Научная статья на тему 'Педагогический дизайн как средство формирования ценностных ориентаций личности'

Педагогический дизайн как средство формирования ценностных ориентаций личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э.В., Такушевич И.А.

В статье рассматривается феномен «педагогический дизайн», его сущность, особенности формирования ценностных ориентаций личности средствами педагогического дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический дизайн как средство формирования ценностных ориентаций личности»

Щ Педагогические науки

77

УДК 37.013

Педагогический дизайн как средство формирования ценностных ориентаций личности

■ Э.В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент;

И.А. ТАКУШЕВИЧ - старший преподаватель кафедры английского языка и перевода Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ)

В статье рассматривается феномен «педагогический дизайн», его сущность, особенности формирования ценностных ориентаций личности средствами педагогического дизайна.

Ключевые слова: ценностные ориентации личности; педагогический дизайн.

Teaching design as a way of identity formation of value orientations

E.V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. In Pedagogics, Associate Professor;

I.A. TAKUSHEVICH - Senior Lecturer of the Department of English Language and Translation of the St. Petersburg State University of Economics

The article deals with the phenomenon of «teaching design», its essence, especially the process of formation of valuable orientations of the person by means of instructional design.

Key words: value orientations of the person; teaching design; value orientation.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Новая культурная ситуация, глобализация, возрастание информационного потока, рост научного знания, расширение коммуникативного пространства, неопределенность во всех сферах жизни - все это ведет к трансформации общества и переоценке его традиционных ценностей. Эти тенденции, с одной стороны, определяют отличительные черты современной личности: фрагментарность мышления и одновременно формирование синергетического типа мышления, открытость общению, обеднение эмоцио-

нального компонента общения, мультиза-дачность, ориентация на знак и образ, когнитивная перегрузка, мобильность и др., с другой - сопровождаются активными поисками новых практик в философии образования и педагогике.

Открытость общества различным системам ценностей делает проблему воспитания личности, способной на осознанный ценностный выбор, весьма актуальной. В связи с этим требуется поиск новых подходов к воспитанию и обучению, позволяю-

щих создать такую среду, где содержание, наполненное общечеловеческими ценностями, будет способствовать становлению нравственной личности.

Государственный заказ подразумевает воспитание и развитие личности в рамках аксиологического подхода, поощряет «расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом»1.

Формирование ценностных ориентаций происходит как индивидуально, так и социально, порождая паттерны мышления, эмоций, речи, восприятия и взаимоотношений. Система ценностных ориентаций выражает отношение человека к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества, тем самым оказывая существенное влияние на его поведение и деятельность2. Они связывают внутренний мир личности с окружающей действительностью, образуя сложную многоуровневую иерархическую систему, которая в свою очередь определяет ориентиры человеческого поведения и механизмы непрерывного изменения и развития3.

Одним из средств формирования ценностных ориентаций личности может стать педагогический дизайн (от англ. instructional design, instructional systems design, ISD). Данный термин сравнительно недавно используется в педагогической науке: в начале XXI в. дизайн становится глобальным явлением, приобретает многоаспектный и системный смысл. Сущность и особенности дизайн-проектирования являются одним из факторов расширения сферы применения дизайна, охвата практически всех сфер жизнедеятельности человека, следствием чего стало появление таких новых понятий, как «психодизайн», «экодизайн», «генный дизайн», «педагогический дизайн».

Теоретическим раскрытием сущности и обоснованием применения педагогического дизайна занимались как отечественные ученые-педагоги (Р.М. Ганье, М.Н. Крас-нянский, М.В. Моисеева, Е.В. Оспенникова, Е.Д. Патаракин, И.М. Радченко, А.Ю. Уваров), так и зарубежные (Р. Глазер, С. Рейгулут, Т. Рэган, П. Смит и др.). Исследователей в данном аспекте интересуют модели педагогического дизайна, его взаимодействие с компьютеризированным обучением, изуче-

ние педагогического дизайна в когнитивной психологии, техники быстрого прототипи-рования.

Ученые по-разному определяют понятие «педагогический дизайн» (instructional, переводится как «образовательный», «воспитательный», «учебный»4). Классическая интерпретация данного понятия представлена в работах М. Меррилла и Л. Дрейка: «Педагогический дизайн - это научная дисциплина, которая занимается разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения»5. М.Н. Краснянский, И.М. Радченко определяют его как «педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными»6. При этом определяющим словом они считают «дизайн», то есть «план действий, осуществляемых с определенной целью»7.

По мнению Е. Тихомировой, самое простое определение педагогического дизайна таково: это системный подход к построению учебного процесса8. Поскольку в основе педагогического дизайна лежит важность содержания курса, стиля и последовательности изложения и представления материала, то с его помощью выстраивается единая система из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. Нам представляется, что лучшим преподаванием является то, которое эффективно (облегчает усвоение обучающимися необходимых знаний и навыков), рационально (требует минимальных временных затрат для достижения обучающимися целей обучения) и привлекательно (мотивирует и заинтересовывает обучающихся).

Таким образом, педагогический дизайн может быть представлен как упрощение обучения или специальное «выстраивание» условий для достижения определенной цели (от простого воспроизведения знаний до когнитивных стратегий, с помощью которых обучающиеся могут найти новые объекты исследования)9. К тому же он позволяет строить отношения между педагогикой и миром образования на новом уровне, при этом на первый план выдвигается возможность «целенаправленной эстетизации» процесса воспитания и обучения личности10.

Первые научные труды относятся к началу 1980-х гг., хотя идеи, на которых строится педагогический дизайн, были высказаны на несколько десятилетий раньше в работах у Э.Л. Торндайка (1898), Дж. Уотсона (1913), Б.Ф. Скиннера (1930), К. Халла (1935),

Педагогические науки

79

Э. Гутерье (1940). Кроме того, на развитие данного направления оказали влияние бихевиористские, когнитивные и конструктивистские теории обучения (Д. Брунер, Н. Краудер, Г. Найссер, С. Пайперт и др.). В настоящее время исследование проблем педагогического дизайна в зарубежном образовании является одним из приоритетных (университет Джорджии, Роосевелтский университет, университет штата Флориды, университет Фрайбурга и др.). Однако в современных трудах по педагогическому дизайну, несмотря на несомненный интерес исследователей к данной области, на периферии внимания остается вопрос о возможностях его влияния на личность с целью развития ее ценностных ориентаций.

В основе формирования и развития ценностных ориентиров личности лежит несколько условных этапов: 1) усвоение ценностных знаний; 2) «включение» чувств, то есть эмоциональное восприятие полученных знаний; 3) проявление их в поведении и различных видах деятельности. В связи с этим процесс формирования ценностных ориентаций может быть более эффективным, если приобщение к ним происходит при использовании средств педагогического дизайна. При этом отмечаются особенности их получения: неформальность (знания представляют для индивида интерес или пользу и понятны ему), субъективность («значение для меня»; умение найти смысл для себя связано с умением ориентироваться в собственном внутреннем мире); сознательность (осмысленность; какой смысл они приобретают для человека); динамичность (личностно значимые знания всегда мотивированы и потому движимы потребностью учащихся к их углублению и расширению, следовательно, они изменяются и характеризуются незавершенностью)11.

Ценностный материал с позиции педагогического дизайна требует от разработчика такого учебного продукта, который максимально «приближается» к обучающемуся, направлен на его самореализацию: контент не задан заранее, направление определяется самой личностью, оценка более субъективна, поскольку связана не с количественным критерием, а с качественным процессом (для оценки рекомендуется вместо стандартных письменных тестов использовать записи, наброски, журналы наблюдений и готовые проекты).

В ходе использования средств педагогического дизайна в целях формирования ценностных ориентаций личности необходимо учитывать, что знания должны формироваться через сотрудничество, совместное конструирование, а не соревнование. При этом оценивается процесс рассуждений, а не их правильность, создаются условия для самоуправляемого активного познания (формирование мотивации и цели познания, установление связи познавательной деятельности с реальной жизнью обучающихся, инициирование дискуссии обучающимися, предложение ими своих идей); важно осуществление и индивидуального подхода, выбора форм и методов обучения. Воспитательный результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.

Педагогический дизайн содержит в себе огромный нравственный ценностный потенциал и может способствовать формированию ценностных ориентаций личности. В этой связи для дальнейшего исследования мы видим педагогический дизайн как средство, запускающее комплексный творческий процесс организации воспитательного процесса, направленного на раскрытие индивидуальных способностей каждого, способствующего становлению и воспитанию, развитию ценностных ориентиров.

Формирование нравственных ценностных ориентаций личности средствами педагогического дизайна наиболее эффективно при следующих условиях: личный пример значимых людей; приобщение к ценностям как гибкая и открытая система, оставляющая пространство для жизнетворчества; активная личностная позиция в процессе формирования ценностных ориентаций; стимулирование к творческой деятельности.

Таким образом, процесс формирования и развития ценностных ориентаций личности может активизироваться путем использования средств педагогического дизайна, которые содержат ценностный потенциал, обогащают нравственные и эстетические идеи, выраженные в различных образах, которые могут оставить в сознании человека глубокий след, утвердить общечеловеческие нравственные основы в мировоззрении личности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. С. 9.

2 См.: Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие. М., 2003. С. 128.

3 См.: Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: Моногр. Кемерово, 2000.

4 См.: ABBYY Lingvo [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lingvo-online.ru/en (дата обращения: l9.01.2015).

5 Merrill M.D., Drake L., Lacy M. J., Pratt J. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1996. № 36 (5). Р. 5-7 [Электронный ресурс]. URL: http://mdavidmerrill.com/ Papers/Reclaiming.PDF С.5 (дата обращения: 14.02.2014).

6 Краснянский М.Н., Радченко И.М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих ау-диовидеоматериалов: Учеб.-метод. пособие. Тамбов, 2006. С. 5.

7 Там же.

8 См.: Тихомирова Е. 800 слов про педагогический дизайн [Электронный ресурс]. URL: http://www.trainings.ru/library/ articles/?id=11059 (дата обращения: 17.03.2012).

9 См.: Driscoll M.P. Psychology of learning for instruction. Boston, 1994. P. 322.

10 См.: Мисюкевич А.Н. Дизайн-проектирование в системе эстетической подготовки студентов // Педагогический дизайн: Материалы науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 26-27 окт. 2004 г.). СПб., 2004. С. 144-148.

11 См.: Даутова О.Б. Теоретические основы становления самосознания учащихся в образовательном процессе: Мо-ногр. СПб., 2000. С. 97-98.

1 Standarty vtorogo pokolenija. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii. M., 2009. S. 9.

2 Sm.: Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuju aksiologiju: Ucheb. posobie. M., 2003. S. 128.

3 Sm.: Janickij M.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaja sistema: Monogr. Kemerovo, 2000.

4 Sm.: ABBYY Lingvo [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. lingvo-online.ru/en (data obrashhenija: 19.01.2015).

5 Merrill M.D., Drake L., Lacy M. J., Pratt J. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1996. № 36 (5). R. 5-7 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://mdavidmerrill.com/ Papers/Reclaiming.PDF S.5 (data obrashhenija: 14.02.2014).

6 Krasnjanskij M.N., Radchenko I.M. Osnovy pedagogicheskogo dizajna i sozdanija mul'timedijnyh obuchajushhih audiovideomaterialov: Ucheb.-metod. posobie. Tambov, 2006. S. 5.

7 Tam zhe.

8 Sm.: Tihomirova E. 800 slov pro pedagogicheskij dizajn [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.trainings.ru/library/ articles/?id=11059 (data obrashhenija: 17.03.2012).

9 Sm.: Driscoll M.P. Psychology of learning for instruction. Boston, 1994. P. 322.

10 Sm.: Misjukevich A.N. Dizajn-proektirovanie v sisteme jesteticheskoj podgotovki studentov // Pedagogicheskij dizajn: Materialy nauch.-prakt. konf. (Sankt-Peterburg, 26-27 okt. 2004 g.). SPb., 2004. S. 144-148.

11 Sm.: Dautova O.B. Teoreticheskie osnovy stanovlenija samosoznanija uchashhihsja v obrazovatel'nom processe: Monogr. SPb., 2000. S. 97-98. m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.