high-income country, we can expect an increase in its role in the development of biotechnology, information and communication technologies (ICT), industrial and space technologies. On these positions, Russia and Malaysia have overlapping interests and could increase cooperation. Malaysia, which does not have a deep scientifi and technical tradition, respects the experience of Russian scientists. It is necessary to use this potential and strengthen the Russia's position in R&D in Malaysia and the Southeast Asia as a whole.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МАЛАЙЗИИ В СФЕРЕ НАУКИ И ИССЛЕДОВАНИЙ»

DOI 10.22394/1818-4049-2021-94-1-16-25 УДК 001.83(100)(595)

О. А. Симоненко

Основные аспекты международного сотрудничества Малайзии в сфере науки и исследований

Политические и экономические акторы Малайзии осознают необходимость повышения роли страны в международных научных сетях. На создание политических условий для роста доли научных достижений и высокотехнологичных производств направлены национальные стратегии и программы Основную ответственность за разработку и координацию политики в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в Малайзии несет Министерство науки, технологий и инноваций. Государство стимулирует национальный и иностранный бизнес к инвестированию в НИОКР. Участие корпораций в передовых областях НИОКР в Малайзии все еще носит ограниченный характер, поэтому для развития данного направления требуются активные меры Правительством Малайзии разработана система поддержки международной кооперации в сфере НИОКР, подписано около 200 двусторонних соглашений высокого уровня, в которых предполагается развитие научно-исследовательского взаимодействия В последние десятилетия из получателя международной научно-технической поддержки Малайзия перешла в группу стран-партнеров, а в ряде аспектов - и доноров. Учитывая ориентир Малайзии на трансформацию в страну с высоким уровнем дохода, можно ожидать увеличение ее роли в разработке биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), промышленных и космических технологии По этим позициям Россия и Малайзия имеют пересекающиеся интересы и могли бы нарастить сотрудничество. Необходимо использовать этот потенциал и укрепить позиции России в НИОКР Малайзии и Юго-Восточной Азии в целом

Ключевые слова: государственное управление, стратегические планы развития НИОКР, двусторонние соглашения, сотрудничество Малайзии с Россией.

Введение. Международное сотрудничество в научной сфере стало объективной реальностью. Ему способствует рост научных сетей, пересекающих границы, от цифрового обмена данными, информацией и знаниями до совместного создания лабораторий и исследовательской инфраструктуры [Мизинцева, 2017]. Можно выделить две фундаментальные группы причин интенсификации этого процесса. Во-первых, это группа факторов, способствующих формированию внутри отдельного государства представления о логической взаимосвязи усиления международного научного сотрудничества для повышения качества науки в стране. Вто-

рая группа факторов определяет внешние аспекты международного научного сотрудничества. Этого требуют глобальные проблемы, вызовы и возможности в науке, обществе и экономике. Сложность многих из этих условий предполагает междисциплинарный международный научный подход. Иначе говоря, международное научное сотрудничество улучшает не только качество самих исследований, но и качество их использования и результатов.

Оба обстоятельства исключительно важны для стран, относительно недавно вступивших на путь ускоренного социально-экономического развития ^и, 2020]. К ним относится Малайзия,

Ольга Анатольевна Симоненко - канд. полит. наук, доцент; доцент кафедры социологии, политологии и регионоведения, Тихоокеанский государственный университет (680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136). E-mail: 001873@pnu. edu.ru

входящая по основным экономическим показателям в число новых индустриальных стран [Красильщиков, 2020]. В настоящее время Малайзия из страны-получателя международной научно-технической помощи постепенно превращается в государство-донора, используя свой опыт в качестве инструмента внешней политики [Barros Leal Farias, 2020].

Структура малайзийского государственного управления и поддержки развития международного сотрудничества в сфере науки. Основную ответственность за разработку и координацию политики в области науки и технологий в Малайзии несет Министерство науки, технологий и инноваций (Ministry of Science, Technology and Innovation, MOSTI). Оно курирует более 20 департаментов и агентств, которые играют важную роль в определении научного ландшафта Малайзии, особенно в пяти ключевых областях: биотехнологии, ИКТ, промышленные технологии, море / космос и основные услуги в области науки и техники1.

MOSTI разрабатывает программу продвижения Малайзии к статусу более конкурентоспособной и компетентной страны, построенной на прочном фундаменте науки, технологий и инноваций. Политика формулируется на основе достижений страны, проблем и извлеченных уроков. В ней намечены новые направления внедрения науки и технологии в создание продвинутой нации для социально-экономических преобразований и всестороннего роста2.

Управление инвестиционного развития Малайзии (Malaysian Investment Development Authority, MIDA) является основным государственным агентством по развитию обрабатывающей промышленности и сектора услуг в Малайзии. Создание MIDA в 1967 г. было признано Всемирным банком «необходимым импульсом для целенаправленных, позитивных и скоординированных действий по продвижению промышленного разви-

тия Малайзии». MIDA содействует иностранным инвесторам в осуществлении инновационной деятельности на территории Малайзии, в его штаб-квартире в Куала-Лумпуре размещены высокопоставленные представители ключевых правительственных агентств, которые консультируют инвесторов по вопросам политики и процедур правительства. В число этих представителей входят должностные лица Министерства труда, Департамента иммиграции, Королевской таможни Малайзии, Департамента окружающей среды3.

Малайзийское инновационное агентство (Agensi Inovasi Malaysia, AIM) - это установленный законом орган, созданный в 2011 г. для стимулирования и развития инновационной экосистемы в Малайзии, воспитания нового поколения предпринимателей-новаторов. Агентство призвано способствовать сотрудничеству между правительством, наукой и промышленностью в продвижении, консолидации и реализации новых идей в области инноваций4.

Ряд отраслевых министерств и государственных ведомств, подотчетных им, играют определенную роль в развитии международного сотрудничества в сфере науки и технологий. К ним относятся Министерство образования, Малазийский институт сельскохозяйственных исследований и разработок (MARDI) и Малазийский совет по пальмовому маслу (MPOB), которые подчиняются Министерству сельского хозяйства и Министерству плантационной промышленности соответственно. Кроме того, передача технологий находится в ведении Министерства международной торговли и промышленности, а налоговые и финансовые стимулы для НИОКР находятся в ведении Министерства финансов5.

Не являются структурами правительства, но играют заметную роль в развитии международного научно-исследовательского сотрудничества Академия наук Малайзии (Academy of Sciences

1 SEA-EU-Net. Partners in Science. Malaysia. URL: http://sea-eu.archiv.zsi.at/facts/sea/malaysia.html

2 Official Portal Ministry of Science, Technology and Innovation of Malaysia - MOSTI. URL: https://www. mosti.gov.my/web/en/

3 Malaysian Investment Development Authority. URL:: https://www.mida.gov.my/home/about-mida/posts/

4 Agensi Inovasi Malaysia. URL: https://innovation.my/

5 SEA-EU-Net. Partners in Science. Malaysia. URL: http://sea-eu.archiv.zsi.at/facts/sea/ malaysia.html

Malaysia, ASM) и Малазийская промышленная группа высоких технологий (Malaysia-Industry High Technology Group, MIGHT). В функции ASM входит консультирование правительства по вопросам, связанным с наукой, национального и международного значения; поощрение культуры передового опыта в наукоемких областях в Малайзии; расширение международных сетей и сотрудничества6. MIGHT, в свою очередь, ориентирована на создание и продвижении партнерских отношений в области технологий посредством платформы для достижения консенсуса между частным и государственным секторами и предоставления стратегических рекомендаций и альянсов для формирования исследований в области высоких технологий, наращивания потенциала посредством политических вмешательств, а также программ и стратегий для страны. MIGHT уделяет особое внимание инициативам по анализу рынка с использованием практики и методологии прогнозирования для определения технологий и деловых возможностей; управляется Советом директоров, возглавляемым совместным председательством видных деятелей частного сектора и советником премьер-министра по науке7.

Программные документы, нацеленные на развитие Малайзии в сфере науки и исследований. Руководство Малайзии уделяет заметное внимание разработке стратегических планов и национальных программ развития [Костю-нина, 2017]. Фундаментом для них является программа «Национальная трансформация 2050» (TN50), сформированная в 2015 г. путём сбора и обработки более 60000 уникальных предложений учёных, предпринимателей и государственных служащих8. До 2020 г. были

рассчитаны программы Национальной политики в области науки, технологий и инноваций 2013-2020 (National Policy on Science, Tecnology and Innovation, NPSTI)9 и Национальной политики в области биотехнологии 2005-2020 (National Biotechnology Policy, NBP)10, ориентированной на развитие биотехнологий в здравоохранении, сельском хозяйстве и промышленности. Продолжает свое действие Политика коммерциализации интеллектуальной собственности проектов НИОКР, финансируемых Правительством Малайзии (Intellectual Property Commercialisation Policy for Reseach & Development (R&D) Projects Funded by the Government of Malaysia)11, утвержденная в 2009 г., а также Национальная космическая политика (National Space Policy), утвержденная в 2017 г. и рассчитанная на период до 2030 г. Космическая политика призвана стимулировать развитие национального космического сектора12 в кооперации с другими государствами.

Состояние развития международного сотрудничества Малайзии в сфере НИОКР. Большинство крупных научно-исследовательских проектов реализуются либо госкомпаниями, либо государственно-частными партнерства-ми. При этом роль государства - определяющая, иначе подобные проекты малопривлекательны для бизнеса. Несмотря на то, что с 2005 г. участие делового сектора в НИОКР существенно выросло, его доля все еще остается достаточно низкой по сравнению с другими азиатскими экономиками. Например, с 2006 по 2011 гг. корейскими компаниями были зарегистрированы в США в общей сложности 25423 патента в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) по сравнению с незначитель-

6 Academy of Sciences Malaysia. URL: https://www.akademisains.gov.my/about-asm/

7 Malaysia-Industry High Technology Group. url:https://www.might.org.my/overview/

8 National Transformation 2050 (TN50) - MITI. URL: https://www.miti.gov.my/miti/resources/ Malaysia_2050_-_Smart_Communities.pdf

9 National Policy on Science, Technology and Innovation - MOSTI. URL: https://www.mosti.gov.my/web/wp-content/uploads/2019/04/1.-NPSTI-2013-2020-English-1.pdf

10 National Biotechnology Policy. URL: https://www.mosti.gov.my/web/wp-content/uploads/2020/01/2.-National-Biotechnology-Policy-NBP-english-only.pdf

11 Intellectual Property Commercialisation Policy for Reseach & Development (R&D) Projects Funded by the Government of Malaysia. URL: https://www.mosti.gov.my/web/wp-content/uploads/2019/04/3.-Intellectual-Property-Commercialisation-Poticy-for-RD-English.pdf

12 National Space Policy. URL: https://www.mosti.gov.my/web/wp-content/uploads/2019/04/2.-Dasar-Angkasa-Negara-2030-malay-interactive.pdf

ным результатом в 273 патента, которые были зарегистрированы малайзийскими компаниями. Участие корпораций в передовых областях НИОКР в Малайзии все еще носит ограниченный характер, поэтому для развития данного направления потребуются активные меры. Исследования и разработки, проводимые как национальными, так и зарубежными компаниями, во многом ограничены целью расширения товарного ассортимента и решением текущих проблем13.

Правительством Малайзии разработана система поддержки международной кооперации в сфере НИОКР:

A. Для привлечения иностранных инвестиций действует гибкая система предоставления льгот для инвесторов. В рамках этой системы инвесторам предоставляется особый статус, который позволяет компаниям пользоваться налоговыми льготами, специальными условиями на закупки оборудования и материалов, получать поддержку в вопросах коммерциализации технологий, разработанных на территории Малайзии, гарантирует права на интеллектуальную собственность. Также статус гарантирует бесплатное подключение к инфраструктуре, и в особых случаях инвестору разрешается обладать 100% пакетом акций компаний;

Б. Компаниям, обладающим статусом резидента ОЭЗ «Мультимедийный Суперкоридор» (MSC), предоставляются следующие льготы и преимущества: беспошлинный ввоз мультимедийного оборудования; гарантии охраны интеллектуальной собственности; отсутствие интернет-ценза; предоставление передовой ИКТ-инфраструктуры; бесплатная консультативная поддержка со стороны Государственной Корпорации по Развитию ИКТ Малайзии (МБС); наличие развитой городской инфраструктуры, доступ к передовому научно-исследовательскому комплексу; преференции на ввозные пошлины, акцизы и налоги с продаж на оборудование и материалы;

B. Малайзия поощряет инвестиции в

информационные технологии, туризм, экспортоориентированные, капиталоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности. В частности, в целях стимулирования экспортной активности широко применяется практика предоставления компаниям финансовых и налоговых льгот, таких как статус пионера, освобождение от налогов на сумму инвестиций, кредитование экспорта, предоставление грантов на научно-исследовательские разработки и обучение персонала, освобождение от уплаты импортных пошлин на определенные виды сырья и оборудования14.

Согласно отчету Всемирного банка о показателях развития, экспорт высоких технологий (% от экспорта промышленных товаров) в Малайзии составил 52,77% в 2018 г.15 В структуре импорта доля электроники и электрооборудования

- 27%, машинного оборудования, ядерных реакторов, бойлеров - 10%, транспортных средств кроме ж/д и трамваев

- 3,2%, оптической, технической, фото-, медицинской аппаратуры - 2,8%, самолетов, космических кораблей - 1,5%16.

Национальные программы, нацеленные на поддержку зарубежных ученых и предпринимателей в развитии НИОКР. Поддержка предполагает предоставление грантов, визовых услуг и помощи в решении многих текущих вопросов.

Фонд международного сотрудничества (International Collaboration Fund, ICF) - это грант, предоставляемый Правительством Малайзии для международных совместных научно-исследовательских проектов ученых из Малайзии и других стран. Цель фонда - предоставить платформу для инвестиций в расширение и усиление исследовательского потенциала и расширение сотрудничества в области НИОКР для конкурентоспособных проектов НИОКР, которые являются инновационными, дают высокую отдачу и могут впоследствии способствовать развитию знаний и технологий, ведущих к коммерциализации. Максимальный объем финансирования

13 UNESCO science report: towards 2030; 2015. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/usrl5_ malaysia_ru.pdf [24]

14 Malaysian Investment Development Authority. URL: https://www.mida.gov.my/home/

15 Malaysia - High-technology Exports (% Of Manufactured Exports). URL: https://tradingeconomics.com/ malaysia/Mgh-technologiy-exports-percent-of-manufactured-exports-wb-data.html

16 Malaysia Imports ey Category - Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/ malaysia/ imports-by-category

составляет 5ОО ООО ринггитов. Максимальный срок проекта - 24 мес.17

Малайзийская программа для предпринимателей в сфере технологий (Malaysia Tech Entrepreneur Programme, MTEP) предназначена для основателей технологий, которые хотят осваивать рынок АСЕАН из Малайзии посредством пребывания в стране от одного года до пяти лет. Комплексные визовые программы Малайзии для технических предпринимателей, основателей или технических специалистов позволяют не только начать здесь свой стартап, но и найти нужные таланты18.

Сервисный центр eXpats - это подразделение Малазийской корпорации цифровой экономики (MDEC), в котором оказывается постоянная поддержка прибывающим работникам, а также их нанимателям. Здесь обеспечивается получение всех необходимых пропусков для работы иностранных работников умственного труда и пребывания их семей в Малайзии19.

Чтобы подойти к решению проблем малайзийской инновационной экосистемы, группа международных корпораций создала свою собственную Платформу для совместных исследований в области машиностроения, науки и технологий (СИМНТ). Она была основана в 2О12 г. и представляет собой трехстороннее партнерство с участием промышленности, университетов и правительства, направленное на удовлетворение исследовательских потребностей в таких промышленных отраслях как электроника и электротехника. В этой работе задействовано около 5 ООО научных сотрудников и инженеров. Создание такой платформы было инициировано десятью ведущими компаниями-производителями электроники и электротехники: «Advanced Micro Devices», «Agilent Technologies», «Altera», «Avago Technologies», «Clarion», «Intel», «Motorola Solutions», «National Instruments», «OSRAM» и «Silterra». Эти компании приносят около 25 млрд ринггитов (около 6,9 млрд долл. США) годового дохо-

да и расходуют около 1,4 млрд ринггитов на НИОКР. С 2005 г. эти международные компании в значительной степени пользуются грантами правительства. Уполномоченный орган по строительству «Северного коридора», компания «Khazanah Nasional», Малайский университет и Научный университет Малайзии тесно сотрудничают в СИМНТ. Кроме НИОКР, внимание сконцентрировано на практике выявления талантливых сотрудников, а конечная цель - помощь промышленности в добавлении стоимости к производимым изделиям20.

Нормативные правые документы, определяющие развитие партнерства Малайзии с зарубежными странами в сфере НИОКР. Международные соглашения о сотрудничестве в области научных исследований и разработок могут быть двусторонними или многосторонними, в масштабах всего правительства или на уровне отдельных технических агентств (например, Ядерное агентство Малайзии или Национальные институты здравоохранения/Центры клинических исследований). Эти зонтичные соглашения имеют обязательную юридическую силу и заключаются от имени правительства Малайзии с целью создания структуры для развития международного научного сотрудничества. Они включают защиту интеллектуальной собственности, установление совместного использования выгод, типы совместной деятельности и способы поощрения доступа к объектам и персоналу, а также разъяснения по соответствующим вопросам управления.

Двусторонние соглашения определяются как межправительственные соглашения с целью содействия обмену товарами и услугами, и им отдается предпочтение, когда есть конкретные требования или потребности, которые могут быть выполнены путем переговоров между двумя странами.

Двусторонние соглашения Малайзии делятся на три категории:

1) меморандум о взаимопонимании (ориентирован на помощь Малайзии в укрепле-

17 International Collaboration Fund (ICF). URL: https://edana.mosti.gov.my/edana/frontend/web/ guide-lines/internationalfund042020.pdf

18 Malaysia Tech Entrepreneur Programme. URL: https://mdec.my/digital-economy-initiatives/for-the-industry/ entrepreneurs/ mtep/

19 MSC Malaysia eXpats Centre. URL: https://expats.com.my/about/

20 UNESCO science report: towards 2030; 2015. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/usr15_ malaysia_ru.pdf

нии потенциала в области НИОКР);

2) договор об экономическом, научном, культурном и техническом сотрудничестве;

3) соглашения о сотрудничестве.

Характер двусторонних соглашений,

связанных с НИОКР, подписанных Малайзией, изменился за 50-летний период. После 2006 г. в числе меморандумов о взаимопонимании по оказанию помощи наблюдалась стабилизация, вероятно, потому, что Малайзия из страны с низким уровнем дохода превратилась в страну со средним уровнем дохода. Количество соглашений о сотрудничестве резко возросло в 2001 г., ознаменовав период более тесного двустороннего сотрудничества между странами, находящимися почти на равных, что примечательно, поскольку Малайзия сильно пострадала от азиатского финансового кризиса 1997 г. К концу 2017 г. Малайзия подписала в общей сложности 964 двусторонних соглашения, 187 из которых связаны с развитием науки, технологии и инноваций (они подписаны с 83 странами).

Международный научный альянс сложен и многогранен, требуя от всех заинтересованных сторон совместной работы по таким вопросам как управление, национальная внешняя политика, торговля и международные отношения и многие другие. Его можно использовать для продвижения интересов Малайзии путем повышения роли страны на международной арене, увеличения воздействия на глобальные экономические процессы и обеспечения участия в глобальных усилиях в области НИОКР. Малайзия активно практикует научную дипломатию для дальнейшего развития потенциала и возможностей своей науки посредством сотрудничества с более развитыми странами.

Участие в деятельности международных научных организаций. Малайзия является активным участником Всемирной метеорологической организации (World Meteorological Organization, WMO), ориентируясь на применение науки и технологий в оперативной метеорологии и гидрологии в авиации, транспорте (воздушном, наземном и морском), управлении водными ресурсами, сельском хо-

зяйстве и других областях21.

Академия наук Малайзии представляет страну в Международном научном совете (International Science Council, ISC), созданном в 2018 г. в результате слияния Международного совета по науке (ICSU) и Международного совета социальных наук (ISSC). Это позволяет поддерживать связи с влиятельными научными сетями во всем мире (ISC объединяет 40 международных научных союзов и ассоциаций и более 140 национальных и региональных научных организаций, включая академии и исследовательские советы)22.

Помимо примеров, приведенных выше, необходимо отметить членство Малайзии в организациях по развитию научного сотрудничества в рамках АСЕАН, АТЭС, ООН и ЮНЕСКО.

Сотрудничество Малайзии и России в сфере науки и исследований. Специальных программных документов, нацеленных на развитие международного сотрудничества Малайзии и России в сфере НИОКР, принято не было. Однако, в 2003 г. Правительство РФ и Правительство Малайзии подписали соглашение о сотрудничестве в области информационных и коммуникационных технологий. Анализ существующих стратегий Малайзии (Национальная политика в области науки, технологий и инноваций 2013-2020, Национальная космическая политика на период до 2030 г.) и России (государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утверждена постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377) позволяет предположить, что в качестве возможных направлений сотрудничества с российской стороны могут быть предложены:

решения по формированию инфраструктуры ИКТ, в том числе расширение сетей широкополосного доступа, развёртывание сетей 4G LTE и 5G;

ИТ-приложения и решения в сфере электронной торговли;

решения в сфере хранения и обработки больших данных, облачные вычисления;

решения, направленные на развитие электронного правительства, информационной безопасности и защиты данных.

21 World Meteorological Organization. URL: https://contacts.wmo.int/all_members/ details_all_ members/?id=8cafc9ce-816a-e811-a95b-000d3a38c0b3

22 International Science Council. URL: https://council.science/about-us/

Источник: Akademi Sains Malaysia. Science Outlook Report 2017. URL: https:// www.akademisains.gov.my/studies/flagship/science-outlook/

Таблица 1

Двусторонние соглашения по НИОКР, подписанные Малайзией (по континентам и сферам)

Континент Африка Азия Европа Северная Америка Океания Южная Америка

Число соглашений

и меморандумов о 27 112 26 7 3 12

взаимопонимании

Область соглашения

Экономическое,

научное, культурное и техническое 22 47 11 1 2 7

сотрудничество

Связь 3 15 4 0 0 1

Плантации и плантационные товары 2 5 2 1 1 1

Аэрокосмическая промышленность 0 2 1 0 0 0

Образование и обучение 0 18 1 0 0 0

Энергетическая

безопасность и 0 7 3 3 0 0

окружающая среда

Изменение климата 0 2 1 0 0 0

Продовольственная 0 4 0 0 0 1

безопасность

Промышленность 0 1 1 0 0 0

Законодательство 0 1 1 2 0 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медицина и здравоохранение 0 3 0 0 0 1

Транспорт и урбанизация 0 4 1 0 0 0

Водная безопасность 0 3 0 0 0 0

Потенциально малайзийские компании могут быть заинтересованы в реализации совместных проектов, направленных на развитие технологий «умного города», электронного здравоохранения и отдельных решений в области сельского хозяйства и Индустрии 4.0, а также в вопросах освоения космоса23.

В ноябре 2020 г. подписано соглашение о создании Российско-Малайзийского центра высоких технологий между Ассоциацией экспорта технологического суверенитета, АО «Троник»

и малайзийской компанией Itramas Sdn. Bhd. «на полях» Форума «Сильные идеи для нового времени» при организационной поддержке и присутствии Торгового представительства России в Малайзии. Предполагается создание постоянной рекламно-выставочной площадки по продвижению российских высокотехнологичных товаров и совместных разработок на рынки Малайзии и стран Юго-Восточной Азии (ЮВА); места притяжения для различных научных и образовательных проектов24.

23 National Policy on Science, Technology and Innovation - MOSTY. URL: https://www.mosti.gov. my/web/wp-content/uploads/2019/04/1.-NPSTI-2013-2020-English-1.pdf Dasar Angkasa Negara 2030. URL: https://www.mosti.gov.my/web/wp-content/uploads/2019/04/2.-Dasar-Angkasa-Nega-ra-2030-malay-interactive.pdf; Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». URL: http://government.ru/docs/36310/; Аналитический обзор по развитию информационно-коммуникационных технологий в Малайзии. URL: http://rosinfocominvest.ru/up-load/iblock/8fa/8fa60c1b8874aa4431b639f3709afc97.pdf

24 Соглашение о создании Российско-Малайзийского центра высоких технологий. URL:https:// minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!podpisano_soglashenie_o_sozdami_rossiysko malayziyskogo_ centra_vysokih_tehnologiy

В ходе первого заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК) 2 октября 2019 г. в Москве сопредседатель МПК с российской стороны Министр промышленности и торговли России Д. В. Мантуров назвал показатели официальной статистики взаимодействия наших стран «символическими». Однако им отмечен позитивный вектор на расширение сотрудничества в высокотехнологичных отраслях. В первую очередь, речь идет о продукции гражданского авиастроения (среднемагистральный пассажирский самолет МС-21, самолет-амфибия БЕ-200, вертолетная техника) [Никитенко, 2018]. Высоко оценивается интерес Малайзии к комплексному сотрудничеству в аэрокосмической отрасли, готовится создание в Малайзии центра подготовки пилотов и инженеров (корпорация «Ростех», Московский авиационный институт), идет речь о поставках в Малайзию современного аэронавигационного оборудования, средств управления воздушным и морским движением, цифровых решений в области информационной и физической безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Д. В. Мантуров высказал уверенность в том, что российские инновационные решения в области кибербе-зопасности, интернета вещей, технологий «умного города» будут востребованы в Малайзии25.

В июле 2020 г. Торговое представительство России в Малайзии провело демонстрацию российских решений в сфере «умного» сельского хозяйства в Мини-

стерстве сельского хозяйства Малайзии, в которой особое внимание было уделено перспективам наращивания двустороннего взаимодействия в сфере использования беспилотной техники для мониторинга состояния сельхозугодий, технологиям 3D моделирования и анализа больших данных в сельском хозяйстве26.

Заслуживает внимания проект «Плаз-мохимических технологий» («ПХТ», входят в группу OCSiAl - крупнейшего производителя графена)27, чьи производственные мощности находятся в Новосибирске. Региональное представительство OCSiAl работает, в частности, в Малайзии, для которой данное направление сотрудничества представляется приоритетным (в Малайзии есть Национальный план действий по графену 202028).

В последние годы успешно реализуются проекты в сфере биотехнологической (создание на территории Малайзии совместного предприятия для производства вакцины против лихорадки Денге), аэрокосмической («Главкосмос» - дочернее предприятие госкорпорации «Роскосмос и MEASAT Satellite Systems Sdn. Bhd)29 и кибербезопасности (ГК InfoWatch, «Лаборатория Касперского»)30 [Золотухин, 2014].

Проблемы и предложения по развитию сотрудничества в сфере НИОКР Малайзии с Россией. Основные проблемы двустороннего сотрудничества наших стран можно увидеть в длительном характере согласований, затрудняющем активность в рамках двусторонних комиссий; кроме того, несмотря на успехи Малайзии в улучшении защиты

25 Выступление Д. В. Мантурова на первом заседании Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=Qvvx2qOQWO8

26 Пресс-релиз Минпромторга РФ о сближении позиций России и Малайзии в сфере высоких технологий в сельском хозяйстве. URL: https://news.rambler.ru/other/44525303/?utm_ content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

27 Пресс-релиз Минпромторга РФ о запуске крупнейшего в мире производства графеновых нанотрубок. URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!v_novosibirske_ zapushheno_ krupneyshee_v_mire_proizvodstvo_grafenovyh_nanotrubok

28 National Graphene Action Plan. URL: https://www.mosti.gov.my/web/wp-content/ uploads/2019/04/6.-National-Graphene-Action-Plan-2020-Book-Englishpdf

29 Информационная справка Делового совета по сотрудничеству с Малайзией. URL: https://www. rmcouncil.com/malaysia/relations/

30 Аналитический обзор по развитию информационно-коммуникационных технологий в Малайзии. URL: http://rosvnfocominvest.ru/upload/iblock/8fa/8fa60c1b8874aa4431b639f3709afc97.pdf

прав интеллектуальной собственности, остаются ключевые вопросы относительно широкой доступности пиратской и контрафактной продукции в Малайзии, высокого уровня пиратства в интернете [Желтоножко, 2020; Ключанская, 2011; Кочеткова, 2020].

Предложения могут касаться активизации деятельности Делового совета по сотрудничеству с Малайзией в направлении поиска российских предприятий и предпринимателей, занимающих разработкой и производством высокотехнологичной продукции, усиления их информационной поддержки в отношении контактов с малайзийской стороной; привлечение к взаимодействию малых и средних предприятий, начинающих предпринимателей; разработка и подписание двусторонних соглашений в различных направлениях НИОКР (в дополнение к имеющемуся соглашению по ИКТ-отрасли).

Заключение. Несмотря на изменения, происходящие в политическом руководстве Малайзии вследствие выборов и ротации, курс на повышение роли науки и исследований в экономическом развитии страны остается неизменным. Государственные структуры разрабатывают стратегические планы и следят за практической реализацией, осознавая необходимость усиления взаимодействия с частными инвестиционными партнерами, а также со структурами иных государств, вовлеченными в НИОКР.

При широкой плоскости пересекающихся интересов для России взаимодействие с Малайзией имеет наилучшие перспективы в сферах биотехнологий, ИКТ, промышленных и космических технологий. Однако пока наша страна не может претендовать не только на лидерство в данном пространстве, но даже и на заметную долю в ряду международных партнерств Малайзии в НИОКР. Сотрудничество с Малайзией, планомерно и результативно наращивающей свой научно-технический потенциал, могло бы укрепить позиции России в НИОКР всей Юго-Восточной Азии.

Список литературы:

1. Желтоножко Т. А., Пчелкин В. А. Россия в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве: перспективы формирования рынков высоких технологий // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 9. С. 42-65.

2. Золотухин И. Н. Россия и Юго-Восточная Азия: к партнерству в ядерной сфере // Индекс безопасности. 2014. Т. 20. № 3 (110). С. 49-62.

3. Ключанская С. А. Перспективы сотрудничества России и стран Юго-Восточной Азии в стратегических областях // Индекс безопасности. 2011. Т. 17. № 2 (97). С. 55-85.

4. Костюнина Г. М. Государственная поддержка инвестиционных проектов в странах АСЕАН // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 36. С. 24-34.

5. Кочеткова Е. В. Российско-малайзийские отношения: перспективы развития // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020. № 1 (46). С. 164-182.

6. Красильщиков В. А. Можно ли повторить опыт Восточной Азии? Внешние факторы восточноазиатского «чуда» // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 3. С. 7-26.

7. Мизинцева М. Ф., Королева Л. М. Мировые тенденции в области генерации знаний // Информация и инновации. 2017. № 5. С. 119-125.

8. Никитенко А. А., Бельчук А. И., Медведев В. П. Участие стран Юго-Восточной Азии в международной торговле частями и узлами для авиатехники // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №12. С. 76-84.

9. Barros Leal Farias D. Aid and Technical Cooperation as a Foreign Policy Tool for Emerging Donors. London: Routledge. 2020. 200 p.

10. Wu S. China: How Science Made a Superpower // Nature. 2019. Vol. 574. Issue 7776. DOI: https://doi.org/10.1038/ d41586-019-02937-2

Библиографическое описание статьи

Симоненко О. А. Основные аспекты международного сотрудничества Малайзии в сфере науки и исследований // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 1 (94). С. 16-25. DOI 10.22394/1818-4049-2021-94-1-16-25

Olga A. Simonenko - Candidate of Political Science, Associate Professor, the chair of sociology, political science and regional studies, the Pacific State University (136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, 680035, Russia). E-mail: 001873@pnu.edu.ru

Main aspects of the Malaysia's international cooperation in the field of science and research

Political and economic factors in Malaysia are aware of the need to increase the country's role in international scientific networks. National strategies and programs are working to create political conditions for the growth of the share of scientific achievements and high-tech industries. The Ministry of Science, Technology and Innovation has primary responsibility for the development and coordination of research and development (R&D) policies in Malaysia. The state encourages national and foreign businesses to invest in R&D, although the share of state-owned companies in large projects remains decisive. Corporate participation in advanced R&D areas in Malaysia is still limited, so proactive efforts will be required to develop this area. The Government of Malaysia has developed a system for supporting international cooperation in the field of R&D, signed about 200 high-level bilateral agreements, which envisage the development of research cooperation. In recent decades, Malaysia has moved from a recipient of international scientific and technical support to a group of partner countries, and in a number of aspects - donors. Given Malaysia's commitment to transforming into a high-income country, we can expect an increase in its role in the development of biotechnology, information and communication technologies (ICT), industrial and space technologies. On these positions, Russia and Malaysia have overlapping interests and could increase cooperation. Malaysia, which does not have a deep scientific and technical tradition, respects the experience of Russian scientists. It is necessary to use this potential and strengthen the Russia's position in R&D in Malaysia and the Southeast Asia as a whole.

Keywords: public administration, strategic plans for R&D development, bilateral agreements, cooperation between Malaysia and Russia.

References:

1. Zheltonozhko T. A., Pchelkin V. A. Russia in the Asia-Pacific Economic Cooperation: Prospects for the Formation of High-Tech Markets Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik [Russian foreign economic bulletin], 2020, no. 9, pp. 42-65. (In Russian).

2. Zolotukhin I. N. Russia and SouthEast Asia: Towards Partnership in the Nuclear Sphere Indeks bezopasnosti [Security Index], 2014, vol. 20, no. 3 (110), pp. 49-62. (In Russian).

3. Klyuchanskaya S. A. Prospects for Cooperation Between Russia and the Countries of South-East Asia in Strategic Areas Indeks bezopasnosti [Security Index], 2011, vol. 17, no. 2 (97), pp. 55-85. (In Russian).

4. Kostyunina G. M. State Support of Investment Projects in ASEAN Countries Yu-go-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [South-East Asia: Topical Development Problems], 2017, no. 36, pp. 24-34. (In Russian).

5. Kochetkova E. V. Russian-Malaysian Relations: Development Prospects Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [South-East Asia: Topical Development

Problems], 2020, no. 1 (46), pp. 164-182. (In Russian).

6. Krasilshchikov V. A. Is It Possible to Repeat the Experience of East Asia? External Factors of the East Asian «Miracle» Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo [Contours of Global Transformations: Politics, Economics, Law], 2020, vol. 13, no. 3, pp. 7-26. (In Russian).

7. Mizintseva M. F., Koroleva L. M. World Trends in the Generation of Knowledge Infor-maciya i innovacii [Information and Innovations], 2017, no. 5, pp. 119-125. (In Russian).

8. Nikitenko A. A., Belchuk A. I., Med-vedev V. P. Participation of South-East Asia Countries in International Trade in Parts and Assemblies for Aircraft Equipment Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik [Russian foreign economic bulletin], 2018, no. 12, pp. 7684. (In Russian).

9. Barros Leal Farias D. Aid and Technical Cooperation as a Foreign Policy Tool for Emerging Donors. London: Routledge, 2020, 200 p. (In English).

10. Wu S. China: How Science Made a Superpower Nature, 2019, vol. 574, issue 7776. DOI: https://doi.org/10.1038/d41586-019-02937-2 (In English).

Reference to the article

Simonenko O. A. Main aspects of the Malaysia's international cooperation in the field of science and research // Power and Administration in the East of Russia. 2021. No. 1 (94). Pp. 16-25 . DOI 10.22394/1818-4049-2021-94-1-16-25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.