Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТАРИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА'

ИНСТРУМЕНТАРИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Исаев Мурад Гусейнович

В статье цифровая трансформация рассмотрена как осуществление цифровых инициатив, сопровождающих цифровизацию, с целью достижения цифровых приоритетов, установленных стратегией. Показано, что цифровая трансформация приводит к усилению коммуникаций и трансакций между компанией и ее стейкхолдерами, а также к возникновению новых экосистем. Разработан инструментарий цифровой трансформации бизнеса на основе экосистемного подхода. Выделены три отдельные фазы, связанные с оркестровкой цифровой трансформации бизнес-экосистемы: фаза инициации, фаза открытия и фаза интеграции. На базе стратегической карты визуализированы инструменты цифровой трансформации бизнеса на основе экосистемного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Исаев Мурад Гусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION BASED ON AN ECOSYSTEM APPROACH

In the article, digital transformation is considered as the implementation of digital initiatives that accompany digitalization in order to achieve the digital priorities set by the strategy. It is shown that digital transformation leads to increased communications and transactions between the company and its stakeholders, as well as to the emergence of new ecosystems. A toolkit for digital business transformation based on the ecosystem approach has been developed. There are three separate phases associated with the orchestration of the digital transformation of a business ecosystem: the initiation phase, the discovery phase, and the integration phase. On the basis of the strategic map, the tools for digital business transformation based on the ecosystem approach are visualized.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТАРИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_3_220 УДК 33:004

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Исаев Мурад Гусейнович,

декан экономического факультета, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

В статье цифровая трансформация рассмотрена как осуществление цифровых инициатив, сопровождающих цифровизацию, с целью достижения цифровых приоритетов, установленных стратегией. Показано, что цифровая трансформация приводит к усилению коммуникаций и трансакций между компанией и ее стейкхолдерами, а также к возникновению новых экосистем. Разработан инструментарий цифровой трансформации бизнеса на основе экосистемного подхода. Выделены три отдельные фазы, связанные с оркестровкой цифровой трансформации бизнес-экосистемы: фаза инициации, фаза открытия и фаза интеграции. На базе стратегической карты визуализированы инструменты цифровой трансформации бизнеса на основе экосистемного подхода.

Ключевые слова: цифровая трансформация; экосистемный подход; цифровая стратегия; цифровой инструментарий; стратегическая карта.

UDC 33:004

TOOLS FOR DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION BASED ON AN ECOSYSTEM APPROACH

Isaev Murad Guseinovich,

Dean of the Faculty of Economics, Dagestan State University, Makhachkala,

Russia, e-mail: [email protected]

In the article, digital transformation is considered as the implementation of digital initiatives that accompany digitalization in order to achieve the digital priorities set by the strategy. It is shown that digital transformation leads to increased communications and transactions between the company and its stakeholders, as well as to the emergence of new ecosystems. A toolkit for digital business transformation based on the ecosystem approach has been developed. There are three separate phases associated with the orchestration of the digital transformation of a business ecosystem: the initiation phase, the discovery phase, and the integration phase. On the basis of the strategic map, the tools for digital business transformation based on the ecosystem approach are visualized.

Keywords: digital transformation; ecosystem approach; digital strategy; digital tools; strategic map.

В последние годы цифровая трансформация стала важным феноменом в научных исследованиях [1-3]. На высоком уровне цифровая трансформация охватывает глубокие изменения, происходящие в обществе и промышленности, благодаря использованию цифровых технологий [4; 5]. На организационном уровне утверждается, что компании должны найти способы внедрения инноваций с помощью этих технологий, разрабатывая стратегии, которые учитывают последствия цифровой трансформации и способствуют улучшению операционных показателей [6].

Цифровая трансформация приводит к усилению коммуникаций и трансакций между компанией и ее стейкхолдерами, а также к возникновению новых экосистем. Это связано с тем, что цифровые технологии позволяют быстрее и эффективнее обмениваться информацией, организовывать процессы и управлять ресурсами. Цифровая трансформация затрагивает не только саму компанию, но и ее «соратников» по экосистеме, преобразуя процесс формирования экосистем с потребителями, поставщиками и партнерами в одну из значимых целей [7].

Цель настоящей статьи двоякая. Во-первых, целью является разработка инструментария цифровой трансформации бизнеса на основе экосистемного подхода. Во-вторых, данная статья направлена на формирование представлений о цифровой повестке, касающейся подхода к цифровой трансформации, того, что и кто движет цифровым развитием, а также проблем, с которыми сталкиваются экосистемы в контексте перехода на цифровые технологии.

Актуальность разработки инструментария цифровой трансформации бизнеса на основе экосистемного подхода подтверждают данные о цифровой трансформации в мире и в России на текущий момент.

В мире:

- Как отмечает исследование McKinsey [8], около 70 % компаний считают цифровую трансформацию одним из своих приоритетов.

- Согласно исследованию IDC [9], к 2023 г. более половины мировых ВВП будет дигита-лизировано.

- В 2020 г. глобальная цифровая экономика достигла 4,9 триллионов долларов, что на 6,5 % больше, чем в 2019 г. [10]

В России:

- Согласно отчету ВЦИОМ [11], более 60 % россиян считают цифровую трансформацию важной для развития экономики страны.

- По данным исследования PwC [12], более 80 % крупных российских компаний признают цифровую трансформацию своим приоритетом.

- Как отмечается в отчете Российской экономической школы [13], в 2020 г. доля цифровой экономики в России составила около 5,4 % ВВП.

Согласно отчету [14], цифровые экосистемы в Азиатско-Тихоокеанском регионе с 2017 по 2018 г. выросли на 72 %, достигнув общего объема в 30 триллионов долларов. Ожидается, что к 2025 г. объемы цифровых экосистем в этом регионе вырастут до 240 триллионов долларов. Кроме того, отчет [15] указывает на то, что компании, которые активно участвуют в цифровых экосистемах, имеют в 1,6 раза больший рост доходов по сравнению с компаниями, которые не участвуют в экосистемах.

Цифровая трансформация описывает процесс, направленный на улучшение ор-

ганизации путем значительного изменения ее свойств с помощью комбинации информационных, вычислительных, коммуникационных и соединительных технологий [16]. Таким образом, цифровая трансформация -это не просто результат, которого необходимо достичь, а процесс, включающий в себя непрерывные культурные и структурные изменения, позволяющие полностью реализовать потенциал цифровых технологий при переосмыслении организационных структур [6], бизнес-моделей [1] или бизнес-экосистем.

Ниже приведены некоторые определения цифровой трансформации:

1. Цифровая трансформация - это процесс перехода от использования технологий к интеграции технологий во все аспекты бизнеса и жизни (Эрик Ньютон, автор книги «Digital Darwinism» [17]).

2. Цифровая трансформация - это процесс изменения бизнес-модели с использованием цифровых технологий, которые позволяют создавать новые ценности для клиентов и улучшать взаимодействие между бизнесом и клиентами (Фредрик Шеридан, автор книги «The Digital Transformation Playbook» [18]).

3. Цифровая трансформация - это процесс применения цифровых технологий для создания новых бизнес-моделей, улучшения клиентского опыта и оптимизации внутренних процессов (Дэвид Роджерс, автор книги «The Digital Transformation Playbook» [19]).

4. Цифровая трансформация - это процесс создания новых ценностей для клиентов и бизнеса с помощью цифровых технологий (Марк Расмуссен, автор книги «Digital Transformation: Survive and Thrive in an Era of Mass Extinction» [20]).

5. Цифровая трансформация - это использование цифровых технологий для улучшения бизнес-процессов, увеличения эффективности и создания новых возможностей для компаний (Дэниэл Ньеренбергер, автор книги «The Digital Transformation Handbook» [21]).

6. Цифровая трансформация - это процесс изменения бизнес-модели с помощью цифровых технологий, который позволяет компаниям быть более гибкими, адаптивными и конкурентоспособными (Джейсон Кьюберт, автор книги «Leading Digital Transformation» [22]).

7. Цифровая трансформация - это процесс использования цифровых технологий для создания новых возможностей, улучшения производительности и повышения конкурентоспособности (Джонатан Винтер, автор книги «The Digital Transformation Playbook» [23]).

8. Цифровая трансформация - это процесс использования цифровых технологий для создания новых ценностей и улучшения производительности, а также для изменения культуры и организации компании (Майкл Гейл, автор книги «The Digital Helix» [24]).

9. Цифровая трансформация - это процесс перехода от использования технологий к созданию цифровых бизнес-моделей, которые позволяют компаниям быть более гибкими, адаптивными и конкурентоспособными (Чарльз Араузо, автор книги «The Digital Transformation Equation» [25]).

10. Цифровая трансформация - это процесс использования цифровых технологий для улучшения бизнес-модели и создания новых возможностей для бизнеса (Людвиг Херманн, автор книги «Digital Transformation» [26]).

Необходимо различать цифровизацию и цифровую трансформацию. Хотя в научной литературе часто данные понятия используются как синонимичные, на наш взгляд, такое разграничение необходимо. Нами под циф-ровизацией понимается тенденция цифрового развития. Цифровая трансформация - это намеренно выполняемые действия, сопровождающие тенденцию цифровизации. Циф-ровизация - это динамичный и постоянно растущий термин, описывающий тенденцию, в рамках которой компании внедряют все больше цифровых технологий и концепций для изменения потребительской ценности и расширения возможностей организации по созданию и доставке этой ценности. Циф-ровизация - это тенденция, которая происходит неизбежно, но цифровая трансформация - это то, как компании активно подходят к этому цифровому развитию [27].

В данной статье используется следующее рабочее определение цифровой трансформации: «Проведение цифровых инициатив, сопровождающих цифровизацию, с целью достижения цифровых приоритетов, установленных цифровой стратегией» [27]. Цифровая трансформация - это проведение

цифровых инициатив, в то время как цифровая стратегия - это определение будущих цифровых приоритетов. Это различие важно, поскольку компании могут демонстрировать отличные результаты в определении цифровых приоритетов, но плохие в реализации цифровых инициатив, и наоборот.

Еще одно новшество эпохи цифрового бизнеса заключается в том, что компании объединяются в цифровые сети создания ценности, также называемые цифровыми экосистемами. Цифровая экосистема - это сеть из нескольких организаций, целью которых является совместное изменение, создание и предоставление потребительской ценности путем использования цифровых технологий и концепций, а также путем объединения их цифровых ресурсов, цифрового опыта и цифровых бизнес-возможностей. Создание цифровых экосистем является результатом того, что цифровые бизнес-возможности не могут быть полностью поддержаны и исполь -зованы производственными компаниями в изоляции [28]. Традиционные и старые производственные компании в качестве основной деятельности по созданию добавленной стоимости имеют производство физического продукта, но этого недостаточно для получения ценности цифрового бизнеса. Поскольку мы движемся в направлении Индустрии 5.0 и эпохи производства, основанного на больших данных [29], производственным компаниям необходимо найти партнеров и построить сети, которые позволят получить цифровую бизнес-ценность. Эти цифровые партнерства в конечном итоге могут привести к созданию цифровой экосистемы. Однако поиск подходящих партнерств и экосистем может оказаться непростой задачей [30]. Инициация таких цифровых партнерств и цифровых экосистем часто обусловлена стремлением к развитию цифрового бизнеса, которое может быть обеспечено только путем создания инфраструктурных платформенных технологий [31]. Цифровые экосистемы, усиленные технологией цифровой платформы, могут реализовать новые возможности цифрового бизнеса, в которых их участники могут совместно перестроить свое коллективное ценностное предложение и одновременно цифровым образом улучшить процессы создания и предоставления ценности.

Можно выделить три отдельные фазы,

связанные с оркестровкой цифровой транс- инициации, фаза открытия и фаза интегра-формации бизнес-экосистемы (рис. 1): фаза ции.

Рисунок 1 - Управление цифровой трансформацией на основе экосистемного подхода [32]

В совокупности эти три фазы описывают две вещи:

- как фокальная фирма становится организатором цифровой трансформации;

- как она продолжает организовывать цифровую трансформацию своей бизнес-экосистемы, когда созреет для этой роли [32].

Во-первых, фаза инициации отражает процесс становления фокусной фирмы в качестве организатора, подчеркивая необходимость достижения внутренней легитимности цифровой трансформации в качестве предварительного условия. Во-вторых, фаза открытия отражает, как фокусная фирма начинает играть роль организатора цифровой трансформации, объединяя и используя ресурсы и возможности других компаний в рамках существующей бизнес-экосистемы. Важно отметить, что фокальной фирме необходимо добиться внешней легитимности цифровой трансформации среди участников своей бизнес-экосистемы. Наконец, на этапе интеграции фокусная фирма становится зрелой в роли организатора цифровой трансформации, постоянно взаимодействуя с другими участниками бизнес-экосистемы, в том числе и за ее пределами, для интеграции

новых возможностей и расширения прав и возможностей всех участников [32].

Для того чтобы успешно организовать процессы цифровой трансформации, фокусной фирме необходимо: разработать стратегию, мобилизовать и согласовать ресурсы и участников в рамках бизнес-экосистемы, продолжать делать это на протяжении всего времени (то есть на этапах инициации, открытия и интеграции), поскольку фокусная фирма и участники экосистемы постоянно адаптируются к внутренним и внешним изменениям [32].

Инструментарий цифровой трансформации бизнеса на основе экосистемного подхо -да представлен на рис. 2.

Цифровая трансформация бизнеса означает интеграцию цифровых технологий во все аспекты бизнеса, что коренным образом меняет его деятельность и обеспечивает ценность для клиентов. Эта трансформация подразумевает использование цифровых технологий, таких как облачные вычисления, аналитика больших данных, Интернет вещей (IoT), искусственный интеллект (AI) и машинное обучение, для оптимизации бизнес-процессов, повышения качества обслуживания клиентов и создания новых бизнес-моделей.

Рисунок 2 - Инструментарий цифровой трансформации бизнеса на основе экосистемного подхода [33]

Цифровая трансформация может повлиять на различные сферы бизнеса, такие как:

1. Клиентский опыт: цифровые технологии могут помочь компаниям создать персонализированный и интерактивный опыт для своих клиентов через веб-сайты, мобильные приложения, социальные сети и другие цифровые каналы.

2. Операции: цифровые технологии позволяют автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы, снижая затраты и повышая эффективность.

3. Продукты и услуги: цифровые технологии могут позволить компаниям создавать новые продукты и услуги, использующие данные и аналитику, такие как предиктивное обслуживание и персонализированные рекомендации.

4. Бизнес-модели: цифровые технологии могут позволить компаниям создать новые источники дохода путем разработки новых бизнес-моделей, таких как услуги по подписке и платформы по требованию [34].

Цифровая трансформация - это не только внедрение новых технологий, но и изме-

нение культуры и менталитета бизнеса для внедрения цифровых инноваций и гибкости. Она требует стратегического подхода к определению областей, где цифровые технологии могут принести наибольшую пользу, а также готовности экспериментировать и применять итерации для постоянного совершенствования. В целом цифровая трансформация бизнеса - это непрерывный процесс, который требует постоянных инвестиций в цифровые технологии, таланты и организационные возможности, чтобы оставаться конкурентоспособными в мире, который становится все более цифровым.

Экосистема как цифровая бизнес-модель представляет собой сеть взаимосвязанных компаний, организаций и индивидуальных пользователей, которые сотрудничают для создания и обмена ценностью через цифровые технологии. Экосистема может включать в себя различные компании и организации, которые работают в разных отраслях, но сотрудничают друг с другом для создания ценности для конечного пользователя. Развитие цифровых технологий, таких как облачные вычисления, Интернет вещей (1оТ), искусственный интеллект (А1) и блокчейн, позволяет компаниям создавать экосистемы более эффективно и масштабно. Такие экосистемы могут быть основаны на тесном взаимодей-

ствии между компаниями, которые могут совместно использовать данные и знания, что позволяет им создавать ценность для конечного пользователя.

Таким образом, преимущества экосистемного подхода как бизнес-модели цифровой трансформации включают [35; 36]:

1. Масштабируемость: экосистемы могут масштабироваться более эффективно, чем традиционные бизнес-модели, благодаря возможности совместного использования ресурсов и знаний.

2. Инновации: экосистемы могут стимулировать инновации через совместное использование знаний и опыта между компаниями.

3. Создание ценности для конечного пользователя: экосистемы позволяют создавать большую ценность для конечного пользователя, благодаря возможности объединения различных продуктов и услуг.

Однако создание экосистем требует значительных инвестиций в цифровые технологии, развитие партнерских отношений между компаниями и совместное использование данных и знаний. Кроме того, компании должны быть способными адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям и принимать риски, чтобы успешно создавать экосистемы как цифровую бизнес-модель.

Список литературы _

1. Bharadwaj A. et al. Digital business strategy: toward a next generation of insights // MIS quarterly. 2013. С. 471-482.

2. Piccinini E. et al. Transforming industrial business: the impact of digital transformation on automotive organizations. 2015.

3. Fitzgerald M. et al. Embracing digital technology: A new strategic imperative // MIT sloan management review. 2014. Т. 55. № 2. С. 1.

4. Agarwal R. et al. Research commentary - The digital transformation of healthcare: Current status and the road ahead //Information systems research. 2010. Т. 21. № 4. С. 796-809.

5. Majchrzak A., Markus M. L., Wareham J. Designing for digital transformation // MIS quarterly. 2016. Т. 40. № 2. С. 267-278.

6. Hess T. et al. Options for formulating a digital transformation strategy //MIS Quarterly Executive. 2016. Т. 15. № 2.

7. Ценжарик М. К., Крылова Ю. В., Стешенко В. И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. № 3. С. 390-420.

8. Отчет McKinsey «The Digital Future of Work: What Skills Will Be Needed?». URL: https://www.mckinsey.com/ business-functions/organization/our-insights/the-digital-future-of-work-what-skills-will-be-needed (дата обращения: 01.06.2022).

9. Исследование IDC «Worldwide Digital Transformation Spending Guide». URL: https://www.idc.com/getdoc. jsp?containerId=IDC_P35805 (дата обращения: 01.06.2022).

10. Отчет World Economic Forum «Digital Transformation Initiative». URL: https://www.weforum.org/projects/digital-transformation (дата обращения: 01.06.2022).

11. Отчет ВЦИОМ «Россия и цифровое будущее». URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114681 (дата обращения: 01.06.2022).

12. Исследование PwC «Digital transformation in Russia 2020». URL: https://www.pwc.ru/ru/digital-transformation/ assets/digital-transformation-in-russia-2020.pdf (дата обращения: 01.06.2022).

13. Отчет Российской экономической школы «Цифровая экономика России: состояние и перспективы». URL: https://www.hse.ru/data/2019/06/18/1141099819/REX %20Digital %20Economy %202019 %20RUS %20WEB.pdf (дата обращения: 01.06.2022).

14. The digital future of Asia: how AI and digital ecosystems are redefining the region. McKinsey, 2019.

15. Digital ecosystems: The engines of innovation-led growth. McKinsey, 2019.

16. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda // The journal of strategic information systems. 2019. Т. 28. № 2. С. 118-144.

17. Newton E. Digital Darwinism: Survival of the Fittest in the Age of Business Disruption. 2014.

18. Sheridan F. The Digital Transformation Playbook: Rethink Your Business for the Digital Age. 2019.

19. Rogers D. The Digital Transformation Playbook: Rethink Your Business for the Digital Age. 2016.

20. Rasmusson M. Digital Transformation: Survive and Thrive in an Era of Mass Extinction. 2016.

21. Niererberger D. The Digital Transformation Handbook: How to Innovate and Transform Your Company. 2018.

22. Cuibert J. Leading Digital Transformation: A Guide to Reimagining Your Business. 2019.

23. Winter J. The Digital Transformation Playbook: Rethink Your Business for the Digital Age. 2016.

24. Gale M. The Digital Helix: Transforming Your Organization's DNA to Thrive in the Digital Age. 2017.

25. Arauzo C. The Digital Transformation Equation: Delivering Digital Results Now. 2019.

26. Hermann L. Digital Transformation: The Essentials of e-Business Transformation. 2018.

27. Ögren D. The Exploring Digital Framework. 2020.

28. Weiß P. et al. Service dominant architecture: conceptualizing the foundation for execution of digital strategies based on SD logic. 2018.

29. Tao F. et al. Digital twin in industry: State-of-the-art // IEEE Transactions on industrial informatics. 2018. Т. 15. № 4. С. 2405-2415.

30. Weill P., Woerner S. L. Thriving in an increasingly digital ecosystem // MIT Sloan Management Review. 2015.

31. Alcacer V., Cruz-Machado V. Scanning the industry 4.0: A literature review on technologies for manufacturing systems // Engineering science and technology, an international journal. 2019. Т. 22. № 3. С. 899-919.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Mann G., Karanasios S., Breidbach C. F. Orchestrating the digital transformation of a business ecosystem // The Journal of Strategic Information Systems. 2022. Т. 31. № 3. С. 101733.

33. The Digital Transformation of Business. URL: https://intelligence.weforum.org/topics/a1G0X000006DIDZUA4 (дата обращения: 01.06.2022).

34. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация // Анализ, тренды, мировой опыт. М. : АльянсПринт. 2019. Т. 368.

35. Китова О. В., Брускин С. Н. Цифровая трансформация бизнеса // Цифровая экономика. 2018. № 1. С. 20-25.

36. Кашеварова Н., Шиболденков В. Развитие производственных экосистем и платформ в условиях цифровой трансформации промышленности //Девятые Чарновские чтения. 2020. С. 71-80.

References _

1. Bharadwaj A. et al. Digital business strategy: toward a next generation of insights. MIS quarterly. 2013. Pp. 471-482.

2. Piccinini E. et al. Transforming industrial business: the impact of digital transformation on automotive organizations. 2015.

3. Fitzgerald M. et al. Embracing digital technology: A new strategic imperative. MITsloan management review. 2014. Vol. 55. No. 2. P. 1.

4. Agarwal R. et al. Research commentary - The digital transformation of healthcare: Current status and the road ahead. Information systems research. 2010. vol. 21. No. 4. Pp. 796-809.

5. Majchrzak A., Markus M. L., Wareham J. Designing for digital transformation. MIS quarterly. 2016. Vol. 40. No. 2. Pp. 267-278.

6. Hess T. et al. Options for formulating a digital transformation strategy. MIS Quarterly Executive. 2016. Vol. 15. No. 2.

7. Tsenzharik M. K., Krylova Yu. V., Steshenko V. I. Digital transformation of companies: strategic analysis, factors of influence and models. Bulletin of St. Petersburg University. Economy. 2020. Vol. 36. No. 3. Pp. 390-420.

8. McKinsey Report «The Digital Future of Work: What Skills Will Be Needed?». URL: https://www.mckinsey. com/business-functions/organization/our-insights/the-digital-future-of-work-what-skills-will-be-needed (accessed: 06/01/2022).

9. IDC research «Worldwide Digital Transformation Spending Guide». URL: https://www.idc.com/getdoc. jsp?containerId=IDC_P35805 (accessed: 01.06.2022).

10. Report of the World Economic Forum «Digital Transformation Initiative». URL: https://www.weforum.org/projects/ digital-transformation (accessed: 06/01/2022).

11. VTSIOMreport «Russia and the Digital Future». URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114681 (accessed: 01.06.2022).

12. PwC research «Digital transformation in Russia 2020». URL: https://www.pwc.ru/ru/digital-transformation/assets/ digital-transformation-in-russia-2020.pdf (accessed: 01.06.2022).

13. Report of the Russian School of Economics «Digital Economy of Russia: state and prospects». URL: https:// www.hse.ru/data/2019/06/18/1141099819/REX%20Digital%20Economy%202019%20RUS%20WEB.pdf (accessed: 06/01/2022).

14. The digital future of Asia: how AI and digital ecosystems are redefining the region. McKinsey, 2019.

15. Digital ecosystems: The engines of innovation-led growth. McKinsey, 2019.

16. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The journal of strategic information systems. 2019. Vol. 28. No. 2. Pp. 118-144.

17. Newton E. Digital Darwinism: Survival of the Fittest in the Age of Business Disruption. 2014.

18. Sheridan F. The Digital Transformation Playbook: Rethink Your Business for the Digital Age. 2019.

19. Rogers D. The Digital Transformation Playbook: Rethink Your Business for the Digital Age. 2016.

20. Rasmusson M. Digital Transformation: Survive and Thrive in an Era of Mass Extinction. 2016.

21. Niererberger D. The Digital Transformation Handbook: How to Innovate and Transform Your Company. 2018.

22. Cuibert J. Leading Digital Transformation: A Guide to Reimagining Your Business. 2019.

23. Winter J. The Digital Transformation Playbook: Rethink Your Business for the Digital Age. 2016.

24. Gale M. The Digital Helix: Transforming Your Organization's DNA to Thrive in the Digital Age. 2017.

25. Arauzo C. The Digital Transformation Equation: Delivering Digital Results Now. 2019.

26. Hermann L. Digital Transformation: The Essentials of e-Business Transformation. 2018.

27. Ögren D. The Exploring Digital Framework. 2020.

28. Weiß P. et al. Service dominant architecture: conceptualizing the foundation for execution of digital strategies based on SD logic. 2018.

29. Tao F. et al. Digital twin in industry: State-of-the-art. IEEE Transactions on industrial informatics. 2018. vol. 15. No. 4. Pp. 2405-2415.

30. Weill P., Woerner S. L. Thriving in an increasingly digital ecosystem. MIT Sloan Management Review. 2015.

31. Alcacer V., Cruz-Machado V. Scanning the industry 4.0: A literature review on technologies for manufacturing systems. Engineering science and technology, an international journal. 2019. Vol. 22. No. 3. Pp. 899-919.

32. Mann G., Karanasios S., Breidbach C. F. Orchestrating the digital transformation of a business ecosystem. The Journal of Strategic Information Systems. 2022. Vol. 31. No. 3. P. 101733.

33. The Digital Transformation of Business. URL: https://intelligence.weforum.org/topics/a1G0X000006DIDZUA4 (date of reference: 01.06.2022).

34. Prokhorov A., Konik L. Digital transformation. Analysis, trends, world experience. Moscow: Alliansprint. 2019. Vol. 368.

35. Kitova O. V., Bruskin S. N. Digital transformation of business. Digital Economy. 2018. No. 1. Pp. 20-25.

36. Kashevarova N., Shiboldenkov V. Development of production ecosystems and platforms in the context of digital transformation of industry. The ninth Charnov readings. 2020. Pp. 71-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.