ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТРИК ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ А.В. Куликов, аспирант
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-2-238-242
Аннотация. Это исследование вносит значительный вклад в современную базу знаний о цифровой трансформации крупный компаний и кросс-функциональных процессов. Во-первых, необходимо выработать всестороннее понимание необходимых распределений и барьеров, которые препятствуют успешным проектам цифровой трансформации в различных компаниях. Во-вторых, иллюстрирует, как знания о цифровых показателях могут быть использованы в интересах всего процесса цифровой трансформации.
Ключевые слова: цифровая трансформация; показатели трансформации; гибкость организации; гибкость операций; ориентация на цифровые ресурсы и клиентов.
Основные аспекты формирования метрик цифровой трансформации
Все, что можно перевести в цифровую форму, будет переведено в цифровую форму, и все, что можно подключить к сети, будет подключено к сети. Это касается как людей, так и компьютеров, а также продуктов и услуг. Поскольку всеми этими сетевыми компьютерами необходимо управлять, а все цифровые данные должны собираться, интерпретироваться и содержательно анализироваться, понимание цифровой трансформации и оценка эффективности деятельности организаций на каждом этапе становится ключевым фактором успеха в цифровой экономике. Многие руководители сейчас убеждены, что пришло время вернуть все в прежнее русло.
Организации планируют с учетом возможности того, что новые технологии потенциально поставят под сомнение их собственную бизнес-модель. Цифровая трансформация требует переосмысления или, по крайней мере, переработки существующих бизнес-моделей. Однако цифровая трансформация может также привести к появлению совершенно новых, революционных подходов. Многие инновационные развивающиеся организации постоянно уделяют особое внимание потребительской ценности и использованию превосходных программных платформ, которые позволяют им быстро привлекать значительное число потребителей.
Именно так Л^ЬпЬ стал крупнейшим в мире поставщиком услуг гостеприимства несмотря на то, что не владел ни одной недви-
жимостью, а Uber стал крупнейшим в мире оператором такси несмотря на то, что не владел ни одним транспортным средством. Скорость, с которой организации должны адаптироваться к новым требованиям, растет. Было время, когда ожидаемая продолжительность жизни организации составляла 75 лет. Сейчас она составляет всего 15. Ключевым определяющим фактором является отсутствие подходов и оценок к цифровой трансформации. Возьмем, к примеру, компанию Kodak: в компании-пионере в области фототехники когда-то работало 140 000 человек, а годовой доход составлял около 28 миллиардов долларов США. Компания Kodak потерпела неудачу в цифровой трансформации и была вынуждена объявить о банкротстве.
Параллельно с этим, всего с 13 сотрудниками, технологическая компания Instagram выросла и стала крупнейшим в мире сервисом обмена цифровыми фотографиями. В 2012 году Instagram был продан Facebook за миллиард долларов (июнь 2014). Цифровая трансформация и цифровые инвестиции, безусловно, являются правильными действиями для большинства организаций, но организациям по-прежнему трудно достичь ожидаемых результатов. От 66% до 86% проектов цифровой трансформации терпят неудачу из-за недостаточного понимания новых компетенций и бизнес-модели. Последующая скорость роста была поразительной: по оценкам, к 2025 году мировой рынок Интернета вещей достигнет 1,56 миллиарда долларов, а «75,44 миллиарда будут подключены к онлайн-устройствам».
Новые цифровые тенденции и технологии стимулируют инновации и меняют методы ведения бизнеса в отраслях по всему миру. В условиях растущей цифровой трансформации организаций и экосистем цифровая трансформация порождает проблемы, и главная проблема заключается в том, что существующие организации должны измениться. Поэтому организации должны постоянно наблюдать за развитием цифровых технологий и оценивать их возможности и угрозы. Как ученые, так и практики признают важность цифровых технологий для организаций. Это понимание того, как новые цифровые технологии применяются на практике трансформация организаций экстраординарным образом, влияет на внутренние процессы и на то, как они соотносятся с внешней средой. Предыдущие исследования технологий и организаций часто фокусировались на цифровизации организации. Развитие цифровых технологий кардинально изменило отношение организаций к своим клиентам и рынкам. Чтобы понять возможности цифровой трансформации, организациям необходимо оценить повышение производительности по ключевым направлениям. показатели эффективности для ускорения обучения и точной настройки бизнес-моделей и цифровых показателей.
Цифровую трансформацию можно рассматривать как полезный подход к отслеживанию относительных результатов с использованием показателей, связанных с процессами, для оценки эффективности новых цифровых бизнес-моделей в создании ценности, особенно на этапах цифровой трансформации. Цель данного исследования - выявить наиболее важные показатели, влияющие на процесс цифровой трансформации в контексте развивающихся стран. Более конкретно, целью исследования является создание основы для изучения показателей цифровой трансформации и их взаимосвязи с уровнем цифровой трансформации в секторе поставщиков инженерных услуг ОАЭ.
Выделив несколько важных показателей эффективности внутри организации, которые измеряют успех цифровой трансформации в качестве основной цели, и роль этих показателей на каждом этапе перехода. Это исследование также определяет основные внутренние проблемы и ограничения, с которыми сталки-
ваются поставщики инженерных услуг ОАЭ в процессе трансформации, а также то, как поставщики инженерных услуг ОАЭ реагируют на эти ограничения, и разрабатывает новые показатели для их устранения. Более того, исследование предлагает необходимые рекомендации, которые могут помочь в совершенствовании процесса цифровой трансформации и системы показателей для оценки эффективности перехода, позволяя ускорить принятие мер по тонкой настройке процесса для достижения максимальной отдачи от перехода в секторе поставщиков инженерных услуг ОАЭ.
Анализ публикаций
В большинстве доступных публикаций этот вопрос рассматривается с точки зрения практиков. В результате, в данном исследовании используется другой подход к цифровой трансформации, поскольку выбран контекст цифровых показателей, позволяющий увидеть, как организации реагируют и разрабатывают показатели на различных этапах цифровой трансформации. В данном исследовании рассматриваются следующие вопросы: в связи с пробелами в литературе возникает следующий исследовательский вопрос:
RQI. Какие показатели являются критическими для различных этапов цифровой трансформации?
Трудности с измерением прогресса в достижении цифровой зрелости на каждом этапе цифровой трансформации возникают из-за отсутствия контекстуального соответствия между входными и выходными переменными, используемыми для измерения прогресса в достижении цифровой зрелости.
Обсуждения среди авторов
Несмотря на многочисленные опубликованные оценки готовности к цифровой трансформации, похоже, что этот вопрос еще предстоит исследовать с точки зрения показателей трансформации и того, как организация выбирает эти показатели или реагирует на них. Цель исследования - создать структуру, включающую ключевые показатели трансформации организации: «гибкость организации, операционная гибкость, меры, ориентированные на клиентов, цифровые ресурсы, ценностное предложение продуктов и услуг и управление переходным процессом» и как это соотносится с каждым этапом цифровой трансформации. В литературе по цифровой
трансформации утверждается, что популярные показатели, используемые для оценки успеха, связаны либо с организацией, либо с продуктом/услугой, которые часто ориентированы на рынки «размер рынка и время выхода на рынок» и финансы «чистая приведенная стоимость или что-то подобное», а также на соблюдение заранее разработанного плана трансформации. Чистая приведенная стоимость, рентабельность инвестиций, время выхода на рынок и процент успешных/неудачных проектов часто используются в качестве показателей для инновационных проектов.
Во многих исследованиях изучалась связь между процессами управления или показателями эффективности и результативностью деятельности организации. Адам-младший (1994) исследовал взаимодействие между альтернативными методами управления качеством и операционным и финансовым успехом, обнаружив тесную связь между методом и результатами. Самсон и Терзиовски (1999) исследовали взаимосвязь между общей деятельностью по управлению качеством и эффективностью организации; они обнаружили, что лидерство, управление персоналом и кли-ентоориентированность являются важными факторами успеха. В нескольких исследованиях рассматривались причинно-следственные связи между показателями эффективности организации. В исследованиях Бернхардта и др. (2000), Брандта (2000) и Эд-вардссона и др. (2000) рассматривалась взаимосвязь между удовлетворенностью клиентов, надежностью, вовлеченностью и финансовыми результатами. В другом исследовании рассматривалась связь между поведением сотрудников и удержанием клиентов, а также связь между атмосферой на рабочем месте и финансовыми показателями.
Результаты исследования анализируют влияние эффективности на успех организации на основе 43 тематических исследований и разрабатывают теоретическую основу, демонстрирующую влияние повышения качества на повышение прибыльности. Чтобы изучить соответствие, Синклер и Заири проанализировали результаты деятельности 22 организаций, уделив особое внимание взаимосвязям между показателями успеха, стратегическими приоритетами и областями роста. Их выводы ука-
зывают на несоответствие между целевыми показателями и используемыми показателями эффективности.
Ключевые цифровые показатели цифровой трансформации
Согласно приведенной выше литературе, ключевые факторы цифровой трансформации организаций следует регулярно пересматривать и оценивать, чтобы убедиться, что план действий по реализации этапа цифровой трансформации находится на правильном пути.
Гибкость организации
Поскольку цифровая экономика выдвигает индивидуальность и гибкость в качестве основных принципов и отвергает рабочие процессы, ориентированные на предсказуемость, единообразие и непрерывность, перед существующими организациями встает задача удовлетворять быстро меняющиеся потребности клиентов и предлагать креативные ценностные предложения. Организации также быстро вносят изменения в свои операционные структуры, способствуя постоянному внедрению инноваций. Организации также сталкиваются с отсутствием возможности коренным образом реформировать свои организационные структуры в ответ на изменения в возможностях сотрудников и руководства, а также в мышлении.
Гибкость описывается как способность организации получать доступ к возможностям цифрового рынка быстрее, чем ее конкуренты. Гибкое управление проектами, гибкость процессов, дизайнерское мышление, быстрое внедрение и рационализация производства и операций также являются примерами организационной гибкости. Организации должны стремиться к балансу между эксплуатационным и исследовательским потенциалом, объединяя стабильное ядро, повышающее производительность за счет стандартизации, модульности и автоматизации, с гибкими границами, обеспечивающими быстрые и непрерывные инновации. Согласно Бхарадваджу и др. (2013), скорость, с которой организации принимают решения, имеет решающее значение для сохранения конкурентоспособности. Растущее использование технологий влияет на то, как компании и отдельные лица подходят к своей работе.
Формирование цифрового мышления как ключевого компонента организационной культуры является ключом к повышению успешности цифровой трансформации организаций. Где эффективность цифровой трансформации определяется менталитетом сотрудников и менеджеров, а не возрастом организации. Организация сталкивается с трудностями в расширении прав и возможностей клиентов, когда сотрудники не заинтересованы в разумных ценностных предложениях, бизнес-моделях и дальновидных целях.
Гибкость операций
Организации необходимо переосмыслить свои организационные структуры, рыночные стратегии и сети поставок, поскольку цифровая и физическая среды начинают пересекаться из-за цифровизации операционной деятельности. Достижение этой цели требует масштабируемой и интегрированной ИТ-инфраструктуры, а также автоматизированных операций, сетей снабжения и производственных мощностей. Интегрированные ИТ-системы обеспечивают согласованность модулей, процессов, сетей и приложений. Однако эта задача характерна не только для цифровой трансформации, организации определили ее как необходимое условие успеха, сбор данных и интеграция устройств должны быть безупречными, чтобы иметь интеллектуальные продукты и услуги и обеспечивать бесперебойный пользовательский опыт.
Многие организации консолидируют свою ИТ-инфраструктуру до и после реализации проектов цифровой трансформации, чтобы обеспечить создание добавленной стоимости. Организации выиграют от инвестиций в гибкость своей ИТ-инфраструктуры и ее соответствие быстро развивающимся технологиям, одновременно укрепляя свою ИТ-инфраструктуру для дальнейшего развития своих отраслей. Динамично развивающиеся рынки и широкий спектр продуктов и услуг позволяют организациям совершенствовать навыки гибкой работы и соответствующим образом планировать свои процессы для получения выгодных предложений в цифровой экономике. Гибкие операции позволяют организациям создавать производства меньшего размера, где они используют персонализированные продукты или услуги для удовлетво-
рения постоянно меняющихся потребностей клиентов.
Цифровые сети снабжения поддерживают гибкие операции, облегчая сквозной обмен ресурсами, продуктами, услугами и данными между участвующими организациями, цифровые сети снабжения повышают надежность на более высоком уровне, чем гибкие операции, и помогают снизить операционные риски.
Ценностное предложение продуктов и услуг цифровой трансформации измеряет клиентов в цифровой экономике.
Клиенты ожидают комплексных, простых и персонализированных решений. Некоторые организации признались, что используют цифровые предложения, чтобы избежать текучести потребителей, а не для поиска альтернативных источников дохода. Организации должны набирать обороты, чтобы не отставать от технических возможностей и постоянного роста цифровых лидов. Такие организации могут стремиться разрабатывать новые цифровые ценностные предложения, превращая свои устаревшие продукты и процессы в активы и участвуя в цифровых экосистемах.
Организации сочли, что интеллектуальные продукты, оснащенные датчиками, исполнительными механизмами, вычислительными мощностями и возможностями подключения, обладают огромным потенциалом. Аналогичным образом, организации могут повысить свою ценность, используя интеллектуальные сервисы, как в сочетании с интеллектуальными продуктами, так и самостоятельно. Хотя сервисы, ориентированные на вещи, тесно связаны с цифровыми продуктами, дополнительные сервисы используют физические продукты в качестве носителей ценности, а экосистемные услуги помогают интегрировать физические продукты в более крупную среду продуктов и услуг. Портер и Хеппельманн (2014) также утверждают, что основа конкуренции переходит от отдельных продуктов к интеллектуальным продуктам и услугам, сетям продуктов и услуг и системам систем, от отдельных продуктов к интеллектуальным продуктам и услугам. В то время как этот переход привлекает новых игроков с других рынков, он также предоставляет существующим организациям новые источники дохода. Интеллектуальные продукты - многообеща-
ющий способ поддерживать связь с потреби- димое для того, чтобы вывести продукт из телями. концепции на рынок. Это рассматривается как
Если раньше взаимодействие с потребите- важнейшее конкурентное преимущество для лями ограничивалось кассой, то интеллекту- предприятий, особенно в отраслях с коротким альные устройства позволяют поддерживать циклом производства. Ранний выход на рынок постоянные отношения, что может революци- укрепляет рыночное господство. Это еще онизировать стратегии послепродажного об- больше повышает конкурентоспособность ор-служивания существующих организаций и ганизации, поскольку компания, первой вы-отраслей промышленности. В контексте циф- шедшая на рынок, обладает значительным ровой трансформации время вывода продукта сравнительным преимуществом. на рынок - это количество времени, необхо-
Библиографический список
1. Ахмад А., Альшуредих А., Аль Кудри Б.Х., Альзуди Х.М. Цифровые стратегии: систематический обзор литературы // Материалы Международной конференции по искусственному интеллекту и компьютерному зрению. - 2021. - С. 807-822.
2. Догерти Д., Данн Д.Д. Цифровая наука и границы знаний в комплексных инновациях // Наука об организации. - 2022. - №23 (5). - С. 1467-1484.
3. Гельцер П., Фрицше А. Управление операциями на основе данных: организационные последствия цифровой трансформации в промышленной практике. Планирование и контроль производства. - 2021. - №28 (16). - С. 1332-1343.
4. Гудхью Д.Л., Вайбо М.Д., Кирш Л.Дж. Влияние интеграции данных на затраты и выгоды от информационных систем // Ежеквартальный отчет MIS. - 1992. - № 16 (3). - С. 293-311.
5. Гранадос Н., Гупта А. Стратегия прозрачности: конкуренция с информацией в цифровом мире // MIS Quarterly. - 2023. - № 37 (2). - С. 637-641.
6. Лукас-младший Х., Агарвал Р., Клемонс Э.К., Эль Сои О.А., Вебер Б. Эффективные исследования в области трансформационных информационных технологий: возможность информировать новую аудиторию // Mis Quartely. - 2013. - С. 371-382.
7. Майчшак А., Фарадж С., Кейн Г.С., Азад Б. Противоречивое влияние доступности социальных сетей на онлайн-обмен знаниями в сообществе. Журнал компьютерно-опосредованной коммуникации. - 2013. - № 19 (1). - С. 38-55.
THE MAIN ASPECTS OF THE FORMATION OF DIGITAL TRANSFORMATION METRICS
A.V. Kulikov, Postgraduate Student Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)
Abstract. This research makes a major contribution to the current body of digital transformation knowledge. Firstly, develop a comprehensive understanding of the required distributions and barriers that have prevented the successful digital transformation projects in different companies. Secondly, illustrates how digital metrics knowledge can be used to benefit the whole digital transformation process.
Keywords: digital transformation; transformation metrics; organization agility; operations flexibility; digital resources and customers focused.