ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
М.В. ЗЕЛИНСКАЯ
Южный институт менеджмента, кандидат экономических наук, доцент 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 216;
В.В. ПРОХОРОВА
Кубанский государственный технологический университет, кандидат экономических наук, доцент 35000, г. Краснодар, ул. Московская, 2
При изучении экономической системы региона возникает потребность в системе информации о важнейших экономических показателях его развития для принятия экономических решений. Такая потребность носит системный характер и нуждается в соответствующих инструментах обеспечения, одним из которых является система региональных счетов.
Ключевые слова: региональная экономическая система; информация; система региональных счетов.
Коды классификатора JEL: Е01.
Особое значение для современной России, страны с огромной территорией и разнообразными условиями производства и жизни людей, имеет динамичное и устойчивое развитие ее региональных экономических систем. Проводимые в стране социально-экономические преобразования обозначили две взаимно дополняющие друг друга, хотя и противоположным образом ориентированные тенденции — к глобальной интеграции и к регионализации экономических отношений.
Кризисная ситуация лишь усилила потребность в последовательном обеспечении регионализации хозяйственной жизни России. В условиях глубокой рецессии регионы-субъекты Российской Федерации остро нуждаются не в предоставлении дополнительной финансовой помощи, а в реальном обеспечении статуса самостоятельных субъектов социально-экономической политики, способных принимать эффективные экономические решения, формировать свои резервы и фонды развития территории, строить свои экономические отношения по вертикали и горизонтали [1].
Асимметрия в распределении финансово-инвестиционных ресурсов и полномочий между федеральным центром и региональными экономическими системами свидетельствует о слабости и неэффективности существующей пространственной организации экономики России. К сожалению, такая асимметрия характерна и для информационного обеспечения эволюционного процесса.
Финансовый кризис в острой форме продемонстрировал то, что каждая региональная система нуждается в полной и достоверной информации о собственной деятельности и имущественном положении, о ресурсах, факторах и результатах своего развития, но не обладает такой информацией, поскольку ее системные информационные потребности обеспечиваются на основе давно устаревших механизмов сбора, накопления, первичной классификации и хранения данных. Указанные механизмы сформировались еще в советский период и не соответствуют функциональному содержанию и структурной организации современного хозяйственного процесса. Для адекватного обеспечения системных информационных потребностей необходима система региональных счетов (СРС).
СРС по своей природе представляет собой способ информационно-аналитического обеспечения потребностей развития, существующих на мезо— уровне экономических отношений. В организационном отношении она дополняет систему национальных счетов (СНС). Теоретической основой СНС и СРС являются современные концепции взаимосвязи результатов и факторов производства, а также теория равновесия, объясняющая механизм функционирования современной рыночной экономики [2, с. 12].
В России развитие СНС существенно опережает развитие СРС; федеральный уровень доминирует над региональным и в информационно-аналитическом отношении. Анализ эволюционных процессов на мезоуровне приводит к выводу о том, что регионы испытывают острую потребность в формировании современной статистической обобщающей модели, ориентированной на требования рынка, совместимой с СНС и международными стандартами учета и анализа экономической информации. Вместе с тем, в силу ряда особенностей, присущих региональному уровню организации экономических отношений, требования и возможности СНС в полном объеме не могут быть реализованы на уровне региона.
В СРС на основе взаимоувязанной системы показателей, объединенных в счета, составляемых в определенной последовательности и соответствующих этапам воспроизводственного процесса на мезоуровне, возможно получить количественную характеристику экономических процессов, происходящих в региональных экономических системах. Экономика региона, как и национальная экономика, представляет собой сложную систему, основные элементы которой отражаются в СРС в виде записей на счетах. Движущей силой региональной системы выступает ее экономический оборот, т. е. безостановочное повторение фаз производства, распределения, обмена и потребления, затраты ресурсов, извлечения доходов и накопления активов.
При изучении региональной экономической системы необходимо придерживаться той же системы категорий, которая используется при изучении национальной экономики. Экономика региона, как и национальная
© Зелинская М. В., Прохорова В. В., 2009
ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
206
М.В. ЗЕЛИНСКАЯ, В.В. ПРОХОРОВА
экономика, является открытой системой. Часть операций, входящих в состав экономического оборота региона, осуществляется резидентами других регионов и национальных экономик. Такая ситуация изначально создает серьезные учетные проблемы при формировании СРС.
Для преодоления указанных проблем при проведении расчетов основных показателей СРС принимаются определенные допущения. Так, считается, что все операции в границах экономической системы региона осуществляются только резидентами. Это допущение откладывает определенный отпечаток условности на расчеты региональных показателей, что создает потребность в дальнейшей коррекции результатов учета экономических операций с другими странами мира и другими регионами страны.
В концептуальном отношении СРС представляет собой систему информации о важнейших мезоэкономиче-ских показателях, представленную в форме счетов и вспомогательных таблиц. При построении счетов региона применяются те же принципы, постулаты, схемы и классификации, что и для национальной экономики.
Для СРС весьма важно корректно определить статистическую единицу учета и анализа, необходимую для проведения отраслевой классификации. В отечественной статистике за единицу отраслевой классификации принято «предприятие». Такой подход логичен и соответствует основным принципам экономической науки — предприятие обладает статусом экономического субъекта, правом самостоятельно распоряжаться полученными доходами, владеть активами и формировать обязательства от своего имени. Для него может быть составлен полный набор счетов, включая баланс. Если предприятие создает и реализует несколько продуктов, относящихся к разным отраслям, то оно относится к конкретной отрасли по продукту, являющемуся для него основным или преобладающим.
На современном этапе развития учета на уровне региона составляются только два счета: счет производства и счет образования доходов.
По международной стандартной классификации счета СРС, как и СНС, могут быть сгруппированы следующим образом [3, с. 199]:
1) Текущие счета отражают регулярно повторяющиеся процессы, которые непосредственно не затрагивают капитал: счет производства; счета образования, распределения и перераспределения дохода и счета использования доходов.
2) Счета накопления характеризуют накопление материально-вещественного и финансового капитала: счет операции с капиталом, финансовый счет, счет переоценки и других изменений в активах и пассивах.
3) Счета отдельных экономических операций: счет товаров и услуг.
4) Балансы активов и пассивов.
Современные требования к информационно-аналитическому обеспечению развития региональной экономической системы диктуют необходимость комплексной разработки СРС, системы экономических и финансовых балансов, системы стандартных таблиц, характеризующих производственные, финансовые, кредитно-денежные и иные хозяйственные отношения на мезоуровне. Следовательно, существует необходимость разработки методологии построения СРС, которая позволяла бы:
♦ с одной стороны, системно отображать экономическую деятельность каждого региона за отчетный период и определять его место, значимость и специфические особенности в национальной экономике;
♦ с другой стороны, создать условия и предпосылки для комплексного анализа и прогнозирования развития данного региона, определять его воздействие на развитие национальной экономики, а также отражать характер деятельности всех секторов экономической системы региона, формирование территориальных доходов и расходов.
В настоящее время Росстат разрабатывает системы расчетов ключевых показателей СНС и СРС, используя при этом единую методологию, соответствующую общим принципам и стандартам национального счетоводства. Однако проблема в том, что принципы национального счетоводства не могут быть реализованы на региональном уровне.
Отсюда компромиссное решение задачи согласования СРС и СНС — внедрение в статистическую практику системы сводных обобщающих показателей состояния и динамики экономических систем регионов. Следует уточнить, что сводные показатели не повторяют показатели СНС, составленные для уровня национальной экономики, но они совместимы друг с другом, что позволяет проводить анализ на уровне региона в соответствии с принципами российской экономической статистики и международными стандартами учета и анализа экономической информации.
Основным среди показателей СРС является валовой региональный продукт (ВРП). Кроме ВРП, на уровне регионов рассчитываются показатели, характеризующие фактическое конечное потребление и валовое накопление основного капитала региональной системы [1, с. 103].
Следует отметить, что расчеты региональных показателей стимулируют развитие региональной экономической системы за счет расширения общей информационной базы, данные которой могут использоваться для научных и прикладных исследований и разработок, а также для моделирования и прогнозирования процессов на региональном уровне.
Усилия отечественной статистики в настоящее время направлены на разработку показателей движения доходов и расходов в разрезе секторов экономики регионов, что обусловлено необходимостью оценки социальноэкономических параметров развития регионов, эффективности экономических связей между регионами и федеральным центром. Новая информационная база экономических расчетов создает предпосылки обеспечения уже освоенных блоков СРС.
Правомерен вывод о том, что региональное счетоводство развивается не автономно, а посредством регионализации национального счетоводства, т. е. как ветвь СНС. При построении СРС сохраняются основные методологические принципы составления СНС.
В странах ЕС придают большое значение проблемам развития и совершенствования региональной статистики. Так, в материалах Евростата излагаются методы, применяемые для региональных расчетов валовой до-
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ,
207
бавленной стоимости и валового накопления основного капитала. В странах — членах ЕС придается большое значение данным показателям на региональном уровне, поскольку на их основе можно формировать экономическую политику, направленную на уменьшение экономического и социального неравенства между регионами в рамках Единой Европы. Евростат и национальные европейские статистические органы в соответствии с принятой программой постоянно работают над совершенствованием региональной статистики [5].
В настоящее время национальные счета обеспечивают своим пользователям более достоверную информацию, чем региональные счета, а следовательно, данные национальных счетов могут служить контрольными цифрами для проверки полноты и точности региональных расчетов.
Информация СРС имеет особое значение для стран с обширной территорией, развивающихся по типу «экономики пространства», где отдельные территории существуют и развиваются в различных экономических условиях, а размеры хозяйственного пространства регионов сопоставимы с территориями отдельных стран. В таких условиях ценность экономической информации возрастает.
«Экономика пространства» обладает собственным системным качеством взаимодействия элементов. Данное обстоятельство предполагает адекватное системное качество взаимодействия всех элементов СРС, которое может быть обеспечено на основе механизмов вертикальных связей и субординации данной информационной системы СНС.
Поскольку «экономика пространства» устойчива и способна реализовать свои функции (прокормить локализованное в ней население, дать работу тем, кто в ней нуждается, обеспечить оборот функционирующего в ней капитала, создать и укрепить социальные коммуникации и т. п.), то входящие в ее состав структурные элементы и отдельные функции не существуют сами по себе, как хаотические, случайно сложившиеся совокупности, а органически связаны между собой .
Потеря системного качества означает выпадение элемента из такой интегральной связи, потерю им функций, обусловленных системой. «Выпавший» элемент уже не действует как частичка системы и не опознается исследователями и практиками в данном качестве. Только реальная принадлежность к системе, участие в ее интегральных связях сообщает тому или иному элементу системное качество [4].
Информация СРС позволяет определить все основные аспекты экономико-социальной и политической жизни региона: экономический рост (спад); институциональную, отраслевую и секторальную структуру экономики региона; уровень жизни населения; доходы и расходы институциональных единиц; инфляцию; исполнение регионального государственного бюджета; размер и тенденции внешнеэкономических связей и др. Все эти аспекты должны учитываться при формировании и реализации региональной социально-экономической политики.
В рамках дальнейшего развития СРС необходимо внедрить в статистическую практику регионов составление счетов производства товаров и услуг, затрат на производство и образование доходов, показатели которых отражают производство и образование первичных доходов. При этом учет становится институциональным.
«Классический» хозяйственный учет основывается на обобщающей стоимостной оценке всех известных ему аспектов экономических отношений. Рабочая сила, природные ресурсы, технологии, организационные новации, предпринимательский потенциал, человеческое здоровье и другие компоненты хозяйственного процесса соизмеримы, поскольку каждый из них обладает более или менее поддающейся расчету стоимостной оценкой, а значит, занимает соответствующую позицию на рынке и участвует в главном, определяющем всю систему экономических отношений процессе — движении стоимости. Благодаря учету, этот процесс ставится под контроль субъектов власти и собственности.
«Институциональный» учет дополняет «классический» целым рядом позиций, которые, на первый взгляд, плохо поддаются или вообще не поддаются стоимостной оценке и не обладают количественными измерителями. Пока что методология учета не знает, как соотнести с обычными ресурсами и факторами хозяйственного процесса общественное настроение, психологический климат, как выразить в стоимостных единицах культурноэтнические аспекты социально-экономических отношений и другие весьма важные аспекты развития региональной экономической системы.
Схемы человеческого поведения многослойны, как и необходимая в современном обществе система контроля над поведением. Занимаясь их отражением, учет должен исходить из следующих обстоятельств:
• в изначальном формировании и дальнейшем воспроизводстве определяющих способы поведения функций людей практически на равных принимают участие эмоциональные и рациональные побуждения;
• во многих пограничных ситуациях (кризисах, конфликтах, общественных трансформациях и др.) субъекты общественной деятельности иррациональны, причем в ряде случаев иррациональность решений и идеологическая ограниченность могут быть функционально эффективными, поскольку рациональность в кризисной ситуации сродни застывшим и абсолютно непригодным для такой ситуации стереотипам поведения.
Формирование и развитие СРС предполагает широкое использование принципа стандартизации. Отметим, что стандарты расчищают путь наиболее эффективным формам экономических отношений; вместе с тем естественный процесс смены одних форм отношений другими, соответствующими достигнутому уровню развития экономической системы, предполагает периодическое обновление действующих стандартов.
Стандарты учета обеспечивают такое упорядочивание с помощью комплекса взаимосвязанных и документально оформленных правил ведения учета. Каждый стандарт учета включает несколько обязательных, типовых элементов:
• формула цели стандарта, которая включает постановку учетной проблемы, для решения которой он предназначен, и раскрытие цели выпуска;
• определение сферы применения стандарта (его границ);
• определение основных понятий, которые встречаются в стандарте;
• описание сущности учетной проблемы (изложение принципов ее решения, вариантов оценок, способов оформления отчетности);
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
208
М.В. ЗЕЛИНСКАЯ, В.В. ПРОХОРОВА
• определение условий раскрытия учетной информации при описании учетной политики экономического субъекта;
• дата вступления стандарта в силу.
Если подходить к учету с позиции обеспечения потребностей развития системы экономических отношений, то стандарты учета образуют несколько групп:
□ базовые стандарты учета, раскрывающие основные принципы отражения фактов хозяйственного процесса, формирования учетной политики и финансовой отчетности экономического субъекта;
□ стандарты «власти и собственности», определяющие порядок учета операций, непосредственно затрагивающих интересы государства и экономических субъектов (установление доходов, налогов, инвестиций, стоимости продуктов и услуг и др.);
□ партнерские стандарты, определяющие порядок учета операций между партнерами по ведению бизнеса (отражения результатов совместной деятельности, инвестиций в сторонние виды бизнеса, контрактов по созданию нового бизнеса и др.);
□ стандарты внутренней среды экономического субъекта, определяющие порядок учета операций так называемого «внутреннего оборота» (деятельности филиалов, представительств, иных структурных элементов, слияния нескольких субъектов и др.);
□ стандарты учета отношений между работодателями и наемным персоналом в различных отраслях;
□ стандарты, определяющие правила учета операций, проводимых за пределами национальной экономики (валютных операций, предприятий, созданных совместно с иностранными партнерами и др.).
Множество принятых стандартов еще не составляет действенной национальной системы учета. Можно представить себе массу детально разработанных правил и норм, которые не будут работать и остановят нормальное течение хозяйственной жизни. Принципиально важен выбор способа организации системы учета; в каждой региональной экономической системе такой способ адекватно отражает особенности реальной хозяйственной жизни, а также формы экономического поведения и мышления субъектов территориального хозяйствования. В то же время такой способ задан способом построения СНС.
Российская система учета исторически изначально ориентирована на континентальную концепцию. Такая ориентация учитывает и интенсивный перенос из немецкой культурной среды на отечественную почву институтов государственного и хозяйственного устройства, начало которому было положено еще в ХУП веке, и естественное тяготение вертикали государственной власти России к всеобъемлющему контролю над системой учета.
Однако изменения, обозначившиеся после 1991 г., — попытка осуществления либеральных рыночных преобразование и, что гораздо важнее, острая потребность в зарубежных инвестициях — обусловили существенный сдвиг национальной системы учета в сторону англо-американской концепции, например, в части признания роли инструментов саморегулирования рынка аудиторских, бухгалтерских и оценочных услуг.
Формирование СРС учитывает противоборство указанных тенденций. Вместе с тем такое формирование отражает то, что учет нуждается в инновациях, не ограничивается раз и навсегда установленными подходами и принципами и дополняет или видоизменяет их в соответствии с потребностями отражения фактов, событий и изменений в потоке общественно-хозяйственной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
2. Есипова Э.Ю. Система национальных счетов. М.: ФиС, 2007.
3. Заварина Е.С. Основы региональной статистики. М.: ФиС, 2006.
4. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.
5. Соколов Я.В., Терехов А.А. Очерки развития аудита. М.: ФБК, 2004.