УДК 159.923 ББК 88.52 С 72
О.Н. Спирина
Соискатель кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: pedfak_agpu@mail. ru
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена раскрытию основного содержания понятия «ценностные ориентации личности» как высшей ступени ценностно-смысловой иерархии, как завершения формирования основной системы убеждений и идеалов личности.
Ключевые слова: ценности личности, культура личности, ценностные ориентации, личностно ориентированное образование, духовность, мировоззрение.
O.N. Spirina
Applicant for Candidate degree of the Department of Social, Special Pedagogy and Psychology, the Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: pedfak_agpu@mail. ru
THE BASIC CONTENT OF VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSON
Abstract. The paper discloses the basic content of concept “value orientations of the person” as the higher step of value-semantic hierarchy and the end of formation of the basic system of belief and ideals of the person.
Keywords: values of the person, culture of the person, the value orientations, the person-focused education, spirituality, outlook.
Во все времена именно ценности обеспечивали духовную ориентацию человека, направленность его мировоззрения. Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека существенное значение и способные удовлетворять его многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».
Ценностью современного образования является личность человека, поэтому в состав новой парадигмы образования включены идеи единства и целостности образования и личностно ориентированного образования.
Цель личностно-ориентированного образования - воспитание человека с развитым культурным потенциалом. Парадигма личностно ориентированного образования включает 4 положения. Первое из них касается его сущности: «Образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству». Второе определяет отношение педагога к ребенку и его позицию в образовательном процессе: личностно-гуманитарный подход, т.е. развитие в человеке личности. Третье положение определяет «человекообразующие» функции - гуманитарную, нравственную, культуросозидательную и др. Четвертое положение касается непосредственно
содержания личностно ориентированного образования - учет его интересов и склонностей, развитие мышления и пр. [1].
Таким образом, приобщение личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей, в ходе которого индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять свою деятельность. Культура личности есть система личностных свойств-ценностей (общезначимых принципов, норм, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков), усвоенных личностью в процессе социализации. В понятии ценностей отражается социокультурная значимость явлений действительности. Однако индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе, это всегда -выбор самой личности, обусловленный «совокупным жизненным ресурсом», под которым понимаются здоровье, особенности возраста и пола, способности, а также социальные преимущества (образование, социальное происхождение, квалификация, профессия), самооценка, уровень притязаний личности.
Другой важной функцией ценностей является прогностическая - с опорой на ценности осуществляется выработка жизненной позиции, создание образа будущего, определение перспектив развития личности.
В.А. Сластенин под ценностями личности понимает «отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей личности, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, приобретают то или иное личностное значение» [2].
По мнению известного психолога А.Н. Леонтьева, «усвоенные индивидом значения, обусловленные его потребностями, интересами и зафиксированные в установках, складываются в ценностные ориентации личности в виде конкретного отношения этой личности к ценностям жизни» [3].
Д.А. Леонтьев в работе «Ценность как междисциплинарное понятие: опыт
многомерной реконструкции» выделяет три формы существования ценностей [4]:
1) идеальные - выработанные общественным сознанием и обобщённые представлениями о совершенстве;
2) предметно воплощённые - зафиксированное в культуре выражение ценностных идеалов, реализующихся посредством человеческой деятельности (причём воплощением их может выступать либо сам процесс деятельности - деяние, либо объективированный продукт деятельности - произведение);
3) личностные - ценностная система субъекта, выступающего средством осознания значимости предмета или явления для удовлетворения его потребностей.
Обобщим вышесказанное: ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Производные от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры. Четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Более принятым является определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
Выделяют следующие компоненты ценностных ориентаций: когнитивный, эмотивный и поведенческий [5]. Когнитивный есть элемент знаний, т.е. знания о ценностях и знания-ценности; эмотивный-эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки, т.е. оценочные суждения, сквозь призму которых человек воспринимает окружающую реальность; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности, т.е. регулятивы поведения, его цели и нормы. Все компоненты взаимосвязаны, причем неоднозначно; кроме взаимовлияния содержания всех компонентов, существуют более
частные, а потому - более жесткие связи: знания являются фундаментом формирования оценочных суждений, оценки определяют критерии, которыми регулируется поведение в реальных условиях. Субъективный аспект ценностных ориентаций (то, что личность не репрезентирует, но чем подсознательно или сознательно руководствуется) имеется во всех компонентах (штриховка) и отличает реального человека от идеализированного, «доступного изучению и корректировке».
Итак, основное содержание ценностных ориентаций - мировоззренческие и нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. Высшим проявлением целевой детерминации личности являются нравственные идеалы, выступающие в качестве мотива ее совершенствования. Это предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем, в них зафиксирована позиция должного, с которой оценивается существующее, определяются тенденции будущего в настоящем.
Как показывает практика, становление ценностных ориентаций у человека существует в одном смысловом поле с культурой, духовностью, моралью, гуманизмом. Таким образом, ценностные ориентации личности могут являться объектом целенаправленного воздействия и формирования в специально организованном процессе интериоризации общечеловеческих ценностей. В качестве одного из компонентов такого процесса может выступать образование как единство обучения и воспитания, в том числе в вузе. На этой ступени образования, на наш взгляд, наибольшее развитие получают мировоззренческие ценности и ценностные ориентации как высшая ступень ценностно-смысловой иерархии, как завершение формирования основной системы убеждений и идеалов личности.
Примечания:
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д: Учитель, 1999. 560 с.
2. Сластенин В.А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы // Наука и школа. 1998. № 2. С. 8-16.
3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 480 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во МГУ, 1975. 215 с.
5. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 22-24.
6. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
7. Тхаркахова А.Ш. Формирование ценностных ориентаций у студентов в процессе обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. Вып. 1. С. 142-147.
References:
1. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Pedagogics: personality in humanistic theories and educational systems. Rostov-on-Don: Creative center "Teacher", 1999. 560 pp.
2. Slastenin V.A. The higher pedagogical education of Russia: traditions, problems, prospects // Science and school. 1998. №2. P.8-16.
3. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psychology and pedagogics: manual for higher school sdudents. М: Publishing Center "Academia", 2001. 480 pp.
4. Leontjev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: MSU, 1975. 215 pp.
5. Leontjev D.A. Value as interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction // Philosophy Questions. №4. 1996. P.22-24.
6. Yadov V.A. Selfregulation and prognostication of the person’s social behaviour. L.: Publishing House LSU, 1979.
7. Tkharkakhova A. Sh. The formation of students’ value orientations in the course of training // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogics and Psychology». Maikop: Publishing house ASU. Issue 1. 2009. P. 142-147