намеренно провел ряд операций по реализации плана Большой Ближний Восток, в котором должны были быть созданы новые государства, возглавляемые режимами, лояльными США и их союзникам.
В заключение исследователь подчеркивает: инициирование противостояния между суннитами и шиитами, превышение значимости этого фактора создает внешнюю оболочку происходящего. На самом деле Тегеран давно отказался от «экспорта исламской революции», но аравийские политики не собираются отказываться от мер противодействия иранской поддержке шиитов в арабских странах, ибо это очень удобный повод для продолжения конфронтации. Здесь наблюдается совпадение интересов Запада и Аравийских монархий.
Авторреферата Е.Л. Дмитриева
Кириченко В.П.,
научный сотрудник
(Институт востоковедения РАН)
ШИИТСКАЯ ОБЩИНА МАЛАЙЗИИ
Б01: 10.31249/пшш/2019.04.05
Аннотация. Статья посвящена положению шиитской общины Малайзии. Малайзия - мусульманское государство, в котором доминируют сунниты. На фоне санкций против Ирана и давления Саудовской Аравии шииты испытывают некоторую дискриминацию.
Ключевые слова: Малайзия; шииты; Иран; Саудовская Аравия.
Малайзия - мусульманское государство с населением 30 млн человек, где почти 60% населения составляют мусульмане. При этом в стране проживают 300 тыс. шиитов1. В Малайзии существует две параллельные системы правосудия: система шариатских судов, основанная на исламском праве, и система светского суда2.
1 Malaysia 'hard place' for Shia Muslims // https://en.mehrnews.com/ news/116422/Malaysia-hard-place-for-Shia-Muslims (Дата обращения: 21.09.19.)
2 Malaysia Religion // https://www.globalsecurity.org/military/world/malaysia/ religion.html (Дата обращения: 21.09.19.)
Специфика национального и религиозного состава населения страны - здесь, кроме мусульман, проживают индуисты, буддисты, христиане и др. - заставляет власти вести борьбу против распространения на территории страны радикальных взглядов. В свое время Исламская революция в Иране и ввод советских войск в Афганистан способствовали распространению фундаменталистских идей в Малайзии. Но уже в 1981 г. премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад призвал население к умеренности и толерантности, стремясь не допустить радикалов к власти. Одновременно представители Малайзии на международных форумах стали критиковать позицию Израиля на Ближнем Востоке и Советского Союза в Афганистане. Это сблизило Малайзию с исламским миром, но когда в некоторых штатах попытались ввести как меру наказания за воровство отсечение руки и другие шариатские нормы, власти пришли к выводу, что нужно сохранить прежние традиции в судопроизводстве. Особенно насторожила малайзийское правительство прокатившаяся в 2011 г. волна свержений правивших режимов в ряде арабских государств. Малайзия отличается от других мусульманских стран достаточно высоким уровнем экономического развития, который позволяет избегать проявлений недовольства и массовых выступлений.
Позднее было официально объявлено о запрете деятельности Исламского государства на территории страны. В Куала-Лумпуре было создано специальное агентство «Комитет по разъяснению концепции джихада», в функции которого входило объяснение населению истинного характера Исламского государства и противодействие вербовке молодых малайзийцев на джихад. Тем не менее в стране было задержано 132 человека, подозреваемых в причастности к деятельности ИГ. По данным малайзийской контрразведки, не менее 45 граждан Малайзии участвуют в боевых действиях на территории Сирии1.
Несмотря на то что Федеральная конституция гарантирует свободу вероисповедания, двойственная правовая система, в соответствии с которой государственные исламские суды регулируют религиозные дела, серьезно ограничивает религиозную свободу как немусульман, так и мусульманских меньшинств. Ситуация
1 Религиозный радикализм в Юго-Восточной Азии // https://topwar.ru/84656-religioznyy-radikalizm-v-yugo-vostochnoy-azii-mozhet-li-ig-rasprostranit-vliyanie-na-malayskiy-arhipelag-i-indokitay.html (Дата обращения: 21.09.19.)
осложняется еще и тем, что шиизм в Малайзии запрещен и объявлен «отклонением от ислама».
Законодательную основу для действий правительства против шиитов можно найти в Законе о внутренней безопасности от 1960 г. Он предусматривал 60-дневный срок содержания под стражей, который мог быть продлен до двух лет, если обвиняемый действовал «способом, наносящим ущерб безопасности Малайзии»1.
Официальный запрет шиизма в Малайзии был принят в 1996 г. Национальным советом фетв. Совет подчиняется правительственному Департаменту исламского развития, поэтому его постановления де-факто являются законами2. 10 из 14 штатов Малайзии изначально согласились выполнять фетву. 11-й штат, Кедах, ввел в действие фетву в 2013 г. по настоянию султана3. Было объявлено, что мусульманам в Малайзии разрешено следовать суннизму, и фактически запрещается пропаганда шиизма в печати и других средствах массовой информации.
Действуя в соответствии с фетвой, малайзийские правительственные чиновники подвергают шиитов дискриминации. В Малайзии власти нередко жестко препятствуют религиозным собраниям шиитов. Шиитам не разрешается хранить религиозные книги в своих домах. После издания антишиитской фетвы Объединенная малайская национальная организация, крупнейшая политическая партия в парламенте Малайзии, объявила, что она попытается продвинуть закон, согласно которому единственным направлением ислама, признанным конституцией, должен быть суннизм.
Средства массовой информации Малайзии ведут кампанию против шиизма в стране. Религиозные программы на телевидении изображают шиитов как меньшинство, представители которого якобы являются «поклонниками кровопролития и воинственности». Между тем некоторые суннитские религиозные деятели осудили такое отношение к шиитам и призвали к единству
1 Malaysia 2015 International Religious Freedom Report // https://2009-2017.state.gov/documents/organization/256331.pdf (Дата обращения: 21.09.19.)
2 In otherwise tolerant Malaysia, Shiites are banned // https://defence.pk/pdf/ threads/in-otherwise-tolerant-malaysia-shiites-are-banned.88976/ (Дата обращения: 21.09.19.)
3 Malaysia and its Shi'a «Problem» // https://www.mei.edu/publications/malaysia-and-its-shia-problem (Дата обращения: 21.09.19.)
мусульман, однако им не удалось остановить дискриминацию шиитов1.
Шииты нередко подвергаются арестам и облавам. В декабре 2010 г. более 200 шиитов, включая иранцев, индонезийцев и пакистанцев, были задержаны и обвинены в нарушении исламских законов2. В начале августа 2013 г. были арестованы два шиита, затем в сентябре того же года были проведены еще шесть арестов шиитов. При этом глава правоохранительных органов исламского религиозного управления штата Перак Ахмад Низам Амируддин заявил, что шииты должны быть искоренены. В марте 2014 г. власти Пе-рака арестовали более 100 шиитов. Аресты проводились в то время, когда шииты отмечали день рождения Зейнаб - дочери Али, четвертого праведного халифа, и внучки пророка Мухаммада3.
В 2019 г. полиция Малайзии задержала десятки мусульман-шиитов во время празднования Ашуры в штате Селангор. Все задержанные вскоре были освобождены, но сохранялись опасения, что им могут грозить разбирательство в религиозных судах4.
Аресты шиитов были произведены и в Пенанге. При этом муфтий Пенанга, Ван Салим Ван Мохд Нур, заявил, что шиитам должна быть предоставлена свобода исповедовать свои религиозные убеждения. Религиозный лидер отметил, что мусульманам-шиитам следует проводить свои ритуалы в закрытой обстановке, так как их проведение на улице среди преимущественно мусульман-суннитов может подорвать единство мусульман5.
Несмотря на внешнюю межрелигиозную и межнациональную гармонию, наблюдатели отмечают, что в политической сфере все глубже становится расхождение между фундаменталистами,
1 Malaysia 'hard place' for Shia Muslims // https://en.mehrnews.com/news/ 116422/Malaysia-hard-place-for-Shia-Muslims (Дата обращения: 21.09.19.)
2 Malaysia swoops on 'outlawed' sects, detains 200 Shias // https://tribune.com. pk/story/92587/malaysia-swoops-on-outlawed-sects-detains-200-shias/ (Дата обращения: 21.09.19.)
3 Salafism and the Persecution of Shi'ites in Malaysia // http://www.mei.edu/ node/16400 (Дата обращения: 21.09.19.)
4 Muharram 2019: Malaysia Detains Dozens of Shiite Muslims in New Crackdown // https://www.latestly.com/world/muharram-2019-malaysia-detains-dozens-of-shiite-muslims-in-new-crackdown-1182377.html (Дата обращения : 21.09.19.)
5 Let Shia Muslims practise faith in private, says Penang mufti // https://www. freemalaysiatoday.com/category/nation/2019/09/11/let-shia-muslims-practise-faith-in-private-says-penang-mufti/ (Дата обращения: 21.09.19.)
связанными с Саудовской Аравией, и более умеренными мусульманами.
Другие меньшинства - этнические и религиозные - также испытывают некоторые ущемления со стороны властей. Так, ассоциации китайцев и индийцев неоднократно обвиняли правительство в недемократичной культурной политике. Браки между мусульманами и немусульманами считаются незаконными. В период 20062007 гг. по приказу правительства были снесены несколько индуистских храмов в разных районах страны, что привело к недовольству индуистского населения.
Иран и Малайзия
Несмотря на негативное отношение к шиитам в Малайзии, Иран, где шииты составляют большинство населения, и Малайзия поддерживают довольно неплохие отношения. Дипломатические отношения между государствами были установлены в 1984 г. В 1980-1990-х годах многие малайцы и индонезийцы, в основном сунниты, перешедшие в шиизм, учились в шиитских богословских центрах г. Кум (Иран)1.
Оба государства совместно участвуют в строительстве ряда крупных промышленных проектов, многие из которых связаны с энергетикой. В декабре 2007 г. страны подписали соглашение на сумму 6 млрд долл. США по разработке морских газовых месторождений Ирана. В апреле 2009 г. Национальная иранская нефтяная инженерно-строительная компания и малайзийская создали совместную компанию для строительства нефтеперерабатывающего завода в Кадахе (Малайзия). В июне 2009 г. в Куала-Лумпуре был создан Совет предпринимателей Ирана и Малайзии. Тогда же Сейед Нуреддин Шахназизаде, заместитель министра нефти Ирана, встретился в Малайзии с Датуком Мустапой Моха-медом, министром международной торговли и промышленности, чтобы обсудить вопросы укрепления связей в развитии энергетики.
Малайзия приняла участие в иранском газовом форуме 26-27 сентября 2009 г. вместе с Германией, Великобританией, Японией, Нидерландами и Южной Кореей. В феврале 2010 г. глава «Оффшорной нефтяной компании Ирана» Махмуд Зираккианзаде объявил, что Иран достиг соглашения с одной из малайзийских
1 The Iranian Shi'i Diaspora in Malaysia // http://www.mei.edu/node/4714 (Дата обращения: 21.09.19.)
фирм, чтобы помочь в разработке нефтяных месторождений. Хотя отношения в энергетической сфере между двумя странами оказались прочными, страх перед американскими санкциями привел к тому, что малайзийская нефтяная компания Petronas решила приостановить поставки бензина в Иран. Решение вступило в силу в марте 2010 г. Несмотря на действия Petronas, в апреле 2010 г. Нохаруд-дин Нордин, глава Малайзийской корпорации по развитию внешней торговли (MATRADE), утверждал, что антииранские санкции мало повлияли на торговые отношения Малайзии и Ирана.
В мае 2010 г. министр финансов и экономики Ирана Сейед-Шамседдин Хосейни и второй министр финансов Малайзии Ахмад Хусни Ханадзлах встретились, чтобы обсудить пути расширения экономического сотрудничества. В ходе беседы Хосейни отметил, что энергетический и банковский секторы Ирана открыты для малайзийских инвестиций1.
Активное сотрудничество Малайзии и Ирана в ряде отраслей экономики тем не менее не отразилось на положении шиитов в Малайзии. Власти скрупулезно отслеживали все попытки пропаганды шиизма. Так, в 2013 г., после того как в очередной раз несколько шиитов, в том числе иранский гражданин, были арестованы и обвинены в нарушении фетвы, запрещающей пропаганду шиизма, этот инцидент привел к бойкоту малайзийских товаров группой иранских торговых фирм. Хотя бойкот официально не был санкционирован правительством Ирана, кампания временно нанесла ущерб двусторонним отношениям. Со своей стороны малайзийские официальные лица предприняли усилия для восстановления отношений и пытались успокоить озабоченность своих иранских коллег. Несмотря на некоторую напряженность в отношениях Ирана и Малайзии, объем товарооборота между двумя странами в 2015 г. составил 532 млн долл. США . Иран, в свою очередь, чрезвычайно заинтересован в продолжении экономического сотрудничества.
В 2019 г. посол Малайзии в Иране Дато Рустам бен Яхая заявил, что есть все основания для инвестиций Малайзии в различные промышленные отрасли в иранской провинции Альборз (на северо-западе от Тегерана). Эта провинция, включающая 3,6 тыс. произ-
1 Malaysia - Iran Foreign Relations // https://www.criticalthreats.org/analysis/ malaysia-iran-foreign-relations (Дата обращения: 21.09.19.)
2 Malaysian traders eager to deepen ties with Iran // https://en.mehrnews.com/ news/121474/Malaysian-traders-eager-to-deepen-ties-with-Iran (Дата обращения: 21.09.19.)
водственных и промышленных предприятий, около 68 тыс. плодородных садов и сельскохозяйственных угодий, помимо крупных исследовательских и научных центров, является одним из наиболее продуктивных и научных центров Ирана. За последние четыре года более 200 иностранных делегаций посетили эту иранскую провинцию для изучения перспектив экономического и торгового сотрудничества1.
30 апреля 2019 г. стало известно, что Малайзия и Иран намерены наладить сотрудничество в сфере безопасности и обороны. Этот вопрос обсуждался на двусторонней встрече между министром обороны Малайзии Мохамадом Сабу и министром обороны и логистики Ирана бригадным генералом Амиром Хатами. Встреча состоялась в ходе рабочего визита малайзийского премьер-министра в Тегеран (26 апреля - 1 мая 2019 г.). Его сопровождали посол Малайзии в Иране Датук Рустам Яхайя и несколько высокопоставленных чиновников Министерства обороны и Вооруженных сил Малайзии2.
Малайзия и Саудовская Аравия
Дипломатические отношения между Саудовской Аравией и Малайзией были установлены в начале 1960 г.3 Малайзия и Саудовская Аравия тесно сотрудничают в экономической сфере. Объем двусторонней торговли вырос с 260 млн долл. США в 1990 г. до 3,66 млрд долл. США в 2012 г. Саудовская Аравия стала одним из крупнейших партнеров Малайзии. С 1990 г. инвестиции Саудовской Аравии в малайзийскую экономику составили колоссальные 2,6 млрд малайзийских ринггитов. Страны успешно сотрудничают в банковской сфере: в 2006 г. в Малайзии был запущен банк Аль-Раджхи - крупнейший в мире исламский банк и одна из крупнейших акционерных компаний в Королевстве. Было открыто множество его филиалов по всей Малайзии. Малайзия также успешно привлекает саудовских туристов: с 2001 г. в страну ежегодно
1 Iranian province to boost economic ties with Malaysia // https://en.mehrnews. com/news/148867/Iranian-province-to-boost-economic-ties-with-Malaysia (Дата обращения: 21.09.19.)
2 Malaysia to strengthen deference cooperation with Iran // https://www.malay-siakini.com/news/474403 (Дата обращения: 21.09.19.)
3 The Saudi Relation with Malaysia // http://embassies.mofa.gov.sa/sites/ malaysia/EN/AboutHostingCountry/SaudiRelations/Pages/default.aspx (Дата обращения: 21.09.19.)
приезжают более 20 тыс. туристов из Королевства. Малайзийские компании активно ищут возможности для ведения бизнеса в Саудовской Аравии. Они, например, приняли участие в крупных проектах развития, в том числе в независимом проекте по водоснабжению и электроснабжению в Шуайбе, в строительстве Университета Аль-Фейсала в Эр-Рияде и Научно-технического университета имени короля Абдаллы в Тувале. Малайзийские фирмы участвовали в реконструкции моста Джамарат и прилегающих районов в Мине, а также в строительстве Башни Королевства в Эр-Рияде1.
Однако тесные отношения с Саудовской Аравией не мешают малайзийским религиозным лидерам противостоять влиянию ваххабизма в стране. Ваххабизм, в отличие от шиизма, не запрещен в Малайзии. Тем не менее малайзийские религиозные власти стремились свести к минимуму его влияние. Так, в 2015 г. в Национальном совете фетв заявили, что ваххабизму нет места в Малайзии, поскольку его последователи любят объявлять других мусульман вероотступниками просто за то, что они не придерживаются учений ваххабизма.
«Они рассматривают каждую практику, которую не совершал пророк Мухаммед, как бида ("ненужное нововведение". -В. К.) и отход от ислама», - заявил председатель Национального совета фетв д-р Тан Шри Абдул Шукор Хусин2. Он также заявил, что каждое государство должно ограничивать учения ваххабитов с помощью фетвы или религиозных указов, и признал, что точка зрения Малайзии на ваххабизм не должна влиять на двусторонние связи между Малайзией и Саудовской Аравией.
Ранее муфтий штата Негри-Сембилан Датук Мохд Юсоф Ахмад объявил, что движение ваххабитов объявлено харамом (запрещено) в государстве, поскольку оно противоречит суннитским учениям3.
Фактически религиозный истеблишмент Малайзии считает ваххабизм не меньшей угрозой для безопасности страны, чем
1 Malaysia-Saudi Arabia Relations: Roots, Dimensions, and Prospects // https:// www.mei.edu/publications/malaysia-saudi-arabia-relations-roots-dimensions-and-pro-spects (Дата обращения: 21.09.19.)
2 No place for wahhabism in Malaysia, fatwa council says // https://www. malaymail.com/news/malaysia/2015/03/01/no-place-for-wahhabism-in-malaysia-fatwa-council-says/850279 (Дата обращения: 21.09.19.)
3 Там же.
шиизм. Это не мешает Саудовской Аравии оказывать финансовую поддержку религиозным структурам в Малайзии. Эта поддержка принимает различные формы, в том числе: финансирование религиозных и образовательных учреждений; распространение текстов Корана и религиозной литературы; предоставление стипендий малайзийцам для обучения в Саудовской Аравии. В 2006 г. Эр-Рияд основал в Малайзии Международный университет «Аль-Мадина». В декабре 2016 г. власти арестовали двух иностранных студентов, обучавшихся в университете «Аль-Мадина», по подозрению в связях с ИГИЛ. Этот инцидент вызвал беспокойство, особенно среди немусульман Малайзии.
Тем не менее важно отметить, что создание университета «Аль-Мадина» является частью многолетнего и обширного социально-культурного сотрудничества Малайзии и Саудовской Аравии в области образования. Университет был создан в полном соответствии с правилами и нормами, установленными Министерством высшего образования. Как и все другие высшие учебные заведения, университет был проверен Малайзийским квалификационным агентством, с тем чтобы уровень и содержание его учебной программы соответствовали национальной образовательной политике Малайзии1.
Обеспокоенность властей Малайзии по поводу проникновения в страну ваххабизма не безосновательна. Следует отметить, что несколько религиозных движений в Малайзии могут рассматриваться как находящиеся под влиянием ваххабизма: Ахл ас-Сунна (араб. «Люди сунны») из Перлиса, суннитское движение Джохора, Оранг Сунна (малайск. «Люди сунны») из Паханга и др. Эти движения обычно не причисляют себя ни к одной из четырех исламских (суннитских) юридических школ. Одновременно их лидеры не согласны с тем, что их называют ваххабитами. Тем не менее есть некоторое сходство между этими движениями и ваххабизмом, в том числе их установка на включение элементов понятия «сала-фийи» в их повседневную жизнь. Также стоит отметить желание этих движений искоренить то, что они считают суевериями (хура-фат) и нововведениями (бида), особенно в сфере поклонения
1 Malaysia Navigates the Sectarian Dimension of the Saudi-Iran Rivalry // http://www.mei.edu/content/map/malaysia-saudi-arabia-iran-rivalry (Дата обращения: 21.09.19.)
(ибадат), в чем нередко обвиняют шиитов1. Тем не менее в иранских СМИ нередко появляется информация о денежных потоках из Саудовской Аравии, направленных на распространение ваххабитской идеологии2.
Отношения Малайзии
с США и Россией
Дипломатические отношения США с Малайзией были установлены 31 августа 1957 г., когда Соединенные Штаты повысили статус Генерального консульства Малайзии в США до статуса по-сольства3.
В 2019 г. Министерство международной торговли и промышленности Малайзии заявило, что двусторонняя торговля с США выросла на 1,2% в 2018 г. до 155,76 млрд малайзийских ринггитов, что составило 8,3% от общего объема торговли Малайзии в этом году. Аналогичным образом, экспорт в США увеличился на 2,4% до 90,81 млрд малайзийских ринггитов, достигнув самого высокого уровня, зарегистрированного с 2008 г.4
По состоянию на декабрь 2018 г., в Малайзии было реализовано в общей сложности 809 производственных проектов с участием США общим объемом инвестиций в 74 млрд малайзийских ринггитов. Эти проекты создали 204 536 рабочих мест. Между тем в первой половине 2019 г. объем американских инвестиций в малайзийский производственный сектор составил 11,7 млрд малайзийских ринггитов5.
СССР установил дипломатические отношения с Малайзией 3 апреля 1967 г. В ноябре 1967 г. в этой стране было создано советское торговое представительство. В 1972 г. страны подписали Соглашение об экономическом и технологическом сотрудничестве.
1 Malaysia-Saudi Arabia Relations: Roots, Dimensions, and Prospects // https:// www.mei.edu/publications/malaysia-saudi-arabia-relations-roots-dimensions-and-pro-spects (Дата обращения: 21.09.19.)
2 Malaysia 'hard place' for Shia Muslims // https://en.mehrnews.com/news/ 116422/Malaysia-hard-place-for-Shia-Muslims (Дата обращения: 21.09.19.)
3 History of the US and Malaysia // https://my.usembassy.gov/our-relationship/policy-history/io/
4 Miti: Malaysia committed to strengthen bilateral relations with US // https:// www.malaymail.com/news/money/2019/09/19/miti-malaysia-committed-to-strengthen-bilateral-relations-with-us/1792294 (Дата обращения: 21.09.19.)
5 Там же.
Посольство СССР в Куала-Лумпуре открылось в апреле 1968 г., а посольство Малайзии в Москве - в ноябре того же года1. Традиционно торгово-экономические отношения между Малайзией и Российской Федерацией регулируются соглашением об экономическом сотрудничестве, подписанным в 2000 г.
В 2013 г. по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ был создан Деловой совет по сотрудничеству с Малайзией. В задачи Совета входит содействие обмену информацией между деловыми кругами России и Малайзии, продвижение интересов российского бизнеса в Малайзии и малайзийского бизнеса в России, организация совместных мероприятий, содействие двусторонней торговле и т.д.2 По состоянию на декабрь 2017 г., товарооборот между Малайзией и Россией составлял 2,2 млрд долл. США, из которых 55% приходилось на товары, связанные с нефтью и газом, 20% - на удобрения, остальное - на потребительские товары, а также электронные компоненты. За первые восемь месяцев 2018 г. товарооборот между обеими странами значительно вырос - более чем на 60%3.
Россия и Малайзия сотрудничают в научно-технической и военно-технической сферах. Российская Федерация регулярно участвует в выставках морской и авиационной техники, которые проводятся в Малайзии. Представители Министерства обороны Малайзии, в свою очередь, принимают участие в международном
Московском авиакосмическом салоне «МАКС»4.
* * *
Подводя итог, можно отметить, что шииты Малайзии испытывают недостаток религиозных свобод и нередко подвергаются нападкам со стороны властей. Стоит надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону, и руководству Малайзии удастся
1 A STEP Forward in Cooperation between Malaysia and Russia // https://rus-siancouncil.ru/en/blogs/eugene-arokiasamy-en/33250/ (Дата обращения: 21.09.19.)
2 Business Council for Cooperation with Malaysia // http://eng.rmcouncil.com/
about/
3 Russian firms eye wider cooperation with Malaysian counterparts // https:// www.malaymail.com/news/money/2019/03/23/russian-firms-eye-wider-cooperation-with-malaysian-counterparts/1735700 (Дата обращения: 21.09.19.)
4 Посольство Российской Федерации в Малайзии // https://malaysia.mid.ru/ rossijsko-malajzijskie-otnosenia/-/asset_publisher/RKgXgXWL36pV/content/tekusaa-hronika-dvustoronnih-otnosenij-rossii-i-malajz-1 (Дата обращения: 21.09.19.)
минимизировать влияние радикальных группировок и сохранить репутацию Малайзии как страны «умеренного ислама».
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»
2019.04.006. Шарипова Р.М. БРИТАНСКИЕ УЧЕНЫЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ О ПРОБЛЕМАХ АДАПТАЦИИ ИММИГРАНТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ //
Труды Института востоковедения РАН. Вып. 4. Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы афро-азиатских стран. М., 2017. С. 303-315.
Ключевые слова: мигранты; хиджра (переселение); «аль-васатыя» (срединность); лояльность; идентичность; интеграция; межкультурный диалог; исламофобия.
Шарипова Р.М.,
кандидат исторических наук (Институт востоковедения РАН)
Мусульманские сообщества в Великобритании, отмечает исследователь, хотят сохранить приверженность своим традициям, но принимающее общество игнорирует их интересы.
В настоящее время в Великобритании насчитывается около 2 млн мусульманских иммигрантов. По численности они занимают первое место среди иммигрантов страны. Трудности, с которыми им приходится сталкиваться, те же, что испытывают иммигранты из других стран. Это безработица, бедность, плохие жилищные условия, низкий уровень образования, жизнь в постоянном страхе и тревоге, в значительной степени связанная с усилением антиисламских и расистских настроений. Исследованием этих проблем активно занимаются мусульманские ученые - историки, политологи, социологи, культурологи, теологи - преподаватели вузов. Среди них: Мухаммад Анвар - профессор Центра исследований этнических отношений, преподаватель в университетах Уорвика и Лестера, Имтиаз Ахмад Хусейн - выпускник Института исламских исследований, Бобби Саид - преподаватель в университете Солфорда Сити, Малиха Малик - преподаватель в Школе права и в Королев-