ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМФОРТНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
КУЛИКОВ М.А.,
аспирант,
кафедра региональной экономики и природопользования, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»,
e-mail: rostovpiton@mail.ru
Статья посвящена анализу системы управления региональным ресурсно-инфраструктурным потреблением.
Ключевые слова: региональное производственное потребление; региональная экономика; региональное ресурсно-инфраструктурное потребление.
The article is devoted the control system analysis by regional resources-infrastructural consumption.
Keywords: regional industrial consumption; regional economy; regional resources -infrastructural consumption.
Коды классификатора JEL: L74.
Традиционно при анализе региональной экономики рассматриваются показатели производственной деятельности на его территории, обобщаются результаты работы предприятий различных отраслей. В то же время, с точки зрения осуществления самой производственной деятельности, она характеризуется не только выпуском продукции, но и потреблением различных ресурсов — как природных, так и трудовых. Осуществить производственное потребление становится возможным не только при наличии самих ресурсов, но и при существовании определенных технических и организационных условий, способствующих поступлению этих ресурсов на предприятие и обеспечивающих как технологический, так и организационно-нормативный порядок их использования. Таким образом, формируется сфера производственного потребления региона, которая в качестве самостоятельной подсистемы может быть изучена только в масштабе регионального хозяйства, охватывающего деятельность многих предприятий, взаимодействующих в рамках региона. Именно развитость обеспечения всех процессов производственного потребления в регионе формирует его инвестиционную привлекательность, является элементом конкурентоспособности регионального хозяйства.
© Куликов М.А., 2010
В то же время еще не сформирован достаточный теоретический аппарат исследования и практические механизмы регулирования сферы регионального производственного потребления как самостоятельной и цельной экономической подсистемы. В настоящее время данные вопросы рассматриваются разрозненно — как в рамках изучения экономики и организации отраслевых производств, так и в рамках исследований функционирования региональной экономики в целом. Необходим целостный подход, учитывающий комплексность и системность региональной экономки, взаимосвязь производственных, социальных и экологических процессов, развивающихся в определенных территориальных рамках.
Исследованию различных аспектов управления региональной экономикой, а также планированию экономики и организации территориального хозяйства посвящены труды таких ученых-экономистов, как В.И. Видяпин [5], А.И. Гаврилов [1], А.Г. Гранберг [2], В.П. Орешин [3], Г.Г. Фетисов [7]. Значительная роль в развитии научных основ изучения регионального хозяйства с точки зрения развития его инфраструктуры, социальной направленности, формирования рынка и усиления инвестиционной деятельности принадлежит трудам таких ученых, как: Н.П. Кетова [б], Н.Г. Кузнецов [4], В.Н. Овчинников [б], С.Г. Тяглов [4], О.Б. Черненко [4]. Вместе с тем комплекс вопросов организации и экономики регионального хозяйства еще остается недостаточно изученным и не нашел должного освещения в экономической литературе. Дискуссионными и малоизученными остаются проблемы, связанные с рамками и направлениями государственного регулирования региональной экономики, имеющего свои особенности, обусловленные социальными и экологическими условиями деятельности субъектов хозяйствования в регионе. Это также касается проблем взаимодействия поставщиков региональных природных ресурсов и инфраструктурных сервисов с производителями товаров и услуг, вопросов развития предпринимательской деятельности в регионе, путей поддержки внедрения энергоэффективных и экологически чистых технологий, совершенствования форм и методов регулирования регионального хозяйства. Таким образом, недостаточная разработанность специфических проблем производственного потребления в региональных рамках, а также необходимость модернизации управления региональной экономикой на основе повышения учета социальных и экологических условий хозяйственной деятельности направленности послужили основанием для разработки следующих теоретических и методологических положений.
Соединение факторов производства происходит на микроуровне предприятий, но объективные условия для этого формируются в рамках региональной экономки. К таким условиям относятся как природно-естественные условия — наличие полезных ископаемых, географическое положение, климатические состояния и т.п., так и организационно-экономические и производственные условия — уже существующие источники энергии (тепло-, энергостанции), вода, транспортные коммуникации, трудовой контингент и т.д. Таким образом, региональная экономика является механизмом, обеспечивающим преобразование экономического потенциала существующих природных, людских
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ресурсов и технической базы в производственно-коммерческие процессы. Подобное действие региональной экономики обеспечивается ее инфраструктурой, действующей как самостоятельный фактор производства, что отмечается современными исследователями [5], причем по значимости она может приравниваться к природным, трудовым ресурсами, транспортному, научнотехническому и организационному потенциалу региона [1].
Раскрытие содержания региональной инфраструктуры как фактора и как условия производства позволяет исследовать само региональное хозяйство как механизм обеспечения производственных процессов — как систему производственного потребления. С этой точки зрения субъекты хозяйствования (предприятия) выступают как пользователи региональных условий хозяйственной деятельности, а само региональное хозяйство для них выступает системой предоставления сервисов и ресурсов. Самостоятельный анализ того, что и как регион предоставляет для потребления субъектам хозяйствования, позволяет раскрыть понятие ресурсно-инфраструктурного потребления как особого вида производственного потребления, реализующего ключевую экономическую компетенцию регионального хозяйства — предоставление природных и людских ресурсов, а также инфраструктуры и других условий для осуществления хозяйственной деятельности.
Категория регионального ресурсно-инфраструктурного потребления более узкая по содержанию, чем понятие производственного потребления, и раскрывает особую исследовательскую позицию и точку зрения на совокупность региональных производственных процессов, в рамках которых на определенной территории группа субъектов хозяйствования совместно использует природные ресурсы, материальные блага, сооружения, технику и труд людей. Формы регионального ресурсно-инфраструктурного потребления ограничены конкретными естественно-историческими факторами организации хозяйственной деятельности в регионе. В широком смысле слова пользователь регионального ресурсно-инфраструктурного потребления — это любой субъект хозяйствования, но наиболее значимо выделение данного вида производственного потребления при взаимодействии с инвесторами — субъектами хозяйствования, планирующими начало осуществления или расширение хозяйственной деятельности в регионе.
Цель управления региональным ресурсно-инфраструктурным потреблением — это обеспечение устойчивого и качественного производственного потребления ресурсов и инфраструктурных сервисов конкретной территории субъектами хозяйствования региона в требуемых ими масштабах. Субъектами управления являются руководство региональных органов власти, руководство хозяйствующих субъектов, потенциальные инвесторы, контрольные и надзорные органы в сфере природопользования и распоряжения землей, специалисты технического и экологического контроля, которые все вместе посредством различных форм управленческого взаимодействия осуществляют целенаправленное руководство процессами производственного потребления в регионе. Предметом управления региональным ресурсноинфраструктурным потреблением является разработка и использование си-
стем и методик рационального планирования и реализации процессов производственного потребления в регионе, процессы принятия решений по изменению условий региональной хозяйственной деятельности, управление сервисными системами региона, осуществление контроля за соблюдением экологической и технологической безопасности. Объекты управления — это природные и людские ресурсы региона, его производственно-техническая инфраструктура, организационные процессы, иные объекты, регулирование которых в соответствии с существующим порядком закреплено в компетенции региональных органов власти.
Основная функция управления региональным ресурсно-инфраструктурным потреблением заключается в обеспечении процессов совместного упорядоченного использования инфраструктуры и природных условий территории всеми участниками хозяйственной деятельности. Вполне очевидно, что невозможно достичь полного совпадения экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности в части пропорционального и полного потребления всех видов ресурсов и инфраструктурных сервисов, что связано с их производственными, организационно-управленческими и экономическими различиями.
Основной задачей управления региональным ресурсно-инфраструктурным потреблением является определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов использования природных и технических условий региона, его материальных и людских ресурсов, коммуникативных комплексов для обеспечения процессов производственного потребления. Должна быть сформирована система отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложного регионального хозяйственного комплекса, действующего на рыночной основе. Кроме того, должны быть определены оптимальные режимы функционирования производственных потребителей в конкретных природных и социально-экономических условиях региона. Таким образом, управление региональным ресурсно-инфраструктурным потреблением выступает как целостная система взаимодействия финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров регионального хозяйства.
Управление региональным ресурсно-инфраструктурным потреблением должно быть нацелено на повышение его уровня комфортности, который понимается как совокупность характеристик хозяйственной производственной деятельности в регионе, обусловленная комплексом специфических факторов и условий, создающих региону преимущественное положение относительно других территорий для осуществления в его границах производственнотехнологических операций. Повышение комфортности регионального ресурсно-инфраструктурного потребления означает улучшение комплекса характеристик хозяйственной деятельности в регионе: облегчение доступа к ресурсам и инфраструктуре, оздоровление предпринимательского климата, рост инвестиционной привлекательности и т.д. В широком смысле комфортность производственного потребления представляет собой оценку степени
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
удовлетворения существующих производственных потребностей и ожиданий субъектов хозяйствования от своей деятельности в региональных рамках.
Основными факторами комфортности регионального ресурсно-инфраструктурного потребления являются условия, определяющие количественные и технологические аспекты процессов использования сырья и инфраструктурных сервисов: достаточность сырья и материалов, квалифицированной рабочей силы; уровень развитости и мощность инфраструктурных комплексов; общепроизводственные характеристики технической вооруженности региональных предприятий: совершенство применяемых технологий, экологическая безопасность, степень изношенности основных фондов и пр.; наличие природоохранных комплексов и систем экологического мониторинга; организационно-управленческая среда в регионе, уровень налоговой нагрузки, инвестиционный и деловой климат.
Комфортность регионального ресурсно-инфраструктурного потребления также характеризуется такими качественными параметрами, как долговременность, стабильность, устойчивость, она комплексно отражает возможность использования всех региональных предпосылок и условий производственнокоммерческой деятельности. Повышение комфортности является значимым результатом управления региональным ресурсно-инфраструктурным потреблением.
Необходимость комплексного учета всех основных и дополнительных факторов обеспечения комфортности делает необходимым формирование единого показателя комфортности как оценки удобства ресурсно-инфраструктурного потребления. Такая оценка не может иметь абсолютного метрического показателя, и ее возможно сформировать только относительно других состояний производственного потребления, т.е. может быть обозначена степень комфортности ресурсно-инфраструктурного потребления, выражаемая в некоторых индексах, баллах или состояниях — высокая / средняя / низкая степень. То есть важен и необходим поиск индекса комфортности, базовые значения которого соответствовали бы оптимальному сочетанию всех факторов хозяйственной деятельности в регионе.
При возможности формирования экспертных оценок данных индекс может быть составлен как совокупная оценка уровня потребительских достоинств региональной ресурсно-инфраструктурной системы:
где: х. — экспертные оценки потребительских качеств регионального хозяйства I = 1... п (баллы, формируемые экспертно);
й — риск нарушения производственной деятельности (коэффициент);
w — уровень комфортности регионального ресурсно-инфраструктурного потребления (баллы).
Полученные оценки должны быть ранжированы некоторым образом с присваиванием определенных степеней качества каждому интервалу значений.
Формирование индекса комфортности позволяет выявить значение и соотношение качества, доступности и других параметров, влияющих на производственное потребление в регионе. Для корректного и эффективного использования индекса комфортности необходимо правильно выявить и ранжировать приоритеты в отношении региональных факторов производства.
Возможно также использование обратного показателя — индекса дискомфорта, который учитывает трудности, которые необходимо преодолеть для разворачивания полноценных производственных процессов определенного отраслевого типа на конкретной территории в расчете на единицу авансированного капитала. Данный показатель можно составить как агрегированную оценку дополнительных издержек, требуемых для ведения полноценной хозяйственной деятельности в регионе, относимой к сумме авансированных средств:
где: х. — дополнительные издержки на обеспечение осуществления хозяйственной деятельности в регионе по видам затрат г = 1... п (руб.); А — сумма авансированного капитала (руб.).
Оценки комфортности и дискомфортности ресурсно-инфраструктурного комплекса позволяют двумя интегральными показателями оценить качество использования природных и людских факторов производства на определенной территории и эффективность управления ими.
Данные показатели должны отражать интегральную эффективность системы социально-экономических отношений в сфере производственного потребления, характеризовать уровень привлекательности региона, который является важной оценкой способности регионального хозяйства соответствовать существующим запросам инвесторов. Соответствие ожиданиям инвесторов обеспечивает повышение инвестиционной привлекательности региона.
Ожидаемый уровень комфортности производственного потребления — такая совокупность условий, которая побуждает субъекты хозяйствования к ведению деятельности на территории региона (привлекает инвесторов). Развитие этих условий должно стать одной из целей региональной экономической политики, что предполагает обновление ее содержания. Поскольку оценка уровня комфортности регионального ресурсно-инфраструктурного потребления должна выступать характеристикой большого количества качественно разнородных параметров условий производственной деятельности в регионе, для ее формирования предпочтительнее использовать интегрированный комплекс индексов комфортности, объединяемых в единой рейтинговой оценке. Использование приемов формирования рейтинговых оценок комфортности регионального ресурсно-инфраструктурного потребления позволит уточнить и конкретизировать программы регионального развития и расширить перечень мер по повышению привлекательности региональной экономики.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. 2-е изд. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
3. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС, 2003.
4. Региональная экономика / С.Г. Тяглов, Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, О.Б. Черненко, А.А. Новикова, Н.А. Левицкая, И.Н. Молчанов, Т.А. Салтанова; под ред. профессора Н.Г. Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
5. Региональная экономика / под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Региональный потребительский рынок: механизмы становления и развития / А.В. Тамбиев, Н.П. Кетова, М.А. Мамбетов; отв. ред. В.Н. Овчинников. Ростов н/Д: РГУ, 1999.
7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2006.