Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / БИЗНЕС-СРЕДА / ОРИЕНТАЦИЯ ПРОДУКТОВОЙ ЛИНЕЙКИ НА МАССОВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПРОДУКТОВЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ / ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куренков Александр Львович

В статье рассмотрены и проанализированы ряд современных тенденций цифровой трансформации предприятий коммерческого сектора экономики как инструмента стратегического управления. С учетом этих тенденций сформулированы предпосылки развития инструментария планирования, проведения и оценки эффективности цифровой трансформации компаний. Теоретическую базу составили труды отечественных и зарубежных ученых в области планирования и реализации цифровой трансформации, профильные стандарты, а также практический опыт реализации проектов в этой области. Методологическая база исследования включает методы системного анализа и синтеза. Текущая промышленная революция характеризуется и обусловлена не только накопленным потенциалом новых информационных технологий, который по закону диалектики перехода количества в качество можно использовать при производстве конечных продуктов и услуг предприятия, но и изменением потребительской внешней среды. Развитие и доступность современных технологий привело к изменению поведения людей, в том числе потребительского поведения, скорости обмена информацией, ее анализа. Существенно расширились возможности продвижения продуктов на массовую аудиторию. Стратегическое планирование переместилось в сторону разработки продуктовой линейки, планирования ее развития с учетом возможностей современных информационных технологий как внутри компании таки вне ее. Сложность процессов проектирования, реализации и оценки эффективности цифровой трансформации, ориентация на сложного, не однородного массового потребителя предполагает использования современного стека методик управления и автоматизации самих процессов управления на современном уровне с использованием механизмов продуктового подхода: оправданным становится упоминание цифровой и бизнес стратегии как единого целого, использования гибких методологий управления, использования при мониторинге и оценке эффективности цифровой трансформации инструментария на базе продуктовой финансовой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION TRENDS IN COMMERCIAL ECONOMY SECTOR

This article analyze a number of current trends in the digital transformation of enterprises in economy commercial sector as a tool for strategic management. Taking into account these trends, the prerequisites for digital transformation planning, conducting and effectiveness evaluating tools development are formulated. Domestic and foreign scientists researches, standards, as well as practical experience form the theoretical base of this article. The methodological base includes methods of system analysis and synthesis. The current industrial revolution is characterized not only by the accumulated potential of new information technologies, which, according to the law of the dialectic of the transition from quantity to quality, can be used in enterprise products production, but also by changes in consumer environment. The development and availability of modern technologies has led to changes in consumer behavior. Opportunities to promote products to a mass audience have significantly expanded. Strategic planning has moved towards the development of a product line, planning its development, taking into account the capabilities of modern information technologies, both inside the company and outside it. The complexity of the processes of designing, implementing and evaluating the effectiveness of digital transformation, focusing on a complex, non-homogeneous mass consumer involves the use of a modern stack of management techniques and automation of the management processes themselves at the modern level using the mechanisms of the product approach: it becomes justified to mention the digital and business strategy as a monolith, use of flexible management methodologies, use of tools for monitoring and evaluating the effectiveness of digital transformation based on a product financial model.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

DIGITAL TRANSFORMATION TRENDS IN COMMERCIAL ECONOMY SECTOR

DOI: 10.38197/2072 -2060- 2023 - 241-3 - 239 -250 КУРЕНКОВ Александр Львович

Доцент кафедры цифровой экономики Института развития информационного общества РЭУ им. Г.В. Плеханова, к.т.н.

Aleksandr L. KURENKOV

Docent of the Department of Digital Economy of the Institute of the Information Society of Plekhanov Russian University of Economics, candidate of technical sciences

В статье рассмотрены и проанализированы ряд современных тенденций цифровой трансформации предприятий коммерческого сектора экономики как инструмента стратегического управления. С учетом этих тенденций сформулированы предпосылки развития инструментария планирования, проведения и оценки эффективности цифровой трансформации компаний. Теоретическую базу составили труды отечественных и зарубежных ученых в области планирования и реализации цифровой трансформации, профильные стандарты, а также практический опыт реализации проектов в этой области. Методологическая база исследования включает методы системного анализа и синтеза. Текущая промышленная революция характеризуется и обусловлена не только накопленным потенциалом новых информационных технологий, который по закону диалектики перехода количества в качество можно использовать при производстве конечных продуктов и услуг предприятия, но и изменением потребительской внешней среды. Развитие и доступность современных технологий привели к изменению поведения людей, в том числе потребительского поведения, скорости обмена информацией, ее анализа. Существенно расширились возможности продвижения продуктов на массовую аудиторию. Стратегическое планирование переместилось в сторону разработки продуктовой линейки, планирования ее развития с учетом возможностей современных информационных технологий как внутри компании, так и вне ее. Сложность процессов проектирования, реализации и оценки эффективности цифровой трансформации, ориентация на сложного, не однородного массового потребителя предполагает использова-

ние современного стека методик управления и автоматизации самих процессов управления на современном уровне с использованием механизмов продуктового подхода: оправданным становится упоминание цифровой и бизнес-стратегии как единого целого, использование гибких методологий управления, использование при мониторинге и оценке эффективности цифровой трансформации инструментария на базе продуктовой финансовой модели.

Abstract This article analyze a number of current trends in the digital transformation of

enterprises in economy commercial sector as a tool for strategic management. Taking into account these trends, the prerequisites for digital transformation planning, conducting and effectiveness evaluating tools development are formulated. Domestic and foreign scientists researches, standards, as well as practical experience form the theoretical base of this article. The methodological base includes methods of system analysis and synthesis. The current industrial revolution is characterized not only by the accumulated potential of new information technologies, which, according to the law of the dialectic of the transition from quantity to quality, can be used in enterprise products production, but also by changes in consumer environment. The development and availability of modern technologies has led to changes in consumer behavior. Opportunities to promote products to a mass audience have significantly expanded. Strategic planning has moved towards the development of a product line, planning its development, taking into account the capabilities of modern information technologies, both inside the company and outside it. The complexity of the processes of designing, implementing and evaluating the effectiveness of digital transformation, focusing on a complex, non- homogeneous mass consumer involves the use of a modern stack of management techniques and automation of the management processes themselves at the modern level using the mechanisms of the product approach: it becomes justified to mention the digital and business strategy as a monolith, use of flexible management methodologies, use of tools for monitoring and evaluating the effectiveness of digital transformation based on a product financial model.

Ключевые слова Цифровая трансформация, тенденции цифровой трансформации, изменение поведенческой внешней среды, бизнес- среда, ориентация продуктовой линейки на массового потребителя, продуктовый подход, развитие инструментария планирования, проведения и оценки эффективности цифровой трансформации.

Keywords Digital transformation, digital transformation trends, changes in behavioral external

environment, business environment, product line to mass consumer, product approach, tools for planning, conducting and evaluating the effectiveness of digital transformation.

За относительно не долгую историю (несколько десятилетий) роль ИТ в управлении предприятием выросла от вторичной поддерживающей функции к одной из основных, без которой современные компании теряют конкурентоспособность, а зачастую и возможность самой работы в современном бизнес-окружении.

Целью настоящей статьи является обзор и анализ некоторых современных тенденций цифровой трансформации предприятий коммерческого сектора, выявление предпосылок развития инструментария ее планирования, проведения и оценки эффективности.

Теоретическую базу составили труды отечественных и зарубежных ученых в области планирования и реализации цифровой трансформации, профильные стандарты, а также практический опыт реализации проектов в этой области.

Методологическая база исследования включает методы системного анализа и синтеза.

Изначально автоматизация пришла в бизнес как средство ускорения и минимизации ошибок в существовавших ранее процессах. ИТ внедрялось без сильных изменений самого порядка работы, лишь структурируя и упорядочивая ее, помогая быстрее вносить, регистрировать данные (в том числе устраняя их двойной ввод) и рассчитывая результирующие отчетные показатели [1]. Неслучайно одними из первых автоматизированных участков стали области, связанные с бухгалтерией и складским хозяйством (там существовали жесткие регламенты ручного учета и отчетности). В этом смысле автоматизация, как первый этап внедрения ИТ в деятельность предприятий, похожа на процессы механизации производств Х1Х-ХХ веков, когда ручной труд заменялся машинным. На новом витке развития технологий уже не ручной, а часть интеллектуального труда (учетная и расчетная функция) заменялась на машинную - автоматизировалась. Применение ИТ на этом этапе открыло дополнительный важный эффект - простота накопления данных, доступность их более простого и быстрого анализа (построение различных, поначалу относительно простых отчетов, которые позволили легко отслеживать бизнес-деятельность с различных сторон).

С течением времени, по мере расширения автоматизации, применения ее в различных областях деятельности предприятий, по мере накопления данных и аналитики появилась возможность не просто поддерживать и ускорять существующие процессы, но и оптимизировать их, меняя их первоначальный порядок (проводить реинжиниринг). Анализ данных, в свою очередь, выделился в отдельную большую задачу. Стало возможным опираться на него при принятии все большего числа управленческих решений, причем касающихся не только отдельных функций, но и управления предприятием в целом, стратегического планирования, отслеживания эффективности развития. В результате автоматизация перешла в то, что в настоящее время принято называть цифровизацией [2]. Современные задачи в этой области направлены на повышение эффективности бизнес-процессов, их адаптивности к изменяющимся внешним условиям, сбор данных и построение систем всесторонней аналитики, влияющей, в свою очередь, на постановку задач на дальнейшее изменение бизнес- процессов в сторону их оптимизации и эффективности. Для этих целей применяют современные системы сбора, построения хранилищ данных, витрин, аналитики, в том числе с использованием технологий больших данных и искусственного интеллекта, и визуализации в виде настраиваемых отчетов, дашбордов.

Уровень развития ИТ-технологий принято разделять на три технологические платформы. Текущая, третья платформа характеризуется вовлечением миллиардов пользователей, оперирующих современными технологиями, сервисами и приложениями в области искусственного интеллекта, анализа больших данных (струк-

турированных и не структурированных), соцмедиа, мобильными приложениями, средствами онлайн - обмена данными, облачными сервисами, технологиями дополненной реальности, IoT (web 4.0), робототехникой и т.п. Третья технологическая платформа становится одной из предпосылок перехода к новой промышленной революции. По мнению ряда авторов, третья платформа является точкой отсчета начала применения цифровой трансформации. До этого технологии лишь готовили ее [3, 4].

Таким образом, роль информационных технологий на предприятиях корпоративного сектора экономики с развитием технологий и накоплением данных перешла от поддержки бизнеса (автоматизации) к его существенной или, в ряде случаев, основной части (к цифровизации и цифровой трансформации).

С другой стороны, перечень и возможности современных технологий, объем их применения, скорость развития сформировали условия перехода окружающей бизнес- среды по закону диалектики от количества в новое качество, что также оказывает воздействие на современные предприятия, которые вынуждены адаптировать свои продукты и внутренние бизнес- процессы под изменения внешней среды. Современные информационные технологии не только являются важной поддерживающей силой стратегического планирования и управления, но и все чаще становятся одним из основных компонентов бизнеса и продуктовой линейки предприятия, без которого современные компании теряют конкурентоспособность. Согласно исследованиям Д. Джонса, К. Келли, Л.Ф. Никулина, И.В. Денисова, причина потери конкурентоспособности предприятия состоит в том, что организации не могут оперативно адаптировать существующую модель работы к изменениям внешней бизнес- среды [5, 6, 7, 8]. По мнению компании SAP [9], «В 2020- е становится окончательно понятно, что для роста и успеха на рынке компаниям нужно принять меры для повышения устойчивости, конкурентоспособности и гибкости»

Наступление предыдущих технологических революций было обусловлено накоплением потенциала новых производственных технологий. Окружающая потребительская бизнес- среда предприятий при этом менялась не существенно. Конечно, пользовательские предпочтения были изменены более конкурентной продукцией, но в целом скорость обмена информацией, возможность ее аналитики сохранялись прежними, поведенческие паттерны в целом не менялись, модели оказания услуг оставались в целом прежними. В отличие от предыдущих смен технологического уклада текущая промышленная революция характеризуется и обусловлена не только накопленным потенциалом новых информационных технологий, который можно использовать при производстве конечных продуктов и услуг предприятия, но и изменением потребительской внешней среды, когда те же информационные технологии существенно изменили возможности аналитики, обмена информацией, что, в свою очередь, существенно поменяло поведенческие паттерны потребителей и скорость их изменений.

Пользователи получили доступ к инструментам и сервисам на базе передовых технологий передачи, обработки и анализа данных. Развитие средств связи, мобильных устройств и приложений, умных датчиков и систем, социальных сетей, облачных технологий, виртуальной реальности, технологий Big Data привело к изменению поведения людей, в том числе потребительского поведения, скорости обмена информацией, ее анализа. Существенно расширились возможности продвижения продуктов на массовую аудиторию. Появились новые

модели оказания услуг. Количество пользователей (потенциальных потребителей продуктовой линейки предприятия), вовлеченных в глобальные системы информационного обмена, исчисляется миллиардами (третья технологическая платформа). Это привело к тому, что все большее число продуктов и сервисов должно ориентироваться на массовую аудиторию, что кроме очевидных плюсов имеет и целый ряд особенностей, связанных с тем, что эта аудитория сильно не однородна по своим предпочтениям, культурным особенностям, привычкам, восприятию. В результате перед продуктологами компаний стоит очень сложная многофакторная задача, состоящая в том, как спроектировать продукцию предприятия таким образом, чтобы она была востребована и положительно воспринималась этим неоднородным потребительским сообществом, как ее продвигать, чтобы не вызвать негативные реакции, скорость распространения которых по массовой аудитории в современном мире занимает периоды времени, измеряемые в часах или даже минутах, а один негативный отзыв стоит десятка положительных. В центре внимания оказались повседневные потребности человека вне зависимости от местонахождения с необходимостью предоставления кастомизированных дистанционных сервисов [10].

В этих новых условиях, с одной стороны, роль ИТ перешла от процессов внутри предприятия к важной и зачастую решающей роли в составе самих продуктов компании и в способах и методах их продвижения и потребления. Постепенный переход к этому (продуктовому) подходу прослеживается в том числе в трудах целого ряда авторов, например Бхарадваджу А. [11], Прохорова А., Коника Л. [3], Макла-кова О. [12]. Существенно изменилась и сама продуктовая линейка, стала более цифровой. Руководители 64% предприятий считают, что их компаниям необходимо выстроить цифровой бизнес, чтобы не исчезнуть [9].

С другой стороны, появилась возможность создавать новые, полностью цифровые продукты, смежные и дополняющие традиционный бизнес. Примерами таких проектов могут быть сервисы - агрегаторы, системы анализа упоминаний в соцмедиа, системы прогностики, основанные на упоминаниях в социальных сетях.

Еще одним из подходов к ведению бизнеса стали так называемые цифровые платформы. Марко Лансити [13] в своей статье обосновывает, что развитие ИТ-инноваций в совокупности с сетевым эффектом приводит к концентрации платформенного цифрового бизнеса, что в ряде случаев приводит к феномену появления супергигантов, которые захватывают все большую долю рынка. Привлекая большое количество пользователей, эти предприятия становятся посредниками между своей аудиторией пользователей и массой поставщиков продуктов и услуг.

Стоит отметить еще один важный тренд - рост аналитики данных, технологий IoT, искусственного интеллекта. В этой сфере наблюдается разделение пользователей дынных и их производителей (источников). В мире активно развивается рынок купли-продажи массивов данных и/или аналитики и сервисов на их основе. Причем данные, создаваемые в одних отраслях, эффективно применяются для извлечения прибыли в других. По сведениям European Data Portal [14], данные становятся одним из ключевых элементов создания ценности: 46% компаний отмечают их влияние на результативность предприятий, но при этом не все компании, которые генерируют данные, готовы размещать их в публичном пространстве (58%). В то же время растет доступность открытых данных, потенциал которых по -разному реализуется в отраслях. По данным OECD [15], именно различия в типах и объемах дан-

ных, которые генерируются и используются предприятиями, во многом обусловливают расхождения в траекториях цифровой трансформации на отраслевом уровне.

В результате в качестве ответа, основной задачей цифровой трансформации бизнеса является зачастую кардинальная перестройка всего предприятия, направленная на построение или обновление линейки продуктов и услуг предприятия с учетом современных технологий, массового цифрового потребителя.

В цифровой трансформации ИТ больше не поддерживающая функция, следующая за бизнес-стратегией предприятия, а ее составная и часто главенствующая часть. Стратегическое планирование переместилось в сторону разработки продуктовой линейки, планирования ее развития с учетом возможностей современных информационных технологий как внутри компании, так и вне ее.

Сложность процессов проектирования, реализации и оценки эффективности цифровой трансформации, ориентация на сложного, не однородного массового потребителя предполагает использования современного стека методик управления и автоматизации самих процессов управления на современном уровне.

Важным трендом является ускорение вывода на рынок новых продуктов. По мнению экономистов Банка Англии [16], при распространении автоматизации не было таких современных сверхскоростных траекторий в форме буквы «1», когда технология рождается - и за несколько лет становится ключевым конкурентным преимуществом компании (а затем отрасли и национальной экономики). Компания, не успевшая за несколько лет адаптировать и интегрировать в ежедневную деятельность новую технологию, погибает. Скорости вывода продуктов на рынок сильно выросли. Время разработки зачастую больше, чем время принятия стратегических решений по продукту.

Дополнительным фактором является достигнутое в результате развития современной экономики глубокое разделение труда, которое ведет ктому, что в ряде случаев продуктовая линейка предприятия обладает большой себестоимостью и, соответственно, может иметь коммерческий успех, если она ориентирована на массового потребителя (характерный пример: банковская отрасль, ретейл с их массовым переходом традиционных сервисов в онлайн). С другой стороны высокотехнологичные сложные продукты остро зависимы от выстроенной системы логистики, партнеров - поставщиков, систем маркетинга и сбыта и от предсказуемости их работы и, соответственно, чувствительны к современным условиям, связанным с санкционным давлением, изменением законодательства, перестройкой логистических процедур, производственных цепочек, миграцией квалифицированных кадров.

Таким образом, можно сформулировать некоторые тенденции развития бизнес-среды предприятий коммерческого сектора экономики:

- все большее проникновение современных ИТ-технологий в потребительскую среду (ускорение обмена данными, доступность больших данных и инструментов их обработки и анализа);

- усложнение продуктов, рост доли ИТ в составе продуктов предприятия;

- ускорение вывода на рынок новых продуктов;

- новые модели потребления услуг, например подписка, все большая ориентация новых продуктов на массового потребителя;

- массовый потребитель разнороден;

- перестройка логистических процедур, производственных цепочек;

- санкционное давление;

- изменение законодательства;

- миграционная подвижность квалифицированных кадров.

Изменение бизнес-среды предприятий коммерческого сектора экономики, все большая ориентация их продуктовой линейки на массового потребителя, ускорение времени выхода на рынок новых продуктов диктуют изменения в подходах к планированию, мониторингу и оценке эффективности цифровой трансформации.

С учетом того факта, что по результатом предыдущих процессов автоматизации и цифровизации внутренних процессов предприятия, как правило, была достигнута их значительная оптимизация [17], это поле для маневра (увеличение прибыли за счет оптимизации расходов, повышение конкурентноспособности за счет оптимизации бизнес- процессов) сильно уменьшилось, и этот факт является дополнительным фактором, усиливающим зависимость предприятий от механизмов компенсации изменений бизнес среды. По мнению Р. Исаева [17], на горизонте пяти лет будет оптимизировано до 80% бизнес- процессов средних и крупных предприятий.

Ряд авторов признает, что в настоящее время единых и результативных подходов, методик проведения цифровой трансформации и определения ее эффективности, а также понимания временных горизонтов ее эффективности не выработано [10, 18, 19, 20, 21]. Согласно исследованию Е. Кочеткова, А. Забавиной, М. Гафарова [22], «в большинстве случаев авторы сходятся во мнении, что эффект цифровой трансформации едва поддается измерению в реальных показателях». В настоящее время в основном предлагается измерять эффективность цифровой трансформации как расчет отдельных показателей, зачастую определяющих общее состояние предприятия. Состав показателей и интервалы их расчета зачастую соответствуют общеэкономическим, традиционным подходам без учета влияния современных цифровых технологий, скорости их изменения и влияния на окружающую бизнес-среду [22, 23, 24]. Поскольку природа добавленной стоимости изменилась [17], старые методы оценки эффективности, работающие для оценки отдельных проектов или автоматизации и цифровизации предприятия в целом, также не применимы. Вместе с тем, кроме традиционных инвестиционных, финансовых, производственных критериев, критериев, отражающих организационные и компетенционные изменения, появились предложения по учету продуктовых метрик [23, 24], сбалансированных метрик по учету эффективности финансов, клиентов, процессов, персонала, технологий [23]. Мониторинг цифровой трансформации предполагается вести или эпизодически, или регулярно, но с большими временными интервалами.

Изменения бизнес- среды, обусловленные как развитием информационных технологий, так и факторами экономическо - политического переустройства, носят перманентный и затяжной характер. При этом, как уже было отмечено, согласно исследованиям Д. Джонса, К. Келли, Л.Ф. Никулина, И.В. Денисова, а также компании SAP, причина потери конкурентоспособности предприятия состоит в том, что организации не могут оперативно адаптировать существующую модель работы к изменениям внешней бизнес- среды [5, 6, 7, 8, 9]. Соответственно, цифровая трансформация, как поддерживающий инструмент стратегического планирования и управления, носит, по мнению Кочеткова Е.П., Забавиной А.А. и Гафарова М.Г. [22], вынужденный характер и обусловлена внешними факторами (реакция на изменение внешней бизнес- среды). Архаичные бизнес-модели не выдерживают масштабных изменений бизнес- среды. В то же время те предприятия, которые инвестировали в цифровую

трансформацию, оказались наиболее подготовленными к кризису [22]. Вместе с тем реализация цифровой трансформации в отсутствие эффективных подходов к ее планированию и управлению не оптимальна.

Вместе с тем перечисленные выше тренды развития цифровизации и цифровой трансформации, а также тенденции развития бизнес-среды предприятий коммерческого сектора экономики формируют предпосылки для планирования, управления и оценки результатов цифровой трансформации с использованием механизмов продуктового подхода, а именно:

- предпосылки для использования гибких методологий управления;

- предпосылки для мониторинга и оценки эффективности цифровой трансформации на базе продуктовой финансовой модели.

В силу высокой скорости развития современных цифровых технологий, резкого сокращения цикла разработки оправданным становится упоминание цифровой и бизнес- стратегии как единого целого.

Цифровая трансформация ориентирована на создание новых или глубокую модернизацию текущих продуктов предприятия с целью создания современной полностью или частично цифровой продуктовой линейки, направленной на массового разнородного потребителя. В этом случае планирование цифровой трансформации, управление ее реализацией и оценку эффективности целесообразно проводить с использованием гибких методик, ориентированных на восприятия продуктов массовым потребителем.

Таким образом, роль информационных технологий на предприятиях корпоративного сектора экономики с развитием технологий и накоплением данных перешла от поддержки бизнеса (автоматизации) к его существенной или в ряде случаев основной части (к цифровизации и цифровой трансформации).

В отличие от предыдущих смен технологического уклада текущая промышленная революция характеризуется и обусловлена не только накопленным потенциалом новых информационных технологий, который по закону диалектики перехода количества в качество можно использовать при производстве конечных продуктов и услуг предприятия, но и изменением потребительской внешней среды. Развитие средств связи, мобильных устройств и приложений, умных датчиков и систем, социальных сетей, облачных технологий, виртуальной реальности, технологий Big Data привело к изменению поведения людей, в том числе потребительского поведения, скорости обмена информацией, ее анализа. Существенно расширились возможности продвижения продуктов на массовую аудиторию.

В этих новых условиях, с одной стороны, роль ИТ перешла от процессов внутри предприятия к важной и зачастую решающей роли в составе самих продуктов компании и в способах и методах их продвижения и потребления. С другой стороны, появилась возможность создавать новые, полностью цифровые продукты, смежные и дополняющие традиционный бизнес. Еще одним из подходов к ведению бизнеса стали так называемые цифровые платформы.

Дополнительным фактором является достигнутое в результате развития современной экономики глубокое разделение труда, которое ведет ктому, что в ряде случаев продуктовая линейка предприятия обладает большой себестоимостью и, соответственно, может иметь коммерческий успех, если она ориентирована на массового потребителя. C другой стороны, высокотехнологичные сложные продукты остро зависимы от выстроенной системы логистики, партнеров -поставщиков, систем

маркетинга и сбыта и от предсказуемости их работы и, соответственно, чувствительны к современным условиям, связанным с санкционным давлением, изменением законодательства, перестройкой логистических процедур, производственных цепочек, миграцией квалифицированных кадров.

Можно сформулировать некоторые современные тенденции развития бизнес-среды предприятий коммерческого сектора экономики:

- все большее проникновение современных ИТ-технологий в потребительскую среду;

- усложнение продуктов, рост доли ИТ в составе продуктов предприятия;

- ускорение вывода на рынок новых продуктов;

- новые модели потребления услуг, например подписка, все большая ориентация новых продуктов на массового потребителя;

- массовый потребитель разнороден;

- перестройка логистических процедур, производственных цепочек;

- санкционное давление;

- изменение законодательства;

- миграционная подвижность квалифицированных кадров.

Изменения бизнес- среды, обусловленные как развитием информационных технологий, так и факторами экономическо- политического переустройства, носят перманентный и затяжной характер. При этом причина потери конкурентоспособности предприятия состоит в том, что организации не могут оперативно адаптировать существующую модель работы к изменениям внешней бизнес-среды [5, 6, 7, 8, 9]. Соответственно, цифровая трансформация, как поддерживающий инструмент стратегического планирования и управления, носит [22] вынужденный характер и обусловлена внешними факторами (реакция на изменение внешней бизнес- среды). Архаичные бизнес- модели не выдерживают масштабных изменений бизнес-среды. В то же время те предприятия, которые инве-стировали в цифровую трансформацию, оказались наиболее подготовленными к кризису [22]. Вместе с тем реализация цифровой трансформации в отсутствие эффективных подходов к ее планированию и управлению не оптимальна.

Перечисленные выше тренды развития цифровизации и цифровой трансформации, а также тенденции развития бизнес- среды предприятий коммерческого сектора экономики формируют предпосылки для планирования, управления и оценки результатов цифровой трансформации с использованием механизмов продуктового подхода: оправданным становится упоминание цифровой и бизнес- стратегии как единого целого, использование гибких методологий управления, использование при мониторинге и оценке эффективности цифровой трансформации инструментария на базе продуктовой финансовой модели.

Библиографический список

1. Уринцов А.И. Некоторые актуальные вопросы совершенствования системы управления субъектом экономики // Актуальные вопросы управления деятельностью различных отраслей. Материалы научно-практической конференции. 2006. - С. 7-10.

2. Электронный ресурс https://strategy.cdto.ranepa.ru/1-2-cifrovaya-transformaciya-i-cifrovaya-strategiya (дата обращения: 01.06.2023).

3. Прохоров A, Коник Л. Цифровая трансформация. Aнализ, тренды, мировой опыт. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. - 368 с.

4. Gruman, Galen. What digital transformation really means. Электронный ресурс https://www.infoworld. com/article/3080644/it-management/what-digital-transformation-really-means.html (дата обращения: 08.03.2023).

5. Никулин Л.Ф., Деменко О.Г. «Четвертая парадигма» и менеджмент / Л.Ф. Никулин, О.Г. Деменко // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета им. HB. Плеханова. - 2018. - № 1 (29). - С. 48-63.

6. Денисов И£., Потапов РЛ. Становление и развитие менеджера/И£. Денисов, RA. Потапов//Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета им. HB. Плеханова. - 2017. - № 2 (26). - С 28-33.

7. Джонс Д., Bумек Дж. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: Aльпина-Паблишер, 2018. - 472 с.

8. Келли К. Неизбежное. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 352 с.

9. SAP. Что такое цифровая трансформация? Электронный ресурс https://www.sap.com/cis/insights/ what-is-digital-transformation.html (дата обращения: 12.04.2023).

10. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. кXXII Aпр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г./Г.И. Aбдрах-манова, К.Б. Быховский, Н.Н. Bеселитская, К.О. Bишневский,Л.М. Гохберг и др.;рук. авт. кол. П.Б. Рудник; науч. ред. Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К.О. Bишневский, Т.С. Зинина; Нац. исслед. ун-т «Bb/сшая школа экономики». - М. : Изд. дом Bb/сшей школы экономики, 2021. - 239 с. - ISBN 978-5-7598-2510-4 (в обл.). - ISBN 978-5-7598-2270-7 (e-book).

11. Bharadwaj A, O.A. El Sawy, Pavlou R.A., Venkatraman N. Digital business strategy: toward a next generation of insights // MIS Quarterly. - 2013. - № 2. - p. 471-482. - DOI: 1Q.25300/MISQ/2013/37:2.3.

12. Маклакова О.М. Эффективность цифровой трансформации здравоохранения / Маклакова О.М. // Управление информационными ресурсами : материалы XVI Международной научно-практической конференции, Минск, 26 февраля 2020 года /Aкадемия управления при Президенте Республики Беларусь ; [редкол.: Н.Л. Бондаренко, A.И. Ящук, Б£. Новыш]. - Минск, 2020. - 3 с.

13. Iansiti, Marco, Lakhani, Karim R. Managing Our Hub Economy. Электронный ресурс https://hbr.org/2017/09/ managing-our-hub-economy (дата обращения: 10.03.2023).

14. European Data Portal. The Economic Impact of Open Data Opportunities for Value Creation in Europe. Электронный ресурс https://www.europe-andataportal.eu/en/highlights/the-economic-impact-of-open-data#:~:text=The%20Economic%20Impact%20of%20Open%20 (дата обращения: 15.03.2021).

15. OECD. How Are Digital Technologies Changing Innovation? Электронный ресурс https://www.oecd-ilibrary. org/science-and-technology/how-are-digital-technologies-changing-innovation_67bbcafe-en (дата обращения: 11.04.2023).

16. Ускорение диффузии технологий и последствия. Электронный ресурс https://habr.com/post/373271/ (дата обращения: 10.03.2023).

17. Исаев Р. От процессного управления к цифровой трансформации и ИТ-процессам. Bерсия 2.0. Электронный ресурс https://www.businessstudio.ru/articles/article/ot_protsessnogo_upravleniya_k_tsifrovoy_ transformaciiisaev/ (дата обращения: 12.04.2023).

18. OECD. Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future. Электронный ресурс https://www. oecd-ilibrary.org/sites/9789264311992-en/(дата обращения: 19.03.2021).

19. Кокуйцева T.B., Овчинникова О.П. Методические подходы к оценке эффективности цифровой трансформации предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 6. - С 2413-2430.

20. Сборник материалов по результатам мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в 2020 году. Электронный ресурс http://cmoko48.lipetsk.ru/monitoring/data/info_materials/83.pdf (дата обращения: 19.04.2023).

21. Уринцов А.И, Староверова О.В. Инструментальные средства адаптации хозяйствующих субъектов к цифровой экономике - М.: ФГБУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2019. - 164 с.

22. Кочетков Е.П., Забавина А.А., Гафаров М.Г. Цифровая трансформация компаний как инструмент антикризисного управления: эмпирическая оценка влияния на эффективность // Стратегические решения и риск-менеджмент. Т. 12. № 1. С. 68-81. DOI: 10.17747/2618-947X-2021-1-68-81. -2021.

23. Денисенко В.Ю. Мониторинг эффектов цифровых продуктов в условиях цифровой трансформации промышленных предприятий // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 5. - С. 1715-1724. DOI: 10.18334/ce.15.5.11.

24. Ценжарик М.К., Крылова Ю.В., Стешенко В.И. (2020) Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. Т. 36. Вып. 3. С. 390-420.

References

1. Urincov A.I. Nekotorye aktual'nye voprosy sovershenstvovanija sistemy upravlenija subektom jekonomiki // Aktual'nye voprosy upravlenija dejatel'nost'ju razlichnyh otraslej. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 2006. - S. 7-10.

2. Electronic resource https://strategy.cdto.ranepa.ru/1-2-cifrovaya-transformaciya-i-cifrovaya-strategiya (accessed: 01.06.23).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Prohorov A, Konik L. Cifrovaja transformacija. Analiz, trendy, mirovoj opyt. Izdanie vtoroe, ispravlennoe i dopolnennoe. - M.: OOO «KomNjus Grup», 2019. - 368 str.

4. Gruman Galen. What digital transformation really means. Electronic resource https://www.infoworld.com/ article/3080644/it-management/what-digital-transformation-really-means.html. (accessed: 08.03.23).

5. Nikulin L.F., Demenko O.G. «Chetvertaja paradigma» i menedzhment/L.F. Nikulin, O.G. Demenko//Nauchno-analiticheskij zhurnal nauka i praktika Rossijskogo jekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova. -2018. - № 1 (29). - S. 48-63.

6. Denisov I.V., Potapov R.A. Stanovlenie i razvitie menedzhera / I.V. Denisov, R.A. Potapov // Nauchno-analiticheskij zhurnal Nauka i praktika Rossijskogo jekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova. -2017. - № 2 (26). - S. 28-33.

7. Dzhons D., Vumek Dzh. Berezhlivoe proizvodstvo. Kak izbavit'sja ot poter' i dobit'sja procvetanija vashej kompanii. - M.: Izd-vo: «Al'pina-Pablisher», 2018. - 472 s.

8. Kelli K. Neizbezhnoe. 12 tehnologicheskih trendov, kotorye opredeljajut nashe budushhee. - M.: Izd-vo: «Mann, Ivanov i Ferber», 2017. - 352 s.

9. SAP. What is digital transformation? Electronic resource https://www.sap.com/cis/insights/what-is-digital-transformation.html (accessed: 12.04.23).

10. Cifrovaja transformacija otraslej: startovye uslovija i prioritety: dokl. k XXII Apr. mezhdunar. nauch. konf po problemam razvitija jekonomiki i obshhestva, Moskva, 13-30 apr. 2021 g. / G.I. Abdrahmanova, K.B. Byhovskij, N.N. Veselitskaja, K.O. Vishnevskij, L.M. Gohberg i dr.; ruk. avt. kol. P.B. Rudnik; nauch. red. L.M. Gohberg, P.B. Rudnik, K.O. Vishnevskij, T.S. Zinina ; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». -M.: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2021. - 239 s. - ISBN 978-5-7598-2510-4 (v obi). - ISBN 9785-7598-2270-7 (e-book).

11. Bharadwaj A., O.A. El Sawy, Pavlou R.A., Venkatraman N. Digital business strategy: towards a next generation of insights // MIS Quarterly. - 2013. - No. 2. - p. 471-482. - DOI: 10.25300/MIS0/2013/37:2.3.

12. Maklakova O.M. Jeffektivnost' cifrovoj transformacii zdravoohranenija / Maklakova O.M. // Upravlenie informacionnymi resursami: materialyXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Minsk, 26 fevralja 2020 goda /Akademija upravlenija pri Prezidente Respubliki Belarus'; [redkol.: N.L. Bondarenko, A.I. Jashhuk, B.V. Novysh]. - Minsk, 2020. - 3 s.

13. lansiti, Marco, Lakhani, Karim R. Managing Our Hub Economy. Electronic resource https://hbr.org/2017/09/ managing-our-hub-economy (accessed: 10.03.23).

14. European Data Portal. The Economic Impact of Open Data Opportunities for Value Creation in Europe. Electronic resource https://www.europe-andataportal.eu/en/highlights/the-economic-impact-of-open-data#:~:text=The%20Economic%20Impact%20of%200pen%20 (accessed: 15.03.21).

15. OECD. How Are Digital Technologies Changing Innovation? Electronic resource https://www.oecd-ilibrary. org/science-and-technology/how-are-digital-technologies-changing-innovation_67bbcafe-en (accessed: 11.04.23).

16. Acceleration of technology diffusion and consequences. Electronic resource https://habr.com/post/373271/ (accessed: 10.03.23).

17. Isaev R. From process management to digital transformation and IT processes. Version 2.0. Electronic resource https://www.businessstudio.ru/articles/article/ot_protsessnogo_upravleniya_k_tsifrovoy_transformacii_ isaev/ (accessed: 12.04.23).

18. OECD. Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future. Electronic resource https://www. oecd-ilibrary.org/sites/9789264311992-en/ (accessed: 19.03.21).

19. Kokujceva T.V., Ovchinnikova O.P. Metodicheskie podhody k ocenke jeffektivnosti cifrovoj transformacii predprijatij vysokotehnologichnyh otraslej promyshlennosti // Kreativnaja jekonomika. - 2021. - Tom 15. - № 6. - S. 2413-2430.

20. Collection of materials based on the results of monitoring the digital transformation of educational organizations at the regional and federal levels in 2020. Electronic resource http://cmoko48.lipetsk.ru/ monitoring/data/info_materials83.pdf (accessed: 19.04.23).

21. Urincov A.I., Staroverova O.V. Instrumental'nye sredstva adaptacii hozjajstvujushhih subektov k cifrovoj jekonomike - M.: FGBU VO "RJeU im. G.V Plehanova" 2019. -164 s.

22. Kochetkov E.P,Zabavina A.A., GafarovM.G. Cifrovaja transformacija kompanij kak instrument antikrizisnogo upravlenija: jempiricheskaja ocenka vlijanija na jeffektivnost'//Strategicheskie reshenija i risk-menedzhment. T. 12. № 1. S. 68-81. DOI: 10.17747/2618-947X-2021-1-68-81. -2021.

23. Denisenko VJu. Monitoring jeffektov cifrovyh produktov v uslovijah cifrovoj transformacii promyshlennyh predprijatij // Kreativnaja jekonomika. - 2021. - Tom 15. - № 5. - S. 1715-1724. DOI: 10.18334/ce.15.5.11.

24. Cenzharik M.K., Krylova Ju. V., Steshenko V.I. (2020) Cifrovaja transformacija kompanij: strategicheskij analiz, faktory vlijanija i modeli. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Jekonomika. T. 36. Vyp. 3. S. 390-420.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова

115054, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36.

Plekhanov Russian University of Economics

36, Stremyanny Lane, Moscow, 115054, Russia.

Куренков Александр Львович / Aleksandr L. Kurenkov

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.