Научная статья Original article УДК 316.37
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
Старыш Арина Руслановна, студентка 4 курса, кафедра социологии, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых» (600000, Россия, г. Владимир, ул. Горького, д.87), тел. 8 (4922) 47-99-78, [email protected].
Starysh Arina Ruslanovna, 4th year student, Department of Sociology, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov (600000, Russia, Vladimir, Gorky str., 87), tel. 8 (4922) 47-99-78, [email protected].
Аннотация. В данной статье рассматривается такая актуальная проблема современного общества, как политическая социализация молодежи. Анализируется роль молодежи в политической сфере общества как одна из важнейших функций для поддержания стабильности политической системы. Исследуется феномен политической социализации, его происхождение, а также определенные факторы политической социализации личности, влияющие на ход данного процесса. В статье также рассматриваются этапы прохождения политической социализации и присущие ей агенты, которые влияют на формирование политических взглядов молодого поколения. Annotation. This article discusses such an urgent problem of modern society as the political socialization of youth. The role of youth in the political sphere of society is
2702
analyzed as one of the most important functions for maintaining the stability of the political system. The phenomenon of political socialization, its origin, as well as certain factors of political socialization of the individual influencing the course of this process are investigated. The article also examines the stages of political socialization and its inherent agents that influence the formation of political views of the younger generation.
Ключевые слова: молодежь, личность, процесс, политическая социализация, политическая сфера, факторы политической социализации, агенты политической социализации.
Keywords: youth, personality, process, political socialization, political sphere, factors of political socialization, agents of political socialization.
Одна из основных характеристик общества - это его воспроизводство. Поколения сменяются поколениями - это закон природы, но как сохранить гармонию и сформировать стабильный социум в условиях постоянного обновления демографического фактора? Ответ заключается в постоянном процессе социализации индивидов. Под социализацией принято понимать процесс становления социально-гармоничного члена общества, при котором индивид в ходе своей жизни усваивает устоявшиеся в определенный конкретный исторический период развития социума системы социальных связей и отношений, перенимает социальный опыт, традиции и ценности предшествующих поколений. Благодаря процессу социализации индивид приобретает социально одобряемые обществом формы поведения, систему ролей, убеждения и нормы, которые необходимы ему для успешного взаимодействия с другими людьми и гармоничного функционирования в обществе.
Рассматривая молодежь как будущее общества, как основную силу, которая будет реализовывать свой потенциал для развития и совершенствования мира, нельзя не сказать, как важна ее роль в сфере
2703
политики. Политика - деятельность, которая напрямую связана с настоящим и будущим общества. Сфера ее влияния затрагивает все процессы жизнедеятельности людей, как социальной и экономической, так и духовной и культурной. От того, как функционирует политическая система и как протекают политические процессы, зависит уровень жизни населения, их настроения и развитие.
Особую роль в политической системе играет электорат, и молодое поколение составляет существенный процент от его состава. Следовательно, поведение молодежи в сфере политической деятельности, ее включенность в современный политический процесс, освоение, понимание молодым поколением своих политический прав и применение их на практике, определенная реализация политических интересов, и их политические ориентации, которые позволяют оценивать и обеспечивают принятие или непринятие различных политических реалий имеют основное значение для устойчивого развития страны и общества в целом. Уровень успешного осуществления всей перечисленной деятельности молодым поколением напрямую зависит от усвоенных ими паттернов поведения в ходе процесса политической социализации.
Молодежь представляет собой стратегический ресурс социума, от которого зависит функционирование страны и ее будущее развитие, поэтому вопрос о политической социализации молодого поколения никогда не теряет своей актуальности. Многие ученые исследовали предметное поле социализации личности и ее становления в политической сфере. Теоретическое осмысление процесса политической социализации представлено во многих работах как западных социологов и политологов, так и отечественных ученых, среди которых можно выделить Д. Истона [6], П. Бергера, Т. Лукмана [1], и других западных исследователей в области социологии и политологии, которые разрабатывали различные концепции политической социализации и анализировали этапы этого процесса. В своих
2704
научных трудах Н. А. Головин [4], А. И. Щербинин [10], И. А. Щеглов [8] и другие также рассматривают концептуально-теоретические основы политической социализации, и ее влияния на молодое поколение людей. Исходя из этого, можно сказать, что проблематика процесса политической социализации молодежи имеет фундаментальный характер и актуальна до сих пор.
Целью исследования данной темы является анализ такого процесса как участие молодого поколения в политической сфере общества, рассмотрение его специфики и особенностей его протекания в жизни подрастающего поколения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «политическая социализация молодежи»;
2. Проанализировать факторы, которые влияют на процесс политической социализации;
3. Рассмотреть этапы развития политической социализации и определить агентов этого процесса;
4. Проанализировать роль политической социализации молодежи.
Термин «политическая социализация» появляется в научно-исследовательской практике с середины ХХ века, в связи с изучением процессов развития и формирования политического сознания личности. Д. Истон и Г. Г. Хаймен впервые употребляют данный термин в своих концепциях, посвященных изучению политической адаптации человека, где трактуют политическую социализацию как процесс обучения индивида определенным социальным ролям и практикам, которые ему необходимо выполнять в сфере политической деятельности и при его взаимодействии с политической системой и ее институтами [6, а 81].
2705
Итак, под политической социализацией мы будем понимать процесс, при котором индивид усваивает определенные политические знания, ценности и нормы, перенимает политический опыт и навыки от предшествующего поколения. Это помогает индивиду сформировать характерную данному обществу политическую картину мира, политические представления, опыт политической деятельности и формы общения, которые позволяют ему участвовать в политической жизни общества, дают возможность ориентироваться в определенных политических процессах и анализировать их, а также позволяют делать сознательный выбор в сфере политики. Политическая социализация не только способствует усвоению личностью господствующей политической идеологии и реалий, но и формирует у человека стимул к проявлению собственной активности в политической деятельности, которая может выражаться в различных политически-ориентированных действиях. Осознание причастности к сообществу и самоидентификация индивида как члена политической жизни страны, сформированные посредством усвоения и принятия социально-политической действительности, обеспечивает стабильное существование и развитие политической системы, положительное отношение к институтам политической власти и политическим процессам.
То, как будет проходить процесс политической социализации и при каких условиях, напрямую зависит от ее факторов. Среди этих факторов выделяют следующие группы: мегафакторы - к ним относятся мировая система политических отношений, процессы глобализации, международные связи и взаимодействия в сфере политики, непосредственно влияющие на политическую обстановку каждой страны, а следовательно и на ее жителей; макрофакторы - страна, национально-этническая общность, государство и гражданское общество, а также взаимоотношения между ними, которые оказывают сильное влияние на протекание процесса политической социализации; мезофакторы - социальная принадлежность к большим
2706
социальным группам населения и профессиональным общностям, возрастные группы, средства массовой информации, воздействующие на усвоение индивидом политической культуры определенной страны; микрофакторы -семейные отношения человека, друзья и сверстники, неформальные общественные объединения, государственные и коммерческие учреждения и организации, от которых напрямую зависит формирование политических взглядов и мнений у индивида [4, с. 40-46].
Политическая социализация молодежи играет важнейшую роль в обеспечении непрерывного функционирования и развития институтов власти и политики при постоянной смене поколений - в этом же заключается одна из главных ее функций. При этом процесс политической социализации молодежи не только отвечает за усвоение молодым поколением политических основ и ценностей социума, но и дает возможность для формирования гармоничных взаимоотношений между гражданами, которые выражаются в их чувстве сплоченности, патриотизме и единстве.
Таким образом, воспроизводство политической и культурной систем общества непосредственно зависит от того, насколько эффективно происходит процесс политической социализации, способствующий обеспечить полноправное включение личности в социальные отношения и взаимодействия.
Изучая становление индивида в политической сфере общества, А. И. Щербинин выделял, наряду с политической социализацией, такие процессы как политическое воспитание и политическое образование. Он считал, что функция политической социализации заключается в воспроизводстве устоявшихся стереотипов восприятия и поведения в политической сфере в каждом новом поколении индивидов. За адаптацию подрастающего поколения к сложившемуся политическому миру и условиям, характеризующиеся определенным периодом времени, отвечает политическое воспитание, вследствие которого также сохраняется и поддерживается баланс в
2707
политической системе. Политическое образование, в свою очередь, кроме очевидной функции, дает возможность развития интеллектуальных и критических способностей у молодого поколения, которые они используют в ходе осознания окружающей политической действительности, а также возможность привнесения какой-либо инновационной активности в политическую жизнь страны [10, а 58-62].
Многие ученые исследовали процесс политической социализации с различных сторон и через призму разных аспектов. Так, Т. Лукман и П. Бергер в своих работах обозначили два этапа политической социализации, которые проходит индивид - первичный и вторичный. Под первичным этапом понимается процесс усваивания определенного набора укоренившихся традиций, ценностей и норм политической сферы общества, проходящий на основе влияния старшего поколения на младшее. Эта передача политических ценностных ориентаций происходит при социальном взаимодействии индивидов с определенными социально-значимыми субъектами своей жизни, например, с семьей, школой и т.д., которые выступают основными институтами социализации человека и влияют на процесс приобщения индивида к сложившейся социально-культурной системе общества. Вторичный этап, по мнению ученых, подразумевает под собой приобретение человеком новых знаний и навыков в сфере политики, а также определенного опыта, который получен на основе их применения. Это происходит благодаря участию человека в политической деятельности государства и под влиянием определенных политических факторов. При этом, индивид начинает отождествлять себя не только со знакомыми ему субъектами своей жизнедеятельности, но и в принципе со всем обществом, как определенное единство. Эти два этапа неразрывно связаны друг с другом, и при их эффективном взаимодействии политическая система общества стабильно функционирует и развивается [1, а 98-101].
2708
Необходимо отметить, что возрастные периоды жизни подрастающего поколения имеют большую значимость в рамках прохождения процесса политической социализации. Иногда политическое становление и развитие отдельного индивида в условиях одного возрастного периода значительно отличается от степени развития своих сверстников. Это детерминировано определенной совокупностью факторов, которые воздействуют на сознание индивида и его приобщение к политической культуре общества. К ним можно отнести субъективное внутреннее состояние индивида, условия и уровень его физического и социального развития, а так же степень влияния агентов политической социализации на его жизнедеятельность.
Под агентами политической социализации понимается совокупность естественно сложившихся и специально созданных формальных институтов и конкретных людей, функционирование которых нацелено на развитие индивидов посредством передачи им политической системы ценностей и паттернов политического поведения через процесс политического воспитания и образования [3, а 110].
Существуют как политические агенты социализации, так и неполитические. Среди основных политических агентов можно выделить вид и характер государственного устройства, политический режим и его особенности, функционирующие политические институты, политические партии и организации, политические движения, определенные процессы и события в сфере политики, например, митинги, политические конфликты, революции, войны и т.п. Все это со своей стороны подвергает огромному влиянию на политические ценностные ориентации личности и восприятие ею окружающей политической действительности. Неполитические агенты -семья человека, друзья и другие социальные группы, образовательные учреждения и организации, профессиональные и трудовые организации, армия, культура и искусство, религиозные институты, а также СМИ и социально-информационная среда. Говоря о неполитических агентах нельзя
2709
преуменьшать их роль в политическом развитии личности, ведь именно ближайшее окружение индивида, его взаимодействие в неформальных отношениях и вовлеченность в информационно-коммуникативный процесс, которые напрямую не связаны с политической сферой, во многом воздействуют на личность гораздо сильнее, чем политические агенты. В действительности политические и неполитические процессы и события всегда взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому четкой границы между агентами проводить не следует [9, а 29-32].
Как известно, социализация личности начинается с рождения человека и не имеет конечной точки в каком-либо определенном возрасте. Политическая же социализация наиболее эффективно и результативно протекает именно в юношеском возрасте - от 16 лет до 30, так как молодой человек становится активным участником политической жизни и может проявлять свою волю в каких-либо политических вопросах, а не только пассивно наблюдать за происходящими политическими процессами. В этот возрастной период у молодых людей формируется определенное политическое самоопределение, которое позволяет критически оценивать анализировать политическую ситуацию страны [5, а 41].
Семья как один из основных агентов политической социализации играет важнейшую роль в познании основ политической сферы жизнедеятельности социума. Значительное влияние на формирование политических взглядов и оценок у молодого человека оказывают неформальные группы, в которые вхож индивид, молодежные субкультуры, учебные заведения, интернет-пространство и т.д.
По достижении 18 лет молодые люди могут полноправно активно участвовать в политической жизни государства. Благодаря успешному процессу политической социализации к этому возрасту молодые граждане уже имеют определенные взгляды и мысли о политическом положении в стране и его месте и значении в политической системе. Их участие в сфере политики
2710
может проявляться в определенном влиянии на ход политических процессов, например, принятие участия в предвыборных кампаниях и агитациях, голосованиях, а также участие в деятельности различных политических движениях, членство в партиях и т.д. Молодым людям дается право избирать и самим быть избранными в органы исполнительной и законодательной власти. Все новые возможности и новый опыт также влияют на уже сформированные политические установки молодежи, при этом меняя их отношение относительно сферы политики. Вместе с этим, в процессе получения образования и следующей за ним как профессиональной, так и общественной деятельности, молодой человек получает все больше знаний и опыта относительно политической действительности, оценивает ее и анализирует, что позволяет ему выражать свое мнение как положительное, так и отрицательное о каких-либо политических действиях и решениях [7, а 3941].
Ход политической социализации молодого человека также непосредственно зависит от характера поведения человека как субъекта политической жизни. Например, он может проявить себя как активный участник в сфере политики, или же продолжит пассивно наблюдать и никак не взаимодействовать с этой сферой, или сама политика будет вызывать у него чувство антипатии и отторжения. Предпосылки его поведения как раз таки и детерминируются воздействием на индивида агентов и факторов политической социализации. И для воспроизводства подрастающего поколения, которые будут гармонично интегрированы в сферу политики, необходимо грамотно учитывать и совершенствовать механизмы политической социализации молодежи, с целью эффективного функционирования и дальнейшего развития политической системы государства.
Необходимо учитывать и совершенствовать механизмы политической социализации молодежи, оказывающие огромное влияние на подрастающее
2711
поколение, с целью его дальнейшей эффективной интеграции в сферу политики, которая поспособствует результативному функционированию политической системы и ее развитию.
Таким образом, политическая социализация молодежи - процесс, который играет одну из важнейших ролей для жизни социума, так как благодаря ему происходит включение человека в политическую сферу общества, познание и приобщение к политической культуре страны и формирование политически-ориентированной молодежи, которая является ценным ресурсом для функционирования политической системы и развития государства в целом.
Литература
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: "Медиум", 1995. — 323 с.
2. Бозаджиев, В. Л. Политическая социализация личности. - Челябинск: Печатный двор, 2018. - 211 с.
3. Гатиева, А.М. Политическая социализация: основные теоретические подходы исследования / А.М. Гатиева // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. -№3. - 2010. - С. 109-114.
4. Головин, Н. А. Теоретико-методологичеческие основы исследования политической социализации / Н. А. Головин. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 288 с.
5. Зайцева, И. Политическая социализация студенческой молодежи в условиях малого города / И. Зайцева // Вестник высшей школы. - 2003. -№ 5. - С. 40-43.
6. Истон, Д., Денис Дж. Дети в политической системе: основа политической законности / Д. Истон, Дж. Деннис // Вестиик МГУ. - Серия 18. - №3. -2001. - С. 79-85.
2712
7. Тесленко, А. Н. Политическая социализация студенческой молодежи. -Кокшетау, 2015. - 203 с.
8. Щеглов, И. А. Политическая социализация: теория и методология проблемы / И. А. Щеглов. - Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. - 278 с.
9. Щеглов, И. А. Политическая социализация: человек политический. -Москва: МАКС Пресс, 2009. - 157с.
10. Щербинин, А. И. Политическое образование. - 2005. - 288 с.
References
1. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge. — M.: "Medium", 1995. — 323 p.
2. Bozadzhiev, V. L. Political socialization of personality. - Chelyabinsk: Printing Yard, 2018. - 211 p.
3. Gatieva, A.M. Political socialization: basic theoretical research approaches / A.M. Gatieva // Bulletin of the Adygea State University. - Series 1: Regional studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies. - No. 3. - 2010. - pp. 109-114.
4. Golovin, N. A. Theoretical and methodological foundations of the study of political socialization / N. A. Golovin. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 2004. - 288 p.
5. Zaitseva, I. Political socialization of student youth in a small town / I. Zaitseva // Bulletin of the higher school. - 2003. - No. 5. - pp. 40-43.
6. Easton, D., Denis J. Children in the political system: the basis of political legality / D. Easton, J. Dennis // Vestiik MSU. - Series 18. - №№3. - 2001. - Pp. 79-85.
7. Teslenko, A. N. Political socialization of student youth. - Kokshetau, 2015. -203 p.
2713
8. Shcheglov, I. A. Political socialization: theory and methodology of the problem / I. A. Shcheglov. - Moscow: Bauman Moscow State Technical University, 2007. - 278 p.
9. Shcheglov, I. A. Political socialization: a political person. - Moscow: MAKS Press, 2009. - 157s.
10. Shcherbinin, A. I. Political education. - 2005. - 288 p.
© Старыш А.Р., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.
Для цитирования: Старыш АР. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №4/2022.
2714