Научная статья на тему 'Основные аспекты использования методического приема dictоgloss на уроках иностранного языка'

Основные аспекты использования методического приема dictоgloss на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диктоглосс / методический прием / речевые умения и навыки / dictogloss / technique / speech skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Петровна Турбина

В статье рассмотрен один из методических приемов, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и имеющий большой лингводидактический потенциал. В статье проведен теоретический и практический анализ методического приема «диктоглосс». Диктоглосс является разновидностью диктанта, однако наряду с развитием письменной речи, развивает говорение, чтение и аудирование, активизирует речемыслительную деятельность на решение практических речевых задач. На основе проведенного анализа были определены этапы и техника проведения диктоглосса, выявлены его функции, определены преимущества данного методического приема. Данный прием направлен на развитие речевых умений и навыков в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екатерина Петровна Турбина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the technique “dictogloss” on the foreign language lessons

The author of the article views the technique forming the foreign-language communicative competence and having the important linguo-didactical potential. The author has made a theoretical and practical analysis of the techniquedictogloss”. So, dictogloss is a variety of a dictation, though it develops not only the written language of students but also speaking, reading and listening, activates speech thinking activities to solve practical speech tasks. On the basis of the analysis the author determines the stages, the functions and the advantages of the technique. Dictogloss helps to develop speech skills in the process of teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты использования методического приема dictоgloss на уроках иностранного языка»

PEDAGOGY

недоразвитием показала высокую эффективность в коррекционном процессе. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в состоянии артикуляционной моторики, зву-копроизношения и фонематического восприятия.

Результаты нашего исследования могут быть полезны логопедам дошкольных образовательных учреждений, студентам высших учебных заведений для написания научных работ и преподавателям по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда / Г.А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с. - Текст : непосредственный.

2. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей : метод. пособие / Л.Г. Парамонова. - Москва : Национальный книжный центр, 2018. - 272 с. - Текст : непосредственный.

3. Правдина, О.В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов / О.В. Правдина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с. - Текст : непосредственный.

4. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева. - Москва : Гном и Д, 2000. - 80 с. - Текст : непосредственный.

5. Strombergsson, Sofia. The /k/s, the /t/s, and the in betweens: Novel approaches to examining the perceptual consequences of misarticulated speech / Sofia Strombergsson. - Stockholm, 2014. - 105 p. - Text : direct.

6. Thomas, D. Examining phonemic awareness in children with expressive phonological disorders / D. Thomas. - 2013. -135 p. - Text : direct.

REFERENCES

1. Kashe G.A. Podgotovka k shkole detej s nedostatkami rechi: posobie dlja logopeda [Preparation for school of children with speech impediments]. Moscow: Prosveshhenie, 1985. 207 p.

2. Paramonova L.G. Narushenie zvukoproiznoshenija u detej: metod. posobie [Violation of sound pronunciation in children]. Moscow: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2018. 272 p.

3. Pravdina O.V. Logopedija: ucheb. posobie dlja studentov defektolog. fak. ped. in-tov [Speech therapy]. Izd. 2-e, dop. i pererab. Moscow: Prosveshhenie, 1973. 272 p.

4. Filicheva T.B. Deti s fonetiko-fonematicheskim nedorazvitiem. Vospitanie i obuchenie: ucheb.-metod. posobie dlja log-opedov i vospitatelej [Children with phonetic and phonemic underdevelopment. Education and training]. Moscow: Gnom i D, 2000. 80 p.

5. Strombergsson Sofia. The /k/s, the /t/s, and the in betweens: Novel approaches to examining the perceptual consequences of misarticulated speech. Stockholm, 2014. 105 p.

6. Thomas D. Examining phonemic awareness in children with expressive phonological disorders. 2013. 135 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.С. Титлянова, студент 2 курса, направление Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедическая работа в системе образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: stud123846@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0636-0288.

Е.В. Хмелькова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11824@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2966-9878. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.S. Titlyanova, 2nd year Student, field of training: Special (defectological) Education, profile: Speech Therapy Work in the System of Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: stud123846@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-0636-0288.

E.V. Khmelkova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11824@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2966-9878.

УДК 37.016:811 Б01: 10.52772/25420291_2022_2_173

Екатерина Петровна Турбина г. Шадринск

Основные аспекты использования методического приема dictоgloss на уроках иностранного языка

В статье рассмотрен один из методических приемов, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и имеющий большой лингводидактический потенциал. В статье проведен теоретический и практический анализ методического приема «диктоглосс». Диктоглосс является разновидностью диктанта, однако наряду с развитием письменной речи, развивает говорение, чтение и аудирование, активизирует речемыслительную деятельность на решение практических речевых задач. На основе проведенного анализа были определены этапы и техника проведения диктоглосса, выявлены его функции, определены преимущества данного методического приема. Данный прием направлен на развитие речевых умений и навыков в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: диктоглосс, методический прием, речевые умения и навыки.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022

173

Ekaterina Petrovna Turbina

Shadrinsk

Using the technique "dictogloss" on the foreign language lessons

The author of the article views the technique forming the foreign-language communicative competence and having the important linguo-didactical potential. The author has made a theoretical and practical analysis of the technique "dictogloss". So, dictogloss is a variety of a dictation, though it develops not only the written language of students but also speaking, reading and listening, activates speech thinking activities to solve practical speech tasks. On the basis of the analysis the author determines the stages, the functions and the advantages of the technique. Dictogloss helps to develop speech skills in the process of teaching a foreign language.

Keywords: dictogloss, technique, speech skills.

Актуальность данного исследования обусловлена важностью формирования речевых умений и навыков, наряду с навыками письменной речи, чтения и аудирования. Для поддержания и развития мотивации к обучению, методисты не останавливаются в поиске новых средств, приемов и методов обучения, способствующих укреплению и развитию мотивации к изучению иностранного языка. Целью статьи является изучение и анализ методического приема диктоглосс на занятиях по иностранному языку. В процессе работы над статьей были использованы следующие методы: анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования, учебных программ и основных учебников по английскому языку; изучение опыта работы коллег; сопоставительный.

Идея проведения обычного диктанта кажется не слишком привлекательной в настоящее время. Диктоглосс не является новым методическим приемом, однако использование диктоглосса на занятиях по иностранному языку - это в первую очередь возможность ознакомиться с данной техникой, а во вторую - раздвинуть границы и поэкспериментировать.

Данный прием впервые был использован на западе [3,4], происхождение самого названия состоит из двух английских слов dictation (диктант) и gloss (толковать, переводить, пояснять). Давайте рассмотрим суть приема более подробно. Dic-togloss - прием, используемый во время аудиторной работы. Он основывается сразу на нескольких видах деятельности: аудирование, говорение, письмо и чтение. Исходя из этого можно отметить следующие преимущества данного метода в процессе обучения иностранного языка [5]:

- возможность задействовать большое количества лексических единиц;

- возможность представить как новый материал, так и отработать пройденный;

- возможность отработать использование грамматических структур и явлений;

- возможность построить как групповую, так и индивидуальную работу на занятии.

Немаловажным аспектом на наш взгляд, является также тот момент, что педагог может использовать данный прием, чтобы помочь тем ученикам или студентам, которые стесняются и не уверены в себе, так как они могут принять активное участие в

работе, в дискуссии и выполнить задание наряду с одноклассниками или одногруппниками [1].

Давайте остановимся подробнее на самом приеме. Итак, что представляет собой dictоgloss и в чем заключается суть данного приема.

Данный прием используется в процессе аудиторной работы. Цель обучающихся воспроизвести текстовый материал, данный учителем.

Первоначально учитель обсуждает с детьми тему текстового задания до прочтения или прослушивания текста.

Далее класс или группа учеников делится на несколько подгрупп по 3-5 человек в каждой (учитель самостоятельно делит учеников, с учетом их уровня владения иностранным языком, активности и т.д.).

Затем текст может быть прослушан два или три раза (выбор зависит от ступени обучения, обучающихся, темы, сложности текста). Важно, чтобы во время первого прослушивания, обучающиеся не отвлекались на записи, чтобы не выпустить основную мысль текста и не изменить его смысл. Когда текст звучит повторно обучающиеся делают заметки и записывают ключевые слова.

Следующим шагом будет работа в группах, обучающие группой воссоздают текст и представляют его классу. Завершающим шагом будет прочтение оригинального текста, в процессе обучающиеся сверяют свои работы с оригиналом, находят сходства и различия.

Таким образом мы можем выделить следующие этапы работы над приемом dictogloss на занятиях по иностранному языку [1,2,3]:

1) подготовка к прослушиванию;

2) прослушивание текста;

3) работа над реконструкцией текста (групповая)

4) внесение корректив, анализ ошибок.

Немаловажным аспектом является оценивание данного задания. Критериальность оценивания зависит от темы, уровня знаний обучающихся и цели, которую ставит педагог, но обобщая эти критерия, можно сказать, что ключевыми аспектами в оценке будут являться грамматическая правильность, логический смысл и связность текста.

Останавливая свой выбор на использовании dictogloss при обучении иностранному языку, следует учитывать, что данный прием целесообразно использовать в заинтересованной аудитории: при

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 174_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

PEDAGOGY

углубленном изучении иностранного языка, в тематических кружках или группах, при подготовке к некоторым этапам сдачи экзаменов по иностранному языку [6].

Анализируя данный прием можно отметить, что он охватывает следующие функции:

- развивающую - грамматический диктант или диктоглосс основывается на умениях аудирования, говорения, письма и чтения, совершенствуя и развивая их в процессе работы над текстовым материалом;

- коммуникативно-мотивационную - данный прием ставит обучающихся в ситуацию общения для выполнения задания, мотивируя более глубокое изучение иностранного языка;

- психологическую - важным моментом является совместное решение поставленной задачи, в процессе работы особо закрепощенные и скромные ученики могут поумствовать себя в команде и активно работать наравне с остальными участниками группы;

- коллаборативную - в процессе взаимодействия всех участников можно отметить, что более сильные ученики оказывают помощь более слабым, что благотворно влияет на запоминание грамматических структур, форм и лексических единиц

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТО ЧНИКОВ

более слабых учеников, а также совершенствование знаний учеников с более высоким уровнем владения языка;

- диагностическую - в процессе выполнения заданий в рамках диктоглосса обучающиеся наглядно понимают какие теоретические и практические аспекты им необходимо «подтянуть», данный прием способствует тому, чтобы обучающие осознали есть ли разница в том, что они хотят сказать и что они в действительности могут сказать.

Проанализировав диктоглосс мы можем отметить, что данный прием способствует совершенствованию знаний, умений и навыков комплексно, в контексте речемыслительной деятельности, так как данный метод органично сочетает в себе возможность использования аудирования, письма, чтения и говорения одновременно. Далеко не каждый прием может сочетать в себе все основные аспекты обучения иностранному языку, эффективно мотивировать и способствовать коллаборации групп учеников с разным уровнем знаний. Мы считаем, что данный прием поможет учителю разнообразить образовательный процесс, делая акцент на коммуникативный аспект обучения иностранному языку, так как групповое обучения обладает своими несомненными преимуществами.

1. Антуфьева, М.П. Диктоглосс как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроке английского языка / М.П. Антуфьева. - Текст : непосредственный // Современные проблемы лингводидактики. -Архангельск : А3+, 2015. - 108 с.

2. Коробейникова, Л.Я. Диктоглосс как методический прием реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций / Л.Я. Коробейникова. - URL: http://www.rusnauka.com/10._ENXXIV_2007/Philologia/21821.doc.htm. - Текст : электронный.

3. Lashuk, N.M. Dictogloss As An Interactive Method Of Teaching Listening Comprehension / N.M. Lashuk, L.M. Hrechok. - Text : direct // Scientific review. - Koshigaya City : Chernihiv National Technological University, 2015. -Vol. 11. - № 1. - P. 53-59.

4. Richards, J.C. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics / J.C. Richards, R. Schmidt. - Norfolk : Longman, 2009. - Text : direct.

5. Stockwell, M.A. Literature Review: The Theoretical Underpinning of Dictogloss / M.A. Stockwell. - Text : direct // Journal of Sugiyama Jogakuen University. - 2010. - № 41. - P. 109-119.

6. Wajnryb, R. Grammar dictation / R. Wajnry. - Oxford : Oxford University Press, 2003. - Text : direct. REFERENCES

1. Antufeva M.P. Diktogloss kak sredstvo aktivizacii rechemyslitel'noj dejatel'nosti uchashhihsja na uroke an-glijskogo jazyka [Dictogloss as a means of activating the speech-cogitative activity of students in an English lesson].

Sovremennye problemy lingvodidaktiki [Modern problems of linguodidactics]. Arhangel'sk: A3+, 2015. 108 p.

2. Korobejnikova L.Ja. Diktogloss kak metodicheskij priem realizacii kompleksnogo podhoda v razvitii kom-munikativnyh jazykovyh kompetencij [Dictogloss as a methodological technique for implementing an integrated approach in the development of communicative language competencies]. URL: http://www.rusnauka.com/10._ENXXIV_2007/Philologia/21821.doc.htm.

3. Lashuk N.M., Hrechok L.M. Dictogloss As An Interactive Method Of Teaching Listening Comprehension. Scientific review. Koshigaya City: Chernihiv National Technological University, 2015, vol. 11, no. 1, pp. 53-59.

4. Richards J.C., Schmidt R. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics. Norfolk: Longman, 2009.

5. Stockwell M.A. Literature Review: The Theoretical Underpinning of Dictogloss. Journal of Sugiyama Jogakuen University, 2010, no. 41, pp. 109-119.

6. Wajnryb R. Grammar dictation. Oxford: Oxford University Press, 2003.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022

175

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.П. Турбина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: catheriny@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9195-8155.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.P. Turbina, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: catheriny@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9195-8155.

УДК 377.1 Б01: 10.52772/25420291_2022_2_176

Ольга Ивановна Усольцева, Ирина Николаевна Семенова, Александр Владимирович Слепухин

г. Екатеринбург

Методические аспекты деятельностного наполнения компонентов цифровых компетенций студентов среднего профессионального образования

Статья посвящена проблеме формирования компонентов цифровых компетенций у студентов среднего профессионального образования в контексте требований ФГОС СПО. На основе сопоставления деятельностных компонентов основных понятий цифровой экономики с цифровыми компетенциями выделена значимость дисциплины «Информатика» для формирования и развития цифровых компетенций студентов, а также основные виды деятельности преподавателя для реализации потенциала этой значимости - детализация, дифференциация деятельностных компонентов цифровых компетенций, разработка совокупности учебных заданий, соответствующих операционному составу действий в формируемых умениях. Предлагается выделенные виды деятельности рассматривать как основу проектирования методики формирования цифровых компетенций студентов. Для составления учебных заданий в рамках представленной основы для методики формирования цифровых компетенций студентов предлагается идеология использования стилистических конструкторов с выделением глаголов-действий, соответствующих формируемым умениям.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, детализация, дифференциация деятельностных компонентов, стилистические конструкторы.

Olga Ivanovna Usoltseva, Irina Nikolaevna Semenova, Alexander Vladimirovich Slepukhin

Ekaterinburg

Methodological aspects of activity content components of digital competencies of students of secondary vocational education

The article is devoted to the problem of the formation of components of digital competencies among students of secondary vocational education in the context of the requirements of the Federal State Educational Standards for secondary vocational education. Based on the comparison of the activity components of the basic concepts of the digital economy with digital competencies, the importance of the discipline "Informatics" for the formation and development of students' digital competencies as well as the main activities of the teacher to realize the potential of this significance - detailing, differentiation of the activity components of digital competencies, the development of a set of training tasks corresponding to the operational composition of actions in the skills being formed. It is proposed to consider the identified types of activities as the basis for designing a methodology for the formation of students' digital competencies. To compose learning tasks within the framework of the presented basis for the methodology for the formation of students' digital competencies, an ideology of using stylistic constructors is proposed with the allocation of action verbs corresponding to the skills being formed.

Keywords: digital economy, digital competencies, detailing, differentiation of activity components, stylistic constructors.

Введение. Современный мир переступил порог четвертой индустриальной революции, что способствует становлению цифровой экономики и цифрового общества. Анализ формирования цифровой экономики в Российской Федерации ([7], [9], [10]) актуализировал проблему трансформации требований к специалистам различных сфер, так как многие операции должны быть автоматизированы в ближайшем будущем. Для реализации национальных программ ([9], [10]) при учете [8] необходимо создание условий для формирования рынка

труда квалифицированными кадрами цифровой экономики через трансформацию всех уровней систем образования. В интересах цифровой экономики (с ориентацией на [7], [15]) трансформируется и система среднего профессионального образования (СПО). В рамках трансформации СПО ([4]-[6], [15]) предполагается формирование профессиональной траектории развития студента для цифровой экономики, непрерывное и преемственное наращивание компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека. Сказанное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

176

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

ISSN 2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.