ОСНОВНЫЕ АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ РФ К.В. Юдина, магистрант
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
001:10.24412/2500-1000-2024-10-3-64-66
Аннотация. В данной статье основное внимание уделяется агентам политической социализации молодежи и их классификации. В работе дается определение понятиям: агенты политической социализации, социализация и политическая социализация для лучшего представления анализа. К основным агентам политической социализации молодежи автор относит неполитических акторов и неполитические институты: семья, коллектив, друзья, субъекты системы образования. Такой парадокс возник из-за недоверия молодого поколения к политическим институтам, которые должны способствовать их социализации. Основной причиной этого недоверия является восприятие политических институтов как оторванных от реальных проблем молодежи.
Ключевые слова: агенты, политическая социализация, социализация, молодежь, политические и неполитические агенты.
Социализация представляет собой процесс развития социальной сущности человека под влиянием культуры, будучи ее пассивным потребителем. Политическая социализация - это процесс усвоения человеком «статусного и ролевого поведения культурных ценностей и ориентиров, ведущий к формированию у него качеств, позволяющих адаптироваться в политической системе и выполнять определенные функции» [1]. При анализе политической социализации индивида важным аспектом является многовекторное изучение степени влияния различных агентов, факторов и средств, которые формируют его взгляды и понимание политики. Без этого становление личности в качестве активного участника общества и политического процесса становится проблематичным. Одним из ключевых показателей роли этих агентов является их ответственность за сохранение и передачу общепринятых политических ценностей, норм и традиций. Агентов политической социализации можно классифицировать на политических и неполитических.
В группу политических агентов входят государство, политические партии, движения, элиты, лидеры. Эти институты дают молодому поколению возможности для политической активности и самореализации. Они также используют политические механизмы для контроля и управления поведением индивида в политическом контексте. К неполитическим
агентам относятся семья, церковь, сверстники, средства массовой информации, образовательные учреждения, а также молодежные организации.
Семья и образование, хотя они не считаются сугубо политическими агентами, традиционно играют ключевую роль в процессе политической социализации. Семья имеет первостепенное значение в формировании личности, поскольку она, в отличие от других институтов воспитания, может влиять на человека на протяжении всей его жизни, охватывая все аспекты развития и роста человека. В рамках политических исследований семья рассматривается как «ключевой агент», ответственный за передачу межпоколенного опыта и формирование политических ценностей и норм.
Система образования - один из фундаментальных институтов политической социализации. В школах одной из ключевых задач является воспитание гражданских качеств и политико-правовое просвещение, что способствует формированию уважения к законам и укреплению гражданской культуры среди молодежи. Учителя играют значительную роль в исправлении пробелов семейного воспитания и предотвращении морального или интеллектуального упадка у школьников, особенно если они происходят из неблагополучных семей.
Французский социолог Э. Дюркгейм подчеркивал, что школа - это «фокальный социа-
лизирующий институт» [2]. В отличие от семьи, где статус ребенка предопределен с момента рождения, в школе ребенок должен сам добиться своего социального положения. Американский социолог Т. Парсонс называл школу «мини-обществом», в котором поведение регулируется правилами, а достижения оцениваются баллами. Именно в школе дети переходят от семейных традиций к нормам и ценностям, принятым в обществе.
Образование же высшее, отличается своеобразной неформальностью в «воспитании» студентов. Неформальные и другие практики взаимодействия студентов и преподавателей помогают сформировать у студентов высокую гражданскую культуру и ответственность, что и является конечной ступенькой политической социализации. Здесь у преподавателя нет задачи воспитать студента, основная задача -направить студента в нужное мыслительное русло.
В контексте политической социализации высшее образование как раз-таки более эффективно в плане усвоения политической морали и норм, чем школа, очевидно, это оправдывается как возрастом личности, учащейся в вузе, так и степенью осознанности. Система образования относится к числу основных неполитических агентов, оказывающих, тем не менее, существенное воздействие на процесс первичной политической социализации. В ходе обучения дети, подростки и молодые люди в доступной им форме усваивают не только научные знания, умения и навыки, но и политические представления, убеждения, ценностные ориентации и нормы. Следовательно, создавая соответствующие условия обучения, можно влиять на эффективность процесса политической социализации молодых людей [3].
Роль образования в политической социализации сильно зависит от типа политической системы, режима и уровня развития гражданского общества. В период системного кризиса, который переживает современная Россия, его воздействие ощущается особенно остро, влияя на всё общество, в том числе и на его наиболее уязвимую часть - молодежь [4].
В контексте российской государственной молодежной политики на процесс политической социализации молодежи существенное влияние оказывают общественные молодежные организации. Они нацелены на решение
коренных молодёжных проблем и повышения активности участия в политических процессах. Но так или иначе, молодежные парламенты являются независимыми структурами и транслируют идеи партии или государства. «Важное место в системе молодежных общественных организаций занимают образованные в ряде субъектов Российской Федерации молодежные парламенты». Анализируя деятельность молодежных парламентов, Д.А. Маяцкий отмечает, что она «представляет собой весьма полезную социально-политическую практику, которая уже используется в приобщении молодежи к политическим механизмам согласования и принятия инициатив, направленных на решение областных проблем. Данная имитационная работа, повторяющая процедуры легитимных законодательных структур страны, повышает политическую культуру молодых депутатов и молодежи» [5].
На сегодняшнее время традиционные институты политической социализации сменились информационно-коммуникативными технологиями. Интернет, заменили укоренившиеся институты социализации, соц. сети оказывают значительное воздействие на поведение и установки молодежи. Система формирования ценностных ориентаций современной молодежи подвержена влиянию западных идеалов и моделей, которые распространяются через Интернет. Современный процесс политической социализации молодежи сталкивается с проблемой отсутствия системной методологии по усовершенствованию данного процесса. Молодежь сама на основе проб и ошибок, доверия и не доверия воспитывает в себе особую политическую культуру, формируя в себе определенные ценности.
Понимание политики и политических процессов часто меняется в зависимости от того, что происходит в обществе. Из-за отсутствия целостной системы в процессе политической социализации, политические ориентации молодежи обсусливаются не должным влиянием политических агентов, а социальным и материальным положением. Мы не говорим о том, что на молодежь должны оказывать колоссальное влияние какие-либо структуры, мы лишь хотим показать, что между властью в лице государства и молодежью может быть
компромисс, и тогда на процесс политической социализации молодежи будет влиять смешанная практика, без доминирования, с одной стороны, уличной среды и без доминирования «навязывания», с другой.
Политическая социализация, процесс включения человека в политическую систему, в котором он приобретает политический опыт и усваивает нормы, ценности и установки, является основой стабильности политической системы и одним из признаков её эффективности. В России социализация молодежи происходит в условиях идеологического плюрализма, что отражает разнообразие точек зрения и подходов, характерных для периода демократических преобразований. Это создает новые возможности для молодых людей активно включаться в политическую жизнь,
взаимодействуя с политическими институтами и находя свое место среди различных социальных групп, вовлеченных в политические процессы. Однако этот процесс в России не развивается плавно и без конфликтов, так как он сталкивается с противоречиями, связанными с переходным периодом и изменениями в политической системе государства. Молодежь в современной России испытывает неполное доверие к политическим агентам социализации, что отражает сложности адаптации к новым политическим условиям и культурным ориентирам. Причина этого лежит не столько в разногласиях молодежи с идейной направленностью политических институтов, сколько в том, что эти институты часто кажутся слишком далекими от реальных проблем, с которыми сталкивается молодёжь.
Библиографический список
1. Щеглов, И.А. Политическая социализация как проблема политической теории / И.А. Щеглов. // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 1. - С. 1-4.
2. Поликанова, Е.П. Социализация личности // Философия и общество: научно-теоретический журнал. - 2003. - № 2(31). - С. 84-106.
3. Бучкова, А.И. Сущность и особенности политической социализации молодежи в современной России: автореферат дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 / Бучкова Алла Ивановна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2013. - 27 с.
4. Брагина, Е.А. Политическая социализация молодежи в современные условия трансформации общества: агенты и факторы // Social Science & Humanities. - 2020. - С. 74-81.
5. Маяцкий, Д.А. Молодежный парламент как институт политической социализации // Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 2007. - № 1. - 177 с.
MAIN AGENTS OF POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN RUSSIA
K.V. Yudina, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. This paper focuses on the agents ofpolitical socialization of young people and their classification. The paper defines the concepts: agents ofpolitical socialization, socialization and political socialization for better presentation of the analysis. To the main agents of political socialization of youth the author refers non-political actors and non-political institutions: family, collective, friends, subjects of the education system. This paradox arose due to the distrust of the young generation in political institutions that should contribute to their socialization. The main reason for this distrust is the perception of political institutions as detachedfrom the real problems of young people.
Keywords: agents, political socialization, socialization, youth, political and non-political agents.