ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ДЕТЕРМИНАНТЫ КОМФОРТНОСТИ БИЗНЕС-СРЕДЫ РЕГИОНА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА ТЕРРИТОРИИ
МИРГОРОДСКАЯ Е.О.,
до кт ор экон омических наук, профессор, Ростовский государственный строительный университет,
e-mail: emirgorod@mail.ru;
СЫТНИК С.В.,
аспирант,
Ростовский государственный строительный университет,
e-mail: s_sytnik@gmail.com
В данной статье с использованием институциональной методологии исследуется региональное экономическое пространство как сконструированная бизнес-среда для целевого формирования различных экономических концептов и действий. В этом смысле особое значение придается комфортности бизнес-среды как характеристики мезопространства, когда экономические агенты оперируют образами регионального экономического пространства, сложившимися у них в контексте региональных условий, институтов, норм и соответствующих правил поведения при осуществлении конкретной экономической деятельности.
Ключевые слова: региональное экономическое пространство; бизнес-среда; поведение экономических субъектов; образ территории; инвестиционная привлекательность.
In this paper, with the use of institutional methodology, the regional economic space is examined as a structured business environment for the target formation of various economic concepts and actions. In this meaning, the special importance is given to the degree of comfort of business environment as a characteristic of mezzo space when economic agents operate on forms of regional economic space that emerged under regional conditions, institutions, standards and related rules of conduct for a particular economic activity.
Keywords: Regional economic space; business environment; policy of economic subjects; shape of the territory; investment attractiveness.
Коды классификатора JEL: R12, R51.
Современная экономика, отличающаяся высоким динамизмом, подразумевает постоянную необходимость поиска и установления новых границ и возможностей деятельности экономических субъектов. При этом происходит не только расширение области хозяйствования последних, но и изменение характеристик тех экономических пространств, в которых они находятся, что объясняется постоянной трансформацией механизма взаимодействия экономических субъектов в рамках территориальной области их интересов. Таким образом, налицо необходимость осмысления подобной трансформации условий хозяйствования, где, на наш взгляд, качественно новой характеристикой экономического пространства становится комфортность региональной бизнес-среды при осуществлении хозяйственной деятельности экономическими субъектами.
Данный тезис подтверждается возросшим вниманием к этой проблематике со стороны органов государственной власти и средств массовой информации. Так, Правительство страны в качестве одного из важнейших направлений дальнейшего развития обозначило необходимость повышения уровня комфортности ведения бизнеса в России. А в соответствии с указом Президента, эффективность деятельности министров и глав регионов будет определяться исходя из оценки создания благоприятных условий для ведения бизнеса в регионе.
Исследование комфортности среды в большей степени связывают с архитектурой, географией или социологией. Именно поэтому понятие «комфортности» обладает как множеством трактовок, так и нечеткостью определения. Этот термин понимается крайне субъективно, вследствие чего оценка комфортности или ее детерминанты оцениваются индивидуально и субъективно. Если исходить из общего определения, то под комфортностью среды следует понимать удобство, здоровое обитание, а также благоприятное эмоциональное действие данной среды на жизнь населения.
В статье речь идет о комфортности определенной части жизненной среды, связанной с осуществлением экономическими субъектами хозяйственной деятельности в рамках определенной территориально-пространственной
© Е.О. Миргородская, С.В. Сытник, 2012
системы — бизнес-среды. Само понятие «комфортность бизнес-среды» на данный момент времени в экономической литературе не определено, хотя экономисты синонимично используют понятие «инвестиционный климат» при анализе территории с точки зрения оценки ее бизнес-сообществом как экономического пространства размещения активов, ресурсов и развития взаимодействия.
По нашему мнению, комфортность бизнес-среды необходимо рассматривать на стыке трех научных направлений: экономической психологии, экономической географии и институционализма. И если последние имеют объективный характер, т. е. определяются имеющимся экономическим потенциалом региональной системы и общим уровнем развития власти, то первое направление позволяет оценивать феномен сугубо субъективно, т. е. дает отражение позиционирования бизнесом своей хозяйственной деятельности в контексте с конкретной территорией.
Когнитивный ракурс позволяет рассматривать комфортность бизнес-среды с позиции самоощущений бизнес-сообщества, связанных с удовлетворенностью и достаточностью имеющихся условий для осуществления определенной хозяйственной деятельности, принятием региональной экономической системы как возможной для этого при наличии невысокого предпринимательского риска. При этом успешность инвестиционной деятельности зависит от трех параметров, которые одновременно оценивают и благоприятность инвестиционного климата территории: доходность проекта в рамках данной территории, его рисковость и срочность реализации. Экономическая оправданность инвестиционных вложений со стороны бизнеса в территорию как раз и является показателем благоприятности инвестиционного климата и в определенной степени определяет комфортность бизнес-среды, ведь принятие инвестиционного решения демонстрирует достаточность и удобство этой среды для размещения активов и ресурсов. Однако важно понимать, что ощущение комфортности имеет субъективную природу и здесь особое значение приобретают символические факторы поведения экономических субъектов.
Кроме этого, такой субъективный подход позволяет выделить основные параметры комфортности: удобство, функциональность, безопасность и устойчивость ведения бизнеса.
Удобство подразумевает наличие условий, возможностей для легкого, невысоко рискового ведения бизнеса или удовлетворения бизнес-потребностей, определяет степень приспособленности необходимых ресурсов для достижения их эффективного использования. Степень удобства территории зависит от построенной бизнес-модели и стратегических задач, которые ставятся перед конкретным бизнесом. Здесь необходимо учитывать стадию бизнес-процесса (производство, переработка и пр.) размещаемого в пространстве, а также то, какие функции выполняет предприятие (основные или вспомогательные).
Отраслевая специфика бизнеса учитывается в рамках такого параметра комфортности бизнеса, как функциональность. То есть в зависимости от конкретной деятельности, будь то строительство, сельское хозяйство, торговля, бизнес выбирает территории с характеристиками, воспринимаемыми им самим в качестве комфортных (например, климатические условия, инфраструктурная обеспеченность, уровень институционального развития и др.).
Безопасность, как параметр комфортности, определяется, помимо характера криминогенной обстановки в регионе (уровень преступности), еще и видом, степенью конкуренции, сложившейся в мезопространстве и прилегающих территориях.
Устойчивость ведения бизнеса — это параметр, зависящий не только от уровня социально-экономического развития территории. На него влияют такие показатели, как уровень налогообложения в регионе, возможности населения (средний уровень доходов, численность безработных и др.). Устойчивость ведения бизнеса характеризует комфортность с точки зрения возможности непрерывного ведения бизнеса и генерирования дохода.
Из этих рассуждений можно сделать вывод о том, что комфортность бизнес-среды, как особый феномен когнитив-ности, накладывает необходимость формирования образа территории.
Образ территории представляет собой сложную систему социально-экономических значений, определенным образом связанную со средой, в которой существует субъект — своеобразную когнитивную модель, переплетенную и деформированную сетью субъективных смыслов, индивидуальных значений и действием мотивационных компонентов.
Более широкое поле для осмысления этого предлагает гуманитарная география и методология институционализма. Традиционная экономическая география далека от попыток рассмотрения институциональной специфики экономических пространств и их образов, что для понимания «комфортности бизнес-среды» крайне важно. Институциональноэволюционная методология оперирует пространственным фактором при анализе экономического поведения и экономических институтов, тем не менее, сами образы пространства, в нашем случае образ комфортного пространства для ведения деятельности, не воспринимаются как отдельные трансакции. Авторы при этом придерживаются мнения, что пространство является сконструированной пластической средой для целевого формирования тех или иных экономических концептов и действий [3].
Между тем экономические субъекты при принятии инвестиционного решения в рамках локализационного анализа явно или неявно оперируют образами пространства (территории), сложившимися у них в контексте экономической реальности и их хозяйственной деятельности, которые могут в той или иной степени влиять на взаимодействия и взаимоотношения в экономическом пространстве. Речь идет не столько о размещенческом аспекте, сколь о средовых условиях хозяйственной активности. Поэтому комфортность среды для бизнеса как образ экономического пространства является трансакцией, поскольку может влиять на принятие этого управленческого решения и оценку эффективности предлагаемого инвестиционного проекта. Следует в полной мере согласиться с тем, что «образ — это, прежде всего, персептивное предвосхищение, подготовка к отбору информации определенного рода» [4].
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
Получается, что территориально-экономическая система — это не просто место, где размещаются активы и осуществляется хозяйственная деятельность, это часть сложного мета-пространства, сеть когнитивных пространственных сочетаний, система пространственных представлений реальностей [1].
Образ экономического пространства — это, конечно, субъективная картина региональной экономической системы, создаваемая бизнесом для осуществления им своей хозяйственной деятельности и решения своих экономических задач. Такая «картина» показывает: технологические, организационные и функциональные особенности бизнеса и проекцию его уровня развития; его коммуникативное пространство, связи и оценки системы взаимоотношений; экономические значимые (для реализации актуальных экономических задач в данном регионе) сенсорные объекты территории; его временной континуум.
Образ экономического пространства — это единство объективного и субъективного, феномен — особая «текстуальная» реальность, произведение опыта развития бизнеса. Она является производной от 4 основных параметров: личного опыта экономического субъекта; объективных параметров бизнес-среды; социокультурной обстановки и атмосферы,
особенностей данного временного этапа (зависит от гео- и макроэкономических тенденций).
Вследствие этого можно выделить некоторые феноменологические особенности восприятия бизнес-сообществом региональной среды:
1. Континуальность бизнес-среды. Среда выступает не совокупностью дискретных объектов, а некоторой протяженностью территории, пространства отношений, экономических и институциональных событий и ситуаций. Изменение одного из этих параметром приводит к изменению всей среды.
2. Процессуальность бизнес-среды. Бизнес-среда — это поток организационных, технологических, управленческих, технических и иных изменений, смена институтов, событий, проектов, кадров, последовательность институциональных и управленческих действий власти и всех иных экономических и неэкономических субъектов региона.
3. Реляционность бизнес-среды. Все объекты бизнес-среды существуют как элементы событий и процессов, поэтому их значимость определяется контекстом социально-экономической, технической, культурной, политической развитости региона. В тоже время региональные экономические события и процессы, как значимая система действий, существуют в смысловом контексте самого бизнеса (их функциональности, организационности, технологичности, управляемости, ри-сковости, доходности), это означает, что при изменении среды те или иные ее фрагменты теряют свою актуальность и значимость для бизнеса.
4. Интенциональность среды. Бизнес-среда выступает одновременно и результатом и источником экономической активности. Ее восприятие бизнесом определяется сквозь призму локусов среды. Хозяйственная активность бизнеса напрямую зависит от конструкции экономического пространства, выстроенной регионом (наличие инфраструктурных объектов, крупных экономических агентов, социально-экономической развитости территории и т. д.). Регион становится экономическим ландшафтом, который определяет действия и управленческие решения бизнеса. Так, например, наличие на территории сети индустриальных парков будет демонстрировать бизнес-сообществу определенные возможности его развития и формировать особые инвестиционные установки.
5. Интерпретативность бизнес-среды. Среда — продукт экономической активности как власти, так и предпринимательства и гражданского общества. Эти субъекты придают определенные значения событиям, процессам, явлениям, разворачивающимся в региональной социально-экономической системе, что и формирует заданную ситуацию в регионе. В плане интерпретативности бизнес-среду можно характеризовать как конвенциональную и выразительную. Последнее означает, что формирование образа бизнес-среды предполагает необходимость его проектирования и конструирования. Это показывает, что все региональные субъекты: власть, предпринимательство и гражданское общество, решают единую коммуникативную задачу — создать проект пространства, комфортного для жизнеобеспечения. Такая задача становится как экономико-инженерной, так и мировоззренческой.
Комфортность бизнес-среды имеет вполне реальные, физико-материалистические, географические, технологические, ресурсные характеристики. К таким характеристикам можно отнести:
1) экономико-географические критерии потенциального или имеющего местоположения бизнеса (выгодное/невыгодное по отношению к ресурсам территории, доступность общественно деловых центров и пр.);
2) инженерные характеристики территории (обеспеченность транспортной, энергетической, коммуникационной, инженерных сетей);
3) количество и качество имеющихся в регионе ресурсов (природных, социальных, трудовых).
Институциональная составляющая комфортности бизнес-среды проявляется через создание институциональной инфраструктуры и условий осуществления экономической деятельности на территории. Эффективное развитие бизнеса в регионе, как показывает практика, невозможно без создания необходимых институциональных условий, которые бы позволили, с одной стороны, скоординировать и цивилизованно организовать его деятельность с точки зрения получения синергетического социально-экономического эффекта, с другой — найти оптимальные формы и методы взаимодействия с органами федеральной и региональной государственной власти, крупным бизнесом и естественными монополиями на местах [5].
Особенности взаимодействия федеральных и региональных институтов таковы, что региональные институты управления, вырастая на собственной финансовой и нормотворческой основе, не только дополняют действия федеральных институтов, но и способствуют появлению новых институтов с учетом территориальных особенностей региона.
Особую значимость процесс формирования институциональных условий развития бизнеса приобретает на региональном уровне еще и потому, что в рамках территориально-административных образований, в основном, возникает и развивается средний и малый бизнес, разнообразные интересы которого невозможно реализовывать без формального и неформального объединения усилий, без выработки общих, цивилизованных «правил игры».
Действенные институциональные условия развития бизнеса в регионе создают дополнительные возможности для эффективного ведения бизнеса, роль которого, как известно из мирового опыта, важна не только в обеспечении высоких экономических темпов развития экономики, но и в формировании современной социальной структуры общества с достаточно высоким удельным весом среднего класса.
На уровень комфортности бизнес-среды влияет развитие институциональной инфраструктура бизнеса, т. е. совокупности организаций, которые опосредуют взаимодействие между конечными участниками деловых связей, и совокупность процессов с участием данных организаций. Институциональная инфраструктура бизнеса представляет собой организационные институты, с помощью которых предпринимательские структуры могут устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции.
Таким образом, можно сказать, что в силу своей субъектно-объектной природы комфортность бизнес-среды представляет собой меру экономической, социально-психологической, институциональной благоприятности условий непрерывного и низкорискового ведения предпринимательской деятельности, сложившуюся в отдельном региональном экономическом пространстве.
Кроме этого, как уже отмечалось, можно видеть ассоциативность понятий инвестиционного климата территории и комфортности бизнес-среды. Однако, по нашему мнению, эти понятия стоит различать, хотя между ними можно провести некую параллельную линию, координатами которой выступает набор характеристик региона, формирующих условия ведения бизнеса.
Так, инвестиционный климат является набором объективно сложившихся экономических условий, к которым относятся природно-климатические условия, наличие соответствующей базы ресурсов, работа административного аппарата в регионе, т. е. все то, что не зависит от бизнеса как такового, это скорее среда, которую он принимает как данность. Комфортность бизнес-среды определяется предпочтениями самого экономического субъекта. Здесь важно, что если в одном регионе для кого-то окажутся недостаточными те условия инвестиционного климата, которые имеются, то для другого они могут оказаться самыми подходящими и, соответственно, относительно комфортными.
В итоге в отличие от инвестиционного климата комфортность бизнес-среды проявляется как особая динамическая система. То есть возможность адаптации интересов бизнеса и власти в регионе способна постоянно совершенствовать условия ведения бизнеса, тем самым повышая эффективность функционирования не только самого бизнеса, но и всей региональной социально-экономической системы.
Следует отметить и еще один ракурс сравнения. Региону важно поддерживать благоприятный инвестиционный климат для привлечения инвестиций в свою экономику. Поэтому инвестиционный климат наиболее интересен для бизнеса именно на этапе входа в региональную экономику, так как представляется тем институциональноорганизационным предпринимательским потенциалом, который возможен для осуществления хозяйственной деятельности на этой территории. То есть инвестиционный климат очень важен для принятия решения бизнеса при входе в регион, при принятии управленческого решения об осуществлении данного инвестиционного проекта на этой территории, так как он задает основные параметры входа.
С другой стороны, важно как разворачивается бизнес и готов ли он продолжать инвестиционное развитие в данной территориальной экономической системе. Именно тогда оценка региональной системы ведется сквозь призму комфортности среды существования и развития бизнеса. Таким образом, комфортность, учитывая интересы каждого конкретного бизнеса, дает возможность региональным властям отследить, какие интересы необходимо принять во внимания для благоприятного развития региона, что на практике выливается в улучшение инвестиционного климата.
Исходя из этого комфортность бизнес-среды может быть оценена и измерена. На самом деле эта идея не нова, так как уже давно зарубежные аналитические издания, например Forbes, публикуют рейтинги комфортности бизнеса, и до недавнего времени они касались лишь городов.
Но уже в 2011 г. Forbes, опираясь на исследования Всемирного банка, исследования предпринимательского климата в российских регионах, проведенное по заказу «ОПОРА России», опубликовал рейтинг «Лучшие регионы для бизнеса», где приведены результаты оценки регионов по качеству ведения бизнеса в последних, элементом которого явился показатель комфортности ведения бизнеса [2].
В данном исследовании регионы проранжировали по 15 параметрам, разбитым на шесть групп: социальнодемографические характеристики, деловой климат, обеспеченность населения, экономическое положение, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса.
Создание условий комфорта для ведения бизнеса в региональной экономике, на наш взгляд, требует более детального определения факторов, его образующих. Основные критерии комфортности бизнеса на территории представлены в табл. 1.
Структура изложенного в таблице материала отражает наше главное убеждение, согласно которому комфортность бизнеса есть соотношение субъектно-объектных условий хозяйствования. Это позволяет классифицировать критерии комфортности как внутренние и внешние.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
Таблица 2
Критерии комфортности бизнес-среды
Критерий внутренней комфортности бизнеса Критерии внешней комфортности бизнеса (характеристика территории)
1. Институциональные возможности 1.1. Легкость входа на территорию; 1.2. Отсутствие административных барьеров ведения бизнеса; 1.3. Эффективность местного самоуправления
2. Функциональность деятельности 2.1. Общая хозяйственная направленность, специализация региона; 1.2. Ресурсы территории
3. Географическое размещение основного бизнеса 3.1. Качественные характеристики почвенного слоя земельного участка; 3.2. Инженерно-геологические условия территории; 3.3. Состояние окружающей среды, микроклиматические условия
4. Экономическое положение основного бизнеса 4.1. Инфраструктурный потенциал территории; 4.2. Доступность общественно-делового, административного центра; 4.3. Оценка финансового потенциала; 1.4. Оценка инвестиционного потенциала; 1.5. Оценка инновационного потенциала
5. Ресурсоемкость бизнеса 5.1. Демографосоциальная обстановка, трудовые ресурсы; 1.2. Оценка ресурсов недр (полезные ископаемые); 5.3. Оценка водных, воздушных, лесных ресурсов
6. Легкость хранения, сбыта готовой продукции 6.1. Развитие системы логистики и инфраструктуры сбыта; 6.2. Институциональная инфраструктура территории; 1.3. Уровень жизни населения
7. Безопасность бизнеса 7.1. Уровень криминогенной обстановки (уровень преступности, правосудия, восприятие силы власти); 7.2. Политическая ситуация (национальные конфликты, сменность власти)
Внутренние условия определяются основной стратегической целью, экономическими задачами, организацией и миссией деятельности бизнеса. Это те факторы, которые необходимы для нормального и эффективного его функционирования. Внешние же по своей сути являются отражением бизнес-среды и экономического потенциала самой региональной экономической системы, которые складывались под воздействие как исторических, так и политических факторов и событий.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что комфортность бизнес-среды является сложным понятием, смысл которого заключается в наложении когнитивного восприятия пространства субъектом бизнеса на реальные социальноэкономические условия, исторически сложившееся на территории. Понятие комфортности находится на стыке микро- и мезоэкономических интересов, что позволяет решать экономические проблемы развития бинарно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Замятина Н.Ю. Когнитивные пространственные сочетания как предмет географических исследований // Известия РАН. Сер. геогр. 2002. № 5. С. 32-37.
2. Коряков А.А. Условия для комфортного бизнеса // «Эксперт Урал». 2012. № 33(521).
3. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). М., 1999.
4. Неклесса А.А. Конец эпохи Большого Модерна. М., 1999.
5. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб.: Алетейя, 2003.
6. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. С. 135.
7. Пчелинцев О.В. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Москва, 2004.