Научная статья на тему 'Диктант в обучении иностранному языку как средство формирования интегрированного навыка'

Диктант в обучении иностранному языку как средство формирования интегрированного навыка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2735
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИКТАНТ / ДИКТОКОМП / ДИКТОГЛОСС / УПРАВЛЯЕМЫЙ ДИКТАНТ / ВЗАИМНЫЙ ДИКТАНТ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИКТАНТ / ВЗАИМООБУЧЕНИЕ / СОЗДАНИЕ ОПОР / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ НАВЫК / ЗАДАЧНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DICTATION / DICTOCOMP / DICTOGLOSS / GUIDED DICTATION / MUTUAL DICTATION / INTERACTIVE DICTATION / PEER-TO-PEER LEARNING / SCAFFOLDING / INTEGRATED SKILL / TASK-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонова Татьяна Васильевна

Статья посвящена роли диктанта в преподавании английского языка студентам неязыковых специальностей вуза. Обосновывается целесообразность возвращения диктанта в практику преподавания. Рассматриваются особенности диктоглосса как инструмента формирования интегрированного навыка. Приводятся примеры использования разных типов диктантов, применяемых автором в практической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dictation as part of the integrated-skills approach to teaching a foreign language

The article deals with dictation in teaching English to non-language university students. It states the benefits of dictation which is making a comeback in the ESL classroom. It then gives an explanation of the dictogloss and provides an overview of its purpose and objectives as a collaborative multiple skills activity. Finally, it offers sample dictation passages used by the author and a step-by-step guide to doing them.

Текст научной работы на тему «Диктант в обучении иностранному языку как средство формирования интегрированного навыка»

УДК 378 : 811.111

Антонова Татьяна Васильевна

кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]

ДИКТАНТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО НАВЫКА

Статья посвящена роли диктанта в преподавании английского языка студентам неязыковых специальностей вуза. Обосновывается целесообразность возвращения диктанта в практику преподавания. Рассматриваются особенности диктоглосса как инструмента формирования интегрированного навыка. Приводятся примеры использования разных типов диктантов, применяемых автором в практической работе.

Ключевые слова: диктант, диктокомп, диктоглосс, управляемый диктант, взаимный диктант, интерактивный диктант, взаимообучение, создание опор, интегрированный навык, задачно-ориентированный подход.

В своей книге «Двадцать пять веков обучения языку» Л.Дж. Келли анализирует историю методических учений и направлений и методов, существовавших в преподавании иностранных языков на протяжении этого времени. Автор показывает, что история методов - это противоборство нового направления со старым, которое всякий раз отвергается и вытесняется, потому что новое представляется единственно правильным и лучшим подходом к обучению языку [9]. Диктант как одно из самых давних средств, используемых в преподавании родного и иностранных языков, не является исключением.

Предыстория диктанта уводит нас во времена существования скрипториев, мастерских по переписке рукописей, где под диктовку каллиграфы писали книги. В обучении родному языку в Средневековье в отсутствии книг диктант являлся практически единственным способом передачи материала урока [10, с. 121], при этом на ошибки в написанном не обращалось внимания, поскольку главным для обучаемых было понять и записать диктуемое.

Отношение методистов к диктанту как одному из средств, используемых в преподавании неродного языка, менялось в зависимости от того, какое направление являлось господствующим в той или иной период истории методической мысли: от признания нужности и целесообразности диктантов сторонниками грамматико-переводного и прямого методов [9; 12] до полного его отрицания и даже запрета сторонниками натурального метода [10; 6].

Нельзя сказать, что в практике современного преподавания иностранного языка диктант является востребованным средством: этот вид деятельности многими считается старомодным и малополезным, поскольку является простейшей формой обучения, предполагающей «линейное» предъявление материала, когда за диктовкой (input) следует осмысление (comprehension) и записывание (output) [11, с. 12]. Обучаемые точно фиксируют то, что они услышали, а написанное точно совпадает с первичным текстом. К недостаткам диктанта относят и то, что поскольку он традиционно является инструментом контроля, он

представляет собой стиль обучения, фиксированный на учителе (teacher-centred / teacher-led style). Он также является очень затратным по времени видом учебной деятельности. Самым большим недостатком диктанта считается то, что его результаты не дают достаточного представления о реальных умениях пишущего [4, с. 121].

Попытку уйти от традиционного и применить нестандартный подход к диктанту предприняли П. Дэйвис и М. Ринволюкри. Авторы показали, что диктанты бывают разные, что возможно комбинирование различных их форм и что если производить те или иные трансформации исходного текста, направленные на его восстановление, реконструкцию, расширение, сужение, видоизменение, диктанты могут быть чрезвычайно увлекательным видом учебной деятельности, являясь не только способом проверки грамотности, но и средством стимулирования речемыслительной активности, потребности фиксировать собственные мысли в письменной форме [3].

Среди разных видов диктантов упражнением самого высокого уровня считается диктоглосс (dictogloss). Слово это образовано от сложения "dictation" и "gloss". Последнее означает "объяснение, интерпретация или парафраз текста". Диктоглосс очень напоминает известное всем нам изложение. Этот тип диктанта получил признание в практике преподавания иностранного языка в Австралии и на Западе сравнительно недавно (в 90-х годах прошлого века) благодаря работе Р. Вайнриб [14]. Это диктант с опорами (supported dictation). Он имеет особую процедуру подготовки и проведения. Студентам предъявляется небольшой текст, который соответствует уровню их подготовки, а также отвечает поставленным преподавателем задачам. Текст читается с нормальной скоростью два-три раза. Во время второго прослушивания студенты могут записывать слова или словосочетания, которые затем будут служить им опорами. В качестве опор могут также использоваться заготовленные преподавателем вопросы к тексту или концептуальные карты (карты памяти), а также картинки и графики. Группа делится на подгруппы - желательно сделать это перед на-

164

Вестник КГУ _J 2017

© Антонова Т.В., 2017

чалом диктанта - и каждая из подгрупп получает задание реконструировать, восстановить услышанный текст, не пытаясь при этом добиться точного соответствия тексту-оригиналу, но пытаясь, по возможности, употребить лингвистически адекватные лексические и грамматические формы. В подгруппах выбираются пишущие (scribes) для фиксирования восстанавливаемого текста, и проводится обсуждение конечного варианта текста. На завершающем этапе варианты каждой подгруппы сравниваются и одновременно проводится работа над ошибками.

Наряду с названием "диктоглосс" в методической литературе можно встретить тип диктанта, обозначаемый словом "диктокомп" (dictation + composition). Диктокомп предполагает режим фронтальной работы, диктоглосс - режим кооперативного обучения. Кроме того, во время прослушивания текста не допускается делать записи [7; 15, с. 10]. В ряде работ, однако, эти два типа диктанта не различаются.

Хотя диктоглосс задумывался как инструмент для формирования грамматических навыков, он по сути своей охватывает все четыре вида речевой деятельности и формирует то, что принято называть "интегрированным навыком", являющимся результатом взаимодействия четырёх комплексных умений - аудирования, письма, чтения и говорения [1]. Техника диктоглосса как нельзя лучше отвечает требованиям задачно-ориентрованного подхода к обучению, предполагающего осуществление самостоятельной деятельности студентов - индивидуальной, парной, и групповой - с целью решения конкретной проблемы. Неудивительно поэтому, что диктоглосс получил широкое распространение в практике преподавания иностранного языка за рубежом и начинает использоваться в обучении английскому языку в нашей стране.

В настоящей статье мы покажем, как можно использовать диктант на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе.

Интерактивный словарный диктант. Диктант проводится в группах первого курса на самом первом занятии. Студенты мало знакомы друг с другом, некоторые из них чувствуют себя скованно. Для снятия напряжения и плавного включения их в работу им предлагается назвать слова-заимствования из английского языка (loan words). В тетрадях и на доске слова записываются по-английски. Поскольку задание не представляет сложности, оно выполняется быстро и является неплохой мотивирующей зарядкой (morale booster) [13, с. 22]. Упражнение позволяет одновременно провести работу по разграничению слов-заимствований от ложных друзей переводчика.

Диктант с заменами. Проводится на второй-третьей неделе занятий в группах первого курса во время повторительно-коррективного курса и име-

ет целью повторение слов с обратным значением. Может проводиться в разноуровневых группах. Слова-антонимы, предварительно проработанные в разного рода тестовых упражнениях, включаются в текст диктанта. Сначала прослушивается весь текст, затем диктуются в медленном темпе отдельные его предложения. В случае, если студенты испытывают сложности в 'опознании' слова для замены, можно выделять их голосом. После прослушивания каждого предложения студенты должны записать их, поменяв слова на противоположные по значению. После написания всего диктанта студентов можно попросить озвучить его в том виде, в котором он предъявлялся.

Kate is a lucky woman. She has a rich husband. He makes a lot of money in his job. Kate always wears expensive things.

They have a big house with a good view from the windows. It is in a quiet place with low traffic. There is a garden with tall plants and thick grass behind the house. It's the best place they can think of! They love their new car. It is very fast and that makes them so happy!

Для проверки пар глаголов-антонимов предлагается диктант, состоящий из изолированных предложений: 1. Come here. 2. He'll fail the exam. 3. We'll lose the game. 4. Put on your hat. 5. He always finds something. 6. It's time to start. 7. Did he sell the car? 8. Open the window. 9. Did he ask any questions? 10. He didn't want to die. 11. I hate exams. 12. They arrive home at 9.00. 13. She forgets everything. 14. We'll catch the bus.

Студентам с более высоким уровнем владения языком (pre-intermediate / intermediate) можно предложить диктант в парах на исправление ошибок. Предложения диктуются один раз. Слова, подлежащие замене, не выделяются голосом, студент должен услышать ошибку сам. 1. I am very free at work these days. 2. He'll be back in a lot of minutes. 3. I don't have any problems with this teacher. He's such a hard grader! 4. What did you do next night? 5. They studied this subject in low school. 6. You like soccer? Really? I'm a small fan of soccer too. 7. I am less than happy to speak to you, Emma! 8. Where's he? - Somewhere here. He's just gone. 9. Time goes so quickly when you are bored. 10. You'll no shorter be alone!

Диктант с грамматическими трансформациями. Подобные диктанты можно проводить довольно часто. Готовить материал для диктовки и диктовать предложения могут даже сами студенты. Идея диктанта состоит в том, что студенты трансформируют исходное предложение в предложение с иной грамматикой, внося изменения, вытекающие из замены грамматической модели. Задание чётко формулируется преподавателем [7]. Несколько примеров:

She works in a bank. —> She doesn't work in a bank.

They're usually busy at 6.00. —> Yesterday they were busy at 6.00 too.

She is at work from nine to six. —> Is she at work from nine to six?

We didn 't come last Monday. —> We'll come next Monday (by all means).

В диктанте с объединением двух предложений в одно можно повторить либо проконтролировать употребление средств логической связи (союзов when, while, so, and, but, because). Одновременно повторяется употребление времён:

1. a) She is delivering a lecture. b) I am taking notes.

2. a) She is very happy. b) She's just passed her exam.

3. a) We were terribly tired. b) We went to bed.

4. a) He's failed. b) It wasn't an easy exam.

5. a) I was revising for my exam. b) She came and started making noises.

6. a) I was revising for my exam. b) She was making noises.

7. a) It was an easy exam. b) He failed.

Диктант с пропусками. Вариант парного (взаимного) диктанта пишется студентами (A и B) в парах. Они по очереди медленно диктуют каждое предложение, одновременно дописывая те его части, которые пропущены у партнёра. Ниже приводится текст диктанта по теме Shopping.

A. I love__. My husband_I am crazy_

_ every day.__in the shops__.

My favourite shops_

_ ! If I have my Why do I like_

_ . I would like , I will spend _ ? I love food.

food!

music in shops.

only shopping music. _

that music

in the house.

B.

going shopping.__thinks

_ because I go shopping

I stay

for hours.

are supermarkets.

When I am ! I also

_ to own a supermarket! __

supermarket,___all day there!

_ supermarkets so much?_

_I can see together

love___. I have always liked

I enjoy listening to__when I am working

Другой вид этого диктанта пишется каждым студентом индивидуально. Преподаватель диктует текст. Перед студентами лист с тремя вариантами текста. В каждом из них постепенно увеличивается количество пропусков, подлежащих заполнению. После того, как пропуски заполняются, часть листа с этим текстом загибается, чтобы студент не мог увидеть предшествующий вариант текста [8, с. 64].

A. I

the sea. It 's an

house,

it's__. There_two bedrooms upstairs_no

bathroom is downstairs

to the kitchen.

_a living room with_oldfireplace._front

of the house__a garden. _goes down _

the beach_in spring_summer__a lot of

flowers. I_alone_my dog,_we_a lot of

visitors. Many of my friends_in the city,_they

_ come to me_they want to relax.

B. I in

the sea. It's

house,

_it's__. There_two_upstairs _

bathroom

downstairs

_ the kitchen.

_ living room with__fireplace. __

_ of the house___garden.__down

_ the beach_in__summer__a lot

__ flowers. I_alone__dog,_we_a

lot_visitors. Many_my friends__the city,

_ they__to me_they_to relax.

C. I_____the sea. _

house,____. There_two_upstairs

downstairs

the

kitchen.

with

_ the house _beach ___

garden.

_ down _ a lot of_

alone__dog, _we

friends__the city,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ they_to relax.

in a supermarket____different types of

. I

visitors. Many they_

Текст, который получается на выходе, выглядит следующим образом (источник [16, c. 31]). Диктант можно давать как перед выполнением домашнего задания с данным текстом, так и после него).

I live in a house near the sea. It's an old house, and it's very small. There are two bedrooms upstairs but no bathroom . The bathroom is downstairs next to the kitchen. There is a living room with an old fireplace. In front of the house there is a garden. It goes down to the beach and in spring and summer there are a lot offlowers.

I live alone with my dog, but we have a lot of visitors. Many of my friends live in the city, so they often come to me because they want to relax.

Взаимный диктант (диктокомп). Задание предназначено для студентов уровня pre-intermediate / intermediate. Студенты работают в парах. Каждый получает абзац небольшого текста (примерно 70-80 слов). Текст читается два-три раза. Записи слушающим не делаются. Подчёркнутые словосочетания объясняются перед вторым прослушиванием. Затем студент А воспроизводит свой абзац в записи и проделывает ту же работу со вторым абзацем текста, который предстоит записать студенту B. Теперь, когда оба студента знакомы с двумя абзацами текста, им можно предложить вместе создать завершающий абзац. В завершение студенты группы рассказывают свои тексты. Преподаватель может зачитать третий абзац текста-оригинала для сравнения.

A. I am a writer and I do most of my writing on my laptop and desktop computers at home. I have had both of them for over five years. I have made some upgrades to both of them. About two weeks ago something went wrong with my desktop computer: it wasn't working as perfectly as before. I had a talk with my wife about

Вестник КГУ A 2017

no

no

summer

own

in a

166

buying another computer. She wasn't very happy about the idea.

B. Though I did not want to spend money on another computer I didn't have much of a choice. I bought it. My new computer is sure worth the money I spent and I think I will not make any upgrades to it anytime soon. It now sits where the old computer once sat: it has taken its place. I put the old one in another room which we also use as an office area. My wife is happy, so is my son.

C. However, last night something took me by surprise. I came home from work and decided to do some writing. When I turned on my old computer it started working! It decided it wanted to act right! It looked as if it had become jealous of the new kid! Do computers have a mind of their own? I guess, they do. They have their brain (processor), they remember things with this brain (memory) and they also store things in their brain (storage disk drive).

Диктоглосс. Как указывалось выше, данный вид диктанта является наиболее сложным и требующим большего количества времени. Сложность диктоглосса требует использования стратегии опор (scaffolding strategy) призванных максимальным образом приблизить студентов к выполнению коммуникативной задачи. Другим необходимым условием является соблюдение всех четырёх этапов диктоглосса: подготовка (разогрев), озвучивание текста, реконструкция текста, анализ готового продукта.

Грамматический диктоглосс. Материалом для диктанта является запись грамматических историй с сайта ESL Library [5], начитанных носителем американского варианта английского языка. Данная история является повествованием в прошедшем простом времени (Past Simple Tense).

MY BAD DAY AT WORK

Today I had a bad day at work. I was late because I missed the bus. I missed an important meeting and my boss was mad. I also forgot to bring an important report because I brought the wrong briefcase. On my way to my boss's office I got a coffee. Then I spilled the coffee on my shirt by mistake. In his office I tripped on a phone cord and fell. He was very angry about the report. Later I told my co-workers that the boss was in a bad mood. I did an impression of the boss and made fun of him. When I turned around the boss was behind me. He heard everything. He called me into his office and he fired me. On my way home I went to my favorite deli for a salami sandwich. But they had no more salami! It was the worst day of my life.

После деления группы на подгруппы студенты прослушивают аудиозапись один раз. Записей в тетради во время первого прослушивания делать нельзя. Затем студентам предъявляются опоры в виде:

а) таблицы для заполнения с глаголами в исходной форме

she her boss

have a bad day, be late, miss the bus, miss the meeting, be mad, leave a report, bring the wrong case, spill the coffee, trip on a phone cord, fall, make fun of, hear everything, fire

б) предложений для заполнения

1.............because.............................

2..................and............................

3........also..................because...............

4. When..............................

5............................and.......................

6. Later..............................

7...........................so............................

8............................but........................

в) вопросов по содержанию текста

1. Did she have a good day at work?

2. Why was she late for work?

3. What did she miss at work?

4. What did she forget to bring?

5. What did she do with her coffee?

6. What happened in the boss's office?

7. What did her boss hear her doing?

8. What did he do when he called her into his office?

9. Where did she go on her way home?

10. Did she get a salami sandwich?

После трёхкратного прослушивания начинается работа в подгруппах. В завершении работы студентам предлагается описать вчерашний день говорящего. Работу эту можно проделать по цепочке.

Тематический диктоглосс. Материалом для этого диктанта является текст описательного характера из учебника English Works 1 [2, c. 18] по теме Daily Schedule. Текст подвергнут незначительной адаптации.

Tessa Saunders works for Night and Day. Night and Day is a tourist agency with offices in London and New York.

Tessa lives in London. She usually gets up at 6:30. She goes to work on the Underground. It usually takes her about 50 minutes to get to her office. It's in the centre of London, about five minutes from the Underground station on foot.

Tessa has a well-paid job but her job isn't easy. She usually starts work before nine in the morning and never finishes before seven or eight o'clock in the evening. Sometimes she leaves the office after nine or even ten o'clock. She often goes to bed after midnight and doesn't get very much sleep - perhaps five or six hours.

Tessa has a friend. She doesn't see him very often. He lives in New York. He works for a company that makes computer software.

Группа делится на подгруппы. Студентам сообщается задание. Текст читается первый раз. Затем студенты получают карточки с разбитыми на несколько частей выборочными предложениями из текста, которые они должны собрать и расставить в верном хронологическом порядке. Задание также

можно выполнить в формате Ordering Quiz системы Moodle.

Перед вторым прочтением студентам раздаются (или выводятся на мониторы компьютера) карта памяти или опорные вопросы:

а) карта памяти

compapy job^easy

/ -^challenging

TESSA SAUNDERS

boyfriend daily routine

\L -V

company

W°rki

lr>9 hou sleeping hours

б) вопросы по тексту

1. Where does Tessa Saunders work?

2. Where are the offices of the company?

3. How does she get to work?

4. How long does it take her?

5. What time does she start /finish work?

6. Does she get much sleep?

7. What does her friend do?

Затем текст читается второй раз. Часть текста (собранные из частей предложения) уже готова. Студенты делают записи, если необходимо. После третьего прочтения начинается работа в подгруппах по реконструкции текста. Текст записывается, спустя примерно 15 минут каждая подгруппа представляет свой вариант текста. Идёт совместное обсуждение и вносятся необходимые коррективы. По окончании работы студентам можно предложить описать рабочий день Тессы и задать вопросы для получения дополнительной информации.

Диктоглосс - инструкция. Целью данного диктанта является реконструкция исходного текста в виде текста-инструкции (Do's и Don't's). Диктант проводится после выполнения упражнений по теме Communication Across Cultures по учебнику делового английского Market Leader Elementary. Материалом для диктанта является небольшой текст, составленный из материалов интернет.

Russian businesspeople expect Western partners to be on time for appointments; however, they themselves can be late.

In Russia it important to use patronymics when addressing people.

You should shake hands firmly and maintain direct eye contact.

Patience is important with Russians, negotiations can often be slow, so do not 'hurry to reply', but 'hurry to listen'.

In meetings, Russians don't wear casual clothes. Dress in formal, elegant clothes.

Never shake hands across a doorway or threshold as Russians believe this will bring very bad luck.

It is a tradition to bring a small gift when attending a family's home for dinner.

Russians are very hospitable people: be ready to accept an invitation to someone's home. Do not eat until your host begins eating and do not get up from the table until the host invites you to do so. It may be a surprise that the host may offer to refill your plate again and again.

Во время первого прочтения студенты внимательно слушают текст. Никто ничего не пишет. Затем они получают задание зафиксировать все "Do's", используя только утвердительную форму инфинитива, и расставить их в порядке следования в тексте. То же самое проделывается с инструкциями "Don't's" во время третьего прослушивания. Возможно четвёртое прослушивание, которое поможет восстановить весь текст. В качестве опоры служит карта памяти.

После окончания работы в подгруппах (или в парах) студенты озвучивают созданный ими список иструкций. Поощряются высказывания, где повелительные предложения получают расширение-объяснение, например: Don't expect to.....because......

Диктоглосс 4. Прохождение темы World of Work можно завершить написанием диктоглосса о работе автора текста.

TALKING ABOUT JOBS

Hello, today I'm going to talk to you about my job. I'm a teacher and I work at a college of further education.

Вестник КГУ i 2017

168

My job is a permanent job, which means it's not just for a short period of time, but it's not a full-time job because a full-time job is five days a week and I work four days a week. I don't work on Mondays, so my job is part-time. But my job isn t nine to five either because I have to work in the evenings. On Tuesday and Thursday I have an evening class. I really like my evening class but I don't enjoy working in the evening because I get home too late. Some of the teachers at my college are employed through an agency, but I'm not. I'm directly employed by the college, which means my pay and conditions are slightly better: for example I get better holidays. I really like my job. I find it quite interesting to meet new people all the time, and it's quite well paid.

Работа по написанию диктоглосса проводится в стандартном формате. Опорой является карта памяти, имеющая ветви с двойным выбором. Дополнительно можно заготовить вопросы по содержанию текста.

teacher

Anne's job

permanent part-time full-time five days a week four days a week

ng job

afternoon job well-paid badly-paid likes her job dislikes her job

Студентам, имеющим низкий уровень владения языком, можно в качестве дополнительных опор предложить предложения на основе звучащего текста, в которых нужно восстановить порядок слов.

1. a / have / job / permanent / I.

2. Mondays / work / I / don't / on.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. isn't / job / nine to five / my.

4. not / working / in the evening / I / do / enjoy.

5. very / get / I / late / home.

Подводя итог, следует отметить, что практика использования диктантов, отличных от традиционных механических диктовок, заслуживает более широкого распространения в преподавании иностранного языка. Комбинирование различных форм диктантов может оказать неоценимую по-

мощь в формировании интегрированного навыка и повысить уровень овладения коммуникативной компетенцией, создание которой является целью в обучении иностранному языку.

Библиографический список

1. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - М.: Дрофа: Cambridge University. Press, 2008. - 431 с.

2. Burgess S., O'NeillR. English Works. Student's Book. Level I. - Longman, 1993. - 80 p.

3. Davis P., Rinvolucri M. Dictation: New Methods, New Possibilities. - Cambridge University Press. -1989. - 132 p.

4. E. G. N. de Oliveira. Dictogloss. // Diálogos Pertinentes - Revista Científica de Letras. - 2012. -Vol. 8. - № 2. - P. 120-130.

5. ESL Library. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.viaway.com/view/21677908/ podcast-grammar-stories-simple-past-tense (дата обращения: 16.09.2017).

6. Gouin F. The Art of Teaching and Studying Languages. Translated by H. Swan and V. Betis. -New York: Scribner, 1894. - 200 p.

7. Montalvan R. Dictation Updated: Guidelines for Teacher-Training Workshop. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dosfan.lib.uic.edu/ usia/EUSIA/education/engteaching/intl/pubs/dictatn. hm (дата обращения: 16.09.2017)

8. Nation I.S.P., Newton J. Teaching ESL/EFL Listening and Speaking. - Routledge, 2008. - 224 p.

9. Newbury House Publishers; Rowley, Massachusetts. 2nd Printing edition, 1976. - 492 p.

10. Stansfield C.W. A History of Dictation in Foreign Language Teaching and Testing // The Modern Language Journal, 1985. - Vol. 69. - № 2. - P. 121-128.

11. Stewart B.L. Integrating Language Skills through a Dictogloss Procedure // English Teaching Forum, 2014. - № 2. - P. 12-35.

12. Sweet H. The Practical Study of Languages: a Guide for Teachers and Learners. - London: J.M. Dent & Co., 1899. - 280 p.

13. Ur P., Wright A. Five-Minute Activities: A Resource Book of Short Activities // Cambridge University Press; 23rd ed., 1992. - 117 p.

14. Wajnryb R. Grammar Dictation. Oxford University Press, 1990. - 132 p.

15. Wishon G.E., Burks J.M. Lets' Write English. New York: American Book Company, 1990. - 180 p.

16. Soars L., Soars J. Headway Elementary Workbook. - Oxford, 2002. - 97 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.