Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА: АГЕНТЫ И ФАКТОРЫ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА: АГЕНТЫ И ФАКТОРЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
376
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / АГЕНТЫ / ФАКТОРЫ / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL SOCIALIZATION / YOUNG PEOPLE / AGENTS / FACTORS / INSTITUTIONS OF SOCIALIZATION / TRANSFORMATION OF SOCIETY / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Брагина Елена Анатольевна

В статье определены основные агенты и факторы политической социализации молодежи на современном этапе развития общества. Рассматриваются базовые характеристики и функции таких институтов политической социализации, как семья, образование, государство, средства массовой информации. Отмечена возрастающая роль таких агентов, как СМИ, Интернет-форумов и социальных сетей. Показана необходимость усиления роли и значения государства и молодежных движений в процессе политической социализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN MODERN CONDITIONS OF SOCIETY TRANSFORMATION: AGENTS AND FACTORS

The article identifies the main agents and factors of political socialization of youth at the present stage of development of society. The basic characteristics and functions of such institutions of political socialization as the family, education, the state, and the mass media are considered. The growing role of such agents as mass media, Internet forums and social networks is noted. The article shows the need to strengthen the role and significance of the state and youth movements in the process of political socialization of young people.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА: АГЕНТЫ И ФАКТОРЫ»

POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN MODERN CONDITIONS OF SOCIETY TRANSFORMATION: AGENTS AND FACTORS

Bragina Elena Anatolievna, Lecturer, Department of General Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Stavropol Regional College of Art, Stavropol

The article identifies the main agents and factors of political socialization of youth at the present stage of development of society. The basic characteristics and functions of such institutions of political socialization as the family, education, the state, and the mass media are considered. The growing role of such agents as mass media, Internet forums and social networlys is noted. The article shows the need to strengthen the role and significance of the state and youth movements in the process of political socialization of young people.

Keywords: political socialization; young people; agents; factors; institutions of socialization; transformation of society;

political system; political culture.

DOI 10.24923/2305-8757.2020-3.9

УДК 32.019.51 ВАК 23.00.02

© Брагина ЕЛ., 2020

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА: АГЕНТЫ И ФАКТОРЫ

В статье определены основные агенты и факторы политической социализации молодежи на современном этапе развития общества. Рассматриваются базовые характеристики и функции таких институтов политической социализации, как семья, образование, государство, средства массовой информации. Отмечена возрастающая роль таких агентов, как СМИ, Интернет-форумов и социальных сетей. Показана необходимость усиления роли и значения государства и молодежных движений в процессе политической социализации молодежи.

Ключевые слова: политическая социализация; молодежь; агенты; факторы; институты социгигизации; трансформация общества; политическая система; политическая культура.

БРАГИНА Елена Анатольевна, преподаватель кафедры общегуманитарных и социгьчьно-экономических дисциплин, Ставропольский краевой колледж искусств, Ставрополь

При исследовании проблем политической социализации личности в качестве первоочередной исследовательской задачи выступает всестороннее изучение роли агентов, факторов и средств политической социализации подрастающего поколения, без которых представляется невозможным становление индивида в качестве полноправного члена социума, органичного включения его в мир политики.

Основополагающим и в то же время специфичным показателем роли агентов в процессе политической социализации молодежи выступает тот факт, что они несут особую ответственность за сохранение, развитие, трансляцию доминирующих в обществе политических ценностей, норм, традиций, установок, за преемственность гражданской и политической культуры, за социально-политическое воспроизводство последующих поколений.

В качестве агентов политической социализации выступают социальные группы, институты, воздействующие на личность, с тем, чтобы индивид усваивал определенную систему политических знаний, ценностей, норм, стандартов политического поведения для эффективного выполнения им конкретных политических ролей.

Классификацию агентов политической социализации можно провести по разным основаниям:

- отдельные личности - агенты, воздействующие на индивида в процессе политического просвещения, обучения и воспитания;

- учреждения - институты, осуществляющие контроль протекания политической социализации.

В зависимости от места и роли субъектов в политической системе общества выделяют политических и неполитических агентов социализации:

- политические агенты: политические институты и организации, важнейшими из которых являются государство, органы государственной власти, политические партии и движения, политические элиты и лидеры, политические группы интересов и др. Данные институты выступают способами и средствами выражения политической активности молодого поколения, ее политического самоутверждения. Система, которую образуют политические агенты, с помощью политических механизмов контролируют и направляют политическое поведение индивида;

- неполитические агенты: семья, сверстники, церковь, образование, средства массовой информации, культурные и спортивные объединения, молодежные организации и др.

Степень влияния политических и неполитических агентов на личность неодинакова и во многом зависит от социал ьно-экономических факторов, образа жизни индивида, его места и роли в социальной структуре общества, и в определенных социально-политических условиях неполитические агенты способны оказывать на политическую социализацию молодежи более существенное влияние, чем собственно политические агенты.

Традиционными и наиболее действенными институтами политической социализации, на наш взгляд, продолжают оставаться семья и образование.

Первостепенное значение в становлении личности принадлежит семье. Это связано, в первую очередь, с тем, что "в отличие от других воспитательных институтов, семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Это огромный диапазон воспитательной функции сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности" [д, 41].

В политологической мысли семья называется "ключевым агентом", посредством которого осуществляется межпоколенная трансляция политической культуры общества и формируются политические нормы, ценности, убеждения личности. [2,27; 6,44] Одним из традиционных институтов политической социализации выступает многоуровневая система образования. Одна из целей школьного образования состоит в нравственном, политико-правовом просвещении и воспитании гражданских качеств, уважении к закону, формировании высокой гражданской культуры подрастающего поколения. За учителями закрепляется задача исправления недостатков семейного воспитания, предупреждения процесса моральной и интеллектуальной деградации личности школьника, который начинается в асоциальной семье.

Французский социолог Э. Дюркгейм отмечал, что именно школа выступает "фокальным социализирующим институтом". Внутри семьи статус ребенка предписан, он уже установлен его рождением, в то время как социальный статус ребенком достигается самостоятельно, и, в первую очередь это происходит в школе. [8, 88]

Как справедливо заметил американский исследователь Т. Парсонс, школа представляет собой "общество в миниатюре", где поведение каждого регулируется правилами, а достижения измеряются оценками. [7,

503] Переход от семейных традиций к стандартам и ценностям государства и общества происходит именно в школе. Школьные стандарты применяются ко всем ученикам, и школы действуют на основе меритокра-тического принципа, с помощью оценки достигается статус, [у, 503]

Система образования относится к числу основных неполитических агентов, оказывающих, тем не менее, существенное воздействие на процесс первичной политической социализации. В ходе обучения дети, подростки и молодые люди в доступной им форме усваивают не только научные знания, умения и навыки, но и политические представления, убеждения, ценностные ориентации и нормы. Следовательно, создавая соответствующие условия обучения, можно влиять на эффективность процесса политической социализации молодых лю- СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОТНОСИТСЯ К дей. [1, 25] Именно ЧИСЛУ ОСНОВНЫХ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ школа призвана АГЕНТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, прививать детям СУЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА эмоциональную ПРОЦЕСС ПЕРВИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ преданность и при- СОЦИАЛИЗАЦИИ, вязанность к политической системе и символам своего государства. формировать гражданственность, патриотические чувства и настроения. Являясь источником базовых знаний о политике, научных представлений о политической системе, политических отношениях и процессах, образовательные учреждения передают подрастающему поколению политические ценности и установки, существующие в обществе.

Одним из механизмов образовательной системы выступают многоуровневые науч-но-образовательные центры и площадки, на базе которых проводятся всероссийские, межрегиональные тематические форумы, олимпиады и дискуссии, организуются круглые столы и деловые игры. Организация подобных мероприятий нацелена на "формирование новой политической элиты страны, способной самостоятельно решать

ключевые проблемы, отстаивать свобод}' и независимость, реализовывать свои политические и гражданские права, воспитать национально ориентированную молодежь" [3].

В то же время необходимо констатировать факт отсутствия должного внимания со стороны образовательных организаций к вопросам политического просвещения молодежи на всех уровнях образовательного процесса. Образовательные программы профессионального и высшего образования зачастую не предусматривают учебных дисциплин социологического и политологического цикла. В результате у молодых людей образуются пробелы в социально-политических знаниях, что обуславливает низкий уровень политической компетентности личности, затрудняя возможность реализации своих политических потребностей и устремлений.

Таким образом, между уровнем образования индивида и его политической активностью существует определенная зависимость. Чем выше уровень образования, тем больше он информирован о политических процессах, происходящих в стране и мире, и как следствие более активно участвует в политической жизни общества. Пробелы в научных знаниях, низкий образовательный уровень во многом восполняется стереотипами массового политического сознания, а политическое поведение подчинено чувству стадности и стремлению быть как все.

Роль и место института образования в политической социализации во многом определяются типом политической системы общества, политического режима, уровнем развития гражданского общества. Так, в советский период действовал жесткий идеологический контроль, осуществлялось однонаправленное политическое образование, которое формировало политическое сознание подцаннического типа, а социально-по-

литическое участие граждан носило фор-малыю-ритуальный характер. В целях воспитания идеологически выдержанных и политически благонадежных граждан, на государственном уровне была создана эффективная общесоюзная система политического просвещения молодежи.

Системный кризис, который переживает постсоветская Россия, оказывает деструктивное влияние на общество, а особенно на самую уязвимую его часть -молодежь. Историческое прошлое страны свидетельствует о том, что необходимо убеждать общественность и молодежь в приоритете эволюционных изменений над революционными. Однако обществу трудно прийти к однозначным решениям и оценкам в этом вопросе. В этой связи вопрос о характере политической социализации и роли государства стоит сегодня весьма остро. Именно государство призвано задавать необходимый формат рассматриваемого процесса, направляя социальные институты на выполнение функции политической социализации.

Значимость государства как основного института политической социализации определяется тем, что оно максимально концентрируя власть и ресурсные возможности, регулируя уровень патернализма, определяет особенности и степень влияния различных факторов на процесс политической социализации. Государство создает определенную систему политической социализации, и его деятельность предусматривает выполнение двух взаимосвязанных функций: мировоззренческой и организационной.

Основополагающим элементом мировоззренческой функции выступает государственная идеология, которая закрепляет исключительное право государства на принятие политических решений, в ее рамках формируются политические ценности, обеспечивающие консолидацию общества вокруг правящего режима, что повышает вертикальную легитимность власти и позволяет проводить

политический курс от имени всего общества.

Господствующие в обществе политические ценности и государственные символы (гимн, флаг, герб) являются средствами гражданской, политической и национальной идентификации, с помощью которых государство формирует образцы политического поведения и устанавливает тот минимум поведенческих норм, который характеризует политическую связь между государством и обществом, объединяя их в едином политическом пространстве. Реализуя мировоззренческую функцию в процессе политической социализации, государство целенаправленно воздействует на политическое сознание граждан с целью формирования четкой политической идентичности личности и общепринятого образа жизни.

Организационная функция государства предполагает организацию и координацию действий и взаимодействий относительно всей системообразующей совокупности институтов политической социализации, а также осуществление социального контроля над их надлежащим функционированием.

Институциональная трансформация, происходящая в нашей стране за последние десятилетия, привела к разрушению традиционных механизмов трансляции политического опыта. На определенном историческом этапе государство практически устранилось от проведения целенаправленных действий в сфере политической социализации молодежи и, как следствие этого, сегодня в России можно с определенной долей уверенности говорить о кризисе гражданской и политической идентичности молодежи. Определяющую роль в процессе формирования ценностных установок, образа жизни людей и особенно молодежи стали играть спонтанные воздействия внешней среды, средства массой информации, различные формы массовой культура. [5; ю, 319] Лишь относительно небольшая часть молодежи интересуется политикой. Настроения аполитичности, иждивенчества полу-

чили широкое распространение в молодежной среде. Ни одна страна в мире не может интенсивно развиваться без хорошо отлаженной, продуманной на государственном уровне системы подготовки молодежи к будущей политической жизни. Демократические преобразования в России невозможны без высокой политической культуры молодого поколения. От того, с какими политическими ценностями и установками придет молодежь на смену нынешней политической элите, будет зависеть перспектива демократического развития страны.

В формировании политической культуры молодежи большую роль призваны играть различные организации, прежде всего, политические партии как институт опосредования отношений между гражданином и обществом. Значительный удельный вес политических партий как агентов политической социализации состоит в том, что молодежь является самой многочисленной частью электората. В целях идеологической пропаганды своих программных устремлений, их привлекательности для молодежного электората политические партии участвуют в организации и проведении политических курсов и семинаров, проводят молодежные политические дебаты, круглые столы, "детские выборы" для повышения политической культуры подрастающего поколения. Наиболее значимым моментом организации подобных молодежных мероприятий является привлечение интереса молодых людей к политическом}' процессу, стремление сформировать у них гражданскую идентичность и побудить их к участию в политической жизни страны для решения актуальных молодежных проблем.

Политические партии обладают универсальными и достаточно эффективными механизмами политической социализации. Основные принципы молодежной политики отмечены в программных документах политических партий. Большинство из них, независимо от идеологических ориентаций,

высказывают критические замечания положением российской молодежи и предлагают комплекс мер, призванных подцержать современную молодежь. Через свои молодежные структурные подразделения, программные положения политические партии оказывают влияние на политическое сознание, убеждения и установки молодых людей, что в будущем может создать прочный фундамент определенных политических сил.

Роль политических партий имеет большое значение при формировании политических ориентаций молодежи и ее электоральных предпочтений. Однако стоит отметить, что в последнее время политические партии для молодежи все чаще становятся определенными социальными лифтами, а также каналами карьерного роста, что в свою очередь немаловажно как для самой молодежи, так и для партийных организаций.

В рамках реализуемой в России государственной молодежной политики непосредственное влияние на политическую социализацию молодежи стали оказывать молодежные общественные организации, в форме молодежных консультационно-экс-пертных советов по молодежной политике, молодежных правительств и парламентов, являющиеся самостоятельными политическими и социокультурными институтами в многоуровневой системе политической социализации личности и занимающие определенную воспитательно-просветительскую нишу. Актуальность общественных молодежных организаций заключается в том, что они ставят перед собой конкретные общественно-политические цели и задачи, ориентированные на конкретно-возрастную категорию - молодежь. Особенностью является тот факт, что члены этих организаций и руководящий состав представлены молодыми людьми в возрасте до 30 лет, которые претендуют на активное участие в политической жизни страны и регионов наравне со старшим поколением. Формиру-

ют начально-элементарные навыки политического участия и содействуют включению молодежи в политику в качестве полноправных субъектов.

Важное место в системе молодежных общественных организаций занимают образованные в ряде субъектов Российской Федерации молодежные парламенты.

Анализируя деятельность молодежных парламентов, Д.А. Маяцкий отмечает, что она "представляет собой весьма полезную социально-политическую практику, которая уже используется в приобщении молодежи к политическим механизмам согласования и принятия инициатив, направленных на решение областных проблем. Данная имитационная работа, повторяющая процедуры легитимных законодательных структур страны, повышает политическую культуру молодых депутатов и молодежи" [4,177].

В современном постиндустриальном обществе радикальной трансформации подверглись традиционные институты политической социализации - так, исторически сложившиеся заменяются новыми институтами и агентами политической социализации: СМИ, массмедиа и особенно сетью Интернет, пользующейся наибольшей популярностью и доверием у молодого поколения россиян.

Отличительной особенностью СМИ является то, что они способны воздействовать на достаточно большое количество людей за очень короткий промежуток времени, формировать желаемый образ власти, создавать политические стереотипы, манипулировать массовым сознанием граждан. СМИ являются одним из основных источников получения политической информации, посредством которой происходит формирование общественного мнения и политических предпочтений граждан.

Как известно, информационно-коммуни-кативные технологии и в первую очередь Интернет оказывают колоссальное влияние на поведение и установки молодых людей. Роль средств массовой информации (СМИ)

зачастую носит противоречивый характер. С одной стороны, они оказывают информационную и консультативную поддержку молодежи в области политики и права. Расширяют информационный диапазон молодежной аудитории, способствуют целостному восприятию социальной реальности и единой политической культуры российского общества. С другой стороны, СМИ используются в целях манипуляции массовым сознанием, навязывая молодежи политические мифы и стереотипы мышления. Молодежь, которая не обладает достаточным уровнем политических знаний и политической культуры, оказывается в "информационной ловушке", когда посредством ток-шоу, телепередач предоставляется конкретное формально-проанализированное мнение и навязывается определенная модель политического поведения. В странах, где СМИ находятся под государственным контролем, массмедиа становятся мощным идеологическим орудием формирования политических убеждений.

Система становления ценностных ори-ентаций современной молодежи находится под влиянием ориентиров западного общества, насаждаемых сетью Интернет и занимающим лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения молодых людей. Продукты массовой культуры, доминирующие в Интернете, способствуют нравственной распущенности, усиливая негативные духовные тенденции. Обилие криминальных сводок рождает чувство беззащитности перед преступностью и неверие в эффективность правоохранительных органов. На пространствах Интернета получила широкое распространение идеология экстремистского толка с целью повлиять на религиозное сознание верующей молодежи, вовлечения ее в ряды ра-дикально-исламистских организаций. Данная проблема в настоящее время настолько актуализировалась, что привела к возникновению в научном сообществе термина "Интернет - джихад".

Таким образом, учитывая всевозрастающее влияние СМИ, перед институтами государственной власти и гражданского общества встает первоочередная задача по переориентации и активизации использования массмедиаинформации в контексте, повышающем уровень политической культуры молодежи.

В вопросах политической социализации учащейся молодежи достаточно проблем и противоречий системного, методологического и концептуального характера, что обусловлено отсутствием четкой системы управления политической социализации молодежи, как в институте образования, так и в других социальных институтах. Образовательные организации фактически лишены возможности использования опыта и по-тенциала молодежных общественных организаций в процессе политической социализации обучающихся.

Отсутствие развитого гражданского общества обуславливает низкую эффективность политических партии в качестве агента политической социализации, в большей степени заинтересованных обслуживанием политических интересов руководства, чем политико-воспитательной работой среди молодежи.

Наибольшие возможности в формировании политических ценностей и установок молодого поколения концентрируются у СМИ. В условиях рыночной экономики, когда существование СМИ зависит от массовых запросов потребителей, массмедиа проявляют заинтересованность не в предоставлении объективной информации, а в погоне за сенсациями и увеличением объемов финансирования, что сказывается на особенностях политической социализации молодежи, ее политических убеждениях и установках.

Таким образом, в условиях современного кризиса, наиболее действенным факто-

ром политической социализации, на наш взгляд, выступают социально-экономические и политические события, происходящие в стране, которые изменяют положение индивида в обществе и определяют его политические ориентации и оценки.

Политическая социализация личности носит динамический характер, изменения институционального порядка могут отразиться на качественном состоянии политической системы, что естественным образом приведет к модификации протекания политической социализации и трансформации роли агентов в данном процессе.

Политическая социализация не является однонаправленным процессом формирования политической культуры, не только механизм политической социализации определяет специфику политической культуры, но и сама политическая культура общества детерминирует особенности протекания политической социализации личности.

Агенты и институты политической социализации представляют механизм единой системы политического воспитания молодежи. Радикальная трансформация российской государственности в до-е годы XX века привела к ликвидации прежней системы политической социализации, советская система политических ценностей перестала существовать, а либеральные ценности, по-прежнему не востребованы подавляющей частью общества. Агенты политической социализации культивируют различные политические предпочтения, причем зачастую конъюнктурные и эгоистичные.

Отсутствие целостной системы политической социализации приводит к тому, что политические ориентации молодежи обуславливаются не влиянием агентов политической социализации, а их социально-экономическим положением.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НОСИТ ДИНАМИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, ИЗМЕНЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОРЯДКА МОГУТ ОТРАЗИТЬСЯ НА КАЧЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Примечания:

1. Бучкова А.И. Сущность и особенности политической социализации молодежи в современной России : дис. ...канд. социол. н. - М., 2013.

2. Костюкевич В.Ф. Семья в качества примера института политической социализации // Социальная политика и социология. - 2013. -№6. - С.

25-31-

3. Куда уходят деньги. Лента, ру. 6 мая 2011 г. http: // lenta, ru / articles / 2011 / 05 / об / seliger/

4. Маяцкий Д.А. Молодежный парламент как институт политической социализации // Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 2007. - № 1. - С. 177.

5. Мудрик A.B. Социализация человека. - М., 2006. - 304 с.

6. Нигматулина ТА. Институт семьи как один из факторов политической социализации детей и молодежи// Этносоциум и межнациональная культура. - М., 2016. - № 1(91). - С.78-84.

7. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения//Американская социологическая мысль. - М., 1996. - 503 с.

8. Поликанова Е.П. Социализация личности // Философия и общество. - 2003. - №2. - С. 84-106. д. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. - М., 1977. - 41 с. Ю.Юсупова Э.Ф. Политическая социализация личности как гарант демократического развития общества // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 318-321.

О с^

О

*)

г\ £

*) СО

л

ой

т со

Н

Г

Si

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.