Научная статья на тему 'Основное содержание, генезис и сущность правовой доктрины'

Основное содержание, генезис и сущность правовой доктрины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
858
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / LEGAL DOCTRINE / LEGAL POLICY / MECHANISM OF STATE / LEGISLATIVE POWER / LEGISLATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гильмуллин Айнур Разифович

Рассмотрена одна из наиболее спорных проблем правовой жизни современной России, а именно правовая доктрина и ее место в механизме российского государства. Определена позиция: в каждый исторический период духовных и философских поисков народа, отражающихся в сотворении нечто нового и фундаментального, неизбежно рождается мысль, которая становится определяющим вектором развития определенного исторического периода. И лишь по прошествии времени эти мысленные формы переходят в иное и кардинально новое содержание: в форму доктрины, обусловливающей дальнейшее исследование столпов этой цивилизации и расширение толкования догм, задевая и духовность, и нравственность, и правовое сознание, и правовую культуру. При проведении исследования содержания, генезиса и сущности правовой политики сделан вывод, что правовая доктрина как таковая непрерывно диверсифицировано развивается и взаимодействует не только с плоскостью правовых наук, но и с иными гуманитарными науками; поскольку сама доктрина, даже как дефиниция, представляет собой определенный комплекс знаний, систематизированных и представленных в том или ином ключе. Исходя из проведенного исследования, отмечено, что правовая доктрина, будучи связана практически со всеми правовыми явлениями нашей действительности, есть также необходимая составляющая механизма государства. Ведь государство, развиваясь и функционируя по тем же законам, что и правовая доктрина, само по себе нуждается в научно обоснованных направлениях своего дальнейшего движения и развития, а правовая доктрина как раз и нацелена в своем содержании на подобную цель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CONTENT, GENESIS AND ESSENCE OF LEGAL DOCTRINE

One of the most controversial problems of legal life of modern Russia, namely, the legal doctrine and its place in the mechanism of the Russian state are considered. The position that in every historical period of theological and philosophical speculation of the people, reflected in the creation of something new and fundamental, inevitably comes the thought, which becomes the defining vector of development of a certain historical period is defined. And only in some period of time these thought forms are transferred into a different and radically new content: in the form of doctrine, causing a further study of the pillars of this civilization and the expansion of the interpretation of dogmas, touching and spirituality, and the morality and legal consciousness and legal culture. Conducting the study, the genesis and essence of legal policy, the conclusion is made that legal doctrine as such continuously develops diversified and interacts not only with the plane of legal sciences, but also with other humanitarian sciences; because the doctrine, even as the definition, is a defined body of knowledge, systematized and presented in a particular key. Based on the conducted research, it is emphasized that legal doctrine being associated with almost all legal phenomena of our reality, there is also an essential part of the machinery of the state. Because the state, developing and functioning under the same laws and legal doctrine, needs in science-based direction its further movement and development, and legal doctrine is focused in its content on such target.

Текст научной работы на тему «Основное содержание, генезис и сущность правовой доктрины»

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.13

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ

© Айнур Разифович ГИЛЬМУЛЛИН

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и истории государства и права, e-mail: [email protected]

Рассмотрена одна из наиболее спорных проблем правовой жизни современной России, а именно правовая доктрина и ее место в механизме российского государства. Определена позиция: в каждый исторический период духовных и философских поисков народа, отражающихся в сотворении нечто нового и фундаментального, неизбежно рождается мысль, которая становится определяющим вектором развития определенного исторического периода. И лишь по прошествии времени эти мысленные формы переходят в иное и кардинально новое содержание: в форму доктрины, обусловливающей дальнейшее исследование столпов этой цивилизации и расширение толкования догм, задевая и духовность, и нравственность, и правовое сознание, и правовую культуру. При проведении исследования содержания, генезиса и сущности правовой политики сделан вывод, что правовая доктрина как таковая непрерывно диверсифицировано развивается и взаимодействует не только с плоскостью правовых наук, но и с иными гуманитарными науками; поскольку сама доктрина, даже как дефиниция, представляет собой определенный комплекс знаний, систематизированных и представленных в том или ином ключе. Исходя из проведенного исследования, отмечено, что правовая доктрина, будучи связана практически со всеми правовыми явлениями нашей действительности, есть также необходимая составляющая механизма государства. Ведь государство, развиваясь и функционируя по тем же законам, что и правовая доктрина, само по себе нуждается в научно обоснованных направлениях своего дальнейшего движения и развития, а правовая доктрина как раз и нацелена в своем содержании на подобную цель.

Ключевые слова: юридическая доктрина; правовая политика; механизм государства; законодательная власть; законотворческий процесс.

В каждый исторический период духовных и философских поисков народа, отражающихся в сотворении нечто нового и фундаментального, неизбежно рождается мысль, которая становится определяющим вектором развития определенного исторического периода. И лишь по прошествии времени эти мысленные формы переходят в иное и кардинально новое содержание: в форму доктрины, обусловливающей дальнейшее исследование столпов этой цивилизации и расширение толкования догм, задевая и духовность, и нравственность, и правовое сознание, и правовую культуру.

Правовая доктрина, к примеру, в законодательной ветви власти используется, как мы все прекрасно понимаем, для лучшего, грамотного и менее проблемного, если можно

так сказать, законодательства для наших граждан. Ведь без научного, а вернее, без доктринально осознанной базы невозможно появление хотя бы сколько-нибудь адекватных правовых норм. Но попутно отметим, что если рассматривать право в сугубо формально юридическом ключе, то нормы законодательства могут быть приняты и без док-тринального исследования проблемы, но вот истинно ли они будут правовыми - это вопрос [1]. Правовая доктрина как таковая помогает законодательным органам практически на любом уровне отфильтровать и аккумулировать наиболее значимые общественные запросы и изложить их в правовой форме, чтобы затем граждане могли воспринимать издаваемые законы и подзаконные акты, которые благодаря именно доктриналь-

ным исследованиям стремятся быть наиболее приближенными к общественному сознанию того или иного государства. Ведь, как известно, самые лучшие законы - это такие, каким люди сами желают подчиняться и выполнять. А прийти к такому практически идеальному механизму как без ученых, так и без обычных граждан невозможно. Именно благодаря множественности сознания, точнее его форм, и создается правовое пространство, слаженный механизм государства (будь то три ветви власти: законодательная, исполнительная или судебная, либо Президент РФ, прокуратура, Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы) и прочие элементы, которые своей сущностью привязаны социумом и правовыми предпосылками с доктринальными воззрениями [2].

Неотъемлемым и необходимым элементом правовой доктрины и ее взаимосвязи с правотворчеством, а также с правоприменением является такой фактор, как сила общественного сознания. Здесь мы считаем необходимым рассмотреть аспекты многоканального взаимодействия общественного мнения, правовой доктрины и механизма Российского государства. Что же мы понимаем под такой связью? Сущность данного положения заключается в весьма явном положении разрабатываемого законодательства, явность которого выражается именно в общественных тенденциях и запросах, которые, проходя либо не проходя через различные экспертные фильтры (отметим, что мы говорим не о конкретной гражданской законодательной инициативе, процедура принятия которой четко установлена, а о самой идее перемен или модернизации той или иной отрасли либо конкретных норм), доходят до соответствующих субъектов и принимают легальную формулировку.

Начиная рассматривать тематику содержания, генезиса и сущности правовой доктрины, мы неизбежно будем сталкиваться с тем, что правовая доктрина как таковая непрерывно развивается и взаимодействует не только с плоскостью правовых наук, но и с иными гуманитарными науками; поскольку сама доктрина даже как дефиниция представляет собой определенный комплекс знаний, систематизированных и представленных в том или ином ключе. Но про все тонкости сущности правовой доктрины мы изложим

постепенно. Семантичность юридической доктрины в современном мире затрагивается в различных областях правового регулирования как правоприменительного, так и законотворческого процессов. Как справедливо отмечается в научной литературе - отсутствие юридической доктрины принесет лишь несогласованность для законотворчества и юридической практики, станет сломом правовой теории, правовой жизни, которые будут формироваться для реализации сиюминутных задач, теряя перспективность и системность в юридической деятельности [3, с. 8]. Ведь законотворческий процесс требует для своей жизни не только правовые категории и дефиниции, а нуждается в фундаментальных положениях, в векторах развития, в методологической основе и принципах организации и деятельности механизма государства, а получить все это возможно лишь из правовой доктрины. Правоприменительная практика в свою очередь склоняется в сторону правовой доктрины, к ее выводам и аксиомам. Следует указать и на то, что правовая доктрина завязана и с таким явлением, как правовая политика государства, т. к. они выступают «внешним каркасом» для продвижения взглядов и принципов.

Имея множество наработок по тематике правовой или юридической доктрины, мы постараемся выявить наиболее очевидные характерные черты и признаки правовой доктрины, стараясь пронести мысль, что доктрина есть нечто динамическое и развивающееся, привносящее в правовую жизнь новые вектора развития и роста.

Юридическая доктрина как источник права выполняет ряд значимых функций, которые можно выразить следующим образом:

1) доктрина воздействует на сознание законодателей;

2) именно в доктрине разрабатываются юридические термины и конструкции, которые применяются в юридической жизни;

3) юридическая доктрина направляет юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

4) в юридической доктрине присутствует вектор развития институтов государства и права.

Чисто в терминологическом ключе под «доктриной» подразумевается и применяется несколько значений, а именно, доктрина мо-

жет выступать как наука изучения права, доктрина может выступать и как особый источник права (в рамках формы выражения правовых норм), а также доктрина может использоваться как наименование особого вида правового документа [4; 5]. Но в нашей действительности эти значения смешиваются (т. е. смешение науки и источника). Как отмечается в научной литературе, подобное смешение возникает из-за целого ряда обстоятельств, истоки которых кроются опять-таки в римском праве, а именно, юридическая наука в римском праве выступала в форме существования права и выражения права, и в виде идеального источника права [6, с. 198; 7]. Исходя из этой данности, нам придется делать акцент на том или ином значении, но в общей массе мы будем понимать под правовой доктриной разработанные и концептуально обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве.

Как отмечается современниками, юридическая доктрина представляет особое правовое явление, которому свойственно наличие особого языка изложения правовой информации правовых конструкций, специфические формулировки положений доктрины (в виде аксиом, дефиниций, принципов, презумпций и т. п.), а также для правовой доктрины характерна бездокументарная форма выражения [8, с. 8]. Но в данном случае подобная характеристика правовой доктрины и доктрины как таковой тоже носит двоякость: способ формулировки положений - как признак формы права, а бездокументарность -как признак науки.

Существует и несколько иной взгляд на юридическую доктрину. В одной из своих работ С.В. Батурин, давая определение юридической доктрины, выдвинул следующее определение: «это система идей, взглядов и положений основополагающего концептуального характера, которые разрабатываются юридической наукой, опосредованной юридической практикой и которые в силу этого имеют общезначимый характер для правовой системы, т. к. основываются на общепризнанных принципах и ценностях, опережая закономерности и тенденции государственно-правового развития страны, разделяются авторитетным мнением ученых-юристов и, таким образом, формулируют определенный

тип правопонимания, в соответствии с которым функционирует Российская правовая система» [9, с. 24]. Подобное понимание правовой доктрины, как видится, характерно для его широкого толкования. Но стоит уделить внимание тому аспекту, что автор трактует доктрину не как юридическую науку во всем своем многообразии, а лишь как системную и концептуальную идею, носящую на себе отпечаток типа правопонимания. В свою очередь, подобный подход слишком преувеличивает роль доктрины, говоря, что на доктрине функционирует правовая система, но это не совсем верно: правовая система функционирует на паритетных началах с самим правом, выраженным через его институты. Правовая доктрина способствует формированию правовой системы, к примеру, через такую форму выражения, как законодательство, но никак не существует как прямая взаимозависимая система правовая доктрина -правовая система1.

На современном этапе научной мысли для разделения трактовки доктрины как науки от доктрины как формы права закономерно перечислить те признаки, которые уста-

1 Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих взаимоотношения в обществе, и характеризующих уровень и особенности его правового развития. Широкий фило-софско-социологический взгляд на право позволяет рассматривать его как систему. Как и право, правовая система есть конкретное и четкое явление реальной жизни. Она всегда имеет конкретное содержание и особую форму, благодаря чему правовая система той или иной страны является узнаваемой. В западной теории права понятие правовой системы используется преимущественно в сравнительном правоведении или т. н. компаративистике. При этом словосочетания «правовая семья», «семья систем права», «правовая система» воспринимаются как условные для обозначения соответствующих правовых феноменов. В отечественную науку это понятие вошло сравнительно недавно. При этом его назначение заключается в том, чтобы отобразить право как систему норм, правовую деятельность, правовую идеологию и др. С учетом этого содержанием правовой системы охватываются следующие аспекты:

1) институциональный - право, выраженное в нормах, институтах, субинститутах, подотраслях, отраслях;

2) организационно-структурный - правовые учреждения, обеспечивающие действие права;

3) поведенческий - право, выраженное в правовой деятельности, юридической практике;

4) духовно-культурный - право, представленное правовой идеологией, правовой культурой в целом [10].

навливаются для данного разногласия. Так, в основном выделяют семь признаков, которые и помогают, указывая на природу, относить доктрину к определенным понятийным категориям. Как источник права доктрина характеризуется следующими признаками:

1) обладает юридической силой, тем самым выступает общеобязательной;

2) в основном индивидуализирована, говоря об авторстве доктрины;

3) сфера реализации - правовая политика, но в некоторых правопорядках реализуется и через судебную практику;

4) доктрина характеризуется подкреп-ленностью правовыми традициями и правовой семьей;

5) доктрина должна быть наполнена исключительно правовым содержанием, т. к. религиозный элемент может присутствовать, к примеру, в семье мусульманского права;

6) необходимо сочетать теорию и юридическую практику, что предполагает в рамках англо-саксонской правовой семьи значительную роль судейском корпусу [11];

7) доктрина должна быть устойчива и обладать определенностью (этот признак выступает, как отмечается, условием признания доктрины источником права) [9, с. 25].

С позиции этимологии слова, «доктрина» в представлении большинства ученых понимается как «учение, теория» и происходит от латинского слова 'Уосеге", что значит учить. Но наиболее широкое понимание и трактовку правовой доктрины можно выразить как особую рациональную систему знаний, теорий и концепций, отражающих действительность и связанных своим существованием с представлениями об устройстве процессов и явлений права и государства.

В правоведении правовая доктрина может пониматься в трех ипостасях:

1) как юридическая наука, т. е. система представлений о праве, его социальном назначении (отдельная отрасль юридического знания);

2) в значении учения о наличном или существовавшем праве;

3) в качестве господствующих в обществе идей о праве, выступающих составной частью государственной идеологии и правосознания [12, с. 12].

«Юридическая доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные

учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные право положения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (ро-мано-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права» [13].

Некоторые авторы, говоря о правовой доктрине, отмечают ее атрибутивные показатели, так, С.В. Бошно упоминает и такой отличительный аспект, что доктрина, отличаясь от науки, несет в себе отражение личности, ассоциируясь с личностью автора и его авторитетностью, не всегда отражает множественность представлений [14]. По нашему же представлению, доктрина в своей природе должна в первую очередь отличаться множественностью представленных идей и конструкций, чем изобилием авторитетных ученых и их громких имен, что в своей степени в определенных случаях есть необходимость.

Важнейшая отличительная черта правовой доктрины отражается в том, что для нее краеугольным камнем вступает возможность ее реализации в практической плоскости, в отличие от научной сферы, для которой главенствующее - «истинность исследований» и получаемых результатов. В доктрине как таковой проблемность истины не ставится вовсе, ведь, как уже отмечалось, «доктрина должна быть признана и определена» и о ее правильности или неправильности говорить не следует, т. к. доктрина - это идеи и установления, которые могут или не могут быть проверены на практике, а значит и проследить путь развития и верность или неверность предположений и идей возможно также в доктринальном воззрении. Признание доктрины возможно осуществить через ее практическую реализацию, а истинность -это тема для более глубокого изучения как раз в доктринальной плоскости.

Правовая доктрина может быть выражена через абсолютно различные моменты, часть из которых в силах сблизить доктрину и ее понимание с категорией «источник права». Предполагается, что и доктрина, и различные правовые обычаи представлены деятельностью отдельных субъектов, признание силы за таковыми возможно произойти и без публичного объявления: доктрина и правовые обычаи принимаются либо не принимаются государством и его институтами, а следовательно, и реализация правовой доктрины возможна без давления государства. Но стоит заострить внимание на том, что доктрина может приобрести определенный статус в государстве через ее признание и, что немаловажно, с наличием правового содержания (неправовые идеи признаны быть не могут в правовом государстве по определению). Еще немаловажен такой аспект, когда правовая доктрина и правовой обычай либо взаимодополняют друг друга, либо правовой обычай выступает продолжением правовой доктрины вне зависимости от признания или непризнания правовой доктрины. Но еще раз подчеркнем, что для нормальной реализации и правовой доктрины, и для правового обычая необходимо его правовое содержание, в противном случае за обычаем останется статус бытового, а не правого, а доктрина будет выступать лишь как юридическая наука. В некоторых источниках указывается то, что правовая доктрина может приобретать особую форму - форму традиций [15, с. 14].

В понимании юридической доктрины большое значение имеют исторические аспекты, которые мы более подробно осветим далее, а здесь отметим то, что, говоря о правовой доктрине в современном ключе, нам безусловно приходится учитывать различные факторы, которые повлияли на становление и развитие правовой доктрины. Еще раз обратим внимание на то, что значение юридической доктрины в современном мире наиболее затрагивается в таких областях правового регулирования, как правоприменение и законотворчество. И такое происходит не только в положительном, но и в негативном ключе. Различия подобного толка вызваны тем, что в одной плоскости отношений правовые нормы не способны урегулировать определенные общественные отношения, а в другой - через коллизии и пробельность законов

лишь сама правовая доктрина способна построить эти самые отношения. Но о применении законодательства в рамках различных ветвей власти мы поговорим отдельно. А сейчас продолжим исследование юридической доктрины в более методологическом ключе.

Продолжая изучение признаков и отличительных особенностей правовой доктрины, отметим, что в рамках сопоставления правовой доктрины и прецедентного права в англо-саксонской правовой семье данные категории как формы источников совпадают. Это объясняется тем, что главным движущим фактором выступает действие юристов-практиков, а не юристов-ученых, как в романо-германской правовой семье. Следовательно, значение юридической жизни в государстве необходимо воспринимать как одну из основ доктринальных воззрений. Но одновременно отметим, что переход от одной формы в другую (из юридической практики в доктри-нальную форму и наоборот) зависит от различных факторов.

Достаточно своевременно указать на то, что правовая доктрина и ее положения в некоторых случаях выступают первоосновой для правовых принципов. Ведь, по определению, принципы права - это исходные начала, идеи, определяющие сущность права как такового. Все мы прекрасно понимаем, что принципы могут стать элементами правовой доктрины, но возможно и наоборот. Именно у правовых принципов возможно проследить их генезис по тем же основаниям, что и правовая доктрина, а именно, принципы, будучи концептуально обоснованы и закреплены в научных источниках, вполне могут перейти в плоскость законодательную, не изменив свое значение и суть. Но данное предположение вступает в диссонанс, говоря о принципах, как о равных правовой доктрине. Поэтому данное положение всего лишь наше субъективное оценочное суждение. Но что делать с теми нормативными актами, которые существуют на данный момент, но в них принципы не прописаны, а действие принципов сохраняется и исполняется.

Подводя итог, считаем необходимым обратить наше внимание на то, что как правовая доктрина, так и доктрина вообще - достаточно сложная система, обладающая непередаваемым собственным генезисом и вы-

ступающая регулятором абсолютно различных отношений. Поэтому доктрина как совокупность идей, принципов, положений, абстрактных конструкций и персональных взглядов концептуального положения, разработанных и установленных учеными по тем или иным явлениям нашего мира, выступает вектором развития не только для правовой науки, но и для всего околоправового движения.

В своей сущности правовая доктрина представлена не как что-то абстрактное и эфемерное: правовая доктрина нацелена на построение в концептуальном ключе как правовых конструкций, так и прочих институтов напрямую или опосредованно взаимозависимых с государственным строительством и развитием социума.

Рассматривая тематику содержания, генезиса и сущности правовой доктрины, мы неизбежно столкнулись с тем, что правовая доктрина как таковая непрерывно диверсифицировано развивается и взаимодействует не только с плоскостью правовых наук, но и с иными гуманитарными науками; поскольку сама доктрина даже как дефиниция представляет собой определенный комплекс знаний, систематизированных и представленных в том или ином ключе. Исходя из всего вышеизложенного, подчеркнем, что правовая доктрина, будучи связана практически со всеми правовыми явлениями нашей действительности, есть также необходимое составляющее механизма государства. Ведь государство, развиваясь и функционируя по тем же законам, что и правовая доктрина, само по себе нуждается в научно обоснованных направлениях своего дальнейшего движения и развития, а правовая доктрина как раз и нацелена в своем содержании на подобную цель.

1. Пузиков Р.В., Князева Ж.В. Правовой закон: понятие, сущность, источники. Тамбов, 2006.

2. Королев Е.С. Теоретико-правовые аспекты формирования общественного мнения в контексте региональных вопросов и средств реализации правовой политики // Regionalizacja prawo innowacyjnosc. Zeszyt 11. Seria Administracja spoleczenstwo / red. nauk. T. Okrasa. Warszawa, 2014. S. 197-214.

3. Российская юридическая доктрина в XXI в.: проблемы и пути их разрешения: научно-прак-

тическая конференция / под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 09.09.2000 г. № Пр-1895). Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120. Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

6. Сас Д.В., Шагиева Р.В. Юридическая наука как источник права // Тенденции развития государства, права и политики в России и мире: материалы Международной научно-практической конференции. Калуга, 2008.

7. Сас Д.В. Источники права в римской правовой традиции и их современное развитие: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

8. Пузиков Р.В. Юридическая доктрина в сфере правового регулирования: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2003.

9. Сулейманов Б.Б. Методологические аспекты правовой доктрины // Доктрина права. Тамбов; Саратов, 2009. № 1-2 (2-3).

10. Элементарные начала общей теории права / под общ. ред. В.И. Червонюка. Право и закон. М., 2003. С. 163-187.

11. Егоров А.В. Правовая доктрина как объект сравнительного права // Право и политика. 2004. № 9. С. 11-14.

12. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2007.

13. Кочан Л.А. Юридическая доктрина. Красноярск, 2014.

14. Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права // Журнал российского права. М., 2003. № 12. С. 70-79.

15. Егоров А.В. Правовая доктрина как объект сравнительного права // Право и политика. 2004. № 9.

1. Puzikov R.V., Knyazeva Zh.V. Pravovoy zakon: ponyatie, sushchnost', istochniki. Tambov, 2006.

2. Korolev E.S. Teoretiko-pravovye aspekty formirovaniya obshchestvennogo mneniya v kontekste regional'nykh voprosov i sredstv realizatsii pravovoy politiki // Regionalizacja prawo innowacyjnosc. Zeszyt 11. Seria Administracja spoleczenstwo / red. nauk. T. Okrasa. Warszawa, 2014. S. 197-214.

3. Rossiyskaya yuridicheskaya doktrina v XXI v.: problemy i puti ikh razresheniya: nauchno-prakticheskaya konferentsiya / pod red. A.I. Demidova. Saratov, 2001.

4. Doktrina informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (utv. Prezidentom RF ot 09.09.2000 g. № Pr-1895). Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

5. Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 g. № 120. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

6. Sas D.V., Shagieva R.V. Yuridicheskaya nauka kak istochnik prava // Tendentsii razvitiya gosudarstva, prava i politiki v Rossii i mire: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kaluga, 2008.

7. Sas D.V. Istochniki prava v rimskoy pravovoy traditsii i ikh sovremennoe razvitie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006.

8. Puzikov R.V. Yuridicheskaya doktrina v sfere pravovogo regulirovaniya: problemy teorii i praktiki: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Tambov, 2003.

9. Suleymanov B.B. Metodologicheskie aspekty pravovoy doktriny // Doktrina prava. Tambov; Saratov, 2009. № 1-2 (2-3).

10. Elementarnye nachala obshchey teorii prava / pod obshch. red. V.I. Chervonyuka. Pravo i zakon. M., 2003. S. 163-187.

11. Egorov A.V. Pravovaya doktrina kak ob"ekt sravnitel'nogo prava // Pravo i politika. 2004. № 9. S. 11-14.

12. Vasil'ev A.A. Pravovaya doktrina kak istochnik prava: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnoyarsk, 2007.

13. Kochan L.A. Yuridicheskaya doktrina. Krasnoyarsk, 2014.

14. Boshno S.V. Doktrina kak forma i istochnik prava // Zhurnal rossiyskogo prava. M., 2003. № 12. S. 70-79.

15. Egorov A.V. Pravovaya doktrina kak ob"ekt sravnitel'nogo prava // Pravo i politika. 2004. № 9.

Поступила в редакцию 25.11.2015 г.

UDC 340.13

THE MAIN CONTENT, GENESIS AND ESSENCE OF LEGAL DOCTRINE

Aynur Razifovich GILMULLIN, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and State History and Law Department, e-mail: [email protected]

One of the most controversial problems of legal life of modern Russia, namely, the legal doctrine and its place in the mechanism of the Russian state are considered. The position that in every historical period of theological and philosophical speculation of the people, reflected in the creation of something new and fundamental, inevitably comes the thought, which becomes the defining vector of development of a certain historical period is defined. And only in some period of time these thought forms are transferred into a different and radically new content: in the form of doctrine, causing a further study of the pillars of this civilization and the expansion of the interpretation of dogmas, touching and spirituality, and the morality and legal consciousness and legal culture. Conducting the study, the genesis and essence of legal policy, the conclusion is made that legal doctrine as such continuously develops diversified and interacts not only with the plane of legal sciences, but also with other humanitarian sciences; because the doctrine, even as the definition, is a defined body of knowledge, systematized and presented in a particular key. Based on the conducted research, it is emphasized that legal doctrine being associated with almost all legal phenomena of our reality, there is also an essential part of the machinery of the state. Because the state, developing and functioning under the same laws and legal doctrine, needs in science-based direction its further movement and development, and legal doctrine is focused in its content on such target.

Key words: legal doctrine; legal policy; mechanism of state; legislative power; legislative process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.