Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА'

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОНЛАЙН-КАНАЛЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макейкина С.М., Родина Е.Е., Артемов А.В., Горчакова Э.Р.

Реалии экономики требуют от бизнеса нового подхода к организации своей деятельности. Для поддержания уровня конкурентоспособности компаниям необходимо заниматься созданием бизнес-экосистем. Авторами исследуются вопросы активизации создания отечественных бизнес-экосистем в условиях цифровой трансформации. В статье приведен критический теоретический анализ экономических цифровых экосистем, на основе которого выработана собственная точка зрения. Исследуется концепция цифровой бизнес-экосистемы с целью создания интернет-среды, в которой предприятия могут более эффективно взаимодействовать друг с другом. Проводится анализ действующих экосистем отечественных компаний, которые функционируют в цифровой среде (онлайн), выявлены преимущества их функционирования в контексте обеспечения синергетического эффекта. Проанализирован главный элемент цифровой экосистемы - базовая технология для единого входа. Оценена эффективность функционирования бизнес-экосистемы Сбера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF BUSINESS ECOSYSTEMS OF DOMESTIC COMPANIES IN THE DIGITAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF ENSURING A SYNERGETIC EFFECT

The realities of the economy require a new approach from business to the organization of its activities. To maintain the level of competitiveness, companies need to create business ecosystems. The authors investigate the issues of activating the creation of domestic business ecosystems in the context of digital transformation. The article presents a critical theoretical analysis of economic digital ecosystems, on the basis of which a personal point of view is developed. The concept of a digital business ecosystem is studied in order to create an Internet environment in which enterprises can interact with each other more effectively. The analysis of the existing ecosystems of domestic companies that operate in the digital environment (online) is carried out, the advantages of their functioning in the context of ensuring a synergistic effect are revealed. The analysis of the basic technology for single sign-on is also carried out. The efficiency of Sber’s business ecosystem is evaluated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА»

УДК 65.01; 334.021 doi:10.52210/2224669X_2021_4_141

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

С.М. Макейкина, Е.Е. Родина, А.В. Артемов, Э.Р. Горчакова

Аннотация. Реалии экономики требуют от бизнеса нового подхода к организации своей деятельности. Для поддержания уровня конкурентоспособности компаниям необходимо заниматься созданием бизнес-экосистем. Авторами исследуются вопросы активизации создания отечественных бизнес-экосистем в условиях цифровой трансформации. В статье приведен критический теоретический анализ экономических цифровых экосистем, на основе которого выработана собственная точка зрения. Исследуется концепция цифровой бизнес-экосистемы с целью создания интернет-среды, в которой предприятия могут более эффективно взаимодействовать друг с другом. Проводится анализ действующих экосистем отечественных компаний, которые функционируют в цифровой среде (онлайн), выявлены преимущества их функционирования в контексте обеспечения синергетического эффекта. Проанализирован главный элемент цифровой экосистемы - базовая технология для единого входа. Оценена эффективность функционирования бизнес-экосистемы Сбера.

Ключевые слова: бизнес-экосистема, синергетический эффект, конкурентоспособность, онлайн-каналы, цифровая трансформация.

DEVELOPMENT OF BUSINESS ECOSYSTEMS OF DOMESTIC COMPANIES IN THE DIGITAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF ENSURING A SYNERGETIC EFFECT

S.M. Makeykina, E.E. Rodina, A.V. Artemov, E.R. Gorchakova

Abstract. The realities of the economy require a new approach from business to the organization of its activities. To maintain the level of competitiveness, companies need to create business ecosystems. The authors investigate the issues of activating the creation of domestic business ecosystems in the context of digital transformation. The article presents a critical theoretical analysis of economic digital ecosystems, on the basis of which a personal point of view is developed. The concept of a digital business ecosystem is studied in order to create an Internet environment in which enterprises can interact with each other more effectively. The analysis of the existing ecosystems of domestic companies that operate in the digital environment (online) is carried out, the advantages of their functioning in the context of ensuring a synergistic effect are revealed.

The analysis of the basic technology for single sign-on is also carried out. The efficiency of Sber's business ecosystem is evaluated.

Keywords: business ecosystem, synergetic effect, competitiveness, online channels, digital transformation.

Текущие экономические условия требуют от бизнеса нового подхода к организации своей деятельности. Цифровая (digital) трансформация бизнеса стала необходимостью для выживания в условиях глобальных экономических изменений. В открытых источниках информации часто встречается следующее мнение о том, что для поддержания уровня конкурентоспособности на отечественном и международном рынке компаниям необходимо переходить к созданию бизнес-экосистем. Более того, анализ существующих бизнес-экосистем показал, что большинство экосистем функционируют в цифровой среде (онлайн). Это можно объяснить тем, что поколение Y изменило модель потребителя за счет того, что люди данного поколения стараются получать качественные услуги, используя мобильные и инновационные технологии, в результате чего, компаниям выгодно продавать свои продукты и услуги в онлайн-среде. Пандемия COVID-19 усилила эту тенденцию - большинство операций, сделок, покупок совершалось преимущественно с помощью онлайн-каналов, на что компании и отрасли отреагировали и начали активно создавать бизнес-экосистемы. Согласно Глобальному опросу, проводимого McKinsey, компании после начала пандемии начали активно внедрять цифровые решения для взаимодействия с клиентами, контроля цепочек поставок, а также для контроля своих внутренних операций [12]. Также в Глобальном опросе было отмечено, что доля цифровых продуктов в портфелях компаний увеличилась, а финансирование цифровых инициатив увеличилось больше, чем в 2 раза в 2020 г. по сравнению с 2019 гг. [12]. Таким образом, можно отметить, что пандемия COVID-19 показала важность цифрового взаимодействия и, вероятно, еще больше ускорит активизацию внедрения бизнес-моделей цифровых экосистем. Сегодня именно в направлении экосистем развивается основная конкуренция между цифровыми гигантами.

В отечественной научной литературе уделяется внимание вопросам формирования бизнес-экосистем, а именно акцентируется внимание на: подходах к формированию бизнес-экосистем, подходах

к их управлению, цифровых технологиях, лежащих в основе функционирования бизнес-экосистем. Функционирование экосистем, правовые и экономические аспекты создания и функционирования экосистемы находят свое отражение в работах таких российских экономистов, как В.А. Вайпан, Е.В. Василенко, В.Д. Маркова и др. Все чаще в отечественных и зарубежных изданиях можно встретить статьи, в которых обсуждается процесс и технологии построения бизнес-экосистемы, ее преимущества и недостатки и другие аспекты, что говорит об актуальности темы исследования. Стоит отметить, что в большинстве статей идет речь именно о создании цифровых экосистем. В статье Н.В. Попова «Банковские экосистемы как феномен развития банковского бизнеса в условиях цифровой экономики» экосистема рассматривается как одно из направлений адаптации деятельности кредитных организаций к условиям цифровой экономики [5]. Стоит отметить, что в последние годы McKinsey опубликовала множество статей об экономических цифровых экосистемах. Например, в статье Miklos Dietz, Hamza Khan, Istvan Rab «How do companies create value from digital ecosystems» обсуждается создание дополнительной ценности для компании благодаря созданию бизнес-экосистем. Авторы утверждают, что с помощью создания экосистемы компании увеличивают свою стоимость как за счет роста основного бизнеса, так и за счет расширения портфеля новых продуктов и услуг [13]. В глобальном банковском годовом отчете McKinsey 2017 г. «The Phoenix Rises: Remaking the Bank for An Ecosystem World», отмечается, что банки, которые успешно реализуют базовую стратегию экосистемы, выстраивая партнерские отношения, могут повысить рентабельность своих инвестиций примерно до 9-10 % [19]. В то же время банки, которые смогут создать свои собственные цифровые платформы, получат возможность добиться увеличения рентабельности инвестиций примерно до 14 %, что является намного выше среднего показателя по отрасли [19].

Цель научной статьи - провести исследование теории и практики экосистем компаний в цифровой среде и оценить эффективность их функционирования в контексте обеспечения синергетического эффекта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести теоретический анализ бизнес-экосистем; выявить преимущества и обосновать эффективность внедрения бизнес-экосистем для отечественных компаний в цифровой среде.

Впервые понятие «бизнес-экосистема» появилось в 1993 г. в статье James F. Moore «Predators and Prey: A New Ecology of Competition». Автор впервые употребил понятие «бизнес-экосистемы» для описания структуры и поведения группы высокотехнологичных организаций, разделяющих ключевую технологическую платформу для предоставления услуг [15] (таблица 1).

Таблица 1

Определения понятия «бизнес-экосистема» отечественных и зарубежных ученых

Автор Определение

Joydeep Sengupta, H.V. Vinayak Подключенные цифровые сервисы, которые позволяют пользователям удовлетворять множество потребностей на одной платформе [14]

James F. Moore Фундамент взаимодействующих организаций и индивидуалов - организм делового мира [15]

Partnering resources Гибкая структура, состоящая из людей, предприятий и вещей, взаимодействующих друг с другом для создания и обмена ценностями внутри системы, которая формирует условия для использования возможностей участников с целью создания новых продуктов, услуг и повышения удовлетворенности потребителей [16]

В.Д. Макарова Пространство рынков и возможностей. По сути, это разновидность сетевой структуры, сообщества компаний, но имеющая свою специфику [3, с. 83]

Е.В. Василенко Взаимозависимую структуру, состоящую из центральной организации (фирмы, бизнес единицы или структурного подразделения) и ее окружения, связей между ними и создаваемого синергетического эффекта [1]

Violet Chung, Miklos Dietz, Istvan Rab, Zac Townsend Группа компаний, позволяющая участникам консолидировать круг клиентов, часто в разных секторах [10]

Аналитический материал Банка России Совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, одной группы компаний или компании и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продуктов и услуг в рамках единого «бесшовного» интегрированного процесса [8]

Источник: составлено автором

James F. Moore отмечал, что бизнес-экосистема позволяет объединять возможности вокруг новой инновации: группа компаний поддерживает новые продукты и услуги, удовлетворяет потребности клиентов и, в итоге, внедряет инновации [15]. Анализ таблицы 1 показал, что большинство авторов отмечают, что бизнес-экосистема является гибкой структурой, которая позволяет удовлетворять потребности потребителей. Только в двух из рассмотренных статей отмечается, что бизнес-экосистема представляет собой множество цифровых сервисов, платформенных решений. Также в статьях можно встретить мнение, что бизнес-экосистема является новой бизнес-моделью. Необходимо отметить, что развитие технологий, которое происходит быстрыми темпами, обуславливает необходимость функционирования бизнес-экосистем именно на онлайн-площадках, что существенно повышает их эффективность. По нашему мнению, бизнес-экосистема - объединение компаний из разных отраслей, функционирующих независимо друг от друга, занимающихся совместным созданием, использованием и продажей новых продуктов и услуг, инновационных решений в цифровой среде, позволяющих расширить аудиторию потребителей и удовлетворить широкий спектр их потребностей для достижения синергетического эффекта. Адаптируя данный термин под современные условия, можно сказать, что бизнес-экосистемы, чаще всего, представляют собой множество цифровых сервисов, функционирующих на основе единой платформы, позволяя получить синергетический эффект.

В сборнике McKinsey «The ecosystem playbook: Winning in a world of ecosystems» отмечаются выгоды, которые может принести бизнес-экосистема, основные из которых представлены ниже [18]:

- снижение затрат на привлечение клиентов - экосистема позволяет клиентам покупать различные продукты и услуги на единой платформе. В банковской отрасли экосистемы могут обеспечить экономию затрат на привлечение клиентов в размере 10-20 %;

- экосистемы улучшают отношения с клиентами и способствуют их «удержанию» - экосистемы меняют модель взаимодействия с клиентом за счет создания разнообразных и при этом монети-зируемых «точек соприкосновения» (цифровые сервисы, удовлетворяющие разнообразные потребности клиентов);

- экосистемы обеспечивают дополнительную стоимость при оценке бизнеса и помогают поддерживать конкурентоспособность - для

компаний, ориентированных на цифровые технологии, еще одним преимуществом участия в экосистемной экономике является возможность привлечь внимание инвесторов на рынках капитала [18].

Понимая вышеперечисленные выгоды, компании в настоящее время активно применяют экосистемную бизнес-модель, учитывая ее потенциал создания стоимости: рост основного бизнеса, расширение сети и портфеля, а также получение доходов от новых продуктов и услуг. Как было отмечено выше, сейчас бизнес-экосистемы создаются в цифровом виде, то есть их можно назвать цифровыми бизнес-экосистемами. Именно это и является объектом исследования данной статьи.

Концепция цифровой бизнес-экосистемы была воплощена в жизнь с целью создания интернет-среды, в которой предприятия могут более эффективно взаимодействовать друг с другом [11]. Цифровые экосистемы создают технологическую инфраструктуру [9]. Технология единого входа (Single Sign-On) выступает в качестве главного элемента цифровой экосистемы. Данная технология позволяет пользователю работать под единой учетной записью во множестве цифровых сервисов. Цифровые экосистемы снижают препятствия, с которыми сталкиваются клиенты, когда им приходится переключаться между смежными услугами, между разными платформами [17]. Также они дают компаниям стратегическое преимущество в масштабе, используя сетевые эффекты [17].

На сегодняшний день в России созданием экосистем занимаются как технологические компании, так и банки. Некоторые из компаний занимаются разработкой собственных сервисов, однако, это требует времени, огромных инвестиций и несет огромные риски. Другие же, покупают уже готовые сервисы, заключают партнерства. В России существуют крупные цифровые бизнес-экосистемы, например, экосистемы следующих компаний: Сбер, Яндекс, Тинькофф, ВТБ и т.д. В открытых изданиях все чаще можно встретить мнение, что сегодня в России смогло образоваться две гигантские цифровые экосистемы - Яндекс и Сбер (далее по тексту - Яндекс, Сбер) [9]. Создание цифровой экосистемы требует инвестиций, при этом немаленьких. В нашем исследовании рассмотрена крупнейшая российская экосистема Сбера, затраты компании на ее создание и ее эффективность функционирования.

Сбер - коммерческий банк, однако, сейчас, в понимании людей, Сбер совсем не представляется как компания, которая предо-

ставляет только банковские услуги. В 2017 г. в Стратегии развития банка до 2020 г. в качестве одного из стратегических направлений развития было отмечено создание экосистемы [4]. Именно с 2017 г. Сбер начал переориентацию инвестиций в IT-индустрию. С 2018 г., Сбер активно создает совместные предприятия. Например, в июле 2019 г. было создано совместное предприятие с Mail.ru Group на базе Ситимобила и Delivery Club, которое сейчас входит в экосистему Сбера. Таким образом, банк смог провести IT-трансформацию, что привело к диверсификации бизнеса. Причем, крупнейшие сделки заключались с крупнейшей тройкой - Яндексом, Mail.ru и Rambler. ru. К сожалению, в официальной отчетности Сбера отсутствуют затраты на создание экосистемы. Поэтому, анализировать инвестиции в данное направление мы можем только ссылаясь на периодические издания. В конце 2019 г. Президент Сбербанка заявил, что в период с 2016-2019 гг. банк потратил на развитие экосистемы более

Рисунок 1. Экосистема Сбера в 2021 г.

Источник: составлено автором

1 млрд долл. [2]. На конец 2020 г. совокупные инвестиции в нефинансовые сервисы экосистемы составляли примерно 150 млрд руб. [4]. Сбер смог объединить разноплановые сервисы, которые построены на основе единой цифровой технологической платформы с использованием технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных. При этом, для цифровой экосистемы Сбер использует собственную облачную цифровую платформу -Platform V, которая стала основной составляющей развития бизнеса. Дальнейшее развитие Platform V будет выступать ключевой технологической инвестицией Сбера [4].

Экосистема Сбера состоит из сервисов, которые удовлетворяют повседневные потребности клиентов (рисунок 1). Сейчас Сбер - целая вселенная сервисов для жизни человека и бизнеса [4].

С 2019 г. в отчетности Сбера по МСФО в группе «Операционные сегменты» начал фигурировать «Нефинансовый бизнес». В отчетности условно нефинансовый бизнес включает в себя следующие подсегменты: Е-commerce, развлечения, FoodTech&Mobility, Health и В2В-сервисы и др. Важно отметить, что нефинансовые сервисы компании относятся к быстрорастущим индустриям.

Благодаря появлению в отчетности сегмента «Нефинансовый бизнес», можно проанализировать выручку по данному сегменту, показатель EBITDA за 2019-2020 гг. (таблица 2).

Таблица 2

Финансовые и операционные показатели Сбера по сегменту «Нефинансовый бизнес» в 2019-2020 гг.

Выручка, млрд руб. EBITDA, млрд руб.

2019 г. 26,4 2,2

2020 г. 71,4 -11,9

Темп прироста, % +170,5 -640,9

Источник: составлено автором

Данные таблицы 2 свидетельствуют об эффективности функционирования цифровой экосистемы Сбера, поскольку за год выручка увеличилась почти на 171 %, что составляет более 2 % от объема общей выручки компании. Однако Сбер планирует увеличить долю выручки от нефинансового бизнеса до 50 % в общем

объеме выручки компании к 2030 г. [6]. EBIDTA в 2020 г. составила -11,9 млрд руб., что говорит о проблемах в управлении данным сегментом. При этом все подсегменты в 2020 г. имели отрицательную EBIDTA, наименьшее значение зафиксировано у подсегмента FoodTech & Mobility, который объединяет сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг. На EBIDTA данного подсегмента сильно влияет деятельность совместного предприятия с Mail.ru - «O2O-холдинга» [7]. Положительное значение EBIDTA в 2020 г. было зафиксировано только у подсектора Health, в результате роста виртуальных консультаций из-за пандемии COVID-19. Центральный Банк Российской Федерации (далее по тексту - ЦБ РФ) выразил обеспокоенность в отношении создания экосистем банками - создание экосистем приводит к банковским рискам [8]. ЦБ РФ отметил, что отрицательное значение EBIDTA говорит о том, что банк занимается перекрестным финансированием (финансирование нефинансового сектора за счет прибыли от финансовой деятельности) [10].

Исследуем долю каждого сервиса в формировании выручки нефинансового сектора Сбера (рисунок 2).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ E-C'ommerce ■ FoodTech & Mobility »Развлечения ■ Health ИВ2В сервисы

Рисунок 2. Выручка по сегменту «Нефинансовый бизнес» Сбера по сервисам, %

Источник: составлено автором

2019 2020

Почти 55 % от общего объема выручки в 2020 г. пришлось на Ь2Ь-сервисы. Облачный сегмент и услуги по кибербезопасности принесли наибольшую выручку Ь2Ь-сервисам. Стоит отметить, что в целом наблюдается положительная тенденция при изменении долей сервисов в выручке - если в 2019 г. более 80 % приходилось на Ь2Ь-сервисы, то в 2020 г. каждый из секторов смог увеличить свою долю в общем объеме выручки. Около 22 % от общего объема выручки в 2020 г. пришлось на E-commerce, против 1,4 % в 2019 г.

Таким образом, исследование реализации концепции цифровой бизнес-экосистемы получило развитие с целью создания интернет-среды, в которой экономические агенты и бизнес могут более эффективно взаимодействовать друг с другом для достижения совокупного синергетического эффекта. Отечественные цифровые экосистемы необходимо активно развивать, прежде всего для создания технологической инфраструктуры бизнеса в условиях цифровой трансформации, обеспечивая стратегическое преимущество в масштабе и используя сетевые эффекты. Базовая технология для единого входа Single Sign-On выступает главным элементом цифровой экосистемы, которая позволяет пользователю работать под единой учетной записью во множестве цифровых сервисов.

Библиографический список

1. Василенко Е.В. Бизнес-экосистема: определения и подходы // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г.). Екатеринбург, 2020.

2. Герман Греф: «Трансформация Сбербанка - это вечный процесс». URL : https://www.forbes.ru/biznes/387895-german-gref-transformaciya-sberbanka-eto-vechnyy-process (дата обращения: 21.05.2021).

3. Кузнецова С.А., Маркова В.Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2 (232).

4. Официальный сайт Сбера. URL: https://www.sberbank.ru/ru/person (дата обращения: 21.05.2021).

5. Попов Н.В. Банковские экосистемы как феномен развития банковского бизнеса в условиях цифровой экономики // Финансы, деньги, инвестиции. 2020. № 2 (74).

6. «Сбер» впервые раскрыл выручку своей экосистемы. URL: https://vc.ru/ finance/216444-sber-vpervye-raskryl-vyruchku-svoey-ekosistemy-71-mlrd-rubley-za-god_(дата обращения: 15.05.2021).

7. У «Сбера» в два раза вырос убыток нефинансовых сервисов. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/428257-u-sbera-v-dva-raza-vyros-ubytok-nefinansovyh-servisov (дата обращения: 15.05.2021).

8. Центральный банк России: аналитический обзор. URL: https://www.cbr. ru/Collection/Collection/File/32168/overview_2020.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

9. Что такое цифровая экосистема? URL: https://rb.ru/opinion/what-is-digital-ecosystem/ (дата обращения: 21.05.2021).

10. Chung V, DietzM., Rab I, TownsendZ. After a first wave of trials,incumbents are shaking up value chains to attract new ecosystem customers - and tap potentially huge pools of value. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/ecosystem-2-point-0-climbing-to-the-next-level (дата обращения:15.05.2021).

11. Herdon M., Raffai M., Pentek A., Rozsa T. Digital Business Ecosystem Tools as Interoperability Drivers. URL: https://link.springer.com/chapter/ 10.1007/978-3-642-15509-3_11 (дата обращения: 19.05.2021).

12. How COVID-19 has pushed companies over the technology tipping point-and transformed business forever. URL: https://www.mckinsey. com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/our-insights/how-covid-19-has-pushed-companies-over-the-technology-tipping-point-and-transformed-business-forever (дата обращения: 17.05.2021).

13. How do companies create value from digital ecosystems? URL: https:// www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/ how-do-companies-create-value-from-digital-ecosystems (дата обращения: 18.05.2021).

14. How the best companies create value from their ecosystems. URL: https:// www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/financial %20services/ our %20insights/how %20the %20best %20companies %20create %20 value %20from %20their %20ecosystems/how-the-best-companies-create-value-from-their-ecosystems-final.pdf (дата обращения: 17.05.2021).

15. Moore J.F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition. URL: https:// hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition (дата обращения:15.05.2021).

16. Partnering resources. URL: https://partneringresources.com/wp-content/ uploads/Tool-Ecosystem-Mapping-Short-Format.pdf (дата обраще-ния:15.05.2021).

17. The ecosystem playbook: Winning in a world of ecosystems URL: https:// www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/financial %20services/ our %20insights/winning %20in %20a %20world %20of %20ecosystems/ winning-in-a-world-of-ecosystems-vf.pdf (дата обращения: 19.05.2021).

18. The ecosystem playbook: Winning in a world of ecosystems. URL: https:// www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/financial %20services/ our %20insights/winning %20in %20a %20world %20of %20ecosystems/ winning-in-a-world-of-ecosystems-vf.pdf (дата обращения: 18.05.2021).

19. The Phoenix Rises: Remaking the Bank for An Ecosystem World McKinsey Global Banking Annual Review. URL: https://www mckinsey.com/~/media/ mckinsey/industries/financial %20services/our %20insights/remaking %20 the %20bank %20for %20an %20ecosystem %20world/global-banking-annual-review-2017.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

С.М. Макейкина

кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры финансов и кредита

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева Е-mail: makeikinasm@yandex.ru

Е.Е. Родина

кандидат экономических наук, доцент

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Е-mail: rodina.e@mfua.ru

А.В. Артемов

первый заместитель руководителя

Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы

Э.Р. Горчакова

магистрант

Национальный исследовательский университет ИТМО Е-mail: misselmi058@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.